Двухкамерные карбюраторы серии Озон разработаны на базе продукции итальянского бренда Weber, которые устанавливались на первые модели Жигулей — ВАЗ 2101-2103. Модификация ДААЗ 2105, рассчитанная на бензиновые двигатели рабочим объемом 1,2-1,3 литра, мало чем отличается от своего предшественника. Устройство сохранило важное качество – надежность и относительную простоту конструкции, что позволяет автолюбителю самостоятельно регулировать подачу топлива и устранять мелкие неисправности.
- Назначение и устройство карбюратора
- Видео: устройство агрегатов ДААЗ 2105
- Алгоритм работы
- Неисправности и методы устранения
- Затруднённый пуск двигателя
- Видео: настройка уровня топлива в поплавковой камере
- Пропал холостой ход
- Как избавиться от «провалов»
- Видео: чистка шарикового клапана ускорительного насоса
- Падение мощности мотора и вялый разгон
- Проблемы повышенного расхода бензина
- Видео: полная разборка и ремонт карбюратора «Озон»
- Указания по регулировке
Назначение и устройство карбюратора
Основной функцией блока является обеспечение приготовления и дозирования топливовоздушной смеси на всех режимах работы двигателя без участия электронных систем, как это реализовано в более современных автомобилях с форсунками. Карбюратор ДААЗ 2105, установленный на фланце крепления впускного коллектора, решает следующие задачи:
- обеспечивает холодный пуск мотора;
- подаёт ограниченное количество топлива для работы на холостом ходу;
- смешивает горючее с воздухом и направляет полученную эмульсию в коллектор на рабочих режимах силового агрегата;
- дозирует количество смеси в зависимости от угла открытия дроссельных заслонок;
- ).
Карбюратор состоит из 3-х частей — крышки, основного блока и газового корпуса. В крышке находится полуавтоматическая система запуска, сетчатый фильтр, поплавок с игольчатым клапаном и трубка экономостата. Верхняя часть крепится к центральному блоку пятью винтами М5.
Устройство основной части карбюратора более сложное и включает такие элементы:
- поплавковая камера;
- главная дозирующая система — топливные и воздушные жиклёры, большие и малые диффузоры (подробно показаны на схеме);
- насос — ускоритель, состоящий из мембранного блока, запорного шарикового клапана и распылителя для впрыска горючего;
- каналы переходной системы и холостого хода с жиклёрами;
- блок вакуумного привода заслонки вторичной камеры;
- канал подачи бензина в трубку эконостата.В среднем блоке карбюратора находятся главные дозирующие элементы — жиклёры и диффузоры
В среднем блоке карбюратора находятся главные дозирующие элементы — жиклёры и диффузоры
В нижней части агрегата установлены валы с газовыми клапанами и главные винты регулировки — качества и количества топливовоздушной смеси. Также в этом блоке находятся выходы многих воздуховодов: холостого хода, переходной и пусковой систем, вентиляции картерных газов и вакуумной вытяжки диафрагмы распределителя зажигания. Нижняя часть крепится к основной части двумя винтами М6.
Видео: устройство агрегатов ДААЗ 2105
https://www.youtube.com/embed/SaycSxTsfyE
Алгоритм работы
Без общего понимания принципа работы карбюратора его сложно ремонтировать и настраивать. Случайные действия не принесут ни положительного результата, ни причинят больше вреда.
Принцип карбюрации основан на подаче топлива за счет разрежения, создаваемого поршнями атмосферного бензинового двигателя. Дозирование осуществляется форсунками — деталями с калиброванными отверстиями, заделанными в каналы и способными пропускать определенное количество воздуха и топлива.
Работа карбюратора ДААЗ 2105 начинается с холодного пуска:
- Подача воздуха перекрывается заслонкой (водитель вытягивает рычаг подсоса), а дроссель первичной камеры приоткрывается телескопической тягой.
- Мотор втягивает максимально обогащённую смесь из поплавковой камеры через главный топливный жиклёр и малый диффузор, после чего заводится.
- Чтобы двигатель не «захлебнулся» большим количеством бензина, разрежение приводит в действие диафрагму пусковой системы, открывающую воздушную заслонку первичной камеры.
- После прогрева двигателя водитель нажимает на рычаг воздушной заслонки, и система холостого хода (СХХ) начинает подавать топливную смесь в цилиндры. Воздушная заслонка стартера закрывает камеру до запуска двигателя
Воздушная заслонка пускового устройства закрывает камеру, пока двигатель не заведется
На автомобиле с исправным силовым агрегатом и карбюратором холодный пуск производится без нажатия педали акселератора при полностью выдвинутом рычаге воздушной заслонки.
