Задняя ось является одним из основных узлов трансмиссии автомобиля. От функциональности элементов зависят не только ходовые качества автомобиля, но и безопасность водителя и пассажиров. В этой статье мы поговорим о полуосях заднего моста ВАЗ 2107, рассмотрим назначение этих деталей, конструкцию, возможные неисправности и способы их устранения своими силами.
- Что такое полуоси, зачем они нужны и как устроены
- Конструкция полуоси
- Основные технические характеристики полуосей ВАЗ 2107 и их элементов
- Подшипник полуоси
- Таблица: размеры и технические характеристики подшипника 2101–2403080
- Сальник
- Таблица: размеры и технические характеристики сальника полуоси ВАЗ 2107
- Неисправности полуосей ВАЗ 2107, их причины и признаки
- Деформация
- Перелом
- Износ или срезание шлицев
- Повреждение резьбы крепления колеса
- Замена полуоси
- Снятие полуоси
- Как снять сломанную полуось
- Демонтаж и установка подшипника на полуось
- Установка сальника
- Установка полуоси
- Видео: замена полуоси на ВАЗ 2107
Что такое полуоси, зачем они нужны и как устроены
У заднеприводных автомобилей, к которым собственно и относится «семерка», задние колеса являются ведущими. Именно они, вращаясь, заставляют машину двигаться. Крутящий момент передается на них от коробки передач через карданный вал (карданный), редуктор и полуоси. Полуосей всего две: по одной на каждое заднее колесо. Их роль заключается в передаче крутящего момента от соответствующей шестерни к редуктору на обод.
Конструкция полуоси
Вал представляет собой цельнометаллический вал из стали. На одном конце имеется фланец для крепления диска колеса, а на другом пазы для зацепления с шестернями редуктора. Если рассматривать полуосевой узел, то помимо оси в конструкцию также входят:
- маслоотражатель;
- уплотнительная прокладка;
- сальник (манжета);
- подшипник.В конструкцию полуоси кроме вала также входят маслоотражатель, прокладка, сальник и подшипник
В конструкцию полуоси кроме вала также входят маслоотражатель, прокладка, сальник и подшипник
Каждая полуось устанавливается в соответствующий (левый или правый) картер заднего моста. Маслоотражатель с прокладкой и сальником служит для предотвращения вытекания смазки из корпуса. Подшипник предназначен для обеспечения плавного вращения полуоси и распределения ударных нагрузок, поступающих от колеса, на заднюю ось автомобиля.
Основные технические характеристики полуосей ВАЗ 2107 и их элементов
Полуоси для «семерки» в России выпускаются под каталожным номером 21030-2403069-00. Правая и левая детали, в отличие от некоторых других заднеприводных автомобилей, у ВАЗ 2107 полностью идентичны. Они имеют диаметр 30 мм (под подшипник) и 22 канавки. В продаже также можно найти так называемые усиленные полуоси с 24 шлицами, но для установки потребуется изменить конструкцию редуктора.
Подшипник полуоси
Подшипник – это именно тот элемент, который отвечает за большую часть нагрузок. И хотя заявленный ресурс около 150 тысяч километров, он может прийти в негодность гораздо раньше. Все зависит от условий эксплуатации автомобиля, исправности других деталей трансмиссии, а также качества изготовления. Наиболее надежными, на сегодняшний день, являются подшипники Вологодского подшипникового завода, выпускаемые по артикулам 2101–2403080 и 180306. Импортные аналоги имеют каталожный номер 6306 2РС.
Таблица: размеры и технические характеристики подшипника 2101–2403080
Позиция | Показатель |
Тип | Шариковый |
Число рядов | 1 |
Направление нагрузок | Двухстороннее |
Диаметр наружный/внутренний, мм | 72/30 |
Ширина, мм | 19 |
Грузоподъёмность динамическая/статическая, Н | 28100/14600 |
Масса, г | 350 |
Сальник
Сальник вала имеет значительно меньший ресурс, чем подшипник, так как его основным рабочим материалом является резина. Его необходимо менять каждые 50 тысяч километров. Уплотнения полуосей доступны под каталожными номерами 2101–2401034.
Таблица: размеры и технические характеристики сальника полуоси ВАЗ 2107
Позиция | Показатель |
Тип каркаса | Обрезиненный |
Тип резины по ГОСТ | 8752–79 |
Диаметр внутренний, мм | 30 |
Диаметр наружный, мм | 45 |
Высота, мм | 8 |
Диапазон температур, 0С | -45 – +100 |
Неисправности полуосей ВАЗ 2107, их причины и признаки
К основным поломкам полуосей можно отнести:
- деформацию вала;
- перелом;
- износ или срезание шлицев;
- повреждение резьбы крепления колёсного диска.
