Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Уходит антифриз, а подтеков нет — что не так с машиной?

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

Работа двигателя любого автомобиля неразрывно связана с правильным функционированием системы охлаждения. Большинство отказов системы вызвано утечкой антифриза и последующим перегревом двигателя. Несвоевременно обнаруженная поломка приведет к быстрому износу и поломке двигателя, а также к дорогостоящему ремонту.

Почему уходит антифриз

Одной из распространенных проблем с системой охлаждения двигателя является утечка жидкости. Из-за низкого уровня антифриза могут возникать неисправности как с самим двигателем, так и с деталями системы охлаждения. Поэтому необходимо регулярно контролировать уровень жидкости в расширительном бачке и не допускать его падения ниже MIN. Определить, что уходит антифриз, можно по следующим признакам:

  • уровень охлаждающей жидкости постоянно понижается;
  • отопитель перестаёт работать;
  • температура мотора становится выше нормы.

Нормальным считается минимальное повышение или понижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Но если антифриз периодически нужно доливать, придется разбираться с возникшей проблемой.

Изменение уровня ОЖ от минимальной отметки к максимальной является нормальным явлением

Потёк радиатор двигателя

Самой частой причиной утечки охлаждающей жидкости из системы является повреждение основного радиатора системы охлаждения. Диагностировать неисправность можно по пятнам на кузове крепления или луже под машиной после стоянки. Повреждение теплообменника может быть вызвано следующими факторами:

  • воздействие коррозии в результате длительной эксплуатации;
  • удар камнем, вылетевшим из-под колёс.

Утечка в радиаторе возможна как через соты, так и через бачки

Конструкция радиатора состоит из множества ячеек, по которым циркулирует охлаждающая жидкость. Даже малейшее повреждение одного из них приведет к протечке. Для диагностики поломки нужно разобрать теплообменник с автомобиля, оценить характер повреждения и попытаться восстановить герметичность пайкой или аргонной сваркой. Если не принять меры по устранению течи, двигатель перегреется, что рано или поздно приведет к серьезным последствиям и дорогостоящему ремонту.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Радиатор охлаждения можно попытаться восстановить пайкой или сваркой

Неисправность радиатора или краника печки

Иногда течет радиатор отопителя. Проблема проявляется в виде лужи охлаждающей жидкости под ковром переднего пассажира, а также запотевания лобового стекла. В этом случае радиатор необходимо демонтировать с автомобиля, выявить поврежденный участок и провести аналогичные мероприятия, что и с основным радиатором.

Радиатор печки по аналогии с основным радиатором может повреждаться в результате коррозии
В зависимости от марки и модели автомобиля для снятия теплообменника печки может потребоваться разборка панели приборов.

Если течь вызвана протечкой крана, на нем будут видны капли антифриза. Как правило, устройство не подлежит ремонту и замене новой деталью. Иногда антифриз начинает подтекать из-за старения прокладок между краном и радиатором. В этом случае их просто заменяют новыми.

Это может быть интерено  Самостоятельно меняем датчик включения вентилятора на ВАЗ 2107: последовательность и рекомендации

Кран отопителя также иногда подтекает и нуждается в замене

Дефекты шлангов, патрубков и трубок

В качестве соединительных элементов в системе охлаждения двигателя используется большое количество труб из резины. Из-за постоянного воздействия агрессивной среды, перепадов температур и вибраций резина со временем приходит в негодность, появляются трещины. Образование повреждений патрубков однозначно приводит к утечке антифриза при прогреве двигателя и повышении давления в системе. Изношенные шланги подлежат только замене. Любые ухищрения и попытки залатать и восстановить их целостность приведут к утечке и потере антифриза. Ошибка если и может быть устранена, то только на короткое время.

Из-за старения резины патрубки начинают подтекать

Нарушить герметичность может не только повреждение или износ резиновых трубок, но и металлических трубок, которые также встречаются в системе охлаждения. Эти элементы со временем подвергаются коррозии и трескаются. Поэтому при обнаружении течи трубы подлежат замене.

Поломка помпы

Иногда причиной ухода охлаждающей жидкости является износ уплотнений водяного насоса: прокладок и сальника. Прокладка чаще всего выходит из строя из-за долговечности или повреждения, например, если насос был перетянут. Подтверждением течи помпы является мокрый двигатель в месте установки помпы, а также наличие капель охлаждающей жидкости на корпусе механизма снизу. Если неисправность вызвана износом прокладки, достаточно заменить ее или использовать уплотнительную прокладку. При выходе из строя сальника потребуется провести ремонт, если это позволяет конструкция насоса. В противном случае узел необходимо заменить.

