Конструктивно седьмая модель в линейке ВАЗ признана одной из самых простых и доступных для самостоятельного обслуживания и ремонта. Однако у «семерки» есть и сложные узлы, ремонт которых далеко не каждому водителю под силу осуществить своими руками. Одним из таких узлов по праву считается коробка передач.
- КПП ВАЗ 2107: что это такое
- Устройство коробки передач
- Таблица: соотношения передаточного числа на ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107
- Первичный вал
- Вторичный вал
- Промежуточный вал
- Набор вилок
- Основные технические характеристики коробки ВАЗ 2107
- Видео: принцип работы механической коробки ВАЗ
- Какую КПП можно поставить на «семёрку»
- Неисправности КПП ВАЗ 2107
- Почему не включаются передачи или включаются произвольно
- Почему выбивает передачу при её включении
- Из коробки слышится шум и хруст
- Почему из коробки вытекает масло
- Ремонт КПП ВАЗ 2107
- Снимаем коробку
- Видео: инструкция демонтажных работ
- Как разобрать КПП
- Видео: инструкция по разборке механической коробки
- Меняем подшипники
- Видео: как визуально определить износ подшипников на валах
- Видео: инструкция по замене подшипников первичного и вторичного валов
- Роль сальников в работе КПП, как заменить
- Сальник первичного вала
- Фотогалерея: порядок замены
- Сальник вторичного вала
- Фотогалерея: процедура работы
- Как заменить шестерни и синхронизаторы
- Видео: уникальный ролик по снятию шестерни с пятой передачи
- Масло в КПП ВАЗ 2107
- Как проверить уровень масла в КПП
- Как поменять масло в коробке ВАЗ 2107
- Порядок работы
- Фотогалерея: замена масла в коробке своими руками
- Кулиса в КПП — для чего нужна
- Самостоятельная регулировка кулисы
- Видео: инструкция по корректировке работы
- Как снять и поставить кулису на ВАЗ 2107
КПП ВАЗ 2107: что это такое
Что такое коробка передач в конструкции автомобиля? Аббревиатура «CAT» означает «коробка передач». Так называется устройство, которое предназначено для изменения частоты крутящего момента.
Странно, что первые редукторы были изобретены не для автомобилей, а для станков, для изменения скорости вращения инструмента.
Назначение коробки передач заключается в выполнении функции преобразования количества крутящего момента, поступающего от двигателя, с передачей этой энергии на коробку передач. Только так можно изменять скорость в порядке возрастания.
КПП на ВАЗ 2107 появилась в 1982 году вместе с новой моделью в линейке АвтоВАЗа — «семеркой». Конструктивно и практически эта коробка до сих пор считается самым совершенным агрегатом среди классических механических коробок передач.
Устройство коробки передач
На ВАЗ 2107 устанавливается пятиступенчатая коробка передач, то есть изменение частоты крутящего момента возможно в пяти положениях. При этом пять передач позволяют ехать вперед с разной скоростью, а шестая считается задним ходом и включается в тот момент, когда водителю нужно дать задний ход.
Схема переключения этих передач ничем не отличается от классической четырехступенчатой, которая устанавливалась на предыдущие модели ВАЗ. Водителю достаточно выжать педаль сцепления и перевести рычаг переключения передач в нужное положение.
Следует отметить, что конструктивно коробка «семерки» представляет собой довольно сложное устройство, поэтому диагностику и ремонт этого устройства обычно доверяют только профессионалам. Однако коробка передач «семерки» переняла основные параметры от «пятерки», так как конструкторы АвтоВАЗа взяли за основу новую коробку передач от ВАЗ 2105.
