Основной функцией гидромуфты является обеспечение кратковременного разъединения маховика и коробки передач при переключении передач. Если педаль сцепления ВАЗ 2107 нажимается очень слабо или сразу проваливается, следует задуматься о прокачке гидроцилиндра привода выжимного подшипника. Чтобы точно определить проблему, проверьте уровень жидкости в бачке главного цилиндра. Отремонтировать сцепление можно без обращения к специалисту автосервиса.
- Принцип работы привода муфты сцепления ВАЗ 2107
- Устройство основных элементов гидропривода
- Устройство и назначение главного цилиндра сцепления
- Замена главного цилиндра
- Разборка и сборка главного цилиндра
- Видео: замена главного цилиндра сцепления ВАЗ 2101–07
- Устройство и назначение рабочего цилиндра сцепления
- Замена рабочего цилиндра
- Разборка и сборка рабочего цилиндра
- Видео: замена рабочего цилиндра сцепления ВАЗ 2101–2107
- Неисправности гидропривода сцепления ВАЗ 2107
- Сцепление выключается не полностью (муфта «ведёт»)
- Сцепление включается не полностью (муфта «буксует»)
- Муфта работает «рывками»
- Педаль проваливается и не возвращается
- Регулировка хода педали и толкателя рабочего цилиндра
- Рабочая жидкость для гидропривода сцепления ВАЗ 2107
- Прокачка гидропривода муфты сцепления ВАЗ 2107
- Инструмент и материалы
- Порядок прокачки гидропривода сцепления
- Видео: прокачка сцепления ВАЗ 2101–07
Принцип работы привода муфты сцепления ВАЗ 2107
Сцепление включается и выключается с помощью выжимного подшипника. Он движется вперед и нажимает на пятку пружины корзины, которая, в свою очередь, втягивает прижимную пластину, тем самым освобождая ведомый диск. Выжимной подшипник приводится в действие муфтой включения/выключения вилки. Эту вилку можно повернуть на вертлюге несколькими способами:
- при помощи приводной гидравлики;
- с гибким, прочным кабелем, натяжение которого регулируется автоматически. Сцепление включается и выключается при помощи выжимного подшипника, который давит на пятку пружины корзины, тем самым втягивая нажимной диск и освобождая ведомый диск
Муфта сцепления включается и выключается с помощью выжимного подшипника, который давит на пружинную пяту корзины, отводя тем самым нажимной диск и освобождая ведомый диск
Принцип работы гидромуфты ВАЗ 2107 достаточно прост. Когда двигатель работает и педаль сцепления находится в верхнем (нажатом) положении, сцепление и маховик вращаются как единое целое. Педаль 11 при нажатии перемещает шток с поршнем главного цилиндра 7 и создает в системе давление тормозной жидкости, которое по патрубку 12 и шлангу 16 передается на поршень в рабочем цилиндре 17. Поршень, в поворота, давит на шток, соединенный с концом вилки сцепления 14. Завинчивая шарнир, вилка на другом конце перемещает выжимной подшипник 4, который давит на пятку пружины корзины 3. В результате нажимной диск отходит от ведомого диска 2, освобождается и теряет сцепление с маховиком 1. В результате останавливается ведомый шкив и первичный вал редуктора. Так вращающийся коленчатый вал отсоединяется от коробки передач и создаются условия для изменения скорости.
Узнайте, как самостоятельно провести диагностику сцепления: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/stseplenie/stseplenie-vaz-2107.html
Устройство основных элементов гидропривода
Управление сцеплением на ВАЗ 2107 осуществляется с помощью гидропривода, где давление создается с помощью подвесного педального механизма. Основными элементами гидропривода являются:
- главный цилиндр сцепления (ГЦС);
- трубопровод;
- шланг;
- рабочий цилиндр сцепления (РЦС).
Производительность привода зависит от объема и технических характеристик рабочей жидкости, в качестве которой обычно используется тормозная жидкость (ТФ) ВАЗ 2107 ДОТ-3 или ДОТ-4. DOT — обозначение системы с требованиями к физико-химическим свойствам ТФ, разработанной Институтом Министерства транспорта США (DOT — Department of Transportation). Соблюдение этих требований является обязательным условием производства и сертификации жидкости. В состав TJ входят гликоль, полиэфиры и добавки. Жидкости ДОТ-3 или ДОТ-4 имеют невысокую цену и рекомендуются для использования в барабанных тормозных системах и гидроприводах сцепления.
