Рано или поздно владелец ВАЗ 2107 столкнется с необходимостью регулировки системы зажигания. Это может быть связано с нарушением воспламенения смеси в цилиндрах, заменой контактного распределителя на бесконтактный и т д. Отрегулировать систему зажигания классических моделей ВАЗ достаточно просто.
- Регулировка зажигания ВАЗ 2107
- В каких случаях требуется регулировка зажигания
- Необходимые инструменты
- Высоковольтные провода
- Неисправности высоковольтных проводов
- Диагностика высоковольтных проводов
- Выбор высоковольтных проводов
- Свечи зажигания
- Проверка свечей зажигания ВАЗ 2107
- Видео: проверка свечей зажигания
- Выбор свечей зажигания для ВАЗ 2107
- Таблица: характеристики свечей в зависимости от типа двигателя ВАЗ 2107
- Таблица: производители свечей зажигания для ВАЗ 2107
- Контактный трамблёр ВАЗ 2107
- Проверка трамблёра
- Регулировка зазора между контактами
- Бесконтактный трамблёр ВАЗ 2107
- Проверка бесконтактного трамблёра
- Видео: проверка датчика Холла
- Видео: проверка крышки трамблёра ВАЗ 2107
- Датчик детонации
- Расположение датчика детонации
- Признаки неисправности датчика детонации
- Проверка датчика детонации
- Видео: проверка датчика детонации
- Установка угла опережения зажигания
- Методы установки угла зажигания
- Регулировка зажигания на слух
- Регулировка зажигания с помощью лампочки
- Видео: регулировка зажигания с помощью лампочки
- Регулировка зажигания с помощью стробоскопа
- Видео: регулировка зажигания с помощью стробоскопа
- Порядок работы цилиндров двигателя ВАЗ 2107
- Установка направления бегунка
Регулировка зажигания ВАЗ 2107
Динамика разгона, расход топлива, безпроблемный запуск двигателя и токсичность выхлопа карбюраторного ВАЗ 2107 напрямую зависит от правильно установленного зажигания. Если система зажигания (СЗ) на более новых инжекторных моделях не требует специальной регулировки, то автомобили со старой контактной системой требуют периодической регулировки.
В каких случаях требуется регулировка зажигания
Со временем заводские настройки зажигания теряются или перестают соответствовать условиям эксплуатации автомобиля. Так необходимость регулировки СЗ возникает при использовании некачественного топлива или топлива с другим октановым числом. Для оценки целесообразности этой процедуры определяется угол опережения зажигания. Это делается следующим образом.
- Разгоняем автомобиль до 40 км/ч.
- Резко нажимаем на педаль акселератора и прислушиваемся к звуку двигателя.
- Если появился шум, исчезающий при увеличении скорости до 60 км/ч, то в регулировке СЗ нет необходимости.
- Если при увеличении скорости шум и детонация не исчезают, то зажигание раннее и требует регулировки.
При неправильной установке угла опережения зажигания расход топлива увеличится, а мощность двигателя уменьшится. Кроме того, возникнет ряд других проблем – неправильно установленное зажигание сократит срок службы силового агрегата.
Если на свече заранее образуется искра, расширяющиеся газы начнут противодействовать поднимающемуся в верхнее положение поршню. В данном случае речь идет о раннем возгорании. Из-за преждевременного воспламенения поднимающийся поршень будет прилагать больше усилий для сжатия образующихся газов. Это приведет к увеличению нагрузки не только на кривошипно-шатунный механизм, но и на цилиндро-поршневую группу. Если после прохождения поршнем верхней мертвой точки появляется искра, энергия, образующаяся при воспламенении смеси, поступает в выхлоп, не совершая при этом никакой полезной работы. В этом случае говорят о задержке зажигания.
Необходимые инструменты
Для регулировки зажигания ВАЗ 2107 потребуется:
- ключ на 13;
- отвёртка;
- свечной ключ;
- специальный ключ для коленвала;
- вольтметр или «контролька» (лампа 12В).
