Неполадки со сцеплением могут доставить серьезные проблемы владельцам автомобилей с МКПП. ВАЗ 2107 не исключение, но большинство неисправностей можно легко устранить своими руками.
- Устройство и принцип действия сцепления ВАЗ 2107
- Рабочий цилиндр сцепления ВАЗ 2107
- Устройство РЦС
- Расположение РЦС
- Признаки неисправности РЦС
- Основные неисправности РЦС
- Ремонтный комплект для РЦС
- Ремонт рабочего цилиндра сцепления
- Демонтаж РЦС
- Разборка и замена неисправных деталей РЦС
- Видео: ремонт рабочего цилиндра сцепления ВАЗ 2107
- Прокачка гидропривода сцепления
- Настройка привода сцепления
- Шланг рабочего цилиндра
Устройство и принцип действия сцепления ВАЗ 2107
ВАЗ 2107 оборудован однодисковым сцеплением сухого типа с гидравлическим приводом. В конструкцию привода входят:
- бачок с пробкой и встроенным успокоителем жидкости;
- подвесная педаль с толкателем;
- главный и рабочий цилиндры;
- металлический трубопровод;
- соединяющий трубопровод и рабочий цилиндр шланг.
При нажатии на педаль усилие передается через толкатель на поршень главного цилиндра сцепления (ГЦС). ГЦК заполняется тормозной жидкостью, поступающей из бачка гидропривода. Поршень выталкивает рабочую жидкость, и она по трубопроводу и резиновому шлангу под давлением поступает в рабочий цилиндр сцепления (РЦС). В RCS давление увеличивается, и жидкость выталкивает шток из узла, что, в свою очередь, приводит в действие вилку сцепления. Вилка, в свою очередь, перемещает выжимной подшипник, освобождая нажимной и ведомый диски.
Сцепление ВАЗ 2107 имеет однодисковую сухую конструкцию с гидравлическим приводом
Рабочий цилиндр сцепления ВАЗ 2107
RCS является последним звеном гидравлического привода сцепления. Его более частый выход из строя по сравнению с другими элементами механизма связан с повышенными нагрузками, возникающими в результате высокого давления жидкости.
Рабочий цилиндр подвергается постоянным нагрузкам и чаще других элементов механизма сцепления выходит из строя
Устройство РЦС
Рабочий цилиндр ВАЗ 2107 состоит из:
- корпуса;
- поршня;
- штока (толкателя);
- пружины;
- защитного колпачка (чехла);
- двух манжет (уплотнительных колец);
- клапана для стравливания воздуха;
- стопорного кольца с шайбой.Рабочий цинлиндр сцепления имеет довольно простое устройство
Рабочий цинлиндр сцепления имеет довольно простое устройство
Расположение РЦС
В отличие от ГЦС, который находится в салоне ВАЗ 2107, рабочий цилиндр расположен на картере сцепления и прикручен к днищу «колокола» двумя болтами. Добраться до него можно только снизу, предварительно сняв защиту двигателя (если она есть). Поэтому все работы ведутся на смотровой яме или переходе.
Рабочий цилиндр прикреплён к нижней части картера сцепления
Признаки неисправности РЦС
Выход РЦС из строя сопровождается следующими симптомами:
- непривычно мягкий ход педали сцепления;
- периодические или постоянные провалы педали сцепления;
- резкое снижение уровня рабочей жидкости в бачке;
- появление следов жидкости под автомобилем в районе коробки переключения скоростей;
- трудности при переключении скоростей, сопровождающиеся хрустом (скрежетом) в КПП.
Эти симптомы могут быть следствием и других неисправностей (всего механизма сцепления, ГЦС, коробки передач и т.д.). Поэтому перед началом работ по замене или ремонту РКС нужно убедиться, что «виноват» именно он. Для этого его следует внимательно осмотреть. При наличии следов рабочей жидкости на корпусе цилиндра, на штоке или шланге можно приступать к разборке РКС.
Одним из признаков неисправности рабочего цилиндра являются следы от подтёков рабочей жидкости на его корпусе
Основные неисправности РЦС
Основная часть РКС изготовлена из прочной стали, поэтому полностью ее меняют только в случае серьезных механических повреждений. В остальных случаях можно ограничиться ремонтом. Чаще всего цилиндр выходит из строя из-за износа уплотнительных колец поршня, защитного кожуха, неисправности клапана выпуска воздуха и повреждения шланга, соединяющего цилиндр и трубопровод.
Ремонтный комплект для РЦС
Любые сломанные детали можно приобрести отдельно. Однако при смене манжет целесообразнее приобрести ремкомплект, в который входят три резиновые прокладки и защитный чехол. Для классических моделей ВАЗ ремкомплекты выпускаются под следующими каталожными номерами:
- 2101–1602516;
- 2101–1605033;
- 2101–1602516.В ремкомплект для рабочего цилиндра сцепления ВАЗ 2107 входят защитный чехол и три манжеты
В ремкомплект для рабочего цилиндра сцепления ВАЗ 2107 входят защитный чехол и три манжеты
Стоимость такого набора составляет порядка 50 руб.
