Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Генератор ВАЗ 2104: пособие для водителя

ГЕНЕРАТОР

ВАЗ 2104 – модель отечественного производителя, выпускавшаяся с 1984 по 2012 год. Российские водители и сегодня ездят на «четверках», так как автомобиль неприхотлив в эксплуатации и доступен в плане ремонта. Одним из основных элементов 2104 является генератор АвтоВАЗа, отвечающий за работоспособность всего автомобиля. Но, несмотря на долгую историю модели, у владельцев до сих пор возникает множество вопросов по эксплуатации, поломке и ремонту этой запчасти.

Содержание
  1. Генератор ВАЗ 2104: назначение устройства
  2. Основные характеристики генератора «четвёрки»
  3. Какие генераторы можно поставить на ВАЗ 2104
  4. Как подключается генератор
  5. Как разобраться с кучей проводов
  6. Устройство генератора
  7. Ротор
  8. Шкив
  9. Статор с обмотками
  10. Реле регулятора
  11. Щётки
  12. Диодный мост
  13. Как проверить генератор
  14. Процедура проверки
  15. Видео: порядок проверки на снятом генераторе
  16. Неисправности в работе: признаки неполадок и способы их устранения
  17. Почему на панели приборов загорелась контрольная лампа зарядки
  18. Почему во время движения не заряжается аккумулятор
  19. Видео: ищем причины отсутствия зарядки АКБ
  20. По каким причинам выкипает аккумулятор
  21. Сильные шумы во время работы генератора — это хорошо или плохо
  22. Ремонт генератора на ВАЗ 2104
  23. Снимаем генератор с машины
  24. Видео: инструкция по демонтажу
  25. Как разобрать генератор
  26. Видео: инструкция по разборке устройства
  27. Как отремонтировать генератор
  28. Видео: инструкция по ремонту
  29. Ремень генераторной установки на ВАЗ 2104
  30. Правильная натяжка ремня

Генератор ВАЗ 2104: назначение устройства

Под капотом «четверки» находится множество различных механизмов и деталей, поэтому новичку порой сложно справиться с теми или иными поломками. Именно генератор представляет большой интерес для ВАЗ 2104, так как остальные автомеханики «пляшут» от работы.

Автогенератор – это устройство, основной задачей которого является преобразование энергии из механической в ​​электрическую, т.е выработка электроэнергии. Это означает, что генератор фактически обеспечивает стабильную работу всего электрооборудования автомобиля, а также поддерживает уровень заряда аккумуляторной батареи.

В работе всех электрических приборов ВАЗ генератор играет огромную роль выработки энергии

Для выполнения своей функции в корпусе генератора происходит следующая работа:

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

  1. Сразу после того, как водитель завел машину, энергия со знаком плюс проходит через замок зажигания на блок безопасности, зарядную лампу, выпрямитель и проходит через сопротивление энергии со знаком минус».
  2. Когда загорается лампочка на панели приборов в салоне о включении питания, «плюс» попадает в генератор — на медную обмотку.
  3. Обмотка преобразует сигнал и в виде механической энергии передаёт его шкиву.
  4. Шкив начинает вращаться, вырабатывая электричество.
  5. Переменный ток, полученный таким образом, передаётся аккумулятору и другим устройствам в конструкции автомобиля.

Основные характеристики генератора «четвёрки»

На ВАЗ 2104 установлен штатный генератор модели Г-222. Это типовой агрегат производства АвтоВАЗа со стабильной работой. Если говорить о технических характеристиках генератора Г-222, то они выражаются в следующих показателях:

  • максимально возможная сила тока при вращении ротора 5000 об/мин — 55 А;
  • напряжение — до 14 В;
  • мощность — до 500 ватт;
  • вращение ротора происходит в правую сторону;
  • вес устройства без шкива — 4.2 килограмма;
  • размеры: длина — 22 см, ширина — 15 см, высота — 12 см.

Устройство имеет компактные размеры и литой прочный корпус для защиты внутренних элементов
Генератор на ВАЗ 2104 устанавливается непосредственно на картер двигателя с правой стороны. Запуск генератора обеспечивается движением коленчатого вала сразу после зажигания.

Расположение с правой стороны от мотора обусловлено конструкцией ВАЗ 2104

Какие генераторы можно поставить на ВАЗ 2104

Водителя не всегда устраивает работа штатного вазовского генератора. Все дело в том, что устройство рассчитано на строго определенные нагрузки, и при подключении дополнительных электроприборов уже не справляется с работой.

