Электрооборудование любого автомобиля не обходится без предохранителей (плавких предохранителей), и ВАЗ 2107 не исключение. Благодаря этим элементам электрические провода защищены от повреждения в случае неисправности или выхода из строя того или иного потребителя.
- Назначение предохранителей ВАЗ 2107
- Блок предохранителей ВАЗ 2107 инжектор и карбюратор
- Где расположен
- Старый вариант блока
- Таблица: какой предохранитель за что отвечает
- Блок нового образца
- Как снять монтажный блок
- Видео: как снять блок предохранителей на ВАЗ 2107
- Ремонт монтажного блока
- Восстановление обрыва дорожки
- Видео: ремонт блока предохранителей ВАЗ 2107
- Проверка реле
- Блок предохранителей в салоне
- Как снять БП
Назначение предохранителей ВАЗ 2107
Суть работы предохранителей заключается в том, что при превышении проходящего через них тока вставка внутри прогорает, тем самым предотвращается нагрев, плавление и воспламенение проводов. Если элемент пришел в негодность, его необходимо найти и заменить на новый. Как это сделать и в каком порядке нужно разобраться подробнее.
Блок предохранителей ВАЗ 2107 инжектор и карбюратор
Эксплуатация ВАЗ «семерка» владельцы иногда сталкиваются с ситуацией, когда перегорает тот или иной предохранитель. При этом каждый автолюбитель должен знать и ориентироваться, где установлен блок предохранителей (БП) и какую электрическую цепь защищает тот или иной элемент.
Где расположен
Блок предохранителей на ВАЗ 2107, вне зависимости от системы питания двигателя, находится под капотом с правой стороны напротив пассажирского сиденья. У ноды есть две версии — старая и новая, поэтому для прояснения ситуации стоит подробнее остановиться на каждой из них.
Выбор образца БП не зависит от системы питания автомобиля.
Старый вариант блока
Старый монтажный блок состоит из 17 элементов защиты и 6 реле электромагнитного типа. Количество соединительных элементов может варьироваться в зависимости от комплектации автомобиля. Плавильные вставки расположены в ряд, выполнены в виде цилиндра, удерживаемого при помощи подпружиненных контактов. При таком способе соединения надежность контактов достаточно низкая, так как в момент прохождения больших токов через плавкий элемент нагревается не только он, но и сами пружинные контакты. Последний со временем деформируется, что приводит к необходимости снятия предохранителей и зачистки окислившихся контактов.
Монтажный блок выполнен в виде двух печатных плат, которые устанавливаются друг над другом и соединяются с помощью перемычек. Конструкция далека от совершенства, так как ремонт довольно сложен. Это потому, что не все могут отсоединить пластины, а это может понадобиться при прожигании дорожек. Как правило, дорожка на плате перегорает из-за установки предохранителя с большим номиналом, чем необходимо.
Блок предохранителей подключается к электросети автомобиля через разъемы. Чтобы не ошибиться при подключении, колодки выполнены в разных цветах.
Задняя часть монтажного блока выступает в бардачок, где уместился разъем заднего жгута проводов и панель приборов. Нижняя часть блока питания расположена под крышкой и также имеет разъемы разного цвета. Корпус блока выполнен из пластика. Монтажная крышка прозрачная с маркировкой расположения узлов подключения и плавких вставок.
Таблица: какой предохранитель за что отвечает
Номер предохранителя (номинальный ток)* | Назначение предохранителей ВАЗ 2107 |
F1 (8А/10А) | Задние фонари (свет заднего хода). Предохранитель заднего хода. Электродвигатель отопителя. Предохранитель печки. Лампа сигнализатора и реле обогрева заднего стекла (обмотка). Электродвигатель очистителя и омывателя заднего стекла (ВАЗ-21047). |
F2 (8/10А) | Электродвигатели очистителей, омывателей ветрового стекла и фар. Реле очистителей, омывателей ветрового стекла и фар (контакты). Предохранитель дворников ВАЗ 2107. |
F3/4 (8А/10А) | Резервные. |
F5 (16А/20А) | Нагревательный элемент обогрева заднего стекла и его реле (контакты). |
F6 (8А/10А) | Предохранитель прикуривателя ВАЗ 2107. Штепсельная розетка для переносной лампы. |
F7 (16А/20А) | Звуковой сигнал. Электродвигатель вентилятора охлаждения радиатора. Предохранитель вентилятора ВАЗ 2107. |
F8 (8А/10А) | Указатели поворота в режиме аварийной сигнализации. Выключатель и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации). |
F9 (8А/10А) | Противотуманные фонари. Регулятор напряжения генератора Г-222 (на части автомобилей). |
