Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Принцип работы тормозной системы на ВАЗ 2107

ТОРМОЗА

Каждое транспортное средство оснащено качественной тормозной системой – более того, эксплуатация автомобиля с неисправными тормозами запрещена правилами дорожного движения. Тормозная система ВАЗ 2107 устаревшая по современным меркам, но со своими основными функциями справляется хорошо.

Тормозная система ВАЗ 2107

Тормозная система на «семерке» обеспечивает безопасность во время движения. А если двигатель нужен для движения, то тормоза для торможения. При этом очень важно, чтобы торможение было еще и безопасным – для этого на ВАЗ 2107 были установлены тормозные механизмы, использующие силы трения разных материалов. Почему это было необходимо? Только так в 1970-х и 1980-х годах можно было быстро и безопасно остановить несущийся на большой скорости автомобиль.

Элементы тормозной системы

Тормозная система «семёрки» состоит из двух основных узлов:

  • рабочий тормоз;
  • стояночный тормоз.

Основной задачей рабочего тормоза является быстрое снижение скорости машины до полной остановки. Следовательно, рабочий тормоз используется практически во всех случаях вождения: в городе на светофорах и парковках, при снижении скорости в пробках, при высадке пассажиров и т д.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Рабочий тормоз собирается из двух элементов:

  1. Тормозные механизмы — это разные детали и узлы, которые оказывают останавливающее воздействие на колёса, вследствие чего и осуществляется торможение.
  2. Приводная система — это ряд элементов, которыми управляет водитель, чтобы затормозить.

На «семёрке» используется двухконтурная система торможения: на передней оси установлены дисковые тормоза, на задней — барабанного типа.

Задачей стояночного тормоза является полная блокировка колес на оси. Так как ВАЗ 2107 заднеприводный автомобиль, то в этом случае блокируются колеса на задней оси. Блокировка необходима во время стоянки машины, чтобы исключить возможность произвольного движения колес.

Стояночный тормоз имеет отдельный привод, никак не связанный с приводной частью рабочего тормоза.

Ручник — видимый водителю элемент стояночного тормоза

Как это всё работает

Кратко описать принцип работы тормозной системы ВАЗ 2107 можно так:

  1. Водитель во время движения по трассе решает сбросить скорость или остановиться.
  2. Для этого он нажимает ногой на тормозную педаль.
  3. Данное усилие сразу же попадает на клапанный механизм усилителя.
  4. Клапан приоткрывает подачу атмосферного давления на мембрану.
  5. Мембрана через вибрации воздействует на шток.
  6. Далее сам шток оказывает давление на поршневой элемент главного цилиндра.
  7. Тормозная жидкость, в свою очередь, по давлением начинает двигать поршни рабочих цилиндров.
  8. Цилиндры отсоединяются или поджимаются под действием давления (в зависимости от того, установлены ли на данной оси автомобиля дисковые или барабанные тормоза). Механизмы начинают тереть колодки и диски (или барабаны), за счет этого сбрасываются обороты.

Система включает в себя более 30 элементов и узлов, каждый из которых выполняет свою функцию в процессе торможения
Это может быть интерено  Самостоятельно заменяем задние тормозные колодки на ВАЗ 2107

Особенности торможения на ВАЗ 2107

Несмотря на то, что ВАЗ 2107 далеко не самый современный и безопасный автомобиль, конструкторы позаботились о том, чтобы в экстренной ситуации тормоза работали безотказно. Только потому, что система на «семерке» двухконтурная (то есть рабочий тормоз разделен на две части), торможение возможно даже одной частью контура, если другая разгерметизирована.

Поэтому, если в один из контуров попал воздух, в обслуживании нуждается только этот — другой контур работает как надо и не требует дополнительного обслуживания или прокачки.

Видео: на «семёрке» отказали тормоза

https://www.youtube.com/embed/KIvEHKuEOiE

Основные неисправности

Самой распространенной неисправностью тормозной системы ВАЗ 2107 является неэффективность самого торможения. Сам водитель может заметить эту ошибку на глаз:

  • при торможении увеличивается длина тормозного пути;
  • сам процесс торможения занимает больше времени, чем ранее.

Эта неисправность может быть вызвана рядом поломок:

  • в системе есть воздушные пробки;
  • вытекание тормозной жидкости;
  • сильный износ колодок;
  • поломка цилиндров.

Для ВАЗ 2107 тормозной путь определен: при скорости 40 км/ч по ровной и сухой дороге тормозной путь не должен превышать 12,2 метра до полной остановки автомобиля. Если длина пути больше, необходимо провести диагностику работоспособности тормозной системы.

