Ни один двигатель внутреннего сгорания не прослужит долго без своевременного охлаждения. Большинство двигателей имеют жидкостное охлаждение. Но как узнать, что антифриз в машине исчерпал свой ресурс и нуждается в замене? Попробуем выяснить.
- Почему антифриз необходимо менять
- Последствия несвоевременной замены антифриза
- Периодичность замены охлаждающей жидкости
- Классификация антифризов и советы производителей
- Замена антифриза в зависимости от пробега машины
- Тест полоски на изношенном моторе
- Видео: проверка антифриза с помощью полосок
- Визуальная оценка антифриза
- Проверка кипением
- Проверка замораживанием
Почему антифриз необходимо менять
В двигателе много движущихся частей, которые нагреваются во время работы. От них нужно вовремя отводить тепло. Для этого в современных двигателях предусмотрена так называемая рубашка. Это система каналов, по которым циркулирует антифриз и отводит тепло.
Со временем его свойства меняются, и вот почему:
- в антифриз могут попасть примеси, грязь, мельчайшие частицы металла с рубашки, что неизбежно приведет к изменению химического состава жидкости и к ухудшению ее охлаждающих свойств;
- В процессе эксплуатации антифриз может нагреваться до критических температур и постепенно испаряться. Если вовремя не пополнить запас, двигатель может остаться без охлаждения.
Последствия несвоевременной замены антифриза
Если водитель забыл заменить охлаждающую жидкость, возможно два варианта:
- перегрев мотора. Двигатель начинает сбоить, обороты плавают, возникают провалы мощности;
- остановка двигателя. Если водитель проигнорировал признаки, перечисленные в предыдущем пункте, двигатель заглохнет. Это сопровождается серьезными поломками, для устранения которых потребуется капитальный ремонт. Но даже он не всегда помогает. В большинстве ситуаций водителю выгоднее продать неисправный автомобиль, чем ремонтировать его.
Периодичность замены охлаждающей жидкости
Интервалы замены антифриза зависят как от марки автомобиля и его технических характеристик, так и от самого кулера. В самом общем случае рекомендуется менять жидкость каждые 3 года. Это предотвратит коррозию двигателя. Но производители популярных автомобилей имеют на этот счет свое мнение:
- на машинах Ford антифриз меняют раз в 10 лет или через каждые 240 тыс. км пробега;
- GM, Volkswagen, Renault и Mazda не нуждаются в новом охладителе в течение всего времени эксплуатации автомобиля;
- Mercedes требует нового антифриза раз в 6 лет;
- на BMW замена производится раз в 5 лет;
- в автомобилях ВАЗ жидкость меняется через каждые 75 тыс. км пробега.
Классификация антифризов и советы производителей
Сегодня охлаждающие жидкости делятся на несколько классов, каждый из которых имеет свои особенности:
- G11. Основой этого класса антифризов является этиленгликоль. В них тоже есть специальные добавки, но в минимальных количествах. Практически все компании, выпускающие антифризы этого класса, рекомендуют менять их раз в два года. Это позволяет максимально защитить двигатель от коррозии; Arctic — типичный и самый популярный представитель класса G11
Arctic является типичным и наиболее популярным представителем класса G11 - G12. Это класс охлаждающих жидкостей без нитритов. Они также основаны на этиленгликоле, но степень очистки намного выше, чем у G11. Производители рекомендуют менять жидкость каждые три года и использовать ее в двигателях, испытывающих повышенную нагрузку. Вот почему G12 особенно популярен среди водителей грузовиков; Антифриз G12 Sputnik можно найти на домашних прилавках повсюду
Антифриз G12 Sputnik встречается на отечественных прилавках повсеместно - G12+. Основой антифриза является полипропиленгликоль с пакетом антикоррозионных присадок. Он нетоксичен, быстро разрушается и хорошо изолирует места коррозии. Рекомендуется для использования в двигателях с алюминиевыми и чугунными деталями. Замена каждые 6 лет; Феликс относится к семейству антифризов G12+ и имеет доступную цену
Felix относится к семейству антифризов G12+ и отличается демократичной ценой - G13. Антифризы гибридного типа, на карбоксилатно-силикатной основе. Рекомендуется для всех типов двигателей. Имеют сложный комплекс антикоррозийных присадок, поэтому являются самыми дорогими. Менять каждые 10 лет.Специализированный антифриз G13 VAG для автомобилей Volkswagen
Специализированный антифриз G13 VAG для автомобилей «Фольксваген»
Замена антифриза в зависимости от пробега машины
Каждый производитель автомобилей регламентирует сроки замены охлаждающей жидкости. Но водители используют автомобили с разной скоростью, поэтому преодолевают разные расстояния. Так что официальные рекомендации производителя всегда с поправкой на пробег автомобиля:
- отечественные тосолы и антифризы G11 меняются через каждые 30–35 тыс. км пробега;
- жидкости классов G12 и выше меняются через каждые 45–55 тыс. км пробега.
