По сравнению с нынешними автомобилями, система охлаждения двигателя ВАЗ 2106 отличается простой конструкцией, что позволяет владельцу автомобиля производить ремонт самостоятельно. Сюда входит замена помпы охлаждающей жидкости, которая проводится с интервалом в 40-60 тысяч километров в зависимости от качества установленной запчасти. Главное вовремя заметить признаки критического износа и сразу же установить новый насос или попытаться восстановить старый.
- Устройство и назначение помпы
- Конструкция насосного агрегата
- Симптомы и причины неисправности
- Как снять помпу на автомобиле ВАЗ 2106
- Необходимые инструменты и расходные материалы
- Порядок разборки
- Видео: как снять водяной насос ВАЗ 2101—2107
- Выбор и монтаж новой запчасти
- Видео: как правильно выбрать насос ОЖ
- Ремонт изношенной детали
- Видео: как восстановить помпу ВАЗ 2106
Устройство и назначение помпы
Принцип работы системы охлаждения любого автомобиля заключается в отводе лишнего тепла от нагревательных элементов двигателя — камеры сгорания, поршней и цилиндров. Рабочим телом является незамерзающая жидкость — антифриз (иначе — антифриз), отдающая тепло основному радиатору, обдуваемому потоком воздуха.
Вторичная функция системы охлаждения — обогрев пассажиров зимой посредством малого радиатора салонного отопителя.
Принудительная циркуляция охлаждающей жидкости по каналам двигателя, форсункам и теплообменникам обеспечивается водяным насосом. Естественное протекание антифриза внутри системы невозможно, поэтому силовой агрегат неизбежно перегреется при выходе из строя помпы. Последствия фатальные — из-за термического расширения поршней двигатель заклинивает, а компрессионные кольца термически закаляются и становятся мягкой проволокой.
В классических моделях ВАЗ водяной насос приводится во вращение ременной передачей от коленчатого вала. Элемент расположен на передней плоскости двигателя и снабжен обычным шкивом, предназначенным для клинового ремня. Крепление насоса устроено следующим образом:
- к фланцу блока цилиндров на трёх длинных болтах М8 прикручен корпус из лёгкого сплава;
- на передней стенке корпуса выполнен фланец и оставлено отверстие под крыльчатку насоса с четырьмя шпильками М8 по краям;
- помпа надевается на указанные шпильки и крепится гайками под ключ 13 мм, между элементами стоит уплотнительная прокладка из картона.
Клиновой приводной ремень вращает не только вал насосного устройства, но и якорь генератора. Описанная схема работы одинакова для двигателей с разными системами питания — карбюраторной и инжекторной.
Конструкция насосного агрегата
Корпус насоса представляет собой квадратный фланец, отлитый из алюминиевого сплава. Посередине корпуса имеется выступающая втулка, внутри которой находятся рабочие элементы:
- шариковый подшипник;
- вал насоса;
- сальник, предотвращающий вытекание антифриза наружу по поверхности валика;
- стопорный винт для фиксации обоймы подшипника;
- крыльчатка, напрессованная на конец вала;
- круглая или треугольная ступица на противоположном конце оси, где крепится ведомый шкив (три болта М6). Для свободного вращения вала во втулке установлен роликовый подшипник закрытого типа
Для свободного вращения вала во втулке установлен подшипник качения закрытого типа
Принцип работы водяного насоса достаточно прост: ремень вращает шкив и вал, крыльчатка нагнетает в корпус антифриз, поступающий из форсунок. Сила трения компенсируется подшипником, герметичность узла задается сальником.
Первые крыльчатки помп ВАЗ 2106 изготавливались из металла, и поэтому тяжелая часть быстро изнашивала подшипниковый узел. Теперь крыльчатка изготовлена из прочного пластика.
Симптомы и причины неисправности
Слабые места помпы — подшипник и сальник. Именно эти детали изнашиваются быстрее всего, вызывая утечку охлаждающей жидкости, люфт на валу и последующее разрушение крыльчатки. Когда в механизме образуются большие отверстия, ролик начинает болтаться, а крыльчатка начинает задевать внутренние стенки корпуса.
