Система зажигания ВАЗ 2101 является неотъемлемой частью автомобиля, так как напрямую влияет на запуск и работу двигателя. Периодически следует уделять внимание проверке и регулировке этой системы, что обусловлено работой элементов в условиях постоянных механических, тепловых и других воздействий.
- Система зажигания ВАЗ 2101
- Что это такое
- Принцип образования искры
- Для чего нужна регулировка
- ВВ провода
- Неисправности
- Как проверить
- Видео: проверка ВВ проводов
- Какие поставить
- Свечи
- Способы проверки
- Визуальный осмотр
- На работающем моторе
- Видео: диагностика свечей на запущенном двигателе
- Проверка на искру
- Видео: проверка искры у свечи на примере инжекторного мотора
- Мультиметром
- Как подобрать свечи
- Таблица: производители свечей зажигания и их обозначение для разных систем питания и зажигания
- Зазор контактов свечей
- Контактный трамблёр
- Проверка
- Регулировка зазора контактов
- Бесконтактный трамблёр
- Диагностика
- Установка угла опережения
- По лампочке
- Видео: выставление зажигания на ВАЗ по лампочке
- По стробоскопу
- Видео: настройка зажигания по стробоскопу
- На слух
- Видео: регулировка зажигания на «классике» на слух
Система зажигания ВАЗ 2101
Классические модели Жигулей с карбюраторными двигателями оснащены системой зажигания, требующей периодической регулировки. От правильной установки угла опережения зажигания и бесперебойной работы этой системы зависит экономичность и стабильная работа силового агрегата. Так как регулировка зажигания является одним из важнейших мероприятий по настройке двигателя, то стоит более подробно остановиться на этом процессе, а также на компонентах системы зажигания.
Что это такое
Система зажигания представляет собой совокупность нескольких узлов и агрегатов, обеспечивающих искрообразование и дальнейшее воспламенение горючей смеси в цилиндрах двигателя в нужный момент. Эта система выполняет несколько функций:
- Образование искры в момент сжатия поршня, согласно порядку работы цилиндров.
- Обеспечение своевременного момента зажигания согласно оптимальному углу опережения.
- Создание такой искры, которая необходима для возгорания топливно-воздушной смеси.
- Непрерывное искрообразование.
Принцип образования искры
В момент включения зажигания на контакты переключателя трамблера начинает поступать ток. При запуске двигателя вал распределителя зажигания вращается одновременно с коленчатым валом, который замыкает и размыкает цепь низкого напряжения с кулачком. Импульсы подаются на катушку зажигания, где напряжение преобразуется в высокое, после чего подается на центральный контакт распределителя. Далее напряжение распределяется с помощью ползунка по контактам на крышке и по ВВ проводам подается на фары. Таким образом образуется и распространяется искра.
Для чего нужна регулировка
При неправильно выставленном зажигании появляется много проблем:
- теряется мощность;
- мотор троит;
- повышается расход топлива;
- появляются хлопки и выстрелы в глушитель;
- неустойчивая работа на холостом ходу и пр.
Чтобы избежать всех этих сложностей, необходимо отрегулировать зажигание. В противном случае нормальная работа автомобиля будет невозможна.
ВВ провода
Высоковольтные провода, или, как их еще называют, свечные провода, отличаются от всех остальных, установленных в автомобиле. Назначение этих проводов — передавать и сопротивляться проходящему по ним напряжению на свечи зажигания и защищать другие части автомобиля от электрического заряда.
Неисправности
Появление проблем с ВВ проводами сопровождается следующими характерными признаками:
- проблемный запуск мотора из-за недостаточного напряжения на свечах;
- выстрелы при пуске и вибрации во время дальнейшей работы мотора;
- нестабильная работа на холостых оборотах;
- периодическое троение двигателя;
- появление помех при работе магнитолы, которые меняются при изменении оборотов мотора;
- запах озона в подкапотном пространстве.
Важнейшими причинами, приводящими к проблемам с кабелями, являются износ и старение изоляции. Расположение проводов вблизи двигателя приводит к перепадам температуры, особенно зимой, в результате чего изоляция постепенно трескается, внутрь попадает влага, масло, пыль и т.д. Кроме того, часто выходят из строя провода в месте соединения центрального проводника с контактами на свечах или катушке зажигания. Во избежание механических повреждений кабели должны быть правильно уложены и закреплены специальными хомутами.