Тормозной путь на сухом покрытии может быть рассчитан по этой схеме

Помимо неэффективности торможения могут наблюдаться и иные неисправности:

  • сильный скрежет (шум) при выжимании тормозной педали;
  • увиливание машины по сторонам при сбрасывании скорости;
  • опущенная вниз смягчённая педаль тормоза;
  • вибрации и рывки при жиме на педаль.

Любые нестандартные ощущения при нажатии на педаль тормоза говорят о наличии неполадок в системе

Устройство тормозной системы ВАЗ 2107: главные механизмы

В тормозной системе «семерки» много мелких деталей. Каждый из них служит единственной цели — защитить водителя и людей в салоне при торможении или парковке. Основными механизмами, от которых зависит качество и эффективность торможения, являются:

  • главный цилиндр;
  • усилитель;
  • регулятор;
  • колодки;
  • диски;
  • барабаны;
  • педаль;
  • магистрали.

Главный цилиндр

Корпус главного цилиндра работает в непосредственной связи с усилителем. Конструктивно этот элемент представляет собой цилиндрический механизм, к которому подсоединяются шланги подачи и возврата тормозной жидкости. Также от поверхности главного цилиндра проходят три трубопровода, ведущие к колесам.

Внутри главного цилиндра — поршневые механизмы. Именно поршни выталкиваются под напором жидкости и создают торможение.

Применение тормозной жидкости в системе ВАЗ 2107 объясняется просто: нет необходимости в сложных узлах привода, а путь жидкости к колодкам максимально прост.

Цилиндр — один из важнейших элементов в системе торможения, так как именно он создаёт давление

Вакуумный усилитель

В тот момент, когда водитель нажимает на тормоз, усиление в основном ложится именно на блок усилителя. На ВАЗ 2107 установлен вакуумный усилитель, который имеет вид емкости с двумя камерами.

Между камерами находится очень чувствительный слой – мембрана. Именно первое усилие — нажатие педали водителем — вызывает вибрацию диафрагмы и производит разрежение и нагнетание тормозной жидкости в бачке.

В конструкции усилителя также имеется клапанный механизм, который выполняет основную работу устройства: открывает и закрывает полости в камерах, создавая необходимое давление в системе.

Двухкамерное устройство с мембраной усиливает действие главного цилиндра
Это может быть интерено  Самостоятельно меняем тормозной суппорт на ВАЗ 2107

Регулятор тормозных сил

Регулятор давления (или тормозного усилия) установлен на заднем приводе. Основная задача – равномерно распределить тормозную жидкость по узлам и не допустить буксования автомобиля. Регулятор работает, уменьшая доступное давление жидкости.

Приводная часть регулятора соединена со штоком, при этом один конец троса крепится к задней оси автомобиля, а другой непосредственно к кузову. Как только увеличивается нагрузка на заднюю ось, кузов начинает менять положение по отношению к оси (проскальзывает), так что тросик регулятора сразу давит на поршень. Так регулируются тормозные силы и курс автомобиля.

Благодаря этому устройству нагрузки на кузов во время торможения существенно сокращаются

Тормозные колодки

Колодки на ВАЗ 2107 бывают двух типов:

  • для колёс передней оси под дисковые тормоза;
  • для колёс задней оси под барабанные тормоза.

Накладки изготовлены из высокопрочной стали, к нижней части рамы прикреплен фрикционный вкладыш. Современные подушки для «семерки» можно купить и в керамическом варианте.

Колодки отечественного производства обладают тем же качеством, что и импортные

Накладка крепится к диску или барабану с помощью специального термоклея, так как при торможении поверхности механизмов могут нагреваться до температуры 300 градусов Цельсия.

На задние колёса ставятся более мощные колодки

Дисковые тормоза передней оси

Принцип работы дисковых тормозов на ВАЗ 2107 заключается в том, что колодки со специальными накладками при нажатии на педаль тормоза фиксируют тормозной диск в одном положении — то есть останавливают его. Дисковые тормоза имеют ряд преимуществ перед барабанными:

  • эффективность торможения не сокращается из-за перегрева;
  • высокая сопротивляемость при торможении по снегу, льду и воде;
  • неприхотливость в обслуживании;
  • большая площадь трения.

Диск сделан из чугуна, поэтому весит довольно много, хотя и очень прочный. Давление на диск осуществляется через рабочий цилиндр дисковых тормозов.

На передних колёсах ВАЗ 2107 стоят дисковые тормоза

Барабанные тормоза задней оси

Суть работы барабанного тормоза идентична дисковому, с той лишь разницей, что барабан с колодками крепится на ступице колеса. При нажатии педали тормоза колодки очень плотно зажимают вращающийся барабан, который в свою очередь останавливает задние колеса. Поршень рабочего цилиндра барабанного тормоза также работает за счет давления тормозной жидкости.

