Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Конструкция, ремонт и обслуживание коробки переключения передач ВАЗ 2106

КПП

Коробка передач (КПП) является основным элементом коробки передач автомобиля. В случае критической неисправности автомобиль не сможет продолжить движение, а если и сможет, то в аварийном режиме. Чтобы не стать заложником такой ситуации, важно знать основные моменты, касающиеся конструкции, правил эксплуатации и ремонта.

Содержание
  1. КПП ВАЗ 2106: общие сведения
  2. Устройство
  3. Основные технические характеристики КПП ВАЗ 2106
  4. Таблица: передаточные числа КПП ВАЗ 2106
  5. Какую КПП поставить
  6. КПП с другой модели ВАЗ
  7. КПП с иномарки
  8. Таблица: передаточные числа КПП автомобилей Фиат «Полонез» и «Полонез-Каро»
  9. Основные неисправности КПП ВАЗ 2106
  10. Подтекание масла
  11. Шум при включении скоростей
  12. Звук, нехарактерный для работы КПП
  13. Усложнённое включение передач
  14. Отсутствие фиксации рычага
  15. Выключение (выбивание) скоростей
  16. Таблица: неисправности коробки передач ВАЗ 2106 и методы их устранения
  17. Ремонт КПП ВАЗ 2106
  18. Как снять коробку передач
  19. Разборка КПП ВАЗ 2106
  20. Видео: разборка КПП ВАЗ 2106
  21. Замена подшипников
  22. Замена подшипника первичного вала
  23. Как выбрать подшипник первичного вала
  24. Таблица: основные характеристики подшипников 6–50706АУ и 6–180502К1УС9
  25. Замена заднего подшипника вторичного вала
  26. Выбор подшипника вторичного вала
  27. Таблица: основные характеристики подшипника 6–205 КУ
  28. Замена сальников первичного и вторичного валов
  29. Выбор сальников первичного и вторичного валов
  30. Таблица: каталожные номера и размеры сальников
  31. Масло для КПП ВАЗ 2106
  32. Какое масло заливать в коробку передач ВАЗ 2106
  33. Проверка уровня масла в КПП
  34. Слив масла из КПП ВАЗ 2106
  35. Как и чем залить масло в КПП ВАЗ 2106
  36. Кулиса КПП ВАЗ 2106
  37. Снятие, разборка и установка кулисы

КПП ВАЗ 2106: общие сведения

Коробка передач в автомобиле предназначена для изменения величины крутящего момента, передаваемого на колеса автомобиля от коленчатого вала к силовому агрегату (в нашем случае через карданный вал). Это необходимо для обеспечения оптимальной нагрузки на силовой агрегат при движении машины в разных режимах. Автомобили ВАЗ 2106 в зависимости от модификации и года выпуска комплектовались четырех- и пятиступенчатыми механическими коробками передач. Переключение скоростей в таких агрегатах осуществляется водителем в ручном режиме с помощью специально поставленного рычага.

Устройство

Первые «шестерки» сошли с конвейера с четырехступенчатыми коробками передач. У них было четыре скорости вперед и одна назад. С 1987 года ВАЗ 2106 стали оснащать пятиступенчатыми коробками передач, с дополнительной пятой скоростью вперед. Он позволял практически полностью «разгрузить» двигатель автомобиля при длительных поездках на высокой скорости. Пятиступенчатая коробка передач была разработана на базе четырехступенчатой. Обе эти коробки взаимозаменяемы и их конструкции во многом схожи.

Четырехскоростная КПП «шестёрки» состоит из:

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

  • картера с крышками;
  • первичного, промежуточного и вторичного валов;
  • устройства переключения ступеней.Пятиступенчатые КПП ВАЗ 2106 имеют практически такую конструкцию, как и четырехступенчатые
    Пятиступенчатые КПП ВАЗ 2106 имеют практически такую конструкцию, как и четырехступенчатые

Первичный вал редуктора установлен на двух подшипниках. Один из них (передний) установлен в гнезде на конце коленчатого вала. Задний подшипник расположен в стенке картера коробки передач. Оба подшипника шариковые.

Вращение выходного вала обеспечивают три подшипника. Передняя часть имеет игольчатый дизайн. Он запрессован в отверстие первой оси. Средний и задний подшипники установлены в специальном корпусе в картере и расточке задней крышки соответственно. Они сферические.

Шестерни первых трех ступеней расположены на вторичном валу. Все они соединены с шестернями на промежуточном валу. Передняя часть вала снабжена специальными шлицами, служащими для крепления синхронизирующей муфты третьей и четвертой передач. Здесь же установлена ​​задняя передача и привод спидометра. Промежуточный вал также установлен на двух подшипниках: переднем (шариковом) и заднем (роликовом).