Высоковольтные провода
Высоковольтные линии (ВЛ) передают импульсы от катушки к свечам зажигания. В отличие от других проводов, они должны не только выдерживать высокое напряжение, но и защищать от него другие части автомобиля. Каждый провод состоит из токопроводящего провода с металлической гильзой, резиновыми колпачками с обеих сторон и изоляцией. Большое значение имеет исправность и надежность утеплителя, так как он:
- предотвращает попадание влаги на токопроводящий элемент;
- сокращает утечку тока до минимума.
Неисправности высоковольтных проводов
Для ВВП характерны следующие основные неисправности:
- обрыв токопроводящего элемента;
- утечка напряжения из-за некачественной изоляции;
- чрезмерно высокое сопротивление провода;
- ненадёжный контакт между ВВП и свечами зажигания или его отсутствие.
При повреждении ГРП теряется электрический контакт и происходит разряд, приводящий к потере напряжения. В этом случае на свечу зажигания подается не номинальное напряжение, а электромагнитный импульс. Неисправные кабели приводят к некорректной работе некоторых датчиков и к перебоям в работе силового агрегата. В результате один из цилиндров перестает выполнять полезную работу и работает на холостом ходу. Силовой агрегат теряет мощность и начинает детонировать. В этом случае говорят, что двигатель «троит».
Диагностика высоковольтных проводов
При подозрении на неисправность в БНП (двигатель «троит») их необходимо предварительно внимательно осмотреть – возможны повреждения изоляции, сколы, задевание горячих элементов двигателя. Особое внимание следует уделить контактам проводов – на них не должно быть следов окисления или нагара. Если видимых повреждений не обнаружено, приступают к обнаружению возможного обрыва и измерению сопротивления BNP мультиметром. Сопротивление провода должно быть 3-10 кОм. Если он равен нулю, провод оборван. Также следует помнить, что сопротивление не должно отклоняться от нормы более чем на 2-3 кОм. В противном случае кабель необходимо заменить.
Выбор высоковольтных проводов
При покупке новых тросов следует обращать внимание на рекомендации производителя автомобиля. На ВАЗ 2107 провода марки ВППВ-40 (синие) с распределенным сопротивлением (2550 +/-200 Ом/м) или ПВВП-8 (красные) с распределенным сопротивлением (2000 +/-200 Ом/м) обычно устанавливаются. Важным показателем ВВП является допустимое напряжение. При превышении фактических значений напряжения допустимых значений может произойти пробой изоляционного слоя кабеля и выход провода из строя. Напряжение в бесконтактной СЗ достигает 20 кВ, а напряжение пробоя 50 кВ.
Материал, из которого производится ВВП, также важен. Обычно кабель имеет полиэтиленовую изоляцию в оболочке из ПВХ. Силиконовый BNP считается самым надежным. Они не становятся грубыми на морозе, что препятствует их расшатыванию в гнездах, и менее подвержены вспышкам. Среди производителей кабелей можно выделить Чемпион, Тесла, Хорс и др.
Свечи зажигания
Свечи зажигания служат для воспламенения топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя при подаче высокого напряжения от катушки зажигания. Основными элементами любой свечи зажигания являются металлический корпус, керамический изолятор, электроды и контактный стержень.
Проверка свечей зажигания ВАЗ 2107
Существует множество способов проверки свечей зажигания. Наиболее популярными являются следующие алгоритмы.
- При работающем двигателе по очереди отсоединяйте высоковольтные кабели и слушайте работу двигателя. Если после отсоединения провода изменений не происходит, соответствующая свеча неисправна. Это не значит, что он должен измениться. В некоторых случаях можно обойтись чисткой.
- Свечу выключают и надевают на нее высоковольтный провод. Легкий корпус прислоняется к массе (например, к клапанной крышке) и прокручивается стартер. Если деталь исправна, искра будет чистой и яркой.
- Иногда свечи проверяют специальным инструментом — пистолетом. Свеча вставляется в специальное отверстие и проверяется на искрообразование. Если искры нет, свеча неисправна. Проверить исправность свечей зажигания можно с помощью специального инструмента – пистолета
Проверить исправность свечей зажигания можно с помощью специального инструмента — пистолета - Свечи можно проверить самодельным прибором из пьезозажигалки. Провод от пьезоэлектрического модуля удлиняется и крепится к наконечнику фонаря. Модуль прижимается к корпусу фонаря и нажимается кнопка. Если искры нет, замените свечу зажигания новой.