На холостом ходу ручки газа обеих камер плотно закрыты. Горючая смесь всасывается через отверстие в стенке первичной камеры, где выходит канал СХХ. Важный момент: помимо измерительных балок, внутри этого канала есть регулировочные винты количества и качества. Обратите внимание: эти элементы управления не влияют на работу основной системы дозирования, которая работает при нажатии педали акселератора.
Дальнейший алгоритм работы карбюратора выглядит так:
- После нажатия на педаль газа открывается газ в первичной камере. Двигатель начинает всасывать топливо через небольшой диффузор и главные форсунки. Примечание: CXX не отключается, он продолжает работать в сочетании с основной подачей топлива.
- При сильном нажатии на газ срабатывает мембрана ускорительного насоса, впрыскивая немного бензина через сопло на шприце и открытый газ прямо в коллектор. Это исключает «ошибки» в процессе расстановки автомобиля.
- Дальнейшее увеличение частоты вращения коленчатого вала вызывает увеличение разрежения в коллекторе. Сила вакуума начинает втягивать большую диафрагму, подтягивая вторичную камеру. В работу включен второй диффузор с собственными насадками.
- Когда обе заслонки полностью открыты и двигателю не хватает топлива для развития максимальной мощности, бензин начинает подсасываться прямо из поплавковой камеры через трубку эконостата. При открытии дроссельной заслонки топливная эмульсия поступает в коллектор по свободным каналам и через главный диффузор
При открытии дросселя топливная эмульсия идет в коллектор по каналам холостого хода и через главный диффузор
Чтобы избежать «ошибок» при открытии вторичной заслонки, в карбюраторе применена переходная система. По своему устройству он идентичен СХХ и находится с другой стороны устройства. Над закрытым газовым клапаном вторичной камеры сделано лишь небольшое отверстие для подачи топлива.
Неисправности и методы устранения
Регулировка карбюратора винтами не помогает избавиться от проблем и делается один раз — в процессе тюнинга. Поэтому при возникновении неисправности нельзя бездумно вкручивать саморезы, ситуация только ухудшится. Выясните истинную причину поломки, устраните ее, после чего приступайте к регулировке (при необходимости).
Перед ремонтом карбюратора убедитесь, что проблема не в системе зажигания, топливном насосе или слабой компрессии в цилиндрах двигателя. Распространенное заблуждение: выстрелы из глушителя или карбюратора часто принимают за выход устройства из строя, хотя тут проблема с зажиганием — искра на свече образуется слишком поздно или рано.
Какие неисправности напрямую связаны с карбюратором:
- мотор не заводится — схватывает и сразу глохнет;
- двигатель не работает на холостом ходу;
- «провалы» при резком нажатии на педаль акселератора;
- силовой агрегат «не тянет» или функционирует нестабильно;
- повышенный расход топлива, сопровождающийся черным дымом из выхлопной трубы и образованием нагара на электродах свечей зажигания. Черные отложения на электродах свечей зажигания возникают при подаче обогащенной смеси
Черный налет на электродах свечи возникает при подаче обогащенной смеси
У перечисленных неполадок бывает несколько причин, поэтому предлагается рассмотреть их по отдельности.
Затруднённый пуск двигателя
Если цилиндропоршневая группа двигателя ВАЗ 2105 исправна, в коллекторе создается достаточное разрежение для всасывания горючей смеси. Затруднить запуск могут следующие неисправности карбюратора:
- При запуске двигателя и сразу же остановке «на холодную» проверьте состояние диафрагмы стартера. В нем не открывается воздушная заслонка и силовой агрегат «захлебывается» от избытка топлива. Мембрана отвечает за автоматическое открытие воздушной заслонки
Мембрана отвечает за автоматическое открытие воздушной заслонки - При холодном пуске двигатель несколько раз глохнет и заводится только после нажатия на педаль газа — нехватка топлива. Убедитесь, что при расширении всасывания воздушная заслонка полностью закрыта (трос привода мог ослабнуть) и в поплавковой камере есть топливо.
- В тепле двигатель заводится не сразу, несколько раз «чихает», в салоне пахнет бензином. Симптомы указывают на слишком высокий уровень топлива в поплавковой камере.
