Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Особенности конструкции, дефектовка и замена распредвала ВАЗ 2107

Особенности конструкции, дефектовка и замена распредвала ВАЗ 2107 ГРМ

От состояния распределительного вала напрямую зависит КПД всего двигателя автомобиля. Даже малейшая неисправность этого газораспределительного механизма сказывается на мощностных и тяговых характеристиках силового агрегата, не говоря уже о повышении расхода топлива и связанных с этим поломках. В этой статье мы поговорим о назначении распредвала, принципе его работы, основных неисправностях и способах их устранения на примере автомобиля ВАЗ 2107.

Распредвал ВАЗ 2107

Распределительный вал – основной элемент газораспределительного механизма двигателя автомобиля. Это цельнометаллическая деталь, выполненная в виде цилиндра с расположенными на нем опорными штифтами и кулачками.

Особенности конструкции, дефектовка и замена распредвала ВАЗ 2107

На распредвале размещены кулачки и шейки

Предназначение

Вал ГРМ служит для управления процессами открытия и закрытия клапанов в камерах сгорания двигателя. Другими словами, он синхронизирует рабочие циклы силового агрегата, пропуская топливно-воздушную смесь в камеры сгорания и выпуская из них выхлопные газы. Распределительный вал «семерок» приводится в движение вращением звездочки (шестерни), соединенной цепью с шестерней коленчатого вала.

Где расположен

В зависимости от конструкции двигателя вал ГРМ может иметь различное расположение: верхнее и нижнее. В нижнем своем положении он установлен непосредственно в блоке цилиндров, а в верхнем — в головке блока. У «семерок» распредвал расположен сверху головки блока цилиндров. Такое расположение изначально делает его легкодоступным для ремонта или замены, а также для регулировки клапанных зазоров. Чтобы добраться до вала ГРМ, достаточно снять клапанную крышку.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Принцип действия

Как уже упоминалось, распределительный вал приводится в движение шестерней коленчатого вала. При этом из-за разного размера ведущих шестерен скорость вращения снижается ровно вдвое. Полный цикл двигателя происходит за два оборота коленчатого вала, а вот вал ГРМ делает только один оборот, за который он успевает по очереди выпустить топливно-воздушную смесь в цилиндры и выпустить выхлопные газы.

Открытие (закрытие) соответствующих клапанов обеспечивается с помощью кулачков на толкателях клапанов. Это выглядит так. При вращении вала выступающая сторона кулачка давит на толкатель, который передает усилие на подпружиненный клапан. Последний открывает окно для входа горючей смеси (выход газов). Поскольку кулачок продолжает вращаться, клапан закрывается под действием пружины.

Особенности конструкции, дефектовка и замена распредвала ВАЗ 2107

Клапаны открываются, когда на них нажимают выступающие части кулачков

Характеристики распредвала ВАЗ 2107

Работа вала ГРМ ВАЗ 2107 определяется тремя основными параметрами:

  • ширина фаз — 232о;
  • запаздывание впускного клапана — 40о;
  • опережение выпускного клапана — 42о.

Количество кулачков на распредвале соответствует числу впускных и выпускных клапанов. У «семёрки» их восемь — по два на каждый из четырёх цилиндров.

Можно ли увеличить мощность двигателя ВАЗ 2107 за счёт установки другого распредвала

Наверное, каждый владелец «семерки» хочет, чтобы двигатель его автомобиля работал не только бесперебойно, но и с максимальной отдачей. Поэтому некоторые умельцы пытаются по-разному настраивать силовые агрегаты. Одним из таких способов является установка другого, более «продвинутого» распредвала.

Это может быть интерено  Самостоятельно меняем успокоитель цепи ГРМ на ВАЗ 2106

Суть тюнинга

Теоретически увеличить мощность силового агрегата можно за счет увеличения ширины фаз и высоты подъема впускного клапана. Первый показатель определяет период времени, в течение которого впускной клапан будет открыт, и выражается в угле поворота временной оси. В «семерке» 232о. Высота подъема впускного клапана определяет площадь отверстия, через которое топливно-воздушная смесь подается в камеру сгорания. У ВАЗ 2107 это 9,5 мм. Таким образом, опять же, по идее, при увеличении этих показателей мы получаем больший объем горючей смеси в цилиндрах, что действительно может положительно сказаться на мощности силового агрегата.

