Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Редуктор ВАЗ 2103: устройство, принцип действия, устранение неисправностей

ЗАДНИЙ МОСТ

ВАЗ 2103, как и вся «вазовская классика», является заднеприводным автомобилем: такое техническое решение считалось наиболее целесообразным на момент выпуска этой модели. В связи с этим возросла роль заднего моста и одного из его ключевых узлов — коробки передач с установленной в ней главной передачей.

Функции и принцип действия

Редуктор заднего моста (РЗМ) входит в состав коробки передач автомобиля. Это устройство меняет направление и увеличивает величину крутящего момента, передаваемого от карданного вала на полуоси ведущих колес. Двигатель вращается с высокой скоростью (от 500 до 5 тысяч оборотов в минуту), и задача всех элементов трансмиссии состоит в преобразовании направления и угловой скорости вращательного движения двигателя и обеспечении эффективной работы ведущих колес.

Редуктор предназначен для усиления крутящего момента, передаваемого от карданного вала полуосям ведущих колёс

Технические характеристики редуктора

Коробка передач ВАЗ 2103 подходит для всех «классических» моделей ВАЗ, но работа двигателя после установки «неродной» коробки передач может быть изменена. Это связано с конструктивными особенностями такого редуктора.

Передаточное число

Для каждого типа РЭМ, устанавливаемого на ВАЗ 2101-2107, характерно передаточное число. Чем меньше значение этого показателя, тем быстрее коробка передач. Например, передаточное число «копейки» РЭМ равно 4,3, на «двойке» установлена ​​коробка передач с передаточным числом 4,44, то есть ВАЗ 2102 является более медленным автомобилем по сравнению с ВАЗ 2101. ВАЗ 2103 коробка передач имеет передаточное число 4, 1, т.е скоростные характеристики этой модели выше, чем у «копейки» и «двойки». Самым быстрым из РЭМ «классики» является агрегат для ВАЗ 2106: передаточное число 3,9.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Видео: простой способ определения передаточного числа любого редуктора

https://www.youtube.com/embed/W-TWoX55F5k

Количество зубьев

Передаточное число РЭМ связано с количеством зубьев на шестернях главной пары. На «тройных» РЭМ ведущий вал имеет 10 зубьев, ведомый — 41. Передаточное число вычисляется путем деления второго показателя на первый, т е. 41/10 = 4,1.

Количество зубьев можно определить по маркировке редуктора. Например, в надписи «ВАЗ 2103 1041 4537»:

  • ВАЗ 2103 — тип редуктора;
  • 10 и 41 — число зубьев ведущего и ведомого валов соответственно;
  • 4537 — номер комплекта шестерён главной передачи.

Последствия установки нештатного редуктора

Вы должны знать, что установка «более быстрого» РЭМ не означает автоматического увеличения скорости автомобиля. Например, если на ВАЗ 2103 вместо «родной» коробки передач с передаточным числом 4,1 использовать агрегат ВАЗ 2106 с передаточным числом 3,9, то машина будет «быстрее» на 5 % и те же 5 %. «слабее». Это означает, что:

  • эффективный крутящий момент уменьшится на 5%;
  • Чтобы разогнаться до определенной скорости, потребуется меньше оборотов двигателя, т.е для разгона например до 120 км/ч достаточно будет 3900 об/мин, вместо 4400. Проблема в том, что теперь двигателю может не хватать мощность, раскрутить до 3900 об/мин.

Поэтому, если вы установили на ВАЗ 2103 нестандартный РЭМ с другим передаточным числом, для сохранения динамических показателей автомобиля будет необходимо пропорциональное изменение мощности двигателя.

Понижение можно ставить любое: если оно нормальное, то ни с каким ящиком гудеть не будет. Однако нужно учитывать передаточное число коробки передач: если выставить его меньшим числом, то машина будет быстрее, но ехать будет медленнее. И наоборот — если поставить с большим числом, то будет дольше разгоняться, но ехать быстрее. Спидометр тоже меняется. Не забываем про ГАИ: лучше поставить такой же, как положено, и двигатель получше.

генчик64

http://vaz-2106.ru/forum/lofiversion/index.php/t5261–600.html

Устройство редуктора

Конструкция РЗМ является типичной для «классики» ВАЗа. Основными компонентами редуктора являются планетарная пара и межосевой дифференциал.