Как проверить
Сначала следует визуально осмотреть кабели на наличие повреждений изоляционного слоя (трещины, сколы, оплавления). Внимание следует уделить и контактным элементам: на них не должно быть следов окисления или нагара. Проверку центральной жилы ВВ проводов можно произвести с помощью обычного цифрового мультиметра. При диагностике выявляют обрыв проводника и измеряют сопротивление. Процедура состоит из следующих шагов:
- Снимаем свечные провода.Стягиваем со свечей резиновые колпачки с проводами
Стягиваем со свечей резиновые колпачки с проводами - Выставляем на мультиметре предел измерения сопротивления 3–10 кОм и последовательно прозваниваем провода. Если провод под напряжением оборвется, сопротивления не будет. Хороший кабель должен показывать около 5 кОм Хорошие свечные провода должны иметь сопротивление около 5 кОм
Исправные свечные провода должны иметь сопротивление около 5 кОм
Сопротивление проводов из комплекта не должно отличаться более чем на 2–3 кОм.
Я проверяю провода на предмет повреждений и обрыва искр следующим образом: в темноте завожу двигатель и открываю капот. Если искра пробьется на землю, это будет хорошо видно, особенно в сырую погоду – проскакивает искра. После этого поврежденный провод можно легко определить. Кроме того, однажды я столкнулся с ситуацией, когда двигатель начал троить. Начал проверку со свечей, так как провода были недавно заменены, но дальнейшая диагностика привела к неисправности троса — один из них не имел контакта с самой клеммой, соединяющей провод со свечой. После восстановления контакта двигатель работал ровно.
Видео: проверка ВВ проводов
https://www.youtube.com/embed/qudSupLmfBo
Какие поставить
При выборе и покупке высоковольтных кабелей следует обращать внимание на маркировку. Производителей рассматриваемых элементов много, но лучше отдать предпочтение следующим:
- BERU;
- NGK;
- PARTS-MALL;
- AMD;
- Bremi;
- Tesla Technics.
В последнее время все больше автовладельцев предпочитают покупать силиконовые тросы ВВ, которые отличаются более высокой прочностью и защитой внутренних слоев от высоких температур, износа и агрессивных химикатов.
Свечи
Основное назначение свечей зажигания в бензиновом двигателе – воспламенение рабочей смеси в камере сгорания. Часть света, находящаяся внутри цилиндра, постоянно подвергается высокотемпературным, электрическим, химическим и механическим воздействиям. Несмотря на то, что эти элементы изготовлены из специальных материалов, со временем они все же выходят из строя. Поскольку от работоспособности и состояния фар зависит как мощность, расход топлива, так и беспроблемный запуск двигателя, следует периодически уделять внимание проверке их состояния.
Способы проверки
Существуют разные методы проверки свечей, но гарантий их работоспособности на двигателе не даёт ни один.
Визуальный осмотр
Во время планового осмотра, например, может быть определено, что двигатель имеет проблемы из-за мокрой свечи зажигания, потому что топливо в камере сгорания не воспламеняется. Кроме того, осмотр позволяет выявить состояние электрода, образование нагара и шлака, целостность керамического корпуса. По цвету нагара на свече можно определить общее состояние двигателя и его правильную работу:
- коричневая — нормальная рабочая свеча;
- в саже — указывает на слишком богатую смесь или позднее зажигание;
- в масле — явный признак того, что масло попадает в цилиндр через втулки клапанов или через поршневые кольца;
- оплавленные контакты — происходит такое при слишком раннем зажигании;
- пепел на свече — использование бензина либо масла с присадками, которое попадает в цилиндры;
- потрескавшийся изолятор — использование некачественного бензина и неверная регулировка системы зажигания.
Не реже двух раз в год выкручиваю свечи зажигания, осматриваю их, тщательно очищаю металлической щеткой от нагара, проверяю и при необходимости регулирую зазор между центральным электродом. С этим обслуживанием за последние несколько лет у меня не было проблем со свечами зажигания.
На работающем моторе
Диагностика на включённом двигателе довольно проста:
- Запускают мотор.
- Со свечей поочерёдно снимают ВВ провода.
- Если при отсоединении одного из тросов работа силового агрегата остается неизменной, неисправна свеча или сам провод, который в данный момент отсоединен.
Видео: диагностика свечей на запущенном двигателе
https://www.youtube.com/embed/RKt8ew057i8
Проверка на искру
Определить искру на свече можно следующим образом:
- Отсоединяем один из ВВ проводов.
- Выворачиваем проверяемую свечу и надеваем на неё кабель.
- Прислоняем металлическую часть свечного элемента к двигателю.Резьбовую часть свечи соединяем с двигателем или массой
Резьбовую часть свечи соединяем с двигателем или массой - Включаем зажигание и совершаем несколько оборотов стартером.
