Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Рулевые тяги автомобиля ВАЗ 2107: устройство, неисправности и замена

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

В современных автомобилях передние колеса поворачиваются с помощью реечной передачи, соединенной с рулевым валом. В ВАЗ 2107 и других классических моделях «Жигулей» используется устаревшая система шарнирных тяг — так называемая трапеция. Надежность механизма оставляет желать лучшего – детали изнашиваются буквально через 20-30 тыс км, максимальный ресурс – 50 тыс км. Положительный момент: зная конструкцию и приемы разборки, владелец «семерки» может сэкономить и заменить элементы самостоятельно.

Назначение и схема работы трапеции

Система муфт выступает промежуточным звеном между рулевым валом и поворотными кулаками на передних ступицах. Задача механизма – одновременно поворачивать колеса в ту или иную сторону, и подчиняться вращению руля. Трапеция расположена под двигателем на уровне днища автомобиля, прикреплена к ребрам жесткости кузова — нижним балкам.

Рассматриваемая часть рулевого механизма состоит из 3 основных деталей:

  • средняя тяга прикручена к двум сошкам — маятникового рычага и червячного рулевого редуктора;
  • правая тяга крепится к поворотному кронштейну маятника и цапфе поворотного кулака переднего правого колеса (по ходу движения авто);
  • левая тяга соединена с сошкой редуктора и кулаком левой передней ступицы.

Рычаги трапеции механически связывают руль с механизмами передних колёс
Способ соединения поворотных кронштейнов с деталями трапеции представляет собой конический штифт, вставляемый в ответное отверстие сошки и фиксируемый гайкой. Рычаг маятника и редуктор жестко крепятся к тягам длинными болтами.

Среднее звено представляет собой полый металлический стержень с двумя шарнирами. Две боковые планки представляют собой сборные элементы, состоящие из 2-х наконечников – длинного и короткого. Детали соединяются между собой резьбовым хомутом, стянутым двумя болтами.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Средняя секция предназначена для жёсткого соединения сошек редуктора и маятника

Как работает трапеция:

  1. Водитель поворачивает руль, вращая вал редуктора и вал. Червячная передача передает на сошку меньше оборотов, но увеличивает крутящий момент (мощность).
  2. Сошка начинает раскачиваться в правом направлении, увлекая за собой левую и центральную тягу. Последний через маятниковую скобу передает мощность на правую тягу.
  3. Все 3 элемента сдвигаются в одну сторону, заставляя синхронно поворачиваться передние колёса.
  4. Маятниковый рычаг, прикрепленный ко второму витку, выполняет функцию дополнительной шарнирной подвески системы. В старых версиях маятников сошка вращается на втулке, в новых элементах — на роликовом подшипнике.
  5. Шаровые пальцы на концах всех тяг позволяют двигаться трапеции в одной горизонтальной плоскости независимо от сжатия пружин передней подвески.

Боковой рычаг состоит из двух наконечников, скреплённых хомутом

Увеличение крутящего момента с помощью червячной передачи позволяет обойтись без гидравлического и электроусилителя руля. С другой стороны, водитель физически ощущает проблемы с ходовой частью — стоит привязать к шаровой опоре или наконечнику рулевой тяги, и руль крутить становится гораздо труднее.

Устройство тяг и наконечников

Средний сплошной элемент трапеции отличается простейшей конструкцией — железный стержень с двумя шарнирами на концах. Тяги вставляются в другие отверстия на сошках (если считать от конца рычага), завинчиваются корончатыми гайками на 22 мм и фиксируются шплинтами.

Примечание: тяга средней тяги слегка отогнута вперед, чтобы обойти коробку передач. Если вставлять деталь задним ходом, проблемы неизбежны – изгиб начнет тереться о корпус редуктора, что сильно затруднит управление машиной.

Средний рычаг немного согнут вперёд, чтобы при движении трапеции стержень не задевал коробку передач

Не все автослесари СТО знают о правильной установке центральной трапеции. Убедился в этом мой друг, приехавший в сервис менять комплект рулевых тяг ВАЗ 2107. Неопытный мастер оставил средний участок с загибом назад, так что далеко не уедешь — сразу до первого поворота.

Это может быть интерено  Руль ВАЗ 2106: демонтаж и разборка

Боковые тяги состоят из таких деталей:

  • короткий (наружный) наконечник с шаровым пальцем;
  • длинный (внутренний) наконечник с шарниром;
  • соединительный хомут с 2 болтами и гайками М8 под ключ 13 мм.

