Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Ремонт, замена и регулировка рулевой рейки Passat B3: признаки неисправности, причины, последствия

ПРО VOLKSWAGEN

Даже самый надежный автомобиль в мире рано или поздно нуждается в ремонте. Не исключение и Фольксваген Пассат Б3, если рулевая рейка после некоторой езды по нашим тяжелым дорогам выходит из строя и требует регулировки.

Устройство рулевой на Passat B3

Как правило, судят о наличии проблем с управлением спотами на рейке, а также по слаженной работе всего устройства. Для начала конечно же деталь нужно снять для замены ремкомплекта и манжет. Неисправность на рулевой рейке – опасный сигнал для водителя, ведь ситуация грозит потерей управления и спровоцировать аварию. По этой причине каждый автолюбитель обязан изучить схему узла и функции этой детали, а также быть в курсе реальных сроков замены. Рейка отвечает за поворот руля и за движение колес, что делает этот узел самым главным в автомобиле. Если механизм по какой-то причине застрянет, ступицы останутся в одном положении, а это уже высокий риск аварии.

Рулевая рейка служит для передачи движений рулём со стороны водителя на элементы, управляющие перемещениями колёс

Легко определить положение рельса. От рулевого колеса идет ось, которая является частью системы. Основная часть узла расположена в моторном отсеке. Passat B3 оснащен как механическим, так и гидравлическим рулевым управлением. С 1992 года версия с гидроусилителем была одобрена руководством и начала выпускаться серийно.

Основные компоненты рулевой рейки

Рулевой механизм автомобиля Volkswagen Passat B3 выполнен в виде шестерни-рейки с фиксированным передаточным числом и имеет следующие характеристики.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

  1. Привод состоит из тяг с наружными и внутренними конусами. Оснащён также ремнём, который имеет разные размеры в дизельных и бензиновых версиях машины.
  2. ГУР (гидроусилитель) включает в себя насос, распределитель и силовой цилиндр. Эти три механизма объединены в общий узел. Насос высокого давления приводится в движение коленчатым валом через клиновой ремень и снабжен лопастями. В режиме холостого хода двигатель способен создавать давление от 75 до 82 кг/см 2 . Сервонасос работает от коленчатого вала через клиновой ремень
    Насос ГУР работает от коленвала через клиновой ремень
  3. ГУР имеет также ёмкость, вмещающую до 0,9 литра масла для автоматических коробок «Дексрон».
  4. Охладитель жидкости ГУР предусмотрен на дизельных автомобилях. Он выполнен в виде трубки, проложенной под передком машины.

Для опытных владельцев, разбирающихся в тонкостях регулировки, будут полезны цифровые значения, характеризующие работу системы рулевого управления.

  1. Передаточное отношение рулевой составляет: 22,8 для механики и 17,5 для модификации с ГУР.
  2. Минимальный диаметр поворота: 10,7 м по самой отдалённой точке кузова и 10 м по колёсам.
  3. Угол поворота колёс: 42o для внутреннего и 36o для наружного.
  4. Количество оборотов колеса: 4,43 для механической рейки и 3,33 для версии с ГУР.
  5. Момент затяжки болтов: гаек рулевого колеса — 4 кгс·м, гаек рулевой тяги — 3,5 кгс·м, замка рулевого колеса к подрамнику кузова — 3,0 кгс·м, болтов насоса — 2,0 кгс·м, ленты стопорной гайки — 2,0 кгс·м.

Жидкость ГУР, по заявлению производителя, не требует замены на протяжении всего срока службы автомобиля, но рекомендуется проверять ее состояние каждые 30 000 км пробега.

Все рулевые рейки от Passat B3 выпуска до 1992 года оснащаются мелким шлицом с 36 зубьями, модели после 1992 года — с крупным шлицом и на 22 зуба.

Это может быть интерено  Проверка и адаптация пневмоподвески Volkswagen Touareg

Какие проблемы обычно возникают с рейкой

Пятна на подрамнике – первое, на что обращает внимание опытный водитель Passat B3. Значит блок подтекает, жидкость ГУРа течет. В то же время при движении по неровной дороге с правой стороны слышен стук, а руль после долгой езды становится тяжелее. На механических рельсах признаками неправильного поворота руля, заедания и рывкового движения машины являются признаки. Если последний симптом тяжелый и частый, шина может быть повреждена.

