Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Бензонасос ВАЗ 2107: назначение, неисправности и ремонт

ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА

Топливный насос классических Жигулей – одно из слабых мест этих автомобилей. Механизм доставляет немало проблем автовладельцам, что особенно проявляется в жаркую погоду. При возникновении проблем с топливным насосом необходимо знать как причины их возникновения, так и способы их устранения.

Бензонасос карбюраторных ВАЗ 2107

Одним из механизмов системы питания любого двигателя является топливный насос. От производительности напрямую зависит запуск и работа силового агрегата. На карбюраторную «семерку» устанавливались механические бензонасосы диафрагменного типа ДААЗ 2101. Благодаря простой конструкции механизм ремонтопригоден. Однако он часто доставляет проблемы владельцам «Жигулей». Поэтому стоит более подробно остановиться на работе и неисправностях этого узла.

Основные функции

Работа бензонасоса заключается в том, чтобы подавать топливо из бака в карбюратор.

Система питания ВАЗ 2107 с карбюраторным мотором состоит из следующих элементов: 1 — топливный насос; 2 — шланг от топливного насоса к карбюратору; 3 — карбюратор; 4 — задняя трубка; 5 — датчик указателя уровня и резерва топлива; 6 — предохранительный щиток; 7 —трубка вентиляции бака; 8 — топливный бак; 9 — прокладки; 10 — хомут крепления топливного бака; 11 — передняя трубка; 12 — фильтр тонкой очистки топлива

Конструкция сборки не идеальна, поэтому является одним из слабых мест автомобиля. Это объясняется тем, что действие постоянных нагрузок и некачественный бензин приводят к естественному износу элементов. Именно это приводит к выходу устройства из строя. Если проблема возникает с насосом, двигатель начнет работать с перебоями или полностью перестанет работать.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Бензонасос имеет простую конструкцию, но является одним из слабых мест автомобиля

Конструкция и принцип работы

Механизм состоит из нескольких частей, соединенных застежками. В верхней части корпуса имеются два штуцера, через которые топливо подается и закачивается в карбюратор. В конструкции предусмотрен рычаг, позволяющий вручную перекачивать бензин из бака в топливную систему, что немаловажно после длительной стоянки автомобиля. Основными элементами узла являются:

  • толкатель;
  • пружина;
  • балансир;
  • крышка;
  • винт крышки;
  • гайка;
  • сетчатый фильтр;
  • мембраны (рабочие и предохранительная);
  • нижняя и верхняя тарелки;
  • шток;
  • клапаны (впускной и выпускной);
  • рычаг ручного насоса Конструкция бензонасоса: 1 — выпускной патрубок; 2 — фильтр; 3 — корпус; 4 — солома; 5 — крышка; 6 — всасывающий клапан; 7 — подшипник; 8 — рычаг ручного топливного насоса; 9 — пружина; 10 — гребенка; 11 — балансир; 12 — рычаг механического топливного насоса; 13 — нижняя крышка; 14 — внутренняя распорка; 15 — распорка наружная; 16 — выпускной клапан
    Конструкция бензонасоса: 1 — нагнетательный патрубок; 2 — фильтр; 3 — корпус; 4 — всасывающий патрубок; 5 — крышка; 6 — всасывающий клапан; 7 — шток; 8 — рычаг ручной подкачки топлива; 9 — пружина; 10 — кулачок; 11 — балансир; 12 — рычаг механической подкачки топлива; 13 — нижняя крышка; 14 — внутренняя дистанционная прокладка; 15 — наружная дистанционная прокладка; 16 — нагнетательный клапан

Принцип работы классического бензонасоса основан на создании необходимого давления для поддержания необходимого уровня топлива в камере карбюратора. Благодаря мембране подача топлива прекращается или уменьшается при установке предельного значения давления в топливной магистрали. На карбюраторных «семерках» бензонасос расположен под капотом с левой стороны блока цилиндров. Фиксируется на двух болтах через термопрокладку и прокладки, которые также используются для регулировки. Проставка также является направляющей для штока насоса.