Основные компоненты редуктора заднего моста ВАЗ 2103 — планетарная пара и межосевой дифференциал

Редуктор ВАЗ 2103 состоит из:

  1. Конусной ведущей шестерни.
  2. Планетарной ведомой шестерни.
  3. Сателлитов.
  4. Полуосевых шестерён.
  5. Оси сателлитов.
  6. Коробки дифференциала.
  7. Крепёжных болтов крышек подшипников коробки.
  8. Крышек подшипников коробки дифференциала.
  9. Регулировочной гайки подшипника.
  10. Картера редуктора.

Планетарная пара

Ведущая и ведомая шестерни, называемые планетарной парой, образуют главную передачу РЭД. Оси этих шестерен смещены относительно друг друга и пересекаются, не пересекаясь друг с другом. Благодаря использованию зубьев особой формы достигается оптимальное зацепление. Конструкция шестерен позволяет одновременно зацепить несколько зубьев. При этом на полуось передается больший крутящий момент, снижается нагрузка на каждый зуб и повышается долговечность механизма.

Планетарная пара ВАЗ 2103 состоит из ведущей и ведомой шестерён

Подшипники

Зубчатая передача удерживается двумя роликовыми подшипниками типа 6-7705У и 6-7807У. Для точной регулировки взаимного положения шестерен главной пары между внутренним подшипником и торцом шестерни помещена регулировочная шайба. Толщина такого кольца может варьироваться от 2,55 до 3,35 мм с возможностью крепления через каждые 0,05 мм. Благодаря 17 возможным размерам дисков вы можете довольно точно отрегулировать положение шестерен и обеспечить правильное зацепление.

Вращение ведомой шестерни обеспечивают два подшипника типа 6-7707У. Для предотвращения осевого смещения шестерен в подшипниках создается предварительный натяг с помощью прижимных гаек и распорных шайб.

Фланец и дифференциал

Фланец, прикрепленный к валу редуктора, обеспечивает соединение главной передачи с карданным валом. Межосевой конический дифференциал состоит из двух сателлитов, двух шестерен, коробки и оси для сателлита. Дифференциал позволяет задним колесам вращаться с разной угловой скоростью.

Дифференциал редуктора позволяет задним колёсам вращаться с разной угловой скоростью

Признаки неисправности редуктора

Многие ошибки РЭМ можно диагностировать по измененному звуку работающей машины и появлению посторонних шумов. Если во время движения со стороны коробки передач слышен стук, скрип и другие шумы, это свидетельствует о неисправности или выходе из строя какой-то части агрегата. При возникновении посторонних шумов в заднем мосту следует обратить внимание на уровень масла в коробке передач и проверить, насколько правильно отрегулирован РЗМ (особенно если он после ремонта или вновь установленный).

Хруст при движении

Если вы слышите хруст из коробки передач при движении автомобиля, вам следует немедленно принять меры для предотвращения еще больших неисправностей. Появление скрежета и хруста говорит о том, что вам, скорее всего, нужно заменить подшипники или шестерни. Если подшипники еще не вышли из строя, но уже сильно изношены и плохо вращаются, со стороны РЗМ будет слышен гул, которого нет при работе работающего узла. Чаще всего причинами треска и гула со стороны коробки передач во время движения автомобиля являются:

  • недопустимый износ или полное разрушение шестерён или подшипников главной передачи;
  • неотрегулированное зацепление шестерён;
  • разбитое отверстие под ось сателлитов в коробке дифференциала;
  • низкий уровень масла в редукторе.

Причиной постороннего шума в редукторе могут быть разрушенные шестерни

Заклинило колесо

Причиной того, что заклинило одно из задних колес на автомобиле, также может быть неисправность РЗМ. Если водитель игнорировал появление посторонних шумов, которые были вызваны выходом из строя подшипников дифференциала, результатом могла стать деформация полуосей и заклинивание колес.

Регулировка редуктора

При появлении признаков выхода из строя РЗМ при работе двигателя обычно необходимо разобрать коробку передач и разобрать ее. После этого можно будет определить, что нужно для устранения неисправности: регулировка, замена отдельных деталей РЭМ или установка нового редуктора.

Демонтаж редуктора

Чтобы демонтировать РЗМ, потребуются:

  • шестигранный ключ на 12;
  • комплект рожковых ключей;
  • домкрат;
  • подпоры для заднего моста;
  • башмаки под колёса;
  • ёмкость для слива масла.