Первым признаком неисправности рулевой рейки является наличие подтёков в районе пыльников

Причины поломки в этом узле специалисты видят заранее на плохих дорогах. К сожалению, наши дороги с твердым покрытием по качеству уступают европейским, поэтому автомобиль, рассчитанный на более мягкие условия эксплуатации, часто ломается. Но если хозяин аккуратно передвигается и не ездит, ремонт понадобится только после естественного износа – рейка немецкого автомобиля прослужит очень долго.

Для точной диагностики неисправности на руле нужен специальный стенд, который есть в наличии на профессиональных СТО. Многие опытные водители умеют определять износ на слух. Выделяют следующие основные симптомы выхода из строя этого узла.

  1. Стук по центру или справа при движении автомобиля по неровностям, усиливающийся на поворотах и во время совершения манёвров.
  2. Усиленные вибрации, передающиеся на руль при езде по ухабам или гравию.
  3. Увеличенный люфт, из-за которого машина «переключается» на средних и высоких скоростях. Водитель обязан постоянно контролировать траекторию движения, иначе машину занесет.
  4. Тяжёлое вращение руля. Он с трудом возвращается в исходное положение, хотя это должно происходить автоматически.
  5. Гул или другие посторонние звуки.

Особое внимание рекомендуется обратить на резиновые защитные пылезащитные кнопки — гармошку. Их можно увидеть под передними колесными арками, частично под капотом. Однако лучший вариант — поднять машину на эстакаде, чтобы найти следы масла и трещины в элементах. Порванные пыльники свидетельствуют о попадании влаги и грязи, что в несколько раз ускоряет износ всех механизмов. Это срочная необходимость ремонта.

На некоторых узлах рулевой рейки установлены манжеты. Они препятствуют попаданию воздуха, не дают вытекать жидкости ГУР. При их повреждении начнется кольцевой износ силового цилиндра и корпуса, что приведет к дорогостоящему ремонту. Поэтому важно содержать моторный отсек автомобиля в чистоте, чтобы масляные пятна можно было легко заметить. Кроме того, уровень жидкости ГУР снижается при протечках заранее, что нельзя не заметить.

Снижение уровня жидкости в бачке ГУР сигнализирует о том, что нужно внимательно осмотреть рулевой механизм на предмет протечек

Вообще, элементы рейки с ГУР следует осматривать более внимательно, ведь здесь несколько отдельных узлов. Насос, станция, рабочие трубы — все это требует тщательного и периодического осмотра.

Ремонт или замена рулевой рейки

В большинстве случаев восстановление рейки Пассат Б3 доверяют мастерам на АЗС. Даже банальная разборка не простая процедура. С другой стороны, большинство российских автовладельцев научились вносить коррективы и устранять мелкие неполадки самостоятельно.

  1. Замените изношенный пыльник. Этот кожух легко меняется в смотровой яме. Перед установкой новой защиты не забудьте очистить все элементы от грязи.
  2. Устранить протечки жидкости ГУР на шлангах. Процедура сводится к опустошению системы и замене трубок.
  3. Отрегулируйте натяжение ремня. В крайнем случае, если настройка не помогает, элемент можно заменить. Проскальзывание ремня ухудшает работу усилителя, затрудняет поворот руля.
  4. Проверить шкив гидронасоса, его работу.Шкив гидронасоса надо проверять на механический износ и свободное вращение
    Шкив гидронасоса надо проверять на механический износ и свободное вращение
  5. Осмотреть и при необходимости заменить крестовину вала.
  6. Установить свежие наконечники рулевых тяг. Износ этих деталей будет постоянно нервировать водителя, так как он приводит к люфту и стукам.
Это может быть интерено  История роскошного седана «Фаэтон» от Volkswagen

Конструкция оригинальной рейки на Пассат Б3 предполагает подгонку отверстий в редукторе. На ранних стадиях износа шестерен устраняют люфт подтяжкой винтов. Если подходить к этой работе через рукава, нельзя случайно оставить дырочки. В этом случае зубчатая передача будет изнашиваться в несколько раз быстрее.