Работает устройство в следующем порядке:

  • толкатель насоса приводится в действие от кулачка привода, функционирующего от механизма газораспределения;
  • мембраны, находящиеся внутри бензонасоса, движутся и создают в камере поочерёдно давление и разрежение;
  • если давление снижается, клапан на выходе закрывается, а топливо поступает через впускной клапан;
  • при повышении давления клапан на входе насоса закрывается, а бензин подаётся через шланг в карбюратор.

Под действием толкателя, который управляется механизмом газораспределения, в камере бензонасоса поочерёдно создаётся разрежение и давление, за счёт чего обеспечиваются такты всасывания топлива и его подачи в карбюратор

Какой бензонасос лучше

Когда не работает бензонасос, часто возникает вопрос о выборе нового узла. Владельцы Жигулей в основном отдают предпочтение продукции двух производителей: ДААЗ и Пекар. При возникновении проблем с заводским механизмом, например, при его перегреве, многие меняют его на второй вариант, объясняя это тем, что насосы Пекар не склонны к образованию паровой пробки, из-за чего в жаркую погоду устройство выходит из строя. На самом деле это мнение ошибочно, так как у них тоже есть такая проблема, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы автовладельцев. Также следует учитывать, что Пекар стоит в 1,5–2 раза дороже, чем ДААЗ. Поэтому штатный ТНВД – лучший выбор по надежности, цене и качеству. Стоимость заводского насоса 500-600 руб.

Это может быть интерено  Устройство, ремонт и регулировка карбюраторов серии ДААЗ 2107

Бензонасос «Пекар» наряду с ДААЗом считается одним из лучших для классических «Жигулей»

Таблица: параметры бензонасосов разных производителей на «классику»

Результаты испытаний «Пекар» ДААЗ QH OTA
Давление нулевой подачи (при частоте вращения коленвала 2 тыс. об/мин), кгс/см² 0,26 0,28 0,3 0,36
Производительность на свободный слив
(при частоте вращения коленвала 2 тыс. об/мин), л/ч
80 76 92 74
Период всасывания при частоте вращения
коленвала 2 тыс. об/мин, с
4 13 9 6
Герметичность клапанов при давлении 0,3 кгс/см²
(утечка топлива в течение 10 мин), см³
8 12 8 8
Место 3 4 1–2 1–2

Топливные насосы QH производятся в Великобритании, а OTA – в Италии. Однако эти агрегаты имеют некоторые особенности: насос QH не имеет рычага для ручной подкачки топлива, а корпус выполнен неразборным. Итальянский механизм имеет отличные параметры по сравнению с другими, но цена почти в 3 раза выше российской продукции.

Признаки неисправности бензонасоса

Определить неисправности своего автомобиля опытный автолюбитель может по его поведению или странным звукам. Это относится и к топливному насосу. Если знаний недостаточно, стоит учитывать следующие характерные признаки, указывающие на проблемы с топливным насосом:

  • мотор не запускается;
  • двигатель почти всё время глохнет;
  • снижается мощность и динамика автомобиля.

Однако следует учитывать, что мощность может снижаться и по ряду других причин: проблемы с поршневыми кольцами, клапанами и т д. Если топливный насос полностью неисправен, двигатель не сможет запуститься.

Не качает бензонасос

Причин, по которым агрегат не подает топливо, может быть несколько. Прежде чем приступить к устранению неполадок, убедитесь, что в баке есть бензин. Бывает, что датчик уровня показывает ошибки, а проблема просто в нехватке топлива. Также нужно следить, чтобы фильтрующие элементы не были забиты, но их лучше заменить, ведь стоят они недорого. После этих действий можно переходить к диагностике.

Из-за засора топливных фильтров насос не может обеспечить подачу нужного количества топлива в карбюратор

Причинами неполадок могут быть:

  • износ из-за длительного пробега;
  • повреждение диафрагмы;
  • недостаточная жёсткость пружины в результате растяжения;
  • загрязнение клапанов;
  • нарушение герметичности узла.

Если топливный насос на «семерке» не подает топливо, есть два выхода из этой ситуации: установить новый блок или разобрать старый, провести диагностику и заменить поврежденные детали.

