Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Всё о вакуумном усилителе тормозов ВАЗ 2107 — устройство, принцип работы и замена своими руками

ТОРМОЗА

Вакуумный усилитель тормозной системы ВАЗ 2107 считается надежным узлом, так как редко выходит из строя. Первые неисправности в элементе возникают после 150-200 тысяч километров пробега. В случае выхода из строя проблема решается двумя способами – полной заменой или ремонтом устройства. Изучив конструкцию и принцип работы усилителя, мастеровитый владелец «семерки» может реализовать оба варианта самостоятельно.

Назначение и расположение агрегата

Первые классические модели «Жигулей» (ВАЗ 2101–2102), выпускавшиеся без усилителей, отличались «тугой» педалью тормоза. Для того, чтобы резко остановить машину, водителю пришлось приложить немало усилий. В 70-х годах прошлого века производитель стал оснащать автомобили вакуумными усилителями (сокращенно ВУТ), значительно повышающими эффективность торможения и облегчающими работу водителя.

Прибор в виде металлической «бочки» устанавливается на перегородку между моторным отсеком и салоном автомобиля ВАЗ 2107, с места водителя. Места крепления ВУТ:

  • корпус прикручен к перегородке 4 гайками М8;
  • спереди к усилителю на 2 шпильках М8 крепится главный тормозной цилиндр;
  • нажимной толкатель элемента выходит внутрь салона и стыкуется с рычагом педали тормоза.

Вакуум-усилитель тормозной системы располагается на стенке перегородки между салоном и подкапотным пространством

Задача бустера — помочь водителю нажать на шток главного тормозного цилиндра, используя силу вакуума. Последний создается с помощью разрежения, отбираемого от двигателя через специальную трубку.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Вакуумный всасывающий шланг подсоединяется к впускному коллектору со стороны канала, ведущего к цилиндру III. Другой конец патрубка подсоединяется к штуцеру обратного клапана, установленному снаружи корпуса ВУТ.

Вакуумный патрубок ВУТ (слева на фото) подсоединяется к штуцеру на всасывающем коллекторе
На самом деле вакуумный усилитель выполняет физическую работу за водителя. Последнему достаточно слегка нажать на педаль, чтобы машина начала тормозить.

Устройство и принцип действия ВУТ

Вакуум-усилитель представляет собой металлический «бочонок», состоящий из следующих деталей (нумерация в списке совпадает с позициями на схеме):

  1. Корпус цилиндрической формы.
  2. Шток нажимной главного тормозного цилиндра.
  3. Крышка, соединяемая с корпусом путём точечной вальцовки.
  4. Поршень.
  5. Перепускной клапан.
  6. Толкатель педали тормоза.
  7. Фильтр воздушный.
  8. Буферная вставка.
  9. Внутренний пластмассовый корпус.
  10. Резиновая мембрана.
  11. Пружина для возврата внутреннего корпуса с мембраной.
  12. Присоединительный штуцер.
  13. Обратный клапан.
  14. Вакуумный патрубок.Внутренняя полость усилителя разделена резиновой диафрагмой на 2 рабочих камеры
    Внутренняя полость усилителя разделена резиновой диафрагмой на 2 рабочих камеры

Буква «А» на схеме обозначает камеру подачи вакуума, буквы «Б» и «В» — внутренние каналы, «Г» — полость, сообщающуюся с атмосферой. Шток поз. 2 упирается в ответную часть главного тормозного цилиндра (сокращенно ГТЦ), толкатель поз. 6 крепится к педали.

Агрегат способен функционировать в 3 режимах:

  1. Двигатель работает, но водитель не тормозит. Разрежение от коллектора подается по каналам «В» и «С» в обе камеры, клапан закрыт и не пропускает атмосферный воздух. Пружина удерживает мембрану в исходном положении.
  2. Нормальное торможение. Педаль частично нажата, клапан пускает воздух (через фильтр) в камеру «Г», отчего сила разрежения в полости «А» способствует давлению на шток ГТЦ. Пластиковый корпус сдвинется вперед и упрется в поршень, движение штока прекратится.
  3. Экстренное торможение. В данном случае воздействие вакуума на мембрану и корпус не ограничивается, шток главного цилиндра выжимается до упора.

За счёт разницы давлений в двух камерах мембрана помогает давить на шток главного цилиндра

После отпускания педали пружина отбрасывает корпус и диафрагму в исходное положение, атмосферный клапан закрывается. Обратный клапан на входе в форсунку служит защитой от внезапного нагнетания воздуха со стороны коллектора.

