Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Ремонт стартера ВАЗ 2106 своими руками

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Стартер — устройство, предназначенное для запуска двигателя. Его выход из строя может доставить немало хлопот автовладельцу. Однако диагностировать неисправность и отремонтировать стартер ВАЗ 2106 самостоятельно достаточно просто.

Содержание
  1. Устройство и технические характеристики стартера ВАЗ 2106
  2. Технические характеристики стартеров ВАЗ 2106
  3. Таблица: основные параметры стартеров ВАЗ 2106
  4. Устройство стартера ВАЗ 2106
  5. Видео: принцип действия стартера ВАЗ 2106
  6. Редукторный стартер
  7. Видео: редукторный стартер ВАЗ 2106
  8. Выбор стартера для ВАЗ 2106
  9. Диагностика неисправностей стартера ВАЗ 2106
  10. Признаки неисправности стартера
  11. Распространённые неисправности стартера
  12. При запуске стартер и тяговое реле не срабатывают
  13. Частые щелчки тягового реле
  14. Медленное вращение ротора
  15. Треск в стартере при запуске
  16. Гул стартера при запуске
  17. Ремонт стартера ВАЗ 2106
  18. Демонтаж стартера
  19. Видео: демонтаж стартера ВАЗ 2106
  20. Разборка, дефектовка и ремонт стартера
  21. Видео: разборка и ремонт стартера ВАЗ 2106
  22. Неисправности и ремонт тягового реле стартера
  23. Видео: проверка тягового реле ВАЗ 2106 при помощи аккумулятора

Устройство и технические характеристики стартера ВАЗ 2106

На ВАЗ 2106 производитель устанавливал два взаимозаменяемых типа стартеров — СТ-221 и 35.3708. Они незначительно отличаются друг от друга по конструкции и техническим параметрам.

Первые ВАЗ 2106 оснащались стартерами типа СТ-221

Технические характеристики стартеров ВАЗ 2106

До середины 80-х годов прошлого века производитель устанавливал стартер СТ-221 на все классические автомобили ВАЗ. Затем на смену пусковому агрегату пришла модель 35.3708, отличавшаяся от предшественника конструкцией коллектора и креплением крышки к корпусу. Его технические характеристики также несколько изменились.

С середины 80-х годов на ВАЗ 2106 стали устанавливать стартеры 35.3708

Таблица: основные параметры стартеров ВАЗ 2106

Тип стартера СТ-221 35.3708
Номинальная мощность, кВт 1,3 1,3
Потребляемый ток на холостом ходу, А 35 60
Потребляемый ток в состоянии торможения, А 500 550
Потребляемый ток при номинальной мощности, А 260 290

Устройство стартера ВАЗ 2106

Стартер 35.3708 состоит из следующих элементов:

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

  • статор (корпус с обмотками возбуждения);
  • ротор (приводной вал);
  • передняя крышка (со стороны привода);
  • задняя крышка (со стороны коллектора);
  • тяговое электромагнитное реле.

Обе крышки и корпус стартера соединены двумя болтами. Четырехполюсный статор имеет четыре обмотки, три из которых соединены с обмоткой ротора последовательно, а четвертая — параллельно.

Ротор состоит из:

  • приводного вала;
  • обмотки с сердечником;
  • щёточного коллектора.

Две втулки из металлокерамики, запрессованные в переднюю и заднюю крышки, выполняют роль подшипников полуоси. Для уменьшения трения эти втулки пропитаны специальным маслом.

Конструкция стартера 35.3708 практически ничем не отличается от конструкции обычного электродвигателя

В передней крышке стартера установлен узел привода, состоящий из шестерни и муфты свободного хода. Последний передает крутящий момент с вала на маховик при запуске двигателя, т.е соединяет и разъединяет вал и венец маховика.

Тяговое реле расположено также на передней крышке. Оно состоит из:

  • корпуса;
  • сердечника;
  • обмотки;
  • контактных болтов, по которым подводится электропитание.