На моей машине однажды произошла ситуация, указывающая на нехватку топлива двигателю: нормальной динамики не было, двигатель периодически глох и не заводился. Бензина в баке было достаточно, фильтры были в хорошем состоянии, но машина не двигалась. После долгих исследований и выяснения причин данного явления проблема была обнаружена: шланг подачи топлива от насоса к карбюратору вздулся внутри, что свидетельствовало о некачественном продукте. Внутренняя часть стала очень маленькой и недостаточной для пропуска необходимого количества топлива. После замены шланга проблема исчезла. Кроме того, топливный фильтр меняю не реже, чем каждые 5 тыс км (желательно чаще). У меня стоят до и после бензонасоса. Как показывает практика, даже при установке двух фильтров, а также при наличии сеточки в самом ТНВД и на впуске карбюратора мусор все равно попадает в поплавковую камеру. Это означает, что карбюратор необходимо регулярно чистить.

Видео: топливный насос ВАЗ не качает

https://www.youtube.com/embed/JzNWWbghpkg

Перестаёт качать на горячую

Одной из проблем классических «Жигулей» является перегрев топливного насоса, что приводит к нарушению работоспособности – он просто перестает качать. Проблема вызвана образованием паровой пробки, которая перекрывает подачу бензина. Решить проблему можно несколькими способами: облить водой помпу охлаждения или пробежаться мокрой тряпкой. Эти методы применимы в критической ситуации, но ни в коем случае не для повседневного использования. Проблема устраняется регулировкой топливного насоса с помощью прокладок, заменой штока, заменой самого узла или использованием более качественного топлива.

Проверка бензонасоса

При наличии подозрений или характерных признаков проблем с топливным насосом следует проверить механизм. Для этого выполните следующие шаги:

  1. Ослабляем хомут шланга подачи топлива в карбюратор, после чего стягиваем шланг со штуцера. Бензин будет вытекать из трубы, поэтому край лучше опустить в пустую емкость. Ослабляем хомут и затягиваем шланг, подающий топливо к карбюратору
    Ослабляем хомут и стягиваем шланг, подающий топливо в карбюратор
  2. Пробуем вручную накачивать топливо рычажком.Рычажком вручную пробуем накачать топливо
    Рычажком вручную пробуем накачать топливо
  3. Бензин под давлением должен вытекать из выпускного отверстия. Если насос качает, его можно считать исправным. В противном случае продолжаем диагностику.
  4. Ослабляем хомут и снимаем шланг с входного штуцера бензонасоса.Ослабляем хомут и стягиваем шланг подачи топлива из бензобака
    Ослабляем хомут и стягиваем шланг подачи топлива из бензобака
  5. Сжимаем штуцер на входе пальцем и пытаемся накачать. Если чувствуется вакуум (палец сосет), клапаны помпы работают. Если это не так, устройство необходимо отремонтировать или заменить.

Привод бензонасоса

Топливный насос ВАЗ 2107 работает от толкателя (штока) и эксцентрично расположенных на валу вспомогательных агрегатов («свинки», промежуточного вала), который приводится в движение от механизма газораспределения через шестерню. К вспомогательным агрегатам относятся распределитель, масляный и топливный насосы.

Принцип действия

Работает привод следующим образом:

  • промежуточный вал вращается посредством цепи ГРМ;
  • эксцентрик воздействует на шток и толкает его;
  • шток нажимает на рычаг бензонасоса, обеспечивая его работу.
Это может быть интерено  Как уменьшить расход топлива на автомобиле ВАЗ 2106

Неисправности привода бензонасоса

По мере износа узла подачи топлива возможны неполадки, которые отражаются на производительности последнего.

Износ штока

Основным признаком усталости тяги является то, что автомобиль не набирает требуемую скорость. Если автомобиль разгоняется, но набрав скорость до определенного значения, уже не развивает ее, причина в износе тяги. В последнее время толкатель изготавливается из металла такого низкого качества, что приводит к выработке буквально 500-1000 км. Край штока со стороны эксцентрика просто сплющивается, указывая на необходимость замены детали.

Износ штока напрямую влияет на производительность бензонасоса
Шток бензонасоса должен иметь длину 82,5 мм.

Ремонт бензонасоса

Для замены либо ремонта насоса его потребуется демонтировать с двигателя. Из инструментов понадобятся:

  • ключ на 13 мм;
  • крестовая отвёртка.