Увеличить ширину фаз и высоту подъема впускных клапанов можно за счет изменения конфигурации соответствующих кулачков на валу ГРМ. Так как в гараже такие работы провести нельзя, для такого тюнинга лучше использовать готовую деталь от другого автомобиля.

Распредвал с «Нивы»

Есть только одна машина, распредвал которой подходит для «семерки». Это ВАЗ 21213 Нива. Вал ГРМ имеет ширину фазы 283°, а подъем впускного клапана составляет 10,7 мм. Даст ли что-нибудь в реальности установка такой детали на двигатель ВАЗ 2107? Практика показывает, что да, отмечается небольшое улучшение работы силового агрегата. Прибавка мощности около 2 литров с., но только на малых оборотах. Да, «семерка» чуть острее реагирует на нажатие педали газа на старте, но после набора скорости мощность становится прежней.

Спортивные распредвалы

Помимо вала ГРМ от Нивы, на ВАЗ 2107 также можно установить один из валов, изготовленный специально для «спортивного» тюнинга силовых агрегатов. Такие детали производит ряд отечественных компаний. Их стоимость варьируется в пределах 4000-10000 рублей. Рассмотрим характеристики таких распредвалов.

Таблица: основные характеристики «спортивных» валов ГРМ для ВАЗ 2101–2107

НаименованиеШирина фаз, 0Высота подъёма клапана, мм
«Эстонец»25610,5
«Эстонец +»28911,2
«Эстонец-М»25611,33
«Шрик-1»29611,8
«Шрик-3»30412,1

Неисправности распределительного вала ВАЗ 2107, их признаки и причины

Учитывая, что вал ГРМ подвергается постоянным динамическим и термическим нагрузкам, он не может служить вечно. Даже специалисту сложно определить, что именно этот узел вышел из строя без детальной диагностики и устранения неполадок. Признаков неисправности может быть всего два: снижение мощности и тихий стук, проявляющийся в основном под нагрузкой.

К основным неисправностям распредвала относятся:

  • износ рабочих тел кулачков;
  • износ поверхностей опорных шеек;
  • деформация всей детали;
  • перелом вала.

Износ кулачков и шеек

Износ — естественное явление для постоянно вращающейся детали, но в некоторых случаях он может быть чрезмерным и преждевременным. К этому приводят:

  • недостаточное давление масла в системе, в результате чего к нагруженным участкам смазка не поступает или поступает в меньшем количестве;
  • некачественное или не соответствующее установленным требованиям моторное масло;
  • брак при производстве вала или его «постели».

При износе кулачков мощность двигателя заметно снижается, так как они изношены и не могут обеспечить ни правильную ширину фаз, ни необходимый подъем впускных клапанов.

Особенности конструкции, дефектовка и замена распредвала ВАЗ 2107

При износе кулачков падает мощность двигателя
Это может быть интерено  Натяжитель цепи ВАЗ 2107: назначение, виды, признаки износа, замена

Деформация

Деформация распределительного вала возникает в результате сильного перегрева, вызванного неисправностями в системах смазки или охлаждения. На начальном этапе эта ошибка может проявляться в виде характерного стука. При подозрении на такую ​​поломку дальнейшая эксплуатация автомобиля не рекомендуется, так как может вывести из строя весь газораспределительный механизм двигателя.

Особенности конструкции, дефектовка и замена распредвала ВАЗ 2107

Деформация возникает вследствие сбоев в работе систем смазки и охлаждения

Перелом

Обрыв распределительного вала может быть следствием его деформации, а также несогласованной работы ГРМ. В случае этой ошибки двигатель останавливается. Параллельно с этой проблемой возникают и другие: разрушение «постели» полуоси, перекос клапанов, направляющих, повреждение деталей поршневой группы.

Особенности конструкции, дефектовка и замена распредвала ВАЗ 2107

Перелом вала может быть следствием деформации

Снятие распределительного вала ВАЗ 2107

Для точного определения неисправности вала ГРМ, проверки состояния, ремонта и замены деталь должна быть снята с двигателя. Для этого потребуются следующие инструменты:

  • торцевой ключ на 10 мм;
  • торцевой ключ на 13 мм;
  • рожковый ключ на 17 мм;
  • динамометрический ключ;
  • пассатижи.