Поэтому владельцы «четвёрки» нередко задумываются о том, чтобы поставить новый, более мощный генератор, и его можно было без проблем использовать:

  • дополнительные приборы освещения;
  • новую акустическую систему;
  • навигатор.

Наличие внештатных приборов и электронных устройств сказывается в первую очередь на работе генератора

Генераторы Г-222 и Г-221 в принципе идентичны друг другу, с той лишь разницей, что Г-221 выдает на 5 ампер меньше. Поэтому смысла в такой компенсации не было бы.

Генераторы для ВАЗ 2104 лучше всего купить у КАТЭК или КЗАТЭМ (Самарский завод). Они выдают до 75 А, что вполне приемлемо для автомобиля. К тому же конструкция самарских генераторов вполне подходит для «четверки».

Наибольшей популярностью пользуются западные генераторы, такие как Bosch и Delphi. Однако следует помнить, что механизмы ВАЗ не рассчитаны на установку европейского оборудования, поэтому крепления устройства необходимо переделывать.

Сами владельцы ВАЗ 2104 придерживаются мнения, что нужен непросто более мощный генератор, а прибор, у которого выше КПД:

Я думаю, что более мощный генератор не решит эту проблему, нужен генератор не мощнее, а с большей мощностью на холостом ходу. Но дело в том, что у всех генераторов на ХХ мощность почти одинаковая (у BOSCH на 2А больше, но и стоит он в 5 раз дороже!!!) А вот с вашими противотуманками, на ХХ он не справится. Им нужно 50Вт/13В = 3,85А*4 + еще ~10А на габариты и ближний свет = 25,4 А система зажигания, возбуждение генератора, магнитола, наконец… Можно конечно попробовать заменить шкив генератора на меньший диаметр вот так,что вал генератора вращается с большим числом оборотов.Но длины дорожки натяжной тяги может не хватить,и ремень не натянуть Да и для подшипников генератора и обмоток ротора вращение с большими расчетными оборотами не является хороший.

Маленький Джонни

https://forum.zr.ru/forum/topic/242171-%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE-%D0%BB%D0%B8-%D0%BF %D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BD%D0%B0-%D0%B2%D0%B0 %D0%B7–2104-%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%BC%D0 %BE%D1%89%D0%BD%D0%B5%D0%B5-%D1%88%D1%82%D0%B0/

Таким образом, владельцу ВАЗ 2104 необходимо чётко понимать, для достижения каких именно целей он хочет установить новый генератор.

Штатное устройство для оснащения ВАЗ 2104

Как подключается генератор

Генератор – это в первую очередь электрическое устройство, поэтому очень важно правильно его подключить. У драйверов обычно возникают проблемы с подключением, так как к корпусу должно быть подключено несколько проводов разного цвета и толщины, а также устройство должно иметь правильную поляризацию.

По такой схеме проще всего подключить генератор к системам автомобиля. Статор генератора имеет трехфазную обмотку, которая соединена по схеме «звезда». Реле индикатора заряда аккумулятора подключено к «нулевой» клемме. Кроме того, подключение осуществляется по схеме.

1 — аккумуляторная батарея;2 — генератор;3 — монтажный блок;4 — выключатель зажигания;5 — лампа сигнализатора заряда аккумуляторной батареи, расположенная в комбинации приборов;6 — вольтметр

Как разобраться с кучей проводов

Генератор является электрическим устройством, поэтому нет ничего удивительного в том, что к нему подключено сразу несколько разноцветных проводов. Для удобства можно воспользоваться этой подсказкой:

  • жёлтый провод идёт от контрольной лампы-сигнализатора в салоне;
  • толстый серый — от реле регулятора на щётки;
  • толстый тонкий — подводится к реле;
  • оранжевый выполняет роль дополнительного разъёма и обычно при монтаже соединяется вместе с тонким серым проводом.

При самостоятельном демонтаже генератора рекомендуется маркировать каждый провод и место его подключения, чтобы проще было восстановить порядок повторного подсоединения

Устройство генератора

ВАЗ 2104 имеет штатный генератор Г-222. С 1988 года он был несколько видоизменен и стал называться по маркировке 37.3701 (точно такие же агрегаты устанавливались на ВАЗ 2108). Г-222 и 37.3707 отличаются только данными обмоток, наличием встроенного реле регулятора.

Узел крепится к литой скобе на двигателе с помощью болта и штифта. Этого крепежного приспособления достаточно для надежной работы генератора.

Г-222 состоит из нескольких деталей, основными же считаются ротор, статор и крышки.

Ротор

Ротор – вращающийся элемент генератора. Он состоит из вала с рифленой поверхностью. На вал насажены стальная втулка и стержни, которые вместе образуют сердечник электромагнитного поля.