Устройство и назначение главного цилиндра сцепления
GCC предназначен для создания давления рабочей жидкости за счет перемещения поршня, соединенного с педалью сцепления. Он установлен в моторном отсеке непосредственно под педальным механизмом, закреплен на двух болтах и соединен с бачком рабочей жидкости гибким шлангом. Цилиндр устроен следующим образом. В корпусе имеется полость, в которой расположены возвратная пружина, рабочий поршень, снабженный двумя уплотнительными кольцами, и плавающий поршень. Внутренний диаметр ГЦК 19,5 + 0,015–0,025 мм. На зеркальной поверхности цилиндра и наружных поверхностях поршней не допускается ржавчина, царапины, сколы.
Замена главного цилиндра
Заменить ГЦС довольно просто. Для этого потребуется:
- набор гаечных ключей и головок;
- круглогубцы для снятия стопорного кольца;
- длинная тонкая отвёртка со шлицем;
- одноразовый шприц на 10–22 мл;
- небольшая ёмкость для слива рабочей жидкости.
Работы выполняются в следующем порядке:
- Рабочая жидкость сливается из привода гидромуфты. Для этого можно использовать медицинский шприц или просто стянуть гильзу с разъема ГКС. Для снятия ГКС ослабьте хомут пассатижами и вытащите из разъема шланг, идущий от бачка с рабочей жидкостью
Для снятия ГЦС плоскогубцами ослабляют хомут и сдёргивают шланг, идущий от бачка с рабочей жидкостью, со штуцера - Рацевым ключом на 10 открутить трубку подачи жидкости к рабочему цилиндру. В случае затруднений можно воспользоваться специальным накидным ключом с проточкой для трубы и прижимным винтом. С помощью такого ключа без проблем откручивается прикипевшая гайка. Чтобы разобрать ГЦК, необходимо открутить две гайки, крепящие главный цилиндр сцепления
Для демонтажа ГЦС нужно с помощью головки и трещотки отвернуть две гайки крепления главного цилиндра сцепления - Накидным ключом или головкой на 13 откручиваем гайки крепления НКУ к передней панели моторного отсека. При возникновении проблем можно воспользоваться жидким ключом WD-40.
- Аккуратно снимается ГЦС. Если он прикипел, его можно сдвинуть с места осторожным нажатием на педаль сцепления.
Подробнее об устройстве и замене ГЦС: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/stseplenie/glavnyiy-tsilindr-stsepleniya-vaz-2107.html
Разборка и сборка главного цилиндра
После того, как вы аккуратно сняли ГЦК с посадочного места, можно переходить к разборке. Лучше всего это делать на столе или верстаке с хорошим освещением в следующем порядке:
- Очистить наружные поверхности корпуса от загрязнений.
- Осторожно снимите защитный резиновый кожух. Откручиваем штуцер на шланге который идет к бачку с рабочей жидкостью
При разборке ГЦС отворачивают и снимают штуцер, на который надевается шланг от бачка с тормозной жидкостью - Круглогубцами осторожно сжать и вытащить из канавки стопорное кольцо.Стопорное кольцо из корпуса ГЦС извлекается с помощью круглогубцев
Стопорное кольцо из корпуса ГЦС извлекается с помощью круглогубцев - Отвернуть пробку ГЦС.
- С помощью отвертки осторожно вытолкните из корпуса подвижные части главного цилиндра — толкающий поршень, поршень главного цилиндра с уплотнительными кольцами и пружину.
- Внимательно осмотреть все извлечённые элементы на предмет механических повреждений, износа и коррозии.
- Непригодные для дальнейшей работы детали заменить новыми из ремкомплекта.
- Заменить все резиновые изделия (кольца, прокладки) независимо от степени их износа.
- Перед началом сборки на все движущиеся части и зеркальную поверхность нанести чистую тормозную жидкость.
- При сборке особое внимание уделить правильной установке пружины, поршней и толкателя ГЦС.
Сборка и установка собранного или нового ГЦС осуществляется в обратном порядке.
