Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Самостоятельная диагностика неисправностей сцепления ВАЗ 2107

СЦЕПЛЕНИЕ

Сцепление ВАЗ 2107 – это часть трансмиссионного механизма, участвующая в передаче крутящего момента на ведущие колеса автомобиля. Все классические модели ВАЗ оснащены однодисковым сцеплением с центральной пружиной. Выход из строя элемента сцепления может доставить автовладельцу большие проблемы. Однако большинство проблем можно решить самостоятельно.

Содержание
  1. Сцепление ВАЗ 2107
  2. Назначение сцепления
  3. Устройство и принцип действия сцепления ВАЗ 2107
  4. Устройство гидропривода сцепления
  5. Главный цилиндр сцепления
  6. Рабочий цилиндр сцепления
  7. Состав комплекта сцепления ВАЗ 2107
  8. Корзина
  9. Ведомый диск
  10. Нажимной подшипник
  11. Неисправности сцепления ВАЗ 2107
  12. Не переключаются передачи
  13. Сцепление буксует
  14. Сцепление работает рывками
  15. Шум при включении сцепления
  16. Шум при выключении сцепления
  17. Педаль возвращается, но сцепление не работает
  18. Тугое сцепление
  19. Педаль выключает сцепление в начале/конце своего хода
  20. Видео: основные проблемы со сцеплением и их решение
  21. Замена сцепления ВАЗ 2107
  22. Демонтаж КПП
  23. Видео: демонтаж КПП ВАЗ 2107
  24. Снятие сцепления
  25. Осмотр элементов сцепления
  26. Установка сцепления
  27. Установка КПП
  28. Выбор сцепления
  29. Таблица: производители сцепления для ВАЗ 2107
  30. Регулировка сцепления
  31. Регулировка свободного хода педали
  32. Регулировка штока рабочего цилиндра
  33. Видео: прокачка сцепления ВАЗ 2101–07

Сцепление ВАЗ 2107

От исправности механизма сцепления ВАЗ 2107 во многом зависит управляемость автомобиля. На то, как часто этот механизм нужно ремонтировать, влияет качество дорог и опыт водителя. У новичков, как правило, довольно быстро выходит из строя сцепление, а ремонт и замена узла довольно трудоемки.

Назначение сцепления

Основная задача сцепления состоит в передаче крутящего момента от двигателя на ведущие колёса автомобиля.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Муфта сцепления служит для передачи крутящего момента от двигателя на главную передачу и защиты трансмиссии от динамических нагрузок

Изначально он предназначался для кратковременного разделения двигателя и бортовой передачи при плавных пусках и переключениях передач. Сцепление ВАЗ 2107 имеет следующие характерные особенности:

  • имеет наименьший допустимый момент инерции у ведомого диска;
  • отводит тепло от трущихся поверхностей;
  • защищает трансмиссию от динамических перегрузок;
  • не требует большой силы нажима на педаль во время управления муфтой;
  • обладает компактностью, ремонтопригодностью, малошумностью, простотой обслуживания и ухода.

Устройство и принцип действия сцепления ВАЗ 2107

Сцепление ВАЗ 2107:

  • механическое (приводится в действие механическими усилиями);
  • фрикционное и сухое (вращающий момент передаётся за счёт сухого трения);
  • однодисковое (используется один ведомый диск);
  • замкнутого типа (муфта включена постоянно).

При нажатии педали усилие с помощью гидравлики передаётся на нажимной подшипник, который освобождает ведомый диск

Сцепление условно можно представить в виде четырёх составляющих:

  • ведущая или активная часть (маховик 6 коленчатого вала, корзина с кожухом 8 и нажимным стальным диском 7);
  • ведомая или пассивная часть (ведомый или пассивный диск 1);
  • элементы включения (пружины 3);
  • элементы выключения (рычаги 9, вилка 10 и нажимной подшипник 4).

Корпус 8 на корзине крепится болтами к маховику, соединенному демпферными пластинами 2 с нажимным диском 7. Это создает условия для передачи постоянного крутящего момента от маховика через кожух к нажимному диску, а также обеспечивает последний перемещается вдоль оси при включении и выключении сцепления. Приводная часть постоянно вращается при работающем двигателе. Пассивный диск свободно перемещается по канавкам первичного вала 12 к редуктору. Ступица связана с ведомым диском через демпферные пружины 3 и благодаря этому имеет возможность определенного упругого вращения. Такое соединение гасит крутильные колебания, возникающие в трансмиссии из-за работы двигателя на разных скоростях и соответствующих динамических нагрузках.