Видео: проверка свечей зажигания
https://www.youtube.com/embed/VY3h8RjRbbA
Выбор свечей зажигания для ВАЗ 2107
Карбюраторы и инжекторные двигатели ВАЗ 2107 комплектуются разными моделями свечей зажигания. Кроме того, параметры фар зависят от типа системы зажигания.
Автомагазины предлагают множество видов свечей зажигания на ВАЗ 2107, отличающихся техническими характеристиками, качеством, производителем и ценой.
Таблица: характеристики свечей в зависимости от типа двигателя ВАЗ 2107
Для карбюраторных моторов с контактным зажиганием | Для карбюраторных моторов с бесконтактным зажиганием | Для инжекторных 8-клапанных моторов | Для инжекторных 16-клапанных моторов | |
Тип резьбы | М 14/1,25 | М 14/1,25 | М 14/1,25 | М 14/1,25 |
Длина резьбы, мм | 19 мм | 19 мм | 19 мм | 19 мм |
Калильное число | 17 | 17 | 17 | 17 |
Тепловой корпус | Выступает за изолятор свечи | Выступает за изолятор свечи | Выступает за изолятор свечи | Выступает за изолятор свечи |
Зазор между электродами, мм | 0,5 – 0,7 мм | 0,7 — 0,8 мм | 0,9 – 1,0 мм | 0,9 – 1,1 мм |
На автомобили ВАЗ можно устанавливать свечи различных производителей.
Таблица: производители свечей зажигания для ВАЗ 2107
Для карбюраторных моторов с контактным зажиганием | Для карбюраторных моторов с бесконтактным зажиганием | Для инжекторных 8-клапанных моторов | Для инжекторных 16-клапанных моторов |
А17ДВ (Россия) | А17ДВ-10 (Россия) | А17ДВРМ (Россия) | АУ17ДВРМ (Россия) |
А17ДВМ (Россия) | A17ДВР (Россия) | AC DECO (США) APP63 | AC DECO (США) CFR2CLS |
AUTOLITE (США) 14–7D | AUTOLITE (США) 64 | AUTOLITE (США) 64 | AUTOLITE (США) AP3923 |
BERU (Германия) W7D | BERU (Германия) 14–7D, 14–7DU, 14R-7DU | BERU (Германия) 14R7DU | BERU (Германия) 14FR-7DU |
BOSCH (Германия) W7D | BOSCH (Германия) W7D, WR7DC, WR7DP | BOSCH (Германия) WR7DC | BOSCH (Германия) WR7DCX, FR7DCU, FR7DPX |
BRISK (Чехия) L15Y | BRISK (Италия) L15Y, L15YC, LR15Y | CHAMPION (Англия) RN9YC | CHAMPION (Англия) RC9YC |
CHAMPION (Англия) N10Y | CHAMPION (Англия) N10Y, N9Y, N9YC, RN9Y | DENSO (Япония) W20EPR | DENSO (Япония) Q20PR-U11 |
DENSO (Япония) W20EP | DENSO (Япония) W20EP, W20EPU, W20EXR | EYQUEM (Франция) RC52LS | EYQUEM (Франция) RFC52LS |
NGK (Япония/Франция) BP6E | EYQUEM (Франция) 707LS, C52LS | MARELLI (Италия) F7LPR | MARELLI (Италия) 7LPR |
HOLA (Нидерланды) S12 | NGK (Япония/Франция) BP6E, BP6ES, BPR6E | NGK (Япония/Франция) BPR6ES | NGK (Япония/Франция) BPR6ES |
MARELLI (Италия) FL7LP | MARELLI (Италия) FL7LP, F7LC, FL7LPR | FINVAL (Германия) F510 | FINVAL (Германия) F516 |
FINVAL (Германия) F501 | FINVAL (Германия) F508 | HOLA (Нидерланды) S14 | HOLA (Нидерланды) 536 |
WEEN (Нидерланды/Япония) 121–1371 | HOLA (Нидерланды) S13 | WEEN (Нидерланды/Япония) 121–1370 | WEEN (Нидерланды/Япония) 121–1372 |
Контактный трамблёр ВАЗ 2107
Трамблёр в системе зажигания выполняет следующие функции:
- начинает процесс образования искры;
- передаёт высокое напряжение от катушки к свечам зажигания;
- контролирует и регулирует момент образования искры в зависимости от топлива и режима движения.
