При работе двигателя внутреннего сгорания 50-60% энергии, выделяемой из топлива, преобразуется в тепло. В результате металлические детали двигателя нагреваются до высокой температуры и расширяются в объеме, что грозит блокировкой трущихся элементов. Чтобы нагрев не превышал максимально допустимый предел в 95-100°С, в каждом автомобиле установлена система водяного охлаждения. Его задача – отводить лишнее тепло от силового агрегата и передавать его наружному воздуху через основной радиатор.
- Устройство и работа контура охлаждения ВАЗ 2106
- Характеристики основного радиатора
- Как отремонтировать радиатор «шестёрки»
- Демонтаж и диагностика элемента
- Видео: как самостоятельно снять радиатор ВАЗ 2106
- Ремонт способом пайки
- Видео: как запаять радиатор в гаражных условиях
- Использование химических составов
- Герметизация бачков и крупных пробоин
- Указания по сборке
- Работа вентилятора воздушного охлаждения
- Видео: диагностика и замена термовыключателя «шестёрки»
- Как функционирует салонный отопитель
- Видео: советы по монтажу крана печки на «классике»
- Замена охлаждающей жидкости
- Видео: как правильно меняется охлаждающая жидкость на ВАЗ 2106
Устройство и работа контура охлаждения ВАЗ 2106
Основной элемент системы охлаждения — водяная рубашка — является частью двигателя. Каналы, проходящие вертикально через блок и головку блока цилиндров, имеют общие стенки с гильзами поршня и камерой сгорания. Циркулирующая по каналам незамерзающая жидкость – антифриз – омывает горячие поверхности и забирает львиную долю выделяемого тепла.
Для передачи тепла наружному воздуху и поддержания стабильной рабочей температуры двигателя в системе охлаждения «шестерки» задействован ряд деталей и узлов:
- механический водяной насос — помпа;
- 2 радиатора — основной и дополнительный;
- термостат;
- расширительный бачок;
- электрический вентилятор, срабатывающий от датчика температуры;
- соединительные резиновые шланги с армированными стенками.
Водяное охлаждение двигателя — одна из самых консервативных систем автомобиля. Устройство и принцип работы схемы одинаковы для всех легковых автомобилей, только в современных моделях используется электроника, высокопроизводительные насосы, а часто вместо одного устанавливаются 2 вентилятора.
Алгоритм работы охладительного контура ВАЗ 2106 выглядит так:
- После запуска двигатель начинает прогреваться до рабочей температуры 90-95 градусов. За ограничение нагрева отвечает термостат – пока антифриз холодный, этот элемент закрывает проход к основному радиатору.
- Перекачиваемая насосом жидкость циркулирует по малому кругу — от ГБЦ обратно к блоку. Если кран отопителя салона открыт, то другой поток жидкости проходит через небольшой радиатор в топку, возвращается к насосу, а оттуда обратно в блок цилиндров.
- При достижении температуры антифриза 80-83°С термопара начинает открывать заслонку. Горячая жидкость из ГБЦ поступает в основной теплообменник по верхней трубке, охлаждается и по нижней трубке движется к термостату. Циркуляция происходит по большому кругу Чем выше температура протекающей жидкости, тем больше термостат открывает проход к основному теплообменнику
Чем выше температура протекающей жидкости, тем больше термостат открывает проход к основному теплообменнику - При температуре 90 °C заслонка термопары полностью открыта. Расширяющийся в объеме антифриз сжимает встроенную в крышку радиатора пружину клапана, толкает запорный диск и по отдельной трубке поступает в расширительный бачок.
- Если жидкостного охлаждения недостаточно и рост температуры продолжается, по сигналу датчика включается электровентилятор. Счетчик монтируется в нижней части теплообменника, крыльчатка устанавливается непосредственно за сотами.
Пока термостатический клапан герметично закрыт, нагревается только верхняя часть основного радиатора, нижняя остается холодной. Когда термопара приоткрывается и антифриз циркулирует по большому кругу, теплеет и нижняя часть. На этом основании легко определить работоспособность терморегулятора.