Наиболее распространёнными типами неполадок рулевой рейки на автомобиле Passat B3 являются:

  • свободный ход подшипников, их выработка;
  • стачивание зубьев на рейке или валу;
  • пропускание манжет, сальников;
  • деформация вала или самой рейки, что случается нередко после попадания колеса автомобиля в яму или вследствие удара;
  • изнашивание цилиндров и втулок.

Некоторые из перечисленных ошибок устраняются установкой ремкомплекта. Но стоит, например, заменить всю рейку с изношенными зубьями, тут ремонт не поможет.

Если зубья на рейке имеют механический износ, её нужно менять

Способы восстановления рулевой рейки принято классифицировать по степени сложности и затратности работ.

  1. Профилактический или мелкий ремонт, который проводится в случае выхода устройства из строя или по причине загрязнения и легкой коррозии. В этом случае рейку просто разбирают, чистят и заменяют жидкость.
  2. Сложный ремонт, предполагающий наличие каких-либо дефектных деталей. Последний подлежит ремонту или замене. К таким элементам обычно относятся сальники, вкладыши и различные прокладки.
  3. Полный или капитальный ремонт по сути является заменой. Проводится в самом крайнем случае, когда восстановить отдельные элементы рельса просто невозможно или нецелесообразно по разным причинам.

Профилактика обычно занимает не более полутора часов, если за дело взялся профессионал. Разборка и сборка занимает больше времени — около 4-5 часов. Если производится серьезная замена устройства, рекомендуется выбирать модели производителей ZR или TRW. Что касается башмаков и натяжных стержней, Lemforder делает их хорошо. Стоимость новой качественной железной дороги варьируется в пределах 9-11 тысяч рублей, а ремонт на АЗС стоит 6 тысяч рублей.

Пошаговая инструкция по ремонту

В большинстве случаев успех ремонта связан с правильным выбором ремкомплекта. Профессионалы рекомендуют брать элементы в комплекте от Bossca под каталожным номером 01215. Он состоит из следующих деталей.

  1. Правый сальник рейки в обойме.
  2. Левый сальник рейки без обоймы.
  3. Манжеты рулевого вала (верхний и нижний).
  4. Колпачки от трубки.
  5. Резиновое колечко под поршень.
  6. Заглушка, фиксирующая подшипник рулевого вала.
  7. Гайка для крепления вала.

Работы с пыльником

Выше было сказано, что рулевая рейка проверяется и при необходимости заменяется в первую очередь. Если этого не сделать вовремя, придется ремонтировать весь узел.

Износившийся пыльник требует срочной замены

С заменой пылесборника проблем не возникает. Операция под силу любому «мотальщику» с опытом. К работе нужно будет подготовить всего несколько инструментов и расходных материалов.

  1. Набор гаечных ключей для снятия рулевых тяг.
  2. Отвёртку, которой легче будет открутить винтики, стягивающие хомуты.
  3. Новые пыльники.
  4. Металлические хомуты.
  5. Немного солидола.

На некоторых моделях Passat B3 вместо металлического хомута используется пластиковая затяжка. В этом случае его нужно просто разрезать острым ножом.

Разрыв пылепоролона на Пассат Б3 чаще всего происходит из-за механических повреждений. Так как он сделан из резины, то со временем он устаревает, теряет прочность и ломается при малейшем ударе по нему.

  1. Автомобиль надо поднять на эстакаду, затем демонтировать защиту двигателя (если она предусмотрена).
  2. Под передок установить домкрат, снять колесо.
  3. Отсоединить элементы, мешающие свободному доступу к пыльникам рейки.
  4. Открутить рулевые тяги.
  5. Снять хомуты.
  6. Плоскогубцами вытащите пыльник. Вы можете поворачивать крышку из стороны в сторону, чтобы упростить задачу. Самый простой способ извлечь пыльник — плоскогубцами
    Вытянуть пыльник легче всего плоскогубцами
  7. Тщательно осмотреть рейку, пытаясь найти повреждения.
  8. Нанести слой солидола, поставить новый пыльник.
Это может быть интерено  Меняем топливный фильтр на автомобиле Volkswagen Golf

Видео: замена пыльников рулевого механизма

https://youtube.com/watch?v=sRuaxu7NYkk

Смазка механической рейки

Солидол — не единственная смазка, используемая для обслуживания рулевой рейки. Хорошо зарекомендовали себя такие составы, как «Литол-24», «Циатим», «Фиол». Если автомобиль эксплуатируется в северных регионах страны, Северол рекомендуется брать с присадками, сохраняющими консервативные свойства даже в очень сильные морозы.

