Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Неисправности и замена ступицы и полуоси на ВАЗ 2106

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Для безопасной эксплуатации автомобиля колеса должны вращаться без проблем. При их появлении возникают нюансы с управлением транспортным средством, которые могут привести к аварии. Поэтому за состоянием ступиц, полуосей и их подшипников необходимо периодически следить, а при возникновении проблем своевременно их устранять.

Передняя ступица ВАЗ 2106

Одним из важных элементов ходовой части ВАЗ 2106 является ступица. Через эту часть колесо можно вращать. Для этого на ступицу накручивается обод, а само вращение осуществляется благодаря паре ступичных подшипников. Основные функции, возлагаемые на хаб:

  • соединение диска колеса с поворотным кулаком;
  • обеспечение качественной остановки автомобиля, поскольку на ступице закреплён тормозной диск.

Чтобы знать, как проявляется поломка хаба, а также как произвести ремонт, необходимо ознакомиться с устройством данного пункта. Несмотря на то, что деталь предназначена для выполнения сложных функций, конструктивно она достаточно проста. Основными частями ступицы являются корпус и подшипники. Корпус детали отлит из прочного сплава и обработан на токарном оборудовании. Хаб редко выходит из строя. Основным дефектом изделия является образование наружных несущих протоков в местах установки.

Ступица обеспечивает крепление и вращение переднего колеса

Поворотный кулак

Не менее важным элементом в ходовой части «шестерки» является поворотный кулак. На него передается усилие от рулевой трапеции через рычаг, в результате чего колеса передней оси поворачиваются. Кроме того, к блоку через соответствующие штифты крепятся шарикоподшипники (верхний и нижний). В задней части поворотного кулака находится вал, который установлен на ступице с подшипниками. Элемент ступицы фиксируется на оси гайкой. В левом штифте используется правосторонняя гайка, в правостороннем штифте используется левосторонняя гайка. Это сделано для того, чтобы исключить подкручивание подшипников в движении и избежать их перегрева и заедания.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Дополнительной функцией поворотного кулака является ограничение поворота колёс, при этом деталь упирается в рычаги специальными выступами.

Неисправности

Ресурс поворотного кулака практически не ограничен, если не учитывать качество дорог и пренебрежение регулировкой ступичных подшипников. Иногда изделие может пройти до 200 тыс км. Деталь изготовлена ​​из чугуна и выдерживает большие нагрузки. Но если он выходит из строя, владельцы «Жигулей» часто меняют его вместе с подшипниками и ступицей. Необходимо обратить внимание на поворотный кулак при появлении следующих симптомов:

  • машину начало уводить в стороны, причём проблема не устраняется путём регулировки развал-схождения;
  • было замечено, что выворот колёс стал с меньшим углом. Причиной могут быть проблемы как с поворотным кулаком, так и с шаровой опорой;
  • обломки колеса. Происходит это из-за поломки резьбовой части поворотного кулака или пальца шаровой опоры, что на Жигулях случается относительно часто;
  • Нерегулируемая отдача. Если регулировка ступичных подшипников производилась слишком поздно или неправильно, ось поворотного кулака будет постепенно изнашиваться в местах установки, что приведет к появлению люфта, устранить который регулировкой невозможно.

Иногда бывает и так, что при ремонте автомобиля обнаруживается небольшая трещина на поворотном кулаке. Некоторые автомобилисты советуют устранять проблему при помощи сварки. Однако необходимо учитывать, что безопасность напрямую зависит от состояния поворотного кулака. Поэтому такие элементы следует не ремонтировать, а заменять на известные или новые.

При повреждениях поворотного кулака деталь необходимо заменить

Как увеличить выворот колёс

Многих владельцев ВАЗ 2106 и другой «классики» интересует вопрос увеличения вылета колес, так как рассматриваемая модель имеет довольно большой радиус поворота, что далеко не всегда практично. Те, кто серьезно занимается тюнингом своего автомобиля, просто устанавливают комплект элементов подвески (рычаги, сошки) с измененными параметрами. Однако рядовому владельцу ВАЗ «шестерки» такие наборы могут оказаться не по карману, ведь за такое удовольствие придется выложить около 6-8 тысяч рублей. Поэтому рассматриваются другие менее дорогие варианты, и они есть. Увеличить вращение барабанов можно следующим образом:

  1. Автомобиль устанавливаем на яму и демонтируем сошки, установленные с внутренней стороны ступицы.
  2. Поскольку сошки имеют разную длину, мы разрезаем более длинную часть пополам, удаляем часть и затем привариваем ее обратно. Чтобы сделать передаточное отношение больше, нужно укоротить рулевую тягу
    Чтобы сделать выворот колёс большим, необходимо укоротить рулевую сошку
  3. Монтируем детали на место.Когда сошки будут укорочены, устанавливаем их на автомобиль
    Когда сошки будут укорочены, устанавливаем их на автомобиль
  4. На нижних рычагах спиливаем ограничители.На нижних рычагах необходимо срезать ограничители
    На нижних рычагах необходимо срезать ограничители

Описанная процедура позволяет увеличить выворот колёс примерно на треть, если сравнивать со стандартным положением.

После установки новых сошек выворот колёс увеличивается примерно на треть
Это может быть интерено  Передние и задние амортизаторы ВАЗ 2106: назначение, неисправности, выбор и замена

Подшипник передней ступицы «шестёрки»

Основное назначение ступичных подшипников – обеспечение плавного вращения колес. В каждой ступице используются два однорядных роликоподшипника.

Таблица: параметры ступичных подшипников ВАЗ 2106

Подшипник ступицы Параметры
внутренний диаметр, мм внешний диаметр, мм ширина, мм
наружный 19.06 45.25 15.49
внутренний 26 57.15 17.46

Подшипники ступицы ходят около 40–50 тыс. км. Во время монтажа новых деталей в них закладывается смазка на весь срок службы.

Неисправности

Разрушенный ступичный подшипник может стать причиной аварии. Поэтому за их состоянием необходимо периодически следить, а на посторонние звуки и нестандартное поведение машины нужно вовремя реагировать. При обнаружении люфта элементы необходимо отрегулировать или заменить. Наиболее важными симптомами, указывающими на проблемы с ступичными подшипниками, являются:

  1. Хруст. Из-за разрушения сепаратора ролики внутри устройства катятся неравномерно, что приводит к появлению металлического хруста. Деталь подлежит замене.
  2. Вибрация. При большом износе подшипника вибрации передаются как на кузов, так и на руль. Из-за сильного износа изделие может заклинить.
  3. Увод машины в сторону. Неисправность в чём-то схожа с неправильной регулировкой развала-схождения, что обусловлено подклиниванием подшипника.

Как проверить подшипник

Если вы подозреваете, что ступичный подшипник на одной из сторон вашего автомобиля неисправен, вам следует выполнить следующие действия для проверки его работоспособности:

  1. Поднимаем колесо передка.
  2. Под нижний рычаг ставим упор, например, пенёк, после чего опускаем домкрат.
  3. Обхватываем руль обеими руками в верхней и нижней части и пытаемся наклонить его на себя и от себя. Если деталь в хорошем состоянии, ее нельзя стучать или играть. Для проверки подшипника необходимо вывесить и покачать переднее колесо
    Для проверки подшипника необходимо вывесить и покачать переднее колесо
  4. Проворачиваем колесо. Сломанный подшипник выдаст себя характерным скрежетом, гулом либо другими посторонними звуками.

Видео: проверка ступичного подшипника на «шестёрке»

https://www.youtube.com/embed/Bzebx43LddY

Как отрегулировать

Если в подшипниках были обнаружены увеличенные зазоры, их требуется отрегулировать. Из инструментов потребуются:

  • домкрат;
  • зубило;
  • динамометрический ключ;
  • головка на 27;
  • молоток.

Последовательность действий по регулировке такова:

  1. Поднимаем передок автомобиля и снимаем колесо.
  2. При помощи молотка и зубила сбиваем декоративный колпачок со ступицы.Защитный колпак сбиваем отвёрткой или зубилом и снимаем
    Защитный колпак сбиваем отвёрткой или зубилом и снимаем
  3. Ставим колесо на место, закрепляя его на пару болтов.
  4. Подтягиваем гайку ступицы с моментом 2 кгс.м.Ступичную гайку подтягивем с моментом 2 кгс.м
    Ступичную гайку подтягивем с моментом 2 кгс.м
  5. Вращаем колесо вправо-влево несколько раз для самоустановки подшипников.
  6. Ослабляем ступичную гайку, при этом покачиваем колесо, повторяя п.3 проверки подшипников. Нужно добиться едва заметного люфта.
  7. Стопорим гайку зубилом, заминая шейки в канавки на оси цапфы.Чтобы застопорить гайку используем зубило и молоток, заминая шейки в прорези на оси
    Чтобы застопорить гайку используем зубило и молоток, заминая шейки в прорези на оси

При регулировке подшипника рекомендуется заменить ступичную гайку на новую, так как крепеж может остаться на месте и заблокировать его от проворачивания будет невозможно.