Элемент разделен для регулировки угла схождения передних колес. Длину рычага можно изменить, повернув резьбовое кольцо и отрегулировав таким образом положение колеса для прямолинейного движения. Резьба на наконечниках и внутри хомута разная — правая и левая, поэтому при его вращении стержень удлиняется или укорачивается.

Шарнирные пальцы боковых тяг «Жигулей» крепятся к крайним отверстиям сошек

Конструкция всех шарнирных наконечников одинакова и включает следующие детали (нумерация совпадает со схемой):

  1. Палец шаровой с резьбой М14 х 1,5 под корончатую гайку 22 мм. Радиус сферы — 11 мм, в резьбовой части сделано отверстие под шплинт.
  2. Чехол резиновый (или силиконовый) грязезащитный, он же — пыльник;
  3. Металлический корпус, приваренный к стержню с резьбой М16 х 1.
  4. Опорный вкладыш из композитного материала, иначе — сухарь.
  5. Пружина.
  6. Крышка, запрессованная в корпус.Шарнир тяги работает по принципу подшипника скольжения — металлическая сфера вращается внутри пластиковой втулки
    Шарнир тяги работает по принципу подшипника скольжения — металлическая сфера вращается внутри пластиковой втулки

Некоторые производители рычагов врезают в крышку небольшой штуцер для периодической смазки — тавотницу.

Короткие внешние концы боковых планок одинаковые, а вот длинные разные. Отличить принадлежность детали можно по изгибу — с правой стороны установлен отогнутый вправо рычаг. Шаровые пальцы боковых тяг крепятся к первым отверстиям на маятниковых сошках и редукторе.

Принадлежность длинных наконечников определяется по изгибу стержня

Известный автомастер предлагает различать длинные наконечники следующим образом: взять деталь в правую руку за шарнир, указать шаровым пальцем вниз, как будто вы держите пистолет. Если «рыло» изогнуто влево, у вас есть наконечник для левой тяги.

Видео: конструкция наконечника тяги ВАЗ 2101—2107

https://www.youtube.com/embed/zve1doLQ6Ao

Диагностика неисправностей

Во время движения автомобиля шаровые пальцы поворачиваются в разных плоскостях и постепенно перетираются о печенье, вызывая люфт. Следующие признаки указывают на критический износ наконечника (или больше:

  • явственное глухое постукивание при езде по любым неровностям;
  • вибрация от люфта шаровых пальцев передаётся на руль;
  • на ровном участке дороги автомобиль самопроизвольно уходит с прямой траектории;
  • вращение баранки затруднено, снизу слышится скрип.

Если для поворота руля требуется большое усилие, изношенный наконечник следует немедленно заменить. Симптом указывает на то, что шаровой палец застрял внутри корпуса. Если вовремя не принять меры, шарнир может выскочить из гнезда – машина становится неуправляемой.

Похожая история произошла с моей родственницей. Когда до гаража оставалось буквально полкилометра, на «семерке» отломился правый рулевой наконечник. Водитель проявил изобретательность: привязал конец недостающей тяги к рычагу подвески, выправил руками колесо и медленно продолжил движение. Когда нужно было повернуть, он останавливался, выходил из машины и вручную направлял руль в нужном направлении. Путь длиной 500 м был пройден за 40 минут (включая заезд в гараж).

Чаще всего шарниры приходят в негодность из-за порванного защитного чехла

Рулевые тяги «Жигулей» приходят в негодность по ряду причин:

  1. Естественный износ. Люфт и стук проявляется при 20—30 тыс. км пробега в зависимости от условий и манеры езды.
  2. Операция с порванными башмаками шарнира. Через отверстия внутрь устройства затекает вода, проникает пыль и песок. Коррозия и абразивное воздействие быстро выводят шаровой палец из строя.
  3. Недостаток смазки ведёт к повышенному трению и ускоренному износу. Наличие смазывающего материала нужно проверять перед установкой детали на авто.
  4. Изгибание тяги вследствие удара о камень или другое препятствие. При удачном исходе элемент можно снять и выровнять, подогревая горелкой.

Когда выработка всех наконечников достигает критического предела, передние колеса имеют большой люфт в горизонтальной плоскости. Чтобы ехать прямо, водитель должен «ловить» машину по всей дороге. Как диагностировать износ рулевой тяги и не спутать его с поломкой подвески:

  1. Поставьте авто на смотровую канаву либо эстакаду и затормозите «ручником».
  2. Спуститесь в яму и внимательно осмотрите трапецию, особенно после удара по днищу.
  3. Возьмите стержень возле кончика рукой и потрясите его вверх-вниз. Если вы чувствуете себя свободно, смените изношенную вещь. Повторите операцию на всех петлях. Для управления рычагом покачайте его в вертикальной плоскости, возьмитесь за шарнир
    Для проверки рычаг нужно раскачивать в вертикальной плоскости, ухватившись возле шарнира
Это может быть интерено  Ремонт рулевого редуктора ВАЗ 2106: устройство, неисправности и их устранение

Способ наращивания тракции при диагностике имеет большое значение. Поворачивать рычаг вокруг своей оси бессмысленно — это его нормальный рабочий ход. Если тест показывает небольшую слабину, петля считается в хорошем состоянии — это вызвано внутренней пружиной.