- На исправной свече образуется искра. Его отсутствие будет свидетельствовать о непригодности детали к эксплуатации. Если включить зажигание и прислонить к массе выключенную свечу, то при повороте стартера на ней должна проскакивать искра
Если включить зажигание и прислонить на массу выкрученную свечу, на ней при проворачивании стартером должна проскакивать искра
Видео: проверка искры у свечи на примере инжекторного мотора
https://www.youtube.com/embed/ZFJTiLZWSu0
Прежде чем выкрутить свечу из головки блока, необходимо очистить поверхность вокруг, чтобы грязь не попала внутрь цилиндра.
Мультиметром
Нужно понимать, что при использовании цифрового мультиметра свечу можно проверить только на короткое замыкание, где на приборе установлен режим измерения сопротивления и щупы прикладываются к центральному электроду и проводу. Если сопротивление оказалось меньше 10-40 МОм, в изоляторе есть утечка, что свидетельствует о неисправности свечи.
Как подобрать свечи
При выборе свечей зажигания на «копейку» или другую «классику» нужно обращать внимание на маркировку в виде числового значения, которое указывает калильное число. Этот параметр указывает на способность свечи отводить тепло и самоочищаться от нагара в процессе работы. По российской классификации рассматриваемые элементы различаются светящимися номерами и делятся на следующие группы:
- от 11 до 16 — «горячие» свечи. Их используют в моторах с низкой степенью сжатия и малой мощностью;
- от 17 до 19 — наиболее распространённые свечи, которые также используются на «классике»;
- от 20 до 26 — «холодные» свечи, применяемые на мощных моторах с высокой степенью сжатия.
Установка «холодных» или «горячих» свечных элементов на ВАЗ 2101 приведет к тому, что силовая установка не сможет работать с высоким КПД. Так как классификация российских и зарубежных свечей зажигания разная, и у каждой фирмы своя, при выборе деталей следует руководствоваться табличными значениями.
Таблица: производители свечей зажигания и их обозначение для разных систем питания и зажигания
Тип системы питания и зажигания | По российской классификации | NGK, Япония | Bosch, Германия | Beru, Германия | Brisk, Чехия |
Карбюратор, механические контакты | А17ДВ, А17ДВМ | BP6E | W7D | W7D | L15Y |
Карбюратор, электронное | А17ДВ-10, А17ДВР | BP6E, BP6ES, BPR6E | W7D, WR7DC, WR7DP | 14–7D, 14–7DU, 14R-7DU | L15Y,L15YC, LR15Y |
Инжектор, электронное | А17ДВРМ | BPR6ES | WR7DC | 14R7DU | LR15Y |
Зазор контактов свечей
Свечной зазор является важным параметром. Если расстояние между боковым и центральным электродами установлено неправильно, это приведет к следующему:
- проблемному запуску двигателя;
- снижению динамических показателей из-за неправильного воспламенения смеси;
- повышению расхода топлива.
Поскольку «Жигули» первой модели используются как с контактной, так и с бесконтактной системами зажигания, дистанции устанавливаются согласно используемой системе:
- для контактного устройства зазор нужно выдерживать в пределах 0,5–0,6 мм;
- для бесконтактного — 0,7–0,8 мм.
Для регулировки понадобится свечной ключ и набор щупов. Процедура состоит из следующих шагов:
- Выкручиваем свечу.Снимаем провод и выкручиваем свечу
Снимаем провод и выкручиваем свечу - По системе, установленной на автомобиле, подбираем щуп нужной толщины и вставляем его в зазор между центральным и боковым контактами. Инструмент должен входить с небольшим усилием. Если это не так, подгибаем или переворачиваем центральный контакт. Проверяем зазор между контактами фонарей щупом
Зазор между контактами свечей проверяем при помощи щупа - Аналогичную процедуру повторяем с остальными свечами, после чего устанавливаем их на свои места.
Контактный трамблёр
Стабильная работа двигателя невозможна без своевременного сгорания рабочей смеси. Одним из основных компонентов системы зажигания является трамблер, или распределитель зажигания, который выполняет следующие функции:
- посредством разъединения контактов в устройстве задаётся начало искрообразования;
- распределяется сформированное в катушке зажигания высокое напряжение на нужную свечу;
- изменяется начало момента образования искры;
- обеспечивается накопление и разряд энергии в катушке.
Распределитель называется контактным, потому что в таком устройстве через контактную группу разрывается цепь низкого напряжения, которое подается на катушку зажигания. Вал распределителя приводится в движение соответствующими моторными механизмами, в результате чего на нужную свечу в определенное время подается искра.