Замена подшипника

В процессе эксплуатации подшипников сепаратор, ролики и сами сепараторы изнашиваются, поэтому деталь нуждается только в замене. Для этого понадобится тот же перечень инструментов, что и при регулировке зазора в подшипниках, плюс еще нужно подготовить:

  • ключ на 12 и 27;
  • бородок;
  • головка на 17;
  • вороток;
  • плоская отвёртка;
  • смазка Литол-24.

Работу выполняем следующим образом:

  1. Поднимаем передок автомобиля и снимаем колесо.
  2. Демонтируйте тормозные колодки и суппорт. Последнюю закрепляем в нише колеса для предотвращения натяжения тормозных шлангов. Снимите тормозные колодки и суппорт, повесьте его таким образом, чтобы исключить натяжение тормозных трубок
    Снимаем тормозные колодки и суппорт, подвешивая его таким образом, чтобы исключить натяжение тормозных патрубков
  3. Откручиваем ступичную гайку, снимаем шайбу и внутреннюю часть подшипника.Открутив гайку, снимаем шайбу и подшипник ступицы
    Открутив гайку, снимаем шайбу и подшипник ступицы
  4. Снимаем с оси цапфы ступицу и тормозной диск.После отворачивания гайки остаётся снять ступицу с автомобиля
    После отворачивания гайки остаётся снять ступицу с автомобиля
  5. Отворачиваем два штифта.Ступица крепится на тормозном диске двумя штифтами, откручиваем их
    Ступица крепится на тормозном диске двумя штифтами, откручиваем их
  6. Разъединяем ступицу и тормозной диск с дистанционным кольцом.Отвернув крепление, разъединяем ступицу, тормозной диск и дистанционное кольцо
    Отвернув крепление, разъединяем ступицу, тормозной диск и дистанционное кольцо
  7. Удаляем внутри ступицы старую смазку при помощи ветоши.
  8. Для демонтажа внешней обоймы подшипника фиксируем ступицу в тисках и выбиваем кольцо бородком.Обоймы подшипников выбивают при помощи наставки
    Обоймы подшипников выбивают при помощи наставки
  9. Вынимаем обойму.Вынимаем кольцо из ступицы
    Вынимаем кольцо из ступицы
  10. Плоской отверткой поддеваем сальник и снимаем его со ступицы, а затем вынимаем распорную втулку, которая находится под ним. Поддеваем отверткой сальник и вынимаем его
    Отвёрткой поддеваем и достаём сальник
  11. Подшипник, установленный с внутренней стороны ступицы, демонтируем таким же образом.
  12. Для установки наружных колец на новые подшипники используем тиски и такие же кольца от старых подшипников в качестве ориентира. Запрессовать кольца новых подшипников в тис
    В тисах запрессовываем обоймы новых подшипников
  13. Если тиски недоступны, для запрессовки колец можно использовать металлическую прокладку, например долото или молоток. Кольца подшипников можно запрессовать молотком
    Кольца подшипников можно запрессовать при помощи молотка
  14. Внутрь ступицы и в сепаратор внутреннего подшипника набиваем смазку Литол-24 порядка 40 грамм.Внутрь ступицы и на сам подшипник наносим смазку
    Внутрь ступицы и на сам подшипник наносим смазку
  15. Устанавливаем внутренний подшипник и прокладку в ступицу, затем наносим смазку на сальник и запрессовываем его. Продавливаем сальник молотком через подходящую проставку
    Сальник запрессовываем молотком через подходящую проставку
  16. Устанавливаем ступицу на цапфу, избегая повреждения манжетного уплотнения.
  17. Наносим смазку и монтируем внутреннюю часть наружного подшипника, ставим на место шайбу и закручиваем ступичную гайку.
  18. Производим регулировку зазора в подшипниках и ставим защитный колпачок, набивая его смазкой.
Это может быть интерено  Передняя подвеска ВАЗ 2107: устройство, неисправности и модернизация

Видео: замена подшипника ступицы

https://www.youtube.com/embed/KTSZEylKKLA

Какой выбрать

Владельцам классических «Жигулей» рано или поздно приходится сталкиваться с заменой ступичных подшипников и вопросом выбора производителя. На сегодняшний день существует множество компаний, выпускающих продукцию такого типа. Но лучше отдать предпочтение таким маркам:

  • SKF;
  • SNR;
  • FAG;
  • NTN;
  • Koyo;
  • INA;
  • NSK.