При нажатии на педаль 5 пассивный диск 1 зажимается между маховиком 6 и нажимным диском 7 с помощью пружин 3. Муфта сцепления входит в зацепление и вращается вместе с коленчатым валом как единым целым. Вращательное усилие передается от активной части к пассивной за счет трения, возникающего на поверхности фрикционных накладок ведомого диска, маховика и нажимного диска.

При нажатии на педаль 5 гидравлическая вилка перемещает сцепление с упорным подшипником в сторону коленчатого вала. Рычаги 9 вдавливаются внутрь и оттягивают нажимной диск 7 от ведомого диска 1. Пружины 3 сжимаются. Активная вращающаяся часть отсоединена от пассивной, крутящий момент не передается, сцепление выключено.

При включении сцепления ведомый диск скользит по гладким поверхностям маховика и нажимного диска, так что крутящий момент постепенно увеличивается. Это позволяет машине двигаться плавно и защищает редукторы во время перегрузок.

Устройство гидропривода сцепления

Передача вращающего момента от двигателя на ведущие колёса осуществляется с помощью гидравлического привода.

Гидропривод сцепления передаёт усилие от педали на вилку включения и выключения сцепления

Гидропривод играет важную роль при начале движения автомобиля и переключении скоростей. В его состав входят:

  • педаль;
  • главный и рабочий цилиндры;
  • трубопровод и шланг;
  • толкатель;
  • вилка включения и выключения сцепления.

Гидропривод позволяет плавно включать сцепление и отключать его, не прилагая больших усилий при нажатии педали.

Главный цилиндр сцепления

Главный цилиндр сцепления (ГЦС) при нажатии на педаль увеличивается давление на рабочую жидкость. Благодаря этому давлению шток вилки включения/выключения сцепления перемещается.

Главный цилиндр сцепления преобразует усилие от нажатия на педаль в давление рабочей жидкости, которое двигает шток вилки включения/выключения муфты

Выдвижной поршень 3 и поршень 5 главного цилиндра расположены в корпусе ГЦК. Использование дополнительного толкающего поршня снижает радиальное усилие на поршень GCC при нажатии на педаль. При этом уплотнительное кольцо 4 прижимается к стенкам зеркала цилиндра и улучшает уплотнение поршней. Для обеспечения герметичности внутри цилиндра в канавке поршня 5 размещено уплотнительное кольцо 12.

Это может быть интерено  Ремонт гидропривода муфты сцепления ВАЗ 2107 своими руками

Для дополнительной герметизации поршня в управляющей части 9 просверлено осевое отверстие, соединенное с кольцевой канавкой с 12 радиальными каналами. При увеличении давления в рабочем пространстве ГЦК он достигает внутренней части кольца 12 и разрывает его. За счет этого увеличивается плотность поршня главного цилиндра. При этом кольцо 12 выполняет функцию перепускного клапана, через который рабочая часть цилиндра соединяется с резервуаром с рабочей жидкостью. При достижении поршнями крайнего положения у пробки 11 уплотнительное кольцо 12 открывает компенсационное отверстие.

Через это отверстие при включении сцепления (когда поршень RCS создает слишком большое противодавление) часть жидкости проходит в бачок. Поршни возвращаются в исходное положение пружиной 10, которая одним концом давит на заглушку 11, а другим концом на направляющую 9 к поршню 5. Все внутренние части НКУ фиксируются стопорным кольцом 2. На монтажную сторону ГЦК надевается защитный кожух, предохраняющий рабочую часть цилиндра от загрязнения.

Уплотнительные кольца чаще всего одеваются на главный цилиндр. Их всегда можно заменить из ремкомплекта. При более серьезных неисправностях НКУ меняется полностью.

Если компенсационное отверстие засорится, внутри системы привода создастся избыточное давление, что не позволит муфте полностью включиться. Она будет шататься.