Распределитель вращается вместе с коленчатым валом через ряд дополнительных элементов. В процессе эксплуатации он изнашивается и требует периодического осмотра и обслуживания. Особое внимание следует уделить его контактам.
Проверка трамблёра
Поводами для проверки трамблёра являются:
- нестабильный холостой ход;
- проблемы с запуском двигателя;
- глохнущий на ходу двигатель.
Неисправность трамблёра идентифицируется следующим образом:
- Проверяется наличие искры на выкрученных свечах зажигания.
- Если искра на свечах отсутствует, проверяются ВВП.
- Если искра так и не появилась, неисправен трамблёр.
Проверка самого трамблера начинается с осмотра бегунка, контактов и крышки. При большом пробеге обычно подгорают контакты и их нужно чистить. Загрязнения удаляются с внутренней поверхности конструкции. В гаражных условиях проверить работоспособность трамблера достаточно просто. Для этого потребуются простейшие приспособления или приспособления, используемые для регулировки зажигания (например, обычная лампочка).
Регулировка зазора между контактами
Перед началом регулировки необходимо снять крышку трамблера. Для ВАЗ 2107 угол замкнутого состояния контактов должен быть 55±3˚. Этот угол можно измерить тестером или щупом по зазору между контактами в разомкнутом состоянии. Чтобы облегчить регулировку зазора, трамблер рекомендуется снять с автомобиля, но после этого нужно сбросить зажигание. Однако это можно сделать и без разборки.
Для проверки зазора коленчатый вал проворачивают в положение, при котором этот зазор будет максимальным. Расстояние, измеренное плоским щупом, должно составлять 0,35–0,45 мм. Если фактическое значение не попадает в этот диапазон, требуется регулировка, выполняемая следующим образом.
- Отверткой ослабляем крепления контактной группы и регулировочного винта. Для регулировки зазора между контактами ослабьте крепление контактной группы и регулировочный винт
Для регулировки зазора между контактами ослабляют крепление контактной группы и регулировочный винт - При перемещении пластины к контактной группе вставляем необходимый зазор и затягиваем крепления. Расстояние между контактами, установленными плоским щупом, должно быть 0,35-0,45 мм
Зазор между контактами, выставляемый с помощью плоского щупа, должен составлять 0,35–0,45 мм - Проверяем правильность установки зазора, затягиваем регулировочный винт контактной группы и устанавливаем крышку трамблера на место. После регулировки и проверки зазора необходимо затянуть регулировочный винт
После регулировки и проверки зазора необходимо затянуть регулировочный винт
Бесконтактный трамблёр ВАЗ 2107
Бесконтактное и электронное зажигание — это одно и то же. Однако некоторые утверждают, что системы разные. Дело в том, что в системах зажигания карбюраторных и инжекторных двигателей используются разные устройства. Возможно, отсюда и путаница. В соответствии с названием бесконтактный распределитель не имеет механических контактов, функции которых выполняет специальное устройство – выключатель.
Основные преимущества бесконтактного трамблёра перед контактным сводятся к следующему:
- отсутствует необходимость в периодическом обслуживании контактов;
- из-за отсутствия контактной группы, которая подвергается износу, увеличивается надёжность;
- искра распределяется по цилиндрам более равномерно и не зависит от режима работы двигателя;
- из-за отсутствия вибрации и механических воздействий на контакты увеличивается срок службы трамблёра;
- уменьшается расход топлива, увеличивается мощность двигателя, снижается содержание вредных веществ в выхлопе;
- двигатель легче запускается при низких температурах, так как напряжение на свечах остаётся стабильным при низких оборотах и слабо заряженной АКБ.
Проверка бесконтактного трамблёра
При возникновении проблем в бесконтактной системе зажигания сначала проверьте свечи на наличие искры, затем БНП и катушку. После этого они поступают к дистрибьютору. Основной элемент в бесконтактном распределителе, который может выйти из строя – это датчик Холла. При подозрении на неисправность датчика его либо сразу меняют на новый, либо проверяют мультиметром в режиме вольтметра.