Порядок демонтажных работ:

  1. Устанавливаем автомобиль на ровной площадке.
  2. Демонтируем корпус воздушного фильтра.
  3. Используя пассатижи, отсоединяем трос воздушной заслонки от карбюратора и продольную тягу привода дроссельной заслонки.
  4. Сдвигаем в сторону шланг топливной магистрали.
  5. С помощью торцевого ключа или торцевой головки на 10 с удлинителем отверните две гайки крепления натяжителя цепи к ГБЦ и снимите его. Натяжитель крепится двумя Nikes
    Особенности конструкции, дефектовка и замена распредвала ВАЗ 2107
    Натяжитель крепится двумя найками
  6. При помощи торцевого ключа на 10 мм откручиваем восемь гаек крепления крышки клапанов ГБЦ.Крышка крепится на 8 шпильках и фиксируется гайками
    Особенности конструкции, дефектовка и замена распредвала ВАЗ 2107
    Крышка крепится на 8 шпильках и фиксируется гайками
  7. Аккуратно снимаем крышку, а после неё резиновую прокладку.Под крышкой установлена уплотнительная прокладка
    Особенности конструкции, дефектовка и замена распредвала ВАЗ 2107
    Под крышкой установлена уплотнительная прокладка
  8. С помощью отвертки выравниваем стопорную шайбу под болт на звездочке распредвала
    Особенности конструкции, дефектовка и замена распредвала ВАЗ 2107
    Звезда закреплена болтом, который фиксируется от проворачивания отгибающейся шайбой
  9. Устанавливаем коробку передач в положение, соответствующее первой передаче, и при помощи ключа на 17 откручиваем болт крепления звездочки распредвала. Болт откручивается ключом на 17
    Особенности конструкции, дефектовка и замена распредвала ВАЗ 2107
    Болт откручивается ключом на 17
  10. Снимаем звезду вместе с болтом, шайбами и цепью.
  11. При помощи ключа на 13 открутите все девять гаек на шпильках крепления «ложи» к распредвалу. Для снятия «кровати» нужно открутить 9 гаек
    Особенности конструкции, дефектовка и замена распредвала ВАЗ 2107
    Для снятия «постели» нужно открутить 9 гаек
  12. Демонтируем распредвал в сборе с «постелью».Распредвал снимается в сборе с «постелью»
    Особенности конструкции, дефектовка и замена распредвала ВАЗ 2107
    Распредвал снимается в сборе с «постелью»
  13. Используя ключ на 10 мм, выкручиваем два болта фиксирующего фланца.Чтобы отсоединить фланец, нужно открутить 2 болта
    Особенности конструкции, дефектовка и замена распредвала ВАЗ 2107
    Чтобы отсоединить фланец, нужно открутить 2 болта
  14. Отсоединяем фланец.
  15. Вынимаем распредвал из «постели».После снятия фланца распредвал легко извлекается из «постели»
    Особенности конструкции, дефектовка и замена распредвала ВАЗ 2107
    После снятия фланца распредвал легко извлекается из «постели»

Дефектовка вала ГРМ ВАЗ 2107

Когда распределительный вал вынут из «ложи», необходимо оценить его состояние. Сначала это делается визуально. Распределительный вал подлежит замене, если рабочие поверхности (кулачки и шейки подшипников) имеют:

  • царапины;
  • задиры;
  • износ в виде огранки (для кулачков);
  • наволакивание слоя алюминия с «постели» (для опорных шеек).

Кроме этого, распредвал должен быть заменён, если будут обнаружены хоть малейшие следы его деформации.

Степень износа подшипниковых цапф и самих подшипников определяется с помощью микрометра и штангенциркуля. В таблице ниже приведены допустимые диаметры шеек и рабочих поверхностей опор.

