Одним из ключевых узлов электросхемы автомобиля ВАЗ 2105 является блок предохранителей. Многие проблемы с электрооборудованием, возникающие при эксплуатации автомобиля, связаны именно с этим узлом. Автолюбители обычно занимаются обслуживанием и диагностикой неисправностей в блоке предохранителей самостоятельно.
- Предохранители ВАЗ 2105
- Блок под капотом
- Таблица: какой предохранитель за что отвечает
- Как снять монтажный блок
- Ремонт монтажного блока
- Замена сгоревшей дорожки
- Видео: как отремонтировать перегоревшую дорожку блока предохранителей
- Монтажный блок в салоне
- Как определить сгоревший предохранитель
- Демонтаж и ремонт блока
- Блок предохранителей старого образца
Предохранители ВАЗ 2105
Назначение предохранителей, используемых в автомобиле ВАЗ 2105, не отличается от функции других предохранителей — защита электрических цепей от коротких замыканий, резких скачков напряжения и других нештатных режимов работы. Предохранители ВАЗ 2105, которые могут быть цилиндрического или штекерного типа, монтируются на том же блоке, что и реле. Монтажный блок можно разместить под капотом или в салоне автомобиля.
Действие предохранителя основано на известном со школы законе Ома: Если сопротивление уменьшается в каком-либо звене электрической цепи, это приводит к увеличению силы тока. Если сила тока превышает допустимое значение, указанное для этой части цепи, предохранитель перегорает, тем самым защищая более важные электрические устройства от выхода из строя.
Блок под капотом
В большинстве моделей ВАЗ 2105 (за исключением самых ранних образцов) блок предохранителей вынесен из отсека под капотом: его видно под лобовым стеклом, с противоположной стороны от пассажирского сиденья.
Таблица: какой предохранитель за что отвечает
Предохранитель | Номинальный ток, А | Что защищает |
F1 | 10 |
|
F2 | 10 |
|
F3 | 10 | резервный |
F4 | 10 | резервный |
F5 | 20 | цепь обогрева заднего стекла и реле включения обогрева |
F6 | 10 |
|
F7 | 20 |
|
F8 | 10 |
|
F9 | 7,5 |
|
F10 | 10 |
|
F11 | 10 |
|
F12 | 10 |
|
F13 | 10 | дальний свет на левой фаре |
F14 | 10 |
|
F15 | 10 |
|
F16 | 10 |
|
F17 | 10 | ближний свет на левой блок-фаре |
Помимо указанных в таблице предохранителей, на монтажном блоке расположены 4 запасных — F18-F21. Все предохранители окрашены в определённый цвет:
- 7,5 А — коричневый;
- 10 А — красный;
- 16 А — синий;
- 20 А — жёлтый.
Как снять монтажный блок
Чтобы снять блок предохранителей, потребуется торцовый ключ на 10. Для демонтажа блока необходимо:
- Отсоединить минусовую клемму аккумуляторной батареи.
- Отсоединить штекерные разъёмы в салоне.Прежде чем снимать блок, нужно отсоединить штекерные разъёмы в салоне под бардачком
Прежде чем снимать блок, нужно отсоединить штекерные разъёмы в салоне под бардачком - Открутить гайки крепёжных болтов (в салоне под бардачком) ключом на 10.После этого нужно открутить гайки крепёжных болтов блока
После этого нужно открутить гайки крепёжных болтов блока - Вытолкнуть блок предохранителей в подкапотное пространство.
- Снять штепсельные контакты под блоком предохранителей. Затем необходимо отсоединить штепсельные контакты в нижней части блока предохранителей
Далее необходимо отсоединить штекерные разъёмы, расположенные в нижней части блока предохранителей - Снять блок с посадочного места.После того как все разъёмы будут отсоединены, блок можно снимать с посадочного места
После того как все разъёмы будут отсоединены, блок можно снимать с посадочного места
Разъемы внутри и в крышке имеют цветовую маркировку. Соединительные контакты на блоке предохранителей отмечены тем же цветом (в виде цветных кружков). Это сделано для того, чтобы при сборке блока не перепутать, какой разъем куда подключался. Если на блоке нет цветной маркировки, ее следует сделать самостоятельно (например, маркером). Новый или отремонтированный узел устанавливается на место в порядке, обратном разборке.