Это может быть интерено  Как проверить и самостоятельно отремонтировать вакуумный усилитель тормозов ВАЗ 2106

Прорыв газов во впускной коллектор и далее, в усилитель тормозов, происходит на сильно изношенных двигателях. Причина – неплотное прилегание впускного клапана к седлу головки блока цилиндров. На такте сжатия поршень создает давление ок. 7-8 атм и выталкивает части газов обратно в коллектор. Если обратный клапан не сработает, они попадут в вакуумную камеру, снизив эффективность ВУТ.

Видео: как работает вакуум-усилитель тормозов

https://www.youtube.com/embed/kH95GKdOIo0

Неисправности усилителя тормозов

Поскольку замещение тормозного усилия производится с помощью вакуума, большинство неисправностей ВУТ связано с потерей герметичности:

  • пробой резиновой диафрагмы вследствие критического износа;
  • всасывание воздуха по краю корпуса — на стыке между двумя крышками;
  • то же, сквозь сальник на штоке ГТЦ;
  • проблемы с всасывающим шлангом — трещины или протечки в местах соединения. Типичная поломка ВУТ — прорывается изношенная диафрагма и пропускает воздух
    Типичная неисправность ВУТ — изношенная диафрагма рвётся и пропускает воздух

Отказ внутреннего перепускного клапана, засорение воздушного фильтра и усадка пружины от естественного износа встречаются гораздо реже. В очень редких случаях пружина ломается на 2 части.

Однажды мой знакомый столкнулся с интересным эффектом — «семерка» резко тормозила после запуска двигателя. Выходу из строя предшествовал постоянный перегрев тормозных дисков и барабанов на всех колесах. Оказалось, внутри вакуумного усилителя произошло сразу 2 поломки — вышел из строя клапан и сломалась возвратная пружина. При попытке запуска двигателя автоматически срабатывал ВУТ по вакууму, который самопроизвольно зажимал шток главного цилиндра. Естественно, все тормозные колодки заклинило — машину было невозможно сдвинуть с места.

Иногда наблюдается течь тормозной жидкости между фланцем ГТЦ и вакуумным усилителем. Но эта проблема не относится к неисправности ВУТ, потому что из главного цилиндра вытекает жидкость. Причина — износ и потеря герметичности уплотнительных колец (манжет) внутри ГТЦ.

Мокрота вокруг посадочного фланца указывает на протечку тормозной жидкости из ГТЦ

Диагностика неполадок

Первым признаком потери герметичности вакуумного усилителя является отнюдь не износ тормозов, как описывают выход из строя многие источники в Интернете. Когда воздух только начинает просачиваться через негерметичную диафрагму, ВУТ продолжает исправно функционировать, так как двигатель успевает поддерживать разрежение в передней камере. Первым признаком являются изменения в работе самого двигателя:

  • из-за подсоса воздуха в третий цилиндр мотор начинает «троить» на холостом ходу;
  • обороты коленчатого вала «плавают», чем сильнее подсос, тем больше амплитуда колебаний;
  • работающий двигатель реагирует на педаль тормоза, при резком нажатии глохнет;
  • увеличивается расход бензина.

Подсос воздуха в двигатель через ВУТ вызывает отключение III цилиндра — мотор начинает «троить»

Если водитель игнорирует первичные симптомы, ситуация ухудшается – педаль становится тяжелее и требуется больше физических усилий для торможения и остановки автомобиля. Автомобиль можно эксплуатировать и дальше, поломка ВУТ не приводит к полному выходу из строя тормозов, но значительно усложняет поездку, особенно если к этому не привыкать. Экстренное торможение будет проблемой.

Как убедиться в негерметичности вакуум-усилителя:

  1. Ослабьте хомут и снимите вакуумный патрубок со штуцера на коллекторе.
  2. Заглушите штуцер плотной самодельной пробкой.
  3. Заведите двигатель. Если обороты выровняются, проблема явно кроется в усилителе.
  4. Снять высоковольтный кабель и вывернуть свечу зажигания цилиндра III. При выходе из строя ВУТ электроды будут дымить черной сажей. Если на свече III цилиндра наблюдается нагар, а остальные свечи чистые, проверьте состояние вакуумного усилителя тормозов
    Если копоть наблюдается на свече III цилиндра, а остальные свечи чистые, нужно проверить состояние вакуумного усилителя тормозов
Это может быть интерено  Неисправности и замена тормозных колодок ВАЗ 2106

По возможности использую старый «дедовский» метод — просто пережимаю пассатижами шланг вакуумного селектора при работающем двигателе. Если в работу включается третий цилиндр и холостой ход восстанавливается, приступаю к проверке усилителя тормозов.