На задние колёса «семёрки» ставятся более прочные чугунные барабаны для торможения

Педаль тормоза на ВАЗ 2107

Педаль тормоза находится в отсеке внизу. Строго говоря, педаль может иметь только одно состояние, предусмотренное производителем. Это основное положение на одном уровне с педалью газа.

Нажимая на деталь, водитель не должен ощущать рывков или падений, ведь педаль – это первый механизм в ряду из нескольких узлов эффективности торможения. Нажатие на педаль не должно вызывать никаких усилий.

Педаль — только внешний элемент системы, видимый водителю

Магистрали тормозной системы

Из-за использования в тормозах специальной жидкости все элементы тормозной системы должны быть герметично соединены. Даже микроскопические отверстия или отверстия могут привести к отказу тормозов.

Для соединения всех элементов системы используются трубы и резиновые шланги. А для надежности их фиксации к корпусам механизма предусмотрены крепления из медных шайб. В местах, где предусмотрено перемещение приборов, устанавливаются резиновые шланги, обеспечивающие подвижность всех деталей. А в местах, где нет перемещения узлов относительно друг друга, устанавливаются жесткие трубы.

Это может быть интерено  Всё о вакуумном усилителе тормозов ВАЗ 2107 — устройство, принцип работы и замена своими руками

Комплект тормозных жёстких трубок для ВАЗ 2107 применяется в труднодоступных местах системы

Как прокачать тормозную систему

Прокачивание тормозов на ВАЗ 2107 (то есть устранение воздушных пробок) может потребоваться в нескольких случаях:

  • после залива новой жидкости в бачок;
  • в процессе ремонта какого-либо узла системы;
  • в связи с протеканиями жидкости;
  • из-за резкого снижения эффективности торможения.

Прокачивание системы способно восстановить работоспособность тормозов и сделать езду на машине более безопасной. Для работы потребуется:

  • накидной ключ на 8/10;
  • рожковый ключ на 8/10;
  • тонкий прозрачный шланг;
  • тазик или ведро для отработанной жидкости.

Работу рекомендуется выполнять вдвоём: один человек будет выжимать педаль в салоне, другой — сливать жидкость из штуцеров.

Порядок работы:

  1. Залить тормозную жидкость до отметки «максимум» на бачке.Перед началом работы нужно убедиться, что тормозная жидкость залита до максимума
    Перед началом работы нужно убедиться, что тормозная жидкость залита до максимума
  2. Поставить машину на подъемник. Убедитесь, что автомобиль надежно закреплен. Рабочий процесс предполагает действия в нижней части корпуса, поэтому накачку удобнее выполнять на эстакаде
    Процесс работы подразумевает действия в нижней части кузова, поэтому удобнее выполнять прокачку на эстакаде
  3. Прокачка на ВАЗ 2107 осуществляется по кругу по следующей схеме: правое заднее, левое заднее, затем правое переднее, затем левое переднее колесо. Это правило необходимо соблюдать.
  4. Таким образом, сначала потребуется демонтировать колесо, которое находится сзади и справа.
  5. Снять колпак с барабана, наполовину выкрутить штуцер ключом.После снятия колпака рекомендуется прочистить штуцер тряпкой от налипшей грязи
    После снятия колпака рекомендуется прочистить штуцер тряпкой от налипшей грязи
  6. Наденьте шланг на корпус фитинга, другой конец необходимо перевести в бассейн. Шланг должен быть плотно присоединен к штуцеру, чтобы жидкость не протекала мимо
    Шланг нужно надёжно прикрепить к штуцеру, чтобы жидкость не вытекала мимо
  7. В салоне второй человек должен несколько раз нажать на педаль тормоза — в этот момент жидкость будет подаваться по шлангу. Тормозной режим активирует систему — жидкость начинает поступать через разомкнутую муфту
    Режим торможения активирует работу системы — жидкость начинает поступать через открытый штуцер
  8. Поверните фитинг на пол-оборота. При этом выжать до конца педаль тормоза и не сбрасывать давление до тех пор, пока жидкость не перестанет вытекать Важно нажимать на тормоз до тех пор, пока вся жидкость не вытечет из штуцера
    Важно жать на тормоз до тех пор, пока вся жидкость не вытечет из штуцера
  9. После этого удалить шланг, вкрутить до конца штуцер.
  10. Проводить процедуру до появления пузырьков воздуха в выходящей жидкости. Как только жидкость станет густой и без пузырьков, накачка этого колеса считается завершенной. Последовательно нужно прокачивать остальные колеса.

Видео: правильный способ прокачки тормозов

https://www.youtube.com/embed/JZtQ8gesE_U

Таким образом, тормозная система на ВАЗ 2107 доступна для самостоятельного изучения и минимального ремонта. Важно вовремя следить за естественным износом основных элементов системы и менять их до того, как они выйдут из строя.

Оцените статью