Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Рулевое управление ВАЗ 2107: назначение, регулировка, неисправности и их устранение

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Практически все автомобили, вне зависимости от марки и класса, оснащены рулевым механизмом и ВАЗ 2107 не исключение. Безопасность вождения напрямую зависит от состояния этой конструкции, которую необходимо регулярно осматривать, регулировать и при необходимости ремонтировать.

Рулевое управление ВАЗ 2107

Рулевой механизм ВАЗ «семерка» состоит из нескольких узлов, соединенных крепежными элементами. Эти устройства и их компоненты, как и любая другая деталь автомобиля, со временем изнашиваются и приходят в негодность. О назначении, устройстве, ремонте и обслуживании рулевого управления ВАЗ 2107 следует поговорить подробнее.

Назначение

Основной функцией, возложенной на рулевой механизм, является обеспечение движения автомобиля в направлении, заданном водителем. На большинстве легковых автомобилей траектория движения осуществляется за счет поворота колес на передней оси. Рулевой механизм «семерки» довольно сложный, но в то же время обеспечивает безотказное управление в различных дорожных ситуациях. Автомобиль оборудован безопасной рулевой колонкой с карданным валом, складывающейся в случае столкновения. Рулевое колесо рассматриваемого механизма имеет диаметр 40 см, а для полного оборота колес необходимо сделать всего 3,5 оборота, что позволяет совершать маневры без особого труда.

Из чего состоит

Механизм управления передними колёсами на ВАЗ 2107 выполнен из таких основных элементов:

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

  • рулевое колесо;
  • вал;
  • редуктор;
  • сошка;
  • трапеция;
  • маятник;
  • поворотные кулаки.

Рулевое управление ВАЗ 2107: 1 — боковая тяга; 2 — сошка; 3 — средняя тяга; 4 — маятниковый рычаг; 5 — регулировочная муфта; 6 — нижний шаровой шарнир передней подвески; 7 — правый поворотный кулак; 8 — верхний шаровой шарнир передней подвески; 9 — правый рычаг поворотного кулака; 10 — кронштейн маятникового рычага; 11 — подшипник верхнего вала рулевого управления; 12, 19 — кронштейн крепления вала рулевого управления; 13 — труба кронштейна крепления вала рулевого управления; 14 — верхний вал рулевого управления; 15 — картер рулевого механизма; 16 — промежуточный вал рулевого управления; 17 — облицовочный кожух вала рулевого управления; 18 — рулевое колесо; 20 — фиксирующая пластина передка кронштейна; 21 — стяжной болт крепления карданного шарнира; 22 — лонжерон кузова

Рулевой вал

С помощью оси вращение передается с руля на рулевую колонку. Ось крепится к корпусу с помощью кронштейна. Конструктивно элемент выполнен в виде карданного подвеса с крестовиной и верхним валом. В случае столкновения механизм складывается, обеспечивая таким образом безопасность водителя.

Редуктор

ВАЗ 2107 оборудован столярной рулевой колонкой, которая преобразует вращательное движение руля в поступательное движение рулевых тяг. Принцип работы механизма управления следующий:

  1. Водитель поворачивает руль.
  2. Посредством карданных шарниров вал червяка приводится в действие, чем снижается количество оборотов баранки.
  3. Червячный элемент вращается, перемещая двухгребневый ролик.
  4. Поворачивается вторичный вал, на котором зафиксирована сошка, приводящая в движение рулевые тяги.
  5. Трапеция двигает поворотные кулаки, осуществляя поворот колёс в нужную сторону.

Одним из основных узлов в механизме рулевого управления является рулевая колонка
Рулевая сошка — деталь, посредством которой соединяется рулевая трапеция с рулевым редуктором.

Рулевая трапеция

Радиус пути машины при повороте зависит от угла поворота колес. Поскольку радиус внешнего колеса больше внутреннего, во избежание пробуксовки последнего и ухудшения сцепления с дорогой передние колеса должны расходиться под разными углами.

Передние колёса должны поворачиваться на разные углы, чтобы не было проскальзывания

Для этого используется рулевая трапеция. Во время маневра поперечина механизма смещается под действием сошек. Благодаря маятниковому рычагу он толкает и тянет боковые планки. Поскольку имеется смещение, воздействие на наконечники рулевых тяг различно, в результате чего колеса поворачиваются под другим углом. Концы трапеции с тягами соединены посредством регулировочных звеньев, позволяющих изменять угол поворота колес. Детали трапеции соединяются между собой одинаковыми шаровыми шарнирами. Такая конструкция способствует нормальной работе агрегата даже при движении по плохим дорогам.