Рабочий цилиндр сцепления

Рабочий цилиндр сцепления (РЦС) крепится двумя болтами к картеру коробки передач в районе картера сцепления. Такое расположение РКС приводит к тому, что с дороги на него часто попадает грязь, вода, камни. В результате разрушается защитный колпачок и ускоряется износ уплотнительных колец.

Рабочий цилиндр крепится двумя болтами к коробке переключения передач

При нажатии на педаль в гидроприводе сцепления создается давление, которое передается на поршень 6. Поршень перемещается внутри цилиндра и перемещает толкатель 12, который в свою очередь вращает вилку включения и выключения сцепления на шаровой несущий.

Очень важно соблюдать размеры внутреннего зеркала главного и рабочего цилиндров. При сборке на заводе они равны между собой — 19,05 + 0,025–0,015 мм. Поэтому уплотнительные кольца на поршнях обоих цилиндров полностью взаимозаменяемы. Если нужно сделать педаль сцепления мягче, нужно купить зарубежный аналог рабочего цилиндра с меньшим диаметром рабочей полости. Если диаметр больше, то давление на него будет меньше. Поэтому для преодоления силы упругости фрикционных пружин кривой необходимо приложить большую силу. Поэтому педаль становится туже.

Состав комплекта сцепления ВАЗ 2107

Комплект сцепления ВАЗ 2107 состоит из:

  • корзины;
  • ведомого диска;
  • нажимного подшипника.

По регламенту ВАЗ эти элементы не ремонтируются, а сразу меняются на новые.

Корзина

Корзина имеет самый сложный узел в комплекте сцепления. Он состоит из множества деталей, требующих правильной и точной сборки. Корзину собирают только на заводе и сами в специализированных автосервисах не ремонтируют. При износе или серьезных повреждениях корзина заменяется новой. Основные неисправности корзины:

  • потеря упругости из-за проседания пружин;
  • механические повреждения и излом демпферных пластин;
  • появление следов износа на поверхности нажимного диска;
  • изломы и трещины на кожухе корзины;
  • другое.

Обычно сцепление меняется целиком, поэтому в комплект для замены входят ведомый диск, корзина и нажимной подшипник

Ресурс сцепления определяется ресурсом корзины, ведомого диска или подпятника. Поэтому, чтобы избежать затрат на повторный ремонт, сцепление всегда заменяют комплектом.

Ведомый диск

Ведущий шкив предназначен для передачи крутящего момента от маховика двигателя к первичному валу трансмиссии и может кратковременно отсоединять трансмиссию от двигателя. Технология производства таких плит достаточно сложна и предполагает использование специального оборудования. Поэтому отремонтировать диск самостоятельно невозможно. Его заменяют новым в следующих случаях:

  • износе фрикционных накладок;
  • износе внутренних шлицов ступицы;
  • обнаружении дефектов демпферных пружин;
  • разбалтывании гнёзд под пружинами.

Нажимной подшипник

Упорный подшипник предназначен для отодвигания упорного диска от ведомого и приводится в действие при выжатой педали сцепления. Его неисправность обычно сопровождается свистом, стуком и другими звуками. При заклинивании роликов, износе опорной рабочей поверхности или посадочного места в стакане меняют подпятник в сборе.

Неисправности сцепления ВАЗ 2107

Основными признаками неисправного сцепления ВАЗ 2107 являются:

  • с трудом переключаются передачи;
  • пробуксовывает ведомый диск;
  • появляется вибрация;
  • свистит нажимной подшипник;
  • сцепление туго выключается;
  • педаль не возвращается из нижнего положения.

Разрушение нажимного диска и кожуха корзины может привести к очень серьёзным последствиям

Практически любая неисправность сопровождается посторонними звуками — шумом, стуками, свистом и т. п.