Помпа со временем начинает подтекать, что связано с повреждением сальника или прокладки

Термостат

В результате длительной эксплуатации корпус термостата со временем начинает подтекать. Этот узел отвечает за регулирование потока теплоносителя путем открытия и закрытия клапана внутри. В случае каких-либо повреждений устройство подлежит только замене.

Дефекты расширительного бачка

Корпус расширительного бачка обычно изготавливается из пластика. Со временем он может как трескаться, так и тереться о элементы кузова, что зависит от места установки. Такую неисправность нельзя не заметить, так как контейнер или его нижняя часть будут мокрыми. При повреждении бака его можно попробовать запаять, но лучше заменить на новый, так как пайка лишь временно устранит течь. Кроме бака может выйти из строя крышка, так как внутри нее установлен клапан, предназначенный для поддержания определенного давления в системе. Если есть проблема с клапаном, то антифриз брызнет после того, как двигатель прогреется. В этом случае крышку необходимо продиагностировать или заменить.

На расширительном бачке иногда появляются трещины, которые являются причиной утечки тосола

Как найти место утечки антифриза

Поскольку охлаждающая жидкость может уходить из разных мест системы, нужно знать, где и как искать проблемный участок.

Визуальный осмотр патрубков и хомутов

Места утечки охлаждающей жидкости можно определить при визуальном осмотре. Чем больше течет, тем легче найти утечку. Процедуру следует начинать с форсунок, так как на многих автомобилях к ним свободный доступ. При осмотре внимательно проверяйте каждый шланг в системе охлаждения, особенно если элементы давно менялись.

Это может быть интерено  Почему в двигателе появилось масло: будь осторожен, водитель!

Патрубки проверяют путём визуального осмотра

В труднодоступных местах для проверки можно использовать зеркало. Поврежденные шланги необходимо заменить. Если на них не обнаружено утечек, их все равно следует осмотреть в профилактических целях. Кроме того, хомуты подлежат визуальному осмотру. Иногда случается, что утечка охлаждающей жидкости вызвана ослабленным креплением. В этом случае более сильное затягивание хомутов позволяет избавиться от рассматриваемой проблемы.

Видео: течь антифриза из-за ослабления хомутов

https://www.youtube.com/embed/TxxS7L6yYrU

Использование картона

С помощью листа картона или бумаги можно определить даже самую маленькую течь. Для этого подложите лист бумаги под моторный отсек. После более длительного пребывания на материале будут хорошо видны капли или лужица антифриза. По выявленному местоположению можно приступить к поиску участка с неисправностью, что сделать будет намного проще.

Зачастую обнаружить утечку можно по лужице под автомобилем или использовать картон, если утечка незначительная

Проверка расширительного бачка

Диагностику расширительного бачка можно выполнить несколькими способами:

  1. Протирают корпус насухо. После этого прогревают мотор до рабочей температуры и смотрят, есть ли на корпусе подтёки антифриза.
  2. Емкость демонтируется, охлаждающая жидкость сливается и проверяется автомобильным насосом и манометром. Для этого создайте давление порядка 1 атмосферы и следите, уменьшится оно или нет. Проверить расширительный бачок можно с помощью насоса с манометром
    Проверить расширительный бачок можно при помощи насоса с манометром
  3. Посредством насоса создают давление в системе охлаждения, не снимая бачок. Таким образом, есть вероятность, что течь удастся обнаружить быстрее.

Прибегая к третьему способу можно диагностировать на герметичность всю систему охлаждения.

При подаче давления в систему удаётся выявить места протечек

Диагностика крышки

Кран крышки можно проверить достаточно простым способом. Для этого на холодном двигателе открутите крышку и встряхните ее близко к уху. Если вы слышите щелчок внутреннего шара в клапане, устройство работает правильно. Если такого звука нет, попробуйте промыть крышку. Если это не поможет, то лучше заменить.

Видео: проверка крышки расширительного бачка

https://www.youtube.com/embed/ved4ExdlA_w

Использование флуоресцентной добавки в антифриз

Достаточно оригинальный способ диагностики системы охлаждения – использование специальной присадки в охлаждающей жидкости. Сегодня такие средства представлены большим выбором. Как правило, их добавляют в антифриз, а проверку проводят на работающем двигателе с помощью ультрафиолетовой лампы.