Видео: замена главного цилиндра сцепления ВАЗ 2101–07
Устройство и назначение рабочего цилиндра сцепления
РЦС обеспечивает движение толкателя за счет давления ТЖ, создаваемого главным цилиндром. Цилиндр расположен в труднодоступном месте внизу коробки передач и крепится к картеру сцепления двумя болтами. Добраться до него лучше всего снизу.
Дизайн немного проще, чем у GCC. РКС представляет собой корпус, внутри которого находится поршень с двумя уплотнительными резиновыми кольцами, возвратная пружина и толкатель. Условия работы заметно хуже главного цилиндра. Грязь, удары о камни или дорожные препятствия могут привести к разрыву резинового защитного колпачка и попаданию внутрь корпуса различных загрязнений. В результате ускорится износ уплотнительных колец, появятся царапины на зеркале цилиндра и царапины на поршне. Однако конструкторы предусмотрели возможность ремонта главного и рабочего цилиндров с помощью ремкомплектов.
Замена рабочего цилиндра
Замену РЦС удобнее проводить на смотровой яме, эстакаде или подъёмнике. Для этого потребуется:
- комплект гаечных ключей;
- отвёртка;
- плоскогубцы;
- тормозная жидкость ДОТ–3;
- жидкость для консервации;
- ёмкость для сбора эксплутационной жидкости.
При демонтаже рабочего цилиндра необходимо выполнить следующие действия:
- Ослабить ключом на 17 штуцер гидрошланга.
- Вытащить конец возвратной пружины из отверстия на выступающем конце вилки.
- Вытащить пассатижами шплинт, стопорящий толкатель РЦС.Шплинт из отверстия толкателя извлекается с помощью пассатижей
Шплинт из отверстия толкателя извлекается с помощью пассатижей - Головкой на 13 откручиваем два винта крепления РКС к картеру сцепления и вытаскиваем их вместе с кронштейном крепления пружины. Кронштейн крепления возвратной пружины снимается вместе с болтами
Скоба для закрепления возвратной пружины снимается вместе с болтами - Извлечь толкатель из рабочего цилиндра и снять сам рабочий цилиндр.
- Отвернуть штуцер шланга тормозной жидкости и слить её в предварительно подставленную ёмкость.
Требуется проявить внимательность при отсоединении штуцера шланга от рабочего цилиндра, чтобы не повредить или не потерять уплотнительное кольцо.
Разборка и сборка рабочего цилиндра
Разборка РЦС осуществляется в определённой последовательности. Для этого необходимо:
- Аккуратно снять защитный резиновый колпачок.Защитный резиновый колпачок снимается с рабочего цилиндра с помощью отвёртки
Защитный резиновый колпачок снимается с рабочего цилиндра с помощью отвёртки - Очистить наружные поверхности корпуса от грязи.
- Круглогубцами сжать и вытащить стопорное кольцо.
- Отвернуть пробку и отвёрткой аккуратно поддеть и извлечь возвратную пружину.
- Вытолкнуть поршень с резиновыми уплотнениями.
- Внимательно осмотреть все элементы РЦС на предмет повреждений, износа и коррозии.
- Заменить бракованные части из ремонтного комплекта.
- Промыть корпус и все части специальной жидкостью для консервации.
- Перед сборкой опустить поршень с уплотнительными кольцами в ёмкость с чистой ТЖ. Такую же жидкость нанести тонким слоем на зеркало цилиндра.
- При сборке РЦС проявить особую внимательность при установке возвратной пружины и поршня.
Установка РЦС на своё посадочное место проводится в обратном порядке.
Больше о замене сцепления ВАЗ 2107: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/stseplenie/zamena-stsepleniya-vaz-2107.html
Видео: замена рабочего цилиндра сцепления ВАЗ 2101–2107
Неисправности гидропривода сцепления ВАЗ 2107
Некорректная работа гидравлического привода приводит к нарушению функционирования всего механизма сцепления.
Сцепление выключается не полностью (муфта «ведёт»)
Если трудно включить первую скорость, а задняя передача не включается или также включается с трудом, необходимо отрегулировать ход педали и ход РКС. Поскольку зазоры увеличены, их необходимо уменьшить.