Характерные поломки водяного насоса:
- потеря герметичности соединения между двумя фланцами — помпы и корпуса — из-за прохудившейся прокладки;
- истирание подшипника по причине отсутствия смазки либо естественного износа;
- протекание сальника, вызванное люфтом вала или трещинами уплотнительных элементов;
- поломка рабочего колеса, заклинивание и разрушение вала.В случае заклинивания подшипника вал может разломиться на 2 части
В случае заклинивания подшипника вал может разломиться на 2 части
Критический износ подшипникового узла ведёт к таким последствиям:
- Валик сильно перекашивается, лопасти крыльчатки ударяются о металлические стенки и отламываются.
- Шарики и сепаратор перетираются, крупная стружка застревает в валу, из-за чего последний может сломаться надвое. В тот момент, когда шкив принудительно останавливается, ременная передача начинает проскальзывать и скрипеть. Иногда ремень привода генератора слетает со шкивов.
- Наихудший сценарий – это разрушение самого корпуса крыльчатки насоса и немедленный выброс большого количества антифриза наружу. От ударов о стены дома обламываются лопасти крыльчатки, насос теряет эффективность
От удара о стенки корпуса лопасти рабочего колеса откалываются, помпа теряет работоспособность
Вышеуказанные поломки трудно не заметить — на панели приборов мигает красный индикатор заряда аккумулятора, а указатель температуры буквально зашкаливает. Есть и звуковое сопровождение — металлический стук и треск, свист ремня. Если вы слышите такие звуки, немедленно прекратите движение и выключите двигатель.
По неопытности мне довелось столкнуться с третьим сценарием. Не проверив техническое состояние «шестерки», я отправился в дальнюю поездку. Вал изношенного насоса охлаждающей жидкости разболтался, крыльчатка выбила часть корпуса и весь антифриз вытек. Пришлось просить о помощи — друзья привезли необходимые запчасти и запас антифриза. На замену помпы вместе с корпусом ушло 2 часа.
Как выявить симптомы износа перекачивающего агрегата на ранних стадиях:
- истёртый подшипник издаёт явственный гул, позже начинает тарахтеть;
- вокруг посадочного места помпы все поверхности становятся влажными от тосола, зачастую намокает ремень;
- люфт валика ощущается рукой, если покачать шкив насоса;
- мокрый ремень может проскальзывать и издавать неприятный свист.
Обнаружить эти признаки на ходу нереально — шум подшипникового узла плохо слышен на фоне работающего двигателя. Лучший способ диагностики — открыть капот, посмотреть на переднюю часть двигателя и потрясти шкив рукой. При малейших подозрениях рекомендуется ослабить натяжение ремня, отвернув гайку на кронштейне генератора и повторно проверив люфт вала. Допустимая амплитуда движения — 1 мм.
При пробеге помпы до 40-50 тыс км необходимо проводить проверки перед каждой поездкой. Именно столько служат нынешние насосы, качество которых намного хуже оригинальных запчастей, снятых с производства. При обнаружении люфта или течи проблема решается двумя способами – заменой или ремонтом помпы.
Как снять помпу на автомобиле ВАЗ 2106
Независимо от того, какой метод устранения неисправности выбран, водяной насос необходимо снять с автомобиля. Операцию нельзя назвать сложной, но она займет много времени, особенно у неопытных водителей. Вся процедура проводится в 4 этапа.
- Приготовление инструментов и места проведения работ.
- Разборка и демонтаж элемента.
- Выбор новой запчасти либо ремкомплекта для старого насоса.
- Реставрация или замена помпы.
После разборки необходимо осмотреть снятый насосный агрегат на предмет реставрации. Если заметны только первичные признаки износа – небольшой люфт на валу, а также отсутствие повреждений корпуса и коренной втулки – элемент можно восстановить.
Большинство водителей стремятся полностью заменить блок. Причина в недолговечности восстанавливаемой помпы, малой экономии на восстановлении и отсутствии в продаже ремкомплектов.
