Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Неисправности ГБЦ ВАЗ 2106: как выявить их и устранить

ГРМ

Дефекты ГБЦ ВАЗ «шестерки» встречаются редко. Но когда они появляются, затягивать с ремонтом не стоит. В зависимости от характера поломки может возникнуть не только необходимость постоянной доливки масла или охлаждающей жидкости, но и сокращение ресурса двигателя.

Описание головки блока цилиндров ВАЗ 2106

Головка блока цилиндров (ГБЦ) является неотъемлемой частью любого двигателя внутреннего сгорания. Через этот механизм осуществляется управление подачей горючей смеси в цилиндры и удалением из них выхлопных газов. Узел имеет присущие неисправности, на выявлении и устранении которых стоит остановиться подробнее.

Назначение и принцип работы

Основное назначение головки блока цилиндров – обеспечение герметичности блока цилиндров, т.е создание достаточного препятствия для выброса газов наружу. Кроме того, головка блока решает целый ряд задач, обеспечивающих работу двигателя:

  • формирует замкнутые камеры сгорания;
  • участвует в работе ГРМ;
  • задействуется в системе смазки и охлаждения мотора. Для этого в головке есть соответствующие каналы;
  • участвует в работе системы зажигания, поскольку в ГБЦ расположены свечи зажигания.

ГБЦ располагается сверху мотора и является крышкой, обеспечивающей герметичность и жёсткость двигателя

Для всех перечисленных систем головка блока является элементом корпуса, обеспечивающим жесткость и целостность конструкции силового агрегата. При неисправности головки блока цилиндров нарушается нормальная работа двигателя. В зависимости от характера поломки могут быть проблемы как с системой зажигания, так и со смазкой и системой охлаждения, которые требуют быстрого ремонта.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Принцип действия ГБЦ сводится к следующим шагам:

  1. От коленвала двигателя посредством цепи ГРМ и звёздочки приводится в движение распределительный вал.
  2. Кулачки распределительных валов в нужный момент воздействуют на коромысла, в нужный момент открывают и закрывают клапаны ГБЦ, наполняют цилиндры рабочей смесью через впускной коллектор и выпускают выхлопные газы через выпускной.
  3. Работа клапанов происходит в определённой последовательности, в зависимости от положения поршня (впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск).
  4. Слаженная работа цепного привода обеспечивается устройством натяжения и успокоителем.

Из чего состоит

ГБЦ «шестёрки» является 8-клапанной и состоит из следующих конструктивных частей:

  • прокладка головки;
  • механизм ГРМ;
  • корпус ГБЦ;
  • цепной привод;
  • камера сгорания;
  • устройство натяжения;
  • свечные отверстия;
  • плоскости для монтажа коллекторов впуска и выпуска.

Конструкция ГБЦ ВАЗ 2106: 1 — тарелка пружины; 2 — направляющая втулка; 3 — клапан; 4 — внутренняя пружина; 5 — наружная пружина; 6 — пружина рычага; 7 — регулировочный болт; 8 — рычаг привода клапана; 9 — распределительный вал; 10 — крышка маслозаливной горловины; 11 — крышка головки блока цилиндров; 12 — свеча зажигания; 13 — головка блока цилиндров

Рассматриваемый узел является общим для четырех цилиндров. В корпусе установлены чугунные седла и вкладыши клапанов. Края седла обрабатываются после их установки в корпус, чтобы обеспечить идеальную посадку клапанов. Отверстия во вкладышах также проточены после запрессовки в ГБЦ. Это необходимо для того, чтобы диаметр отверстий по отношению к рабочим планам залов был точным. Втулки имеют винтовые канавки для смазки штока клапана. Сальники клапанов размещены поверх втулок, которые изготовлены из специальной резины и стального кольца. Манжеты плотно сидят на штоке клапана и препятствуют попаданию смазки в камеру сгорания через зазоры между сквозной стенкой и штоком клапана. Каждый клапан оснащен двумя цилиндрическими пружинами, которые поддерживаются специальными шайбами. Сверху на пружинах имеется пластина, удерживающая два сухаря на стержне клапана, имеющем форму усеченного конуса.

