Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Все, что нужно знать о регуляторе (датчике) холостого хода ВАЗ 2107

ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА

Нарушение работы двигателя ВАЗ 2107 на холостом ходу – достаточно распространенное явление. А если речь идет о силовом агрегате с распределенным впрыском, то причиной таких проблем зачастую является неисправность регулятора холостого хода (РХХ). Об этом мы поговорим в этой статье.

Регулятор (датчик) холостого хода ВАЗ 2107

В быту РХХ называют датчиком, хотя таковым не является. Дело в том, что датчики — это измерительные приборы, а регуляторы — исполнительные устройства. Другими словами, он не собирает информацию, а выполняет команды.

Предназначение

РХХ — узел системы питания двигателя с распределенным впрыском, регулирующий количество воздуха, поступающего во впускной коллектор (ресивер) при закрытой дроссельной заслонке. По сути, это обычный клапан, который легко открывает резервный воздушный канал (байпас) на заданную величину.

Устройство РХХ

Регулятор холостого хода представляет собой шаговый двигатель, состоящий из статора с двумя обмотками, магнитного ротора и штока с подпружиненным клапаном (запорным наконечником). При подаче напряжения на первую обмотку ротор поворачивается на определенный угол. При подаче на другую обмотку движение повторяется. Благодаря тому, что стержень имеет на поверхности резьбу, при вращении ротора он перемещается вперед-назад. За полный оборот ротора шток делает несколько «шагов» и перемещает наконечник.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

1 — клапан; 2 — корпус регулятора; 3 — обмотка статора; 4 — ходовой винт; 5 — штекерный вывод обмотки статора; 6 — шариковый подшипник; 7 — корпус обмотки статора; 8 — ротор; 9 — пружина

Принцип действия

Работа устройства контролируется электронным устройством (контроллером). При выключении зажигания шток РХХ выдвигается максимально вперед, за счет этого перепускной канал через отверстие полностью перекрывается, и воздух в ресивер вообще не попадает.

При запуске силового агрегата электронный контроллер, ориентируясь на данные, поступающие с датчиков температуры и частоты вращения коленчатого вала, подает определенное напряжение на регулятор, который в свою очередь приоткрывает проходное сечение перепускного канала. При прогреве силового агрегата и снижении оборотов электронный блок через РХХ уменьшает поток воздуха в коллектор, стабилизируя работу силового агрегата на холостом ходу.

Работой регулятора управляет электронный блок управления

При нажатии на педаль газа воздух поступает в ресивер через основной канал газового блока. Обходной канал заблокирован. Чтобы правильно определить количество «шагов» электродвигателя агрегата, электронный блок дополнительно использует информацию от датчиков положения дроссельной заслонки, расхода воздуха, положения коленчатого вала и частоты вращения.

При возникновении дополнительной нагрузки на двигатель (включение вентиляторов радиатора, отопителя, кондиционера, обогрева заднего стекла) контроллер через регулятор открывает дополнительный воздушный канал для поддержания мощности силового агрегата, предотвратить падения и рывки.

Где находится регулятор холостого хода на ВАЗ 2107

РХХ расположен в корпусе газового блока. Сам блок крепится к задней части впускного коллектора двигателя. Определить местонахождение регулятора можно по жгуту проводов, который подходит к разъему.

Это может быть интерено  Карбюраторы на ВАЗ 2105: решаем основные проблемы

РХХ находится в корпусе дроссельного узла

Регулирование холостого хода в карбюраторных двигателях

В карбюраторных силовых агрегатах ВАЗ 2107 холостой ход обеспечивается с помощью экономайзера, устройством включения которого является электромагнитный клапан. Клапан установлен в корпусе карбюратора и управляется специальным электронным блоком. Последний получает данные о числе оборотов двигателя от катушки зажигания, а также о положении газового клапана первичной камеры карбюратора от контактов винта количества топлива. После их обработки устройство подает питание на клапан, либо отключает его. В основе конструкции электромагнитного клапана лежит электромагнит со стопорным штифтом, открывающим (закрывающим) отверстие топливного жиклера холостого хода.

Признаки неисправности РХХ

Признаками того, что регулятор холостого хода вышел из строя могут быть:

  • нестабильный холостой ход (двигатель троит, глохнет при отпускании педали акселератора);
  • снижение или увеличение количества оборотов двигателя на холостом ходу (плавающие обороты);
  • снижение мощностных характеристик силового агрегата, особенно при дополнительной нагрузке (включение вентиляторов отопителя, радиатора, обогрева заднего стекла, дальнего света и т.п.);
  • усложнённый запуск двигателя (мотор заводится только при нажатии на педаль газа).

Но тут следует учитывать, что подобные симптомы могут быть присущи и неисправностям других датчиков, например датчиков положения дроссельной заслонки, массового расхода воздуха или положения коленчатого вала. Дополнительно в случае неисправности РХХ не будет гореть контрольная лампочка «CHECK ENGINE» на панели, и не получится считать код неисправности двигателя. Выход один — тщательная проверка устройства.