Необходимые инструменты и расходные материалы
Вы можете снять водяной насос на «шестерке» на любом ровном участке. Ревизионная траншея упрощает только одну задачу — открутить гайку крепления генератора, чтобы ослабить ремень. При желании операцию проводят лёжа под машиной — до болта добраться несложно. Исключением являются машины, на которых сохранились боковые втулки — пыльники, прикрученные снизу на саморезы.
Специальных съёмников и приспособлений не потребуется. Из инструментов нужно приготовить:
- комплект головок с воротком, оборудованным трещоткой;
- широкая ёмкость и шланг для слива антифриза;
- набор накидных или рожковых ключей размерами 8—19 мм;
- лопатка монтажная;
- отвёртка с плоским шлицем;
- нож и щётка с металлическим ворсом для очистки фланцев;
- ветошь;
- перчатки защитные.При разборке насосного узла удобнее работать накидными головками, чем рожковыми ключами
При разборке насосного узла удобнее работать накидными головками, чем рожковыми ключами
Из расходных материалов рекомендуется приготовить антифриз, высокотемпературный герметик и аэрозольную смазку типа WD-40, облегчающую раскручивание резьбовых соединений. Количество приобретаемого антифриза зависит от потерь охлаждающей жидкости из-за отказа помпы. Если была замечена небольшая течь, достаточно купить бутылку объемом 1 л.
С помощью опции можно заменить старый антифриз, так как жидкость еще нужно слить. Затем подготовьте полный заправочный объем антифриза – 10 литров.
Порядок разборки
Процедура разборки помпы на «шестерке» значительно упрощена по сравнению с более новыми переднеприводными моделями ВАЗ, где нужно снимать ремень ГРМ и разбирать половину привода с маркировкой. На «классике» насос установлен отдельно от газораспределительного механизма и находится снаружи двигателя.
Перед тем, как приступить к разборке, желательно охладить прогретый двигатель, чтобы не пришлось обжечься горячим антифризом. Подгоните машину к рабочему месту, включите ручной тормоз и разберите согласно инструкции.
- Поднимите капот, найдите сливную пробку на блоке цилиндров и установите под нее обрезанную емкость для слива антифриза. Вышеупомянутая пробка в виде болта вкручена в левую стенку блока (если смотреть по ходу движения автомобиля) Сливная пробка представляет собой бронзовый болт, который легко выкручивается ключом
Сливная пробка представляет собой бронзовый болт, который легко откручивается ключом - Частично слейте воду из системы охлаждения, отвернув пробку ключом на 13 мм. Чтобы антифриз не разбрызгивался во все стороны, прикрепите к отверстию опущенный в емкость конец садового шланга. В процессе слива медленно открывайте пробки на радиаторе и расширительном бачке. После снятия крышки радиатора в систему начинает поступать воздух и жидкость стекает быстрее
После снятия крышки радиатора в систему начинает проникать воздух и жидкость стекает быстрее - Когда основной объем антифриза стечет, смело закручивайте пробку обратно и затягивайте ее ключом. Полностью сливать жидкость из системы не нужно – насос расположен достаточно высоко. После этого ослабьте нижнюю гайку крепления генератора. Чтобы открутить нижнюю гайку крепления генератора, придется залезть под машину
Чтобы открутить нижнюю гайку крепления генератора, придётся залезть под автомобиль - Снять ременную передачу между коленчатым валом, насосом и генератором. Для этого ослабьте вторую гайку на регулировочном кронштейне ключом на 19 мм. Используя насадку, переместите устройство вправо и сбросьте ремешок. Ремень привода генератора снимается вручную после откручивания гайки кронштейна натяжения
Ремень привода генератора снимается вручную после откручивания гайки натяжного кронштейна - Используйте гаечный ключ на 10 мм и открутите 3 болта М6, которые держат шкив на ступице насоса. Чтобы ось не прокручивалась, вставьте отвертку между головками болтов. Снимите шкив. Придерживайте головки винтов отверткой, чтобы шкив не прокручивался
Чтобы шкив не крутился, придержите головки винтов отвёрткой - Отделите от корпуса помпы регулировочную скобу натяжения ремня, открутив сбоку гайку размером 17 мм.
