Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Назначение искры на ВАЗ 2106, причины её отсутствия и устранение неисправностей

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Работа силового агрегата ВАЗ 2106 неразрывно связана с образованием искры, на которую влияют практически все элементы системы зажигания. Появление неисправностей в системе отражается в виде проблем с двигателем: появляются троения, рывки, провалы, плавающие обороты и т д. Поэтому при первых симптомах нужно найти и устранить причину неисправности, которые каждый владелец Жигулей может сделать своими руками».

Нет искры на ВАЗ 2106

Искрообразование – важный процесс, обеспечивающий запуск и стабильную работу силового агрегата, за который отвечает система зажигания. Последний может быть контактным или бесконтактным, но суть работы остается прежней – обеспечить образование и распространение искры на нужный цилиндр в определенный момент времени. Если этого не происходит, двигатель может либо вообще не запускаться, либо работать с перебоями. Поэтому, какой должна быть искра и каковы могут быть причины ее отсутствия, стоит остановиться подробнее.

Зачем нужна искра

Поскольку ВАЗ 2106 и прочая «классика» имеют двигатель внутреннего сгорания, работа которого обеспечивается сгоранием топливно-воздушной смеси, для воспламенения последней необходима искра. Для этого автомобиль оснащается системой зажигания, основными элементами которой являются свечи, высоковольтные провода (ВН), выключатель-распределитель и катушка зажигания. От работоспособности каждого из них зависит как искрообразование в целом, так и качество искры. Принцип получения искры достаточно прост и сводится к следующим действиям:

  1. Расположенные в трамблёре контакты обеспечивают подачу низкого напряжения на первичную обмотку высоковольтной катушки.
  2. Когда контакты размыкаются, на выходе катушки индицируется высокое напряжение.
  3. Высоковольтное напряжение по центральному проводу поступает на распределитель зажигания, посредством которого происходит раздача искры по цилиндрам.
  4. В головке блока на каждый цилиндр установлена свеча зажигания, на которую по ВВ проводам подаётся напряжение, вследствие чего образуется искра.
  5. В момент появления искры горючая смесь воспламеняется, обеспечивая работу мотора.

Образование искры для воспламенения горючей смеси обеспечивает система зажигания

Какая должна быть искра

Нормальная работа двигателя возможна только при качественной искре, что определяется по цвету, который должен быть ярко-белым с голубым оттенком. Если искра фиолетовая, красная или желтая, это говорит о проблемах в системе зажигания.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Хорошая искра должна быть мощной и иметь ярко-белый с голубым оттенком цвет

Признаки плохой искры

Искра может быть плохой или вовсе отсутствовать. Поэтому нужно выяснить, какие симптомы возможны и что может быть причиной проблем с искрообразованием.

Нет искры

Полное отсутствие искры проявляется невозможностью запустить мотор. Причин такого явления может быть немало:

  • мокрые или вышедшие из строя свечи зажигания;
  • повреждённые ВВ провода;
  • обрыв в катушке;
  • неполадки в трамблёре;
  • поломка датчика Холла либо коммутатора (на авто с бесконтактным распределителем).

Видео: поиск искры на «классике»

https://www.youtube.com/embed/GZYWSqxiwhU

Слабая искра

Мощность искры также оказывает существенное влияние на работу силового агрегата. Если искра слабая, горючая смесь может воспламениться раньше или позже, чем необходимо. В результате снижается мощность, увеличивается расход топлива, возникают ошибки в разных режимах, а также двигатель может троить.

Троение — процесс, при котором один из цилиндров силовой установки работает с перебоями либо вовсе не работает.

Одной из причин слабой искры является неправильный зазор контактной группы распределителя зажигания. У классических Жигулей этот параметр составляет 0,35–0,45 мм. Зазор меньше этого значения приводит к слабой искре. Большее значение, при котором контакты в трамблере замыкаются не полностью, может привести к полному отсутствию искры. Помимо контактной группы, нельзя упускать из виду и другие компоненты системы зажигания.

Это может быть интерено  Самостоятельный ремонт и замена блока предохранителей на ВАЗ 2107 карбюратор и инжектор

Зазор между контактами проверяем щупом и если нужно регулируем

Возможна недостаточно мощная искра, например при обрыве свечных проводов, т.е когда часть энергии уходит на землю. То же самое может произойти и со свечой, когда она пробивает изолятор или на электродах образуется значительный слой нагара, препятствующий пробою искры.