Ротор вращается в двух шарикоподшипниках. Важно, чтобы подшипники были закрытыми, т.е не требовали дополнительной смазки. Поэтому, если они со временем сломаются, их проще заменить.

Устройство имеет вал и зубчатую передачу для облегчения вращения

Шкив

На валу ротора также установлен шкив. На поверхности шкива имеются три продолговатых отверстия – это необходимый конструктивный элемент для вентиляции генератора и защиты агрегата от перегрева. Шкив получает энергию вращения от коленчатого вала и передает ее ротору.

Центральное отверстие шкива совпадает с диаметром вала ротора

Статор с обмотками

Статор изготовлен из пластин электротехнической стали. Все пластины соединяются в единое целое с помощью сварки. В специальные пазы изделия вставлена ​​обмотка из медного провода. В свою очередь, каждая из трех обмоток разделена на шесть витков.

Внутри статора располагается обмотка

Реле регулятора

Реле регулятора представляет собой пластину с электрической цепью. Основная задача этой пластины — контролировать напряжение на выходе корпуса, чтобы элемент закрепился с обратной стороны генератора.

Электросхема встроена непосредственно в корпус генератора

Щётки

Щётки являются главным элементов в системе выработки электрической энергии. Они зажимаются в щёткодержателе и располагается также на статоре.

Щётки фиксируются в специальном держателе

Диодный мост

Диодный мост (или выпрямитель) конструктивно представляет собой совокупность шести отдельных диодов, закрепленных на одной плате на равных расстояниях. Выпрямитель нужен для обработки переменного тока и придания ему постоянного, стабильного характера. Соответственно, при выходе из строя хотя бы одного из диодов будут проблемы с работой генератора.

Устройство по форме напоминает подкову, поэтому среди водителей чаще всего так и называется

Как проверить генератор

Проверить работоспособность генератора на ВАЗ 2104 можно несколькими способами. Диагностика осциллографом или на стенде предполагает обращение к специалистам, поэтому рассмотрим самый простой способ проверки своими руками.

Чтобы проверить генератор, понадобятся следующие приборы:

  • мультиметр;
  • лампочка с припаянными проводами;
  • провода для подключения между генератором и аккумулятором.

Для проверки можно выбрать любой мультиметр, независимо от года выпуска и типа

Процедура проверки

После того как мотор остыл, можно приступать к проверке:

  1. Открыть крышку капота.
  2. Подсоединить проводки лампочки к входной клемме генератора и ротору.
  3. Силовые провода подключить: минусовой к клемме «минус» АКБ и к массе генератора, плюсовой к клемме «плюс» генератора и к его выходной клемме.
  4. Массу лучше подсоединять в последнюю очередь, чтобы не создать короткое замыкание в сети.
  5. Далее включить мультиметр, один щуп подсоединить к «плюсу» АКБ, другой — к «минусу» АКБ.
  6. После этого должна загореться тестовая лампочка.
  7. Мультиметр должен показывать порядка 12.4 В.
  8. Далее необходимо попросить помощника раскрутить генератор. Одновременно можно включить приборы освещения на ВАЗе.
  9. Показания мультиметра не должны резко падать или прыгать. Нормальный режим работы генератора от 11,9 до 14,1 В, если показатель ниже, генератор скоро выйдет из строя, если выше, вероятно, закипит аккумулятор.

Видео: порядок проверки на снятом генераторе

https://www.youtube.com/embed/ORfOZLVG6yI

Запрещается:

  • проводить проверку генератора через короткое замыкание, то есть через «искру»;
  • тестировать работу генератора при отключённом аккумуляторе.

Главная задача проверки генератора на авто — убедиться в том, что контрольная лампочка будет гореть без перебоев

Неисправности в работе: признаки неполадок и способы их устранения

К сожалению, в конструкции любого автомобиля нет таких деталей, которые рано или поздно не начали бы «капризничать». Генератор ВАЗ 2104 обычно имеет очень большой срок службы, но это не значит, что устройство все время будет работать в штатном режиме.

Водителю нужно внимательно относиться ко всем проявлениям неисправностей в его работе, чтобы своевременно и безопасно их устранить.

Задача любого владельца ВАЗ — своевременно замечать все изменения в работе машины

Почему на панели приборов загорелась контрольная лампа зарядки

Собственно говоря, это функция лампочки — сигнализировать водителю о том, что в системе недостаточно заряда. Однако лампочка не всегда работает по этой причине:

  • начал проскальзывать ремень генератора — необходимо остановиться и отрегулировать степень его натяжения;
  • имеется повреждение в реле контрольной лампы, поэтому она срабатывает некорректно — нужно «прозвонить» реле и убедиться в том, что оно исправно;
  • обрыв в обмотке — придётся разбирать генератор, чистить все контактные соединения и, возможно, менять реле регулятора на новое;
  • сильно изношены щётки — необходимо заменить их на новые;
  • короткое замыкание в одном из диодов выпрямителя — необходимо будет либо менять диоды, либо сразу весь диодный мост.