Указанные значения пробега можно считать критическими, поскольку именно после них химические свойства антифриза начинают постепенно меняться.
Тест полоски на изношенном моторе
Многие автовладельцы покупают автомобили с рук. Двигатели в таких автомобилях изношены, зачастую очень сильно, о чем продавец обычно умалчивает. Поэтому первое, что должен сделать новый владелец, это проверить качество антифриза в изношенном двигателе. Проще всего это сделать с помощью набора специальных индикаторных полосок, которые можно приобрести в любом магазине запчастей.
Водитель открывает бак, опускает туда полосу, после чего сравнивает цвет по специальной шкале, которая идет в комплекте. Общее правило: чем темнее полоса, тем антифриз хуже.
Видео: проверка антифриза с помощью полосок
https://www.youtube.com/embed/pWtJg9HytJU
Визуальная оценка антифриза
Иногда плохое качество охлаждающей жидкости видно невооруженным глазом. Антифриз может потерять свой первоначальный цвет и стать белым. Иногда становится пасмурно. Он также может приобретать коричневатый цвет. Это значит, что в нем содержится слишком много ржавчины, и началась коррозия деталей в двигателе. Наконец, в расширительном бачке может образоваться пена, а на дне образуется толстый слой карбидной стружки.
Это говорит о том, что детали мотора начали разрушаться и антифриз необходимо срочно заменить, предварительно промыв двигатель.
Проверка кипением
Если в качестве антифриза есть сомнения, его можно проверить кипением.
- В металлическую емкость наливается немного антифриза и нагревается на газу до кипения. Для проверки антифриза кипячением можно использовать чистую консервную банку
Для проверки антифриза кипением можно использовать чистую консервную банку - Внимание нужно обратить не на температуру кипения, а на запах жидкости. Если в воздухе отчётливо запахло аммиаком — использовать антифриз нельзя.
- Также проверяется наличие осадка на дне посуды. Качественный антифриз этого не обеспечивает. Твердые частицы сульфата меди обычно выпадают в осадок. При попадании в двигатель они осядут на всех трущихся поверхностях, что неизбежно приведет к перегреву.
Проверка замораживанием
Ещё один метод выявления фальсифицированного антифриза.
- В пустую пластиковую бутылку необходимо набрать 100 мл охлаждающей жидкости.
- Воздух из баллона следует выпустить, немного придавив его и затянув пробку (если антифриз окажется контрафактным, то при замерзании он не расколет бутылку).
- Смятая бутылка помещается в морозилку с температурой –35°C.
- Флакон вынимают через 2 часа. Если за это время антифриз лишь немного закристаллизовался или остался жидким, его можно использовать. А если в бутылке лед, значит, на дне кулера не этиленгликоль с добавками, а вода. И заливать эту подделку в двигатель категорически нельзя.Поддельный антифриз, превратившийся в лед через пару часов в морозилке
Фальсифицированный антифриз, превратившийся в лёд после пары часов в морозилке
Так проверить качество антифриза в двигателе может любой автолюбитель, так как методов для этого множество. Самое главное – использовать охлаждающую жидкость класса, рекомендованного производителем. И при использовании обязательно делайте поправку на пробег автомобиля.