Искра не на тот цилиндр

Достаточно редко, но бывает, что искра есть, но подается не в тот цилиндр. При этом двигатель работает нестабильно, троит, стреляет в воздушный фильтр. В этом случае ни о какой нормальной работе двигателя не может быть и речи. Причин такого поведения может быть немного:

  • перепутаны ВВ провода на крышке распределителя;
  • неправильно установлена крышка на трамблёре;
  • неверно подключены свечные провода к свечам.

Последний пункт хоть и маловероятен, так как длина высоковольтных кабелей разная, но его все же следует учитывать при возникновении проблем с розжигом. Вышеуказанные причины обычно возникают из-за неопытности. Поэтому при ремонте системы зажигания будьте внимательны и подключайте ВВ провода в соответствии с нумерацией на крышке распределителя.

Номера на крышке трамблёра соответствуют номеру цилиндра, на который должен подключаться высоковольтный провод

Поиск неисправности

Устранение неисправности системы зажигания ВАЗ «шестерка» необходимо проводить методом исключения, проверяя последовательно поэлементно. На этом стоит остановиться подробнее.

Проверка АКБ

Поскольку аккумулятор является источником питания при запуске автомобиля, то стоит начать диагностику именно с проверки этого узла. Ошибка аккумулятора появляется при попытке запустить двигатель. В этот момент индикаторы на панели приборов гаснут. Причина может быть как в плохом контакте на самих клеммах, так и просто в слабом заряде аккумулятора. Поэтому следует проверить состояние клемм и при необходимости очистить, подтянуть. Для предотвращения окисления в дальнейшем рекомендуется покрыть контакты графитовым покрытием. Если аккумулятор разряжен, он заряжается правильным устройством.

При окислении клемм на аккумуляторе, возможны проблемы как с пуском двигателя, так и с образованием искры

Свечные провода

Следующим элементом, который необходимо проверить на наличие проблем с искрой, являются высоковольтные провода. При внешнем осмотре кабели не должны иметь повреждений (трещин, разрывов и т.п.). Чтобы оценить, идет искра по проводу или нет, нужно снять наконечник со свечи и поместить его вплотную к массе (5-8 мм), например, возле блока двигателя, и провернуть стартер на несколько секунд.

Для проверки свечных проводов необходимо снять колпачок кабеля и приблизить его к массе, после чего прокрутить стартером

В этот момент должна выскочить тяжелая искра. Отсутствие таковой укажет на необходимость проверки высоковольтной катушки. Поскольку на слух невозможно определить, какой из цилиндров не искрит, проверку следует производить по очереди со всеми проводами.

Видео: диагностика ВВ проводов мультиметром

https://www.youtube.com/embed/qudSupLmfBo

Свечи зажигания

Свечи хоть и редко, но все же выходят из строя. Если возникает неисправность, то с одним элементом, а не со всеми сразу. Если на свечах есть искра, откручиваем ГБЦ «шестерки» для проверки самих свечей и надеваем тросик ВВ. Массы касаются металлического корпуса фонаря и вращают стартер. Если световой элемент исправен, между электродами проскакивает искра. Однако он может отсутствовать и на исправной свече зажигания, когда электроды залиты топливом.

На мокрой свече искра не будет образовываться или она будет довольно слабой

В этом случае деталь необходимо просушить, например на газовой плите, либо установить другую. Кроме того, рекомендуется проверять зазор между электродами щупом. Для контактной системы зажигания он должен быть 0,5-0,6 мм, для бесконтактной — 0,7-08 мм.

Зазор между контактами свечей должен составлять 0,5–0,6 мм для контактного зажигания и 0,7–0,8 мм — для бесконтактного
Замену свечей рекомендуется проводить каждые 25 тыс. км. пробега.

