Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Карбюратор «Озон 2107»: о функциях, устройстве и самостоятельной регулировке

ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА

Карбюраторный механизм считается одним из важнейших узлов в автомобиле. При этом у владельцев «семерок» постоянно возникают вопросы, связанные с регулировкой и ремонтом этого агрегата. Самый популярный тип карбюраторов на ВАЗ 2107 – «Озон» – позволяет даже неопытным автовладельцам устранить все неисправности самостоятельно.

Карбюратор «Озон 2107» — общие характеристики и принцип работы

Любая карбюраторная установка, в том числе и озоновая, предназначена для образования горючей смеси (смешивания воздушных и топливных потоков) и подачи ее в камеру сгорания двигателя. Таким образом, можно сказать, что именно карбюраторный блок «обслуживает» двигатель автомобиля и позволяет ему нормально функционировать.

Регулировка количества подаваемого топлива и впрыск готовой топливной смеси в камеры сгорания – очень ответственная работа, так как от этого зависит работоспособность двигателя и его ресурс.

Механизм смешивает компоненты топлива и воздуха, создавая эмульсию для работы мотора

Завод-изготовитель карбюраторов «Озон»

Акционерное общество «Димитровградский автоагрегатный завод» уже 30 лет выпускает озоновые карбюраторные агрегаты, предназначенные исключительно для заднеприводных моделей ВАЗ.

В сопроводительных документах указан ресурс «Озона» (он всегда равен ресурсу двигателя). Однако гарантийный срок определяется достаточно жестко – 18 месяцев эксплуатации или 30 тысяч километров пробега (в зависимости от того, что наступит раньше).

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

АО «ДААЗ» проверяет на стенде каждый выпускаемый карбюратор, чем и обеспечивает высокое качество своей продукции. Всего «Озон» имеет две модификации:

  1. 2107–1107010 — устанавливается на модели ВАЗ 2107, 21043, 21053 и 21074. Модификация уже с завода оснащена микропереключателем и экономайзером.
  2. 2107–110701020 — устанавливается на модели ВАЗ 2121, 21061 и 2106 (с объемом двигателя 1,5 или 1,6 литра). Модификация упрощена и не имеет ни микровыключателя, ни экономайзера Карбюраторные агрегаты серии Озон собираются в цехах АО «ДААЗ», оснащенных современным оборудованием
    Карбюраторные установки серии «Озон» собираются в цехах АО «ДААЗ», оснащённых современным оборудованием

Преимущества карбюратора для заднеприводных моделей ВАЗ

Надо сказать, что первые «озоны» устанавливались на ВАЗ 2106 — «шестерку». Однако пик расцвета озоновых карбюраторов приходится именно на период серийного производства ВАЗ 2107. Конструкторы ДААЗ сразу заявили, что новая установка станет настоящим бестселлером на отечественном авторынке, и не ошиблись. Конструктивные особенности озонаторов позволили не только удешевить устройство, но и сделать его удобным в эксплуатации и ремонте.

В отличие от своих предшественников («Солекс» и «ДААЗ»), «Озон» оснащался приводом вакуумной заслонки. Эта станция контролировала подачу топлива в бак во второй камере. Таким образом удалось добиться экономии топлива на всех режимах работы двигателя.

Таким образом, в 1980-х годах карбюраторы серии «Озон 2107» стали пользоваться большим спросом как раз из-за своих высоких рабочих качеств:

  • простоты и функциональности;
  • удобства в обслуживании и ремонте;
  • экономичности;
  • доступности по цене.Литой корпус надёжно защищает внутренние узлы от повреждений
    Литой корпус надёжно защищает внутренние узлы от повреждений

Конструктивные особенности

Первая разработка «Озон 2107» осуществлялась на базе итальянского продукта Weber. Однако надо отдать должное советским конструкторам – они не только адаптировали иностранный механизм под отечественный автомобиль, но и упростили и оптимизировали его. Даже самые первые «озоны» были значительно лучше Вебера по таким характеристикам, как:

  • расход горючего;
  • экологичность;
  • надёжность работы компонентов.