Проверка топлива в поплавковой камере производится без разборки: снимите крышку воздушного фильтра и потяните первичную тягу дроссельной заслонки, имитируя педаль акселератора. При наличии бензина форсунка ускорительного насоса, расположенная над первичным диффузором, должна брызнуть плотной струей.
При превышении допустимого уровня бензина в камере карбюратора топливо может самопроизвольно поступать в коллектор. Прогретый двигатель не заведется — он должен сначала выбросить из цилиндров лишнее топливо в выхлопной канал. Выполните следующие действия, чтобы отрегулировать уровень:
- Снимите корпус воздушного фильтра и открутите 5 винтов крышки карбюратора.
- Отключите от штуцера бензопровод и снимите крышку, отсоединив телескопическую тягу.
- Вытряхните остатки топлива из элемента, переверните его вверх дном и проверьте работу игольчатого клапана. Проще всего набрать воздух из штуцера ртом, исправная «игла» не позволит этого сделать.
- Подгибая латунный штифт, вы регулируете высоту поплавка над плоскостью крышки. Расстояние от поплавка до плоскости крышки устанавливается с помощью линейки или шаблона
Промежуток от поплавка до плоскости крышки выставляется по линейке или шаблону
При закрытом игольчатом клапане расстояние между поплавком и картонной прокладкой должна составлять 6,5 мм, а рабочий ход на оси — около 8 мм.
Видео: настройка уровня топлива в поплавковой камере
https://www.youtube.com/embed/GhBapUbA8Rc
Пропал холостой ход
Если двигатель глохнет на холостых оборотах, ищите неисправность в таком порядке:
- Первое действие – открутить и продуть жиклер холостого хода, расположенный с правой стороны средней части карбюратора. Топливный жиклер CXX находится в средней части рядом с диафрагмой ускорительного насоса
Топливный жиклер СХХ стоит в средней части рядом с мембраной насоса — ускорителя - Еще одна причина заключается в том, что воздушная форсунка CXX заблокирована. В канал центрального блока агрегата запрессована калиброванная бронзовая втулка. Снимите крышку карбюратора, как описано выше, найдите отверстие с втулкой сверху на фланце, почистите его деревянной палочкой и продуйте его. Струя воздуха СХХ нагнетается в корпус карбюратора
Воздушный жиклёр СХХ запрессован в корпус карбюратора - Свободный канал или выпускное отверстие забиты грязью. Чтобы не снимать и не разбирать карбюратор, купите чистящую аэрозольную жидкость в баллончике (например, фирмы ABRO), отключите топливный жиклер и вдуйте средство в отверстие через соломинку Использование аэрозольной жидкости облегчает чистку карбюратора
Использование аэрозольной жидкости упрощает очистку карбюратора
Если предыдущие советы не помогли решить проблему, попробуйте продуть аэрозольную жидкость в дроссельное отверстие. Для этого разберите блок регулировки количества смеси вместе с фланцем, отвернув 2 винта М4. Залейте моющее средство в открывшееся отверстие, сам винт количества не поворачивайте! При отрицательном результате, что случается достаточно редко, обратитесь к карбюраторному мастеру или полностью разберите узел, о чем речь пойдет далее.
Виновником нестабильной работы двигателя на холостом ходу редко бывает карбюратор. В особо запущенных случаях происходит подсос воздуха в коллектор из-под «подошвы» устройства, между частями корпуса или через образовавшуюся трещину. Чтобы найти и устранить проблему, карбюратор необходимо разобрать.
Как избавиться от «провалов»
Виновником «ошибок» при резком нажатии на педаль газа является в подавляющем большинстве случаев ускорительный насос карбюратора. Чтобы решить эту досадную проблему, выполните следующие действия:
- Подложите тряпку под рычаг, прижимающий диафрагму насоса, открутите 4 винта М4 и снимите фланец. Снимите диафрагму и проверьте ее целостность, при необходимости замените на новую. При снятии крышки и диафрагмы следите за тем, чтобы пружина не выпадала
При снятии крышки и мембраны проследите, чтобы не выпала пружина - Снять верхнюю крышку карбюратора и открутить жиклер распылителя, который удерживается специальным винтом. Тщательно продуйте калиброванные отверстия в распылителе и винте. Допускается прочистка носика мягкой проволокой диаметром 0,3 мм.Распылитель в виде носика откручивается вместе с прижимным винтом
Распылитель в виде носика выкручивается вместе с прижимным винтом - Причиной слабой струи из шприца может быть заедание шарового крана, встроенного в средний блок рядом с диафрагмой насоса. Тонкой отверткой отвинтите бронзовый винт (расположенный сверху платформы корпуса) и снимите фланец с мембраной. Заполните отверстие чистящей жидкостью и продуйте.
