Все классические «Жигули» имеют одинаковую конструкцию механизма сцепления. Одним из основных узлов системы гидропривода является главный цилиндр сцепления, посредством которого осуществляется управление выжимным подшипником. Замена гидропривода осуществляется при поломке или выходе из строя механизма.
- Главный цилиндр сцепления ВАЗ 2101
- Для чего предназначен
- Как устроен
- Принцип работы
- Где находится
- Когда нужна замена
- Какой лучше ставить
- Выбор производителя
- Таблица: сравнение гидроприводов сцепления разных производителей по цене и отзывам
- Ремонт главного цилиндра сцепления
- Снятие
- Разборка
- Замена манжет
- Сборка
- Видео: ремонт ГЦС на «классике»
- Прокачка сцепления
- Какую жидкость заливать
- Как прокачать сцепление
- Видео: прокачка сцепления на классических «Жигулях»
Главный цилиндр сцепления ВАЗ 2101
От стабильной работы главного цилиндра сцепления (ГЦС) напрямую зависит работоспособность коробки передач и срок ее службы, а также плавность переключения передач. При нарушении работы гидравлики управление коробкой становится невозможным, как и дальнейшая эксплуатация автомобиля.
Для чего предназначен
Основной функцией ГЦС является кратковременное отключение силового агрегата от коробки передач при переключении передач. При нажатии на педаль в системе создается давление, которое воздействует на шток вилки сцепления. Последний приводит в движение выжимной подшипник и управляет сцеплением.
Как устроен
Основными составляющими элементами узла являются:
- наружный манжет;
- уплотнительная манжета;
- штуцер;
- шток;
- возвратная пружина;
- корпус;
- чехол для защиты.
Принцип работы
Гидравлическое сцепление состоит из двух цилиндров — главного и рабочего (ГЦ и РЦ). Принцип работы гидропривода основывается на следующем:
- Жидкость в ГЦ поступает через шланг из бачка.
- При воздействии на педаль сцепления усилие посредством толкателя передаётся на шток.
- Поршень в ГЦ выдвигается, что приводит к перекрытию клапана и сжатию жидкости.
- После сжатия жидкости в цилиндре она попадает через штуцер в гидравлическую систему и подаётся к РЦ.
- Рабочий цилиндр приводит в движение вилку, которая передвигает муфту с выжимным подшипником вперёд.
- Подшипник надавливает на фрикционную пружину нажимного диска, освобождая ведомый диск, после чего муфта выключается.
- После того как педаль будет отпущена, поршень цилиндра возвращается в начальное положение под воздействием пружины.
Где находится
НЦС на ВАЗ 2101 устанавливается под капотом возле вакуумного усилителя тормозов и главного цилиндра тормозной системы. Возле цилиндра сцепления также расположены бачки: один для тормозной системы, другой для гидромуфты.
Когда нужна замена
Элементы цилиндра со временем изнашиваются, что приводит к перебоям в работе механизма. Ремонт или замена ГЦК требуется при появлении следующих симптомов:
- завоздушенность системы;
- утечка рабочей жидкости;
- износ составляющих цилиндра.
Наличие воздуха в системе гидравлического привода снижает производительность системы, делая ее работу невозможной. Воздух может попасть в гидравлическую систему через микротрещины в уплотнительных элементах цилиндра или соединительных шлангах. Если проверка системы показывает постоянную нехватку жидкости в расширительном бачке, необходимо осмотреть весь механизм сцепления, так как жидкость не может просто уйти из главного цилиндра. Если в системе гидропривода недостаточно жидкости, необходимое давление для перемещения вилки сцепления не может быть создано. Такая проблема будет проявляться в невозможности разъединить двигатель и трансмиссию при выжатой педали сцепления. Если утечка вызвана износом соединительных шлангов, их замена не представляет проблемы. Если проблема связана с самим ГЦК, изделие необходимо разобрать, разобрать и выяснить причину, либо просто заменить деталь на новую.
Какой лучше ставить
На ВАЗ 2101 необходимо установить гидропривод сцепления, предназначенный для ВАЗ 2101–07. Цилиндры, предназначенные для работы в автомобилях УАЗ, ГАЗ и АЗЛК, не подходят для установки на «копейку». Аналогичная ситуация с импортными аналогами. Внедрить ГСС с любой иномарки будет довольно проблематично, из-за разного крепления узла, разной резьбы и конфигурации патрубков. Однако для «классики» подойдет гидропривод от ВАЗ 2121 или от Нивы-Шевроле».
Выбор производителя
На сегодняшний день существует множество компаний, производящих главные цилиндры сцепления. Но при выборе и покупке рассматриваемого узла предпочтение следует отдавать таким производителям:
- АО АвтоВАЗ;
- ООО «Брик»;
- ООО «Кедр»;
- Fenox;
- ATE;
- TRIALLI.
Средняя стоимость гидропривода сцепления составляет 500–800 р. Однако есть изделия, которые стоят около 1700 р., например, цилиндры от ATE.