Клапанный механизм обеспечивает впуск рабочей смеси в цилиндры и выпуск отработавших газов

Прокладка ГБЦ

Прокладка ГБЦ обеспечивает плотное прилегание головки блока цилиндров к блоку цилиндров. Материал изготовления уплотнителя – армированный асбест, способный выдерживать высокие температуры, возникающие при работе силового агрегата. Кроме того, армированный асбест выдерживает высокое давление при различных нагрузках двигателя.

Прокладка ГБЦ обеспечивает герметичность соединения блока цилиндров и головки

Механизм ГРМ

Газораспределительный узел состоит из клапанного механизма и цепного привода. Первый из них отвечает за работу клапанов и состоит из непосредственных впускных и выпускных элементов, пружин, рычагов, уплотнений, втулок и распределительного вала. В конструкцию второго входят цепь с двойным рядом, звездочка, демпфер, натяжное устройство и башмак.

Это может быть интерено  Проводим замену маслосъёмных колпачков, направляющих втулок и клапанов на ВАЗ 2107 — как сделать это правильно

Схема механизма привода распределительного вала и вспомогательных агрегатов: 1 — звёздочка распределительного вала; 2 — цепь; 3 — успокоитель цепи; 4 — звёздочка валика привода масляного насоса; 5 — звёздочка коленчатого вала; 6 — ограничительный палец; 7 — башмак натяжителя; 8 — натяжитель цепи

Корпус ГБЦ

Головка блока изготовлена ​​из алюминиевых сплавов и крепится к блоку цилиндров через прокладку с помощью десяти болтов, которые затягиваются в определенном порядке и с заданным усилием. С левой стороны ГБЦ сделаны свечные колодцы, в которые вкручиваются свечи зажигания. С правой стороны корпус имеет каналы и плоскости, к которым через уплотнение примыкают коллекторы впускной и выпускной системы. Сверху головка закрыта клапанной крышкой, препятствующей вытеканию масла из двигателя. Спереди установлены натяжитель и механизм газораспределения.

Корпус ГБЦ изготавливается из сплавов алюминия

Неисправности, когда требуется снятие и установка ГБЦ

Существует ряд неисправностей, из-за которых ГБЦ ВАЗ «шестерка» необходимо демонтировать с автомобиля для дальнейшей диагностики или ремонта. Остановимся на них подробнее.

Прогорела прокладка

О том, что прокладка ГБЦ вышла из строя (прогорела или её пробило), свидетельствуют следующие признаки:

  • Появление пятен или прорыв газов на стыке блока двигателя и головки. При этом явлении возникают посторонние шумы в работе силовой установки. При разрыве внешней оболочки уплотнения могут появиться следы смазки или хладагента (охлаждающей жидкости);
  • образование эмульсии в моторном масле. Это происходит при попадании охлаждающей жидкости в масло через прокладку или при образовании трещины в БЦ; Образование эмульсии свидетельствует о попадании охлаждающей жидкости в масло
    Образование эмульсии свидетельствует о попадании ОЖ в масло
  • Появление белого дыма из выхлопной системы. Белый выхлоп возникает при попадании охлаждающей жидкости в камеру сгорания двигателя. В такой ситуации уровень жидкости в расширительном бачке постепенно падает. Несвоевременный ремонт может привести к гидроудару. Гидравлический удар – неисправность, вызванная резким повышением давления в подпоршневой камере; При повреждении прокладки и попадании охлаждающей жидкости в цилиндры из выхлопной трубы пойдет густой белый дым
    Если прокладка повреждена и охлаждающая жидкость попадает в цилиндры, из выхлопной трубы будет идти густой белый дым
  • Смазка и/или выхлопные газы попадают в систему охлаждения двигателя. Выявить проникновение смазки в охлаждающую жидкость можно по наличию масляных пятен на поверхности жидкости в расширительном бачке. Кроме того, при нарушении герметичности прокладки в бачке могут появиться пузыри, что свидетельствует о проникновении выхлопных газов в систему охлаждения Появление пузырьков воздуха в расширительном бачке свидетельствует о попадании выхлопных газов в систему охлаждения
    Появление пузырьков воздуха в расширительном бачке свидетельствует о попадании отработавших газов в систему охлаждения

Видео: повреждение прокладки ГБЦ

https://www.youtube.com/embed/IDOvpENUI9A

Повреждение привалочной плоскости ГБЦ

К образованию дефектов привалочной поверхности головки блока могут приводить такие причины:

  • продолжительная работа силового агрегата;
  • перегрев мотора;
  • некачественная охлаждающая жидкость.