Деформация
Хотя полуось изготовлена из высокопрочной стали, она может деформироваться при высокой нагрузке. Такая неисправность часто является следствием заклинивания коробки передач, проблем с работой подшипника, а также попадания соответствующего колеса в глубокую яму. Признаком деформации полуоси является сильная вибрация обода, иногда сопровождающаяся грохотом, стуком, треском.
Перелом
Результатом попадания колеса в выбоину, либо сильного удара о кочку может стать перелом полуоси. В этом случае автомобиль теряет управление, так как одно из ведущих колес перестает вращаться. При поломке полуоси может выйти из строя и коробка передач, поэтому при возникновении такой поломки ее необходимо проверить.
Износ или срезание шлицев
Естественный износ шлицев моста может произойти после 200-300 тыс км пробега. Чаще встречается их срез, возникающий при заклинивании одного из колес и выходе из строя коробки передач. Шлицы также срезаются из-за износа зубьев шестерни на полуоси, которые входят в зацепление с ними.
Признаком износа или срезания шлицев является хруст (треск) со стороны полуоси, который обычно возникает при трогании с места или движении под уклон. Хруст указывает на то, что зубья шестерни скользят между шлицами на полуоси.
Повреждение резьбы крепления колеса
Повредить резьбу на фланце довольно сложно, но такие проблемы все же случаются. Причиной этого может быть несоблюдение момента затяжки колесных болтов, неправильное направление болтов при затяжке, нарушение шага резьбы на болтах. Признаком повреждения резьбы является вертикальный люфт колеса, биение задней части машины во время движения.
При обнаружении перечисленных неисправностей необходимо заменить полуось (одну или обе). Крайне опасно продолжать движение на автомобиле с неисправными полуосями.
Замена полуоси
Рассмотрим процесс замены полуоси, её подшипника и сальника в деталях. Из инструментов понадобятся:
- баллонный ключ;
- домкрат и страховочная подставка (в крайнем случае пенёк или несколько кирпичей);
- упоры для колёс;
- обратный молоток;
- гаечные ключи на 8 мм, 17 мм;
- шлицевая отвёртка;
- болгарка;
- круглогубцы;
- молоток;
- зубило;
- верстак с тисками;
- паяльная лампа или газовая горелка;
- проставка из дерева или мягкого металла;
- отрезок стальной трубы с диаметром стенок 33–35 мм;
- смазка типа «Литол»;
- сухая чистая тряпка.
Снятие полуоси
Чтобы демонтировать полуось, следует:
- Поставить автомобиль на ровной поверхности, установить упоры под передние колёса.
- Баллонным ключом отвернуть колёсные болты.
- Поднять кузов машины домкратом.
- Выкрутить колёсные болты, снять колесо.
- Используя ключ на 8 выкрутить направляющие шпильки барабана.
- Снять барабан. Если он не отрывается от колодок, осторожно постучите по нему проставкой и молотком. Если барабан не поддается, постучите по нему молотком и проставкой
Если барабан не поддается, его нужно сбить при помощи молотка и проставки - При помощи ключа на 17 (лучше торцевой) открутите гайки (4 шт), которые крепят полуось. Они расположены за фланцем, но доступ к ним можно получить через специальные отверстия, прокатав полуось. Болты откручиваются торцевым ключом на 17 мм
Болты откручиваются торцевым ключом на 17 - Круглогубцами изъять пружинные шайбы, которые расположены под гайками крепления полуоси.Шайбы лучше снимать круглогубцами или пассатижами
Шайбы лучше снимать круглогубцами или пассатижами - Отсоедините полуось от заднего моста, потянув ее на себя. Если он не поддается, используйте перевернутый молоток. Для этого фланец инструмента необходимо прикрутить к фланцу полуоси колесными болтами. Резко переместите вес молотка вперед, выбейте полуось. Если в вашем арсенале инструментов нет перевернутого молотка, вместо него можно использовать снятое колесо. Его необходимо прикрутить тыльной стороной к фланцу полуоси и ударить по шине молотком изнутри до выхода полуоси из кожуха Если у вас нет молотка, то вместо него можно использовать снятое колесо
Если у вас нет молотка,вместо него можно использовать снятое колесо - Снять полуось в сборе с подшипником и фиксирующим его кольцом.Полуось снимается в сборе с маслоотражателем и подшипником
Полуось снимается в сборе с маслоотражателем и подшипником - Извлечь уплотнительную прокладку, расположенную между тормозным щитом и фланцем полуоси.Прокладка установлена между фланцем полуоси и тормозным щитом
Прокладка установлена между фланцем полуоси и тормозным щитом - Круглогубцами или пассатижами извлечь сальник из его посадочного гнезда.Сальник извлекается при помощи круглогубцев
Сальник извлекается при помощи круглогубцев
Как снять сломанную полуось
При поломке полуоси демонтировать ее обычным способом не получится. Но есть и другие методы. Если ось сломалась прямо перед фланцем и ее сломанный конец торчит из картера полуоси, к ней можно приварить кусок арматуры, а затем вместе с ней вытащить и остаток полуоси.