Ступенчатые синхронизаторы имеют одинаковую конструкцию, состоящую из ступицы, муфты, пружины и стопорных колец. Переключение передач осуществляется с помощью механического привода, состоящего из тяг с вилками, находящихся в зацеплении с подвижными (скользящими) муфтами.

Рычаг переключения передач состоит из двух частей. Его верхняя и нижняя части соединены посредством разборного демпфирующего устройства. Это необходимо для упрощения разборки коробки.

Устройство пятиступенчатой КПП аналогично, за исключением некоторых изменений в задней крышке и конструкции промежуточного вала.

Основные технические характеристики КПП ВАЗ 2106

Основным параметром, определяющим работу коробки передач, является передаточное число. Это число считается отношением числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни. В таблице ниже приведены передаточные числа коробок передач различных модификаций ВАЗ 2106.

Таблица: передаточные числа КПП ВАЗ 2106

ВАЗ 2106 ВАЗ 21061 ВАЗ 21063 ВАЗ 21065
Количество ступеней 4 4 4 5
Передаточное число для каждой ступени
1 3,7 3,7 3,67 3,67
2 2,1 2,1 2,1 2,1
3 1,36 1,36 1,36 1,36
4 1,0 1,0 1,0 1,0
5 Нет Нет Нет 0,82
Задняя передача 3,53 3,53 3,53 3,53

Какую КПП поставить

Некоторые владельцы «шестерок» с четырехступенчатыми коробками передач пытаются усовершенствовать свои автомобили, устанавливая на них пятиступенчатые коробки. Такое решение позволяет совершать длительные поездки без особой нагрузки на двигатель и со значительной экономией топлива. Как видно из таблицы выше, передаточное число пятой передачи штатной коробки передач ВАЗ 21065 всего 0,82. Это означает, что двигатель практически не «напрягается» при движении на пятой передаче. Кроме того, если двигаться не более 110 км/ч, годный к употреблению силовой агрегат в такой ситуации не будет потреблять более 6-7 литров топлива.

КПП с другой модели ВАЗ

Сегодня в продаже можно найти новые коробки передач от ВАЗ 2107 (каталожный номер 2107-1700010) и ВАЗ 21074 (каталожный номер 21074-1700005). По характеристикам они аналогичны ВАЗ 21065. Такие коробки без проблем устанавливаются на любую «шестерку».

КПП с иномарки

Среди всех иномарок есть только одна коробка передач которой может быть установлена ​​на ВАЗ 2106 без изменений. Это «старший брат» классического ВАЗа — Fiat Polonaise, который даже внешне напоминает нашу «шестерку». Этот автомобиль производился не в Италии, а в Польше.

«Полонез» даже внешне похож на нашу «шестёрку»

Коробка от Polonaise-Caro также подходит на ВАЗ 2106. Это быстрая версия обычного Polonaise. Ниже в таблице вы найдете передаточные числа коробок передач этих автомобилей.

Таблица: передаточные числа КПП автомобилей Фиат «Полонез» и «Полонез-Каро»

«Полонез» «Полонез-Каро»
Количество ступеней 5 5
Передаточное число КПП для:
1 передачи 3,77 3,82
2 передачи 1,94 1,97
3 передачи 1,30 1,32
4 передачи 1,0 1,0
5 передачи 0,79 0,80

Единственное, что необходимо изменить при установке коробки передач от этих машин, это расширить отверстие под рычаг переключения передач. У Фиатов он больше в диаметре и имеет квадратное, а не круглое сечение.

КПП с «Полонеза» устанавливается на ВАЗ 2106 практически без доработок

Основные неисправности КПП ВАЗ 2106

Как механический узел, особенно подвергающийся постоянным нагрузкам, редуктор не может избежать поломки. И даже если его эксплуатировать в соответствии с требованиями автопроизводителя, все равно придет время, когда он будет «капризничать».

К основным неисправностям КПП ВАЗ 2106 можно отнести:

  • подтекание масла;
  • шум (хруст, треск, визг) при включении скорости;
  • нехарактерный для работы КПП звук, изменяющийся при выжимании сцепления;
  • усложнённое (тугое) переключение передач;
  • отсутствие фиксации рычага переключения скоростей;
  • самопроизвольное выключение (выбивание) передач.

Рассмотрим эти неисправности в разрезе причин их возникновения.