Снятие бензонасоса

Демонтируем узел в следующем порядке:

  1. Протираем насос ветошью.
  2. Отсоединяем оба шланга (на входе и выходе), ослабив отвёрткой хомуты.
  3. Стягиваем шланги со штуцеров.Ослабив хомуты, стягиваем оба шланга со штуцеров бензонасоса
    Ослабив хомуты, стягиваем оба шланга со штуцеров бензонасоса
  4. Ключом на 13 мм или головкой с удлинителем отворачиваем 2 гайки крепления.Отворачиваем крепёж бензонасоса ключом на 13 мм
    Отворачиваем крепёж бензонасоса ключом на 13 мм
  5. Аккуратно снимаем бензонасос.Снимаем бензонасос со шпилек
    Снимаем бензонасос со шпилек

Если требуется замена штока, то просто вынимаем его из теплоизоляционной проставки и меняем на новый.

Для замены штока извлекаем его из теплоизоляционной проставки

Однажды на моей машине возникла ситуация, когда потекло моторное масло из места установки бензонасоса (в районе прокладок). Причина была установлена ​​не сразу. Сначала винил прокладки между блоком двигателя и проставкой, а так же между ним и бензонасосом. Заменил их но положительного результата не добился. Снова разобрав механизм, я более внимательно осмотрел все элементы и обнаружил, что теплоизолирующая прокладка имеет трещину, через которую вытекает масло. Пришлось заменить, после чего проблема исчезла. Помимо описанного случая была аналогичная ситуация, когда масло вытекало в месте бензонасоса. На этот раз виновником оказался сам насос: масло вытекало из-под вала рычага ручного бензонасоса. Выхода из ситуации было два: смириться или купить новый товар. Купил и установил новый насос (ДААЗ), который до сих пор работает как надо и не течет.

Разборка

Для разборки бензонасоса нужно подготовить:

  • ключ на 8 и 10 мм;
  • крестовую отвёртку.

Порядок действий по разборке таков:

  1. Отворачиваем болт, удерживающий верхнюю крышку.Для демонтажа верхней крышки откручиваем болт ключом на 8 мм
    Для демонтажа верхней крышки откручиваем болт ключом на 8 мм
  2. Демонтируем крышку и извлекаем фильтр из мелкой сеточки.Снимаем крышку и сетчатый фильтр
    Снимаем крышку и сетчатый фильтр
  3. Откручиваем 6 винтов, фиксирующих две части корпуса устройства.Части корпуса соединяются между собой шестью винтами, откручиваем их
    Части корпуса соединяются между собой шестью винтами, откручиваем их
  4. Разъединяем детали корпуса.После отворачивания крепежа разъединяем две части корпуса
    После отворачивания крепежа разъединяем две части корпуса
  5. Поворачиваем диафрагмы на 90° и вынимаем их из корпуса. Демонтируем пружину.Повернув диафрагмы на 90°, вынимаем их из корпуса вместе с пружиной
    Повернув диафрагмы на 90°, вынимаем их из корпуса вместе с пружиной
  6. Отворачиваем гайку ключом на 8 мм.Для разборки узла диафрагм необходимо отвернуть гайку ключом на 8 мм
    Для разборки узла диафрагм необходимо отвернуть гайку ключом на 8 мм
  7. Разбираем узел диафрагм, снимая последовательно элементы.После отворачивания крепежа разбираем узел диафрагм по частям
    После отворачивания крепежа разбираем узел диафрагм по частям
  8. Осматриваем диафрагмы. Если на элементах есть расслоения, надрывы или малейшие следы повреждений, диафрагмы меняем на новые.
  9. Очищаем фильтр, после чего собираем насос в обратном порядке.

При сборке сетчатый фильтр необходимо установить таким образом, чтобы его отверстие находилось над клапаном.

Сетчатый фильтр при установке необходимо расположить отверстием над клапаном

Замена клапанов

Клапаны бензонасоса ВАЗ 2107 присутствуют в ремкомплекте. Для их замены понадобится надфиль и подходящие наставки для демонтажа.