При подаче напряжения на стартер сердечник под действием магнитного поля оттягивается назад и перемещает рычаг, который, в свою очередь, перемещает вал с ведущим колесом до зацепления с венцом маховика. Это замыкает контактные болты пускателя, подающего питание на обмотки статора.

Видео: принцип действия стартера ВАЗ 2106

https://www.youtube.com/embed/d0jmNq4Vz80

Редукторный стартер

Несмотря на малую мощность, штатный стартер ВАЗ 2106 неплохо справляется со своими задачами. Однако его часто меняют на шестеренчатый аналог, который отличается от классического наличием редуктора, значительно увеличивающего мощность устройства. Это позволяет запустить двигатель даже с разряженным аккумулятором. Так, редукторный стартер для классических моделей ВАЗ производства ТМ «Атек» (Беларусь) имеет номинальную мощность 1,74 кВт и способен раскручивать коленчатый вал до 135 об/мин (обычно для запуска силового агрегата достаточно 40-60 об/мин). Это устройство работает даже при разрядке аккумулятора до 40.

Редукторный стартер имеет специальный редуктор, существенно увеличивающий мощность устройства

Видео: редукторный стартер ВАЗ 2106

https://www.youtube.com/embed/JBLXDdH2LLc

Выбор стартера для ВАЗ 2106

Узел стартера классических моделей ВАЗ не позволяет установить на ВАЗ 2106 узел стартера от другого автомобиля отечественного или иностранного производства. Адаптация таких стартеров очень трудоемкая и дорогая (исключение — стартер от ВАЗ 2121 Нива). Поэтому лучше и проще купить новый стартовый агрегат. Штатный стартер на ВАЗ 2106 стоит 1600-1800 рублей, а шестеренчатый на 500 рублей дороже.

Из производителей рекомендуют отдавать предпочтение хорошо зарекомендовавшим себя торговым маркам:

  • «Электромаш» (Херсон, Украина);
  • КЗАТЭ (Самара, Россия);
  • «Атек» (Витебск, Беларусь).

Диагностика неисправностей стартера ВАЗ 2106

Все неисправности стартера можно условно разделить на две группы:

  • электрические (выход из строя токопроводящих элементов);
  • механические (износ деталей привода).
Это может быть интерено  Особенности конструкции и самостоятельный ремонт трамблёра ВАЗ 2107

Для корректной диагностики стартера автовладельцу необходимо знать признаки, соответствующие той или иной неисправности.

Признаки неисправности стартера

К основным симптомам выхода стартера из строя можно отнести:

  • при повороте ключа зажигания стартер и тяговое реле не подают признаков жизни;
  • тяговое реле издаёт частые щелчки;
  • тяговое реле при запуске срабатывает, но ротор вращается слишком медленно;
  • при повороте ключа зажигания со стороны стартера слышится треск;
  • при запуске со стороны стартера появляется гул.

Распространённые неисправности стартера

Каждый симптом неисправности имеет свои причины.

При запуске стартер и тяговое реле не срабатывают

Причинами отсутствия реакции стартера на поворот ключа зажигания могут быть:

  • полная или почти полная разрядка АКБ;
  • окисление контактов АКБ;
  • отсутствие контактов между выводами АКБ и наконечниками силовых проводов;
  • отсутствие контакта между наконечником провода и выводом «50» на тяговом реле;
  • неисправность контактной группы зажигания;
  • обрыв управляющего провода, идущего от замка зажигания к тяговому реле.

В такой ситуации необходимо предварительно проверить аккумулятор мультиметром — напряжение на клеммах не должно быть ниже 11 В. В противном случае следует зарядить аккумулятор и продолжить диагностику.

