Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Как проверить и самостоятельно отремонтировать вакуумный усилитель тормозов ВАЗ 2106

ТОРМОЗА

Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) является одним из основных компонентов тормозной системы автомобиля. Даже самая маленькая поломка может привести к выходу из строя всей системы и привести к серьезным последствиям.

Усилитель тормозов

Практически все современные автомобили оснащены вакуумными усилителями тормозов. Они имеют достаточно простую конструкцию, но при этом очень эффективны и достаточно надежны.

Предназначение

ВУТ служит для передачи и увеличения усилия от педали на главный тормозной цилиндр (ГТЦ). Другими словами, упрощает действия водителя при торможении. Без него водителю пришлось бы с невероятной силой нажимать на педаль, чтобы все цилиндры в системе работали одновременно.

ВУТ служит для увеличения усилия водителя при нажатии на педаль тормоза

Устройство

Конструкцию ВУТ составляют:

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

  • корпус, представляющий собой герметичную металлическую ёмкость;
  • обратный клапан;
  • пластиковая диафрагма с резиновой манжетой и возвратной пружиной;
  • толкатель;
  • следящий клапан со штоком и поршнем.

Мембрана с манжетой размещена в корпусе аппарата и делит его на два пространства: атмосферное и вакуумное. Последний через односторонний (обратный) клапан соединяется с источником воздуха при помощи резинового шланга. В ВАЗ 2106 этим источником является патрубок впускного коллектора. Именно там при работе силовой установки создается разрежение, которое по шлангу передается на ВУТ.

Атмосферное пространство, в зависимости от положения следящего клапана, может быть связано как с вакуумным пространством, так и с окружающей средой. Движение клапана осуществляется толкателем, который соединен с педалью тормоза.

Работа усилителя построена на разности давлений в вакуумной и атмосферной камерах

Мембрана соединена со штоком, предназначенным для толкания поршня главного цилиндра. При движении вперед шток давит на поршень ГТЦ, за счет чего жидкость сжимается и нагнетается в рабочие тормозные цилиндры.

Пружина предназначена для возвращения диафрагмы в начальное положение по завершении торможения.

Как это работает

Функция «вакуумного бака» вызывает перепад давления в камерах. Когда двигатель автомобиля заглушен, он такой же атмосферный. При работе силовой установки давление в камерах тоже одинаковое, но уже есть разрежение, создаваемое движением поршней двигателя.

Когда водитель нажимает на педаль, его усилие передается на толкатель через толкатель. После смещения он закрывает канал, соединяющий пространство устройства. Последующий ход клапана выравнивает давление в атмосферном пространстве, открывая атмосферный проход. Разность давлений в камерах заставляет диафрагму изгибаться и сжимать возвратную пружину. При этом шток устройства давит на поршень ГТЦ.

Благодаря ВУТ усилие, приложенное к педали, увеличивается в 3–5 раз

Усилие, создаваемое «вакуумником», может превышать усилие водителя в 3–5 раз. Более того, оно всегда прямо пропорционально приложенному.

Расположение

ВУТ ВАЗ 2106 устанавливается в моторном отсеке автомобиля с левой стороны моторного щита. Он крепится четырьмя болтами к пластине кронштейна педали тормоза и сцепления. ГТЦ крепится к корпусу «вакуумного бака».

Вакуумный усилитель расположен в моторном отсеке с левой стороны

Распространённые поломки ВУТ ВАЗ 2106 и их признаки

Поскольку вакуумный усилитель тормозов имеет простую механическую конструкцию, он редко выходит из строя. Но когда такое случается, с ремонтом лучше не затягивать, так как ездить с неисправной тормозной системой небезопасно.

Поломки

Чаще всего «вакуумник» приходит в негодность вследствие:

  • нарушения герметичности шланга, соединяющего впускную трубу коллектора и ВУТ;
  • пропускания обратного клапана;
  • разрыва манжеты диафрагмы;
  • неправильной регулировки выступания штока.

Признаки неисправного ВУТ

Симптомами того, что усилитель сломался, могут быть:

  • провалы или слишком тугой ход тормозной педали;
  • самостоятельное торможение автомобиля;
  • шипение со стороны корпуса усилителя;
  • снижение оборотов двигателя при торможении.
Это может быть интерено  Руководство по самостоятельной замене тормозных шлангов автомобиля ВАЗ 2107

Провалы или затруднённый ход педали тормоза

Педаль тормоза при выключенном двигателе и работающем усилителе необходимо нажимать с большим усилием, а после 5-7 нажатий останавливаться в верхнем положении. Это свидетельствует о полной герметичности ВУТ и исправности всех клапанов, а также диафрагмы. Когда вы запускаете двигатель и нажимаете на педаль, она должна двигаться вниз с небольшим усилием. Если при неработающем блоке питания он выходит из строя, а когда не выталкивается, то усилитель негерметичен, а значит неисправен.