Рулевая трапеция обеспечивает поворот передних колёс с разными углами

Маятниковый рычаг

Рулевой маятник «семерки» необходим для синхронного вращения колес на передней оси без задержек. Это позволяет машине безопасно проходить повороты. При неисправности маятника ухудшаются характеристики автомобиля при маневрах, что может привести к аварийной ситуации.

Это может быть интерено  Ремонт рулевого редуктора ВАЗ 2106: устройство, неисправности и их устранение

Маятник предназначен для синхронного поворота колёс при вращении руля

Поворотный кулак

Основное назначение поворотного кулака (штифта) — обеспечить поворот передних колес в нужном для водителя направлении. Деталь изготовлена ​​из прочной стали, так как на нее возлагаются высокие нагрузки. К поворотным кулакам также крепятся наконечники рулевых тяг, ступицы, элементы тормозной системы. Штифт крепится к рычагам передней подвески с помощью шариковых подшипников.

Неполадки рулевого управления

Рулевой механизм, как и все остальные узлы автомобиля, со временем изнашивается и нуждается в ремонте. Для упрощения поиска и устранения поломок существуют определенные признаки, позволяющие узнать характер поломки и устранить ее в короткие сроки.

Течь масла

На «классике» проблема «мокрого» рулевого редуктора является довольно распространённой. Причин этому может быть немало:

  • износ сальника;
  • подтекание из-под прокладки;
  • ослабление крепежа, которым фиксируется крышка механизма;
  • коррозия первичного вала.

Если сальник и прокладки можно заменить, болты подтянуть, то при повреждении вала, деталь придётся шлифовать.

Одним из вариантов избавиться от течи масла из редуктора при исправных сальниках является обработка крышки герметиком

Тугой руль

Иногда бывает так, что для поворота руля требуется гораздо больше усилий, чем обычно. Эта ошибка может быть вызвана несколькими причинами:

  • неправильная установка развал-схождения колёс;
  • поломка одного из элементов в рулевом механизме;
  • нарушен зазор между червяком и роликом;
  • крепёж оси маятника сильно затянут.

Люфт руля

Одной из причин появления люфта в рулевом механизме является износ крестовин мостов. Помимо них появляется люфт в самой коробке передач. Если агрегат имеет большой пробег, желательно его разобрать, осмотреть состояние всех элементов, заменить детали с высоким износом и только после этого провести регулировку.

Стук и вибрация

Если чувствуется отдача на руле во время движения, причин такого явления может быть много. Управление транспортным средством в таком техническом состоянии приводит к утомлению и снижает уровень безопасности. Поэтому рулевой механизм необходимо диагностировать.

Таблица: причины вибраций и стуков на руле и способы их устранения

Причина неисправности рулевого управления Способ устранения неисправности
Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колёс Отрегулируйте зазор ступиц передних колёс
Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг Затяните гайки шаровых пальцев рулевых тяг
Увеличенный зазор между осью маятникового рычага и втулками Замените втулки маятникового рычага или кронштейн в сборе
Ослаблена регулировочная гайка оси маятникового рычага Отрегулируйте затягивание гайки маятникового рычага
Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком или в подшипниках червяка Отрегулируйте зазор
Увеличенный зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг Замените наконечники или рулевые тяги
Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага Затяните гайки болтов
Ослабление гаек крепления поворотных рычагов Затяните гайки

Устранение неисправностей

По мере эксплуатации автомобиля отдельные детали рулевого механизма постепенно изнашиваются. Для комфортного и безопасного вождения, а также во избежание неравномерного износа шин необходимо своевременно устранять любые неисправности рулевого механизма.

Редуктор рулевого механизма

Чтобы выявить неполадки рулевой колонки, узел потребуется снять с машины. Для этого нужно подготовить следующий перечень инструментов:

  • набор ключей;
  • вороток;
  • головки;
  • съёмник рулевых тяг.

