Иногда из-под капота ВАЗ 2107 начинают раздаваться сильные стуки. Обычно это следствие выхода из строя успокоителя цепи ГРМ. Продолжение движения в этом случае может привести к повреждению двигателя и дорогостоящему капитальному ремонту. Однако самостоятельная замена демпфера не представляет большой сложности.
- Назначение и устройство успокоителя цепи ГРМ ВАЗ 2107
- Устройство успокоителя цепи ГРМ ВАЗ 2107
- Принцип действия успокоителя цепи ГРМ ВАЗ 2107
- Признаки неисправности успокоителя цепи ВАЗ 2107
- Причины выхода из строя успокоителя цепи ВАЗ 2107
- Замена успокоителя цепи ГРМ ВАЗ 2107
- Последовательность работ
- Видео: замена успокоителя цепи ГРМ ВАЗ 2107
Назначение и устройство успокоителя цепи ГРМ ВАЗ 2107
Демпфер гасит рывки и вибрации в цепи ГРМ, которые обычно возникают при запуске двигателя. Увеличение амплитуды колебаний цепи может привести к ее выходу из строя с направляющих шестерен коленвала и вала ГРМ. Также цепь может порваться в самый неподходящий момент.
Обычно обрыв цепи происходит в тот момент, когда коленчатый вал начинает вращаться с максимальной скоростью. Это происходит немедленно. Поэтому водитель физически не в состоянии быстро среагировать на ситуацию и заглушить двигатель. Обрыв цепи привода газораспределительного механизма приводит к серьезному повреждению двигателя. В первую очередь выходят из строя клапаны – как впускные, так и выпускные.
Тогда цилиндры выходят из строя. После всего этого восстановить двигатель практически невозможно. Автовладельцы в таких ситуациях обычно продают машину на запчасти. Поэтому успокоитель цепи ГРМ является важнейшей деталью, за работоспособностью которой нужно постоянно следить.
Устройство успокоителя цепи ГРМ ВАЗ 2107
Успокоитель цепи ГРМ ВАЗ 2107 представляет собой обычную пластину из высококачественной углеродистой стали с двумя крепёжными отверстиями.
Вторым элементом системы поддержки цепи ГРМ является башмак гидравлического натяжителя цепи. Он находится под крышкой ГРМ рядом с демпфером. Поверхность ботинка, соприкасающаяся с цепью, покрыта прочным полимерным материалом.
Для обеспечения доступа к успокоителю цепи необходимо:
- открутить крышку ГРМ;
- слегка ослабить натяжительный ролик цепи.
Без этого снять успокоитель не удастся.
Принцип действия успокоителя цепи ГРМ ВАЗ 2107
При запуске двигателя ВАЗ 2107 вал ГРМ и коленчатый вал начинают вращаться. Это не всегда происходит одновременно. Дело в том, что эти валы имеют шестерни, которые соединены цепью ГРМ. Эта цепь со временем может изнашиваться и провисать. Кроме того, иногда ломаются зубья на направляющих колесах, увеличивается провисание цепи. В результате при запуске двигателя вал ГРМ начинает вращаться только после того, как коленвал уже провернулся на треть оборота. Из-за такой рассинхронизации цепь ГРМ начинает еще больше провисать и может слететь с шестерен. Чтобы этого не произошло, начинает работать система поддержки цепи, состоящая из башмака натяжителя и самого демпфера.
Натяжной башмак соединен с маслопроводом, на котором установлен датчик давления масла. Когда цепь ГРМ начинает слишком сильно провисать, этот датчик фиксирует резкое падение давления смазки. В маслопровод нагнетается дополнительная порция масла, под давлением которого натяжной башмак выдвигается из кронштейна и резко давит на висевшую цепь ГРМ, не давая ей слететь с шестерен. Так как колодка давит очень резко и мощно, цепь под ее воздействием начинает сильно раскачиваться, причем колебания происходят не под колодкой, а с противоположной стороны цепи. Для гашения этих колебаний предназначен цепной демпфер.
Демпфер представляет собой сплошную металлическую пластину, о которую ударяется цепь привода ГРМ при срабатывании натяжного башмака. В нем нет движущихся частей. Однако без демпфера зубья звездочки и звенья цепи изнашиваются намного быстрее, что, в свою очередь, может привести к серьезному повреждению двигателя.
Признаки неисправности успокоителя цепи ВАЗ 2107
К типичным признакам поломки успокоителя цепи ГРМ ВАЗ 2107 относятся:
- Из-под крышки ГРМ доносится характерный громкий стук и стук. Эти звуки максимально громкие сразу после запуска двигателя, особенно если он холодный. Громкость погремушки определяется степенью провисания цепи — чем больше провисание цепи, тем громче звук.