Сцепление включается не полностью (муфта «буксует»)
Если при нажатии на педаль газа автомобиль с трудом разгоняется, теряет мощность на подъемах, увеличивается расход топлива и двигатель перегревается, необходимо проверить и отрегулировать ход педали и расстояние перемещения штока рабочего цилиндра. В этом случае зазоров нет, поэтому их необходимо увеличить.
Муфта работает «рывками»
Если машина дергается при запуске, причиной этого может быть неисправность возвратной пружины НКУ или ПМП. К таким же последствиям может привести насыщение рабочей жидкости пузырьками воздуха. Следует найти и устранить причины нестабильной работы гидравлики управления сцеплением.
Педаль проваливается и не возвращается
Причиной отказа педали обычно является недостаточный объем рабочей жидкости в бачке из-за течи в рабочем (чаще) или главном цилиндре. Основной причиной этого является повреждение защитного колпачка и проникновение влаги и грязи внутрь цилиндра. Резиновые уплотнители изнашиваются и между ними и стенками цилиндров образуются дыры. Через эти щели начинает вытекать жидкость. Необходимо заменить резиновые элементы, долить жидкость в бачок до нужного уровня и удалить воздух из системы путем прокачки.
Отработанную тормозную жидкость нельзя доливать в систему управления гидравлическим сцеплением, так как она содержит мелкие пузырьки воздуха.
Регулировка хода педали и толкателя рабочего цилиндра
Свободный ход педали регулируется ограничительным винтом и должен составлять 0,4–2,0 мм (расстояние от верхнего положения до упора на толкатель в поршне главного цилиндра). Для установки необходимого зазора контргайка винта ослабляется гаечным ключом, а затем вращается сам винт. Рабочий ход педали должен составлять 25–35 мм. Регулировать его можно толкателем рабочего цилиндра.
Длина толкателя рабочего цилиндра напрямую влияет на зазор между торцом выжимного подшипника и пятой кривой, который должен быть 4-5 мм. Для определения зазора снимите возвратную пружину с вилки выжимного подшипника и переместите рукой саму вилку. Вилка должна двигаться в пределах 4-5 мм. Для регулировки зазора ключом на 17 ослабьте контргайку, удерживая регулировочную гайку ключом на 13. Во время регулировки толкатель должен быть зафиксирован. Для этого у него есть плоская 8 мм под ключ, которую удобно поддевать пассатижами. После установки необходимого зазора затяните контргайку.
Рабочая жидкость для гидропривода сцепления ВАЗ 2107
В гидромуфте используется специальная жидкость, которая используется и в тормозной системе классических моделей ВАЗ. В обоих случаях необходимо создать рабочую среду, выдерживающую высокое давление и не разрушающую резинотехнических изделий. Для ВАЗ в качестве такой жидкости рекомендуется использовать такие составы, как РОСА ДОТ-3 и РОСА ДОТ-4.
Важнейшим свойством ТЖ является температура кипения. У РОСА она достигает 260°С. Это свойство напрямую влияет на срок службы жидкости и определяет ее гигроскопичность (способность впитывать воду). Накопление воды в текущей жидкости постепенно приводит к снижению температуры кипения и утрате жидкостью первоначальных свойств.
Для гидромуфты ВАЗ 2107 требуется ТЖ 0,18 л. Она заливается в специальный бачок для рабочей жидкости, который находится в моторном отсеке возле левого крыла. Бачков два: более длинный для тормозной системы, ближний для гидромуфты.
Регламентированный заводом-изготовителем срок службы рабочей жидкости в гидромуфте сцепления ВАЗ 2107 составляет пять лет. Это означает, что каждые пять лет жидкость необходимо заменять на новую. Это легко сделать. Необходимо загнать автомобиль на смотровую яму или мост и выполнить следующие действия:
- открутить крышку бачка для рабочей жидкости;
- очистить рабочий цилиндр от грязи;
- открутить штуцер со шлангом и вставить конец шланга в заранее подготовленную ёмкость;
- нажимая на педаль сцепления, добиться полного слива жидкости из системы;
- закрутить штуцер на своё место;
- залить свежую тормозную жидкость;
- прокачать гидропривод сцепления по описанному ниже алгоритму.