У меня была старая версия «шестерки», не оснащенная электровентилятором. Подъемное колесо стояло на диске насоса и постоянно вращалось, скорость зависела от скорости вращения коленчатого вала. Летом в городском потоке температура двигателя часто превышала 100 градусов. Позже проблему решил — поставил новый радиатор с датчиком температуры и электровентилятором. Благодаря эффективному обдуву проблема перегрева была устранена.
В отличие от более современных легковых автомобилей, расширительный бачок на ВАЗ 2106 представляет собой пластиковую емкость с обычным воздушным клапаном в пробке. Клапан не регулирует давление в системе — эта функция возложена на верхнюю крышку радиатора охлаждения.
Характеристики основного радиатора
Назначение элемента – охлаждать нагретый антифриз, который приводит в движение водяной насос по системе. Для максимальной эффективности обдува воздухом радиатор установлен в передней части корпуса и закрыт от механических повреждений декоративной решеткой.
В последние годы модели ВАЗ 2106 оснащались алюминиевыми теплообменниками с боковыми пластиковыми баками. Технические характеристики стандартного агрегата:
- каталожный номер радиатора — 2106–1301012;
- соты — 36 алюминиевых трубок круглого сечения, расположенных горизонтально в 2 ряда;
- размер — 660 х 470 х 140 мм, вес — 2,2 кг;
- количество штуцеров — 3 шт., два больших подключается к системе охлаждения, один малый — к расширительной ёмкости;
- в нижней части левого бачка предусмотрена сливная пробка, правого — отверстие под температурный датчик;
- изделие комплектуется 2 резиновыми опорами.
Охлаждение антифриза в радиаторе происходит за счет протекания по горизонтальным трубам и теплообмена с алюминиевыми пластинами, которые обдуваются потоками воздуха. Крышка агрегата (не входит в комплект поставки запчастей) играет роль клапана, пропускающего излишки теплоносителя через выходной патрубок в расширительный бачок.
Штатные теплообменники на «шестёрку» производят следующие компании:
- ДААЗ – «Димитровградский автоагрегатный завод»;
- PEKAR;
- Luzar;
- «Прамо».
Радиаторы ДААЗ считаются оригинальными, поскольку именно эти запчасти устанавливал при сборке машин главный производитель — компания АтоВАЗ.
Альтернативный вариант — теплообменник латунный с каталожным номером 2106-1301010, производитель — Оренбургский радиатор. Охлаждающие камеры в этой установке расположены вертикально, баки — горизонтально (сверху и снизу). Размеры элемента 510 х 390 х 100 мм, вес — 7,19 кг.
Радиатор ВАЗ 2106, выполненный из меди, считается более надежным и долговечным, но по цене он будет стоить вдвое дороже. Подобными запчастями комплектовались все модели «Жигулей» ранних выпусков. Переход на алюминий связан с удешевлением и облегчением автомобиля — латунный теплообменник в три раза тяжелее.
Конструкция и способ монтажа основного теплообменника не зависят от типа системы электроснабжения. В карбюраторной и инжекторной версиях «шестерки» используются одни и те же агрегаты охлаждения.
Кустарным способом на «шестерку» можно установить агрегат от десятого семейства ВАЗ или большой радиатор от Chevrolet Niva, оснащенный двумя вентиляторами. Предстоит серьезная реконструкция автомобиля — придется переставить петли открывания капота в другое место, иначе устройство не поместится на передней панели кузова.
Как отремонтировать радиатор «шестёрки»
В процессе эксплуатации владелец автомобиля ВАЗ 2106 может столкнуться с такими неисправностями главного теплообменника:
- образование в сотах множества мелких отверстий, пропускающих антифриз (проблема свойственна алюминиевым радиаторам с большим пробегом);
- протечка через уплотнитель на стыке пластикового бачка с посадочным фланцем корпуса;
- трещины на присоединительных штуцерах;
- механическое повреждение трубок и пластин.
В большинстве случаев устранить неисправности радиатора можно самостоятельно. Исключение составляют алюминиевые агрегаты с пробегом более 200 тыс км, которые во многих местах сгнили. Если вы обнаружите много протечек в ячейках, элемент лучше заменить на новый.
Процедура ремонта производится в 3 этапа:
- Демонтаж теплообменника, оценка повреждений и выбор способа герметизации.
- Устранение протечек.