Не переключаются передачи

Если передачи переключаются с трудом, опытный водитель сразу скажет, что сцепление двигается. Другими словами, сцепление полностью не выключается. В результате при трогании с трудом включается первая передача, а при выжатой педали машина движется медленно. Причинами такой ситуации могут быть:

  • Увеличено расстояние между седлом осевого подшипника и пяткой корзины. Его необходимо отрегулировать в пределах 4-5 мм путем изменения длины штока рабочего цилиндра.
  • Покоробились пружинные сектора ведомого диска. Диск нужно заменить на новый.
  • Увеличилась толщина ведомого диска из-за вытягивания заклёпок, крепящих фрикционные накладки. Диск нужно заменить на новый.
  • Заедание ведомого диска на шлицах ведущего вала КПП. Дефектуются обе детали, при необходимости заменяются на новые.
  • Отсутствие тормозной жидкости в бачке главного цилиндра или скопление пузырьков воздуха в системе гидропривода. Доливается рабочая жидкость до необходимого уровня, прокачивается гидравлика сцепления.
Это может быть интерено  Ремонт и замена главного цилиндра сцепления ВАЗ 2107 своими руками

Сцепление буксует

Сцепление может начать буксовать по следующим причинам:

  • отсутствует зазор между нажимным подшипником и пятой корзины;
  • не отрегулирован привод сцепления;
  • на трущиеся поверхности попало масло;Попадание масла на ведомый диск может привести к пробуксовке сцепления и его работе рывками

    Попадание масла на ведомый диск может привести к пробуксовке сцепления и его работе рывками
  • засорился перепускной канал в корпусе главного цилиндра;
  • педаль сцепления не возвращается в исходное положение.

Такие неисправности устраняются регулировкой трансмиссии, заменой сальников, прочисткой канала проволокой, выявлением и устранением причин заедания педали.

Сцепление работает рывками

Если сцепление начинает работать рывками, это может быть вызвано следующим:

  • ведомый диск заклинил на шлицах ведущего вала КПП;
  • на фрикционных накладках образовались замасленные участки;
  • не отрегулирован гидропривод сцепления;
  • стальной диск корзины покороблен, некоторые фрикционные пружины потеряли упругость;
  • неисправен ведомый диск.

В таких ситуациях чаще всего требуется полная замена сцепления.

Шум при включении сцепления

Появление при отпускании педали сцепления скрежета и дребезжания может быть обусловлено следующим:

  • нажимной подшипник заклинил из-за отсутствия смазки;
  • заклинил подшипник ведущего вала КПП в маховике.

В обоих случаях проблема решается заменой подшипника.

Шум при выключении сцепления

При нажатии на педаль сцепления слышен стук, лязг, дребезжание, чувствуется вибрация на рычаге скоростей. Причины могут быть следующие:

  • Неисправна демпферная часть ведомого диска (пружины, втулки); Если ведомый шкив имеет изношенные шлицы, сломанные или ослабленные пружины демпфера, его необходимо заменить

    Если у ведомого диска изношены шлицы, поломаны или разболтаны демпферные пружины, он подлежит замене
  • сильно изношено шлицевое соединение ведомого диска и ведущего вала КПП;
  • отсоединилась, утратила упругость или поломалась возвратная пружина вилки включения/выключения сцепления.

Во всех случаях следует заменить изношенные элементы на новые.

Педаль возвращается, но сцепление не работает

Иногда случается, что сцепление не работает, но педаль возвращается в исходное положение. Это может быть связано со следующими ситуациями:

  • попадание воздуха в систему гидропривода;
  • износ уплотнительных колец главного и рабочего цилиндров;
  • недостаток рабочей жидкости в бачке.

В этих случаях следует прокачать гидропривод, заменить резиновые кольца на новые и долить рабочей жидкости в бачок.

Тугое сцепление

Мягкость сцепления определяется силой давления на пятку корзины для втягивания прижимной пластины. Величина усилия зависит от эластичности пружин амортизатора. Для сцепления ВАЗ 2107 подходят корзины многих производителей, в том числе зарубежных. Жесткая педаль сигнализирует водителю о том, что жизнь виража подходит к концу.

Педаль выключает сцепление в начале/конце своего хода

При нажатии на педаль сцепление может выключаться в самом начале или наоборот в самом конце. В таких ситуациях необходимо будет отрегулировать свободный ход и ход педали. Свободный ход регулируется изменением длины ограничительного винта педали, а рабочий ход — изменением длины штока рабочего цилиндра. Кроме того, увеличение свободного хода может быть связано с износом накладки ведомого шкива.

