Ни один двигатель внутреннего сгорания не может работать без надлежащего охлаждения, и двигатель ВАЗ 2107 в этом смысле не исключение. Если проблема возникает в системе охлаждения, перегрев двигателя – дело нескольких минут. Часто источником проблемы является вентилятор на датчике. К счастью, автовладелец легко может заменить его своими руками. Попробуем узнать, как это делается.
- Назначение датчика включения вентилятора ВАЗ 2107
- Конструкции и принципы работы датчиков
- Электромеханический датчик ВАЗ 2107
- Электронный датчик ВАЗ 2107
- Расположение датчика
- Проверка работоспособности вентиляторного датчика ВАЗ 2107
- Последовательность проверки датчика
- Видео: проверка исправности вентиляторного датчика ВАЗ 2107
- Неисправности, связанные с датчиком вентилятора ВАЗ 2107
- Замена датчика включения вентилятора ВАЗ 2107
- Порядок работы
- Видео: замена датчика включения вентилятора
Назначение датчика включения вентилятора ВАЗ 2107
О назначении датчика легко догадаться из названия. Это устройство отвечает за своевременное включение вентилятора, обдувающего основной радиатор охлаждения.
Дополнительный поток воздуха требуется, когда антифриз в радиаторе достигает температуры выше 90°C и двигатель больше не охлаждается должным образом. Как правило, это происходит в теплое время года, когда вы едете по городу или по проселочным дорогам.
Конструкции и принципы работы датчиков
В разные годы на автомобили ВАЗ 2107 устанавливались разные модели датчиков включения вентилятора. Сначала это были электромеханические датчики, потом их сменила электроника. Рассмотрим каждое устройство более подробно.
Электромеханический датчик ВАЗ 2107
Внутри электромеханического датчика находится небольшой контейнер с церезитом, смешанным с медным порошком. Над этой тканью находится гибкая мембрана с прикрепленным к ней толкателем. А толкатель, в свою очередь, соединен с подвижным контактом. Вся эта конструкция размещена в стальном корпусе с толстыми стенками (что необходимо для обеспечения более равномерного прогрева датчика). На внешней части корпуса есть резьба и пара электрических контактов.
Работа датчика основана на простом принципе: объем церезита изменяется с повышением температуры. Ceresitt, нагревающийся под воздействием почти выкипевшего антифриза, расширяет и приподнимает диафрагму, которая приводит в движение затвор. Он достигает подвижного контакта и замыкает его, заставляя вентилятор включаться. При снижении температуры антифриза за счет дополнительного обдува церезит остывает, диафрагма опускается, контакт размыкается и вентилятор выключается.
Электронный датчик ВАЗ 2107
Основой электронного датчика является терморезистор, вставленный в массивный стальной корпус. Как и в предыдущем случае, на корпусе есть резьба, позволяющая вкрутить датчик в радиатор, и пара контактов.
Работа электронного датчика основана на изменении сопротивления резистора под воздействием высокой температуры. Изменения электрического сопротивления отслеживаются специальной схемой. И когда сопротивление достигает определенных значений, схема подает сигнал на контактную систему, они замыкаются и включают вентилятор.
Расположение датчика
Практически на всех классических моделях ВАЗ датчики включения вентиляторов вкручиваются прямо в радиаторы охлаждения. Это необходимо для того, чтобы большая часть рабочей поверхности датчика соприкасалась с горячим антифризом. Между датчиком и радиатором в обязательном порядке устанавливается специальная уплотнительная прокладка из устойчивого к высоким температурам материала.
Поскольку датчик вентилятора ВАЗ 2107 вкручивается в нижнюю часть основного радиатора, то производить его замену удобнее всего со смотровой ямы, на которой должен быть установлен автомобиль.
Проверка работоспособности вентиляторного датчика ВАЗ 2107
Чтобы проверить исправность датчика включения вентилятора на ВАЗ 2107, потребуются следующие вещи:
- ёмкость для кипячения воды;
- термометр;
- бытовой кипятильник;
- снятый с машины датчик включения вентилятора;
- бытовой мультиметр.
Последовательность проверки датчика
Последовательность проверки датчика заключается в следующем:
- В подготовленную ёмкость наливается вода.
- Резьбовая часть датчика погружается в воду, а контакты соединяются с контактами мультиметра, настроенного на проверку электрического сопротивления.