- Обратная сборка и заполнение системы.
При обнаружении небольшой течи попробуйте устранить дефект, не снимая радиатор с машины. Купите в автомобильном магазине специальный герметик и добавьте в охлаждающую жидкость, следуя инструкции на упаковке. Обратите внимание, что химия не всегда помогает заделать дырки или работает временно — через полгода — год антифриз снова подтекает в том же месте.
Когда на моей «шестерке» с пробегом 220 тыс км потек алюминиевый теплообменник, в первую очередь был использован химический герметик. Так как я не представлял себе масштабы дефекта, то результат был плачевным — из верхних горизонтальных патрубков продолжал течь антифриз. Затем пришлось снять радиатор, выявить дефекты и заделать их холодной сваркой. Бюджетный ремонт позволил проехать около 10 тыс км до приобретения нового латунного узла.
Демонтаж и диагностика элемента
Чтобы снять и выявить все дефекты радиатора, подготовьте ряд инструментов:
- комплект рожковых ключей размером 8—22 мм;
- набор головок с карданчиком и воротком;
- отвёртка плоская;
- широкая ёмкость для слива антифриза и диагностики теплообменника;
- смазка WD-40 в аэрозольном баллончике;
- перчатки защитные тканевые.
Работать лучше над смотровой траншеей, так как придется снимать нижнюю боковую защиту (если есть). Перед разборкой обязательно охладите двигатель, иначе обожжетесь горячим антифризом. Радиатор снимается следующим образом:
- Поставить автомобиль на яму и демонтировать нижний защитный кофр со стороны слива радиатора. Деталь крепится саморезами с головкой под ключ на 8 мм Металлический пыльник прикручивается к передней балке и кузовным деталям саморезами
Металлический пыльник прикручен саморезами к передней балке и кузовным деталям - Обработайте места присоединения патрубков и крепёжные винты смазкой WD-40.
- Замените емкость и слейте антифриз, открутив нижнюю пробку или датчик — термовыключатель вентилятора. Процесс опорожнения системы более подробно описан ниже в инструкции по замене жидкости Алюминиевые теплообменники оснащены сливной пробкой, в латунных теплообменниках необходимо открутить датчик температуры
Алюминиевые теплообменники оснащаются сливной пробкой, в латунных приходится откручивать термодатчик - Отсоедините обе клеммы аккумулятора и снимите аккумулятор. Отсоедините провода питания датчика температуры и двигателя вентилятора. При отключении датчика не нужно запоминать контакты — клеммы подключаются в любом порядке
При отключении датчика запоминать контакты не нужно — клеммы надеваются в любом порядке - Ослабьте и отвинтите 3 винта, которыми электровентилятор крепится к теплообменнику. Аккуратно снимите крыльчатку вместе с диффузором, крыльчатка с диффузором крепится к теплообменнику тремя болтами
Крыльчатка с диффузором крепится к теплообменнику тремя болтами - Плоской отверткой ослабьте хомуты и снимите шланги с патрубков радиатора. Чтобы снять застрявший шланг, ослабьте хомут и подденьте его отверткой
- Откручиваем 2 болта М8 крепления теплообменника, с правой стороны лучше использовать трубную головку и кардан. Вытащите блок и слейте из него остатки антифриза. Нижняя часть теплообменника ВАЗ 2106 не прикручена, а держится на 2-х прокладках
Нижняя часть теплообменника ВАЗ 2106 не прикручивается, а опирается на 2 подушки
Целостность радиатора проверяется погружением его в воду и нагнетанием воздуха ручным насосом. Крупные штуцеры необходимо заглушить самодельными заглушками, а через маленькую трубу нагнетать воздух в расширительный бачок. Утечки появятся в виде пузырьков воздуха, хорошо видимых в воде.
В некоторых случаях, например после падения камня или незначительного ДТП, проводить диагностику не нужно. Механические повреждения легко отличить по мятым пластинам и мокрым потекам антифриза.
В зависимости от типа дефекта подбирается способ ремонта агрегата:
- Отверстия величиной до 3 мм, обнаруженные в латунных сотах, заделываются пайкой.
- Аналогичные повреждения алюминиевых трубок заделываются двухкомпонентным клеем либо холодной сваркой.