Для демонтажа РЗМ необходимо:

  1. Разместить машину над смотровой ямой и подложить башмаки под передние колёса.
  2. Открутите сливную пробку и слейте масло в заранее подготовленную емкость. Перед разборкой коробки передач открутите сливную пробку и слейте масло в заранее подготовленную емкость
    Перед демонтажем редуктора следует открутить пробку сливного отверстия и слить масло в приготовленную заранее ёмкость
  3. Отсоедините карданный вал от фланца, отведите вал в сторону и закрепите его проволокой на моментной тяге
    Карданный вал нужно отсоединить от фланца, отвести в сторону и привязать проволокой к реактивной тяге
  4. Домкратом поднять задний мост и поставить под него опоры. Снять колёса и тормозные барабаны.Далее нужно снять колёса и тормозные барабаны
    Далее нужно снять колёса и тормозные барабаны
  5. Извлечь полуоси из корпуса моста.После этого извлекаются полуоси из задней балки
    После этого извлекаются полуоси из задней балки
  6. С помощью гаечного ключа снимите редуктор с балки и снимите РЗМ с машины. После того, как крепеж откручен, редуктор можно снять с посадочного места
    После того, как крепёж откручен, редуктор можно снимать с посадочного места

Разборка редуктора

Для разборки РЗМ дополнительно потребуются молоток, выколотка и съёмник подшипников. Чтобы разобрать редуктор, потребуется:

  1. Открепить и снять стопорные пластины подшипников.Разборка редуктора начинается с откручивания и снятия стопорных пластин подшипников
    Разборка редуктора начинается с откручивания и снятия стопорных пластин подшипников
  2. Отметить месторасположение крышек подшипников.Перед снятием крышки подшипника нужно отметить место её расположения
    Перед снятием крышки подшипника нужно отметить место её расположения
  3. Открутить и снять крышки подшипников.Далее нужно открутить и снять крышки подшипников
    Далее нужно открутить и снять крышки подшипников
  4. Достать из корпуса регулировочную гайку и внешнюю обойму подшипника.Следующий шаг — снятие регулировочной гайки и внешней обоймы подшипника
    Следующий шаг — снятие регулировочной гайки и внешней обоймы подшипника
  5. Вынуть коробку дифференциала.Дифференциал вынимается вместе с планетаркой и остальными деталями коробки
    Дифференциал вынимается вместе с планетаркой и остальными деталями коробки
  6. Достать ведущий вал из картера.Ведущий конический вал извлекается из картера
    Ведущий конический вал извлекается из картера
  7. Убрать с ведущего вала распорную втулку.Распорную втулку нужно снять с ведущего вала редуктора
    Распорную втулку нужно снять с ведущего вала редуктора
  8. Сбить выколоткой задний подшипник.Задний подшипник сбивается с помощью выколотки
    Задний подшипник сбивается с помощью выколотки
  9. Снять регулировочное кольцо.Далее нужно снять регулировочное кольцо
    Далее нужно снять регулировочное кольцо
  10. Извлечь сальник и маслоотражающую шайбу.Следующий шаг — снятие сальника и маслоотражающей шайбы
    Следующий шаг — снятие сальника и маслоотражающей шайбы
  11. Вынуть передний подшипник.Передний подшипник вынимается из картера
    Передний подшипник вынимается из картера
  12. Выбить и извлечь из картера наружные обоймы подшипников.Наружная обойма подшипника выбивается с помощью выколотки
    Наружная обойма подшипника выбивается с помощью выколотки

Разборка дифференциала

Для разборки дифференциала дополнительно потребуются:

  • пластмассовый молоток;
  • деревянные бруски;
  • тиски.

Чтобы разобрать дифференциал, нужно:

  1. С помощью съёмника снять подшипники с коробки.Подшипники коробки дифференциала снимаются с помощью съёмника
    Подшипники коробки дифференциала снимаются с помощью съёмника
  2. Зажмите дифференциал в тисках, подложив деревянные бруски. Откручиваем крепление коробки к шестерне. Для отсоединения ведомой шестерни нужно зафиксировать коробку в тисках
    Для отсоединения ведомой шестерни нужно закрепить коробку в тисках
  3. Отсоединить дифференциал с помощью пластмассового молотка.Дифференциал отсоединяется с помощью пластмассового молотка
    Дифференциал отсоединяется с помощью пластмассового молотка
  4. Снять ведомую шестерню.Следующий шаг — снятие планетарной шестерни
    Следующий шаг — снятие планетарной шестерни
  5. Извлечь ось сателлитов.Затем необходимо снять ось сателлитов
    Затем необходимо снять ось сателлитов
  6. Достать из коробки сателлиты.Сателлиты нужно извлечь из коробки дифференциала
    Сателлиты нужно извлечь из коробки дифференциала
  7. Вынуть полуосевые шестерни.После сателлитов снимают полуосевые шестерни
    После сателлитов снимают полуосевые шестерни
  8. Снять опорные шайбы.Разборка дифференциала заканчивается снятием опорных шайб
    Разборка дифференциала заканчивается снятием опорных шайб