Смазка наносится тщательно, чтобы уменьшить усилие, необходимое для поворота руля. Без демонтажа рейки ни о какой полноценной смазке не может быть и речи. Зубчатую пару необходимо протереть специальным составом АОП.

При любом ремонте рулевой рейки нужно нанести смазку AOF на зубчатую пару

Демонтаж рейки

Пошаговые действия по демонтажу рейки своими руками выглядят так.

  1. Откручиваются три болта задней правой опоры ДВС.Три болта задней подвески откручиваются головкой с воротком
    Три болта задней подвески откручиваются головкой с воротком
  2. Демонтируется верхний конец стойки опоры.
  3. Снимается фиксатор кронштейна двигателя к задней левой опоре.
  4. Снимается левое колесо.Для удобства работы нужно снять левое колесо
    Для удобства работы нужно снять левое колесо
  5. Под моторный отсек подкладываются щиты, а под КПП и поддон — деревянные бруски.Под силовые агрегаты автомобиля нужно подложить деревянные щиты
    Под силовые агрегаты автомобиля нужно подложить деревянные щиты
  6. Домкрат опускается ровно настолько, чтобы машина была немного приподнята, но не давила на подрамник. Это было сделано для облегчения ослабления рулевых наконечников. Рулевые наконечники откручиваются специальным ключом
    Рулевые наконечники откручиваются специальным ключом
  7. Откручиваются фиксаторы, крепящие рейку к подрамнику.
  8. Пластиковая защита, закрывающая кардан рулевого вала, снята. Болт, соединяющий оба карданных вала, откручивается. После снятия пластиковой защиты откручиваем болт, соединяющий оба карданных вала
    После снятия пластиковой защиты выворачивается болт, соединяющий оба кардана
  9. Отсоединяются все шланги и трубки, идущие на бачок.
  10. Снимается рулевая рейка.После проведения всех описанных операций рулевая рейка снимается с автомобиля

Видео: ремонт рулевой рейки VW Passat B3, снятие и установка

https://www.youtube.com/embed/VgcKYTF1whc

Регулировка рулевой

Регулировка рулевой рейки осуществляется при обнаружении люфта. По заводским настройкам величина свободного хода не должна превышать 10°. Если это не так, отрегулируйте с помощью специального винта.

  1. Подтяжка должна проводиться медленно и плавно.
  2. Колёса машины нужно выставлять ровно по углу 90°.
  3. Лучше проводить регулировку вместе с напарником. Один человек настраивает регулировочный болт, другой вращает руль, чтобы его не заклинило.
  4. Обязательно проводить ходовые испытания после каждой настройки.
  5. Если руль проворачивается туго, возможно, надо ослабить регулировочный винт.Регулировочный болт при наличии люфта подтягивают
    Регулировочный болт при наличии люфта подтягивают

Как правило, сложностей в процессе регулировки рейки не возникает. Однако могут возникнуть проблемы с углом поворота. Таким образом, чем сильнее затянут винт, тем меньше будут пробуксовывать колеса автомобиля. А это негативно скажется на его маневренности. По этой причине настройку винта следует проводить строго по параметрам производителя – не следует пытаться слишком сильно отклонить риск от запланированного заводом уровня.

Правильно отрегулированный руль после поворота должен автоматически возвращаться в исходное положение.

Видео: как правильно подтянуть рулевую рейку, не угробив её

https://www.youtube.com/embed/VBlB-3LARL0

Ремонт рулевой рейки автомобиля Passat B3 лучше доверять специалистам, в то время как регулировкой можно заняться и самостоятельно.

Оцените статью