ВАЗ 2107 оснащен задним приводом. Данное техническое решение имеет как достоинства, так и недостатки. Ключевым элементом в приводе «семерки» является редуктор заднего моста. Именно это устройство может доставить много проблем автовладельцу из-за плохой регулировки или из-за банального физического износа. Устранить неполадки с коробкой передач автомобилист может самостоятельно. Давайте узнаем, как это делается.
- Назначение и принцип действия редуктора
- Принцип работы
- Устройство и технические характеристики редуктора
- Передаточное число заднего редуктора
- Подшипники
- Планетарная пара
- Типичные поломки редуктора и их причины
- О регулировке редуктора
- Как снять редуктор заднего моста ВАЗ 2107
- Последовательность работы
- Видео: разбираем задний мост на «классике»
- Разборка редуктора и замена сателлитов
- Последовательность операций
Назначение и принцип действия редуктора
Задний редуктор «семерки» является передаточным звеном между осями задних колес и двигателем. Цель состоит в том, чтобы передавать крутящий момент от коленчатого вала двигателя к задним колесам одновременно с преобразованием скорости вращения полуосей.
Кроме того, редуктор должен уметь распределять крутящий момент в зависимости от нагрузки, приложенной к левому или правому колесу.
Принцип работы
Вот основные этапы передачи крутящего момента от мотора к редуктору:
- водитель запускает двигатель, и коленвал начинает вращаться;
- с коленвала крутящий момент передаётся на диски сцепления автомобиля, а затем уходит на первичный вал коробки скоростей;
- При выборе водителем нужной передачи крутящий момент в коробке передач передается на вторичный вал выбранной передачи, а оттуда на карданный вал, соединенный с коробкой передач специальной крестовиной;
- Кардан соединен с редуктором заднего моста (поскольку задний мост расположен далеко от двигателя, карданный подвес «семерки» представляет собой длинную вращающуюся трубу с крестовинами на концах). Под действием карданного вала начинает вращаться вал главной передачи;
- вращаясь, редуктор распределяет крутящий момент между полуосями задних колёс, в результате начинают вращаться и задние колёса.
Устройство и технические характеристики редуктора
Задняя коробка передач автомобиля ВАЗ 2107 состоит из цельного стального корпуса с валом, фланцем карданного вала, двух шестерен главной передачи, установленных под прямым углом друг к другу, и самоблокирующегося дифференциала.
Передаточное число заднего редуктора
Главной характеристикой любой передачи является передаточное число. Это отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущего колеса. На ведомой шестерне заднего редуктора ВАЗ 2107 43 зуба. А на ведущем колесе 11 зубьев. Разделив 43 на 11, мы получим 3,9. Это передаточное число коробки передач ВАЗ 2107.
Здесь следует отметить еще один важный момент. ВАЗ 2107 выпускался много лет. И в разные годы на него ставили коробки передач с разными передаточными числами. Например, самые ранние модели «семерок» оснащались коробками передач от ВАЗ 2103, передаточное число которых было 4,1, то есть соотношение между зубьями там было 41/10. На более поздних «семерках» передаточное число снова изменилось и было уже 4,3 (43/10) и только у последних «семерок» эта цифра 3,9. По вышеперечисленным причинам водителю часто приходится самостоятельно определять передаточное число своего автомобиля. Как это сделать:
- автомобиль устанавливается на нейтральную передачу;
- задняя часть машины поднимается с помощью двух домкратов. Одно из задних колёс надёжно фиксируется;
- после этого водитель вручную начинает поворачивать карданный вал машины. Необходимо сделать 10 оборотов;
- Вращая карданный вал, необходимо рассчитать, сколько оборотов сделает незакрепленное заднее колесо. Количество оборотов колеса нужно разделить на 10. Полученное число и есть передаточное число заднего редуктора.
Подшипники
Вращение всех шестерен в редукторе обеспечивается подшипниками. В задних коробках передач ВАЗ 2107 на дифференциале используются однорядные роликовые подшипники, причем ролики там имеют коническую форму. Артикул — 7707, каталожный номер — 45–22408936. Цена акции на рынке сегодня начинается от 700 рублей.
Другой подшипник установлен на валу коробки передач (т.е в той части, которая соединяется с карданным шарниром). Это также конический роликовый подшипник с маркировкой 7805 и каталожным номером 6-78117U. Стандартные вкладыши ВАЗ стоят сегодня от 600 рублей и выше.
Планетарная пара
Основное назначение планетарной пары в заднем редукторе ВАЗ 2107 – снижение оборотов двигателя. Пара снижает частоту вращения коленчатого вала примерно в 4 раза, то есть если коленвал двигателя будет вращаться со скоростью 8 тыс об/мин, то задние колеса будут вращаться со скоростью 2 тыс об/мин. Шестерни в планетарной паре ВАЗ 2107 косозубые. Такое решение выбрано не случайно: косозубая шестерня почти в два раза тише цилиндрической.