Проверка электрической цепи регулятора холостого хода

Прежде чем переходить к диагностике самого регулятора, необходимо проверить цепь, ведь причиной, по которой он перестал работать, может быть простой обрыв провода или неисправность в электронном блоке управления. Для диагностики цепи нужен только мультиметр с возможностью измерения напряжения. Процедура следующая:

  1. Поднимаем капот, находим на дроссельном узле жгут проводов датчика.
  2. Отсоединяем колодку жгута проводов.Каждый из выводов РХХ промаркирован
    Каждый из выводов РХХ промаркирован
  3. Включаем зажигание.
  4. Включаем мультиметр в режим вольтметра с диапазоном измерения 0–20 В.
  5. Подключаем минусовой щуп блока к массе автомобиля, а плюсовой в свою очередь к клеммам «А» и «Д» колодки жгута проводов. Напряжение между массой и клеммами A, D должно быть примерно 12 В
    Напряжение между массой и выводами A, D должно быть примерно 12 В

Напряжение между землёй и каждым из выводов должно соответствовать напряжению бортовой сети, т.е примерно 12 В. Если оно меньше этого показателя, или его нет вообще, необходимо продиагностировать проводку и электронный блок управления.

Диагностика, ремонт и замена регулятора холостого хода

Для проверки и замены самого регулятора необходимо разобрать дроссельную заслонку и отсоединить от нее устройство. Из инструментов и средств понадобятся:

  • отвёртка с крестовидной битой;
  • шлицевая отвёртка;
  • круглогубцы;
  • торцевой ключ или головка на 13;
  • мультиметр с возможностью измерения сопротивления;
  • штангенциркуль (можно использовать линейку);
  • чистая сухая тряпка;
  • охлаждающая жидкость на долив (максимум 500 мл).

Демонтаж дроссельного узла и снятие РХХ

Чтобы снять дроссельный узел, необходимо:

  1. Поднять капот, отключить от аккумулятора минусовой провод.
  2. При помощи шлицевой отвёртки зацепить наконечник троса привода дроссельной заслонки и снять его с «пальца» педали газа.
  3. На газовом блоке пассатижами расцепите защелку сектора привода газового клапана. Замок отсоединяется пассатижами или отверткой
    Фиксатор отсоединяется при помощи круглогубцев или отвертки
  4. Поверните сектор против часовой стрелки и отсоедините от него наконечник троса. Чтобы отсоединить наконечник, поверните приводной сектор против часовой стрелки
    Чтобы отсоединить наконечник, нужно провернуть сектор привода против часовой стрелки
  5. Снять пластиковый колпачок с наконечника троса.
  6. При помощи двух ключей на 13 ослабить крепление троса на кронштейне.Чтобы ослабить трос, нужно отпустить обе гайки
    Чтобы ослабить трос, нужно отпустить обе гайки
  7. Вывести трос из прорези кронштейна.Чтобы снять трос, его нужно вывести из прорези кронштейна
    Чтобы снять трос, его нужно вывести из прорези кронштейна
  8. Отсоединить колодки проводов от разъёмов РХХ и датчика положения заслонки дросселя.
  9. С помощью отвертки со звездочкой или круглогубцев (в зависимости от типа хомутов) ослабьте хомуты на штуцерах входа и выхода охлаждающей жидкости. Снимите зажимы. При этом может вытечь небольшое количество жидкости. Вытрите капли сухой чистой тканью. Хомуты можно ослабить отверткой или плоскогубцами (круглогубцами)
    Хомуты можно ослабить отверткой или пассатижами (круглогубцамим)
  10. Таким же образом ослабьте хомут и снимите шланг со штуцера вентиляции картерных газов. Штуцер вентиляции картера расположен между штуцерами впуска и выпуска охлаждающей жидкости
    Штуцер вентиляции картера расположен между штуцерами подвода и отвода охлаждающей жидкости
  11. Ослабьте хомут на воздухозаборнике крестовой отверткой. Снимите трубку с корпуса демпфера. Воздушная трубка крепится с помощью винтового хомута
    Воздушный патрубок зафиксирован червячным хомутом
  12. Таким же образом ослабьте хомут и отсоедините шланг отвода паров топлива от разъема на дроссельном узле. Чтобы снять шланг отвода паров топлива, ослабьте хомут
    Для снятия шланга отвода паров топлива нужно ослабить хомут
  13. С помощью торцевого ключа или торцового ключа на 13 откручиваем гайки (2 шт), которые крепят газовый блок к впускному коллектору. Дроссельный блок крепится к коллектору при помощи двух болтов с гайками
    Дроссельный узел крепится к коллектору при помощи двух шпилек с гайками
  14. Снять корпус дроссельной заслонки с болтов крепления коллектора вместе с уплотнительной прокладкой. Между газовой прокладкой и коллектором устанавливается уплотнительная прокладка
    Между дроссельным узлом и коллектором установлена уплотнительная прокладка
  15. Снять пластиковую втулку с коллектора, которая задает схему воздушного потока. Пластиковая втулка задает схему воздушного потока внутри коллектора
    Пластиковая втулка задает конфигурацию воздушного потока внутри коллектора
  16. С помощью отвертки Phillips открутите два винта, которые крепят регулятор к корпусу дроссельной заслонки. Регулятор крепится к корпусу дроссельной заслонки двумя винтами
    Регулятор крепится к корпусу дроссельного узла при помощи двух винтов
  17. Аккуратно снимите регулятор, стараясь не повредить резиновое уплотнительное кольцо. В месте соединения РХХ и дроссельного узла установлено резиновое уплотнительное кольцо
    В месте соединения РХХ с дроссельным узлом установлено уплотнительное резиновое кольцо
Это может быть интерено  Устройство, ремонт и регулировка карбюраторов серии ДААЗ 2107