Таблица: соотношения передаточного числа на ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107
Модель | ВАЗ 2105 | ВАЗ 2107 | |
---|---|---|---|
Главная пара | 4.3 | 4.1 / 3.9 | |
1-я передача | 3.667 | 3.667 | |
2-я | 2.100 | 2.100 | |
3-я | 1.361 | 1.361 | |
4-я | 1.000 | 1.000 | |
5-я | 0.801 | 0.820 | |
Задняя | 3.530 | 3.530 |
Когда мы говорим об общей конструкции коробки передач на ВАЗ 2107, следует учитывать, что внешне она имеет вид закрытой коробки. При этом полностью закрываются только три из сторон (для этого используются специальные прочные крышки), а четвертая сторона коробки «вырастает» в кнопку переключения передач. Все крышки плотно прилегают к коробке, их стыки герметичны.
Основные же элементы переключения скоростей «прячутся» в корпусе КПП:
- первичный вал (на нём установлены четыре приводные шестерни и синхронизаторы);
- вторичный вал (на его поверхности крепятся сразу десять шестерёнок);
- промежуточный вал.
Рассмотрим каждый элемент в отдельности, чтобы понимать хотя бы общий принцип конструкции и работы коробки передач.
Первичный вал
Уже из названия можно понять, что первичный вал является базовым элементом коробки. Конструктивно вал выполнен за одно целое с четырьмя шестернями и вращается с ними на подшипнике. Сам вращающийся подшипник крепится к днищу коробки и уплотняется сальником для надежного соединения.
Вторичный вал
Можно сказать, что вторичная ось является, так сказать, логическим продолжением первичной оси в телесном пространстве. У него есть передачи на 1-й, 2-й и 3-й передачах (то есть все нечетные). Все десять шестерен на этом валу имеют разные размеры, а потому обеспечивают трансформацию величины крутящего момента.
Вторичный вал так же, как и первичный, вращается на подшипниках.
Промежуточный вал
Основная задача этого элемента – служить своеобразной «прослойкой» между первичным и вторичным валами. Он также имеет шестерни, составляющие одно целое с валом, посредством которых передача крутящего момента передается с одного вала на другой.
Набор вилок
Легкое переключение передач во время движения обеспечивается комплектом вилок. Они управляются рычагом переключения передач. Вилки нажимают на ту или иную передачу на той или иной оси, заставляя механизм работать.
Разумеется, в корпусе есть специальное отверстие, через которое в редуктор заливается смазочная жидкость. Это отверстие расположено с левой стороны ручки переключения передач и закрыто заглушкой. Объем коробки передач на ВАЗ 2107 составляет около 1,6 литра масла.
Основные технические характеристики коробки ВАЗ 2107
Коробка передач «семерки» работает вместе со сцеплением. На ВАЗ 2107 устанавливается однодисковое сухое сцепление, имеющее только одну (центральную) нажимную пружину. Этого достаточно для практического контроля скорости автомобиля.
Коробка передач — только механическая, трёхкодовая, пятиступенчатая. На ВАЗ 2107 работают синхронизаторы на каждую передачу переднего хода.
Устройство достаточно много весит — 26.9 кг без масла.
Видео: принцип работы механической коробки ВАЗ
https://www.youtube.com/embed/0VI5lYbaetY
Какую КПП можно поставить на «семёрку»
ВАЗ 2107 хотел бы работать как с четырехступенчатой, так и с пятиступенчатой коробкой передач, поэтому только водитель решает, какую модель выбрать.
Если говорить об отечественных «вазовских» коробках, то «семерка» изначально комплектовалась четырехступенчатой, поэтому всегда можно купить и установить это специальное устройство. Основное преимущество такой коробки заключается в ее повышенной экономичности – водитель проезжает 200 – 300 тысяч километров, ни разу не вкладываясь в ремонт агрегата. Кроме того, четырехступенчатая больше подходит для маломощных 1,3-литровых моторов или для водителей, которые часто возят на машине тяжелые грузы, так как коробка изначально рассчитана на высокую тягу.
Пятиступенчатые коробки позволяют развивать более высокую скорость. Молодым водителям это нравится, так как можно выжать из машины максимум мощности на старте и при обгоне. Однако со временем такие ящики стали делать из некачественных материалов, поэтому менять их не всегда очевидно.
