Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Главный тормозной цилиндр ВАЗ 2101: назначение, неисправности и ремонт

ТОРМОЗА

Хорошая тормозная система любого автомобиля – залог безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. Функция тормозов и их эффективность напрямую зависят от работы главного тормозного цилиндра. Несмотря на достаточно большой ресурс этого агрегата (100-150 тысяч километров пробега), некоторые элементы выходят из строя гораздо раньше, в результате чего изделие нуждается в ремонте.

Главный тормозной цилиндр ВАЗ 2101

Центральным узлом тормозной системы ВАЗ 2101, как и всех других классических моделей «Жигулей», является главный тормозной цилиндр (ГТЦ). Благодаря этому элементу усилие, прилагаемое к педали тормоза, преобразуется в гидравлическое давление в системе. Назначение, функции, неисправности и ремонтные работы этого механизма рассмотрим более подробно.

Назначение и функции

При нажатии на педаль тормоза поршни ГТЦ приходят в движение и сжимают тормозную жидкость, увеличивая давление. Под воздействием жидкости включаются в работу рабочие тормозные цилиндры (РЦТ). Из них выходят поршни, которые прижимают колодки к тормозным дискам (спереди) и барабанам (сзади). Суть работы ГТЦ заключается в том, что тормозная жидкость под давлением передает мощность от органов управления к рабочим органам.

Тормозная система ВАЗ 2101 состоит из следующих узлов: 1 — защитный кожух переднего тормоза; 2, 18 — трубопроводы соединяющие два цилиндра суппорта переднего тормоза; 3 — суппорт; 4 — бачок гидропривода; 5 — выключатель стоп-сигнала; 6 — рычаг стояночного тормоза; 7 — регулировочные эксцентрики правого заднего тормоза; 8 — штуцер для прокачки гидропривода задних тормозов; 9 — регулятор давления; 10 — стоп-сигнал; 11 — колёсный цилиндр заднего тормоза; 12 — рычаг ручного привода колодок и разжимная планка; 13 — регулировочный эксцентрик левого заднего тормоза; 14 — тормозная колодка; 15 — направляющая заднего троса; 16 — направляющий ролик; 17 — педаль тормоза; 19 — штуцер для прокачки гидропривода передних тормозов; 20 — тормозной диск; 21 — главный цилиндр

На главный цилиндр возлагается две основные функции:

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

  • передавать механическое воздействие от педали к колёсным цилиндрам;
  • обеспечивать эффективное торможение транспортного средства.

ГТЗ устанавливается на ВАЗ 2101, состоящим из двух секций, т.е рассчитанным на работу с двухконтурной тормозной системой. В автомобилях с задним приводом одна цепь предназначена для передних тормозов, а другая — для задних. Такая конструкция удобна тем, что при возникновении проблемы с одним из контуров другой останется работоспособным и автомобиль сможет остановиться, хоть и с меньшей эффективностью. ГТЦ на «копейке» находится в подкапотном пространстве рядом с бачком, куда заливается тормозная жидкость.

Главный тормозной цилиндр расположен возле главного цилиндра сцепления и расширительного бачка с тормозной жидкостью

Принцип работы

Основными деталями главного цилиндра являются:

  • корпус;
  • бачок (резервуар) ГТЦ;
  • поршень (2 шт.);
  • возвратные пружины;
  • уплотнительные манжеты.

Тормозная жидкость из расширительного бачка подается к механизму сверху по шлангам. Конструктивно главный распределитель разделен на 2 цилиндра, каждый из которых имеет свой поршень. Резьбовая заглушка устанавливается с торца, обращенного к передней части автомобиля. С противоположной стороны находится фланец, через который ГТЦ крепится к педальному блоку. Усилие от педали тормоза передается на первый поршень через шток, а жидкость по соответствующим трубкам подается к РТК.

ГТЦ состоит из следующих конструктивных элементов: 1 — пробка; 2 — корпус цилиндра; 3 — поршень привода задних тормозов; 4 — шайба; 5 — поршень привода передних тормозов; 6 — уплотнительное кольцо; 7 — стопорные винты; 8 — возвратные пружины поршней; 9 — тарелка пружины; 10 — прижимная пружина уплотнительного кольца; 11 — распорное кольцо; 12 — впускное отверстие; А — компенсационное отверстие (зазоры между уплотнительным кольцом 6, распорным кольцом 11 и поршнем 5)
Это может быть интерено  Неисправности и замена тормозных колодок ВАЗ 2106

Функционирует главный гидроцилиндр таким образом:

  1. В момент нажатия на педаль поршни главного цилиндра приходят в движение и проталкивают жидкость по трубкам в контурах. Под давлением жидкости колесные цилиндры освобождаются, что влияет на тормозные колодки.
  2. Часть жидкости, которая не успела попасть в трубки, возвращается в бачок через специальные отверстия.
  3. Когда водитель отпускает педаль, поршни возвращаются в исходное положение под действием возвратных пружин. Жидкость из труб и резервуара возвращается в ГТЦ.