Видео: общий обзор конструкции карбюратора 2107–1107010–00

https://www.youtube.com/embed/w3yB1-ORE7k

По устройству карбюратор Озон 2107 считается достаточно простым агрегатом (по сравнению с предыдущими разработками ДААЗ). В целом установка состоит более чем из 60 элементов, каждый из которых выполняет свою узкую функцию. Основными элементами карбюратора являются:

  • две дозирующие камеры;
  • вакуумный привод заслонки дросселя (на более поздних модификациях привод был заменён на пневматический);
  • поплавковая камера;
  • эконостат в камере (специальный элемент, обогащающий смесь воздухом);
  • устройство для вывода отработанных газов;
  • насос-ускоритель (в его конструкцию также входит и распылитель);
  • агрегат холостого хода (в его составе специальный клапан, функционирующий на электромагнитном поле);
  • форсунки (или дозаторы) Карбюратор Озон 2107 состоит из следующих частей: 1 — впускной клапан к ускорительному насосу; 2 — диафрагма ускорительного насоса; 3 — трубка; 4 — средняя часть тела; 5 — крышка; 6 — поплавковая камера; 7 — топливный жиклер переходной системы; 8 — воздушный жиклер переходной системы; 9 — воздушно-жиклерный экономостат; 10 — топливный жиклер экономостата; 11 — жиклер воздуха из основной дозирующей системы во вторую камеру; 12 — канал эконостата; 13 — пневмопривод дроссельной заслонки второй камеры; 14 — водоэмульсионный эконостат; 15 — малый диффузор второй камеры; 16 — выпускной клапан ускорительного насоса; 17 — распылитель ускорительного насоса; 18 — воздушная заслонка; 19 — малый диффузор первой камеры; 20 — жиклер воздуха из основной дозирующей системы в первую камеру; 21 — воздуховод к пусковому устройству; 22 — пусковое устройство; 23 — жиклер холостого хода; 24 — электромагнитный клапан; 25 — игольчатый клапан; 26 — штуцер подачи топлива; 27 — поплавок; 28 — регулировочный винт системы холостого хода; 29, 31, 38, 40 — каналы; 30 — главный топливный жиклер первой камеры; 32, 45 — эмульсионная трубка; 33 — регулировочный винт качества (состава) смеси; 34 — винт регулировки количества смеси; 35 — корпус винта регулировки количества смеси; 36 — эмульсионное отверстие в системе холостого хода; 37, 42 — переходные (нерегулируемые) системы холостого хода; 39, 41 — дроссельные заслонки; 43 — корпус демпфера; 44 — переходная втулка; 46 — главный топливный жиклер второй камеры; 47 — перепускное отверстие; 48 — рычаг бензонасоса
    Карбюратор «Озон 2107» состоит из следующих деталей: 1 — впускной клапан ускорительного насоса; 2 — диафрагма ускорительного насоса; 3 — трубка; 4 — средняя часть корпуса; 5 — крышка; 6 — поплавковая камера; 7 — топливный жиклёр переходной системы; 8 — воздушный жиклёр переходной системы; 9 — воздушный жиклёр эконостата; 10 — топливный жиклёр эконостата; 11 — воздушный жиклёр главной дозирующей системы второй камеры; 12 — канал эконостата; 13 — пневмопривод дроссельной заслонки второй камеры; 14 — эмульсионный жиклёр эконостата; 15 — малый диффузор второй камеры; 16 — выпускной клапан ускорительного насоса; 17 — распылитель ускорительного насоса; 18 — воздушная заслонка; 19 — малый диффузор первой камеры; 20 — воздушный жиклёр главной дозирующей системы первой камеры; 21 — воздушный канал пускового устройства; 22 — пусковое устройство; 23 — воздушный жиклёр холостого хода; 24 — электромагнитный клапан; 25 — игольчатый клапан; 26 — штуцер подвода топлива; 27 — поплавок; 28 — подстроечный винт системы холостого хода; 29, 31, 38, 40 — каналы; 30 — главный топливный жиклёр первой камеры; 32, 45 — эмульсионные трубки; 33 — регулировочный винт качества (состава) смеси; 34 — регулировочный винт количества смеси; 35 — корпус регулировочного винта количества смеси; 36 — эмульсионное отверстие системы холостого хода; 37, 42 — переходные отверстия (нерегулируемые) системы холостого хода; 39, 41 — дроссельные заслонки; 43 — корпус дроссельных заслонок; 44 — переходная втулка; 46 — главный топливный жиклёр второй камеры; 47 — перепускное отверстие; 48 — рычаг ускорительного насоса
Это может быть интерено  Бензонасос ВАЗ 2107: назначение, неисправности и ремонт

Газовые краны каждой из озоновых камер работают следующим образом: первая камера открывается уже из салона при нажатии водителем на педаль газа, а вторая — после получения сигнала станции о нехватке топливной смеси.

Форсунки «Озон» 2107 точно промаркированы, и если не установить дозатор в положенном месте в карбюратор, можно помешать всей работе двигателя.