Таблица: сравнение гидроприводов сцепления разных производителей по цене и отзывам
Товарный знак
Кисть, растереть.
Отзывы
Россия, Тольятти
АвтоВАЗ
625
Оригинальные НКУ сделаны качественно, стоят дороже аналогов
Беларусь
Фенокс
510
Оригинальные ГСС доступны по цене, сделаны качественно, популярны у водителей
Россия, Миасс
Брик Базальт
490
Улучшенная конструкция: отсутствие технологической заглушки на конце цилиндра и наличие антивакуумной манжеты повышает надежность изделия
Германия
И ТЕ
1740
Оригиналы самого высокого качества. Цена привязана к курсу евро
Германия
СЛЫШАЛ
1680
Оригинальные НКУ надежны и долговечны в эксплуатации. Цена привязана к курсу евро
Россия, Миасс
Смотреть
540
Оригинальные НКУ особых нареканий не вызывают
Ремонт главного цилиндра сцепления
Если не учитывать плохую работу сцепления, вполне вероятен износ зубьев коробки передач, что приведет к выходу узла из строя. Ремонт коробки потребует гораздо больше времени и материальных вложений. Поэтому, если есть признаки поломки с ремонтом, затягивать не стоит. Для работы потребуются следующие инструменты:
- ключ на 10;
- торцовая головка на 13 с удлинителем;
- отвёртка;
- ключ на 13 для тормозных трубок;
- резиновая груша для откачки жидкости;
- ремкомплект для ГЦС.
Снятие
Демонтаж цилиндра выполняем в следующем порядке:
- Откручиваем крепление расширительного бачка к системе охлаждения, так как он перекрывает доступ к гидростанции. Расширительный бачок затрудняет доступ к ГКС, поэтому бачок необходимо демонтировать
Расширительный бачок затрудняет доступ к ГЦС, поэтому ёмкость нужно демонтировать - Убираем ёмкость в сторону.Отвернув крепление бачка, убираем его в сторону
Отвернув крепление бачка, убираем его в сторону - Резиновой грушей или шприцем удаляем жидкость из бачка сцепления.Грушей или шприцем откачиваем тормозную жидкость из бачка
Грушей или шприцем откачиваем тормозную жидкость из бачка - Откручиваем крепление планки, удерживающей бачок.Бачок с жидкостью ГЦС крепится к кузову планкой, откручиваем её крепление
Бачок с жидкостью ГЦС крепится к кузову планкой, откручиваем её крепление - При помощи ключа на 13 откручиваем патрубок, который идет к рабочему цилиндру, затем отводим его в сторону. Ключом на 13 откручиваем трубку которая идет к рабочему цилиндру сцепления
Трубку, идущую к рабочему цилиндру сцепления, откручиваем ключом на 13 - Ослабляем хомут и снимаем шланг ГЦС.Ослабляем хомут и снимаем шланг подвода рабочей жидкости со штуцера
Ослабляем хомут и снимаем шланг подвода рабочей жидкости со штуцера - Головкой на 13 с удлинителем или гаечным ключом откручиваем крепление гидропривода, аккуратно снимаем шайбы со шпилек. Откручиваем крепление GCC к моторному щиту
Откручиваем крепление ГЦС к моторному щитку - Демонтируем цилиндр.Открутив крепёж, демонтируем цилиндр с автомобиля
Открутив крепёж, демонтируем цилиндр с автомобиля
Разборка
Из инструментов нужно подготовить:
- ключ на 22;
- крестовая или плоская отвёртка.
Процедуру выполняем в следующей последовательности:
- Очищаем цилиндр снаружи от загрязнений металлической щёткой, чтобы при разборке внутрь не попал никакой мусор.
- Гидропривод зажимаем в тисках, отворачиваем заглушку ключом на 22 и извлекаем пружину.Зажав гидропривод сцепления в тисках, откручиваем заглушку
Зажав гидропривод сцепления в тисках, откручиваем заглушку - Стягиваем пыльник и снимем стопорное кольцо.С обратной стороны цилиндра снимаем пыльник и извлекаем стопорное кольцо
С обратной стороны цилиндра снимаем пыльник и извлекаем стопорное кольцо - Отвёрткой выдавливаем поршень в сторону стопора.Поршень ГЦС выдавливаем при помощи отвёртки
Поршень ГЦС выдавливаем при помощи отвёртки - Поддеваем стопорную шайбу и извлекаем штуцер из гнезда.Поддев стопорную шайбу, извлекаем штуцер из гнезда
Поддев стопорную шайбу, извлекаем штуцер из гнезда - Все внутренние элементы аккуратно складываем рядом друг с другом, чтобы ничего не потерять. После демонтажа цилиндра сцепления аккуратно располагаем все детали рядом друг с другом
После разборки цилиндра сцепления все детали аккуратно распологаем друг возле друга
Не используйте металлические предметы или наждачную бумагу для очистки корпуса цилиндра от грязи внутри. Можно использовать только тормозную жидкость и грубую ткань. Для окончательной промывки узла тоже используем тормозную жидкость и никак иначе.