На ВАЗ 2107 также можно установить КПП зарубежного производства. Лучше всего подходят коробки от Fiat, так как именно этот автомобиль стал прообразом отечественных моделей. Некоторые автолюбители устанавливают коробки от старых версий БМВ, но процедура установки может занять много времени, так как изначальная конструкция автомобиля не предусматривает нестандартных устройств.
Неисправности КПП ВАЗ 2107
ВАЗ 2107 по праву считается «рабочей лошадкой». Но даже эта модель не может существовать вечно. Рано или поздно машина начинает «капризничать». При возникновении неисправностей в коробке владелец должен немедленно принять необходимые меры, так как эти неисправности напрямую влияют на возможность эксплуатации автомобиля.
Почему не включаются передачи или включаются произвольно
Это кошмар для любого водителя, когда машина не слушается его команд или выполняет действия в произвольном порядке. Чтобы этого не произошло в реальности, при первых же проблемах с переключением передач следует выяснить источник происхождения этих проблем:
- Сильный износ подвижных деталей коробки (шарниры, пружина) — лучше всего провести капитальный ремонт КПП.
- Стёрлись блокирующие колечки на синхронизаторах — рекомендуется просто их заменить на новые.
- Сломалась пружина синхронизатора — поможет замена.
- Износились зубчики на шестернях — рекомендуется заменить шестерню.
Почему выбивает передачу при её включении
Водитель нередко не может включить ту или иную передачу. Следовательно, двигатель испытывает повышенные нагрузки, что негативно сказывается на плавности хода. Нужно выяснить, в чем именно проблема, и принять меры:
- Сцепление не может выключиться до конца — необходимо провести регулировку механизмов сцепления.
- Заклинил шарнир на рычаге переключения — провести зачистку шарнирных соединений.
- Поломка самого рычага — нужно заменить его на новый.
- Деформация вилок в коробке (обычно бывает после аварий) — лучше сразу заменить целый набор, не пытаясь выправить.
Из коробки слышится шум и хруст
Очень неприятно, когда во время движения раздаются громкие звуки и душераздирающий скрип. Похоже, машина вот-вот развалится. А вот вся причина неисправности в коробке передач:
- Шумят подшипники на валах — необходимо сменить разбитые детали.
- Сильный износ зубцов на шестернях — произвести замену.
- Недостаточно масла в коробке — долить жидкость и найти место утечки, чтобы предотвратить последующие неисправности.
- Валы начали перемещаться по своей оси — необходимо заменить подшипники.
Почему из коробки вытекает масло
Полноценная работа коробки передач на ВАЗ 2107 невозможна без хорошей смазки. В коробку заливается около 1,6 литров масла, которое обычно полностью меняют только при капитальном ремонте. Само по себе масло никуда не может течь, так как корпус максимально герметичен.
Однако, если под автомобилем на стоянке скапливается лужа, а внутренние детали под капотом сильно замаслены, необходимо срочно искать причину протечки:
- Износились сальники и прокладки — с этим и связана разгерметизация коробки, нужно немедленно заменить резиновые изделия и долить масло.
- Ослабилось крепления картера — рекомендуется просто подтянуть все гайки.
Обратите внимание, что некоторые виды работ по устранению неполадок также доступны обычному водителю. Однако серьезные и масштабные процедуры (например, капитальный ремонт коробки передач) лучше доверить профессионалам.
Ремонт КПП ВАЗ 2107
Самостоятельный ремонт коробки – задача, с которой справится только опытный автовладелец, привыкший самостоятельно обслуживать и ремонтировать автомобиль.
Снимаем коробку
Ремонт коробки можно проводить только после ее демонтажа с автомобиля, поэтому придется загнать «семерку» на эстакаду или смотровую яму и приступить к работе.
Для работы лучше заранее подготовить:
- две отвёртки с тонким плоским лезвием;
- пинцет;
- отвёртку с крестообразным лезвием;
- торцевой ключ на 10;
- торцевой ключ на 19.