В старых, сильно изношенных карбюраторах проблемы может создавать рычаг, рабочая поверхность которого значительно изношена и глушит «никель» диафрагмы. Такой рычаг следует заменить или изношенный конец аккуратно расклепать.
Небольшие рывки при нажатии педали газа «до упора» свидетельствуют о загрязнении каналов и жиклеров в переходной системе. Так как устройство идентично CXX, устраните проблему по инструкции, представленной выше.
Видео: чистка шарикового клапана ускорительного насоса
https://www.youtube.com/embed/gCOA2VLIfk4
Падение мощности мотора и вялый разгон
Есть 2 причины, по которым двигатель теряет мощность — нехватка топлива и выход из строя большой диафрагмы, открывающей газ во вторичную камеру. Последнюю ошибку легко обнаружить: открутите 3 винта М4, крепящих крышку вакуумного привода, и доберитесь до резиновой диафрагмы. При наличии трещин установите новую деталь и соберите привод.
Во фланце вакуумного привода имеется выходной канал для воздуха, уплотненный небольшим резиновым кольцом. При разборке обратите внимание на состояние уплотнителя и при необходимости замените его.
При исправном приводе вторичного дросселя ищите неполадку в другом месте:
- Ключом на 19 мм свинтите заглушку на крышке (находится около штуцера). Извлеките и прочистите фильтровальную сеточку.
- Снять крышку агрегата и открутить все основные форсунки — топливную и воздушную (не смешивать их между собой). С помощью пинцета извлеките эмульсионные трубки из лунок и продуйте промывочную жидкость там, где эмульсионные трубки размещены в лунках под главными воздушными форсунками
Эмульсионные трубки находятся в колодцах под главными воздушными жиклёрами - Накрыв среднюю часть карбюратора ветошью, продуйте колодцы воздушных и топливных жиклёров.
- Тщательно прочистите сами форсунки деревянной палочкой (подойдет зубочистка) и продуйте сжатым воздухом. Соберите устройство и проверьте поведение машины во время пробного запуска.
Причиной отсутствия топлива может быть низкий уровень бензина в поплавковой камере. Как его правильно настроить описано выше в соответствующем разделе.
Проблемы повышенного расхода бензина
Слишком богатая подача смеси в цилиндры – одна из самых распространенных проблем. Есть способ убедиться, что виноват именно карбюратор: при работающем двигателе на холостом ходу полностью закрутить винт качества, посчитать обороты. Если двигатель не останавливается, готовьтесь к ремонту – силовой агрегат забирает топливо из поплавковой камеры и обходит систему холостого хода.
Поначалу постарайтесь обойтись малой кровью: снимите колпачок, открутите все патрубки и обильно обработайте имеющиеся отверстия аэрозолем. Через несколько минут (точно указано на коробке) продуть все каналы компрессором, развивающим давление 6-8 бар. Соберите карбюратор и проведите тест-драйв.
Богатая смесь дает о себе знать черным нагаром на электродах свечей зажигания. Очистите свечи зажигания перед пробной поездкой и еще раз проверьте состояние электродов по возвращении.
Если местная промывка не дала результата, разберите карбюратор в таком порядке:
- Отсоедините трубку топливной магистрали, тягу акселератора, трос стартера и 2 трубки — вентиляции картерных газов и вакуумного распределителя. Перед снятием карбюратора необходимо отключить 2 станции и 3 патрубка
Перед снятием карбюратора нужно отключить 2 привода и 3 патрубка - Демонтируйте верхнюю крышку.
- Ключом 13 мм отверните 4 гайки крепления агрегата к фланцу коллектора.
- Снять карбюратор со шпилек и открутить 2 винта М6, которые держат нижнюю часть. Разделите его, отсоединив вакуумный привод и тяги стартера. Между днищем и центром карбюратора есть 2 картонные прокладки, которые необходимо заменить
Между нижней и средней частью карбюратора стоят 2 картонные прокладки, которые нужно заменить - Демонтируйте «тарелку» вакуумного привода, открутив 2 винта М5. Выверните винты качества и количества, все жиклёры и носик распылителя.
Следующая задача – тщательно промыть все каналы, стенки камеры и диффузоры. Вставляя трубку контейнера в отверстия воздуховодов, убедитесь, что пена выходит с другого конца. Проделайте то же самое со сжатым воздухом.