Но у косозубых планетарных пар есть и обратная сторона: шестерни могут перемещаться вдоль своих осей по мере износа. Однако эта проблема актуальна для гоночных автомобилей, в задних мостах которых установлены исключительно цилиндрические шестерни. А на ВАЗ 2107 за все годы выпуска этого автомобиля стояли исключительно косозубые планетарные пары.
Типичные поломки редуктора и их причины
Задний редуктор ВАЗ 2107 — надежный узел, обладающий высокой устойчивостью к механическому износу. Но со временем детали постепенно изнашиваются даже в коробке передач. И тут водитель начинает слышать характерный писк или вой, который слышен в районе заднего моста или в районе одного из задних колес. Вот почему это происходит:
- Заклинило одно из колес, когда деформировалась одна из задних полуосей. Происходит это крайне редко, обычно после сильного удара в одно из колес. При этом полуось деформируется настолько, что колесо не может нормально вращаться. Если деформация незначительна, колесо будет вращаться, но при вращении будет слышен характерный вой из-за поврежденного колеса. Устранить такую поломку самостоятельно не представляется возможным. Для выпрямления полуоси водитель должен обратиться к специалистам;
- хрустит коробка передач при движении автомобиля. Это более распространенная проблема, с которой рано или поздно столкнется каждый водитель старой «семерки». Коробка передач начинает тарахтеть после нескольких зубьев и изнашиваются шлицы на полуосях в главной передаче. При очень сильном износе зубья могут сломаться. Происходит это как из-за усталости металла, так и из-за плохой смазки редуктора (это наиболее вероятная причина, так как смазка в редукторе «семерки» часто уходит через сапун и через фланец вала, который никогда не герметизировался). В любом случае такую поломку ремонту не подлежит, а шестерни со сломанными зубьями подлежат замене;
- износ подшипника на полуоси. Это еще одна причина характерного дребезжания за рулем. Если разрушился подшипник, управлять таким автомобилем нельзя, так как колесо может просто отвалиться во время движения. Единственный выход – вызвать эвакуатор, а затем заменить изношенный подшипник. Сделать это можно как самостоятельно, так и в сервисном центре Если изношен подшипник на полуоси, обслуживать автомобиль нельзя
Если подшипник на полуоси изношен, эксплуатировать автомобиль нельзя
О регулировке редуктора
Если водитель обнаружил, что главная пара шестерен заднего моста полностью изношена, он должен заменить эту пару. Но просто поменять шестерни не получится, так как между зубьями шестерни есть зазоры, которые нужно регулировать. Как это сделать:
- под ведущее колесо устанавливается специальная регулировочная шайба (продаются комплектами, толщина таких шайб варьируется от 2,5 до 3,7 мм);
- в хвостовик редуктора устанавливается регулировочная втулка (эти втулки тоже продаются комплектами, найти их можно в любом магазине запчастей);
- Шайба и втулка должны быть подобраны таким образом, чтобы вал, на котором установлена ведущая шестерня редуктора, вращался без люфта при его прокручивании рукой. После того, как нужная втулка выбрана, на валу затягивается гайка; Ключи со специальными индикаторами обычно используются для регулировки зазоров между шестернями
Для регулировки зазоров между шестернями обычно используются ключи со специальными индикаторами - После выравнивания вала планетарная передача (вместе с половиной корпуса редуктора) устанавливается на место. Эта половинка держится на 4-х болтах, а по бокам есть пара гаек для регулировки подшипников дифференциала. Гайки затягивают так, чтобы между шестернями оставался небольшой люфт: планетарную передачу нельзя затягивать слишком сильно;
- После регулировки планетарной передачи следует отрегулировать положение подшипников в дифференциале. Делается это теми же регулировочными болтами, но теперь нужно щупом измерить зазоры между шестернями и главным валом. Расстояния должны быть в пределах от 0,07 до 0,12 мм. После установки необходимых зазоров регулировочные болты следует зафиксировать специальными пластинами, чтобы болты не съезжали. После регулировки шестерен отрегулируйте зазор подшипника и оси с помощью щупа
После регулировки шестерён с помощью щупа регулируется зазор подшипников и вала
Как снять редуктор заднего моста ВАЗ 2107
Автовладелец может демонтировать коробку передач и заменить в ней все необходимое (или поменять коробку целиком), тем самым сэкономив около 1500 рублей (это примерно стоимость данной услуги в автосервисе). Вот что вам нужно для работы:
- комплект торцевых головок и длинный вороток;
- набор рожковых ключей;
- набор накидных ключей;
- съёмник для задних полуосей;
- отвёртка с плоским жалом.
Последовательность работы
Перед началом работ необходимо слить масло из заднего редуктора. Для этого достаточно просто открутить заглушку на картере заднего моста, предварительно подставив под нее емкость.
- Автомобиль установлен на яму. Задние колеса поднимаются домкратами и снимаются. Передние колеса должны быть надежно заблокированы.