Процедура снятия КПП проходит по следующему регламенту:
- После установки машины на яму необходимо отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумулятора, а затем слить масло из коробки.
- Снять панель радиоприёмника.
- Нажать на рычаг, вставить плоскую отвёртку в отверстие запорной втулки коробки, вывести втулку наружу.
- Снять стержень с рычага.
- Взять пинцет и извлечь из рычага упругую резиновую вставку демпфера.
- Двумя плоскими отвёртками разжать лепестки вставки демпфера и вывести их из рычага.
- Снять с рычага демпфер и все его втулки.
- Далее пододвинуть обивочный коврик на полу машины.
- Взять крестовую отвёртку и вывернуть четыре самореза на крышке коробки.
- Снять с рычага крышку коробки.
- Снять приёмную трубу глушителя.
- Отсоединить блок со сцеплением крестовой отвёрткой.
- Снять шлейф проводов.
- Снять карданную передачу.
- Отсоединить гибкий вал от прибора скорости.
- Взять торцевой ключ на 10 и отвернуть два болта крепления боковой крышки коробки.
- Под коробку необходимо установить прочную устойчивую опору.
- Взять торцевой ключ на 19 и отвернуть четыре болтовых соединения крепления картера к блоку цилиндров.
- Вставить плоскую отвёртку в щель между картером и блоком и отжать ею оба прибора.
- Демонтаж КПП на ВАЗ 2107 завершён.
Видео: инструкция демонтажных работ
https://www.youtube.com/embed/GMkrBcnJXfk
Как разобрать КПП
Снятую коробку необходимо установить на ровное и чистое место. Для разборки устройства на запчасти потребуются следующие инструменты:
- клеевой состав;
- ударная отвёртка;
- трёхзахватный съёмник подшипников (возможно, понадобятся и тиски);
- новые сальники;
- полный набор прокладок;
- динамометрический ключ.
Процедура разборки коробки одна из самых сложных процедур при работе с ВАЗ 2107. В конструкции коробки передач много мелких деталей, невнимательное отношение к некоторым из них может привести к плачевным результатам. Поэтому самостоятельно разбирать коробку и заменять изношенные элементы рекомендуется только при наличии большого практического опыта в этой области.
Видео: инструкция по разборке механической коробки
https://www.youtube.com/embed/fIPxdmB6owo
Меняем подшипники
Все три вала в редукторе вращаются благодаря подшипниковому узлу. Однако опытные водители знают, что основной ворох проблем доставляет именно подшипники, так как рано или поздно они начинают плавать, стучать или изнашиваться в процессе эксплуатации.
Видео: как визуально определить износ подшипников на валах
https://www.youtube.com/embed/hAcRLnOtCW8
Коробка передач ВАЗ 2107 содержит подшипники разных размеров, но ни в одном из них не предусмотрена процедура ремонта и восстановления. Поэтому при ремонте придется выбивать валы из подшипников и устанавливать новые шарнирные узлы.
Видео: инструкция по замене подшипников первичного и вторичного валов
https://www.youtube.com/embed/nL3woWhCrS8
Роль сальников в работе КПП, как заменить
Сальник – это герметичная резиновая прокладка, основной задачей которой является герметизация стыков между разными деталями в коробке. Соответственно, если сальник сильно изношен, нарушена герметичность узла, могут наблюдаться течи масла.
Для предотвращения потери смазки и восстановления герметичности узла потребуется замена сальника. Для этого потребуются простые инструменты, которые у водителя всегда есть под рукой:
- гаечные головки;
- молоточек;
- плоская отвёртка;
- нож (им удобнее всего снимать старую прокладку);
- новый сальник;
- герметик.
Сальник первичного вала
Этот продукт изготовлен из композита CGS и NBR для максимальной прочности. Сальник в рабочем состоянии полностью погружен в трансмиссионное масло, за счет чего эластичность сохраняется длительное время.