В ремкомплекте бензонасоса есть все необходимые детали для проведения ремонта

Последовательность действий по разборке такова:

  1. Удаляем кернения при помощи надфиля.Чтобы извлечь клапаны, необходимо удалить кернения
    Чтобы извлечь клапаны, необходимо удалить кернения
  2. Выпрессовываем клапаны подходящими наставками.Выпрессовываем клапаны подходящими надставками
    Выпрессовываем клапаны подходящими надставками
  3. Устанавливаем новые детали и керним седло в трёх местах.

Установка и регулировка бензонасоса

Установка бензонасоса на «семерку» осуществляется в порядке, обратном снятию. Сам процесс не вызывает затруднений. Однако следует учитывать прокладки, так как их толщина оказывает непосредственное влияние на работу механизма.

Регулировка положения узла должна производиться в случае замены прокладок или сильного запрессовки старых уплотнений после его снятия.

Топливный насос уплотняется несколькими прокладками:

  • регулировочная (толщина 0,7–0,8 мм или 1,1–1,3 мм);
  • теплоизоляционная;
  • уплотнительная (0,27–0,33 мм).Бензонасос крепится к мотору через три прокладки

Прокладки и уплотнители отличаются только толщиной. Между блоком двигателя и теплоизоляционным элементом всегда должна быть уплотнительная прокладка.

Регулировка бензонасоса выполняется следующим образом:

  1. Устанавливаем уплотнительную прокладку.Сначала на шпильки насаживается уплотнительная прокладка толщиной 0,27–0,33 мм
    Сначала на шпильки насаживается уплотнительная прокладка толщиной 0,27–0,33 мм
  2. Шток вставляем в проставку.
  3. Насаживаем проставку на шпильки.После уплотнительной прокладки устанавливаем теплоизоляционную проставку
    После уплотнительной прокладки устанавливаем теплоизоляционную проставку
  4. Устанавливаем регулировочную прокладку.Между проставкой и бензонасосом устанавливаем регулировочную прокладку толщиной 0,7–0,8 мм
    Между проставкой и бензонасосом устанавливаем регулировочную прокладку толщиной 0,7–0,8 мм
  5. Комплект прокладок плотно прижимаем к блоку, после чего ключом медленно проворачиваем коленчатый вал двигателя за шкив, выбирая положение штока, при котором он минимально выступает по отношению к поверхности регулировочной прокладки.
  6. Используйте металлическую линейку или штангенциркуль, чтобы определить биение стержня. При значении менее 0,8 мм меняем регулировочную прокладку на более тонкую – 0,27–0,33. При значениях примерно 0,8–1,3 мм, что является нормой, ничего не меняем. При больших значениях устанавливаем более толстую прокладку (1,1–1,3 мм) Прокатываем коленвал двигателя так, чтобы шток бензонасоса минимально выступал из проставки, и измеряем величину штангенциркулем
    Прокручиваем коленвал двигателя, чтобы шток бензонасоса из проставки выступал минимально, и замеряем значение штангенциркулем
Это может быть интерено  Карбюратор ДААЗ 2105: устройство, ремонт и регулировка своими руками

Видео: как отрегулировать бензонасос на «классике»

https://www.youtube.com/embed/eKYkYe9XliE

Электробензонасос на ВАЗ 2107

Все чаще владельцы «классики», в том числе и ВАЗ 2107, устанавливают на свои автомобили современные устройства. Так механический топливный насос заменяется электрическим. Основная цель внедрения электрического топливного насоса — избавиться от проблем, возникающих при использовании стандартных насосов. Однако вы должны понимать, что если такой механизм впрыска установлен непосредственно в бензобаке, то у карбюраторных автомобилей он находится под капотом.

Какой можно установить

В качестве электробензонасоса на «классику» можно установить любое устройство, предназначенное для работы на инжекторных автомобилях. Исходя из отзывов владельцев автомобилей «Жигули», часто используются помпы китайского производства, помимо Magneti Marelli и Bosch. Важно знать, что изделие должно обеспечивать низкое давление. Обычный механический насос производит около 0,05 атм. Если показатель выше, то игольчатый клапан в карбюраторе просто пропустит топливо, что приведет к утечке наружу.