Самопроизвольное торможение автомобиля

При разгерметизации ВУТ может наблюдаться произвольное торможение машины. Педаль тормоза находится в верхнем положении и нажимается с большим усилием. Подобные симптомы также возникают при смещении выступа туловища. Получается, что из-за своей большей длины он постоянно давит на поршень главного тормозного цилиндра, вызывая беспорядочное торможение.

Шипение

Шипящий «вакуум» свидетельствует о разрыве втулки диафрагмы или неисправности обратного клапана. В случае трещины резинового рукава или отрыва от пластикового основания воздух из атмосферной камеры просачивается в вакуумную камеру. Это вызывает характерный шипящий звук. В этом случае эффективность торможения сильно снижается и педаль проваливается.

При повреждении манжеты герметичность камер нарушается

Подъемы возникают также при образовании трещин в шланге, соединяющем усилитель с впускным патрубком с коллектором, а также при выходе из строя обратного клапана, функционально предназначенного для поддержания разрежения в вакуумной камере.

Видео: шипение ВУТ

https://www.youtube.com/embed/o6jPtCD9EtE

Снижение оборотов двигателя

Неисправность вакуумного усилителя, а именно его сброс давления, влияет не только на эффективность тормозной системы, но и на работу силовой установки. Если в системе есть утечка воздуха (через шланг, обратный клапан или диафрагму), он будет поступать во впускной коллектор и сливать воздушно-топливную смесь. В результате при нажатии на педаль тормоза двигатель может резко терять обороты и даже останавливаться.

Видео: почему глохнет двигатель при торможении

https://www.youtube.com/embed/52ozhsz0dj4

Как проверить вакуумный усилитель

При появлении вышеперечисленных симптомов «пылесос» необходимо проверить. Определить работоспособность устройства можно, не снимая его с автомобиля. Для диагностики нам понадобится резиновая груша от ареометра и отвертка (шлицевая или крестовая, в зависимости от типа зажимов).

Проверочные работы выполняем в таком порядке:

  1. Включаем стояночный тормоз.
  2. Садимся в салон и 5–6 раз нажимаем на тормозную педаль, не запуская двигателя. На последнем нажатии оставляем педаль на средине её хода.
  3. Убираем ногу с педали, запускаем силовую установку. При рабочем «вакуумнике» педаль сместится на небольшое расстояние вниз.
  4. Если этого не произошло, выключите двигатель, пройдите в моторный отсек. Находим там корпус усилителя, осматриваем фланец обратного клапана и конец соединительного шланга. При наличии видимых обрывов или трещин готовимся к замене поврежденных деталей Повреждение вакуумного шланга и фланца обратного клапана может привести к разгерметизации ВУТ
    Повреждения вакуумного шланга и фланца обратного клапана могут быть причиной разгерметизации ВУТ
  5. Точно так же проверяем другой конец шланга, а также надежность его крепления к патрубку подводящего патрубка. При необходимости подтяните фиксирующий хомут Если шланг свободно ослабляется, необходимо подтянуть хомут
    Если шланг свободно сходит со штуцера, необходимо подтянуть хомут
  6. Проверяем односторонний клапан. Для этого аккуратно отсоединяем от него шланг.
  7. Извлекаем клапан из фланца.Чтобы извлечь клапан из фланца, его необходимо потянуть на себя, аккуратно поддев отверткой
    Чтобы извлечь клапан из фланца, его необходимо потянуть на себя, аккуратно поддев отверткой
  8. Надеваем на него конец лампочки и сдавливаем. Если клапан сработает, груша останется в сжатом положении. Если он начинает заполняться воздухом, значит, клапан негерметичен. В этом случае его необходимо заменить. Если лампочка наполняется воздухом через клапан, она неисправна
    Если груша будет наполняться воздухом через клапан, значит, он неисправен
  9. При обнаружении самопроизвольного торможения автомобиля необходимо проверить герметичность штока толкателя. Для этого возвращаемся в салон, отгибаем ковер в районе педалей, находим там заднюю часть усилителя. Осматриваем защитный колпачок. Если засосало — усилитель неисправен Если колпачок присосался к валу — ВУТ неисправен
    Если колпачок присосан к хвостовику, ВУТ неисправен
  10. Поднимите крышку до упора и упакуйте ее, чтобы получить доступ к валу. Если при отпускании вала возникает шипение, ВУТ разгерметизирован
    Если при расшатывании хвостовика возникает шипение, ВУТ разгерметизирован
  11. Заводим двигатель. Качаем вал по горизонтали в обе стороны, и прислушиваемся к звукам, возникающим при этом. Появление характерного шипения свидетельствует о подсосе лишнего воздуха в корпус вакуумного усилителя.
Это может быть интерено  Главный тормозной цилиндр ВАЗ 2101: назначение, неисправности и ремонт