Сальник первичного вала призван работать в диапазоне температур от -45 до +130 градусов Цельсия. Весит 0.020 кг и имеет размеры 28.0х47.0х8.0 мм
Сальник первичного вала коробки ВАЗ 2107 находится в картере сцепления. Поэтому для его замены нужно разобрать крышку. А для этого необходимо загнать машину на эстакаду или смотровую яму.
Замена прокладки первичного вала проводится следующим образом:
- Снять КПП с машины (достать сальник можно и на не снятой коробке, но процедура займёт много времени).
- Снять с КПП вилку и выжимной подшипник (для этого потребуются молоток, съёмник и тиски).
- Выкрутить шесть гаек с кожуха.
- Снять сам кожух (он имеет форму колокола).
- Теперь открыт доступ к сальнику: старую прокладку удалить ножом, тщательно зачистить место соединения и установить новый сальник.
- Далее собрать кожух в обратной последовательности.
Фотогалерея: порядок замены
Сальник вторичного вала
Изделие также изготовлено из высококачественных композитных материалов. По техническим характеристикам сальник выходного вала мало чем отличается от сальника первичного вала.
Однако он чуть больше весит — 0.028 кг и имеет более крупные габариты — 55х55х10 мм.
Местоположение сальника объясняет некоторые сложности его снятия и замены:
- Зафиксировать фланец коробки, вставив в её отверстие болт нужного диаметра.
- Провернуть ключом гайку крепления фланца.
- Поддеть отвёрткой центрирующее металлическое колечко и вытащить его со вторичного вала.
- Вынуть из отверстия болт.
- В конец вторичного вала упереть съёмник.
- Снять фланец вместе с шайбой.
- Отвёртками или пассатижами извлечь из коробки старый сальник.
- Место стыка зачистить, установить новый сальник.
Фотогалерея: процедура работы
Как заменить шестерни и синхронизаторы
Как было сказано выше, самостоятельная работа с коробкой передач, а тем более с осями и их элементами полна множества ошибок. Поэтому замену шестерен и синхронизаторов лучше доверить специалистам по ремонту автомобилей.
Опытные владельцы ВАЗ 2107 могут посмотреть специальное видео, в котором объясняются все нюансы работы по смене этих деталей.
Видео: уникальный ролик по снятию шестерни с пятой передачи
https://www.youtube.com/embed/9Bzl7DSsulM
Масло в КПП ВАЗ 2107
В коробку передач ВАЗ заливается специальное трансмиссионное масло. Он необходим для смазки шестерен, так как продлевает срок их службы.
Выбор трансмиссионного масла зависит от многих параметров: финансов водителя, рекомендаций производителя и предпочтений владельца той или иной марки. В коробку с «семеркой» несомненно можно заливать трансмиссионное масло следующих фирм:
- УФАЛЮБ УНИТРАНС 85W-90;
- ЛУКОЙЛ ТМ-5 85W-90;
- САМОЙЛ 4404 80W-90 или 85W-90;
- ЯРМАРКА СУПЕР Э-80W-90 или Т-85W-90;
- ТНК ТРАНС ГИПОИД 85W-90 либо 80W-90;
- AGIP ROTRA MP 80W-90 или 80W-95;
- НОРСИ ТРАНС 80W-90 или 85W-90;
- НОВОЙЛ СУПЕР Т 80W-90;
- СПЕКТРОЛ ФОРВАРД 80W-90;
- MP GEAR LUBE-LS 80W-90 или 85W-140 (GL-5).
Объём заливаемой жидкости обычно равен 1.5 — 1.6 литра. Заливка производится через специальное отверстие в левой части корпуса коробки.
Как проверить уровень масла в КПП
При подозрении на утечку масла необходимо проверить уровень в коробке. Для этого нужно поставить ВАЗ 2107 на смотровую яму и приступить к работе:
- Очистить от грязи пробку слива и заливное отверстие на корпусе коробки.