Подтекание масла

Утечку смазки в коробке передач можно определить по меткам на грунте или защите картера двигателя. Затягивать устранение этой проблемы нельзя, ведь недостаточный уровень масла обязательно приведет к ряду других неисправностей. Причинами течи могут быть:

  • повреждение манжет валов;
  • износ самих валов;
  • высокое давление в КПП вследствие засорения сапуна;
  • ослабление затяжки болтов картерных крышек;
  • нарушение целостности уплотнителей;
  • ослабление затяжки пробки для слива масла.
Это может быть интерено  Снимаем и устанавливаем КПП ВАЗ-2107 самостоятельно

Шум при включении скоростей

Посторонний шум, возникающий при переключении передач, может свидетельствовать о таких неисправностях:

  • неполное выключение сцепления (хруст);
  • недостаточный объём масла в коробке (гул, визг);
  • износ шестерён или деталей синхронизаторов (хруст);
  • деформация колец блокировки (хруст);
  • износ подшипников (гул).

Звук, нехарактерный для работы КПП

Появление звука, нехарактерного для нормальной работы КПП и исчезающего при выжимании сцепления, может быть связано с:

  • низким уровнем смазки в коробке;
  • повреждением шестерён;
  • неисправностью подшипников.

Усложнённое включение передач

Проблемы с переключением передач, не сопровождающиеся посторонними шумами, могут свидетельствовать о таких неисправностях, как:

  • деформация или повреждение вилок переключения скоростей;
  • затруднённый ход штоков вилок;
  • усложнённое движение подвижной муфты соответствующей передачи;
  • заедание в шарнирном соединении переключающего рычага.

Отсутствие фиксации рычага

Если рычаг переключения передач возвращается в прежнее положение после включения передачи, скорее всего виновата возвратная пружина. Он может либо растянуться, либо порваться. Также возможно, что один из концов соскользнет с места крепления.

Выключение (выбивание) скоростей

При не контролированном выключении передач могут иметь место следующие неисправности:

  • повреждена пружина синхронизатора;
  • изношен венец синхронизатора;
  • деформированы блокирующие кольца;
  • повреждены гнёзда штоков.

Таблица: неисправности коробки передач ВАЗ 2106 и методы их устранения

Шум в коробке передач
Шум подшипников Замените дефектные подшипники
Износ зубьев шестерён и синхронизаторов Замените изношенные детали
Недостаточный уровень масла в коробке передач Долейте масло. При необходимости устраните причины утечки масла
Осевое перемещение валов Замените детали, фиксирующие подшипники, или сами подшипники
Затруднённое переключение передач
Заедание сферического шарнира рычага переключения передач Зачистите сопрягающиеся поверхности сферического шарнира
Деформация рычага переключения передач Устраните деформацию или замените рычаг новым
Тугое движение штоков вилок (заусенцы, загрязнение гнёзд штоков, заклинивание блокировочных сухарей) Отремонтируйте или замените изношенные детали
Тугое движение скользящей муфты на ступице при загрязнении шлицев Очистите детали
Деформация вилок переключения передач Выправьте вилки, при необходимости замените их
Самопроизвольное выключение или нечёткое включение передач
Износ шариков и гнёзд штоков, потеря упругости пружин фиксаторов Замените повреждённые детали новыми
Износ блокирующих колец синхронизатора Замените блокирующие кольца
Поломка пружины синхронизатора Замените пружину
Износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого венца синхронизатора Замените муфту или шестерню
Утечка масла
Износ сальников первичного и вторичного валов Замените сальники
Ослабление крепления крышек картера коробки передач, повреждение уплотнительных прокладок Подтяните гайки или замените уплотнительные прокладки
Ослабление крепления картера сцепления к картеру коробки передач Подтяните гайки

Ремонт КПП ВАЗ 2106

Процесс ремонта шестиступенчатой ​​коробки передач сводится к замене сломанных или изношенных элементов. Учитывая, что большинство даже самых мелких деталей коробки можно без проблем разобрать, восстанавливать их нет смысла. Гораздо проще купить новую запчасть и установить ее взамен неисправной.

Однако во всех случаях, требующих ремонта коробки передач, ее необходимо снять с автомобиля и разобрать. На это может уйти целый день, а может и больше. Имейте это в виду, если решите ремонтировать коробку передач самостоятельно.

Как снять коробку передач

Для демонтажа КПП необходим подъемник, переход или смотровая яма. Также желательно наличие помощника. Что касается инструментов, то вам обязательно понадобятся:

  • молоток;
  • зубило;
  • пассатижи;
  • ключи на 13 (2 шт);
  • ключ на 10;
  • ключ на 19;
  • шестигранный ключ на 12;
  • шлицевая отвёртка;
  • крестовая отвёртка;
  • монтажная лопатка;
  • упор для поддержания КПП при демонтаже (специальный штатив, прочное бревно и т. п.);
  • ёмкость для сбора масла из КПП.