- Протечки уплотнителя бачков устраняются посадкой пластиковых деталей на герметик.
- Крупные отверстия и разрушенные трубки восстановлению не подлежат — соты придётся заглушить.
Если количество мелких дефектов слишком велико, радиатор подлежит замене. Починить не получится, прогнившие трубы начнут протекать на новых местах.
Видео: как самостоятельно снять радиатор ВАЗ 2106
https://www.youtube.com/embed/7suI7exyBzg
Ремонт способом пайки
Чтобы запаять свищ или трещину в латунном радиаторе, понадобятся следующие инструменты и материалы:
- паяльник с расширенным жалом, минимальная мощность — 350 Вт;
- бумага наждачная, щётка по металлу;
- пассатижи, кусачки;
- обезжириватель — уайт-спирит, нефрас, бензин «калоша»;
- паяльная кислота, небольшая кисть;
- флюс, припой.
Перед началом работы устройство необходимо вымыть и высушить. Затем осторожно снимите части пластин теплообменника, чтобы жалом паяльника добраться до поврежденной трубы. Пайка выполняется в таком порядке:
- Место дефекта зачистите щёткой и наждачной бумагой до характерного блеска.Около трещины важно счистить всю краску до металла
Около трещины важно счистить всю краску до металла - Обезжирьте площадку вокруг повреждения и кистью нанесите паяльную кислоту.Ортофосфорная кислота наносится после обезжиривания поверхности
Ортофосфорная кислота наносится после обезжиривания поверхности - Разогрейте паяльник и наложите слой флюса.
- False
Припой накладывается с помощью хорошо разогретого паяльника в несколько слоев
Когда олово полностью затвердеет, снова погрузите теплообменник в воду и продуйте соты воздухом, чтобы проверить герметичность припоя. Если повреждение невозможно устранить, попробуйте второй метод, описанный ниже.
Видео: как запаять радиатор в гаражных условиях
https://www.youtube.com/embed/wSSyGIEgpxo
Использование химических составов
Свищи в алюминиевых трубках невозможно запаять без аргонной сварки. В таких случаях практикуется заливка двухкомпонентным составом или смесью под названием «холодная сварка». Алгоритм работы частично повторяет пайку припоем:
- Хорошенько зачистите участок трубки возле отверстия, используя наждачную бумагу.
- Обезжирьте поверхность.
- Ориентируясь по инструкции на упаковке, приготовьте клеящий состав.
- Не касаясь обезжиренной площадки руками, наложите клей и выдержите указанное время.
Холодная сварка не всегда хорошо сцепляется с алюминиевыми поверхностями. Штукатурка частично свисает от вибрации и теплового расширения металла, в результате чего жидкость снова просачивается из радиатора. Поэтому этот способ лучше считать временным – до покупки нового теплообменника.
На радиаторе «шестерки» образовавшуюся дырку в верхней алюминиевой трубке я закрыл холодной сваркой. Через 5 тысяч километров радиатор снова начал отсыревать — заплатка потеряла герметичность, но не отвалилась. Следующие 5 тыс км, до приобретения латунного узла, я постоянно подливал антифриз небольшими порциями — около 200 грамм в месяц.
Герметизация бачков и крупных пробоин
Нарушение герметичности уплотнительных прокладок между пластмассовыми бачками и алюминиевым корпусом теплообменника устраняется таким способом:
- Бачок радиатора крепится к кузову металлическими скобами. Согните каждую из них плоскогубцами и снимите пластиковый контейнер. Чтобы отделить бак, нужно согнуть множество металлических скоб
Чтобы отделить бачок, придется отогнуть множество металлических скоб - Извлеките прокладку, промойте и просушите все детали.
- Обезжирьте соединяемые поверхности.
- Посадите прокладку на высокотемпературный силиконовый герметик.Прокладка бачка усаживается на фланец корпуса и смазывается герметиком
Прокладка бачка усаживается на фланец корпуса и смазывается герметиком - Нанесите герметизирующий силикон на фланец бачка и прикрепите его обратно скобами.После сборки кромку бачка нужно снова прижать загнутыми зубцами
После сборки кромку бачка нужно снова прижать загнутыми зубцами
Прокладки для алюминиевого радиатора ВАЗ 2106 не всегда имеются в продаже, поэтому старый уплотнитель нужно снимать очень аккуратно.