Демонтаж производим в такой последовательности:

  1. Машину загоняем на эстакаду или подъёмник.
  2. Отворачиваем крепёж карданчика к валу колонки.
  3. Откручиваем гайки, которыми пальцы дышла крепятся к сошкам, после чего выдавливаем пальцы съемником
    Откручиваем гайки и выпрессовываем шаровые пальцы из сошки съёмником
  4. Накидным ключом на 19 откручиваем гайки, которыми редуктор крепится к левому силовому элементу на корпусе, и удерживаем болты с обратной стороны ключом такого же размера
    Чтобы снять редуктор с автомобиля, потребуется открутить три гайки на 19
  5. Извлекаем болты, а затем и сам вал колонки из промежуточного вала.Извлекаем болт и вал колонки из промежуточного вала
    Извлекаем болт и вал колонки из промежуточного вала
  6. Проворачиваем сошку, пока она не упрётся в проушину «А» и демонтируем узел с машины.Сошку упираем в проушину и демонтируем редуктор
    Сошку упираем в проушину и демонтируем редуктор

Разбираем механизм для дефектовки деталей:

  1. Ключом на 30 отворачиваем гайку, удерживающую сошку.Ключом на 30 откручиваем гайку крепления сошки
    Ключом на 30 откручиваем гайку крепления сошки
  2. Снимаем сошку съёмником или сбиваем молотком.Устанавливаем съёмник и стягиваем с его помощью сошку с вала
    Устанавливаем съёмник и стягиваем с его помощью сошку с вала
  3. Выкручиваем элементы крепления верхней крышки, снимаем её и аккуратно сливаем смазочный материал.Для снятия верхней крышки отворачивают 4 болта
    Для снятия верхней крышки отворачивают 4 болта
  4. Достаём вал сошки из корпуса.Из картера редуктора извлекаем вал сошки с роликом
    Из картера редуктора извлекаем вал сошки с роликом
  5. Откручиваем крепление крышки винта и снимаем ее вместе с уплотнителями. Для снятия крышки червячного вала отверните соответствующие крепления и снимите деталь вместе с прокладками
    Для снятия крышки червячного вала откручиваем соответствующий крепёж и снимаем деталь вместе с прокладками
  6. Молотком выбиваем ось из корпуса.Червячный вал выбиваем с помощью молотка, после чего извлекаем его из корпуса вместе с подшипниками
    Червячный вал выбиваем с помощью молотка, после чего извлекаем его из корпуса вместе с подшипниками
  7. Отверткой подденьте сальники и снимите их с картера. При проведении любого вида ремонта агрегата обязательно следует заменить манжеты Снимаем сальники редуктора, поддев их отверткой
    Сальники редуктора извлекаем, поддев их отвёрткой
  8. Подбираем наставку и выколачиваем наружное кольцо подшипника.Чтобы снять наружную обойму подшипника, потребуется подходящая наставка
    Чтобы снять наружную обойму подшипника, потребуется подходящая наставка
Это может быть интерено  Самостоятельно меняем рулевой редуктор на ВАЗ 2106

Осмотрите каток и шнек на наличие износа или повреждений. Расстояние между вкладышами и осью сошки не должно быть более 0,1 мм. Вращение подшипников должно быть простым и без заеданий. На внутренних частях подшипника недопустимыми считаются любые дефекты, а также трещины на корпусе механизма. Поврежденные детали заменяются деталями, которые можно отремонтировать. Прежде чем собирать механизм, смазываем все элементы редуктора трансмиссионным маслом и собираем:

  1. Забиваем кольцо подшипника на своё посадочное место.Для запрессовки обоймы внутреннего подшипника используем отрезок трубы подходящего диаметра
    Для запрессовки обоймы внутреннего подшипника используем отрезок трубы подходящего диаметра
  2. Размещаем сепаратор в обойме и ставим шнек на место, после чего монтируем наружный подшипник сепаратора и запрессовываем его внешнюю часть. После монтажа червячного вала и наружного подшипника запрессовываем наружное кольцо подшипника
    После установки червячного вала и наружного подшипника производим запрессовку наружной обоймы
  3. Устанавливаем крышку с уплотнителями.
  4. Запрессовываем сальники обоих валов и наносим на их рабочую поверхность немного смазки Литол-24.
  5. Посредством регулировочных прокладок устанавливаем момент проворачивания вала червяка 2–5 кг*см.
  6. Монтируем на место ось сошки и выставляем момент проворачивания от 7 до 9 кг*см.
  7. Устанавливаем оставшиеся элементы и наполняем редуктор смазкой ТАД-17. Её объём составляет 0,215 л.
  8. Ставим устройство на место в обратном порядке.

Видео: разборка и сборка рулевой колонки на «классике»

https://www.youtube.com/embed/VUUuR80mBcw

Регулировка люфта

Для проведения регулировочных работ с рассматриваемым узлом понадобятся:

  • ключ на 19;
  • отвёртка плоская широкая.