Порядок демонтажных работ:

  1. Поднимаем машину на подъёмнике, или ставим на эстакаду, смотровую яму.
  2. Забираемся под машину. Подставляем под сливную пробку КПП чистую ёмкость.
  3. Шестигранником на 12 откручиваем сливную пробку. Ждём, пока стечёт смазка.
  4. Находим уравнитель троса ручного тормоза, снимаем с него пружину при помощи пассатижей.Пружину можно снять при помощи пассатижей
    Пружину можно снять при помощи пассатижей
  5. Ослабляем трос, открутив две гайки ключом на 13.Чтобы снять уравнитель, необходимо открутить две гайки
    Чтобы снять уравнитель, необходимо открутить две гайки
  6. Снимаем уравнитель. Трос отводим в сторону.
  7. На карданном валу и фланце шестерни главной передачи в месте соединения делаем отметки молотком и зубилом. Это нужно для того, чтобы при установке карданного подвеса не нарушить центровку. По этим меткам он должен быть смонтирован. Метки необходимы для установки подвеса в том виде, в котором он был до разборки
    Метки необходимы для того, чтобы поставить кардан так, как он стоял до демонтажа
  8. Откручиваем гайки, соединяющие фланцы ключом на 13 и рассоединяем их.Гайки откручиваются ключом на 13
    Гайки откручиваются ключом на 13
  9. Отгибаем антенны, чтобы зафиксировать уплотнительную клипсу тонкой отверткой, отодвигаем ее от упругой муфты. Усики зажима необходимо отогнуть отверткой
    Усики обоймы нужно отогнуть отверткой
  10. Демонтируем кронштейн безопасности, откручивая гайки крепления его к кузову.Для снятия кронштейна нужно открутить гайки ключом на 13
    Для снятия кронштейна нужно открутить гайки ключом на 13
  11. Демонтируем поперечину промежуточной опоры, открутив гайки ключом на 13.Гайки опоры откручиваются ключом на 13
    Гайки опоры откручиваются ключом на 13
  12. Сдвигаем переднюю часть кардана, выводя его из шлицов эластичной муфты.Чтобы вывести вал из муфты, его нужно сместить назад
    Чтобы вывести вал из муфты, его нужно сместить назад
  13. Демонтируем карданный вал.
  14. Идём в салон. Шлицевой отверткой снимаем защитный кожух с рычага переключения передач, отсоединяем кольца по краю отверстия в ковре Кольца крепления снимаются отверткой
    Фиксирующие кольца снимаются при помощи отвертки
  15. Отвёрткой с крестовидной битой выкручиваем винты крепления крышки.Чтобы снять крышку, нужно открутить 4 самореза
    Чтобы снять крышку, нужно открутить 4 самореза
  16. Снимаем крышку.
  17. Отсоединяем стопорную втулку тонкой шлицевой отвёрткой, слегка нажав на рычаг переключения.Втулка отсоединяется при помощи отвертки
    Втулка отсоединяется при помощи отвертки
  18. Демонтируем рычаг.
  19. Переходим к моторному отсеку. Отгибаем рым-шайбу, выравнивая её при помощи молотка и монтажной лопатки.
  20. Используя ключ на 19, выкручиваем болт крепления коробки.Прежде чем выкрутить болт, нужно разогнуть его рым-шайбу
    Прежде чем выкрутить болт, нужно разогнуть его рым-шайбу
  21. Выкручиваем два болта фиксации стартера при помощи ключа на 13.
  22. Используя тот же ключ, откручиваем нижний болт фиксации стартера.Для отсоединения стартера, нужно открутить 3 болта ключом на 13
  23. Спускаемся под машину. Откручиваем четыре болта, прижимающие крышку стартера сцепления.Для отсоединения крышки нужно открутить 4 болта
    Для отсоединения крышки нужно открутить 4 болта
  24. Пассатижами откручиваем гайку крепления троса спидометра.
  25. Мы подчеркиваем поддержку коробки. Просим помощника проверить положение КПП. Ключом на 19 откручиваем все болты крепления картера (3 шт.) При откручивании остальных болтов крепления КПП закручиваем
    При откручивании остальных болтов крепления КПП, ее нужно зафиксировать
  26. Откручиваем две гайки поперечины КПП.Для снятия поперечины нужно открутить две гайки
    Для снятия поперечины нужно открутить две гайки
  27. Сдвигая коробку назад, снимаем её с машины.

Разборка КПП ВАЗ 2106

Перед разборкой КПП рекомендуется очистить от грязи, пыли, потёков масла. Кроме этого, позаботьтесь, чтобы под рукой были следующие инструменты:

  • две тонкие шлицевые отвёртки;
  • ударная отвёртка;
  • ключ на 13;
  • ключ на 10;
  • ключ на 22;
  • съёмник для стопорных колец;
  • тиски с верстаком.