Ремонт рабочего цилиндра сцепления
Для ремонта РЦС нужно снять с автомобиля. Для этого потребуются:
- круглогубцы или пассатижи;
- гаечные ключи на 13 и 17;
- ёмкость для слива жидкости;
- чистая суха тряпка.
Демонтаж РЦС
Демонтаж РЦС осуществляется в следующем порядке:
- Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду.
- Из смотрового отверстия ключом на 17 откручиваем наконечник муфты к шлангу гидропривода и рабочему цилиндру. Наконечник шланга гидропривода откручивается ключом на 17 мм
Наконечник шланга гидропривода откручивается ключом на 17 - Под конец шланга подставляем ёмкость и собираем вытекающую из него жидкость.
- Пассатижами отсоединяем стяжную пружину от вилки сцепления и снимаем её.Стяжная пружина снимается пассатижами
Стяжная пружина снимается пассатижами - Пассатижами вытаскиваем из штока цилиндра шплинт.Шплинт из штока цилиндра вытаскивается пассатижами
Шплинт из штока цилиндра вытаскивается пассатижами - Ключом на 13 откручиваем два болта крепления РЦС к картеру.Рабочий цилиндр сцепления прикручен к картеру двумя болтами
Рабочий цилиндр сцепления прикручен к картеру двумя болтами - Отсоединяем скобу пружины и снимаем её.Скоба стяжной пружины крепится на тех же болтах, что и цилиндр
Скоба стяжной пружины крепится на тех же болтах, что и цилиндр - Выводим шток рабочего цилиндра из зацепления с вилкой.Шток рабочего цилиндра соединен с вилкой
Шток рабочего цилиндра соединен с вилкой - Снимаем цилиндр и тряпкой удаляем с него следы рабочей жидкости и загрязнения.
Разборка и замена неисправных деталей РЦС
Для разборки и ремонта цилиндра потребуются:
- гаечный ключ на 8;
- шлицевая отвёртка;
- чистая сухая тряпка;
- немного тормозной жидкости.
Разбирается рабочий цилиндр в такой последовательности:
- Зажимаем цилиндр в тиски.
- С помощью рожкового ключа на 8 отвинтите воздушный клапан и осмотрите его на наличие повреждений. При подозрении на неисправность покупаем новый клапан и готовим его к установке.Установка рабочего цилиндра откручивается ключом на 8
Штуцер рабочего цилиндра выкручивается ключом на 8 - Тонкой шлицевой отвёрткой снимаем защитный чехол.Чехол отсоединяется с помощью тонкой отвертки
Чехол отсоединяется с помощью тонкой отвертки - Вынимаем из цилиндра толкатель.
- Отвёрткой аккуратно выталкиваем поршень из цилиндра.Для снятия поршня нужно вытолкнуть его из цилиндра отвёрткой
Для снятия поршня нужно вытолкнуть его из цилиндра отвёрткой - Отвёрткой отсоединяем стопорное кольцо.Для снятия стопорного кольца его нужно поддеть отверткой
Для снятия стопорного кольца его нужно поддеть отверткой - Снимаем с поршня пружину и шайбу.При разборке РЦС с поршня снимается пружина
При разборке РЦС с поршня снимается пружина - Снимаем заднюю манжету.Для отсоединения шайбы и задней манжеты их достаточно сдвинуть
Для отсоединения шайбы и задней манжеты их достаточно сдвинуть - Отвёрткой снимаем переднюю манжету.Для снятия передней манжеты нужно поддеть её отверткой
Для снятия передней манжеты нужно поддеть её отверткой - Внимательно осматриваем внутреннюю поверхность цилиндра (зеркало) и поверхность поршня. Если на них есть царапины или вмятины, цилиндр следует полностью заменить.
Перед заменой уплотнений поршня и защитного кожуха металлические части цилиндра необходимо очистить от грязи, пыли, следов влаги тормозной жидкостью и чистой ветошью. Новые уплотнения и крышка устанавливаются в процессе сборки ГКС. Сначала наденьте на поршень переднюю манжету, затем заднюю. В этом случае задняя манжета крепится шайбой. Защитный кожух монтируется вместе с толкателем. Сборка устройства и установка осуществляются в обратной последовательности.
Видео: ремонт рабочего цилиндра сцепления ВАЗ 2107
Прокачка гидропривода сцепления
После всех работ, связанных со сбросом давления в механизме сцепления, а также при замене жидкости гидростанцию необходимо прокачать. Для этого вам нужно:
- тормозная жидкость (0,3 л);
- резиновый шланг;
- ключ на 8;
- сосуд для сбора жидкости (подойдёт пластиковая бутылка объёмом 0,5 л).
Кроме этого, для прокачки потребуется помощник. Порядок действий следующий:
- После установки РЦС и подсоединения к нему шланга заливаем в бачок гидропривода жидкость до уровня, соответствующего нижнему краю горловины.