Старые и новые блоки предохранителей можно поменять местами. Если вместо старого вы хотите установить блок нового типа, никаких изменений в конструкцию автомобиля вносить не нужно. Разница между блоками только в типе используемых предохранителей: на старых — цилиндрические, на новых — штепсельные.
Ремонт монтажного блока
При возникновении перебоев в работе электрооборудования автомобиля в первую очередь необходимо проверить блок предохранителей. При выходе из строя одного из предохранителей категорически не рекомендуется заменять его на предохранитель, выдерживающий больший ток, чем номинальный. Такой предохранитель может привести к перегоранию проводов, ламп, обмоток двигателя или другого электрооборудования.
При выполнении ремонта блока предохранителей следует придерживаться определённых правил. Например:
- Если перегорел предохранитель, необходимо попытаться найти причину этого, т.е проверить всю часть цепи, за которую отвечает этот предохранитель;
- Если в автомобиле установлено дополнительное электрооборудование, необходимо пересчитать номинальный ток, который должен выдерживать предохранитель, отвечающий за эту часть цепи. Для этого необходимо общую нагрузку (мощность) потребителей этого участка цепи разделить на величину встроенного напряжения (12 В). Полученную цифру необходимо увеличить на 20-25 % — это и будет требуемое значение тока срабатывания предохранителя;
- при замене блока следует обратить внимание, нет ли перемычек между контактами старого блока. Если есть, то на новом нужно сделать такие же.
Если есть возможность выбора между блоками старого и нового типа, обязательно следует установить новый тип монтажного блока: более плотные контакты предохранителей на таком блоке сразу избавят вас от многих проблем, связанных с разболтавшимися предохранителями в блоках старого типа.
Ремонт монтажного блока обычно заключается в замене предохранителей или восстановлении сгоревшей дорожки. Проверить предохранитель можно мультиметром: вместо вышедшего из строя предохранителя установить новый.
Замена сгоревшей дорожки
В некоторых случаях при увеличении нагрузки в цепи сгорает не предохранитель, а одна из дорожек блока. В этой ситуации нужно учитывать степень выгорания: если повреждения небольшие и остальные компоненты блока не пострадали, такую дорожку можно восстановить. Для этого потребуется:
- паяльник;
- олово и канифоль;
- провод 2,5 кв. мм.
Ремонт дорожки выполняется в такой последовательности:
- Зачищаем и обезжириваем повреждённый участок.
- Удаляем обгоревшие и не подлежащие восстановлению фрагменты дорожки.
- Подготавливаем кусок провода требуемой длины, удаляем изоляцию по краям и обрабатываем паяльником и припоем.
- На место перегоревшей дорожки припаиваем подготовленный провод.На место перегоревшей дорожки припаивают кусок провода диаметром 2,5 кв. мм
На место перегоревшей дорожки припаивают кусок провода диаметром 2,5 кв. мм
Если дорожки имеют множественные повреждения, проще заменить блок целиком.
Видео: как отремонтировать перегоревшую дорожку блока предохранителей
https://www.youtube.com/embed/qXmk47yRJzc
Монтажный блок в салоне
В первых моделях ВАЗ 2105 блок предохранителей располагался в салоне автомобиля. Такой блок и сегодня можно увидеть у некоторых «пятерок» под панелью приборов рядом с левой дверью. Каждый из предохранителей на блоке, расположенном в салоне автомобиля, отвечает за ту же часть электрической цепи, что и соответствующий предохранитель на блоке, расположенном под капотом.