Дефекты такого рода устраняются путём обработки плоскости, с предварительным демонтажем головки.

Повреждение привалочной плоскости на примере ГБЦ «Калины»

Трещины в головке блока

Основными причинами, которые приводят к трещинам в ГБЦ, являются перегрев двигателя, а также неправильная затяжка болтов крепления при установке. В зависимости от характера повреждения головку можно отремонтировать с помощью аргонной сварки. В случае серьезных дефектов головка блока цилиндров подлежит замене.

Перегрев мотора может привести к появлению трещины на ГБЦ

Износ направляющих втулок

При большом пробеге двигателя или использовании некачественного моторного масла происходит износ направляющих клапанов, что приводит к негерметичности между седлом клапана и тарелкой клапана. Основным признаком такой неисправности является повышенный расход масла, а также появление синего дыма из выхлопной трубы. Проблема решается заменой рулевых втулок.

Износ сёдел клапанов

Сёдла клапанов могут изнашиваться по нескольким причинам:

  • использование низкокачественного топлива;
  • большой пробег двигателя;
  • неправильная установка зажигания.

Неисправность решается правкой либо заменой сёдел. Кроме этого, в обязательном порядке проверяется система зажигания.

Дефекты седла приводят к неплотному прилеганию клапана и потере герметичности камеры сгорания

Облом свечи зажигания

Довольно редко, но бывает, что в результате чрезмерной затяжки свечи на резьбе свечи срывается деталь. Чтобы удалить остатки свечного элемента ГБЦ, необходимо подручными средствами разобрать и открутить резьбовую часть.

Это может быть интерено  Особенности конструкции, дефектовка и замена распредвала ВАЗ 2107

Неисправности ЦПГ

При неполадках цилиндропоршневой группы двигателя, головку блока также приходится снимать. К наиболее распространённым поломкам ЦПГ относятся:

  • повышенный износ цилиндров, колец и поршней;
  • повреждение поршня;
  • залегание колец.

В случае чрезмерного износа цилиндров производится полная разборка двигателя для замены поршневой группы, а также для сверления внутренней полости цилиндров машины. Что касается повреждения самих поршней, то они прогорают, но редко. Все это приводит к необходимости разборки ГБЦ и замены неисправных деталей. При залегании колец нормальная работа цилиндра и двигателя в целом становится невозможной.

При залегании колец нормальная работа двигателя нарушается
Заедание колец — кольца застряли в канавках поршня из-за скопления в них продуктов сгорания. В результате снижается компрессия и мощность, увеличивается расход масла и происходит неравномерный износ цилиндров.

Ремонт ГБЦ

При возникновении проблем с головкой блока цилиндров Жигули шестой модели, требующих снятия узла с автомобиля, ремонтные работы можно провести в условиях гаража, подготовив подходящие инструменты и комплектующие.

Демонтаж головки

Для снятия ГБЦ потребуется следующий инструмент:

  • вороток с удлинителем;
  • набор ключей;
  • трещоточные рукоятки;
  • головки на 13 и 19.

Последовательность действий по демонтажу узла такова:

  1. Сливаем ОЖ из системы охлаждения.
  2. Снимаем воздушный фильтр с корпусом, карбюратор, клапанную крышку, отсоединяем впускной и выпускной коллекторы, и отводим последний в сторону вместе со «штанами».
  3. Откручиваем крепеж и снимаем звездочку с распредвала, а затем и сам распредвал с ГБЦ. Откручиваем крепления и снимаем распредвал с головки блока
    Откручиваем крепёж и снимаем распредвал с головки блока
  4. Ослабляем хомут и стягиваем шланг подвода ОЖ к отопителю.Ослабляем хомут и стягиваем шланг подвода ОЖ к печке
    Ослабляем хомут и стягиваем шланг подвода ОЖ к печке
  5. Аналогичным образом снимаем патрубки, идущие к термостату и радиатору.Снимаем патрубки, идущие к радиатору и термостату
    Снимаем патрубки, идущие к радиатору и термостату
  6. Снимаем клемму с датчика температуры.Снимаем клемму с датчика температуры
    Снимаем клемму с датчика температуры
  7. Головкой на 13 и 19 с воротком и удлинителем откручиваем болты крепления ГБЦ к блоку.Отворачиваем крепление головки блока воротком с головкой
    Отворачиваем крепление головки блока воротком с головкой
  8. Приподнимаем механизм и снимаем его с мотора.Отвернув крепёж, снимаем ГБЦ с блока цилиндров
    Отвернув крепёж, снимаем ГБЦ с блока цилиндров

Разборка головки блока

Полная разборка ГБЦ требуется для таких ремонтных работ, как замена клапанов, направляющих втулок или сёдел клапанов.