- Один конец заранее подготовленного шланга надеваем на штуцер клапана для сброса, а другой конец опускаем в емкость для сбора жидкости. Один конец шланга надевается на муфту, другой опускается в емкость для сбора жидкости
Один конец шланга надевается на штуцер, другой опускается в емкость для сбора жидкости - Просим помощника нажать 4–5 раз на педаль сцепления и удерживать её в нажатом положении.
- Накидным ключом на 8 откручиваем муфту воздушного клапана примерно на три четверти оборота. Ждем, когда вместе с жидкостью из баллона выйдет воздух.
- Закручиваем скобу на место и просим помощника снова нажать на педаль. Затем снова выпускаем воздух. Циклы прокачки повторяются до тех пор, пока из системы не выйдет весь воздух и из муфты не начнет вытекать жидкость без пузырьков Необходимо стравливать воздух до тех пор, пока из шланга не пойдет жидкость без пузырьков
Стравливать воздух необходимо до тех пор, пока из шланга не пойдет жидкость без пузырьков - Проверяем работу сцепления. Педаль должна выжиматься с усилием и без провалов.
- Доливаем в бачок тормозную жидкость до необходимого уровня.
Настройка привода сцепления
После прокачки рекомендуется отрегулировать привод сцепления. Для этого понадобятся:
- штангенциркуль или (в крайнем случае) линейка;
- гаечные ключи на 8, 10, 13, 17;
- круглогубцы или пассатижи.
Порядок регулировки сцепления на карбюраторных и инжекторных моделях ВАЗ 2107 отличается. В первом случае регулируется установка свободного хода педали сцепления, во втором случае регулируется амплитуда перемещения штока рабочего цилиндра.
Для карбюраторных ВАЗ 2107 привод настраивается следующим образом:
- Измеряем величину амплитуды свободного хода (люфта) педали сцепления при помощи штангенциркуля. Она должна составлять 0,5–2,0 мм.
- Если амплитуда выходит за указанные пределы, ключом на 10 отвернуть контргайку на болте ограничителя хода и, повернув ограничитель в ту или иную сторону, выставить нужный люфт. Рабочий ход педали сцепления регулируется ограничителем
Рабочий ход педали сцепления регулируется с помощью ограничителя - Ключом на 10 закручиваем контргайку.
- Проверяем полный ход педали (от верхнего положения до нижнего) — он должен составлять 25–35 мм.
Для инжекторных ВАЗ 2107 регулировка привода осуществляется в следующем порядке:
- Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду.
- Снизу пассатижами снимаем стяжную пружину с вилки сцепления.
- Определяем люфт толкателя рабочего цилиндра, отжимая вилку сцепления до упора назад. Он должен составлять 4–5 мм.
- Если люфт не попадает в указанный интервал, зажимаем регулировочную гайку шпинделя ключом на 17, а ключом на 13 откручиваем контргайку. Для откручивания регулировочной и стопорной гаек необходимы гаечные ключи на 13 и 17
Для откручивания регулировочной и фиксирующей гаек нужны ключи на 13 и на 17 - Ключом на 8 фиксируем шток от проворачивания, захватив его за буртик, а ключом на 17 вращаем регулировочную гайку шпинделя до ее люфта 4-5 мм. Люфт на штоке регулируется регулировочной гайкой
Настройка люфта штока осуществляется регулировочной гайкой - Зафиксировав ключом на 17 регулировочную гайку в нужном положении, ключом на 13 затягиваем контргайку.
- Проверяем величину полного хода педали. Она должна составлять 25–35 мм.
Шланг рабочего цилиндра
Шланг, соединяющий трубопровод и рабочий цилиндр, подлежит замене в случае:
- видимых повреждений, сопровождающихся вытеканием тормозной жидкости;
- обнаружения на его поверхностях трещин, вздутий (шишек);
- износа резьбовых соединений наконечников.
Выпускаемые отечественными предприятиями шланги имеют каталожный номер 2101–1602590 и стоят около 100 руб.
Шланг состоит из резиновой рабочей части и двух наконечников
Для замены шланга необходимо:
- Установить машину на эстакаду или смотровую яму.
- Поднять капот и найти в моторном отсеке место соединения трубопровода гидропривода и шланга рабочего цилиндра.
- С помощью ключа на 17 присоедините конец шланга, а ключом на 13 открутите штуцер на трубопроводе. Поставьте емкость на конец трубопровода и соберите вытекающую из него жидкость.
- С помощью ключа на 17 открутите наконечник другого конца шланга от корпуса RCS. В седле цилиндра установлено резиновое уплотнительное кольцо, которое также необходимо заменить.
- Установить новый шланг в обратной последовательности.
Таким образом, диагностика, ремонт и замена рабочего цилиндра сцепления ВАЗ 2107 не представляет большой сложности даже для неопытного автомобилиста. Минимальный набор инструментов и рекомендации от профессионалов позволят выполнить всю работу с минимальными затратами времени и денег.