На ВАЗ можно устанавливать электробензонасосы низкого давления разных производителей

Установка электробензонасоса

Для внедрения на карбюраторную «семёрку» электрического насоса для подачи топлива понадобится определённый перечень материалов:

  • тройник 8х6х8 мм;
  • топливная магистраль на ВАЗ 2107;
  • обратный клапан от «восьмёрки»;
  • штуцер на 8 мм с резьбой;
  • хомуты, колодки от «Калины» под четырёхконтактное реле (3 шт.) с держателем предохранителя;
  • само четырёхконтактное реле (3 шт.);
  • топливный жиклёр (150);
  • топливный шланг обратки от «восьмёрки»;
  • провода;
  • кнопка без фиксации.

Работу проводим в следующей последовательности:

  1. Прокладываем топливопровод (обратку) параллельно штатному топливопроводу и крепим в заводских местах. Проложите обратку параллельно штатной топливной трубе
    Трубку обратки прокладываем параллельно штатной топливной магистрали
  2. Врезаем штуцер на 8 мм в крышку датчика уровня топлива.Врезаем штуцер на 8 мм в крышку датчика уровня топлива для подключения обратки
    Врезаем штуцер на 8 мм в крышку датчика уровня топлива для подключения обратки
  3. Электробензонасос устанавливаем под капот в удобном месте, например на левом крыле. Крепим электробензонасос на левом крыле в моторном отсеке
    Электробензонасос монтируем на левом брызговике в моторном отсеке
  4. На вход карбюратора устанавливаем тройник с нарезанной внутри патрубка резьбой 6 мм, после чего вкручиваем топливный жиклер на 150: необходимо создать давление, иначе бензин пойдет в бак (в обратку линии)), а не к карбюратору. Это вызовет перепад при нажатии на газ На входе карбюратора монтируем тройник с жиклером для создания необходимого давления
    На входе в карбюратор устанавливаем тройник с жиклёром для создания необходимого давления
  5. Устанавливаем обратный клапан, который предотвращает стекание бензина в бак при длительном простое.
  6. Выполняем электрическое подключение электробензонасоса согласно схеме. Подключаем электробензонасос к лампе зарядки, стартер и блок питания через три четырехконтактных реле
    Электробензонасос подключаем к лампе зарядки, стартеру и питанию через три четырёхконтактных реле
  7. Колодку с реле располагаем также на брызговике, но можно перенести повыше.Колодку с реле также устанавливаем на брызговике
    Колодку с реле также устанавливаем на брызговике
  8. Механический бензонасос демонтируем и вместо него ставим заглушку (металлическая пластина).Вместо механического бензонасоса устанавливаем заглушку
    Вместо механического бензонасоса устанавливаем заглушку
  9. Кнопку подкачки монтируем в салоне, например, на кожухе рулевой колонки.Кнопку подкачки топлива устанавливаем на кожухе рулевой колонки
    Кнопку подкачки топлива устанавливаем на кожухе рулевой колонки

Видео: установка электробензонасоса на ВАЗ 2107

https://www.youtube.com/embed/S3K4whY6—0

По окончании установки механизма функционировать он будет по такому алгоритму:

  • после включения зажигания и нажатия на кнопку подкачки срабатывает насос и подкачивает бензин;
  • при пуске стартера включается топливный насос;
  • во время работы мотора насос работает от генератора;
  • после остановки двигателя работа узла прекращается.

Преимущества установки

Владельцы «Жигулей», внедрившие на свои машины электрический бензонасос, отмечают следующие преимущества:

  • двигатель с таким устройством работает более стабильно на холостых оборотах;
  • при резком наборе скорости автомобиль хорошо реагирует на педаль, провалы отсутствуют, чего не наблюдается с механическим насосом;
  • при переключении скоростей отмечается плавность хода, а при резком сбросе газа отсутствуют подёргивания;
  • на высоких оборотах мотор лучше раскручивается;
  • отсутствуют рывки на малых скоростях во время трогания машины с места после длительной поездки.

Топливный насос ВАЗ 2107 иногда нуждается в ремонте или замене. Сделать это не так сложно, как может показаться сначала. Ремонтно-регулировочные работы выполняются минимальным набором инструментов по пошаговой инструкции.

Оцените статью