Диагностика работоспособности датчика Холла осуществляется следующим образом:
- Изоляция черно-белого и зеленого проводов, идущих к датчику, протыкается штырями. К контактам подключается мультиметр, настроенный в режим вольтметра.
- Включают зажигание и, медленно вращая коленчатый вал, смотрят на показания вольтметра.
- При исправном датчике прибор должен показывать от 0,4 В до максимального значения встроенной сети. Если напряжение ниже, датчик неисправен и подлежит замене.
Видео: проверка датчика Холла
https://www.youtube.com/embed/paXv7wpXmtc
Помимо датчика Холла, неисправность вакуумного корректора может привести к выходу из строя трамблера. Работоспособность этого узла проверяется следующим образом.
- С карбюратора снимаем силиконовую трубку и запускаем двигатель.
- Создаём разрежение, взяв силиконовую трубку в рот и втянув в себя воздух.
- Прислушиваемся к работе двигателя. Если обороты увеличиваются, вакуумный корректор исправен. В противном случае его меняют на новый.
Также может потребоваться диагностика центробежного управления зажиганием. Для этого потребуется разборка распределителя. Особое внимание следует уделить состоянию пружин – нужно оценить, насколько расходятся и сходятся грузики регулятора.
Кроме того, необходимо проверить крышку трамблера. Для этого его снимают и осматривают на наличие прогаров, трещин, оценивают состояние контактов. Если на контактах есть видимые повреждения или следы износа, установите новую крышку. Затем осмотрите бегун. При обнаружении следов сильного окисления или разрушения его меняют на новый. И, наконец, мультиметром, установленным в режим омметра, проверьте сопротивление резистора, которое должно быть 1 кОм.
Видео: проверка крышки трамблёра ВАЗ 2107
https://www.youtube.com/embed/wVzbvHReoaE
Датчик детонации
Датчик детонации (КД) предназначен для экономии топлива и увеличения мощности двигателя. Он состоит из пьезоэлектрического элемента, который при детонации вырабатывает электричество, тем самым регулируя уровень. С увеличением частоты колебаний увеличивается напряжение, подаваемое на электронный блок управления. ДД регулирует параметры зажигания для оптимизации процесса воспламенения в цилиндрах топливовоздушной смеси.
Расположение датчика детонации
На автомобилях ВАЗ ДД он расположен на блоке силового агрегата между вторым и третьим цилиндрами. Устанавливается только на двигатели с бесконтактной системой зажигания и блоком управления. На моделях ВАЗ с контактным зажиганием ДД отсутствует.
Признаки неисправности датчика детонации
Неисправность датчика детонации проявляется следующим образом.
- Ухудшается динамика разгона.
- Двигатель «троит» на холостом ходу.
- При разгоне и в начале движения на панели приборов загорается индикатор CHECK.
При появлении любого из этих симптомов потребуется проверка ДД.
Проверка датчика детонации
ДД проверяется мультиметром. Сначала проверяют соответствие значения сопротивления значениям, регламентированным заводом-изготовителем. Если значения отличаются, замените ДД. Проверить можно и другим способом. Для этого:
- На мультиметр устанавливают режим вольметра в диапазоне «мВ» и подсоединяют щупы к контактам датчика.
- По корпусу ДД ударяют твёрдым предметом и смотрят на показания прибора, которые в зависимости от силы удара должны изменяться от 20 до 40 мВ.
- Если ДД на подобные действия не реагирует, его меняют на новый.
Видео: проверка датчика детонации
https://www.youtube.com/embed/71u7O1rzJcc
Установка угла опережения зажигания
Система зажигания – очень чувствительное устройство, требующее тщательной настройки. Только так можно добиться оптимальной работы двигателя, минимального расхода топлива и максимально возможной мощности.
Методы установки угла зажигания
Отрегулировать угол опережения зажигания можно разными способами.
- На слух.
- С помощью лампочки.
- По стробоскопу.
- По искре.
Выбор способа зависит прежде всего от наличия необходимых приспособлений и подручных средств.
Регулировка зажигания на слух
Этот способ известен своей простотой, но прибегать к нему рекомендуется только опытным водителям. Работы выполняются на прогретом и работающем двигателе в следующем порядке.