Для разборки КПП, необходимо:

  1. Используя две отвёртки, отодвинуть в стороны части распорной втулки, после чего снять её.Для снятия втулки нужно развести в стороны ее сектора
    Для снятия втулки нужно развести в стороны ее сектора
  2. Демонтировать эластичную муфту вместе с фланцем.Для снятия муфты нужно открутить гайки ключом на 13
    Для снятия муфты нужно открутить гайки ключом на 13
  3. Демонтировать опору КПП, открутив гайки её крепления при помощи ключа на 13.Для отсоединения опоры нужно открутить две гайки ключом на 13
    Для отсоединения опоры нужно открутить две гайки ключом на 13
  4. Открутить гайку на механизме привода спидометра, используя ключ на 10.Чтобы снять привод, нужно открутить гайку ключом на 10
    Чтобы снять привод, нужно открутить гайку ключом на 10
  5. Снять привод.
  6. Выкрутить выключатель фары заднего хода при помощи ключа на 22. Снять его.Выключатель выкручивается ключом на 22
    Выключатель выкручивается ключом на 22
  7. Ключом на 13 открутить стопор рычага переключения скоростей.Болт фиксатора выкручивается ключом на 13
    Болт фиксатора выкручивается ключом на 13
  8. Снять кронштейн, предварительно открутив ключом на 13 гайки.Кронштейн прикручен двумя болтами
    Кронштейн прикручен двумя болтами
  9. Тем же ключом открутите гайки на задней крышке. Отсоедините крышку, снимите прокладку. Между картером и крышкой установлена ​​уплотнительная прокладка
    Между картером и крышкой установлена уплотнительная прокладка
  10. Снять задний подшипник.Подшипник легко снимается с вала
    Подшипник легко снимается с вала
  11. Демонтировать шестерню механизма спидометра.Шестерня фиксируется при помощи маленького стального шарика
    Шестерня фиксируется при помощи маленького стального шарика
  12. Снять вилку и промежуточную шестерню задней скорости.Вилка закреплена при помощи гайки на 10
    Вилка закреплена при помощи гайки на 10
  13. Отсоединить разделяющую втулку задней скорости.
  14. Снять фиксирующее кольцо и шестерню.Шестерня закреплена стопорным кольцом
    Шестерня закреплена стопорным кольцом
  15. С использованием съёмника, извлечь фиксирующее кольцо на вторичном вале, снять ведомую шестерню.Для снятия шестерни необходимо снять стопорное кольцо
    Для снятия шестерни необходимо снять стопорное кольцо
  16. Открутите четыре винта на пластине держателя подшипника. Если винты закисли, для этого может понадобиться ударная отвертка. Разберите пластину, снимите вал. Саморезы лучше откручивать ударной отверткой
    Винты лучше откручивать ударной отверткой
  17. Используя ключ на 10, отвернуть гайки на крышке (10 шт). Снять её, стараясь не порвать уплотнительную прокладку.Крышка крепится на 10 болтах
    Крышка крепится на 10 болтах
  18. Отсоедините картер сцепления от коробки передач, отвернув гайки ключами на 13 и 17. Для отсоединения картера сцепления потребуются ключи на 13 и 17
    Для отсоединения картера сцепления понадобятся ключи на 13 и на 17
  19. Используя ключ на 13, выкрутить болты крышки фиксаторов. Отсоединить крышку.Крышка крепится двумя болтами
    Крышка крепится двумя болтами
  20. Извлечь шток переключения задней скорости.Шток просто вынимается из картера
    Шток просто вынимается из картера
  21. Используя ключ на 10, выкрутить болт, удерживающий вилку третьей и четвёртой скоростей.Болт откручивается ключом на 10
    Болт откручивается ключом на 10
  22. Извлечь шток и сухари его блокировки.Вместе со штоком нужно снять и блокировочные сухари
    Вместе со штоком нужно снять и блокировочные сухари
  23. Вынуть из КПП шток первой и второй скоростей.Для снятия штока его нужно потянуть на себя
    Для снятия штока его нужно потянуть на себя
  24. Выкрутить болт фиксации вилки третьей и четвёртой ступеней.
  25. Выжмите муфты и ключом на 19 отверните болт крепления переднего подшипника на промежуточном валу. Чтобы открутить болт, необходимо включить одновременно две передачи, нажав на муфты
    Чтобы открутить болт, нужно включить сразу две передачи, нажав на муфты
  26. Двумя тонкими отвёртками извлечь подшипник.Для извлечения подшипника его нужно поддеть отвертками
    Для извлечения подшипника его нужно поддеть отвертками
  27. Отсоединить задний подшипник.Для снятия заднего подшипника, его нужно подтолкнуть изнутри
    Для снятия заднего подшипника, его нужно подтолкнуть изнутри
  28. Снять промежуточный вал.Чтобы вынуть вал, его нужно приподнять с тыльной стороны
    Чтобы вынуть вал, его нужно приподнять с тыльной стороны
  29. Извлечь вилки переключения скоростей.Вилки установлены на вторичном вале
    Вилки установлены на вторичном вале
  30. Вынуть введущий вал с подшипником.Первичный вал снимается вместе с подшипником
    Первичный вал снимается вместе с подшипником
  31. Вынуть игольчатый подшипник.Подшипник установлен на вторичном вале
    Подшипник установлен на вторичном вале
  32. При помощи отвёртки отсоединить фиксирующую шпонку в тыльной части вторичного вала.Подшипник закреплен при помощи шпонки
    Подшипник закреплен при помощи шпонки
  33. Демонтировать задний подшипник.Подшипник вынимается из гнезда при помощи тонких отверток
    Подшипник вынимается из гнезда при помощи тонких отверток
  34. Вытянуть вторичный вал.
  35. Зажмите его в тисках и отсоедините муфту синхронизатора, включающую третью и четвертую передачи. Перед снятием сцепления вал необходимо установить вертикально, зажав в тисках
    Перед снятием муфты вал нужно установить вертикально, зажав в тисках
  36. Извлечь фиксирующее кольцо съёмником.
  37. Снять ступицу синхронизатора.Для демонтажа ступицы нужно снять стопорное кольцо
    Для демонтажа ступицы нужно снять стопорное кольцо
  38. Снять следующее стопорное кольцо.
  39. Отсоединить шестерню третьей передачи.Шестерня фиксируется при помощи стопорного кольца
    Шестерня фиксируется при помощи стопорного кольца
  40. Поместите первую шестерню в открытые тиски и выбейте из нее вторичный вал молотком. Шестерня сбивается с вала молотком и проставкой из мягкого металла
    Шестерня сбивается с вала при помощи молотка и проставки из мягкого металла
  41. После этого снять шестерню второй скорости, муфту, ступицу, а также втулку первой скорости.
  42. Механизмы синхронизаторов первой, второй и четвёртой ступеней разобрать аналогично.
  43. Разжать и снять фиксирующее кольцо на первичном вале.Подшипник зафиксирован стопорным кольцом
    Подшипник зафиксирован стопорным кольцом
  44. Упереть подшипник в тиски и выбить из него вал.
  45. Демонтировать рычаг переключения скоростей, отсоединив возвратную пружину и выкрутив гайки крепления.Рычаг удерживается при помощи возвратной пружины
    Рычаг удерживается при помощи возвратной пружины
Это может быть интерено  Замена сальников КПП ВАЗ 2107