- Взять ключ на 17 и отвернуть им заглушку заливного отверстия.
- Любым подходящим предметом (можно даже отвёрткой) проверить уровень масла внутри. Жидкость должна доставать до нижней кромки отверстия.
- Если уровень ниже, можно через шприц долить необходимое количество масла.
Как поменять масло в коробке ВАЗ 2107
Чтобы поменять масло в машине, потребуется заранее приготовить:
- ёмкость для слива отработавшей жидкости (не менее 2 литров);
- ключ на 17;
- шестигранник;
- отвёртку;
- ветошь.
Рекомендуется производить замену сразу после поездки на автомобиле, так как горячее масло быстрее вытекает из коробки. Процедура замены актуальна каждые 50 – 60 тысяч километров пробега.
Порядок работы
Чтобы работа не принесла неприятностей, лучше всего сразу обложить пространство вокруг коробки ветошью. Далее руководствоваться следующей схемой:
- Отвернуть пробку заливки масла на корпусе коробки.
- Ёмкость для слива подставить под заглушку и открыть её шестигранным ключом.
- Дождаться, пока масло полностью не вытечет из коробки.
- Очистить заглушку сливного отверстия от старого масла и установить её на место.
- Через заливное отверстие аккуратно залить свежее масло в объёме 1.5 литра.
- Через 10 минут проверить уровень, если необходимо, долить ещё смазки и закрыть пробку.
Фотогалерея: замена масла в коробке своими руками
Кулиса в КПП — для чего нужна
Рокер на языке специалистов СТО называется «муфта управления коробкой передач». Сам рычаг переключения передач ошибочно принимается за кадром, когда сцена представляет собой многокомпонентный элемент:
- рычаг переключения передач;
- тяга;
- вилка;
- крепёж сальника.
В составе коробки передач звено играет роль связующего звена между рычагом и карданным валом. Поскольку это механический узел, он может изнашиваться, поэтому водитель сразу начнет замечать проблемы с приводом. Текущие поломки обычно связаны с выработкой ресурса кулисы, реже с падением уровня масла в коробке передач.
Самостоятельная регулировка кулисы
Если у вас возникли первые проблемы с переключением передач, можно сначала попробовать отрегулировать сцепление. Возможно, некоторые соединения ослаблены, и небольшое вмешательство может решить эту проблему:
- Загнать машину на эстакаду.
- Сместить рычаг влево на максимум.
- Затянуть хомут под машиной между кулисой и валом.
- Смазать детали специальной смазкой через стыки в корпусе коробки.
Обычно этих действий бывает вполне достаточно, чтобы вернуть автомобилю первоначальную управляемость.
Видео: инструкция по корректировке работы
https://www.youtube.com/embed/pNCQSq21gOI
Как снять и поставить кулису на ВАЗ 2107
На самом деле процесс демонтажа старой кулисы и установки новой достаточно прост. Автолюбители доступным языком объясняют на форумах, как проводить работы.
Как правильно написал Raimon7, это можно сделать из салона. Достаточно легко открутить нижние 3 гайки (см рисунок), вытащить весь механизм. Если у вас 5 то вообще проблем нет, а если 4х то нужно отсоединять «рычаг коробки передач» от пружины (см картинку) (это то, что вы обломали). Пружину надо вытащить, чтобы случайно не упала, у нас тут друг с этой пружиной катается, непонятно где. Потом просто разобрать все: механизм выбора передач, выкинуть сломанный рычаг, вставить новый, подогнать, прикрутить механизм выбора и все нормально
Магадан
http://vaz-2106.ru/forum/index.php?showtopic=7549&st=40
Поэтому коробка передач на ВАЗ 2107 не зря считается одним из самых сложных конструктивных элементов в модели. Часть работ по эксплуатации, осмотру и ремонту хозяин может выполнить своими руками, но не переоценивайте свои силы в случае серьезных серьезных проблем с КПП – лучше оплатить услуги специалистов.