- Сняв колеса, откручиваем все гайки на тормозных барабанах и снимаем кожухи. Доступ к тормозным колодкам открыт. Болты на тормозном барабане откручиваются ключом на 13
Болты на тормозном барабане откручиваются рожковым ключом на 13 - Если у вас есть торцевая головка с длинной ручкой, вы можете открутить гайки, которые держат полуоси, не снимая тормозные колодки. После снятия крышки барабана вы получаете доступ к колодкам и полуоси
После снятия крышки барабана открывается доступ к колодкам и к полуоси - Когда все четыре гайки на полуоси отвернуты, полуось снимается с помощью съемника. Заднюю полуось «семерки» можно снять, не снимая тормозные колодки
Заднюю полуось «семёрки» можно снять, не снимая тормозные колодки - После снятия полуосей откручивается карданный шарнир. Чтобы его открутить, понадобится ключ на 12. Кардан держится на четырех болтах. После их откручивания кардан просто отходит в сторону, так как не мешает снятию редуктора. Кардан «семерки» держится на четырех болтах на 12
Кардан «семёрки» держится на четырёх болтах на 12 - Рожковым ключом на 13 откручиваются все болты по периметру хвостовика редуктора.
- После откручивания всех болтов коробка передач снимается. Для этого просто потяните вал на себя. Чтобы снять редуктор, нужно просто потянуть его на себя за вал
Чтобы извлечь редуктор, надо просто потянуть его на себя за хвостовик - Старый редуктор заменяется новым, после чего производится обратная сборка заднего моста ВАЗ 2107.
Видео: разбираем задний мост на «классике»
https://www.youtube.com/embed/BXaPIcPjjao
Разборка редуктора и замена сателлитов
Шестерни – это дополнительные шестерни, установленные в дифференциале коробки передач. Их назначение – передача крутящего момента на полуоси задних колес. Как и все другие детали, сателлитные шестерни подвержены износу. После этого их необходимо поменять, так как эта деталь не подлежит ремонту. Для восстановления изношенных зубов у автовладельца нет ни необходимых навыков, ни оборудования. Кроме того, любое оборудование в автомобиле проходит специальную термическую обработку – цементацию, которая проводится в атмосфере азота и упрочняет поверхность зубьев на определенную глубину, насыщая эту поверхность углеродом. Обычный автолюбитель в своем гараже такое сделать не сможет. Поэтому выход один: купить ремкомплект редуктора заднего моста. Стоит около 1500 рублей. Вот что он включает:
- пара шестерён для полуосей;
- пара сателлитов для дифференциала;
- сателлитная ось;
- опорная шайба.
Помимо ремкомплекта для редукторов, потребуется ещё набор обычных рожковых ключей, отвёртка и молоток.
Последовательность операций
Для разборки редуктора лучше всего воспользоваться обычными слесарными тисками. Тогда работа пойдёт гораздо быстрее.
- Снятый с машины редуктора зажимается в тисках в вертикальном положении.
- От него откручивается пара регулируемых стопорных болтов, под которыми размещаются стопорные пластины. Под регулировочными болтами находятся пластины, которые также необходимо снять
Под регулировочными болтами расположены пластины, которые тоже придётся снять - Откручены четыре болта (по два с каждой стороны редуктора), которые держат крышки подшипников. Стрелкой указан болт, удерживающий крышку подшипника
Стрелкой обозначен болт, удерживающий крышку подшипника - Чехлы съемные. После них снимаются сами роликовые подшипники. Их необходимо тщательно осматривать на предмет износа. При малейших подозрениях на износ подшипники следует заменить.
- После того, как вы сняли подшипники, можно снять оси сателлитов и сами сателлиты, которые также тщательно осматриваются на предмет износа. Снятые сателлиты необходимо тщательно осмотреть на износ
Снятые сателлиты необходимо тщательно осмотреть на предмет износа - Теперь карданный вал с подшипником можно вынуть из картера коробки передач. Вал устанавливают вертикально и выбивают из подшипника качения молотком (чтобы не повредить вал, подложите под молоток что-нибудь мягкое, например, деревянную киянку). Чтобы не повредить ось, выбивайте подшипник молотком
Чтобы не повредить вал, при выбивании подшипника следует использовать киянку - На этом демонтаж коробки передач можно считать завершенным. Все детали, включая сателлиты и подшипники, следует тщательно промыть в керосине. Поврежденные сателлиты заменяются на сателлиты из ремкомплекта. Если износ обнаружен и на шестернях полуосей, то их тоже меняют вместе с корытом. Затем коробка передач собирается и устанавливается на прежнее место.
Так, обычный автовладелец вполне в состоянии снять коробку передач с заднего моста «семерки», разобрать ее и заменить в ней изношенные детали. В этом нет ничего сложного. Определенные трудности могут возникнуть только при регулировке новой коробки передач. Но с ними вполне можно справиться, внимательно прочитав приведенные выше рекомендации.