Для регулировки рулевого редуктора понадобится плоская отвёртка и ключ на 19

Процедура сводится к следующим шагам:

  1. Выставляем руль в положение, при котором передние колёса будут стоять прямо.
  2. Ключом на 19 отворачиваем гайку сверху редуктора.Сверху редуктора расположена гайка, которой фиксируется регулировочный шток, откручиваем её
    Сверху редуктора расположена гайка, которой фиксируется регулировочный шток, откручиваем её
  3. Снимаем шайбу, являющуюся стопорным элементом.Снимаем со штока стопорную шайбу
    Снимаем со штока стопорную шайбу
  4. Проворачиваем шток плоской отверткой на пол-оборота по часовой стрелке и крутим руль из стороны в сторону, при этом глядя на колеса. Если они реагируют почти сразу, то есть свободного хода почти нет, процедуру можно считать завершенной. В противном случае ствол необходимо подтянуть сильнее. Регулируем люфт плоской отверткой, чтобы колеса реагировали на движения руля без задержек, без закусов и тугого вращения
    Регулируем люфт плоской отвёрткой, добиваясь реагирования колёс на движения руля без задержек, отсутствия закусываний и тугого вращения
  5. По окончании регулировки ставим на место шайбу и заворачиваем гайку.

При правильно отрегулированной рулевой колонке люфт должен быть минимальным, а вращение рулевого колеса без закусываний и излишних усилий.

Видео: устранение люфта в рулевом редукторе

https://www.youtube.com/embed/7O6vaza9sEI

Рулевой вал

Если при вращении руля возникает большой люфт шарниров промежуточного вала или осевое смещение вала на подшипниках, механизм подлежит демонтажу и ремонту. Работа проводится следующим образом:

  1. Снимаем «-» клемму с АКБ, а также руль, пластиковый кожух, подрулевые переключатели, разъём с замка зажигания.
  2. Откручиваем крепление карданчика и извлекаем болты.Отворачиваем крепёж, удерживающий карданчик на валу редуктора и верхнего вала
    Отворачиваем крепёж, удерживающий карданчик на валу редуктора и верхнего вала
  3. Отворачиваем срезные винты, которыми удерживается кронштейн рулевого вала.
  4. Извлекаем болты с шайбами.Открутив болты, извлекаем их вместе с шайбами
    Открутив болты, извлекаем их вместе с шайбами
  5. Откручиваем 2 гайки на 13.Ключом на 13 откручиваем 2 гайки
    Ключом на 13 откручиваем 2 гайки
  6. Демонтируем кронштейн.Снимаем кронштейн с автомобиля
    Снимаем кронштейн с автомобиля
  7. Извлекаем верхний вал из шлицев карданчика.Извлекаем верхний вал из шлицев карданчика
    Извлекаем верхний вал из шлицев карданчика
  8. Снимаем промежуточный вал с червячного вала.Промежуточный вал снимаем с вала червяка
    Промежуточный вал снимаем с вала червяка
  9. Со стороны руля развальцовываем края трубки, вставляем ключ в замок зажигания и разблокируем руль. Выбиваем вал вместе с игольчатым подшипником Вынимаем вал вместе с игольчатым подшипником
    Вал снимаем вместе с игольчатым подшипником
  10. Второй подшипник выбивается с помощью подходящего переходника. Если подшипники или ось в местах их установки имеют заметный износ, детали подлежат замене. С заметным отставанием также меняем подвес на годный.
  11. Собираем узел в обратном порядке. Прежде чем затягивать скобы, несколько раз поверните руль из стороны в сторону, чтобы скоба встала на место.
Это может быть интерено  Рулевые тяги автомобиля ВАЗ 2107: устройство, неисправности и замена

Маятник

Сам маятниковый рычаг редко выходит из строя, но подшипники или втулки, размещенные внутри него, иногда нуждаются в замене. Для работы потребуется набор ключей и съемник руля. Разбираем механизм в следующем порядке:

  1. Снимаем с машины правое колесо передка, откручиваем крепёж и выдавливаем съёмником пальцы тяг рулевой трапеции.
  2. Откручиваем крепление маятника к правому лонжерону.Отворачиваем крепление маятника к правому лонжерону
    Отворачиваем крепление маятника к правому лонжерону
  3. Нижний болт извлекаем сразу, а верхний демонтируем вместе с маятником.Снимаем маятник вместе с крепёжными элементами
    Снимаем маятник вместе с крепёжными элементами