При срабатывании этого сигнала рекомендуется остановиться, выключить зажигание и найти причину неполадки

Почему во время движения не заряжается аккумулятор

Одна из самых частых проблем на ВАЗ 2104. Эта ошибка на самом деле часто встречается на генераторах Г-222, которые при нормальной работе не заряжают аккумулятор по ряду причин:

  • ремень генератора потерял свою натяжку — необходимо отрегулировать его;
  • в процессе эксплуатации ослабли крепления концов проводов между генератором и аккумулятором — необходимо зачистить контакты, при необходимости заменить поврежденные провода;
  • Аккумулятор неисправен — если проблема с зарядкой появилась сразу после замены аккумулятора, не стоит винить генератор, скорее всего, вам просто нужно снова купить новый аккумулятор;
  • появились повреждения в регуляторе напряжения — почистить все контакты и убедиться в целостности проводка.

Видео: ищем причины отсутствия зарядки АКБ

https://www.youtube.com/embed/K_8ZrGt1NqE

По каким причинам выкипает аккумулятор

Приготовление пищи в аккумуляторе можно считать последней фазой «жизни» аккумулятора. Ведь даже после заправки нет гарантии, что батарея будет нормально работать:

  • плохой контакт между «массой» и корпусом регулятора напряжения — нужно восстановить контакт, при необходимости заменить клеммы;
  • повреждения в регуляторе — лучше сразу же его заменить на новый;
  • неисправность в самой АКБ — спасёт только замена батареи.

Причина неисправности кроется в работе генератора

Сильные шумы во время работы генератора — это хорошо или плохо

Все машины с движущимися частями обычно издают шум во время работы. И генератор ВАЗ 2104 не исключение. Но если водитель стал замечать, что этот шум с каждым днем ​​становится все громче, необходимо будет найти причину этого:

  • ослабилась гайка на шкиве — генератор должен быть чётко зафиксирован в одном положении, поэтому придётся подтянуть его крепления;
  • разбились подшипники — рекомендуется разобрать генератор и поменять подшипники на роторе;
  • произошло замыкание в обмотке — следует сразу же поменять статор целиком;
  • заскрипели щётки — необходимо прочистить их поверхности и контакты.

ВАЗ 2104 тихим назвать трудно, поэтому все те звуки, которые не привычны для авто, будут сразу же обращать на себя внимание

Ремонт генератора на ВАЗ 2104

На самом деле ремонт генератора автомобиля не самая сложная задача. Важно правильно снять и разобрать устройство, а замена сгоревших или изношенных деталей интуитивно понятна. Поэтому автолюбители говорят, что ремонтные работы на Г-222 вполне под силу даже водителю, никогда не разбиравшему генераторы.

Снимаем генератор с машины

Для работы потребуется заранее подготовить минимальный набор инструмента:

  • рожковый ключ на 10;
  • рожковый ключ на 17;
  • рожковый ключ на 19.

После остывания автомобиля можно приступать к разборке. Процедура относительно проста и не требует специфических знаний в электротехнике:

  1. Снять колесо с правой передней стороны транспортного средства.
  2. Убедиться, что машина надёжно стоит на домкрате.
  3. Подлезть с правой стороны и найти корпус генератора.
  4. Ослабить нижнюю гайку крепления, но пока не выкручивать её.
  5. Ослабить гайку на шпильке с верхней стороны, тоже пока не выкручивая ей.
  6. После этого можно сдвинуть корпус генератора на двигатель — таким образом ремень ослабляется, его можно без повреждений снять со шкива.
  7. Отсоединить провод, идущий от вывода генератора.
  8. Отключить проводку от обмотки.
  9. Снять провод от щёток.
  10. Выкрутить нижнюю и верхнюю гайки.
  11. Потянуть генератор на себя, снять его с кронштейна двигателя.

Видео: инструкция по демонтажу

https://www.youtube.com/embed/Ix0Ep8dYXQY

Устройство может быть очень грязным, поэтому перед его разборкой рекомендуется протереть крышку. На самом деле при разборке пыль может попасть на внутренние детали и вызвать короткое замыкание.