После опорожнения поверните нижнюю часть к свету и проверьте отсутствие зазоров между газовыми клапанами и стенками камер. При их обнаружении необходимо менять амортизаторы или нижний блок в сборе, так как двигатель бесконтрольно всасывает топливо через щели. Доверьте операцию по замене воздушной заслонки специалисту.
При выполнении полной разборки карбюратора ДААЗ 2105 рекомендуется выполнить весь комплекс операций, перечисленных в предыдущем пункте: прочистить форсунки, проверить и заменить диафрагмы, отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере и т.д.на. В противном случае вы рискуете оказаться в ситуации, когда одна поломка без конца сменяет другую.
Как правило, нижняя плоскость центроплана искривлена от нагрева. Фланец необходимо отшлифовать на большом шлифовальном круге после того, как будут вытащены бронзовые втулки. Остальные поверхности нельзя шлифовать. При установке используйте только новые картонные прокладки. Устанавливаем карбюратор на место и приступаем к регулировке.
Видео: полная разборка и ремонт карбюратора «Озон»
https://www.youtube.com/embed/VI1A00DXDNY
Указания по регулировке
Для настройки очищенного и работоспособного карбюратора следует подготовить такой инструмент:
- короткие плоские отвёртки с узким и широким шлицем;
- ключ рожковый размером 10 мм;
- то же, размером 8 мм;
- узкие пассатижи.
Первая регулировка состоит из регулировки триггерного троса и дроссельной заслонки. Последний легко регулируется: пластиковый наконечник ставится напротив шарнира на оси карбюратора, закручиваясь по резьбе. Фиксация производится гайкой под ключ размером 10 мм.
Тросик подсоса настраивается так:
- Рычажок в салоне задвиньте до упора, воздушную заслонку поставьте в вертикальное положение.
- Проденьте трос в проушину крышки, конец вставьте в отверстие фиксатора.
- Удерживая пассатижами «бочонок», затяните болт ключом.
- Двигая рычаг подсоса, удостоверьтесь, что заслонка полностью открывается и закрывается.
Следующим шагом является проверка газового отверстия вторичной камеры. Ход диафрагмы и штока должен быть достаточным для открытия заслонки на 90°, в противном случае отверните гайку на штоке и отрегулируйте длину.
Важно четко выставить опорные винты газового клапана — они должны поддерживать рычаги в закрытом состоянии. Цель состоит в том, чтобы избежать трения края демпфера о стенку камеры. Недопустимо регулировать обороты холостого хода опорным винтом.
False
Регулировка холостого хода производится в следующем порядке:
- Откручиваем винт качества на 3-3,5 оборота, количества — на 6-7 оборотов. Запустите двигатель стартером. Если частота вращения коленчатого вала слишком высока, уменьшите ее с помощью винта количества.
- Дайте мотору прогреться, уберите подсос и настройте количественным винтом обороты коленвала 900 об/мин, ориентируясь по тахометру.
- Спустя 5 минут заглушите двигатель и проверьте состояние электродов свечей зажигания. Если сажа отсутствует, регулировка окончена.
- При появлении черного налета на свече зажигания очистите электроды, запустите двигатель и затяните винт качества на 0,5-1 оборот. Другим винтом отобразите показания тахометра при 900 об/мин. Дайте двигателю поработать и снова проверьте свечи зажигания. Регулировочные винты контролируют подачу топливной смеси на холостом ходу
Регулировочные винты управляют подачей топливной смеси на холостом ходу
Наилучший способ настройки карбюратора ДААЗ 2105 – подключить к выхлопной трубе газоанализатор, измеряющий уровень СО. Для достижения оптимального расхода топлива нужно добиться показателей 0,7-1,2 на холостом ходу и 0,8-2 при 2000 об/мин. Помните, что регулировочные винты не влияют на расход топлива при высоких оборотах коленчатого вала. Если показания газоанализатора превышают 2 единицы СО, необходимо уменьшить размер топливного жиклера первичной камеры.
Карбюраторы Озон модели ДААЗ 2105 считаются относительно простыми в ремонте и регулировке. Основная проблема в приличном возрасте этих устройств, выпускавшихся еще со времен Советского Союза. Некоторые экземпляры выработали необходимый ресурс, о чем свидетельствует большой зазор дроссельных валов. Сильно изношенные карбюраторы не регулируются, поэтому подлежат полной замене.