Видео: основные проблемы со сцеплением и их решение

Замена сцепления ВАЗ 2107

Быстро меняющиеся нагрузки, высокие скорости, разные углы наклона — все эти условия эксплуатации предъявляют особые требования к качеству изготовления сцепления ВАЗ 2107 и его отдельных деталей, которые центрируются и балансируются только на заводе. Замена сцепления – достаточно сложная и трудоемкая процедура, выполняемая на смотровой яме или эстакаде. Для работы нужно:

  • комплект рожковых, накидных ключей и головок;
  • шлицевая и крестообразная отвёртки;
  • пассатижи;
  • чистая ветошь;
  • новый комплект сцепления (желательно оригинального исполнения).

Демонтаж КПП

Для обеспечения доступа к сцеплению необходимо снять коробку переключения передач. Демонтаж коробки состоит из следующих этапов:

  1. В моторном отсеке снимается минусовая клемма с аккумулятора, воздушный фильтр и откручивается верхний болт стартера.
  2. В салоне вытаскивается рычаг переключения скоростей.
  3. Со смотровой ямы прикручивается выхлопная труба к выхлопной системе от коробки и кардан от главной передачи. В этом случае необходимо сделать отметки мелом на фланцах карданного шарнира и редуктора заднего моста.
  4. Из смотровой ямы откручивается поперечина задней опоры КПП от днища.При демонтаже КПП необходимо открутить болты поперечины задней опоры от днища

    При демонтаже КПП необходимо открутить болты поперечины задней опоры от днища
  5. Откручиваются оставшиеся болты стартера и четыре болта крепления коробки к задней части блока. При разборке коробки передач необходимо снять стартер, открутив четыре болта

    При демонтаже КПП необходимо снять стартёр, открутив четыре болта
  6. Снимается провод с датчика задней передачи и пассатижами откручивается тросик спидометра.Тросик спидометра откручивается с помощью пассатижей

    Тросик спидометра откручивается с помощью пассатижей
  7. Откручиваются два болта крепления рабочего цилиндра.
  8. Коробка перемещается на такое расстояние, что ее приводной вал выходит из корзины сцепления наружу. В качестве опоры для коробки можно использовать впускной патрубок выхлопной системы. При необходимости опустить ящик массой 28 кг на землю необходимо заранее открутить впускной патрубок от коллектора и отсоединить его от резонаторного патрубка.
Это может быть интерено  Самостоятельная регулировка гидропривода и оценка необходимости замены сцепления ВАЗ 2107

Видео: демонтаж КПП ВАЗ 2107

Снятие сцепления

Разборка коробки передач открывает доступ к сцеплению ВАЗ 2107. Чтобы его снять, открутите шесть болтов крепления крышки корзины к маховику. Чтобы не повредить кожух, сначала равномерно ослабьте все болты на 1-2 оборота. Сначала снимается корзина, а затем ведомый диск.

Осмотр элементов сцепления

После снятия сцепления внимательно осмотрите корзину, ведомый диск и упорный подшипник на наличие повреждений и признаков износа. Особое внимание следует обратить на:

  • у ведомого диска — на состояние фрикционных накладок, демпферных пружин и гнёзд, а также шлицов ступицы;
  • у корзины — на состояние демпферных пластин, пружин, кожуха и нажимного диска;
  • у нажимного подшипника — на люфт роликов и посадочного места стакана.

Отдельные элементы сцепления ремонту не подлежат, а заменяются комплектом. При наличии следов масла на рабочих поверхностях маховика, ведомых и нажимных дисков следует проверить состояние сальников коленвала и первичного вала коробки. Изношенные и поврежденные резиновые элементы подлежат замене. Кроме того, следует внимательно осмотреть вилку включения и выключения сцепления. При наличии признаков износа на концах вилку следует заменить.

Установка сцепления

Установка сцепления на ВАЗ 2107 осуществляется в следующем порядке.

  1. Ведущий шкив крепится к маховику выступающей частью ступицы. Положение ведомого шкива сначала центрируется оправкой, а затем кривая прикручивается к маховику

    Положение ведомого диска сначала центрируется с помощью оправки, а затем корзина прикручивается к маховику
  2. Оправка вставляется в подшипник маховика таким образом, чтобы шлицевая часть ведомого диска входила в нужный диаметр. Расположение диска по центру. При установке нового ведомого диска его необходимо центрировать с помощью специальной оправки

    При установке нового ведомого диска его необходимо отцентрировать с помощью специальной оправки
  3. Корзина устанавливается на направляющие штифты. При этом отверстия для затяжных болтов в маховике и кожухе должны совпасть.
  4. Равномерно затягиваются шесть болтов крепления корзины к маховику.
  5. Из отцентрированного ведомого диска рукой извлекается оправка.