Поврежденные и оборванные трубы теплообменника не подлежат пайке. В таких ситуациях практикуется блокировка поврежденных ячеек путем вырезания части заклинивших пластин. Оборванные части трубок удаляют кусачками, затем соты зажимают многократным сгибанием пассатижами.
Устройство приходит в норму, но ухудшается эффективность охлаждения. Чем больше патрубков придется заткнуть, тем меньше поверхность теплообмена и перепад температуры антифриза за время поездки. Если площадь повреждения слишком велика, ремонтировать бессмысленно – следует заменить устройство.
Указания по сборке
Монтаж нового либо отремонтированного радиатора ведётся в обратном порядке с учётом рекомендаций:
- Проверьте состояние резиновых подушек, на которые опирается агрегат. Потрескавшееся и «задубевшее» резинотехническое изделие лучше заменить.
- Крепёжные болты перед вкручиванием смазывайте отработанным маслом или нигролом.
- Если концы резиновых шлангов пошли трещинами, попытайтесь подрезать патрубки либо поставить новые.
- Маленькая трубка, которая идет от расширительного бачка, обычно делается из дешевого жесткого пластика. Чтобы было легче натягивать штуцер радиатора, погрузите конец патрубка в теплую воду — материал размякнет и легко наденется на патрубок Патрубок от расширительного бачка сделан из жесткого пластика и сильно тянется при сборке без нагрева
Трубка от расширительного бачка сделана из жёсткого пластика и без нагрева тяжело натягивается на штуцер
После сборки заправить систему антифризом, запустить двигатель и прогреть до температуры 90°С. Во время нагрева следите за теплообменником и трубными соединениями, чтобы убедиться, что система полностью герметична.
Работа вентилятора воздушного охлаждения
Если из-за жары или по другим причинам основной радиатор не справляется с охлаждением и температура жидкости продолжает расти, включается электровентилятор, установленный на задней стороне теплообменника. Он нагнетает большой объем воздуха через пластины, повышая эффективность охлаждения антифриза.
Как происходит запуск электровентилятора:
- Когда тосол прогревается до 92 ± 2 °С, срабатывает температурный датчик — терморезистор, установленный в нижней зоне радиатора.
- Датчик замыкает электрическую цепь на реле, управляющее включением вентилятора. Запускается электродвигатель, начинается принудительная подача воздуха теплообменника.
- Терморезистор размыкает цепь после падения температуры жидкости до 87—89 градусов, крыльчатка останавливается.
Расположение датчика зависит от конструкции радиатора. В агрегатах из алюминия термовыключатель расположен на дне правого пластикового бака. В латунном теплообменнике датчик расположен с левой стороны нижнего горизонтального бака.
Термистор вентилятора ВАЗ 2106 часто выходит из строя, замыкает цепь или не реагирует на повышение температуры. В первом случае вентилятор крутится постоянно, во втором случае он никогда не включается. Для проверки устройства достаточно отсоединить контакты от датчика, включить зажигание и замкнуть клеммы вручную. Если вентилятор запускается, термистор необходимо заменить.
Замена датчика температуры ВАЗ 2106 производится без слива системы. Необходимо подготовить новый элемент, ключом на 30 мм открутить старые приспособления и быстро заменить их. В худшем случае вы потеряете не более 0,5 литра антифриза.
При покупке нового датчика обратите внимание на 2 момента: температуру срабатывания и наличие уплотнительного кольца. Дело в том, что термовыключатели автомобилей ВАЗ 2109-2115 выглядят как деталь от «шестерки», включая провод. Отличие заключается в температуре включения, которая у переднеприводных моделей выше.
Видео: диагностика и замена термовыключателя «шестёрки»
https://www.youtube.com/embed/E8Do6RBeDIY
Как функционирует салонный отопитель
Для обогрева водителя и пассажиров на ВАЗ 2106 внутри основного воздуховода под передней панелью автомобиля установлен небольшой радиатор. Горячая охлаждающая жидкость поступает от двигателя по двум шлангам, подсоединенным к малой циркуляции системы охлаждения. Вот как работает внутреннее отопление:
- Жидкость подаётся в радиатор через специальный вентиль, открываемый тросовым приводом от рычажка на центральной панели.