Проверка
Чтобы работа силовой установки была стабильной, обязательны периодические проверки распределителя. Основными элементами узла, подлежащими диагностике, являются крышка, ползунок и контакты. Состояние этих деталей можно определить при визуальном осмотре. На бегунке не должно быть следов подгорания, а резистор должен иметь сопротивление в пределах 4-6 кОм, которое можно определить мультиметром.
Крышка распределителя должна быть очищена и осмотрена на наличие трещин. Подгоревшие контакты на крышке зачищают, а при обнаружении трещин деталь меняют на целую.
Также осматриваются контакты трамблера, зачищаются мелкой шкуркой от подгорания и регулируются зазоры. В случае сильного износа их также меняют. В зависимости от ситуации может потребоваться более детальная диагностика, где могут быть выявлены другие проблемы.
Регулировка зазора контактов
Расстояние между контактами на штатном трамблере ВАЗ 2101 должно быть 0,35-0,45 мм. При отклонении начинает отказывать система зажигания, что выражается в некорректной работе двигателя:
- мощность не развивается;
- машина дёргается;
- потребление топлива увеличивается.
Неисправности с прерывателем происходят из-за того, что контакты постоянно работают. Поэтому регулировку нужно делать достаточно часто, примерно раз в месяц. Процедуру проводят плоской отверткой и ключом на 38 в следующем порядке:
- На заглушённом моторе снимаем с трамблёра крышку.
- Вращаем коленвал специальным ключом и устанавливаем кулачок прерывателя в положение, при котором контакты будут максимально разомкнуты.
- Зазор между контактами оцениваем щупом. Если оно не соответствует требуемому значению, ослабляем соответствующие винты крепления. Проверяем зазор между контактами щупом
Зазор между контактами проверяем щупом - Вставьте плоскую отвертку в паз «b» и поверните шток переключателя на требуемое значение Вид на распределитель сверху: 1 — шток подвижной пластины переключателя; 2 — масляное тело; 3 — винты крепления стойки с контактами выключателя; 4 — прижимной винт; 5- хранимая стопорная пластина; б — дорожка для перемещения подставки с контактами
Вид на трамблёр сверху: 1 — подшипник подвижной пластины прерывателя; 2 — корпус маслёнки; 3 — винты крепления стойки с контактами прерывателя; 4 — винт клеммового зажима; 5- стопорная пластина подшипника; б — паз для перемещения стойки с контактами - После завершения регулировки затягиваем крепежно-регулировочный винт. После регулировки и проверки зазора необходимо затянуть регулировочный и крепежный винты
После регулировки и проверки зазора необходимо затянуть регулировочный и крепёжные винты
Бесконтактный трамблёр
Распределитель зажигания ВАЗ 2101 бесконтактного типа практически ничем не отличается от контактного, разве что вместо механического прерывателя используется датчик Холла. Такой механизм современнее и надежнее, так как не нужно постоянно регулировать расстояние между контактами. Конструктивно датчик расположен на валу распределителя и выполнен в виде постоянного магнита с экраном и пазами в нем. При вращении вала отверстия экрана проходят через прорезь на магните, вызывая изменения поля. Через датчик считываются обороты вала распределителя, после чего информация поступает на коммутатор, который преобразует сигнал в электричество.
Диагностика
Бесконтактный распределитель зажигания проверяется так же, как и контактный, за исключением самих контактов. Вместо этого внимание направлено на датчик Холла. Если с ним проблемы, двигатель начинает работать нестабильно, что проявляется в виде плавающих холостых оборотов, проблемного запуска и рывков при разгоне. Если датчик выйдет из строя полностью, двигатель не запустится. При этом проблемы с этим элементом возникают редко. Явным признаком поломки датчика Холла является отсутствие искры на центральном контакте катушки зажигания, поэтому ни одна свеча работать не будет.
Проверить деталь можно, заменив ее на заведомо исправную или подключив вольтметр к выходу элемента. Если получилось, мультиметр покажет 0,4-11 В.
Много лет назад я установил на свой автомобиль бесконтактный трамблер, после чего практически забыл, что такое трамблер и проблемы с зажиганием, так как не было необходимости периодически чистить контакты от подгорания и регулировать зазор. Регулировать зажигание необходимо только в том случае, если на двигателе проводятся ремонтные работы, что случается достаточно редко. Что касается датчика Холла, то он не менялся ни разу за весь период эксплуатации бесконтактного прибора (около 10 лет.
Установка угла опережения
После проведения ремонтных работ или замены «копеечного» распределителя зажигания необходимо выставить правильный угол опережения зажигания. Поскольку сделать это можно разными способами, мы рассмотрим самые распространенные из них, при этом важно знать порядок работы цилиндров: 1-3-4-2, начиная со шкива коленвала.