Установка КПП

Коробка передач собирается в порядке, обратном разборке. Перед этим необходимо смазать гладкую и шлицевую часть первичного вала коробки ШРУС 4 или консистентной смазкой. Если ведомый шкив правильно отцентрован, редуктор легко устанавливается на место.

Выбор сцепления

На различные модели ВАЗ 2107 производитель устанавливал карбюраторные двигатели (2103 объемом 1,5 литра) и инжекторные двигатели (2106 объемом 1,6 литра). Несмотря на внешнее сходство, клатч этих моделей имеет определенные отличия. Диаметр прижимной пластины корзины в обоих случаях 200 мм. А вот у кривой на 2103 ширина прижимной пластины 29 мм, а на 2106 — 35 мм. Соответственно диаметр ведомого диска у 2103 140 мм, а у 2106 — 130 мм.

Некоторые автовладельцы устанавливают на ВАЗ 2107 сцепление от ВАЗ 2121, которое заметно жёстче и надёжнее родного.

Сцепление для ВАЗ 2107 выпускают как отечественные, так и зарубежные производители

На все модели ВАЗ с задним приводом подходят комплекты сцепления от классических автомобилей известных брендов.

Таблица: производители сцепления для ВАЗ 2107

Страна

Бренд производителя

Преимущества и недостатки сцепления

Вес (кг

Цена, руб

Германия

САЧС

Усиленный, поэтому немного жесткий. Отзывы хорошие

4982

2600

Франция

ВАЛЕО

Отличные отзывы, очень популярны

4322

2710

Россия, Тольятти

ВазИнтерСервис

Ставьте на постоянку, хорошие отзывы

4200

1940 г

Германия

ЗАКРЫВАТЬ

Демпферы на нажимных и ведомых дисках. Отзывы хорошие

5.503

2180

Нидерланды

ВЕСЬ

Шумный, недолговечный, много негативных отзывов

4810

2060

Германия

ВЛАСТЬ

Мягкий, надежный. Отзывы хорошие (много подделок)

4684

1740

Россия

ПЫТАТЬСЯ

Слишком сложно. Отзывы 50/50

4790

1670

Беларусь

ФЕНОКС

Тяжелые, плохие отзывы

6, 376

1910 г

Турция

КАРТА

Средняя жесткость, отзывы 60/40

5370

1640

Китай

АВТО ТЕХНОЛОГИИ

Тяжелый, не очень хорошие отзывы

7196

2060

Регулировка сцепления

Регулировка сцепления необходима после его ремонта или замены, а также после прокачки гидропривода. Для этого потребуется:

  • рожковые ключи на 8, 10, 13 и 17;
  • линейка с делениями;
  • пассатижи.

Регулировка свободного хода педали

Свободный ход педали должен составлять 0,5–2,0 мм. Значение измеряется линейкой в ​​салоне автомобиля и при необходимости корректируется путем изменения длины ограничительного винта педали.

Регулировка штока рабочего цилиндра

Штанг рабочего цилиндра регулируется из смотровой ямы или на переходе. При этом необходимо добиться величины люфта сцепления (расстояния между торцом упорного подшипника и пятой кривой) в пределах 4-5 мм. Регулировка осуществляется изменением длины штока рабочего цилиндра.

После вегетативного воспаления регуляция реакции цепления. Для этого на прогретом двигателе при нажатой педали попробуйте включить все передачи, в том числе и заднюю. Шумов быть не должно, рычаг скорости должен двигаться легко, без заеданий. Трогание с места должно быть гладким.

Видео: прокачка сцепления ВАЗ 2101–07

Несмотря на трудоемкость, работа по замене и регулировке сцепления ВАЗ 2107 достаточно проста и не требует специального оборудования, навыков и знаний. Даже начинающий автолюбитель, имеющий стандартный набор слесарного инструмента и рекомендации специалистов, без проблем сможет выполнить все операции.

Оцените статью