Видео: как работает главный тормозной цилиндр

https://www.youtube.com/embed/58j6gGk-qo0

Какой ГТЦ лучше

Собираясь на замену ГТЦ, нужно подумать, какого производителя вы бы предпочли. Исходя из практического опыта многих владельцев ВАЗ 2101 и другой «классики», оптимальным вариантом является установка штатной детали от АвтоВАЗа с каталожным номером 2101-350-500-8. Среди других производителей:

  • «Базальт»;
  • «Белмаг»;
  • LPR.

Большой популярностью пользуются баллоны итальянской марки LPR, о чем свидетельствует ряд отзывов автомобилистов. Однако стоимость такого механизма несколько выше заводского. Так покупка ГТЗ АвтоВАЗа обойдется в 750 рублей, а за ЛПР придется заплатить около 900 рублей. В каждом случае выбор зависит от ваших личных предпочтений и финансовых возможностей.

Заводской главный тормозной цилиндр является оптимальным вариантом для установки на классические «Жигули»

Неисправности ГТЦ

Тормозная система ВАЗ 2101 конструктивно имеет множество деталей, которые могут выйти из строя из-за износа, некачественного или несвоевременного обслуживания. Можно выделить следующие типичные симптомы проблем:

  • медленная остановка автомобиля после нажатия на педаль тормоза. Одна из причин – пришли в негодность манжетные уплотнения поршней, что привело к потере герметичности;
  • большое усилие на педаль. Такая проблема появляется при увеличении манжет в размерах, например, при установке некачественного ремкомплекта;
  • Педаль тормоза имеет короткий ход. Рабочей среде, то есть тормозной жидкости, деваться некуда, потому что компенсационное отверстие закрыто. Кроме того, возможна закупорка канала отечными манжетами;
  • Автомобиль тормозит только тогда, когда педаль нажата до пола. Это свидетельствует о полном выходе из строя манжетных уплотнений при попадании жидкости в бак, а не в систему;
  • Тормозные колодки не отходят от дисков и барабанов, вследствие чего нагреваются во время движения. Причина кроется в блокировке одного из поршней или образовании засора перепускного отверстия. При потере плотности жидкость начинает вытекать из цилиндра
    При утрате герметичности жидкость начинает вытекать из цилиндра

Указанные симптомы могут появиться и при неисправности других частей тормозной системы. Например, педаль может выйти из строя при отсутствии жидкости в одном из колесных цилиндров или при попадании воздуха в систему. Поэтому для окончательной диагностики необходимо учитывать дополнительные особенности поведения автомобиля. Например, есть определенные признаки, явно указывающие на проблемы с другими узлами тормозной системы, а не с ГТЦ:

  • увод автомобиля в сторону при торможении;
  • подклинивание тормозных механизмов на одном из колёс;
  • появление звуков, нехарактерных для нормальной работы тормозов (скрип, писк, скрежет);
  • нагрев тормозных колодок либо дисков на одном колесе.

Проверка главного тормозного цилиндра

Самая частая причина выхода из строя ГТЦ – износ уплотнений. При замене манжет необходимо учитывать, что ремонт имеет смысл только в том случае, если поршень и стенки цилиндра не изношены. В противном случае смена резиновых прокладок не даст никакого результата, и вскоре все равно придется устанавливать новую деталь. Перед тем, как приступить к проверке работы основного гидравлического тормоза, следует убедиться в отсутствии проблем с другими элементами системы:

  1. Осматривают колёса с внутренней поверхности на предмет выявления подтёков тормозной жидкости из РТЦ.
  2. Проверяют целостность бака и шлангов, соединяющих его с ГТЦ, а также наличие жидкости и ее уровень. Течь жидкости на внутренней стороне колеса свидетельствует о нарушении герметичности тормозной системы
    Подтёки жидкости на внутренней стороне колеса свидетельствуют о нарушении герметичности тормозной системы

Ярким признаком проблемы с главным цилиндром является появление жидкости на корпусе крепления. Работающий механизм всегда должен быть сухим, без намека на течь. Если гидропривод потерял герметичность, его необходимо в обязательном порядке разобрать для дальнейшей разборки и ремонта. Определить, что ГТЦ перепускает жидкость, то есть не поступает в систему, а возвращается в расширительный бачок при нажатии на педаль, можно следующим образом:

  1. Открывают крышку резервуара.
  2. На водительское место усаживают помощника. Двигатель не запускают.
  3. Напарник нажимает на педаль тормоза, а вы прислушиваетесь к звукам, которые исходят из бачка.
  4. Если из бачка слышно бульканье, и при этом легко нажимается педаль, значит, жидкость вместо системы поступает в бачок. Неисправность кроется в износе уплотнений, не способных создать необходимое давление в контурах цилиндров.
Это может быть интерено  Устройство и ремонт главного тормозного цилиндра на автомобиле ВАЗ 2107

Ремонт ГТЦ ВАЗ 2101

Восстановить работу гидроцилиндра можно двумя способами:

  • отремонтировать старый механизм;
  • установить новое изделие.