Продукция этих производителей характеризуется высоким качеством и отвечает самым строгим требованиям.

Одним из зарубежных производителей ступичных подшипников является фирма NTN

Если рассматривать отечественных производителей подшипников, то таковые тоже существуют. Для АвтоВАЗа подшипники поставляют:

  • ЗАО «ЛАДА Имидж» является поставщиком оригинальных ступичных подшипников Lada на вторичном рынке;
  • SPZ (Саратовский подшипниковый завод);
  • Волжский стандарт (Волжский завод);
  • VBF (Вологодский подшипниковый завод);
  • СПЗ-9 (Самарский завод).

ЗАО «ЛАДА Имидж» является поставщиком оригинальных ступичных подшипников Lada

Суппорт

Учитывая ходовую часть ВАЗовской «шестерки», тормозной суппорт не может остаться без внимания. Этот узел крепится на поворотный кулак, удерживая тормозные колодки и рабочие тормозные цилиндры через подходящие отверстия, прорези и канавки. В суппорте есть специальное отверстие для тормозного диска. Конструктивно изделие выполнено в виде монолитной стальной детали. Когда поршень рабочего тормозного цилиндра воздействует на тормозную колодку, усилие передается на тормозной диск, заставляя автомобиль тормозить и останавливаться. При деформации суппорта, которая возможна при сильном ударе, тормозные колодки изнашиваются неравномерно, что значительно сокращает срок их службы.

Суппорт «шестёрки» является деталью, без которой невозможно полноценное торможение

Суппорт может получить повреждения следующего характера:

  • появление трещин. Поскольку деталь постоянно подвергается нагрузкам, со временем на ней появляются трещины из-за усталости металла. Это говорит о необходимости замены суппорта, так как он непригоден для восстановления;
  • образование оксидов на движущихся элементах. Рабочие цилиндры постепенно покрываются грязью и оксидной пленкой, а поршни со временем начинают подклинивать, что снижает эффективность торможения. В этом случае необходим ремонт или замена цилиндров.

Полуось заднего колеса ВАЗ 2106

На ВАЗ 2106 задние колеса крепятся с помощью полуосей. Деталь крепится к чулку заднего моста и является его составной частью, так как именно полуось передает вращение от коробки передач к задним колесам.

Посредством полуоси обеспечивается крепление и вращение заднего колеса

Полуось является надёжной деталью, которая практически не выходит из строя. Основным элементом, который иногда требует замены, является подшипник.

Это может быть интерено  Как выбрать и заменить задние амортизаторы на ВАЗ 2107

Основным элементом, который приходится менять на полуоси, является подшипник

С его помощью обеспечивается равномерный поворот рассматриваемого узла при движении. Отказы подшипников аналогичны элементам ступицы. При выходе из строя детали проблема решается заменой.

При повреждении подшипника появляется характерный треск или гул

Замена подшипника

Чтобы снять полуось и заменить шарикоподшипник нужно подготовить определённый набор инструментов:

  • вороток;
  • головка на 17;
  • молоток;
  • плоская отвёртка;
  • зубило;
  • болгарка;
  • новый подшипник полуоси со стопорным кольцом;
  • паяльная лампа или газовая горелка.