Как разобрать генератор

Дальнейший этап работы требует смены инструментов:

  • рожковый ключ на 19;
  • накидной ключ на 19;
  • трещотка (можно добавить удлинитель);
  • головка на 8;
  • головка на 10;
  • небольшой молоточек.

Перед тем, как демонтировать корпус генератора, также необходимо подготовить емкости, в которые можно будет поместить мелкие детали (гайки, шайбы, винты). Можно даже подписать, из какого механизма сняты те или иные детали, чтобы потом было проще собрать генератор:

  1. Первым делом нужно выкрутить четыре гайки на задней крышке.
  2. Далее снять шкив, для этого потребуется выкрутить гайку его крепления.
  3. После корпус можно разделить на две части. Одна часть легко выходит из другой. В итоге генератор распадается на статор с обмоткой и ротор.
  4. Снять шкив с ротора — обычно он выходит легко. В случае затруднений можно постучать по нему молотком.
  5. Вытащить из корпуса ротор с подшипниками.
  6. Статор разобрать на детали, стараясь не задеть обмотку.

Видео: инструкция по разборке устройства

https://www.youtube.com/embed/U3REAaXWc_0

Как отремонтировать генератор

После процесса разборки устройства потребуется тщательно осмотреть каждую деталь. Деталь нуждается в замене, если:

  • она покрыта налётом гари и копоти;
  • виден сильный износ;
  • на поверхности есть трещинки и зазубринки;
  • наблюдается деформация внешнего вида.

Соответственно, для проведения полноценного ремонта необходимо заменить вышедшие из строя механизмы генератора на новые. Найти подходящие элементы на ВАЗ 2104 сейчас довольно сложно, поэтому стоит сразу рассмотреть возможность проведения ремонтных работ. Возможно, проще купить оригинальный генератор, чем тратить время на поиск необходимых запчастей?

В зависимости от удалённости регионов от Москвы, Г-222 может оцениваться в сумму от 4200 до 5800 рублей.

В большинстве случаев целесообразно провести замену, а не ремонт генератора

Если был выбран путь ремонта устройства, необходимо будет убедиться, что все комплектующие идентичны штатным элементам. Даже небольшое отличие от «родной» детали может привести к некорректной работе генератора и даже к поломке.

Замену механизмов производить во время сборки устройства в обратном порядке.

Видео: инструкция по ремонту

https://www.youtube.com/embed/sw8G7Qu7hkQ

Ремень генераторной установки на ВАЗ 2104

В связи с длительной историей «четвёрки» на авто устанавливались два вида ремней генератора:

  1. Ремень старого образца был гладким, так как шкивы приводов тоже имели гладкую поверхность.
  2. Новый ремень изготовлен из высокопрочной резины и имеет зубья, так как приводы стали делать с зубьями для максимально надежного соединения.

Если говорить о ремнях в новом стиле, автомобилисты предпочитают устанавливать продукцию немецкого производителя Bosch – они имеют максимальный срок службы и хорошо себя чувствуют на «четверке».

Ремень чётко встаёт в пазы шкивов благодаря своему рельефу

Типовой ремень генератора весит 0.068 кг и имеет следующие габариты:

  • длина — 250 мм;
  • ширина — 8 мм;
  • толщина — 2 мм.

Правильная натяжка ремня

Остро встает вопрос, как натянуть ремень после замены или ремонта генератора, ведь от этого будет зависеть успех работы агрегата. Вы должны следовать следующим инструкциям:

  1. Установить генератор на место, закрутив две гайки крепления наполовину.
  2. Закручивать гайки нужно до того момента, пока ход корпуса генератора не будет превышать 2 см.
  3. Вставить монтировку или толстый длинный болт между корпусом генератора и корпусом водяного насоса.
  4. Надеть ремень на шкивы.
  5. Не ослабляя давления монтировки, натянуть ремень.
  6. Далее закрутить верхнюю гайку крепления генератора.
  7. Проверить степень натяжения ремня — он не должен быть сильно затянут или же, наоборот, провисать.
  8. Закрутить нижнюю гайку.

Для натяжения используется толстая отвёртка

Чтобы ремень имел рабочую степень натяжения, необходимо после окончания работы ткнуть пальцем в свободное место. Резина не должна прогибаться более чем на 1,5 сантиметра.

Поэтому можно сказать, что самостоятельное обслуживание генератора на ВАЗ 2104 вполне возможно и не относится к разряду невыполнимых задач. Важно соблюдать рекомендации и алгоритмы той или иной работы, чтобы качественно провести ремонт или диагностику.

Это может быть интерено  Самостоятельно проверяем регулятор напряжения генератора на ВАЗ 2107
Оцените статью