ВАЗ 2107 топливные форсунки для первой камеры имеют маркировку 112, для второй — 150, воздушные форсунки — 190 и 150 соответственно, форсунки ускорительного насоса — 40 и 40, привода — 150 и 120. Распределители воздуха для первой камеры — 170, для второго — 70. Форсунки холостого хода — 50 и 60. Дозаторы большого диаметра «Озон» гарантируют бесперебойную работу двигателя даже при использовании некачественного бензина или в зимний период.

Карбюратор «Озон» весит около 3 кг и имеет небольшие размеры:

  • длина — 16 см;
  • ширина — 18,5 см;
  • высота — 21,5 см.Карбюратор «Озон» имеет небольшие размеры и весит около 3 кг
    Карбюратор «Озон» имеет небольшие размеры и весит около 3 кг

Механизм подачи топлива в двигатель

Как уже было сказано, важнейшей задачей любого карбюраторного механизма является образование горючей смеси. Поэтому весь функционал Ozon построен вокруг оперативного достижения этой цели:

  1. Через специальный механизм бензин попадает в поплавковую камеру.
  2. Из неё топливом заполняются две камеры через жиклёры.
  3. В эмульсионных трубках производится смешивание топлива и воздушных потоков.
  4. Готовая смесь (эмульсия) попадает в диффузоры посредством распыления.
  5. Далее смесь подаётся непосредственно в цилиндры двигателя.

В зависимости от режима работы двигателя (например, холостой ход или максимальная скорость обгона) будет образовываться топливная смесь разной насыщенности и состава.

Карбюратор собирает топливо и воздух и создаёт эмульсию для снабжения горючим двигателя
Это может быть интерено  Устройство, ремонт и регулировка карбюраторов серии ДААЗ 2107

Основные неисправности карбюратора «Озон»

Как и любой механизм, карбюратор ВАЗ 2107 рано или поздно начинает действовать, снижает производительность и со временем может полностью выйти из строя. Водитель сможет вовремя заметить начало поломки или неисправности, если будет внимательно следить за работой двигателя и карбюратора. Таким образом, следующие симптомы считаются симптомами истощения озонового слоя в будущем:

  • резкие хлопки при нажатии на педаль газа из-за детонации;
  • высокие обороты двигателя на холостом ходу;
  • «плавающие» обороты двигателя на холостом ходу, которые свидетельствуют о необходимости регулировки холостого хода;
  • Длительное время между нажатием на газ и ускорением автомобиля. Это признак неисправности привода на вторую камеру карбюратора или бензонасоса (а чаще и того и другого);
  • черный выхлоп из глушителя, что является первым признаком забитых форсунок. Черный дым из глушителя на автомобиле с карбюраторным двигателем – признак забитых форсунок
    Чёрный дым из глушителя на машине с карбюраторным двигателем является признаком засорения жиклёров

Не запускается двигатель

Самая большая проблема, связанная с карбюратором, заключается в том, что двигатель может не запускаться — и холодный, и топливный. Это может быть вызвано следующими ошибками:

  • разгерметизация клапанов;
  • износ пускового механизма;
  • заедание привода заслонки;
  • люфт оси воздушной заслонки;
  • разрывы в диафрагме.

Видео: что делать, если мотор не заводится

https://www.youtube.com/embed/cQGaNY9rEY8

Переливает топливо

Эта ошибка видна, как говорится, невооруженным глазом. Свечи зажигания, залитые бензином, не будут искрить, а под картером можно наблюдать лужи топлива. Причины кроются в следующих ошибках в работе карбюратора:

  • поломки пускового устройства;
  • нестабильность работы ускорительного насоса;
  • заедание дроссельной заслонки;
  • засорение жиклёров;
  • высокий уровень горючего в поплавковом отсеке.

Видео: правильная установка уровня топлива в карбюраторе

https://www.youtube.com/embed/GhBapUbA8Rc

Нет холостого хода

Еще одна типичная проблема карбюраторов Озон 2107 – неспособность двигателя работать на холостом ходу. Это связано со смещением электромагнитного клапана с рабочего места или его сильным износом.

Электромагнитный клапан на карбюраторе «Озон» отвечает за режим холостого хода двигателя

Высокие обороты на холостом ходу

При данной проблеме налицо подклинивание оси дроссельной заслонки второй камеры. Заслонка всегда должна находиться в строго определенном положении, независимо от режима работы карбюратора.

Видео: работа по устранению неполадок с холостым ходом двигателя

https://www.youtube.com/embed/7dsyoEde6mI

Регулировка карбюратора своими руками

Ввиду простоты конструкции озона самостоятельное выполнение необходимых настроек не вызовет затруднений. Нужно только подготовиться к регулировочным работам и качественно выполнять все указания и инструкции.