Регулировка редуктора

После полной разборки РЭМ необходимо промыть все детали в дизеле и визуально оценить их состояние. При поиске неисправностей следует учитывать, что:

  • если шестерни изношены до такой степени, что их регулировка невозможна, или отсутствует хотя бы один зуб, требуется замена этой детали;
  • Необходимо обратить внимание на состояние отверстий сателлитов и прилегающих частей вала. Шлифование мелкой наждачной бумагой допускается только для самых мелких дефектов. Чаще всего повреждение сателлитов требует их замены;
  • недопустимы любые трещины и надломы на корпусе редуктора и коробке дифференциала. Наличие таких повреждений предусматривает замену этих деталей.

Сборка РЗМ, как правило, предусматривает попутную его регулировку. Для сборки и регулировки РЗМ дополнительно потребуются:

  • набор щупов;
  • динамометр;
  • штангенциркуль;
  • оправка;
  • металлические пластины.

Последовательность шагов при этом следующая:

  1. Собираем дифференциал, закрепив подшипники и планетарку.
  2. Размещаем в коробке заранее смазанные полуосевые шестерни.Установить полуосевые шестерни необходимо так, чтобы можно было вставить ось сателлитов
    Установить полуосевые шестерни необходимо так, чтобы можно было вставить ось сателлитов
  3. Шайбами регулируем осевой зазор шестерён. Этот показатель должен быть в пределах 0,1 мм.
  4. Устанавливаем наружные обоймы подшипников конического вала.Установка внешней обоймы подшипника выполняется с помощью молотка и наставки
    Установка внешней обоймы подшипника выполняется с помощью молотка и наставки
  5. Определить размер регулировочного диска. Для этого берем старое оборудование и привариваем к нему пластину длиной 80 мм. Ширину пластины делаем такой, чтобы от края до конца шестерни было 50 мм. Для определения толщины проставки можно использовать пластину, приваренную к шестерне
    Для определения толщины регулировочной шайбы можно использовать пластину, приваренную к шестерне
  6. Собираем самодельную конструкцию, крепим фланец и подшипники. Затягиваем гайку фланца моментом 7,9–9,8 Н*м. Размещаем РЭМ на верстаке так, чтобы установочная поверхность была горизонтальной. На места установки подшипников кладем любой плоский предмет, например, кусок металлического стержня, металлический круглый стержень кладем на днище подшипника и щупом определяем зазор между стержнем и пластиной
    На постели подшипников размещается металлический круглый стержень и щупом определяется зазор между стержнем и пластиной
  7. Выявляем зазор между прутом и наваренной пластиной с помощью щупов.
  8. Если из полученного зазора вычесть так называемое отклонение от номинального размера (эту цифру можно увидеть на ведущем колесе), то получим требуемую толщину диска. Например, при зазоре 2,9 мм и отклонении -15 толщина диска будет 2,9-(-0,15)=3,05 мм.
  9. Компонуем новую шестерню и монтируем «коничку» в корпус редуктора.Регулировочное кольцо устанавливается на место с помощью оправки
    Регулировочное кольцо устанавливается на место с помощью оправки
  10. Гайку крепления фланца зажимаем с усилием 12 кгс*м.Гайка фланца затягивается с усилием 12 кгс*м
    Гайка фланца затягивается с усилием 12 кгс*м
  11. Измеряем вращательный момент «наконечника» динамометром. Этот показатель должен составлять в среднем 19 кгс*м. Крутящий момент ведущей шестерни должен составлять в среднем 19 кгс*м
    Момент вращения ведущей шестерни должен составлять в среднем 19 кгс*м
  12. Размещаем дифференциал в корпусе, и зажимаем крепления к крышкам подшипников. Если после затяжки на боковых шестернях появился люфт, необходимо выбрать прокладки другой толщины.
  13. Для затяжки гаек подшипников используем металлическую заготовку шириной 49,5 мм. Для затяжки гаек подшипников дифференциала можно использовать пластину шириной 49,5 мм из металла толщиной 3 мм
    Для закручивания гаек подшипников дифференциала можно использовать пластину шириной 49,5 мм из металла толщиной 3 мм
  14. Делаем замер расстояния между крышками подшипников штангенциркулем.Замер расстояния между крышками подшипников выполняется штангенциркулем
    Замер расстояния между крышками подшипников выполняется штангенциркулем
  15. Затягиваем регулировочные гайки поочередно со стороны планетария и с другой стороны. Добиваемся зазора 0,08-0,13 мм между главными шестернями. В этом случае можно будет ощутить наименьший люфт при повороте планетарной передачи. По мере регулировки расстояние между крышками подшипников немного увеличивается.
  16. Формируем преднатяг подшипников, по очереди закручивая регулировочные гайки до увеличения расстояния между крышками на 0,2 мм.
  17. Контролируем полученный зазор, медленно вращая ведомую шестерню. При потере зазора корректируем его регулировочной гайкой Зазор между шестернями главной пары проверяем проворачиванием ведомой шестерни
    Проверку зазора между шестернями главной пары выполняют проворачивая ведомую шестерню
  18. Устанавливаем РЗМ в корпус задней балки.