- В летнем режиме кран закрыт, наружный воздух, проходящий через теплообменник, не нагревается.
- С наступлением холодов водитель переключает рычаг управления клапаном, трос проворачивает шток клапана и теплый антифриз поступает в радиатор. Поток воздуха нагревается.
Как и основной радиатор, обогреватели салона доступны из латуни и алюминия. Последние меньше служат и чаще выходят из строя, иногда трубы гниют в течение 5 лет.
Стандартный печной кран считается надежным устройством, но часто выходит из строя из-за ошибок в тросовой станции. Последний соскакивает или изнашивается и клапан приходится регулировать вручную. Чтобы добраться до регулятора и поставить трос на место, придется демонтировать центральную панель.
Видео: советы по монтажу крана печки на «классике»
https://www.youtube.com/embed/BqZyEKR1OLY
Замена охлаждающей жидкости
Тосол, циркулирующий по контуру охлаждения ВАЗ 2106, постепенно теряет свои антикоррозийные свойства, загрязняется и образует накипь. Поэтому требуется периодическая замена жидкости с интервалом в 2-3 года в зависимости от интенсивности эксплуатации. Какую охлаждающую жидкость лучше выбрать:
- Изначально производитель рекомендовал заливать антифриз класса G11, окрашенный в синий или зеленый цвет (сюда относится и антифриз, изобретенный в СССР);
- допускается заливка жидкости классов G12 и G12+, сделанной на основе этиленгликоля, цвет — преимущественно жёлтый и оранжевый;
- наилучший и самый современный вариант — антифриз G13 на основе пропиленгликоля, окрас — розовый или фиолетовый.
Жидкость класса G13 существенно дороже этиленгликолевых антифризов, зато долговечнее. Минимальный срок службы — 4 года.
Чтобы заменить тосол в контуре охлаждения ВАЗ 2106, нужно приобрести 10 литров новой жидкости и действовать согласно инструкции:
- Пока мотор остывает, снимите пылевую защиту, расположенную под сливной пробкой радиатора. Она прикручена 4 саморезами под ключ 8 мм.
- Открыть кран на печке, подставить под сливную горловину корпуса теплообменника емкость и открутить пробку. Выльется небольшое количество жидкости. Сразу после откручивания пробки из блока вытечет не более одного литра жидкости
Сразу после откручивания пробки из агрегата вытечет не более литра жидкости - Снять крышку расширительного бачка и медленно открутить верхнюю крышку радиатора. Из отверстия снова потечет антифриз. Большая часть антифриза растает после открытия верхней крышки теплообменника
Основная масса антифриза сольётся после открытия верхней крышки теплообменника - Полностью выверните крышку и дождитесь опорожнения системы. Закрутите заглушку в сливное отверстие.
На латунных радиаторах сливное отверстие может быть недоступно. Затем необходимо открутить датчик температуры или снять большой нижний шланг и через патрубок слить антифриз.
Чтобы предотвратить образование воздушных карманов при заполнении контура новой жидкостью, необходимо снять шланг в самой высокой точке системы. На карбюраторных версиях это тепловая трубка коллектора, на инжекторных — дроссельная заслонка.
Залейте через верхнюю горловину радиатора и обратите внимание на снятую трубку. Как только из шланга потечет антифриз, сразу наденьте его на муфту. Затем установите пробку теплообменника и заполните расширительный бачок жидкостью. Запустите двигатель, прогрейте до температуры 90 °С и убедитесь, что корпус радиатора прогрет сверху вниз.
Видео: как правильно меняется охлаждающая жидкость на ВАЗ 2106
https://www.youtube.com/embed/IXUgwglF96A
Система охлаждения ВАЗ 2106 не требует особого внимания со стороны владельца автомобиля. Водитель будет проинформирован о новых проблемах, связанных с перегревом двигателя, указателем температуры жидкости на панели приборов. В процессе эксплуатации важно следить за уровнем антифриза в расширительном бачке и появлением мокрых пятен под автомобилем, свидетельствующих о протечках.