Одним из эффективных способов поиска утечки ОЖ является диагностика с помощью ультрафиолетовой лампы

С его помощью выявляется место протечки путем поочередной проверки элементов и механизмов системы. Этот метод проверки является одним из самых эффективных, так как позволяет выявить скрытые утечки, а также когда теплоноситель уходит в минимальных количествах. При визуальном осмотре такие места найти достаточно сложно.

Видео: проверка системы ультрафиолетовой лампой

https://www.youtube.com/embed/F8W90ZNkoqY

Утечка антифриза без видимых подтёков

В том случае, если охлаждающая жидкость уходит без видимых причин, неисправность, скорее всего, скрыта при попадании антифриза в двигатель.

Прогорание прокладки ГБЦ

Наиболее вероятной причиной утечки является прогоревшая прокладка головки блока либо нарушение прилегания ГБЦ к блоку из-за перегрева двигателя.

Прокладка предназначена для герметизации и отделения головки двигателя от блока.

При повреждении прокладки антифриз попадает в масло или камеру сгорания
Это может быть интерено  При какой температуре и почему закипает антифриз

Попадание антифриза в цилиндры может сопровождаться белым дымом из выхлопной трубы, что является следствием сгорания охлаждающей жидкости. При неправильной установке прокладки или ее прогорании в расширительном бачке иногда можно наблюдать пузырьки воздуха. Эксплуатировать автомобиль с такой неисправностью невозможно, так как велика вероятность повреждения головки с последующим дорогостоящим ремонтом. Ошибка устраняется заменой уплотнителя самостоятельно или в автосервисе.

Если причина кроется в повреждении головки, устройство необходимо проверить и заточить на специальном станке. Некоторые автолюбители занимаются шлифовкой самостоятельно, но так как головка блока цилиндров является ответственным механизмом, то эту процедуру лучше проводить на спецтехнике в сервисных условиях.

Замена прокладки

Смена прокладки может показаться сложным процессом, но при желании эту процедуру может выполнить любой желающий. Мероприятие включает в себя следующие этапы:

  1. Покупают прокладку ГБЦ на двигатель вашего авто.
  2. Демонтируют крышку клапанов, воздушный фильтр и различные трубки, которые к ней фиксируются.
  3. Откручиваем крепление ГБЦ, для чего нужна головка соответствующего размера и вороток, так как крепление забивается с большим усилием. Течь можно попытаться устранить, сильнее затянув болты. Если это не поможет, головку все равно придется снимать.
  4. Демонтируют головку и прокладку.
  5. Протирают плоскости на блоке и ГБЦ, после чего устанавливают прокладку и собирают все в обратном порядке. Головка затягивается в шахматном порядке с усилием, указанным в руководстве по ремонту вашего автомобиля.

Независимо от того, по какой причине демонтируется головка блока, прокладка всегда устанавливается новая.

Видео: замена прокладки ГБЦ на примере «Ланоса»

https://www.youtube.com/embed/5IwvJS9ASGY

Трещина ГБЦ или блока

Кроме прогоревшей прокладки, течь может быть из-за трещин в головке или самом блоке, при этом охлаждающая жидкость не обязательно должна вытекать. Если при таком повреждении затронуты масляные и охлаждающие каналы, антифриз может попасть в цилиндры двигателя с последующим смешиванием смазки с антифризом. При этом уровень жидкости падает, а масло теряет свои свойства. При такой неисправности происходит сильный износ деталей силового агрегата, заедание и выход из строя.

В случае образования трещины в ГБЦ или блоке, антифриз может уходить в больших объёмах

Поскольку при попадании охлаждающей жидкости в масло образуется эмульсия, необходимо проверять уровень смазки и визуально оценивать качество. Если на щупе было обнаружено, что уровень смазки значительно увеличился и на нем есть вещество в виде коричневато-белой пены, это будет свидетельствовать о утечке антифриза в систему смазки. Во время диагностики также можно выключить свет. Если на них есть белые пятна, это тоже будет подтверждением попадания охлаждающей жидкости в масло. В этом случае потребуется разборка двигателя и детальная диагностика головки и блока на наличие трещин. Как правило, такую ​​процедуру проводят в сервисе.

Различные неисправности могут возникать с системой охлаждения двигателя, в результате чего снижается уровень антифриза, что приводит к перегреву силового агрегата. Причин протечки может быть множество, но практически каждую из них можно выявить самостоятельно без применения специального оборудования.

Оцените статью