При выполнении ремонтных работ на цилиндрах сцепления или тормозных, после разборки узла осматриваю внутреннюю полость. На внутренних стенках баллонов не должно быть царапин, царапин и других повреждений. Установка новых деталей из ремкомплекта не даст никакого эффекта, и ГЦК не будет функционировать должным образом, если внутренняя поверхность поцарапана. То же самое относится и к поверхности поршня. В противном случае цилиндр необходимо заменить новой деталью. Если ошибок нет, результат ремонта будет положительным.
Замена манжет
При любом ремонте главного цилиндра сцепления, который подразумевает его разборку, резиновые элементы рекомендуется менять.
Для этого выполняют следующие шаги:
- Стягиваем манжеты с поршня, поддевая их отвёрткой.Для снятия манжет с поршня достаточно поддеть их плоской отвёрткой
Для снятия манжет с поршня достаточно поддеть их плоской отвёрткой - Поршень промываем тормозной жидкостью, очищая деталь от остатков резины.
- Новые уплотнители устанавливаем на место, аккуратно помогая отвёрткой.
При установке манжет матовая сторона резиновых элементов должна быть обращена в сторону штока цилиндра.
Сборка
Процесс сборки выполняется в обратном порядке:
- Промываем внутреннюю полость цилиндра чистой тормозной жидкостью.
- Смазываем этой же жидкостью манжеты и поршень.
- Вставляем поршни в цилиндр.
- Устанавливаем на место стопорное кольцо, а с другой стороны ГЦС вставляем пружину.Стопорное кольцо в корпус ГЦС вставляем с помощью круглогубцев
Стопорное кольцо в корпус ГЦС вставляем с помощью круглогубцев - Надеваем на заглушку медную шайбу и закручиваем пробку в цилиндр.
- Монтаж ГЦС к моторному щиту проводим в порядке, обратном снятию.
Видео: ремонт ГЦС на «классике»
Прокачка сцепления
Чтобы исключить возможность выхода из строя механизма сцепления, после окончания ремонта необходимо прокачать систему гидропривода. Для выполнения процедуры автомобиль необходимо установить на эстакаду или смотровую яму, а также подготовить:
- тормозную жидкость;
- ключи для отворачивания тормозных трубок;
- резиновую трубку подходящего диаметра;
- прозрачную ёмкость.
Какую жидкость заливать
Для классических «Жигулей» в системе гидравлического сцепления завод рекомендует использовать тормозную жидкость РосДот 4. Для ремонта будет достаточно 0,5-литровой тары. Необходимость долива жидкости может возникнуть не только при ремонтных работах, но и при замене самой жидкости, так как со временем она теряет свои свойства.
Как прокачать сцепление
Работу лучше проводить с помощником. Уровень жидкости в бачке должен быть под горловину. Выполняем следующие шаги:
- Натягиваем на штуцер рабочего цилиндра сцепления один из концов шланги, а второй опускаем в ёмкость.
- Помощник несколько раз нажимает на педаль сцепления, пока она не станет тугой, и удерживает ее. Помощник, находящийся в салоне, несколько раз нажимает на педаль сцепления и удерживает ее
Помощник, находящийся в салоне, нажимает несколько раз на педаль сцепления и удерживает её в нажатом положении - Откручиваем штуцер и выпускаем жидкость с воздухом в емкость, после чего закручиваем штуцер. Для прокачки системы гидропривода открутите штуцер и выпустите жидкость с пузырьками воздуха
Чтобы прокачать систему гидропривода необходимо открутить штуцер и выпустить жидкость с пузырьками воздуха - Повторяем процедуру несколько раз, пока из системы полностью не выйдет воздух.
Видео: прокачка сцепления на классических «Жигулях»
В процессе прокачки жидкость из бачка сцепления будет уходить, поэтому за её уровнем нужно следить и доливать по мере необходимости.
Для прокачки сцепления или тормозной системы я использую прозрачную трубку, позволяющую визуально оценить, есть ли в жидкости воздух или нет. Бывают ситуации, когда нужно прокачать сцепление, а помощника нет. Затем откручиваю скобу на рабочем цилиндре сцепления, откручиваю крышку бачка и надеваю на шею чистую ткань, например носовой платок, ртом создаю давление, то есть просто дую в бачок. Продуваю несколько раз, чтобы проветрить систему и полностью удалить из нее воздух. Могу порекомендовать еще один достаточно простой способ прокачки, при котором жидкость проходит по системе с помощью силы тяжести, для чего достаточно открутить штуцер на рабочем цилиндре и проверить уровень жидкости в бачке. Когда воздух полностью выйдет, заворачиваем штуцер.
Поломка главного цилиндра сцепления ВАЗ 2101 – явление редкое. Проблемы если и возникают, то связаны они с повреждением пыльника или применением некачественной жидкости. Если механизм не работает, восстановить работоспособность можно самостоятельно. Для проведения ремонтных работ необходимо подготовить необходимые инструменты и прочитать пошаговую инструкцию, что позволит исключить возможные ошибки.