Таким же образом вы можете временно решить проблему в дороге. Отсоедините трубу, подсоедините кронштейн и спокойно отправляйтесь в гараж или на заправку – силовой агрегат будет работать ровно, без перерасхода топлива. Но помните, что педаль тормоза становится жесткой и сразу перестает реагировать на легкое нажатие.

Дополнительные способы диагностики:

  1. Нажмите 3—4 раза на тормоз и запустите двигатель, удерживая педаль. Если она не провалилась, наверняка вышел из строя клапан.
  2. При неработающем двигателе отсоедините шланг от муфты, снимите обратный клапан и плотно вставьте предварительно сжатую резиновую грушу в отверстие. На запаянном усилителе сохранит форму, на дефекте наполнится воздухом. Для проверки герметичности усилителя и работы обратного клапана можно использовать резиновую грушу
    Для проверки герметичности усилителя и работоспособности обратного клапана можно использовать резиновую грушу

С помощью лампочки можно точно определить место дефекта, но вакуумный усилитель необходимо снять. При нагнетании воздуха в камеру промойте края стыков и уплотнения штока — пузырьки укажут на место повреждения.

Видео: как проверить вакуум-усилитель тормозов на «семёрке»

https://www.youtube.com/embed/LzVV0tttsz0

Инструкция по замене

В подавляющем большинстве случаев владельцы «семерок» меняют блок вакуумного усилителя, так как ремонт блока не всегда дает положительный результат. Основная причина – сложность сборки, а точнее восстановления заводской герметичности прокатки корпуса.

Для замены не требуются особые условия и специальные приспособления, работы производятся в гараже или на открытой площадке. Используемые инструменты:

  • набор головок с удлинителем и воротком на трещотке;
  • ключ накидной размером 13 мм;
  • ключ рожковый 7 мм и штангенциркуль с глубиномером для регулировки;
  • отвёртка плоская и «крестовая»;
  • пассатижи.С помощью штангенциркуля — «колумбика» удобнее всего регулировать вылет штока на новом усилителе тормозов
    С помощью штангенциркуля — «колумбика» удобнее всего регулировать вылет штока на новом усилителе тормозов

Вместе с усилителем тормозов стоит поменять вакуумный шланг и хомуты — старые детали могут стать причиной подсоса воздуха.

Замена ВУТ производится в таком порядке:

  1. Ослабьте хомут и отсоедините вакуумный шланг от соединения обратного клапана
    Вакуумный патрубок можно снять вместе с обратным клапаном, аккуратно поддевая плоской отвёрткой
  2. С помощью торцевой головки на 13 и удлинительного ключа открутите гайки крепления главного тормозного цилиндра. Гайки крепления удобнее откручивать головкой длинного ключа
    Откручивать крепёжные гайки удобнее головкой на длинном воротке
  3. Осторожно снимите ГТЦ со шпилек и отведите в сторону, насколько позволят тормозные трубки. Тормозные трубки откручивать и отсоединять не обязательно, достаточно снять ГТЦ со шпилек и отодвинуть в сторону
    Откручивать и отсоединять тормозные трубки не обязательно, достаточно снять ГТЦ со шпилек и сместить в сторону
  4. Зайдите в отсек и освободите доступ к 4 гайкам, которые крепят блок. Для этого демонтируем нижнюю декоративную накладку на рулевой колонке (держится на 4 винтах).
  5. Отсоедините рычаг педали от толкателя, вытащив стопорное кольцо и металлический штифт.
  6. С помощью ключа на 13 откручиваем стопорные гайки и снимаем вакуумный усилитель со стороны моторного отсека
    Корпус агрегата прикручен со стороны салона на 4 гайки, 2 верхних прячутся под обшивкой

Сборка производится аналогично, только в обратном порядке. Перед установкой нового ВУТ обязательно отрегулируйте длину выступающей части штока, чтобы дать педали тормоза небольшой свободный ход. Как сделать регулировку:

  1. Вытащите пластиковый буферный вкладыш со стороны фланца ГТЦ, утопите шток до упора.
  2. С помощью глубиномера (или другого измерительного прибора) измерьте длину головки туловища над плоскостью туловища. Допустимый диапазон — 1…1,5 мм. Измерение производится потайным стержнем, для простоты используется штангенциркуль с линейкой
    Замер производится при утопленном штоке, для удобства используется штангенциркуль с линейкой
  3. Если шток выступает меньше или больше указанного предела, осторожно возьмитесь за шток плоскогубцами и отрегулируйте вылет, поворачивая головку с помощью ключа на 7 мм. Штангу можно отрегулировать прямо на автомобиле после установки ВУТ
    Регулировку штока можно выполнять прямо на автомобиле после установки ВУТ
Это может быть интерено  Главный тормозной цилиндр ВАЗ 2101: назначение, неисправности и ремонт

Также перед установкой рекомендуется обработать резиновые элементы густой нейтральной смазкой — это продлит ресурс агрегата.

Видео: замена вакуумного усилителя ВАЗ 2107 своими руками

https://www.youtube.com/embed/VB6r3mqK3gM

Ремонт агрегата — замена диафрагмы

Эта операция непопулярна среди владельцев Жигулей, обычно автолюбители предпочитают менять усилитель целиком. Причина в несоответствии результата затраченным усилиям, проще купить и установить блок ВУТ. Если вы точно решили разобрать и отремонтировать вакуумный усилитель, подготовьте инструменты и расходные материалы:

  • монтажная лопатка, мощная плоская отвёртка;
  • пассатижи;
  • молоток;
  • щётка с металлическим ворсом;
  • тиски слесарные большие;
  • комплект ремонтный для вакуумных усилителей ВАЗ 2103—2107;
  • силиконовый уплотнитель. При замене поврежденной диафрагмы рекомендуется заменить все резинотехнические изделия ВУТ — прокладку штока и уплотнительные кольца
    При замене поврежденной диафрагмы рекомендуется поменять все резинотехнические изделия ВУТ — сальник штока и уплотнительные кольца

Купить ремкомплект лучше всего на Балаковском заводе резинотехнических изделий. Эта компания является прямым поставщиком запчастей на АвтоВАЗ и производит качественные оригинальные запчасти.

Для проведения ремонтных работ ВУТ необходимо снять с автомобиля, как описано в инструкции выше. Разборка и замена деталей производится в следующем порядке:

  1. Разметьте маркером корпус, фланцевые соединения крышкой, загните края корпуса монтажным шпателем. Метка необходима для установки усилителя, чтобы правильно совместить крышку с корпусом
    Метка необходима для сборки усилителя, чтобы правильно совместить крышку с корпусом
  2. Аккуратно разъедините элементы, придерживая крышку руками, поскольку внутри установлена большая мощная пружина.
  3. Снять шток и сальник, снять мембрану с внутреннего корпуса. При разборке раскладывайте все детали по очереди на столе, чтобы ничего не перепутать в процессе установки. Чтобы не запутаться, при разборке лучше разложить все детали ВУТ на столе
    Во избежание путаницы все детали ВУТ лучше раскладывать на столе в процессе разборки
  4. Почистите щёткой корпус и места прилегания мембраны. При необходимости вытрите насухо камеры изнутри.
  5. Соберите элементы вакуумного усилителя в обратном порядке, используя новые детали из ремкомплекта. Перед установкой натяните новую мембрану на пластиковый корпус
    Перед сборкой новая мембрана натягивается на пластмассовый корпус
  6. Совместите метки на крышке и корпусе, вставьте пружину и зажмите обе половинки в тисках. Осторожно прикатайте с помощью монтировки, молотка и отвертки. При желании отремонтированный ВУТ можно покрасить из баллончика
    При желании отремонтированный ВУТ можно покрасить с помощью аэрозольного баллончика
  7. Проверьте герметичность ВУТ с помощью резиновой груши, вставленной в отверстие вакуумного шланга.

После сборки установить блок на автомобиль, предварительно отрегулировав выступ штока (порядок описан в предыдущем пункте). Когда вы закончите, проверьте производительность усилителя на ходу.

Видео: как поменять диафрагму ВУТ на «классике»

https://www.youtube.com/embed/o7FNOEH6qHw

Вакуумные усилители тормозов редко доставляют поломками владельцам «Жигулей». Известны случаи, когда заводской ВУТ работал исправно в течение всего срока службы автомобиля ВАЗ 2107. При внезапном выходе из строя устройства паниковать тоже не стоит – неисправность вакуумного усилителя не влияет на работу тормозной системы , только педаль становится жесткой и неудобной для водителя.

Оцените статью