Видео: проверка ВУТ

https://www.youtube.com/embed/LzVV0tttsz0

Ремонт или замена

При обнаружении неисправности вакуумного усилителя тормозов можно пойти двумя путями: заменить его на новый или попытаться отремонтировать. Здесь следует отметить, что новый ВУТ без главного тормозного цилиндра будет стоить ориентировочно 2000-2500 рублей. Если вы не хотите тратить столько денег и полны решимости отремонтировать устройство самостоятельно, купите ремкомплект для старого пылесоса. Он стоит не более 500 рублей и включает в себя наиболее часто выходящие из строя детали: манжету, крышку вала, резиновые прокладки, фланцы клапанов и т.д. Ремонт самого усилителя не слишком сложный, но трудоемкий. Он предусматривает снятие устройства с автомобиля, разборку, дефектовку, замену неисправных элементов, а также регулировку.

В комплект входят все детали, которые подвергаются постоянным нагрузкам

Менять вакуумный усилитель или ремонтировать, выбирать вам. Мы же рассмотрим оба процесса, и начнём с замены.

Замена ВУТ на ВАЗ 2106

Необходимые инструменты:

  • тонкая шлицевая отвёртка;
  • накидной ключ на «13»;
  • торцевой ключ на «13».

Порядок работ:

  1. Размещаем автомобиль на ровной поверхности, включаем передачу.
  2. В салоне отгибаем ковролин под кронштейном педалей. Находим там место соединения педали тормоза и толкатель усилителя.
  3. С помощью шлицевой отвертки снимите фиксатор пружины со штифта на педали и толкателе. Держатель легко снимается отверткой
    Фиксатор без проблем снимается при помощи отвертки
  4. Используя ключ на «13», отворачиваем четыре гайки, удерживающие корпус усилителя.Гайки на шпильках откручиваются ключом на «13»
    Гайки на шпильках откручиваются ключом на «13»
  5. Поднимаем капот. Находим в моторном отсеке ВУТ.
  6. Торцевым ключом на «13» откручиваем две гайки на шпильках крепления главного тормозного цилиндра.
  7. Потянув главный цилиндр вперед, извлеките его из корпуса усилителя. Трубы от него откручивать не нужно. Просто аккуратно отводим в сторону и надеваем на любую часть кузова или двигателя.ГТЦ крепится к корпусу усилителя двумя гайками
    ГТЦ крепится к корпусу усилителя двумя гайками
  8. С помощью тонкой отвертки снимите обратный клапан с резинового фланца в корпусе «вакуумной коробки». Для отсоединения клапана можно использовать отвертку
    Для отсоединения клапана можно воспользоваться шлицевой отверткой
  9. Снимаем ВУТ с автомобиля.
  10. Устанавливаем новый усилитель и производим сборку в обратном порядке.

После замены узла не спешите устанавливать главный тормозной цилиндр, так как перед этим необходимо проверить и при необходимости отрегулировать выступ штока, о чем мы поговорим после рассмотрения процесса ремонта ВУТ.

Видео: замена ВУТ

https://www.youtube.com/embed/XJ379xHceFA

Ремонт «вакуумника» ВАЗ 2106

Инструменты:

  • тиски;
  • шлицевая отвёртка;
  • небольшой молоток;
  • пассатижи.

Алгоритм действий:

  1. Закрепляем вакуумный усилитель в тисках любым удобным образом, но только так, чтобы не повредить его.
  2. При помощи шлицевой отвёртки и пассатижей производим развальцовку половин корпуса устройства.Стрелками указаны места завальцовки
    Стрелками указаны места завальцовки
  3. Не разъединяя половинки корпуса, накручиваем гайки на шпильки главного цилиндра. Это необходимо, чтобы обезопасить себя при разборке устройства. Внутри корпуса установлена ​​очень мощная возвратная пружина. После выпрямления может вылететь при разборке.
  4. Когда гайки будут накручены, аккуратно при помощи отвёртки рассоединяем корпус.
  5. Откручиваем гайки на шпильках.
  6. Извлекаем пружину.
  7. Осматриваем рабочие элементы усилителя. Нас интересуют манжета, крышки штифтов, защитный колпачок корпуса толкателя, а также фланец обратного клапана. Стрелкой указано место повреждения манжеты
    Стрелкой обозначено место повреждения манжеты
  8. Заменяем дефектные детали. Манжету все равно заменяем, так как в большинстве случаев именно она является причиной ошибки ВУТ.Чтобы снять манжету, ее нужно поддеть отверткой и сильно потянуть на себя
    Для снятия манжеты ее необходимо поддеть отверткой и сильно потянуть на себя
  9. После замены производим сборку устройства.
  10. Завальцовываем края корпуса при помощи отвёртки, пассатижей и молотка.
Это может быть интерено  Неисправности и замена тормозных колодок ВАЗ 2106

Регулировка свободного хода педали тормоза и выступания штока усилителя

Перед установкой главного тормозного цилиндра в обязательном порядке необходимо отрегулировать свободный ход педали и выступ штока ВУТ. Это необходимо для устранения лишнего люфта и точной регулировки длины штока поршня ГТЦ.