Если при разборке коробки передач будут обнаружены неисправные шестерни, синхронизаторы и вилки, их следует немедленно заменить. Дефектными деталями следует считать детали, имеющие видимые признаки износа или повреждения.

Видео: разборка КПП ВАЗ 2106

https://www.youtube.com/embed/fIPxdmB6owo

Замена подшипников

Если при разборке коробки передач обнаружится, что некоторые из полуосевых подшипников имеют люфт или видимые повреждения, их обязательно нужно заменить. Все подшипники в коробке передач ВАЗ 2106 имеют неразборную конструкцию, поэтому ни о каком ремонте или восстановлении здесь не может быть и речи.

В коробке передач наибольшей нагрузке подвергаются задние подшипниковые опоры первичного и вторичного валов. Именно они выходят из строя чаще других.

Замена подшипника первичного вала

Если коробка передач уже была разобрана, а первичный вал в сборе со снятым подшипником можно просто сбить его с вала молотком. Таким же образом упакуйте новый подшипник. Обычно с этим проблем нет.

Есть еще вариант замены подшипника без полной разборки коробки. Подходит, когда вы уверены, что неисправен подшипник заднего моста. Рассмотрим его более подробно.

Порядок работ:

  1. Снять КПП с автомобиля.
  2. Выполнить п. п.1–18 предыдущей инструкции.
  3. Снять наружное и внутреннее стопорные кольца.Подшипник зафиксирован внутренним и наружным стопорными кольцами
    Подшипник зафиксирован внутренним и наружным стопорными кольцами
  4. Потянуть вал на себя, выдвинув его из картера.
  5. Вставьте шлиц большой отвертки в шлиц на прикладе и закрепите его максимально плотно в этом положении. Подшипник необходимо закрепить, вставив отвертку в паз
    Подшипник нужно зафиксировать, вставив в его проточку отвертку
  6. Удерживая внешнюю обойму отвёрткой, наносить несильные удары по валу, пока подшипник не сойдёт с него.
  7. Надеть новый подшипник на вал.
  8. Подвинуть его до посадочного места.
  9. Запрессуйте подшипник с помощью молотка и нанесите легкие удары по внутреннему подшипнику. Для установки нового подшипника его необходимо забить молотком, нанося легкие удары по внутреннему подшипнику
    Чтобы установить новый подшипник, его нужно набить молотком, нанося несильные удары по внутренней обойме
  10. Установить стопорные кольца.