Многие автовладельцы при возникновении проблем с ГТЦ просто меняют его на новый. Однако есть и те, кто предпочитает сэкономить и установить ремкомплект, выполнив ремонт самостоятельно. Стоимость такого набора около 100 рублей.

Снятие

Для демонтажа механизма потребуется следующий перечень инструментов:

  • рожковые и накидные ключи размером 10, 13 и 22 мм;
  • ключ для отворачивания тормозных трубок;
  • небольшая отвёртка с плоским концом;
  • пассатижи для стопорных колец;
  • шприц либо медицинская груша;
  • много ветоши.Для отворачивания тормозных трубок используют специальный ключ
    Для отворачивания тормозных трубок используют специальный ключ

ГТЦ снимается в следующем порядке:

  1. Шприцем откачиваем жидкость из расширительного бачка.
  2. Ключом отворачиваем штуцеры тормозных трубок с гидроцилиндра.Для демонтажа тормозных трубок с гидроцилиндра отворачиваем штуцеры ключом
    Для демонтажа тормозных трубок с гидроцилиндра отворачиваем штуцеры ключом
  3. Извлекаем штуцеры из отверстий.Потянув вверх, извлекаем штуцеры из отверстий
    Потянув вверх, извлекаем штуцеры из отверстий
  4. Ослабляем хомуты и стягиваем шланги, по которым жидкость подводится из бачка.Ослабив хомуты отвёрткой, снимаем тормозные шланги
    Ослабив хомуты отвёрткой, снимаем тормозные шланги
  5. Отворачиваем крепление ГТЦ к кронштейну педального узла.Отворачиваем гайки крепления цилиндра к педальному узлу
    Отворачиваем гайки крепления цилиндра к педальному узлу
  6. Снимаем цилиндр со шпилек, не прилагая каких-либо усилий.Отвернув крепёж ГТЦ, снимаем его со шпилек
    Отвернув крепёж ГТЦ, снимаем его со шпилек

Разборка

Для ремонта ГТЦ разбираем его следующим образом:

  1. С помощью отвертки затяните пылесборник, который находится на фланце со стороны монтажных отверстий. С помощью отвертки снимите чехол со стороны монтажных отверстий
    При помощи отвёртки снимаем пыльник со стороны крепёжных отверстий
  2. Зажимаем деталь в тиски и на торце срываем пробку ключом на 22 мм.Для отворачивания пробки необходимо зажать гидроцилиндр в тисках
    Для отворачивания пробки необходимо зажать гидроцилиндр в тисках
  3. Откручиваем стопорные винты и заглушку.Ключом или головкой отворачиваем стопорные винты цилиндра
    Ключом или головкой отворачиваем стопорные винты цилиндра
  4. Снимаем механизм с тисков и при помощи отвёртки выталкиваем поршни с пружинами наружу.Выталкиваем отвёрткой внутренние элементы гидроцилиндра
    Выталкиваем отвёрткой внутренние элементы гидроцилиндра
  5. Протираем ГТЦ и штампуем чистой ветошью, затем осматриваем рабочие поверхности на наличие повреждений (шайбы, следы износа). При обнаружении дефектов замена уплотнителей не даст никакого результата. Тщательно протрите корпус цилиндра изнутри чистой тканью
    Корпус цилиндра тщательно протираем изнутри чистой ветошью
  6. Поддеваем отверткой и стаскиваем манжеты с поршней. Устанавливаем новые элементы на их место. Уплотнительные втулки с поршней снимаем вручную или поддеваем отверткой
    Уплотнительные манжеты снимаем с поршней вручную либо поддеваем отвёрткой
  7. После замены уплотнителей сборку главного тормозного цилиндра и его установку производим в обратном порядке.

Перед установкой поршней с новыми уплотнителями рекомендуется смазать внутреннюю поверхность гидроцилиндра, а также сами манжеты тормозной жидкостью.