При поломке полуоси внутри кожуха можно попытаться выбить ее куском арматуры, вставленным с задней части моста, предварительно сняв противоположную полуось. В крайнем случае, чтобы снять часть оси, нужно разобрать коробку передач.
Демонтаж и установка подшипника на полуось
При замене полуоси на новую рекомендуется заменить подшипник, но если старый еще работает достаточно хорошо, то можно его установить. Вот только чтобы его снять, придется демонтировать стопорное кольцо. Для этого вам нужно:
- Надёжно зафиксировать полуось в тисках.
- Используя болгарку, пропилить внешнюю часть кольца.Чтобы снять кольцо его нужно распилить, а после разбить при помощи молотка и зубила
Чтобы снять кольцо его нужно распилить, а после разбить при помощи молотка и зубила - Расколоть корпус кольца при помощи зубила и молотка.
- Удалить с вала остатки кольца.
- Тем же инструментом осторожно сбейте подшипник с полуоси. Наносите удар только по внутреннему кольцу подшипника. В противном случае вы повредите его и больше не сможете им пользоваться.
- Осмотреть новую полуось и подшипник на предмет заводского брака.Перед установкой нового подшипника нужно убедиться, то она исправна
Перед установкой нового подшипника нужно убедиться, то она исправна - Извлечь из корпуса подшипника резиновый пыльник.
- Заложить смазку между обоймами подшипника.
- Установить пыльник на место.
- Надеть подшипник на полуось. Будьте внимательны: подшипник устанавливается так чтобы пыльник «смотрел» на маслоотражатель.
- Упереть отрезок стальной трубы в подшипник так, чтобы её стенки упирались в торец внутренней обоймы.
- Нанося несильные удары молотком по обратному концу трубы, усадить подшипник на его место.
- С помощью паяльной лампы или газовой горелки (можно использовать горелку обычной газовой плиты), чтобы разогреть кольцо для вечеринки. Не переусердствуйте: нагревать нужно не докрасна, а до белого налета на поверхностях. Кольцо необходимо нагревать до появления белого налета
Кольцо нужно нагревать до появления белого налета - При помощи пассатижей надеть кольцо на полуось.
- Установите кольцо на место, слегка ударив по нему тыльной стороной молотка. Чтобы он быстрее остыл, залейте его моторным маслом. Для охлаждения кольца можно налить на него машинное масло
Чтобы охладить кольцо, его можно полить моторным маслом
Установка сальника
Для установки нового сальника следует:
- Чистой сухой тряпкой протереть посадочное гнездо.
- Смазать поверхности гнезда пластичной смазкой.
- Смазать смазкой сам сальник.
- Установить деталь в посадочное гнездо.Перед установкой сальника его нужно смазать пластичной смазкой
Перед установкой сальника его нужно смазать пластичной смазкой - Используя молоток и отрезок трубы аккуратно запрессовать сальник.
Установка полуоси
Когда подшипник и сальник будут установлены, можно ставить и полуось. Монтаж производится в следующем порядке:
- Ставим уплотнительную прокладку.
- Вставляем полуось в кожух до упора. Проверить, как шлицы вошли в зацепление с зубьями шестерни, проворачивая полуось в разные стороны.
- Нанести несколько несильных ударов молотком по фланцу полуоси, чтобы убедиться, что она правильно «села».
- Установить пружинные шайбы на шпильки крепления полуоси. Наживить и закрутить гайки крепления полуоси торцевым ключом на 17.
- Надеть барабан на колодки и зафиксировать его при помощи направляющих шпилек.
- Произвести монтаж колеса.
- Проверить, нет ли люфта полуоси или подшипника, пробуя пошатать колесо вдоль вертикальной и горизонтальной осей.
- Опустить кузов, убрать упоры из-под передних колёс.
- Закрутить колёсные болты.
- Проверить, исчезли ли признаки неисправности полуоси, проехавшись по ровному участку дороги.
Видео: замена полуоси на ВАЗ 2107
https://www.youtube.com/embed/_mmHuOxlD5A
Как видите, устранить неисправность полуоси не так уж и сложно. И для этого совсем необязательно обращаться на станцию технического обслуживания.