Давить снизу на шарнир бессмысленно — вы только почувствуете сопротивление пружины

Видео: как проверить рулевую трапецию «Жигулей»

https://www.youtube.com/embed/CHDWDzIH-YI

Выбор новых деталей трапеции

С тех пор, как автомобиль ВАЗ 2107 снят с производства, найти оригинальные запчасти становится все сложнее. На дорогах стран СНГ довольно часто приходят в негодность рулевые тяги, поэтому запас «родных» деталей давно исчерпан. В последние годы комплекты трапециевидных деталей поставляются на рынок несколькими известными производителями:

  • «Белмаг»;
  • «Кедр»;
  • «Трек»;
  • Fenox;
  • Delphi;
  • «ВИС».

Одной из особенностей ремонта рулевой трапеции является то, что изношенные наконечники можно менять по одной. Немногие владельцы Жигулей устанавливают полные комплекты из-за сломанной шаровой опоры. В результате трапеции «семерки» часто собираются из запчастей разных производителей.

Полный комплект включает тяги, хомуты и корончатые гайки со шплинтами

Качество рулевых тяг этих производителей примерно одинаковое, о чем свидетельствуют отзывы автомобилистов на форумах. Поэтому выбор новой запчасти сводится к соблюдению 3-х правил:

  1. Остерегайтесь подделок и не покупайте детали в сомнительных торговых точках.
  2. Избегайте рулевых тяг неизвестных брендов, продающихся по бросовой цене.
  3. Не перепутайте левый длинный наконечник с правым, если меняете часть трапеции.

Замена внешнего короткого наконечника

Поскольку снаружи к трапеции можно добраться со стороны колеса, разборка может производиться без изъязвления. Какие инструменты и материалы понадобятся:

  • накидные гаечные ключи размером 13 и 22 мм;
  • пассатижи;
  • молоток;
  • съёмник — выпрессовщик типа «стакан»;
  • линейка длиной не менее 20 см либо рулетка;
  • приспособления для снятия колеса — домкрат, баллонный ключ, противооткатный башмак;
  • ветошь, перчатки тканевые.

Правильный съёмник в виде стакана никогда не порвёт резиновый пыльник при выпрессовке пальца

Также заранее подготовьте новый шплинт, аэрозольную смазку WD-40 и щетку с металлической щетиной, чтобы удалить стойкие загрязнения из соединения перед началом работы.

Почему наконечники принято менять, а не ремонтировать:

  1. Качественные детали с завода сделаны неразборными, в гаражных условиях снять изношенный сухарик нереально — крышка шарнира плотно вдавлена ​​в корпус.
  2. Складные стержни, изготовленные кустарным способом на токарном станке, считаются ненадежными. Причина в «зализанном» профиле резьбы внутри корпуса, под нагрузкой шаровой палец способен вытолкнуть крышку и выскочить наружу.

В разборном наконечнике нижняя крышка держится на резьбе, нарезанной токарным станком

Подготовительный этап

Перед снятием наконечника выполните ряд подготовительных операций:

  1. Зафиксируйте автомобиль на месте и открутите нужное колесо. Для максимального доступа к наконечнику поверните руль вправо или влево до упора Сбрызните резьбу смазкой WD-40 за 15 минут до ослабления гаек
    За 15 минут до раскручивания гаек обрызгайте резьбу смазкой WD-40
  2. Очистите резьбовые соединения хомута и шарового пальца от грязи щёткой, обработайте аэрозолем WD-40.
  3. Измерьте линейкой расстояние между центрами концов обоих стержней. Цель состоит в том, чтобы обеспечить первоначальную длину рычага в процессе замены, в противном случае придется регулировать угол схождения передних колес. Начальная длина рычага определяется расстоянием между центрами шарниров
    Первоначальная длина рычага определяется по расстоянию между центрами шарниров
  4. Разогните и вытащите шплинт из корончатой гайки.Перед извлечением шплинта необходимо согнуть его концы вместе

Используйте возможность изучить состояние тычинок на других кончиках. При обнаружении поломки полностью разберите трапецию и наденьте новые силиконовые чехлы.