Видео: как выполняется регулировка редуктора заднего моста ВАЗ 2103

https://www.youtube.com/embed/lX9yDqrHEYg

Ремонт редуктора

В процессе ремонта редуктора может потребоваться разборка заднего моста и замена отдельных его компонентов.

Как располовинить мост

Некоторые автолюбители предпочитают разрезать мост пополам вместо традиционной разборки и разборки для ремонта или регулировки РЭМ. Этот способ доступен, например, владельцам автомобилей УАЗ: конструкция заднего моста УАЗ позволяет разделить его пополам, не снимая. Для этого потребуется:

  1. Слить масло.
  2. Поддомкратить мост.
  3. Установить подставки под каждой половиной.
  4. Открутить болты крепления.
  5. Аккуратно развести половины в стороны.

Я пошел простым путем: открутил нижнее ушко левого амортизатора, тормозную трубку от тройника к правому колесу, левую стремянку, слил масло с редуктора моста, домкрат под яблоко, поддомкратьте под левую часть бампера, сдвиньте левое колесо в сторону и ГПУ с дифференциалом в руки. Всего — 30-40 минут. При сборке в правую половину моста вкрутил две шпильки, как направляющие, и по ним соединил мост.

Маликов

http://forum.uazbuka.ru/archive/index.php/t-137742.html

Замена сателлитов

Сателлиты — дополнительные шестерни — образуют симметричный равнобедренный рычаг и передают одинаковые усилия на колеса автомобиля. Эти детали находятся в постоянном зацеплении с полуосями и формируют нагрузку на полуоси в зависимости от положения машины. Если автомобиль движется по прямой дороге, спутники остаются неподвижными. Как только автомобиль начинает поворачивать или выезжает на плохую дорогу (т.е каждое колесо начинает двигаться по своей траектории), в работу вступают сателлиты и перераспределяют крутящий момент между полуосями.

Учитывая роль, отведенную спутникам в работе РЭМ, большинство специалистов рекомендуют заменять эти детали новыми при малейших признаках износа или разрушения.

При появлении малейших признаков износа или разрушения сателлиты редуктора ВАЗ 2103 рекомендуется заменить на новые

Сборка моста

После завершения работ, связанных с ремонтом, регулировкой или заменой РЗМ, монтируется задний мост. Процедура сборки обратна разборке:

  • зачищаются от грязи поверхности соприкосновения РЗМ и корпуса заднего моста;
  • устанавливается новая прокладка между редуктором и балкой;
  • РЗМ возвращается на место и надёжно фиксируется крепёжными болтами;
  • устанавливаются на место полуоси, барабаны тормозов и колёса.

Заводские прокладки РЭМ картонные, но многие водители с успехом используют прокладки из паронита. Достоинствами таких прокладок являются высокая термостойкость и способность выдерживать высокое давление без изменения качества.

Ремонт и регулировка РЗМ на автомобиле ВАЗ 2103 водители чаще всего доверяют опытным специалистам на АЗС. Этот вид работ можно провести самостоятельно, если есть соответствующие условия, а также необходимые инструменты и материалы. При этом первый раз лучше это делать под присмотром опытного мастера, если нет навыков выполнения самостоятельной разборки, регулировки и сборки РЭМ. Настоятельно не рекомендуется откладывать ремонт при наличии посторонних звуков со стороны коробки передач.

Это может быть интерено  Замена крестовина кардана ВАЗ 2107 своими руками
Оцените статью