F10 (8А/10А) | Комбинация приборов. Предохранитель панели приборов. Лампа сигнализатора и реле заряда аккумуляторной батареи. Указатели поворотов и соответствующие лампы сигнализаторов. Лампы сигнализаторов резерва топлива, давления масла, стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости. Вольтметр. Приборы системы управления электропневмоклапаном карбюратора. Реле-прерыватель лампы сигнализатора стояночного тормоза. |
F11 (8А/10А) | Лампы сигнала торможения. Плафоны внутреннего освещения кузова. Предохранитель стоп-сигнала. |
F12 (8А/10А) | Дальний свет (правая фара). Обмотка включения реле очистителей фар. |
F13 (8А/10А) | Дальний свет (левая фара) и лампа сигнализатора включения дальнего света фар. |
F14 (8А/10А) | Габаритный свет (левая фара и правый задний фонарь). Лампа сигнализатора включения габаритного света. Фонари освещения номерного знака. Подкапотная лампа. |
F15 (8А/10А) | Габаритный свет (правая фара и левый задний фонарь). Лампа освещения приборов. Лампа освещения прикуривателя. Лампа освещения вещевого ящика. |
F16 (8А/10А) | Ближний свет (правая фара). Обмотка включения реле очистителя фар. |
F17 (8А/10А) | Ближний свет (левая фара). |
* В знаменателе для предохранителей ножевого типа |
Блок нового образца
Преимущество нового типа БП в том, что в узле отсутствует проблема потери контакта, то есть надежность такого устройства значительно выше. Также используются не цилиндрические взрыватели, а лопастные. Элементы устанавливаются в два ряда, а для их замены используются специальные пинцеты, постоянно находящиеся в БП. При отсутствии пинцета вышедший из строя предохранитель можно извлечь с помощью маленьких пассатижей.
О состоянии предохранителей можно судить по их внешнему виду, так как деталь изготовлена из прозрачного пластика. Если плавкая вставка перегорела, это легко определить.
Внутри нового устройства установлена только одна плата, что значительно упрощает ремонт устройства. Количество предохранительных элементов в новом устройстве такое же, как и в старом. Реле может быть установлено в количестве 4 или 6 штук, в зависимости от комплектации автомобиля.
В нижней части блока располагается 4 запасных предохранителя.
Как снять монтажный блок
Иногда может требоваться демонтаж блока предохранителей для его ремонта либо замены. В этом случае нужно подготовить следующий перечень инструментов:
- ключ на 10;
- торцевую головку на 10;
- вороток.
Порядок работ по снятию монтажного блока следующий:
- Сдёргиваем минусовую клемму с АКБ.
- Для удобства убираем корпус воздушного фильтра.
- Снимаем разъёмы с проводами, подходящие к монтажному блоку снизу.В подкапотном пространстве разъёмы с проводами к монтажному блоку подходят снизу
В подкапотном пространстве разъёмы с проводами к монтажному блоку подходят снизу - Перебираемся в салон и снимаем вещевую полку под бардачком либо демонтируем сам вещевой ящик.
- Снимаем разъёмы, которые соединяются с БП из салона.Снимаем колодки с проводами, которые соединяются с блоком из салона
Снимаем колодки с проводами, которые соединяются с блоком из салона - Головкой на 10 откручиваем гайки крепления блока и снимаем устройство вместе с уплотнителем.Блок удерживается четырьмя гайками — откручиваем их
Блок удерживается четырьмя гайками — откручиваем их - Сборку выполняем в обратном порядке.
Видео: как снять блок предохранителей на ВАЗ 2107
https://www.youtube.com/embed/Y0YWb0ykspQ
Ремонт монтажного блока
После разборки блока питания для выявления проблемных мест и ремонта или замены печатной платы необходимо полностью разобрать блок. Выполняем процедуру следующим образом:
- Вынимаем из монтажного блока реле и предохранители.Чтобы разобрать монтажный блок сперва нужно извлечь все реле и предохранители
Чтобы разобрать монтажный блок сперва нужно извлечь все реле и предохранители - Отворачиваем крепёж верхней крышки.Верхняя крышка крепится на четырёх винтах
Верхняя крышка крепится на четырёх винтах - Поддеваем отвёрткой 2 фиксатора.Со стороны разъёмов корпус удерживается фиксаторами
Со стороны разъёмов корпус удерживается фиксаторами - Сдвигаем корпус блока предохранителей.После раъединения фиксаторов, сдвигаем корпус блока
После раъединения фиксаторов, сдвигаем корпус блока - Нажимаем на контактные разъёмы.Чтобы вынуть плату, необходимо нажать на разъёмы
Чтобы вынуть плату, необходимо нажать на разъёмы - Вынимаем плату блока.Демонтируем плату, извлекая её из корпуса
Демонтируем плату, извлекая её из корпуса - Проверяем целостность платы, состояние дорожек и качество пайки вокруг контактов.Осматриваем плату на предмет повреждений дорожек
Осматриваем плату на предмет повреждений дорожек - Устраняем дефекты, если это возможно. В противном случае меняем плату на новую.