Далее проверьте состояние клемм аккумулятора и надежность контакта с наконечниками кабелей питания. При плохом контакте полюса аккумулятора быстро окисляются, и тока аккумулятора становится недостаточно для запуска стартера. То же самое происходит с контактом 50 на тяговом реле. При обнаружении следов окисления от аккумулятора отсоединяют наконечники, которые зачищают вместе с клеммами аккумулятора и полюсом 50.

Проверка контактной группы замка зажигания и целостности провода управления осуществляется путем замыкания штекера этого провода и вывода Б тягового реле. Мощность в этом случае начинает подаваться непосредственно на стартер. Для проведения такой диагностики нужно иметь некоторый опыт. Проверка осуществляется следующим образом:

  1. Автомобиль ставится на нейтральную передачу и стояночный тормоз.
  2. Включается зажигание.
  3. Длинной отвёрткой замыкают штекер управляющего провода и вывод В тягового реле.
  4. Если стартер заработал, неисправен замок или провод.

Частые щелчки тягового реле

Частые щелчки при запуске двигателя свидетельствуют о повторном срабатывании тягового реле. Это может произойти при сильном падении напряжения в пусковой цепи из-за разряда аккумулятора или плохого контакта между наконечниками силовых кабелей. В этом случае:

  • измеряют напряжение АКБ;
  • проверяют состояние контактов;
  • проверяют надёжность электрических соединений в цепи стартера.

Иногда причиной такой ситуации может быть короткое замыкание или обрыв обмотки в тяговом реле. Это можно определить только после разборки стартера и разборки реле.

Медленное вращение ротора

Медленное вращение ротора является следствием недостаточного энергоснабжения стартера. Причиной этого может быть:

  • глубокий разряд АКБ;
  • окисление выводов АКБ;
  • слабая затяжка наконечников силовых проводов;
  • подгорание ламелей щёточного коллектора;
  • залипание или износ щёток;
  • замыкание щёткодержателя плюсовой щётки на массу;
  • обрыв (замыкание) обмоток статора или ротора.

Здесь, как и в предыдущих случаях, в первую очередь проверяется состояние аккумулятора и контактов. Если неисправность выявить не удалось, стартер необходимо снять и разобрать. Без этого не получится определить подгорание коллектора, проблемы со щетками, щеткодержателем или обмотками.

Треск в стартере при запуске

Причиной треска в стартере при повороте ключа зажигания может стать:

  • неисправность обгонной муфты;
  • износ приводной шестерни вала.

В обоих случаях потребуется демонтаж стартера.

Гул стартера при запуске

Наиболее вероятными причинами гула стартера и медленного вращения его вала являются:

  • износ втулок ротора;
  • ослабление креплений стартера;
  • неправильный монтаж стартера.

Гул свидетельствует о перекосе вала ротора и замыкании его на массу.

Ремонт стартера ВАЗ 2106

Большинство неисправностей стартера ВАЗ 2106 можно устранить своими силами – все необходимые для этого элементы есть в продаже. Поэтому при появлении описанных выше симптомов не стоит сразу менять стартер на новый.

Демонтаж стартера

Для снятия стартера ВАЗ 2106 потребуется:

  • гаечный ключ на 10;
  • торцевой ключ или головка на 10 с удлинителем;
  • гаечный ключ на 13;
  • отвёртка с крестообразным лезвием.

Сам демонтаж стартера осуществляется в следующем порядке:

  1. С помощью отвертки Phillips открутите зажимной винт на шланге воздухозаборника. Снимаем шланг с патрубка воздушного фильтра и отводим его в сторону. Шланг крепится к патрубку корпуса воздушного фильтра винтовым хомутом
    Шланг крепится к патрубку корпуса воздушного фильтра при помощи червячного хомута
  2. С помощью ключа на 13 на 2-3 оборота ослабьте сначала нижнюю, а затем верхнюю гайку крепления воздухозаборника. Чтобы снять воздухозаборник, открутите две гайки
    Для снятия воздухозаборника нужно открутить две гайки
  3. Снимаем воздухозаборник.
  4. Ключом на 10 отворачиваем две гайки крепления теплоизоляционного щита.Теплоизоляционный щит в моторном отсеке крепится двумя гайками
    Теплоизоляционный щит в моторном отсеке крепится двумя гайками
  5. Снизу автомобиля торцевым ключом или головкой на 10 с удлинителем откручиваем нижнюю гайку крепления экрана к подушке двигателя. Снизу теплоизоляционный экран опирается на гайку
    Снизу теплоизоляционный щит держится на одной гайке
  6. Снимаем теплоизоляционный щит.
  7. Снизу автомобиля ключом на 13 выкручиваем болт нижнего крепления стартера.Нижний болт крепления стартера откручивается ключом на 13
    Нижний болт крепления стартера откручивается ключом на 13
  8. В моторном отсеке ключом на 13 откручиваем два болта верхнего крепления стартера.Сверху стартер крепится двумя болтами
    Сверху стартер крепится двумя болтами
  9. Придерживая обеими руками корпус стартера, сдвигаем его вперед, открывая тем самым доступ к контактам на проводах, подсоединенных к тяговому реле. Чтобы обеспечить доступ к наконечникам проводки, стартер необходимо сдвинуть вперед
    Для обеспечения доступа к наконечникам проводов стартер нужно сдвинуть вперед
  10. Рукой снимаем разъем управляющего провода на тяговом реле.Управляющий провод подсоединен к тяговому реле через разъем
    Управляющий провод подсоединен к тяговому реле через разъем
  11. С помощью ключа на 13 откручиваем гайку крепления провода питания к верхнему выводу тягового реле. Для отсоединения шнура питания отверните гайку ключом на 13
    Для отсоединения силового провода нужно открутить гайку ключом на 13
  12. Взявшись двумя руками за корпус стартера, приподнимаем его вверх и снимаем с двигателя.Для снятия стартера с двигателя его нужно немного приподнять
    Для снятия стартера с двигателя его нужно немного приподнять
Это может быть интерено  Стартер ВАЗ 2107: устройство, диагностика неисправностей, ремонт и замена

Видео: демонтаж стартера ВАЗ 2106

https://www.youtube.com/embed/ZQYORvRamVU

Разборка, дефектовка и ремонт стартера

Для разборки, дефектовки и ремонта стартера ВАЗ 2106 потребуются:

  • ключ на 8;
  • ключ на 10;
  • ключ на 13;
  • отвёртка с крестообразным лезвием;
  • шлицевая отвёртка;
  • молоток;
  • пассатижи;
  • штангенциркуль;
  • специальные оправки для запрессовывания втулок стартера;
  • омметр.

Работы выполняются в следующем порядке:

  1. Ключом на 13 отворачиваем гайку крепления провода к нижнему выводу тягового реле.Для отсоединения силового провода от стартера нужно открутить гайку
    Для отсоединения силового провода от стартера нужно открутить гайку
  2. Снимаем с вывода одну пружинную и две плоские шайбы.
  3. Отсоединяем от вывода реле провод обмоток стартера.
  4. Шлицевой отвёрткой выкручиваем три винта крепления тягового реле к крышке стартера.
  5. Снимаем реле.Для демонтажа тягового реле нужно открутить три винта
    Для демонтажа тягового реле нужно открутить три винта
  6. Извлекаем из якоря реле пружину.Пружина легко вытаскивается из якоря рукой
    Пружина легко вытаскивается из якоря рукой
  7. Приподняв якорь вверх, выводим его из зацепления с рычагом привода и отсоединяем.Чтобы снять якорь, его необходимо сдвинуть вверх
    Чтобы снять якорь, его необходимо сдвинуть вверх
  8. Отвёрткой с крестообразным лезвием выкручиваем два винта на кожухе.
  9. Снимаем кожух.Для снятия кожуха стартера необходимо выкрутить два винта
    Для снятия кожуха стартера необходимо выкрутить два винта
  10. С помощью шлицевой отвёртки снимаем фиксирующее вал ротора кольцо.Для снятия стопорного кольца можно воспользоваться шлицевой отверткой
    Для снятия стопорного кольца можно воспользоваться шлицевой отверткой
  11. Снимаем шайбу ротора.
  12. Ключом на 10 выкручиваем стяжные болты.Основные части стартера соединены при помощи стяжных болтов
    Основные части стартера соединены при помощи стяжных болтов
  13. Отделяем крышку стартера от корпуса.После выкручивания стяжных болтов крышка стартера легко отсоединяется от корпуса
    После выкручивания стяжных болтов крышка стартера легко отсоединяется от корпуса
  14. Шлицевой отвёрткой выворачиваем винты крепления обмоток.Винты крепления обмоток выкручиваются шлицевой отверткой
    Винты крепления обмоток выкручиваются шлицевой отверткой
  15. Извлекаем из корпуса изолирующую трубку.Изолирующая трубка вытаскивается из корпуса стартера рукой
    Изолирующая трубка вытаскивается из корпуса стартера рукой
  16. Отсоединяем заднюю крышку.Задняя крышка стартера легко отсоединяется от корпуса
    Задняя крышка стартера легко отсоединяется от корпуса
  17. Вытаскиваем из щёткодержателя перемычку.После откручивания винтов крепления обмоток снимается перемычка
    После откручивания винтов крепления обмоток снимается перемычка
  18. С помощью шлицевой отвёртки снимаем щётки и их пружины.Чтобы снять щетки и пружины, нужно поддеть их отверткой
    Чтобы снять щетки и пружины, нужно поддеть их отверткой
  19. С помощью специальной оправки выпрессовываем втулку из задней крышки стартера. При наличии следов износа втулки устанавливаем новую и запрессовываем ее той же оправкой. Втулки выпрессовываются и запрессовываются специальной оправкой
    Втулки выпрессовываются и запрессовываются при помощи специальной оправки
  20. Пассатижами вынимаем шплинт приводного рычага стартера.Шплинт рычага привода стартера вытаскивается с помощью пассатижей
    Шплинт рычага привода стартера вытаскивается с помощью пассатижей
  21. Извлекаем ось рычага.Ось рычага привода выталкивается тонкой отвёрткой
    Ось рычага привода выталкивается тонкой отвёрткой
  22. Снимаем заглушку.
  23. Выводим из зацепления плечи рычага.
  24. Снимаем ротор вместе с муфтой.Для отсоедения ротора от крышки нужно тонкой отвёрткой вывести из зацепления плечи рычага привода
    Для отсоедения ротора от крышки нужно тонкой отвёрткой вывести из зацепления плечи рычага привода
  25. Извлекаем из передней крышки рычаг привода.После отсоединения вала рычаг привода легко вытаскивается из передней крышки
    После отсоединения вала рычаг привода легко вытаскивается из передней крышки
  26. Шлицевой отвёрткой сдвигаем шайбу на вале ротора.Шайба на вале ротора сдвигается при помощи шлицевой отвертки
    Шайба на вале ротора сдвигается при помощи шлицевой отвертки
  27. Разжимаем и снимаем фиксирующее кольцо. Отсоединяем муфту от вала.Стопорное кольцо разжимается при помощи двух отверток
    Стопорное кольцо разжимается при помощи двух отверток
  28. С помощью оправки выпрессовываем переднюю втулку из крышки. Осматриваем ее и при наличии следов износа подгоняем и запрессовываем оправкой новую втулку. Втулка передней крышки запрессована специальной оправкой
    Втулка передней крышки запрессовывается с помощью специальной оправки
  29. Измеряем штангенциркулем высоту каждой из щеток (углей). Если высота щетки меньше 12 мм, замените ее новой. Высота щеток должна быть не менее 12 мм
    Высота щеток должна быть не менее 12 мм
  30. Осматриваем обмотки статора. Они не должны иметь следов прогара и механических повреждений Обмотки статора не должны иметь следов прогара и механических повреждений
    Обмотки статора не должны иметь следов прогара и механических провреждений
  31. Проверяем целостность обмоток статора. Для этого подключаем первый щуп омметра к выводу одной из обмоток, а второй к корпусу. Сопротивление должно быть ок. 10 кОм. Процедура повторяется для каждой из обмоток. Если сопротивление хотя бы одной из обмоток меньше указанного, статор подлежит замене. Сопротивление каждой из обмоток статора должно быть не менее 10 кОм
    Сопротивление каждой из обмоток статора должно быть не меньше 10 кОм
  32. Осмотрите коллектор ротора. Все планки должны быть на месте. Если на коллекторе есть следы гари, грязь, пыль, зачищаем его мелкой наждачной бумагой. При выпадении ламелей или наличии следов сильного горения замените ротор на новый.
  33. Проверьте целостность обмотки ротора. Подключаем один щуп омметра к сердечнику ротора, другой к коллектору. Если сопротивление обмотки менее 10 кОм, ротор следует заменить новым. Сопротивление обмотки ротора должно быть не менее 10 кОм
    Сопротивление обмотки ротора должно быть не менее 10 кОм
  34. В обратном порядке производим сборку стартера.
Это может быть интерено  Как отремонтировать и настроить трамблёр ВАЗ 2101 своими руками