Снятие полуоси

Демонтаж производим в следующем порядке:

  1. Поднимаем заднюю часть автомобиля с нужной стороны и снимаем колесо, а также тормозной барабан.
  2. Чтобы предотвратить вытекание смазки из балки заднего моста, приподнимаем край чулка домкратом.
  3. Воротком с головкой на 17 откручиваем крепление полуоси.Для снятия полуоси необходимо отвернуть 4 гайки головкой на 17
    Для снятия полуоси необходимо отвернуть 4 гайки головкой на 17
  4. Снимаем гравёрные шайбы.Отвернув крепёж, снимаем гравёрные шайбы
    Отвернув крепёж, снимаем гравёрные шайбы
  5. Устанавливаем ударный съемник на фланец полуоси и выбиваем полуось из чулка. Для этих целей также можно использовать подручные средства, например, деревянный брусок и молоток. Ударным гайковертом выбиваем полуось из гнезда на задней оси
    При помощи ударного съёмника выбиваем полуось из чулка заднего моста
  6. Демонтируем полуось вместе с крепёжной пластиной, подшипником и втулкой.Полуось демонтируется вместе с подшипником, крепёжной пластиной и втулкой
    Полуось демонтируется вместе с подшипником, крепёжной пластиной и втулкой
  7. Вынимаем уплотнитель.Отвёрткой поддеваем и снимаем уплотнитель
    Отвёрткой поддеваем и снимаем уплотнитель
  8. При помощи клещей достаём сальник.При помощи клещей извлекаем из чулка сальник полуоси
    При помощи клещей извлекаем из чулка сальник полуоси

Снятию полуоси тормозные колодки не мешают, поэтому их трогать не нужно.

Демонтаж подшипника

Процесс снятия подшипника состоит из следующих шагов:

  1. Полуось фиксируем в тисках.
  2. Болгаркой надрезаем кольцо.Болгаркой разрезаем втулку
    Болгаркой разрезаем втулку
  3. Раскалываем кольцо молотком и зубилом, нанося удары по надрезу.Втулку разбиваем при помощи молотка и зубила
    Втулку разбиваем при помощи молотка и зубила
  4. Сбиваем подшипник с полуоси. Если это не удается, разрезаем и расщепляем с помощью болгарки внешнюю обойму, затем демонтируем внутреннюю. Сбиваем подшипник с полуоси, наводим на него деревянный брусок и бьём молотком
    Сбиваем подшипник с полуоси, наставляя на него деревянный брусок и нанося удары молотком
  5. Осматриваем состояние полуоси. При обнаружении дефектов (деформация, следы износа в месте установки подшипника или шлицов) полуось подлежит замене. После снятия подшипника необходимо проверить полуось на наличие повреждений и деформаций
    После снятия подшипника нужно обязательно проверить полуось на предмет повреждений и деформации

Установка подшипника

Новую деталь устанавливаем следующим образом:

  1. Вынимаем из нового подшипника пыльник.Поддеваем отвёрткой и снимаем пыльник подшипника
    Поддеваем отвёрткой и снимаем пыльник подшипника
  2. Набиваем подшипник смазкой Литол-24 или ей подобной.Набиваем в подшипник смазку Литол-24 или ей подобную
    Набиваем в подшипник смазку Литол-24 или ей подобную
  3. Ставим пыльник на место.
  4. На место посадки подшипника наносим смазку.Посадочное место под подшипник также смазываем
    Посадочное место под подшипник также смазываем
  5. Монтируем подшипник пыльником наружу, т. е. к фланцу полуоси, насаживая его при помощи подходящего отрезка трубы.
  6. Нагреваем втулку паяльной лампой до появления на детали белого налета.Чтобы легче было надеть кольцо на полуось, нагреваем газовой горелкой или паяльной лампой
    Чтобы кольцо было проще насадить на полуось, его нагревают газовой горелкой или паяльной лампой
  7. Берём кольцо клещами или пассатижами и надеваем на полуось.
  8. Устанавливаем втулку вплотную к подшипнику, забивая её молотком.
  9. Ожидаем, пока кольцо остынет.Когда втулка будет насажена, даём время ей остыть
    Когда втулка будет насажена, даём время ей остыть
  10. Надеваем новый сальник и монтируем полуось на место. Сборка производится в обратном порядке, на новую манжету надевается подходящий переходник
    Новую манжету устанавливают при помощи подходящей наставки

Видео: замена полуосевого подшипника на «классике»

https://www.youtube.com/embed/MpZVQqZkgrI

Хотя ступицы с подшипниками и полуоси ВАЗ 2106 являются надежными элементами, они все же могут выйти из строя из-за постоянного воздействия высоких нагрузок. Проблема в основном связана с износом подшипников, заменить которые владелец Жигулей может самостоятельно. Для работы нужен некоторый опыт в ремонте автомобилей и минимальный набор инструментов, а чтобы сделать все правильно и не допустить ошибок, следует предварительно ознакомиться с пошаговой инструкцией.

Оцените статью