Катушка зажигания

Для проверки высоковольтной катушки необходимо снять центральный кабель с крышки распределителя. Вращая стартер проверяем есть ли искра так же как и с ВВ проводами. Если искра есть, значит катушка исправна и проблему следует искать в другом месте. При отсутствии искры проблема возможна как с самой катушкой, так и с цепью низкого напряжения. Для диагностики рассматриваемого устройства можно воспользоваться мультиметром. Для этого:

  1. Щупы подключаем к прибору, включенному на предел измерения сопротивления, к первичной обмотке (к резьбовым контактам). При исправной катушке сопротивление должно быть около 3-4 Ом. Если значения отклоняются от нормы, это свидетельствует о неисправности детали и необходимости ее замены. Для проверки первичной обмотки катушки зажигания мультиметр необходимо подключить к резьбовым контактам
    Для проверки первичной обмотки катушки зажигания мультиметр необходимо подключить к резьбовым контактам
  2. Для проверки вторичной обмотки подключаем один щуп на приборе к боковому контакту «В+», а другой к центральному. Рабочая катушка должна иметь сопротивление порядка 7,4–9,2 кОм. Если это не так, продукт необходимо заменить. Вторичную обмотку катушки проверяют, подключив прибор к стороне «В+» и центральным контактам
    Вторичная обмотка катушки проверяется путём подключения прибора на боковой «Б+» и центральный контакты
Это может быть интерено  Система зажигания ВАЗ 2105: диагностика и регулировка

Цепь низкого напряжения

Высокий потенциал на катушке зажигания образуется в результате подачи низкого напряжения на первичную обмотку. Для проверки работоспособности цепи низкого напряжения можно использовать контрольную (лампочку). Подключаем его к низковольтной клемме распределителя и массе. Если схема исправна, лампа при включенном зажигании должна загораться в момент размыкания контактов трамблера и гаснуть при их замыкании. Если свечения нет вообще, это свидетельствует о неисправности катушки или проводников в первичной цепи. Когда лампочка горит, независимо от положения контактов, проблема может заключаться в следующем:

  • повреждение проводника, который идёт от клеммы распределителя к рычажку. Устраняется путём восстановления повреждённого проводка;
  • обрыв проводника, идущего от подвижного диска к корпусу. Неисправность лечится, как и в предыдущем пункте;
  • образование окиси на контактах. В этом случае требуется очистка и регулировка элементов.

Одной из причин, по которой возникают проблемы с образованием искры, является окисление или подгорание контактов

Проверка контактного трамблёра

Необходимость проверки коммутатора-распределителя возникает, если есть проблемы с искрообразованием, а при диагностике элементов системы зажигания проблему выявить не удалось.

Крышка и ротор

В первую очередь осматриваем крышку и ротор устройства. Проверка состоит из следующих шагов:

  1. Снимите крышку распределителя и осмотрите ее внутри и снаружи. На нем не должно быть трещин, сколов, подгоревших контактов. При обнаружении повреждений деталь подлежит замене.Крышка трамблера не должна иметь трещин и сильно обгоревших контактов
    Крышка распределителя не должна иметь трещин и сильно подгоревших контактов
  2. Угольный контакт проверяем путём надавливания пальцем. Он должен легко нажиматься.
  3. Проверяем изоляцию ротора на пробой, поместив ВВ провод от катушки возле электрода ротора и вручную замкнув контакты распределителя, предварительно включив зажигание. Если между кабелем и электродом возникает искра, ротор считается неисправным. Иногда ротор распределителя может втыкаться в землю, поэтому его также следует проверить
    Иногда ротор трамблёра может пробивать на массу, поэтому его также следует проверить

Контактная группа

Самые главные неисправности в контактной группе распределителя зажигания – подгоревшие контакты и неправильные зазоры между ними. При прожиге контакты зачищаются мелкой наждачной бумагой. При серьезных повреждениях их лучше заменить. Что касается самого зазора, то для его проверки необходимо снять крышку переключателя-распределителя и провернуть коленчатый вал двигателя так, чтобы кулачок на валу распределителя максимально разомкнул контакты. Проверяем зазор щупом, и если он отличается от нормы, подгоняем контакты, откручивая соответствующие винты и сдвигая контактную пластину.