Инструменты:

  • ключ на «19»;
  • пассатижи;
  • ключ на «7»;
  • линейка или штангенциркуль;
  • маркер.

Порядок регулировочных работ:

  1. В салоне машины устанавливаем линейку рядом с тормозной педалью.
  2. При выключенном двигателе нажимаем на педаль до упора 2–3 раза.
  3. Отпустите педаль, подождите, пока она вернется в исходное положение. Маркером ставим отметку на линейке. Свободный ход — это расстояние от верхнего положения до положения, при котором педаль начинает нажиматься с усилием
    Свободный ход — это расстояние от верхнего положения до положения, при котором педаль начинает нажиматься с усилием
  4. Ещё раз жмём на педаль, но не до конца, а до появления ощутимого сопротивления. Отмечаем маркером это положение.
  5. Оцениваем свободный ход педали. Он должен составлять 3–5 мм.
  6. Если амплитуда хода педали не соответствует заданным показателям, увеличиваем или уменьшаем ее, поворачивая выключатель стоп-сигнала ключом на «19». Для изменения свободного хода педали поверните переключатель в ту или иную сторону
    Для изменения свободного хода педали необходимо провернуть выключатель в ту или иную сторону
  7. Переходим к моторному отсеку.
  8. С помощью линейки, а точнее штангенциркуля измеряем выступ штока вакуумного усилителя. Он должен быть 1,05–1,25 мм. Шток должен выступать на 1,05–1,25 мм
    Шток должен выступать на 1,05–1,25 мм
  9. Если замеры показали несоответствие проекции заданным показателям, регулируем шток. Для этого сам шток зажимаем пассатижами, а головку поворачиваем в ту или иную сторону ключом на «7». Выступ штока регулируется поворотом головки ключом на «7»
    Регулировка выступания штока осуществляется путем вращения его головки ключом на «7»
  10. По окончании регулировки устанавливаем ГТЦ.

Прокачка системы

После проведения работ, связанных с заменой или ремонтом деталей тормозной системы, необходимо прокачать тормоза. Это удалит воздух из магистрали и выровняет давление.

Средства и инструменты:

  • домкрат и баллонный ключ;
  • ключ на «8»;
  • резиновый или силиконовый шланг диаметром 6 мм;
  • небольшая чистая сухая ёмкость (лучше прозрачная);
  • тормозная жидкость (на долив).

Кроме всего этого для прокачки системы обязательно потребуется помощник.

Порядок работ:

  1. Располагаем автомобиль на горизонтально ровной поверхности. Отпускаем гайки крепления переднего правого колеса.
  2. Приподымаем кузов машины домкратом. Откручиваем гайки полностью, демонтируем колесо.
  3. Со штуцера рабочего тормозного цилиндра снимаем колпачок.Штуцер для прокачки закрыт колпачком
    Штуцер для прокачки закрыт колпачком
  4. Один конец шланга надеваем на штуцер. Второй конец вставляем в ёмкость.
  5. Даём команду помощнику сесть в салон и 4–6 раз выжать тормозную педаль, после чего удерживать её в выжатом положении.
  6. При выжатой педали после серии нажатий ключом на «8» (в некоторых модификациях на «10») откручиваем скобу на три четверти оборота. В этот момент жидкость потечет из муфты в шланг и далее в бачок, а педаль тормоза пропадет. После того, как педаль упрется в пол, необходимо затянуть штуцер и попросить ассистента отпустить педаль. Прокачка должна продолжаться до тех пор, пока из шланга не потечет жидкость без воздуха
    Прокачку необходимо продолжать до тех пор, пока из шланга не будет течь жидкость без воздуха
  7. Прокачиваем до тех пор, пока из системы не начнет течь тормозная жидкость без воздуха. Затем можно подтянуть кронштейн, надеть на него заглушку и установить колесо на место.
  8. По аналогии проводим прокачку тормозов для переднего левого колеса.
  9. Задние тормоза прокачиваем по той же схеме: сначала правое, потом левое.
  10. По завершении прокачки доливаем до уровня тормозную жидкость в бачок и проверяем тормоза на участке дороги со слабоинтенсивным движением.

Видео: прокачка тормозов

https://www.youtube.com/embed/Jh_TOHXPSXw

На первый взгляд процесс замены или ремонта усилителя тормозов может показаться несколько сложным. На самом деле вам нужно только детально во всем разобраться, и вам не нужны услуги специалистов.

Оцените статью