Видео: снятие и чистка дроссельного узла на ВАЗ 2107

https://www.youtube.com/embed/86ZhFgY9grg

Как проверить регулятор холостого хода

Для проверки РХХ следует выполнить следующие действия:

  1. Включить мультиметр в режим омметра с пределом измерения 0–200 Ом.
  2. Подключите щупы блока к клеммам А и В на регуляторе. Измерьте сопротивление. Повторите измерения для контактов C и D. Для исправного регулятора сопротивление между указанными контактами должно быть 50-53 Ом. Сопротивление между соседними парными контактами должно быть 50-53 Ом
    Сопротивление между соседними парными выводами должно быть 50–53 Ом
  3. Переведите прибор в режим измерения сопротивления с максимальным пределом. Измерьте сопротивление между контактами А и С, а после В и D. Сопротивление в обоих случаях должно стремиться к бесконечности.
  4. Штангенциркулем измерьте выступ запорного штока регулятора относительно плоскости крепления. Он не должен быть больше 23 мм. Если он больше этого показателя, отрегулируйте положение бара. Для этого подключите один провод (от положительного полюса аккумулятора) к клемме D, а другой (от массы) кратковременно соедините с клеммой С, имитируя пульсирующую подачу напряжения от электронного блока управления. Когда штанга достигнет максимального вылета, повторите измерения.

Если значение сопротивления между перечисленными клеммами не соответствует указанным значениям или вылет штока более 23 мм, регулятор холостого хода подлежит замене. Нет смысла пытаться ремонтировать устройство. В случае обрыва или короткого замыкания в обмотках статора, а именно эти неисправности вызывают изменение сопротивления на выводах, регулятор восстановлению не подлежит.

Шток должен быть выдвинут на 23 мм

Чистка регулятора холостого хода

Если сопротивление в норме и с длиной стержня все в порядке, но он не двигается после подключения напряжения, можно попробовать почистить устройство. Проблема может заключаться в заклинивании червячного механизма, из-за чего двигается ствол. Для очистки вы можете использовать жидкость для борьбы с ржавчиной, такую ​​как WD-40 или аналогичную.

Это может быть интерено  Какой карбюратор лучше поставить на ВАЗ 2107

Жидкость наносится на сам шток в месте попадания в корпус регулятора. Но не переусердствуйте: заливать средство в устройство не нужно. Через полчаса возьмите стебель и осторожно покрутите его из стороны в сторону. После этого проверьте работоспособность, подключив провода от аккумулятора к клеммам D и C, как описано выше. Если шток регулятора начал двигаться, устройство можно использовать снова.

Видео: чистка РХХ

https://www.youtube.com/embed/vZA3jqVmIRw

Как выбрать РХХ

При покупке нового регулятора рекомендуется обращать особое внимание на производителя, ведь от него зависит качество детали, а, следовательно, и срок ее службы. В России регуляторы холостого хода для инжекторных автомобилей ВАЗ выпускаются под каталожным номером 21203-1148300. Эти изделия практически универсальны, так как подходят и для «семерок», и для всех «Самар», и для представителей ВАЗ десятого семейства.

Транспортер ВАЗ 2107 имел штатные регуляторы производства ОАО «Пегас» (Кострома) и КЗТА (Калуга). РХХ производства КЗТА на сегодняшний день считается самым надежным и долговечным. Стоимость такой детали составляет в среднем 450-600 рублей.

Установка нового регулятора холостого хода

Для установки нового РХХ необходимо:

  1. Покрыть уплотнительное кольцо тонким слоем моторного масла.
  2. Установить РХХ в корпус дроссельного блока, зафиксировать его двумя винтами.
  3. Установить собранный дроссельный узел на шпильки коллектора, закрепить его при помощи гаек.
  4. Подсоединить магистральные шланги охлаждающей жидкости, вентиляции картера и отвода паров топлива. Зафиксировать их хомутами.
  5. Надеть и зафиксировать хомутом воздушный патрубок.
  6. Подключить колодки проводов к регулятору и датчику положения заслонки дросселя.
  7. Подсоединить трос привода заслонки.
  8. Проверить уровень охлаждающей жидкости и долить её при необходимости.
  9. Подключить аккумулятор и проверить работу мотора.

Как видите, ничего сложного ни в блоке, ни в процессе проверки и замены регулятора холостого хода нет. В случае ошибки вы легко сможете решить эту проблему без посторонней помощи.

Оцените статью