Это может быть интерено  Разборка, дефектовка и замена распредвала на ВАЗ 2106

Особенности конструкции, дефектовка и замена распредвала ВАЗ 2107

Дефектовка производится при помощи микрометра и штангенциркуля

Таблица: допустимые диаметры опорных шеек распредвала и опор его «постели» для ВЗ 2107

Порядковый номер шейки (опоры), начиная от переднейДопустимые размеры, мм
МинимальныйМаксимальный
Опорные шейки
145,9145,93
245,6145,63
345,3145,33
445,0145,03
543,4143,43
Опоры
146,0046,02
245,7045,72
345,4045,42
445,1045,12
543,5043,52

Если при осмотре выяснится, что размеры рабочих поверхностей деталей не соответствуют заявленным, распределительный вал или «постель» подлежат замене.

Установка нового распредвала

Для того чтобы поставить новый вал ГРМ, потребуются те же инструменты, что и для его демонтажа. Порядок монтажных работ следующий:

  1. В обязательном порядке смазываем моторным маслом поверхности кулачков, опорных шеек и опор.
  2. Устанавливаем распредвал в «постель».
  3. Ключом на 10 мм закручиваем болты упорного фланца.
  4. Проверяем, как вращается вал. Он должен легко проворачиваться вокруг своей оси.
  5. Выставляем такое положение вала, при котором его штифт совпадал бы с отверстием на фиксирующем фланце.
  6. Устанавливаем станину на шпильки, заворачиваем гайки, затягиваем. Важно соблюдать установленный порядок. Момент затяжки находится в пределах 18,3–22,6 Нм. Гайки затягиваются динамометрическим ключом с моментом 18,3–22,6 Н·м
    Особенности конструкции, дефектовка и замена распредвала ВАЗ 2107
    Гайки закручиваются при помощи динамометрического ключа моментом 18,3–22,6 Нм
  7. Клапанную крышку и звезду распредвала на место не устанавливаем, так как нужно будет ещё выставлять фазы газораспределения.

Выставление момента зажигания (фаз газораспределения) по меткам

После проведённых ремонтных работ нужно обязательно выставить правильный момент зажигания. Для этого необходимо выполнить следующие работы:

  1. Установить звезду распредвала с цепью, зафиксировать её болтом, не затягивая.
  2. Произвести монтаж натяжителя цепи.
  3. Накинуть цепь на шестерни коленвала, вала дополнительного оборудования и распределительного вала.
  4. С помощью ключа на 36 надеть гайку шкива коленчатого вала, провернуть коленвал до совпадения метки на шкиве с меткой на крышке двигателя. Метки должны совпадать
    Особенности конструкции, дефектовка и замена распредвала ВАЗ 2107
    Метки должны совпадать
  5. Определить положение звездочки распределительного вала по отношению к постели. Отметка на звезде также должна совпадать с краем. Если метки не совпадают, переместите звезду относительно цепи
    Особенности конструкции, дефектовка и замена распредвала ВАЗ 2107
    Если метки не совпадают, нужно сместить звезду относительно цепи
  6. Если метки не совпадают, выкрутить болт звезды распределительного вала, снять её вместе с цепью.
  7. Снимите цепь и поверните звездочку влево или вправо (в зависимости от того, куда смещена метка) на один зуб. Наденьте цепь на звезду и установите ее на распредвал, зафиксировав болтом.
  8. Проверить положение меток.
  9. При необходимости повторять смещение звезды на один зуб, до того момента, пока метки не совпадут.
  10. По завершении работ зафиксировать звезду болтом, а болт — шайбой.
  11. Установите клапанную крышку. Закрепите его гайками. Затяните гайки в порядке, показанном на рисунке. Момент затяжки 5,1–8,2 Нм. Гайки необходимо затягивать динамометрическим ключом с моментом 5,1–8,2 Нм
    Особенности конструкции, дефектовка и замена распредвала ВАЗ 2107
    Гайки нужно затягивать динамометрическим ключом моментом 5,1–8,2 Нм
  12. Произвести дальнейшую сборку двигателя.

Видео установка распредвала ВАЗ 2107

https://www.youtube.com/embed/MOKt2bglWX0

После проверки работы двигателя рекомендуется провести регулировку клапанов в два этапа: первый сразу, второй — после 2–3 тыс. км пробега.

Как видите, диагностика и замена распредвала ВАЗ 2107 не представляет особой сложности. Самое главное найти нужный инструмент и выделить два-три часа свободного времени на ремонт двигателя.

Оцените статью