Прокачка гидропривода муфты сцепления ВАЗ 2107
Основной целью слива гидропривода сцепления является удаление воздуха из ТР через специальный штуцер, расположенный на гидроцилиндре привода выжимного подшипника. Воздух может попасть в гидравлическую систему сцепления разными путями:
- через щели в местах подсоединения шланга;
- через неплотные резьбовые соединения;
- при замене рабочей жидкости;
- при ремонте или замене ГЦС или РЦС.
Следует понимать, что управление сцеплением с помощью гидравлики является одним из устройств, которое часто используется при эксплуатации автомобиля. Наличие пузырьков воздуха в системе привода выжимного подшипника затрудняет переключение рычага на пониженную передачу при трогании с места. Проще сказать: коробка будет «гудеть». Вождение становится практически невозможным.
Инструмент и материалы
Для удаления воздуха из гидропривода муфты сцепления потребуется:
- набор гаечных и накидных ключей;
- молоток;
- шлицевая и крестообразная отвёртки;
- плоскогубцы;
- мерная линейка, угольник;
- WD-40 или другое средство для удаления ржавчины;
- прозрачный резиновый шланг соответствующего штуцеру диаметра;
- небольшая ёмкость для сбора эксплутационной жидкости;
- рабочая жидкость для доливки или замены. Для прокачки гидравлики сцепления ВАЗ 2107 потребуется набор инструментов, резиновые перчатки для защиты рук, резиновый шланг и емкость с тормозной жидкостью
Для прокачки гидропривода сцепления ВАЗ 2107 потребуется набор инструментов, резиновые перчатки для защиты рук, резиновый шланг и ёмкость с тормозной жидкостью
Прокачку гидропривода сцепления можно начинать только после устранения всех выявленных дефектов главного и рабочего цилиндров, патрубка и шлангов подвода рабочей жидкости. Работа выполняется на смотровой яме, переходе или подъемнике, требуется помощник.
Порядок прокачки гидропривода сцепления
Выполнить прокачку довольно просто. Действия выполняются в следующем порядке:
- Откручиваем крышку на бачке с эксплутационной жидкостью ГЦС.Для прокачки гидропривода сцепления нужно открутить крышку бачка с рабочей жидкостью
Для прокачки гидропривода сцепления нужно открутить крышку бачка с рабочей жидкостью - Снять отверткой защитный колпачок на сливном штуцере рабочего цилиндра и надеть на него прозрачную трубку, другой конец которой вставлен в емкость.
- Ассистент несколько раз сильно нажимает на педаль сцепления (от 2 до 5) и фиксирует нажатие
При прокачке гидропривода сцепления нужно несколько раз сильно нажать на педаль сцепления, а затем удерживать её в нажатом состоянии - С помощью ключа на 8 поверните штуцер для выпуска воздуха на пол-оборота против часовой стрелки и наблюдайте за появлением пузырьков. Для выпуска тормозной жидкости с пузырьками воздуха поверните муфту на пол-оборота против часовой стрелки
Для слива тормозной жидкости с пузырьками воздуха нужно повернуть штуцер против часовой стрелки на пол-оборота - Помощник снова нажимает на педаль и удерживает её в нажатом состоянии.
- Прокачку продолжаем до полного удаления воздуха из системы, то есть до тех пор, пока из жидкости не перестанут выходить пузырьки газа.
- Снимаем шланг и закручиваем до упора штуцер.
- Проверяем уровень жидкости в бачке и при необходимости заполняем его до метки.
Видео: прокачка сцепления ВАЗ 2101–07
Поскольку прокачка рабочей гидравлики сцепления является завершающей операцией, выполняемой после устранения всех неисправностей в системе управления сцеплением, ее необходимо выполнять тщательно, аккуратно и последовательно. Рабочий ход педали сцепления должен быть свободным, не очень затрудненным, с обязательным возвратом в исходное положение. Левая нога часто используется для управления автомобилем, поэтому важно отрегулировать свободный и рабочий ход подвесной педали сцепления.
Прокачка гидропривода сцепления классических моделей ВАЗ не требует специальных знаний и навыков. Тем не менее, эта простая операция очень важна для сохранения управляемости автомобиля. Прокачать гидравлическое сцепление самостоятельно довольно просто. Для этого потребуется стандартный набор инструментов, помощник и внимательное выполнение инструкций специалистов.