Если сальники клапанов вышли из строя, снимать головку блока цилиндров не обязательно — манжетные уплотнения можно заменить, сняв только распредвал и просушив клапана.

Из инструментов понадобятся:

  • ключ на 17 и 21;
  • рассухариватель;
  • съёмник сальников;
  • пинцет;
  • пруток оловянного припоя d = 8 мм;
  • молоток;
  • длинногубцы или магнитная рукоятка.

Разбираем узел в таком порядке:

  1. Демонтируем рокеры вместе со стопорными пружинами.Снимаем рокеры и пружины с ГБЦ
    Снимаем рокеры и пружины с ГБЦ
  2. Рассухаривателем сжимаем пружины первого клапана и вынимаем длинногубцами сухари.Рассухаривателем сжимаем пружины и вынимаем сухари
    Рассухаривателем сжимаем пружины и вынимаем сухари
  3. Снимаем тарелку клапана и пружины.Демонтируем с клапана тарелку и пружины
    Демонтируем с клапана тарелку и пружины
  4. Съёмником стягиваем маслосъёмный колпачок.Маслосъёмный колпачок снимается со штока клапана при помощи отвёртки или съёмника
    Маслосъёмный колпачок снимается со штока клапана при помощи отвёртки или съёмника
  5. Вынимаем клапан из направляющей втулки.Клапан вынимаем из направляющей втулки
    Клапан вынимаем из направляющей втулки
  6. Аналогичную процедуру проводим с остальными клапанами.
  7. Отворачиваем и вынимаем регулировочный винт.Отворачиваем и вынимаем винт регулировки
    Отворачиваем и вынимаем винт регулировки
  8. Откручиваем втулки регулировочных винтов ключом на 21.Ключом на 21 откручиваем втулки регулировочных винтов
    Ключом на 21 откручиваем втулки регулировочных винтов
  9. Демонтируем стопорную пластину.Отвернув крепление, снимаем стопорную пластину
    Отвернув крепление, снимаем стопорную пластину
  10. После завершения процедуры ремонта, сборку ГБЦ выполняем в обратной последовательности.

Притирка клапанов

При замене клапанов или сёдел, необходимо выполнить притирку элементов друг к другу для обеспечения герметичности. Для работы потребуется:

  • алмазная паста;
  • электродрель с регулировкой оборотов.

Притираем клапаны следующим образом:

  1. Наносим на тарелку клапана пасту для притирки.На притирочную плоскость наносится абразивная паста
    На притирочную плоскость наносится абразивная паста
  2. Вставляем клапан в направляющую втулку и зажимаем шток в патрон электродрели.
  3. Включите дрель на малых оборотах, прижмите клапан к седлу и вращайте его сначала в одну, затем в другую сторону. Клапан со штоком, зажатым в патроне дрели, трется на малых оборотах
    Клапан с зажатым в патрон дрели штоком притирается на малой скорости
  4. Шлифуем деталь до появления ровной матовой метки на седле и фаске на тарелке клапана. После заделки рабочая поверхность клапана и седло должны быть матовыми
    После притирки рабочая поверхность клапана и седла должны стать матовыми
  5. Промываем клапаны и сёдла керосином, ставим их на место, заменив сальники.
Это может быть интерено  Замена успокоителя цепи ГРМ ВАЗ 2107 своими руками

Замена сёдел

Для замены седла его необходимо снять с головки блока цилиндров. Так как специального оборудования для этих целей в гаражных условиях нет, для ремонта используют сварку или подручные средства. Для разборки седла к нему приваривают старый клапан, после чего выбивают его молотком. Новая деталь устанавливается в следующем порядке:

  1. ГБЦ нагреваем до 100˚С, а сёдла охлаждаем в морозильнике двое суток.
  2. Подходящей наставкой забиваем детали в корпус головки.Новое седло монтируется подходящей по размерам наставкой
    Новое седло монтируется подходящей по размерам наставкой
  3. После остывания ГБЦ, зенкуем сёдла.
  4. Фаски нарезаем фрезами с разными углами.Для нарезания фаски на седле клапана задействуют фрезы с разными углами
    Для нарезания фаски на седле клапана задействуют фрезы с разными углами

Видео: замена седла клапана ГБЦ

https://www.youtube.com/embed/isXBYTXK6eY

Замена втулок

Замена направляющих втулок клапанов производится следующим набором инструментов:

  • молоток;
  • оправка для выбивания и запрессовки втулок;
  • развёртка на 8.025 мм;
  • рожковый ключ под развёртку.

Процесс замены втулок состоит из следующих шагов:

  1. Выбиваем старую втулку при помощи молотка и подходящей наставки.Старые втулки выпрессовывают при помощи оправки и молотка
    Старые втулки выпрессовывают при помощи оправки и молотка
  2. Перед установкой новых деталей поместите их в холодильник на сутки, а головку блока прогрейте в воде температурой +60˚С. Забиваем втулку молотком до упора, предварительно надев стопор Новая втулка вставляется в посадочное место и запрессовывается молотком и оправкой
    Новая втулка вставляется в седло и запрессовывается с помощью молотка и оправки
  3. Развёрткой делаем отверстия согласно диаметру штока клапана.Установив направляющие втулки в головку, необходимо подогнать их с помощью развёртки
    Установив направляющие втулки в головку, необходимо подогнать их с помощью развёртки

Видео: замена направляющих втулок клапанов

https://www.youtube.com/embed/GAbjOl_Hacc

Установка ГБЦ

Когда ремонт головки блока завершён либо заменена прокладка, механизм необходимо установить на место. Монтируется ГБЦ с помощью таких инструментов:

  • головки на 13, 17, 19;
  • вороток с удлинителем;
  • динамометрический ключ.

Порядок действий по установке таков:

  1. Протираем поверхность ГБЦ и блока чистой ветошью.
  2. Помещаем новую прокладку на блок цилиндров.Новая прокладка ГБЦ устанавливается в обратной последовательности
    Новая прокладка ГБЦ устанавливается в обратной последовательности
  3. Центровку уплотнителя и головки блока совершаем по двум втулкам.На блоке цилиндров есть две втулки, предназначенные для центровки прокладки и ГБЦ
    На блоке цилиндров есть две втулки, предназначенные для центровки прокладки и ГБЦ
  4. Болты №1-10 затягиваем динамометрическим ключом с усилием 33,3-41,16 Нм, и окончательно затягиваем моментом 95,9-118,3 Нм.Напоследок болт №11 возле распределителя закручиваем с усилием 30,6–39 Нм
  5. Затяжку болтов производим в определённой последовательности, как изображено фото.ГБЦ затягивают в определённой последовательности
    ГБЦ затягивают в определённой последовательности
  6. Дальнейшую сборку ГБЦ выполняем в порядке, обратном демонтажу.

Видео: затяжка ГБЦ на «классике»

https://www.youtube.com/embed/HJGwapS0l-4

Выбраковка болтов ГБЦ

Болты крепления головки к блоку рекомендуется менять при каждой разборке узла. Однако делается это довольно редко и ограничивается регулярным осмотром резьбы. Если он в порядке, то повторно используются болты. Следует помнить, что новый болт имеет размер 12*120 мм. Если длина значительно отличается или крепеж с трудом вкручивается в блок цилиндров при попытке вкрутить его, это может свидетельствовать о растяжении и необходимости замены болта. При затяжке ГБЦ намеренно растянутым болтом есть вероятность обрыва.

Болты ГБЦ при каждом снятии головки рекомендуется менять на новые
Если растянутый болт не сорвется при установке головки блока, это не гарантия того, что он будет обеспечивать необходимое усилие затяжки при эксплуатации автомобиля. Через некоторое время натяжение ГБЦ может ослабнуть, что приведет к пробою прокладки.

При неисправности ГБЦ ВАЗ 2106, в результате которой нарушается нормальная работа силового агрегата, решить проблему можно самостоятельно, не посещая автосервис. Для этого нужно подготовить правильный инструмент, прочитать и следовать пошаговой инструкции.

Оцените статью