Видео: замена ремкомплекта ГТЦ на «классике»

https://www.youtube.com/embed/jFmCmSSLvjE

Однажды пришлось менять манжеты на заднем колесном цилиндре, так как из него начала подтекать жидкость. Заранее купил ремкомплект, надеясь, что ремонт не доставит особых хлопот. Все бы ничего, но когда я разобрал цилиндр, снял старую прокладку и попытался установить новую манжету из ремкомплекта, она просто порвалась. Изделие больше походило на хрупкое резиновое изделие. В ремкомплекте было 4 прокладки и все оказались непригодными к эксплуатации. Мой ремонт закончился установкой на поршень старой втулки, так как ближайшая мастерская была довольно далеко. Удивительно, но этот тормозной цилиндр до сих пор работает без каких-либо утечек жидкости или замены уплотнений.

Это может быть интерено  Неисправности и замена передних тормозных колодок ВАЗ 2107

Прокачка тормозов

После ремонта ГТЦ или РТК, а также замены жидкости, тормозных шлангов или трубок тормоза необходимо прокачать. Суть обустройства заключается в удалении воздуха из тормозной системы. Для этой процедуры вам понадобится:

  • ключ на 8 (10) мм;
  • силиконовая прозрачная трубка по диаметру штуцера;
  • ёмкость;
  • тормозная жидкость.

Все классические модели «Жигулей» используют тормозную жидкость класса ДОТ-3 или ДОТ-4. Объем системы гидропривода «копейки» составляет 0,66 литра. Прокачивать систему удобнее с напарником.

Начинать прокачивание тормозов нужно с правого заднего колеса. Процесс состоит из следующих шагов:

  1. Машину устанавливаем на эстакаду или смотровую яму.
  2. Открутите пробку заливной горловины расширительного бачка и проверьте уровень жидкости. При необходимости доведите его до отметки на резервуаре. Для доливки тормозной жидкости открутите пробку
    Для доливки тормозной жидкости откручиваем пробку
  3. Напарник садится за руль, а водитель спускается под машину, надевает на штуцер РТК ключ и трубку, другим концом выведенную в подготовленную емкость. Чтобы прокачать задний тормозной цилиндр, установите трубку и ключ на кронштейн
    Для прокачки заднего тормозного цилиндра на штуцер надеваем трубку и ключ
  4. Помощник несколько раз нажимает на педаль тормоза и удерживает ее. С каждым последующим нажатием педаль должна становиться туже.Напарник несколько раз нажимает на педаль тормоза
    Напарник нажимает на педаль тормоза несколько раз
  5. Водитель слегка откручивает штуцер ключом и ждет, пока из трубы вместе с воздухом не начнет выходить жидкость. Когда жидкость перестанет вытекать, штуцер поворачивают обратно. Для прокачки тормозов открутите штуцер и слейте жидкость с воздухом в бачок
  6. Процедура повторяется до тех пор, пока из штуцера не начнет выходить жидкость без воздуха. Переходим к следующему колесу. Последовательность вращения колеса: правое заднее — левое заднее — правое переднее — левое переднее Прокачка тормозной системы должна производиться в определенном порядке
    Тормозную систему необходимо прокачивать в определённой последовательности
  7. На передних колесах тормозная система устроена немного иначе, но последовательность прокачки такая же. Прокачиваем передний цилиндр так же, как и задний
    Передний цилиндр прокачиваем аналогично заднему
  8. Доливаем тормозную жидкость в бачок до необходимого уровня.

Если прокачка тормозов выполнена правильно и в системе не остался воздух, педаль при нажатии должна быть тугой, а торможение эффективным.

Видео: как прокачать тормозную систему на «классике»

https://www.youtube.com/embed/Jh_TOHXPSXw

Мне не раз приходилось прокачивать тормоза в одиночку, потому что не всегда есть помощник, например, если на дороге случилось ДТП. Для таких ситуаций я всегда ношу с собой крышку расширительного бачка с вентилем от бескамерной шины. Чтобы сделать такое простое приспособление, достаточно просверлить отверстие в крышке и вставить в него вентиль. Когда возникает необходимость прокачать тормоза, я навинчиваю эту пробку на бачок. Кусочком шланга подсоединяю клапан к запаске, предварительно открутив от нее катушку. Это создает давление в баке. Затем прокачиваю тормоза по схеме выше, добиваясь полного выхода воздуха из системы, не забывая проверять уровень жидкости. Аналогичным образом прокачиваю сцепление.

Тормоза можно прокачать самостоятельно при помощи простого приспособления (на фото для примера расширительный бачок сцепления)

При наличии проблем с главным тормозным цилиндром, на что указывают характерные признаки, деталь необходимо диагностировать, а затем ремонтировать. Если устройство имеет сильный износ, проблема решается только полной заменой. Для ремонтных работ не обязательно посещать АЗС. Достаточно подготовить необходимый список инструментов и материалов, прочитать пошаговые инструкции и следовать им в процессе работы.

Оцените статью