Инструкция по разборке

Демонтаж старой детали и установка нового наконечника производится в следующем порядке:

  1. С помощью ключа на 13 ослабьте одну из ближайших к колесу крепежных гаек. Не прикасайтесь к другой гайке. Чтобы снять короткую петлю, просто ослабьте внешнюю гайку на хомуте
    Чтобы снять короткий шарнир, достаточно ослабить внешнюю гайку хомута
  2. Ключом 22 мм открутите гайку крепления шарового пальца к цапфе.Гайку шарового пальца нужно ослабить и открутить до конца
  3. Наденьте спусковой крючок (разрешается удар молотком) и поверните ключом центральный затвор до упора в шаровой палец и выдавите его из пальца. Во время затягивания нажимного болта лучше поддерживать спусковой крючок рукой
    В процессе закручивания нажимного болта съёмник лучше поддерживать рукой
  4. Рукой выверните наконечник из хомута, вращая против часовой стрелки.Если хомут достаточно ослаблен, наконечник легко выкручивается рукой (влево)
    Если хомут достаточно ослаблен, наконечник легко выкручивается рукой (влево)
  5. Проверив наличие смазки внутри новой детали, вкрутите ее на место старого наконечника. Поворачивая петлю и используя линейку, отрегулируйте длину стержня.
  6. Затяните хомут, вставьте штифт в штифт и затяните гайкой. Установите и выпрямите шплинт. Перед установкой наконечника шарнир следует хорошо смазать
    Перед установкой наконечника шарнир стоит хорошенько смазать
Это может быть интерено  Стоит ли ставить усилитель руля на ВАЗ 2107

Некоторые автолюбители вместо измерения длины считают обороты при откручивании наконечника. Этот способ не подходит – длина резьбовой части на деталях разных производителей может отличаться на 2-3 мм. Мне лично приходилось сталкиваться с такой проблемой — после замены машина стала подниматься вправо и «съедать» край покрышки. Проблему решили в автосервисе — мастер отрегулировал угол схождения.

Если вы не можете найти курок, попробуйте выбить палец из штифта, ударив по штифту молотком. Способ второй: опустить ступицу колеса на блок, накрутить гайку на резьбу пальца и ударить по ней молотком через деревянную проставку.

Шлепать — не лучший способ разобрать соединение. Можно случайно заклепать резьбу, к тому же удар передается на подшипник ступицы. Лучше купить недорогой съемник — он пригодится для замены других петель.

Видео: как поменять наконечник рулевой тяги

https://www.youtube.com/embed/2iILzNwQ2cI

Полная разборка трапеции

Снятие всех тяг практикуется в двух случаях — при замене рычажного узла или полного комплекта пылезащитных кнопок на петлях. Технология работы аналогична демонтажу внешнего наконечника, но проводится в другом порядке:

  1. Проведите подготовительный этап — поставьте машину на яму, почистите петли, смажьте и удалите осколки. Нет необходимости поворачивать или снимать колеса.
  2. С помощью ключа на 22 отверните гайки крепления двух шаровых пальцев на боковой тяге, не касаясь болтов хомута
    До внутренних гаек крепления тяг можно добраться только изогнутым накидным ключом
  3. Съёмником выдавите оба пальца из цапфы поворотного кулака и сошки маятника. Снимите тягу.
  4. Аналогичным образом демонтируйте оставшиеся 2 рычага.
  5. После ослабления хомутов новых шатунов аккуратно подогнать длину под размер снятых элементов. Прикрепите тяги гайками Длина тяги регулируется завинчиванием/отвинчиванием короткого конца
    Длина тяги регулируется путем вкручивания / выкручивания короткого наконечника
  6. Установите новые детали трапеции, прикрутите гайки и зафиксируйте их шплинтами.

Не забудьте правильно расположить живот – наклонитесь вперед. После замены стоит выехать на ровный участок дороги и понаблюдать за поведением автомобиля. Если машину тянет в сторону, поезжайте на заправку, чтобы исправить углы развала — схождение передних колес.

Видео: замена рулевых тяг ВАЗ 2107

https://www.youtube.com/embed/OirN4yHWYYQ

Операцию по замене наконечников или штоковых узлов нельзя назвать сложной. При наличии съемника и некоторого опыта вы поменяете детали трапеции ВАЗ 2107 за 2-3 часа. Главное не перепутать правый рычаг с левым и правильно установить среднюю секцию. Есть надежный способ обезопасить себя от ошибок: перед разборкой сфотографировать положение тяг на камеру смартфона.

Оцените статью