Замена втулок

Ремонт состоит из следующих шагов:

  1. Расшплинтовываем и откручиваем гайку оси маятника.Чтобы отвернуть регулировочную гайку, маятник зажимаем в тисках
    Чтобы отвернуть регулировочную гайку, маятник зажимаем в тисках
  2. Извлекаем ось из корпуса вместе с внутренними элементами (шайбы, уплотнители).Извлекаем ось из корпуса вместе с втулкамии и шайбами
    Извлекаем ось из корпуса вместе с втулкамии и шайбами
  3. Вал на втулках или подшипниках должен сидеть плотно, как и сами втулки в кронштейне. Если есть люфт, втулки меняем на новые, а при установке внутрь заливаем смазку, например, Литол-24. Вал втулок необходимо посадить плотно, как и сами втулки в кронштейн
    Ось на втулках должна быть посажена плотно, так же как и сами втулки в кронштейне
  4. Затягиваем верхнюю гайку и проверяем усилие, с которым проворачивается рычаг. Оно должно быть в пределах 1–2 кгс.
  5. Рычаг ставим на место в последовательности, обратной демонтажу.

Трапеция

Полная замена рулевой трапеции необходима в том случае, когда все шарниры имеют большую выработку. Из инструментов подготавливаем следующий набор:

  • накидные гаечные ключи размером 13 и 22 мм;
  • пассатижи;
  • молоток;
  • съёмник;
  • линейка длиной не менее 20 см либо рулетка;
  • приспособления для снятия колеса — домкрат, баллонный ключ, противооткатный башмак;
  • ветошь, перчатки тканевые.

Рулевые тяги на ВАЗ 2107 снимаются следующим образом:

  1. Поднимаем домкратом передок машины и снимаем колёса.
  2. Расшплинтовываем шаровой палец и откручиваем гайку.Вынимаем шплинт и откручиваем гайку шарового пальца
    Вынимаем шплинт и откручиваем гайку шарового пальца
  3. Съёмником выдавливаем палец тяги из цапфы.Палец тяги выпрессовываем съёмником
    Палец тяги выпрессовываем съёмником
  4. Из моторного отсека откручиваем крепёж трапеции к сошке и маятнику.Крепление трапеции к маятнику удобно откручивать из моторного отсека
    Крепление трапеции к маятнику удобно откручивать из моторного отсека
  5. Стержни шарнира выталкиваются съемником или выбиваются через переходник молотком. Во втором случае полностью гайку не откручиваем, чтобы не повредить резьбу. Выдавливаем шаровые пальцы трапеции съемником
    Шаровые пальцы трапеции выдавливаем съёмником
  6. Снимаем старый механизм, а затем устанавливаем новый, выполняя обратные действия.

Когда работы по замене трапеции будут завершены, необходимо проверить углы установки колёс на сервисе.

Наконечники рулевых тяг

Крайние рулевые трапециевидные тяги выходят из строя чаще других шарниров. Поэтому, если возникнет необходимость их замены, полностью снимать все тяги не обязательно. Советы меняются следующим образом:

  1. Повторяем пункты 1–3 по снятию трапеции.
  2. Линейкой измеряем длину старой детали по центрам заглушек.Чтобы установить новые тяги правильно, на старых замеряем расстояние по центрам заглушек
    Чтобы установить новые тяги правильно, на старых замеряем расстояние по центрам заглушек
  3. Ослабляем гайку хомута.Чтобы ослабить хомут, откручиваем гайку
    Чтобы ослабить хомут, откручиваем гайку
  4. Выкручиваем наконечник.Вручную выкручиваем старый наконечник
    Вручную выкручиваем старый наконечник
  5. Устанавливаем новый наконечник и регулируем его путём заворачивания или отворачивания, выставляя нужную длину.
  6. После регулировки закручиваем болты хомута, гайку шарнира, устанавливаем шплинт.

Видео: замена рулевого наконечника на «классике»

https://www.youtube.com/embed/2iILzNwQ2cI

Регулировка и ремонт рулевого управления на «семерке», несмотря на кажущуюся сложность конструкции, не требует специальных инструментов и большого опыта. Начальных навыков ремонта классических Жигулей и выполнения пошаговых действий будет вполне достаточно, чтобы восстановить работоспособность рулевого управления.

Оцените статью