Контакты регулируются путём отворачивания соответствующих винтов и перемещения контактной пластины

Конденсатор

Если на трамблер вашей «шестерки» установлен конденсатор, иногда деталь может выйти из строя в результате поломки. Ошибка выглядит следующим образом:

  • проблемы с запуском мотора;
  • внезапная остановка двигателя во время движения.
Это может быть интерено  Датчик Холла ВАЗ 2107: для чего нужен и как работает, определение неисправности и замена элемента

Если конденсатор трамблёра вышел из строя, в работе двигателя появляются сбои

Проверить элемент можно такими способами:

  1. Контрольная лампа. Отсоединяем провода идущие от катушки и провод конденсатора от распределителя согласно рисунку. Подключаем лампочку к блэкауту и ​​включаем зажигание. Если лампочка горит, это означает, что проверяемая деталь сломана и нуждается в замене. Если нет, то работает.Конденсатор можно проверить с помощью контрольной лампочки: 1 — катушка зажигания; 2 — крышка распределителя; 3 — распределитель; 4 — конденсатор
    Проверить конденсатор можно при помощи контрольной лампочки: 1 — катушка зажигания; 2 — крышка трамблера; 3 — трамблер; 4 — конденсатор
  2. Провод от катушки. Отсоедините провода, как и в предыдущем способе. Затем включите зажигание и коснитесь кончиками проводов друг друга. Если возникают искры, конденсатор считается неисправным. Если искры нет, то деталь исправна. Замкнув провод от катушки проводом от конденсатора, можно определить исправность последнего
    Путём замыкания провода от катушки с проводом от конденсатора можно определить исправность последнего

Проверка бесконтактного трамблёра

Если «шестерка» оборудована бесконтактной системой зажигания, то управление такими элементами, как свечи, катушка и ВВ провода, осуществляется так же, как и при контактной. Отличия заключаются в проверке выключателя и датчика Холла, установленного вместо контактов.

Датчик Холла

Самый простой способ диагностики датчика Холла – установка заведомо рабочего элемента. Но так как деталь не всегда может быть под рукой, нужно искать другие возможные варианты.

Проверка снятого датчика

Во время проверки определяется напряжение на выходе датчика. Исправность снятого с машины элемента определяют по представленной схеме, при напряжении в пределах 8-14 В.

Схема для проверки снятого датчика Холла: 1 — распределитель зажигания; 2 — резистор 2 кОм; 3 — вольтметр с пределом шкалы не менее 15 В и внутренним сопротивлением не менее 100 кОм; 4 — штепсельный разъём, присоединяемый к датчику распределителя зажигания

Поместив отвертку в зазор датчика, напряжение должно изменяться в пределах 0,3-4 В. Если трамблер снимался полностью, измеряем напряжение точно так же, прокатывая вал.

Проверка датчика без снятия

Работоспособность датчика Холла можно оценить без демонтажа детали с автомобиля, воспользовавшись приведённой схемой.

Схема для проверки датчика Холла на автомобиле: 1 — распределитель зажигания; 2 — переходный разъём с вольтметром, имеющим предел шкалы не менее 15 В и внутреннее сопротивление не менее 100 кОм; 3 — штепсельный разъём, присоединяемый к датчику распределителя зажигания; 4 — жгут проводов автомобиля

Суть проверки заключается в подключении вольтметра к нужным контактам на разъеме датчика. После этого включить зажигание и провернуть коленвал специальным ключом. Наличие на выходе напряжения, соответствующего вышеуказанным значениям, будет свидетельствовать об исправности элемента.

Видео: диагностика датчика Холла

https://www.youtube.com/embed/cnB7gdvDyEw

Коммутатор

Поскольку от коммутатора также зависит образование искры, поэтому необходимо знать, каким образом можно проверить и это устройство.

Одной из причин отсутствия искры на свечах может быть неисправный коммутатор

Можно приобрести новую деталь либо выполнить следующую последовательность действий, используя контрольную лампочку:

  1. Откручиваем гайку и снимаем провод коричнево цвета с контакта «К» катушки.
  2. В получившийся разрыв цепи подключаем лампочку.
  3. Включите зажигание и несколько раз поверните стартер. Если переключатель работает правильно, свет включится. В противном случае диагностируемый элемент подлежит замене.

Видео: проверка коммутатора системы зажигания

https://www.youtube.com/embed/hVAQh_I-R4g

Работу систем и узлов ВАЗ «шестерки» необходимо постоянно контролировать. Возникновение проблем с искрообразованием не останется незамеченным. Поиск и устранение неполадок не требуют специальных инструментов и навыков. Минимального набора, состоящего из ключей, отвертки и лампочки, будет вполне достаточно для диагностики и ремонта. Самое главное знать и понимать, как образуется искра, и какие элементы системы зажигания могут повлиять на ее отсутствие или плохое качество.

Оцените статью