- Используйте головку на 13 мм, ослабьте и поверните 4 гайки, которые крепят насос. С помощью плоской отвертки разъедините фланцы и вытащите насос из корпуса. После того, как шкив снят со ступицы агрегата, просто открутите 4 крепежные гайки с помощью 13-мм головки с помощью гаечного ключа
Когда шкив снят со ступицы агрегата, 4 гайки крепления легко откручиваются головкой на 13 мм с воротком
Есть более простой способ снять шкив. Без натянутого ремня он свободно вращается, что доставляет неудобство при откручивании болтов крепления. Чтобы не крепить элемент отверткой, ослабьте эти крепления перед снятием ременной передачи, вставив отвертку в канавку шкива коленчатого вала.
После извлечения перекачивающего агрегата выполните 3 заключительные операции:
- заткните ветошью открытый проём и счистите ножом остатки картонной прокладки с посадочной площадки;
- оботрите блок и другие узлы, куда ранее брызгал антифриз;
- Снять патрубок в высшей точке системы охлаждения, который соединяется со штуцером впускного коллектора (на форсунке тепловая трубка соединяется с блоком дроссельной заслонки). Снимать патрубок отопителя лучше сразу после слива антифриза из блока цилиндров
Патрубок подогрева лучше снять сразу после слива тосола из блока цилиндров
Сопло в самой высокой точке отключается с одной целью — открыть путь воздуху, вытесняемому антифризом при заполнении системы. Если проигнорировать эту операцию, в трубопроводах может образоваться воздушная пробка.
Видео: как снять водяной насос ВАЗ 2101—2107
https://www.youtube.com/embed/EjM32aBiBAk
Выбор и монтаж новой запчасти
Поскольку автомобиль ВАЗ 2106 и запчасти к нему давно сняты с производства, оригинальные запчасти не найти. Поэтому при выборе нового насоса стоит учитывать ряд рекомендаций.
- Проверьте маркировку детали по артикулу 2107-1307011-75. Помпа от Нивы 2123–1307011–75 с более мощной крыльчаткой подойдет на «классику.
- Покупайте помпу от проверенных брендов — Luzar, TZA, «Фенокс».Оттиск логотипа между лопастями рабочего колеса свидетельствует о качестве изделия
Оттиск логотипа между лопастями рабочего колеса свидетельствует о качестве изделия - Извлеките запчасть из упаковки, осмотрите фланец и рабочее колесо. Вышеуказанные производители наносят оттиск логотипа на корпус или лопасти крыльчатки.
- В продаже есть насосы с пластиковыми, чугунными и стальными рабочими колесами. Лучше отдать предпочтение пластику, так как этот материал легкий и достаточно прочный. На втором месте чугун, на третьем сталь.Пластиковые лезвия отличаются большей рабочей поверхностью и меньшим весом
Пластиковые лопасти отличаются большей площадью рабочей поверхности и меньшим весом - В комплекте с насосом должна идти картонная либо паронитовая прокладка.
Почему бы не взять насос с железными колесами? Практика показывает, что среди такой продукции большой процент подделок. Делать поделки из чугуна или пластика намного сложнее, чем точить стальные лезвия.
Иногда подделку можно определить по несоответствию размера. Наденьте купленное изделие на болты крепления и вручную проверните вал. Если лопасти крыльчатки начали прилипать к корпусу, вам подсунули некачественный товар.
Установку водяного насоса производите в обратном порядке.
- На прокладку нанесите высокотемпературный герметик и наденьте её на шпильки. Намажьте составом фланец помпы.
- Правильно вставьте элемент в отверстие — штифт крепления кронштейна генератора должен быть слева. При правильном положении помпы штифт крепления генератора находится слева
В правильном положении насоса шпилька крепления генератора находится с левой стороны - Накрутите и затяните 4 гайки, прижимающие помпу к корпусу. Закрепите шкив, установите и натяните ремень.
Система охлаждения заполняется через горловину радиатора. При сливе антифриза следите за тем, чтобы патрубок был отсоединен от коллектора (на форсунке — дроссель). Когда антифриз потечет из этой трубки, наденьте ее на штуцер, зажмите хомутом и долейте жидкость в расширительный бачок до номинального уровня.