Как определить сгоревший предохранитель
При возникновении проблем с какой-либо группой электрооборудования в автомобиле вероятность того, что предохранитель сгорел, высока, но не стопроцентная. Чтобы убедиться, что предохранитель вышел из строя, иногда достаточно внешнего осмотра: если на теле есть следы ожогов, скорее всего, предохранитель перегорел. Этот способ проверки достаточно примитивен, и в этом случае лучше воспользоваться мультиметром, позволяющим диагностировать неисправность:
- по напряжению;
- по сопротивлению.
В первом случае необходимо:
- Перевести мультиметр в режим измерения напряжения.
- Включить проверяемую цепь, например, освещение, печку и т. д.
- Проверить наличие напряжения на выводах предохранителя. Если на одном из выводов напряжения нет, предохранитель нужно заменить.
Во втором случае мультиметр переводится в режим измерения сопротивления, после чего наконечники прибора подключаются к снятому предохранителю. Если значение сопротивления близко к нулю, предохранитель необходимо заменить.
Демонтаж и ремонт блока
Блок предохранителей в салоне снимается в том же порядке, что и установленный под капотом. Необходимо открутить крепления, снять контакты и снять блок. Так же, как и в случае с блоком, расположенным под капотом, ремонт монтажного блока, установленного в салоне, заключается в замене предохранителей и восстановлении дорожек.
Если предохранитель сгорел в дороге, а под рукой нет запчастей, можно заменить его проволокой. Однако при первой же возможности провод необходимо удалить, а на его место установить номинальный предохранитель. Расположение предохранителей обычно показано на внутренней стороне крышки монтажного блока.
Следует помнить, что существует несколько видов монтажных блоков, не отличающихся друг от друга внешне. Различия заключаются в проводке к дорожкам. При замене блока убедитесь, что маркировка на старом блоке и новом блоке совпадают. В противном случае электрооборудование не будет работать должным образом.
Я менял монтажный блок на ВАЗ 2105 около полугода назад. Когда я переключился, я не знал, что есть еще типы. Продавцы на авторынке утверждали, что тип только один, а так как мой старый совсем развалился, то пришлось брать то, что было в наличии. С новым блоком появилось сразу две проблемы: перестали работать дворники (эта проблема решилась перекидыванием перемычки с первого предохранителя на второй). Другая проблема (и основная) — когда машина просто стоит с выключенным двигателем, это разряжает аккумулятор (провод зарядки, если это имеет значение, входит в 3 шт. 1 разъем, не знаю, как сказать это или я накосячил почти не в автоэлектрике.Полностью зарядился примерно за 8 часов,разряжается до 0.Третья проблема(не столь важная) пропали повторители поворотников.Ездил к автоэлектрику,он просто развел руками, посмотрел на панель и ничего не мог сделать я знал, что так будет, поэтому мне не с чем сравнивать.
Пешеход
http://www.semerkainfo.ru/forum/viewtopic.php?t=2040&start=100
Блок предохранителей старого образца
В монтажных блоках старого образца используются цилиндрические (пальчиковые) предохранители, которые устанавливаются в специальные подпружиненные разъемы. Такие муфты не отличаются надежностью и долговечностью, вследствие чего вызывают массу нареканий со стороны автомобилистов.
Каждый из 17 предохранителей на старом монтажном блоке отвечает за те же группы потребителей электроэнергии, что и соответствующие предохранители на новом блоке (см таблицу выше). Разница только в значении номинального тока, на который рассчитаны цилиндрические предохранители. Каждый вставной предохранитель (на блоке нового типа) с номинальным током:
- 10 А соответствует пальчиковый предохранитель номинальным током 8 А на блоке старого образца;
- 20 А — 16 А;
- 7,5 А — 8 А.
Техническое обслуживание и ремонт блока предохранителей ВАЗ 2105 в большинстве случаев не вызывает затруднений у автомобилистов. Чтобы самостоятельно определить неисправность монтажного блока и устранить ее, достаточно даже небольшого водительского стажа. Для надежной работы электрооборудования важно использовать предохранители с параметрами, указанными в технической документации.