Как выбрать подшипник первичного вала

Чтобы не ошибиться при выборе подшипника, важно знать параметры. Нужен открытый шарикоподшипник радиального типа шестого класса точности. Отечественные компании выпускают такие детали под каталожными номерами 6-50706АУ и 6-180502К1УС9. Все изделия этого типа должны изготавливаться в соответствии с требованиями ГОСТ 520–211.

Это может быть интерено  Назначение, обслуживание и ремонт коробки передач ВАЗ 2101: пошаговые инструкции с фото и видео

Таблица: основные характеристики подшипников 6–50706АУ и 6–180502К1УС9

Параметры Значения
Диаметр наружный, мм 75
Диаметр внутренний, мм 30
Высота, мм 19
Количество шариков, шт 7
Диаметр шарика, мм 14,29
Марка стали ШХ-15
Грузоподъёмность статическая/динамическая, кН 17,8/32,8
Номинальные рабочие обороты, об/мин 10000
Масса, г 400

Замена заднего подшипника вторичного вала

Подшипник вторичного вала можно снимать и устанавливать только при разобранном редукторе. Для этого необходимо провести работы, указанные в пунктах 1-33 инструкции по разборке коробки передач. После демонтажа подшипника на место устанавливается новый, после чего монтируется редуктор. Он не требует никаких специальных инструментов для удаления или установки, а также не требует физической силы.

Выбор подшипника вторичного вала

Как и в предыдущем случае, при выборе подшипника заднего выходного полуоси важно не ошибиться с маркировкой и параметрами. В России такие детали выпускаются по статье 6-205 КУ. Существует также шариковый подшипник радиального типа. Изготавливаются в соответствии с требованиями ГОСТ 8338–75.

Таблица: основные характеристики подшипника 6–205 КУ

Параметры Значения
Диаметр наружный, мм 52
Диаметр внутренний, мм 25
Высота, мм 15
Количество шариков, шт 9
Диаметр шарика, мм 7,938
Марка стали ШХ-15
Грузоподъёмность статическая/динамическая, кН 6,95/14,0
Масса, г 129

Замена сальников первичного и вторичного валов

Сальники (манжеты) в редукторе служат для предотвращения утечки смазки. Если течет масло из-под оси, в большинстве случаев виноват сальник. И его необходимо заменить. Для замены сальников первичного и вторичного вала необходимо снять коробку передач. Из инструментов потребуются молоток, пробойник, пассатижи и цилиндрическая оправка диаметром, равным диаметру металлического корпуса манжеты.

Сальник вала запрессован в посадочное гнездо передней крышки картера коробки. Когда она будет отсоединена от картера, необходимо:

  1. Упереть конец выколотки в металлический корпус сальника с наружной стороны крышки.
  2. Нанести несколько ударов молотком по выколотке, перемещая её по окружности корпуса сальника.Старый сальник извлекается путём выбивания
    Старый сальник извлекается путём выбивания
  3. С обратной стороны крышки захватите плоскогубцами манжету и снимите ее с посадочного места. С обратной стороны крышки сальник подцеплен пассатижами
    С обратной стороны крышки сальник подхватывается пассатижами
  4. Установить новую манжету, смазав её пластичной смазкой.
  5. Используя оправку и молоток, запрессовать её в гнездо крышки.

Чтобы произвести замену сальника вторичного вала, потребуются пассатижи с тонкими концами, молоток и оправка, соответствующая размеру манжеты.

Полная разборка КПП здесь не нужна. Достаточно снять эластичную муфту и сорвать со шлицов вала фланец, соединяющий его с карданом.

После этого следует:

  1. Поддеть отвёрткой манжету за металлический корпус.
  2. Извлечь манжету.Манжета без проблем извлекается отверткой
    Манжета без проблем извлекается отверткой
  3. Смазать новый сальник пластичной смазкой.
  4. Установить манжету в посадочное гнездо.
  5. Запрессовать манжету при помощи молотка и оправки.Сальник запрессовывается при помощи оправки и молотка
    Сальник запрессовывается при помощи оправки и молотка

Выбор сальников первичного и вторичного валов

Для правильного выбора сальников желательно знать их каталожные номера и размеры. Все они представлены в таблице.