- Эффективен при работе двигателя. Наиболее заметны они при запуске холодного двигателя. Изношенный демпфер не может вовремя гасить колебания цепи, что приводит к несовпадению фаз вращения коленвала и вала ГРМ. В результате нарушается синхронная работа цилиндров. Двигатель начинает недостаточно реагировать на нажатие педали газа, появляются ошибки в работе.
Причины выхода из строя успокоителя цепи ВАЗ 2107
Как и любая другая деталь, успокоитель цепи ВАЗ 2107 может выйти из строя. Это может произойти по следующим причинам:
- Ослабьте болты крепления. Механическая нагрузка на демпфер постоянно меняется. Под воздействием непрерывных ударов цепи болты крепления постепенно ослабевают. В результате демпфер еще больше разболтается, и как следствие, сломаются болты. Болты крепления демпфера цепи со временем ослабевают и ломаются
Болты крепления успокоителя цепи со временем ослабевают и ломаются - Усталость металла. Нагрузки, действующие на демпфер, носят ударный характер. При любом ударе цепи ГРМ на поверхности демпфера может появиться микротрещина, которую невозможно увидеть невооруженным глазом. Какое-то время с трещиной ничего не происходит. Но в определенный момент, при очередном толчке цепи, она начинает быстро расти, и демпфер моментально рвется. Демпфер цепи ГРМ может выйти из строя из-за усталостного разрушения металла
Успокоитель цепи ГРМ может выйти из строя из-за усталостного разрушения металла
Замена успокоителя цепи ГРМ ВАЗ 2107
Для замены успокоителя потребуется:
- новый успокоитель цепи ГРМ для ВАЗ 2107 (сегодня он стоит около 500 рублей);
- отрезок стальной проволоки диаметром 1.5 мм и длиной 20 см;
- комплект рожковых ключей;
- комплект торцовых ключей с воротком;
- отвёртка с плоским лезвием.
Последовательность работ
Работы по замене успокоителя цепи ВАЗ 2107 выполняются в следующем порядке.
- Воздушный фильтр снят. Для этого рожковым ключом на 12 мм откручиваем пять болтов крепления фильтра. Без разборки фильтра добраться до заслонки невозможно.
- Торцовой головкой на 13 с трещоткой откручиваются крепления крышки блока цилиндров. Крышка снимается.
- Ключом на 13 немного ослабить специальную капсульную гайку, которая крепит натяжитель цепи к ГРМ. Накидная гайка крепления натяжителя цепи откручивается ключом на 13
Колпачковая гайка крепления натяжителя цепи откручивается накидным ключом на 13 - Используйте длинную плоскую отвертку, чтобы аккуратно отодвинуть башмак натяжителя в сторону. Отвертка, используемая для поддевания башмака натяжителя цепи, должна быть тонкой и длинной
Отвёртка, используемая для отжатия башмака натяжителя цепи, должна быть тонкой и длинной - Башмак удерживается отвёрткой в отжатом состоянии, а ослабленная ранее колпачковая гайка затягивается.
- Крючок делается из отрезка проволоки, который продевается в ушко направляющей цепи. Крюк для вытягивания направляющей изготовлен из прочной стальной проволоки
Крючок для извлечения успокоителя изготавливается из прочной стальной проволоки - Откручены болты крепления стабилизатора. При этом демпфер держится за крюк — иначе он упадет в двигатель. При откручивании крепежных болтов заслонку необходимо придерживать стальным крюком
При откручивании крепёжных болтов успокоитель необходимо удерживать стальным крючком - После извлечения болтов крепления успокоителя вал ГРМ с помощью накидного ключа прокручивается на треть оборота по часовой стрелке.
- После ослабления натяжения цепи ГРМ успокоитель аккуратно извлекается крючком.Извлечь успокоитель цепи можно только после поворота вала ГРМ
Извлечь успокоитель цепи можно только после поворота вала ГРМ - На место вышедшего из строя успокоителя устанавливается новый.
- Сборка производится в обратном порядке.
Видео: замена успокоителя цепи ГРМ ВАЗ 2107
https://www.youtube.com/embed/dgNDM_6adY4
Таким образом, заменить вышедший из строя успокоитель цепи ГРМ ВАЗ 2107 достаточно легко даже начинающему автомобилисту. Это позволит сэкономить около 800 рублей – именно в такую сумму оцениваются работы по замене демпфера в сервисных центрах.