Восстановление обрыва дорожки
При обнаружении на печатной плате перегоревшей токопроводящей дорожки менять последнюю не обязательно — можно попробовать восстановить. Для работы потребуется минимальный набор инструментов и материалов:
- паяльник 40–60 Вт;
- припой;
- кусочек провода;
- нож.
В зависимости от характера повреждения восстановление проводим в следующем порядке:
- Зачищаем лак в месте обрыва ножом.Повреждённый участок дорожки необходимо зачистить ножом
Повреждённый участок дорожки необходимо зачистить ножом - Залуживаем дорожку и наносим каплю припоя, соединяя место обрыва.Залудив дорожку, восстанавливаем её каплей припоя
Залудив дорожку, восстанавливаем её каплей припоя - Если дорожка сильно повреждена, восстанавливаем ее с помощью куска провода, которым соединяем нужные контакты, т.е дублируем дорожку. Если дорожка сильно повреждена, ее восстанавливают куском проволоки
При значительных повреждения дорожки её восстанавливают отрезком провода - После ремонта производим сборку платы и блока в обратной последовательности.
Видео: ремонт блока предохранителей ВАЗ 2107
https://www.youtube.com/embed/VY98IHZ5VnE
Проверка реле
Для проверки реле их снимают с посадочных мест и по внешнему виду оценивают состояние контактов. При обнаружении окисления необходимо зачистить ножом или мелкой наждачной бумагой. Работоспособность переключающего элемента проверяется двумя способами:
- заменой на новую деталь;
- подачей напряжения на обмотку.
В первом случае все просто: вместо проверенного реле устанавливается новое или заведомо исправное. Если после таких действий работоспособность детали восстанавливается, старое реле пришло в негодность и подлежит замене. Второй вариант предполагает подачу питания на обмотку реле от аккумулятора и проверку мультиметром, замыкается контактная группа или нет. При отсутствии замены деталь подлежит замене.
Реле можно попытаться отремонтировать, но действия будут неоправданны в силу низкой стоимости прибора (около 100 р.).
Блок предохранителей в салоне
Несмотря на отсутствие отличий монтажных блоков «семерок» с карбюраторным и инжекторным двигателем, последний оснащен дополнительным блоком, который устанавливается в салоне автомобиля под бардачком. Блок состоит из колодок с реле и предохранителями:
- главное реле;
- реле топливного насоса;
- реле вентилятора.
Предохранители предназначены для защиты:
- главного реле;
- электрического бензонасоса;
- электронного блока управления двигателем.
Как снять БП
Для замены блоков коммутации и предохранителей системы управления силовым агрегатом необходимо снять кронштейн, на котором они крепятся. Для этого выполните следующие шаги:
- Снимаем минусовую клемму с аккумулятора.
- Ключом на 8 откручиваем две гайки, которыми кронштейн крепится к кузову.Кронштейн крепится двумя гайками под ключ на 8
Кронштейн крепится двумя гайками под ключ на 8 - Демонтируем кронштейн вместе с реле, предохранителями и диагностическим разъемом. Открутив гайки, снимаем кронштейн вместе с реле, предохранителями и диагностическим разъемом
Отвернув гайки, снимаем кронштейн вместе с реле, предохранителями и диагностическим разъёмом - С помощью плоскогубцев из блока предохранителей снимите неисправный защитный элемент и установите новый с такими же параметрами. Для извлечения предохранителя вам понадобится специальный пинцет
Чтобы извлечь предохранитель потребуется специальный пинцет - Для замены реле плоской отверткой подденьте разъем с проводами и отсоедините его от блока реле. Чтобы снять контакты с блока реле, подденьте их плоской отверткой
Для снятия разъёмов с блока реле поддеваем их плоской отвёрткой - Ключом или головкой на 8 отворачиваем крепёж коммутирующего элемента к кронштейну и демонтируем реле.Реле крепится к кронштейну гайкой под ключ на 8
Реле крепится к кронштейну гайкой под ключ на 8 - На место неисправной детали устанавливаем новую и собираем узел в обратном порядке. После удаления вышедшего из строя реле устанавливаем на его место новое
После снятия вышедшего из строя реле на его место устанавливаем новое
Поскольку в блоке принадлежностей нет печатной платы, то и восстанавливать в нем нечего, кроме как заменить установленные в нем элементы.
Прочитав назначение блока предохранителей на ВАЗ 2107 и пошаговую инструкцию по разборке и ремонту, поиск и устранение неисправности не составит особой проблемы даже для новичков. Важно следить за состоянием предохранителей и своевременно заменять неисправные элементы деталями того же характера, что избавит от необходимости более серьезного ремонта.