Видео: разборка и ремонт стартера ВАЗ 2106

https://www.youtube.com/embed/Sgu-WWljoS8

Неисправности и ремонт тягового реле стартера

Тяговое реле расположено на передней крышке стартера и предназначено для кратковременного зацепления вала стартера с венцом маховика. Именно он, а не сам стартер чаще всего выходит из строя. Помимо рассмотренных выше проблем с проводкой и контактами, наиболее распространенными неисправностями тягового реле являются:

  • подгорание контактных болтов (пятаков);
  • замыкание или обрыв в обмотке;
  • механическое повреждение.Подгорание пятаков является довольно распространенной неисправностью тягового реле
    Подгорание пятаков является довольно распространенной неисправностью тягового реле

Главным признаком выхода реле из строя является отсутствие щелчка при повороте ключа в замке зажигания. Это означает, что:

  • электромагнит не сработал;
  • контакты реле не замкнулись;
  • напряжение на стартер не подаётся.

В такой ситуации после проверки проводки и контактов реле следует снять со стартера и провести его диагностику. Делается это следующим образом:

  1. Ключом на 13 откручиваем гайки крепления силовых проводов к контактным болтам реле.
  2. Отсоединяем разъём управляющего провода.
  3. Шлицевой отвёрткой откручиваем три винта крепления тягового реле к передней крышке.
  4. Отсоединяем реле от крышки.
  5. Осматриваем реле и при обнаружении механических повреждений или подгорания контактных болтов меняем его на новое.
  6. При отсутствии видимых повреждений продолжаем проверку и подключаем реле напрямую к аккумулятору. Для этого находим два отрезка провода сечением не менее 5 мм2 и с их помощью подключаем вывод управляющего провода к минусу аккумулятора, а корпус реле к плюсу. В момент подключения сердечник реле должен втянуться. Если этого не происходит, реле необходимо заменить.

Видео: проверка тягового реле ВАЗ 2106 при помощи аккумулятора

https://www.youtube.com/embed/jYrORsLBDE0

Заменить тяговое реле достаточно просто. Для этого просто установите новый блок на место старого и затяните три винта крепления реле к передней крышке.

Поэтому диагностика, разборка, разборка и ремонт стартера ВАЗ 2106 не представляет большой сложности даже для неопытного автовладельца. Внимательное выполнение инструкций профессионалов позволит сделать это быстро и качественно.

Оцените статью