- Теперь в воду погружаются термометр и кипятильник.
- Котел подключен к сети, вода начинает нагреваться. Температура нагрева контролируется термометром. Датчик ВАЗ 2107 погружается в емкость с водой и подключается к мультиметру
Датчик ВАЗ 2107 погружён в ёмкость с водой и подключён к мультиметру - Когда температура воды достигнет 95 градусов, сопротивление датчика должно исчезнуть (это будет видно на дисплее мультиметра).
- Если при вышеуказанной температуре воды сопротивление пропало, датчик включения вентилятора считается исправным.
- Если датчик сохраняет сопротивление при нагреве выше 95 градусов, он неисправен и подлежит замене.
Видео: проверка исправности вентиляторного датчика ВАЗ 2107
https://youtube.com/watch?v=FQ79qkRlLGs
Неисправности, связанные с датчиком вентилятора ВАЗ 2107
Существует ряд наиболее распространенных проблем, которые означают, что вентилятор на ВАЗ 2107 может не включиться в нужный момент, что приведет к перегреву двигателя. Вот они:
- Сгорел датчик включения вентилятора. Чаще всего это происходит из-за сильного скачка тока в электросети машины, произошедшего в результате короткого замыкания. Электропроводка на ВАЗ 2107 никогда не отличалась долговечностью и надежностью. Со временем он начинает трескаться и приходит в полную негодность, что приводит к закрытию;
- Перегорел предохранитель вентилятора. Бывают ситуации, когда датчик вентилятора срабатывает, но вентилятор все равно не включается. В этом случае необходимо заглянуть в предохранительный блок, расположенный под рулевой колонкой автомобиля, и найти там предохранитель, отвечающий за работу вентилятора, снять его и осмотреть. Если он оплавился и слегка почернел, причина неисправности найдена. Стрелкой 1 показано расположение предохранителя вентилятора ВАЗ 2107. Стрелкой 2 показано расположение реле вентилятора
Стрелкой 1 показано расположение предохранителя вентилятора ВАЗ 2107. Стрелкой 2 показано расположение вентиляторного реле
Замена датчика включения вентилятора ВАЗ 2107
Датчики вентилятора на ВАЗ 2107 ремонту не подлежат. Деталей, которые автовладелец может купить и заменить самостоятельно, просто нет. Кроме того, корпус датчика монолитный и неразборный, поэтому добраться внутрь датчика, не сломав его, невозможно. Поэтому единственное, что может сделать автовладелец при поломке датчика вентилятора – заменить его. Для замены датчика потребуются следующие инструменты и расходные материалы:
- пустая ёмкость на 8 литров для слива охлаждающей жидкости;
- рожковый ключ на 30;
- 8 литров новой охлаждающей жидкости;
- новый датчик включения вентилятора.
Порядок работы
При замене датчика включения вентилятора на ВАЗ 2107 действуют следующим образом:
- Автомобиль устанавливается над смотровой ямой. В радиаторе откручивается пробка, антифриз сливается в подготовленную ёмкость.
- Рожковым ключом на 11 с аккумулятора снимаются обе клеммы.
- С датчика включения вентилятора сняты разъемы с проводами. Делается это вручную, просто тяните провода на себя. Чтобы снять контактные провода с датчика ВАЗ 2107, их нужно просто потянуть на себя
Чтобы снять контактные провода с датчика ВАЗ 2107, их достаточно просто потянуть на себя - Датчик откручивается рожковым ключом на 30 (надо помнить, что под ним находится тонкое уплотнительное кольцо, которое легко теряется). Для откручивания датчика ВАЗ 2107 используйте рожковый ключ на 30
Для выкручивания датчика ВАЗ 2107 используется рожковый ключ на 30 - Открученный датчик заменяется новым (при ввинчивании нового датчика не прилагайте чрезмерных усилий, так как резьбу в основании датчика очень легко сломать). Датчик ВАЗ 2107 монтируется вместе с уплотнительным кольцом
Датчик ВАЗ 2107 устанавливается вместе с уплотнительным кольцом
Видео: замена датчика включения вентилятора
https://www.youtube.com/embed/o8XZRUvmxuk
Так что процедура замены датчика вентилятора на ВАЗ 2107 не представляет особой сложности даже для начинающего автомобилиста. Если следовать инструкции выше, можно сэкономить около 600 рублей. Именно столько стоит поменять датчик в автосервисе.