- Ослабляют гайку крепления трамблёра и начинают его медленно вращать.Перед регулировкой зажигания необходимо ослабить гайку крепления трамблёра
Перед регулировкой зажигания необходимо ослабить гайку крепления трамблёра - Найти положение распределителя, при котором обороты двигателя будут максимальными. Если положение найдено правильно, при нажатии на педаль газа двигатель будет быстро и плавно разгоняться. В процессе регулировки находят положение трамблера, при котором двигатель будет работать на максимальных оборотах
В процессе регулировки находят такое положение трамблёра, при котором двигатель будет работать на максимальных оборотах - Глушат двигатель, проворачивают трамблёр на 2˚ по часовой стрелке и закручивают гайку крепления.
Регулировка зажигания с помощью лампочки
Можно отрегулировать зажигание ВАЗ 2107 с помощью лампочки 12В (автомобильной «контрольки»). Делается это следующим образом.
- Первый цилиндр устанавливается в положение, при котором метка на шайбе коленчатого вала совпадет с меткой 5˚ на блоке цилиндров. Для поворота коленчатого вала требуется специальный ключ. Для проворачивания шкива коленчатого вала при выставлении меток необходим специальный ключ
Для проворачивания шкива коленчатого вала при установке меток потребуется специальный ключ - Один из проводов, идущих от лампочки, соединяют с массой, второй — с контактом катушки «К» (цепь низкого напряжения).
- Ослабляют крепление трамблёра и включают зажигание.
- Вращая трамблёр, ищут положение, при котором лампочка загорится.
- Затягивают крепление трамблёра.
Видео: регулировка зажигания с помощью лампочки
https://www.youtube.com/embed/k5qV2dOcz9Y
Регулировка зажигания с помощью стробоскопа
Подключение стробоскопа и процесс установки угла опережения зажигания осуществляется в следующем порядке:
- Двигатель прогревают до рабочей температуры.
- С вакуумного корректора снимают трубку, а в образовавшееся отверстие устанавливают заглушку.
- Линии питания стробоскопа подключаются к аккумулятору (красный — к плюсу, черный — к минусу). Наиболее точный угол опережения зажигания устанавливается стробоскопом
Наиболее точно угол опережения зажигания устанавливается с помощью стробоскопа - Оставшийся провод (датчик) прибора фиксируют на высоковольтном проводе, идущим на первую свечу.
- Стробоскоп устанавливают таким образом, чтобы его луч попадал на шкив коленвала параллельно метке на крышке ГРМ.
- Заводят двигатель и ослабляют крепление трамблёра.
- Вращая трамблёр, добиваются того, чтобы луч проскакивал точно в момент прохождения метки на шкиве коленчатого вала.
Видео: регулировка зажигания с помощью стробоскопа
https://www.youtube.com/embed/H9MWd4EIHT4
Порядок работы цилиндров двигателя ВАЗ 2107
ВАЗ 2107 оснащается бензиновым, четырехтактным, четырехцилиндровым, рядным двигателем с верхним расположением распределительного вала. В некоторых случаях для диагностики и устранения неполадок необходимо знать последовательность работы цилиндров силового агрегата. Для ВАЗ 2107 эта последовательность следующая: 1 — 3 — 4 — 2. Цифры соответствуют номерам цилиндров, нумерация начинается со шкива коленчатого вала.
Установка направления бегунка
При правильно отрегулированном зажигании элементы двигателя и системы зажигания должны быть выставлены в соответствии с определёнными правилами.
- Метка на шайбе коленчатого вала должна быть напротив метки 5˚ на блоке цилиндров. Метка на шкиве коленчатого вала и центральная метка на блоке цилиндров (5˚) должны совпадать
Метка на швике коленвала и средняя метка на блоке цилиндров (5˚) должны совпадать - Бегунок трамблёра должен быть направлен на контакт крышки распределителя, соответствующий первому цилиндру.
Таким образом, отрегулировать угол опережения зажигания ВАЗ 2107 достаточно просто. Это может сделать даже неопытный автомобилист, имеющий минимальный набор инструментов и четко выполняющий указания специалистов. При этом не следует забывать о требованиях безопасности, так как большая часть работ связана с высоким напряжением.