Это может быть интерено  Как устроена и работает топливная система инжекторного ВАЗ 2107

Подготовительный этап

Чтобы корректировка прошла быстро и эффективно, необходимо потратить некоторое время и тщательно продумать все нюансы работы. Во-первых, нужно подготовить для себя комфортное место, то есть ничто и никто не будет мешать вашей работе, а в комнате достаточно света и воздуха.

Карбюратор следует регулировать только при холодном двигателе, иначе возможны повреждения. Не помешает заранее долить заливные горловины или заливные горловины, так как при регулировке неизбежны некоторые утечки топлива.

Важно заранее подготовить необходимые инструменты:

  • набор гаечных ключей;
  • отвёртку с крестообразным лезвием;
  • отвёртку с плоским лезвием;
  • круглый щуп;
  • школьную линейку для измерения расстояний между узлами.

Также рекомендуется ознакомиться с информацией в сервисной книжке на автомобиль. Именно в этом документе приведены отдельные параметры и рекомендации по настройке и регулировке работы карбюратора.

Регулировка винтами качества и количества

Большинство проблем с озоном можно решить, просто отрегулировав винты количества и качества. Так называют небольшие приспособления на корпусе карбюратора, корректирующие работу основных узлов устройства.

С помощью винтов качества и количества можно устранить большинство неисправностей карбюратора

Процедура занимает немного времени и проводится только на полностью остывшем, но включённом моторе:

  1. Повернуть винт качества на максимум, вращая его до упора против движения часовой стрелки.
  2. Винт количества установить на ещё большее количество оборотов — например, на 800 об/мин, повернув сам винт против движения часовой стрелки.
  3. Проверьте винтом качества, действительно ли достигнуты максимальные значения положения для винта, т.е поверните его на пол-оборота вперед и назад. Если максимальная производительность не была достигнута с первого раза, необходимо выполнить настройки, указанные в пунктах 1 и 2, еще раз.
  4. Когда винт количества топлива установлен на максимальное значение, поверните винт качества назад, чтобы скорость упала до прибл. 850-900 об/мин.
  5. Если регулировка проведена правильно, то таким образом удастся добиться оптимальной работы карбюратора по всем параметрам. Регулировка количества и качества винтов осуществляется обычной шлицевой отверткой
    Регулировка винтов количества и качества проводится обычной шлицевой отвёрткой

Поплавковая камера — вносим корректировки

Необходима коррекция положения поплавка в камере для нормальной работы карбюратора на всех режимах работы. Для работы убедитесь, что двигатель остыл и не представляет опасности для людей. После этого вам нужно:

  1. Снимите крышку с карбюратора и поставьте ее вертикально так, чтобы отверстие для подачи топлива было направлено вверх. При этом сам поплавок должен свисать и едва касаться иглы. Если поплавок не перпендикулярен оси клапана, выпрямите его руками или пассатижами. Затем установите крышку карбюратора обратно.
  2. Линейкой измерьте расстояние от крышки карбюратора до поплавка. Оптимальный показатель – 6–7 мм. Если это не так, отогните язычок поплавка в правильном направлении. Поплавок должен быть перпендикулярен оси клапана на расстоянии 6-7 мм от крышки карбюратора
    Поплавок должен находиться перпендикулярно оси клапана на расстоянии 6–7 мм от крышки карбюратора
  3. Снова поднять крышку «Озона» строго вертикально.
  4. Выдвиньте поплавок как можно дальше от центра поплавковой камеры. Расстояние между поплавком и прокладкой крышки не должно превышать 15 мм. При необходимости сгибать или сгибать язык.

Регулировка открытия второй камеры

За своевременное открытие второй камеры карбюратора отвечает заслонка дросселя. Регулировка этого узла максимально проста:

  1. Подтянуть винты крепления заслонки.
  2. Убедиться в том, что устройство плотно прижато к стенке камеры.
  3. При необходимости замените уплотнительные элементы. Для регулировки своевременного открытия второй камеры подтяните крепления дроссельной заслонки и при необходимости замените уплотнительный элемент
    Для регулировки своевременного открытия второй камеры нужно подтянуть крепления дроссельной заслонки и при необходимости заменить уплотнительный элемент

Видео: общий обзор регулировочных работ

https://www.youtube.com/embed/u7oyZ5zNEyo

Карбюратор озон разработан специально для заднеприводных моделей ВАЗ 2107. Этот механизм позволил создать экономичный и быстрый автомобиль нового поколения Волжского автомобильного завода. Основным преимуществом «Озона» является простота рабочих циклов и простота обслуживания. Но если у вас есть сомнения в возможности регулировки узлов озона самостоятельно, лучше обратиться за помощью к специалистам.

Оцените статью