Видео: как правильно выбрать насос ОЖ
https://www.youtube.com/embed/LUI6cXCQWBM
Ремонт изношенной детали
Для восстановления работоспособности насоса необходимо заменить основные детали — подшипник и сальник, при необходимости — крыльчатку. Подшипник продается в комплекте с осью, сальник и рабочее колесо продаются отдельно.
Если вы собираетесь покупать ремкомплект, обязательно возьмите с собой старый вал. Изделия, продаваемые в магазине, могут различаться по диаметру и длине.
Для разборки насоса приготовьте следующие приспособления:
- съёмник типа «болт внутри болта», наружная резьба — М18 х 1,5;
- вороток и метчик М18 с шагом резьбы 1,5 мм — первый и второй номер;
- тиски;
- молоток;
- деревянную наставку.Метчики понадобятся для крыльчатки, сделанной из пластика, в чугунной предусматривается заводская резьба
Метчики понадобятся для крыльчатки, сделанной из пластика, в чугунной предусматривается заводская резьба
Суть процедуры заключается в поочерёдном снятии крыльчатки, вала с подшипником и сальника. Работы ведутся в такой последовательности.
- С помощью съемника выпрессуйте вал из рабочего колеса. Если крыльчатка пластиковая, предварительно нарежьте в ней резьбу М18 х 1,5 для съемного крепления. Аккуратно зажмите деталь тисками — алюминиевый сплав может треснуть
Деталь аккуратно зажимайте тисками — алюминиевый сплав может треснуть - Удалите установочный винт подшипникового узла и выбейте вал со стороны втулки подшипника. Попробуйте включить груз, но если ролик не поддается, уприте фланец в разжатые тиски и проткните переходник. Ограничьте силу удара по ролику, чтобы не повредить посадочную втулку
Ограничивайте силу ударов по валику, чтобы не повредить посадочную втулку - Освобожденный вал с подшипником перевернуть, установить ступицу на тиски и разъединить эти части с помощью переходника. Ступица легко сбивается с оси ударом молотка по проставке
Ступица легко сбивается с вала ударами молотка через проставку - Изношенный сальник выбивается из гнезда при помощи старого вала, используя короткий конец большего диаметра как направляющую. Предварительно зачистите кольцо подшипника наждачной бумагой. Чтобы разобрать сальник, используйте старый вал в перевернутом виде
Для демонтажа сальника используется старый вал, перевёрнутый верхним концом вниз
Как правило, функциональные элементы насоса не выходят из строя один за другим. От люфта на валу и ударов о корпус отламываются лопатки толкателя, по той же причине начинает подтекать сальник. Отсюда совет — полностью разбирать насос и заменять весь комплект деталей. Неповрежденное рабочее колесо и ступицу шкива можно оставить.
Сборка выполняется в следующем порядке.
- Осторожно запрессуйте новый сальник в гнездо с помощью переходника из трубки подходящего диаметра. Сальник садится легкими ударами молотка по круглому переходнику
Посадка сальника производится лёгкими ударами молотка через круглую наставку - Насадите ступицу на новый вал с подшипником.
- Очистить внутренние стенки втулки мелкой наждачной бумагой, вставить в нее вал и забить молотком до упора. Лучше бить конец ролла на весу. Затяните стопорный винт.
- Посадите на место крыльчатку, используя деревянную прокладку.После запрессовки торец крыльчатки должен упереться в графитовое кольцо на сальнике
После запрессовки торец крыльчатки должен упереться в графитовое кольцо на сальнике
При забивке вала обязательно проследите, чтобы отверстие на обойме подшипника совпало с отверстием под стопорный винт в теле втулки.
По окончании ремонта установите водяной насос на автомобиль, пользуясь приведённой выше инструкцией.
Видео: как восстановить помпу ВАЗ 2106
https://www.youtube.com/embed/xtOfHye7QqI
Насос играет ключевую роль в системе охлаждения двигателя ВАЗ 2106. Своевременное выявление неисправностей и замена насоса убережет силовой агрегат от перегрева, а владельца автомобиля от дорогостоящего ремонта. Цена запчасти незначительна по сравнению со стоимостью элементов поршневой и клапанной групп.