На старых отечественных автомобилях работа системы охлаждения двигателя достаточно проста. Однако современные автомобили оснащены электровентилятором и различными датчиками, работа которых направлена на повышение эффективности охлаждения двигателя. Со временем эти элементы могут выйти из строя, влияя на работу вентилятора. Поэтому автовладельцы должны разбираться с возможными проблемами самостоятельно или обращаться в специализированный сервис.
- Почему включается вентилятор охлаждения на холодном двигателе
- Нехватка жидкости в системе
- Замыкание датчика
- Видео: проверка датчика включения вентилятора
- Замыкание на массу
- Датчик термостата
- Дополнительный датчик
- Окисление либо обрыв контактов
- Система кондиционирования
- Когда целесообразен ремонт своими руками и в сервисе
- Видео: решение проблемы постоянно работающего вентилятора
- Таблица: стоимость ремонта системы охлаждения своими руками и в сервисе
Почему включается вентилятор охлаждения на холодном двигателе
Работа силового агрегата автомобиля невозможна без системы охлаждения. При возникновении проблем с ним двигатель может перегреться, что приведет к поломкам и дорогостоящему ремонту. Одним из основных элементов этой системы является вентилятор охлаждения. При появлении каких-либо симптомов, указывающих на неисправность данного устройства, следует найти и устранить причину. Так как их может быть много, стоит остановиться на каждом из них подробнее.
Нехватка жидкости в системе
Поиск проблемы нужно начинать непосредственно с охлаждающей жидкости (ОЖ), а точнее с проверки уровня. Если она ниже нормы, датчик охлаждающей жидкости сработает даже на холодном двигателе, тем самым включив вентилятор. Это объясняется тем, что небольшое количество жидкости нагревается намного быстрее. Для устранения проблемы нужно проверить уровень антифриза в расширительном бачке и радиаторе и при необходимости довести его до нормы.
Уровень охлаждающей жидкости необходимо регулярно контролировать и при необходимости доливать, так как антифриз может испаряться, что особенно характерно в летний период.
Замыкание датчика
Если проверка охлаждающей жидкости не удалась, следует обратить внимание на сам датчик. Бывают случаи, когда этот элемент «залипает», что приводит к постоянному вращению электровентилятора. Для диагностики нужен мультиметр, измеряющий сопротивление на клеммах датчика при работающем двигателе. Если датчик работает, прибор должен показывать бесконечное сопротивление. Когда мультиметр показывает какое-то сопротивление, значит, контакты датчика замкнуты и его нужно заменить на исправный.
Видео: проверка датчика включения вентилятора
https://www.youtube.com/embed/ne8SQ3BsrCY
Замыкание на массу
Самопроизвольное включение вентилятора может быть вызвано неисправностью самого вентилятора. Проблема заключается в замыкании контактов на массу. В результате прибор работает напрямую от аккумулятора, минуя цепь с датчиком. Для устранения неисправности проверьте надежность соединений вентилятора, при необходимости заизолируйте провода, подтяните крепление. Постоянно работающий вентилятор может привести к следующим последствиям:
- короткий срок службы вентилятора;
- разряд АКБ (при включённом зажигании и заглушённом моторе);
- самовозгорание проводки в случае её перегрева.
Датчик термостата
Некоторые современные машины оснащены термостатом с датчиком. Такое конструктивное решение позволяет управлять системой охлаждения с большей эффективностью. Но если есть проблема с датчиком, вентилятор будет работать постоянно. Такое поведение объясняется тем, что блок управления не получает сигнал от термостата. В результате устройство переходит в аварийный режим. Проверка датчика термостата аналогична процедуре проверки датчика охлаждающей жидкости.
Дополнительный датчик
Некоторые автомобили также оснащены датчиком температуры воздуха. Основное назначение – регулирование температурных показателей встречных воздушных потоков. При слишком высокой температуре окружающей среды датчик дает сигнал на включение вентилятора. Это лучше охлаждает двигатель. Если такой элемент установлен на вашем автомобиле, то в теплый период вентилятор будет работать почти постоянно, помогая охлаждать двигатель. В этом случае отключать датчик не рекомендуется, так как возрастает вероятность перегрева силового агрегата.
Окисление либо обрыв контактов
Если в автомобиле установлен вентилятор, который управляется электронным устройством, возможны проблемы с самими контактами. Со временем они могут окисляться, например, при попадании влаги, что сопровождается постоянным вращением вентилятора.
Каждую весну и осень контакты рекомендуется чистить от возможного окисления, после чего покрывать специальной смазкой.
Система кондиционирования
Существуют машины, в конструкции которых кондиционер и система охлаждения силового агрегата взаимосвязаны. Поэтому в результате засорения радиатора кондиционера включается вентилятор основного радиатора. В этом случае необходимо промыть радиатор кондиционера, но лучше подвергнуть такой процедуре блоки обеих систем.
Когда целесообразен ремонт своими руками и в сервисе
Если в вашем автомобиле возникли проблемы с работой электровентилятора системы охлаждения, устранить проблему можно в описанной выше последовательности. Практически любой ремонт можно сделать своими руками. Поскольку основные проблемы сводятся к неисправным датчикам, заменить их не составит труда. Достаточно демонтировать неисправную деталь и установить на ее место новую. Если проблема кроется в плохих контактах, их можно почистить или, в крайнем случае, заменить контакты. Если вы не уверены в своих силах, лучше обратитесь в сервис, чтобы избежать новых проблем.
Видео: решение проблемы постоянно работающего вентилятора
https://www.youtube.com/embed/I4lh2termgg
Чтобы решить, стоит ли делать самостоятельный ремонт при проблемах с вентилятором охлаждения или обратиться за помощью на стороне, вы можете ознакомиться с примерными ценами на ту или иную операцию.
Таблица: стоимость ремонта системы охлаждения своими руками и в сервисе
Наименование | Примерная стоимость, руб. | |
Самостоятельно | В сервисе | |
Замена датчика вентилятора | от 150 | от 500 |
Проверка течи ОЖ | бесплатно | от 500 |
Проверка уровня ОЖ | бесплатно | от 500 |
Замена вентилятора охлаждения | от 500 | 500–1000 |
Мелкий ремонт проводки | бесплатно | 200–500 |
Чистка радиаторов | бесплатно | От 800 |
Замена термостата | от 350 | От 800 |
Постоянное вращение вентилятора охлаждения на холодном двигателе не является нормальным явлением. Поэтому следует разобраться с возникшей ошибкой, найти и устранить причину ее возникновения, чтобы исключить быстрый износ устройства. Диагностика заключается в проверке уровня охлаждающей жидкости, а также элементов, отвечающих за работу электровентилятора, что под силу каждому автовладельцу.