По лампочке
Этот способ подходит, если под рукой нет специальных инструментов. Нужна только лампа на 12 В, например от поворотника или габаритов с двумя припаянными проводами с зачищенными концами и ключ на 38 и 13. Регулировка такая:
- Выкручиваем свечной элемент первого цилиндра.
- Провернуть коленчатый вал ключом на 38 до начала такта сжатия в первом цилиндре. Чтобы определить это, отверстие для свечи можно прикрыть пальцем, и при появлении усилия начнется сжатие.
- Ставим метки на диске коленвала и крышке ГРМ друг напротив друга. Если автомобиль ездит на 92-м бензине, следует выбирать среднюю отметку. Перед регулировкой зажигания необходимо совместить метки на шкиве коленчатого вала и передней крышке двигателя
Перед регулировкой зажигания необходимо совместить метки на шкиве коленчатого вала и передней крышке двигателя - Снять крышку распределителя зажигания. Бегунок должен быть обращен к первому цилиндру на крышке. Положение ползунка распределителя: 1 — винт распределителя; 2 — положение ползунка на первом цилиндре; а — расположение контакта первого цилиндра в крышке
Положение бегунка трамблёра: 1 — винт трамблёра; 2 — положение бегунка на первый цилиндр; а — место расположения контакта первого цилиндра в крышке - Ослабляем гайку, удерживающую механизм.Перед регулировкой зажигания необходимо ослабить гайку крепления трамблёра
Перед регулировкой зажигания необходимо ослабить гайку крепления трамблёра - Подсоединяем провода от лампочки на массу и контакт трамблёра.
- Включаем зажигание.
- Проворачиваем распределитель до того момента, пока лампа не загорится.
- Зажимаем крепление трамблёра, ставим на место крышку и свечу.
Вне зависимости от того, как выставлено зажигание, в конце процесса проверяю работу двигателя в движении. Для этого разгоняю машину до 40 км/ч и сильно жму на газ, при этом двигатель должен быть прогрет. При правильно выставленном зажигании детонация должна появиться и буквально сразу исчезнуть. Если зажигание раннее, то детонация не пройдет, поэтому трамблер нужно повернуть немного влево (это нужно сделать позже). При отсутствии детонации трамблер следует повернуть вправо (сделать это раньше). Таким образом, зажигание можно точно настроить в соответствии с поведением двигателя в зависимости от используемого топлива и его качества.
Видео: выставление зажигания на ВАЗ по лампочке
https://www.youtube.com/embed/k5qV2dOcz9Y
По стробоскопу
С помощью стробоскопа можно точно установить зажигание, не снимая крышку самого распределителя. Если вы приобрели или одолжили этот инструмент, настройка выполняется в следующем порядке:
- Ослабляем крепление распределителя.
- Минус стробоскопа подключаем на массу, плюсовой провод на низковольтную часть катушки зажигания, а зажим на ВВ кабель первого цилиндра.
- Запускаем мотор и включаем прибор, направляя его на шкив коленвала, при этом отобразится метка, соответствующая моменту зажигания.
- Прокручиваем корпус регулируемого устройства, добиваясь совпадения рисок на шкиве коленвала и на передней крышке мотора.
- Обороты двигателя должны быть в районе 800-900 об/мин. При необходимости подгоняем их соответствующими винтами на карбюраторе, но так как на ВАЗ 2101 нет тахометра, выставляем минимальные стабильные обороты.
- Зажимаем крепление распределителя.
Видео: настройка зажигания по стробоскопу
https://www.youtube.com/embed/jfFqDZYobLU
На слух
Если возникла необходимость отрегулировать зажигание, а под рукой не оказалось лампочки или специального приспособления, регулировку можно сделать на слух. Работы выполняются на горячем двигателе в следующем порядке:
- Слегка отворачиваем крепление распределителя и потихоньку вращаем его вправо или влево.При регулировке трамблёр вращают вправо или влево
При регулировке трамблёр вращают вправо или влево - При больших углах мотор будет глохнуть, при малых — набирать обороты.
- В ходе вращения добиваемся стабильных оборотов в пределах 800 об/мин.
- Крепим трамблёр.
Видео: регулировка зажигания на «классике» на слух
https://www.youtube.com/embed/KgoWV_cy5as
Несмотря на кажущуюся сложность системы зажигания, вы можете самостоятельно определить проблему, а также отрегулировать образование и распределение искры в нужный момент. Для этого необходимо прочитать пошаговые инструкции и следовать им в процессе поиска проблем, их устранения, а также выполнения наладочных работ.