Таблица: каталожные номера и размеры сальников

Первичный вал Вторичный вал
Номер по каталогу 2101–1701043 2101–1701210
Внутренний диаметр, мм 28 32
Наружный диаметр, мм 47 56
Высота, мм 8 10

Масло для КПП ВАЗ 2106

Слаженная работа элементов редуктора зависит от качества смазки, которая их омывает, а также от объема. Масло в коробке передач ВАЗ 2106 необходимо менять каждые 50 тысяч километров. По крайней мере, так говорит производитель. Но проверять уровень смазки необходимо не реже одного раза в квартал.

Какое масло заливать в коробку передач ВАЗ 2106

В соответствии с требованиями завода в коробку передач ВАЗ 2106 необходимо заливать только трансмиссионное масло из групп GL-4 или GL-5 по классификации API. По классу вязкости подходят масла следующих классов SAE:

  • 80W-85;
  • 80W-90;
  • 85W-90.

Необходимый объем масла для четырехступенчатой КПП — 1,35 л, для пятискоростных — 1,6 л.

Проверка уровня масла в КПП

Чтобы узнать, какой уровень смазки в коробке, автомобиль необходимо загнать на горизонтальный переход или смотровую яму. Двигатель должен быть холодным. Уровень масла в коробке передач определяется путем откручивания маслоналивной пробки. Откручивается ключом на 17. Если из отверстия вытекает масло, с уровнем все в порядке. В противном случае его необходимо долить. Но тут есть один нюанс. Доливать можно только масло того класса и типа, которое уже залито в канистру. Если вы не знаете, какая смазка находится в редукторе, ее необходимо полностью слить и только потом заливать новую.

Слив масла из КПП ВАЗ 2106

Для слива смазки из коробки «шестерки» машину необходимо установить на перелив или яму. Двигатель должен быть теплым. Так масло будет течь быстрее и полноценнее.

Пробка для слива масла расположена в нижней крышке картера. Откручивается ключом на 17. Перед откручиванием необходимо поставить под отверстие емкость для сбора масла. Когда смазка закончится, закрутите пробку обратно.

Как и чем залить масло в КПП ВАЗ 2106

Для заливки масла в шестерку передач нужен специальный шприц или тонкий шланг (должен входить в маслозаливное отверстие) с воронкой. В первом случае смазка набирается из емкости в шприц и затем выдавливается из него в заливное отверстие. Процесс продолжается до тех пор, пока из него не вытечет смазка. После этого закручивается маслозаливное отверстие.

При использовании шланга и воронки один конец вставьте в отверстие, а другой приподнимите над ним не менее чем на полметра. Смазка заливается в воронку, вставленную в другой конец шланга. Когда масло начнет вытекать из канистры, заливку необходимо прекратить, снять шланг и закрутить пробку.

Кулиса КПП ВАЗ 2106

Кулиса — это устройство переключения передач, в который входят:

  • рычаг;
  • стержень с рукояткой;
  • шаровая опора;
  • комплект пружин и втулок.

Снятие, разборка и установка кулисы

Для демонтажа и разборки кулисы необходимо:

  1. Демонтировать коробку передач.
  2. При помощи ключа на 10 открутить три гайки, удерживающие шаровую опору кулисы.
  3. Потянуть за рычаг на себя, чтобы вывести устройство из зацепления со штоками включения скоростей.
  4. Снять манжету и защитный чехол.Защитный чехол выполнен из мягкой резины
    Защитный чехол выполнен из мягкой резины
  5. Используя ключ на 10, открутить гайки на направляющей пластине.Пластина крепится тремя гайками
    Пластина крепится тремя гайками
  6. Снять блокировочную пластину.
  7. Отвёрткой поддеть направляющие колодки, извлечь их вместе с пружинами из направляющей пластины.Чтобы вынуть колодки, их нужно поддеть отверткой
    Чтобы вынуть колодки, их нужно поддеть отверткой
  8. Отсоединить пластину вместе с шайбой. Отсоединить фланец с прокладкой от рычага.
  9. Снять фиксирующее кольцо пассатижами, а затем упорное кольцо с пружиной.
  10. Демонтировать шаровую опору.Шаровая опора всегда должна быть смазанной
    Шаровая опора всегда должна быть смазанной

При обнаружении износа или повреждений на деталях бугеля их необходимо заменить. Сборка и установка кулисы производится в обратном порядке. Задняя ступень КПП ВАЗ 2106 не требует регулировки.

Конечно, конструкция коробки передач ВАЗ 2106 довольно сложная, но при желании с ней можно справиться. Если вы считаете, что самостоятельно провести ремонт не получится, лучше доверить это дело профессионалам. Ну а что касается сервиса, то, наверное, вы и сами справитесь.

Оцените статью