Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Ремонт рулевого редуктора ВАЗ 2106: устройство, неисправности и их устранение

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Рулевое управление автомобиля всегда должно быть в исправном состоянии. Безопасность вождения автомобиля напрямую зависит от того, как он функционирует. При малейших проявлениях признаков неисправности необходима диагностика, а затем ремонт или замена устройства, что можно сделать своими руками.

Рулевой механизм ВАЗ 2106

На «шестёрке» используется рулевой механизм червячного типа с передаточным числом 16,4. Он состоит из следующих узлов:

  • рулевое колесо;
  • вал рулевого управления;
  • червячная передача;
  • рулевые тяги.Одним из основных узлов в механизме рулевого управления является рулевая колонка
    Одним из основных узлов в механизме рулевого управления является рулевая колонка

Рулевая колонка ВАЗ 2106

Основное назначение рулевой колонки – передача вращательного движения от руля к передним колесам. Во всей «классике» используются конструктивно идентичные узлы. Механизм крепится к левой боковой балке тремя болтами. На верхней крышке расположен болт, с помощью которого регулируется зазор между роликом и шнеком. Необходимость регулировки зазора возникает при появлении в механизме большого люфта. Коробка передач и рулевое колесо соединены друг с другом через промежуточный вал, который установлен на шлицах, препятствующих его проворачиванию.

Устройство рулевой колонки

В рулевой рубке установлен червячный вал на двух подшипниках, не имеющих внутренней обоймы. Вместо внутреннего кольца на концах червяка используются специальные канавки. Необходимый зазор в подшипниках устанавливается с помощью прокладок, которые размещаются под нижней крышкой. Выход червячного вала из корпуса уплотнен втулкой. Со стороны шлицевого соединения на валу имеется выемка под болт, соединяющий вал коробки передач с валом от руля. В зацепление с червяком входит специальный ролик, расположенный на оси и вращающийся с помощью подшипника. Вал сошки на выходе из корпуса также уплотнен манжетой. На него в определенном положении устанавливается сошка.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Механизм рулевого управления ВАЗ 2106 состоит из следующих элементов: 1. Стяжной хомут боковой тяги; 2. Левый поворотный кулак; 3. Внутренний наконечник боковой тяги; 4. Сошка; 5. Опорная шайба пружины вкладыша шарового пальца; 6. Пружина вкладыша; 7. Шаровой палец; 8. Вкладыш шарового пальца; 9. Защитный колпачок шарового пальца; 10. Средняя тяга рулевого привода; 11. Маятниковый рычаг; 12. Регулировочная муфта боковой тяги; 13. Нижняя шаровая опора передней подвески; 14. Нижний рычаг передней подвески; 15. Правый поворотный кулак; 16. Верхний рычаг подвески; 17. Рычаг правого поворотного кулака; 18. Кронштейн маятникового рычага; 19. Втулка оси маятникового рычага; 20. Уплотнительное кольцо втулки оси маятникового рычага; 21. Ось маятникового рычага; 22. Правый лонжерон кузова; 23. Пробка маслоналивного отверстия; 24. Облицовочный кожух вала рулевого управления; 25. Вал рулевого управления; 26. Рычаг переключателя стеклоочистителя и омывателя; 27. Рулевое колесо 28. Включатель звукового сигнала; 29. Рычаг переключателя указателей поворота; 30. Рычаг переключателя света фар; 31. Регулировочный винт; 32. Червяк; 33. Подшипник червяка; 34. Вал червяка; 35. Сальник; 36. Картер рулевого механизма; 37. Втулка вала сошки; 38. Сальник вала сошки; 39. Вал сошки; 40. Нижняя крышка картера рулевого механизма; 41. Регулировочные прокладки; 42. Ось ролика; 43. Упорная шайба ролика; 44. Двухгребневый ролик; 45. Верхняя крышка картера рулевого механизма; 46. Пластина регулировочного винта; 47. Заклепка крепления пластины и фланца кронштейна; 48. Болт крепления пластины и фланца кронштейна; 49. Кронштейн крепления вала рулевого управления; 50. Выключатель зажигания; 51. Труба верхней опоры вала рулевого управления; 52. Фланец трубы верхней опоры вала рулевого управления

На «Жигулях» шестой модели рулевой механизм работает в таком порядке:

  1. Водитель вращает руль.
  2. Воздействие через вал передаётся на червячный элемент, который уменьшает количество оборотов.
  3. При вращении червяка перемещается двухгребневый ролик.
  4. На валу сошки установлен рычаг, посредством которого приводятся в действие рулевые тяги.
  5. Рулевая трапеция воздействует на поворотные кулаки, которые поворачивают передние колёса в нужную сторону и на требуемый угол.

Неполадки рулевой колонки

О появлении проблем в рулевом механизме можно судить по характерным признакам:

  • скрип;
  • люфт;
  • подтёки смазки.

При появлении любого из перечисленных дефектов с ремонтом затягивать не стоит.

Скрипы в колонке

Появление скрипов может быть вызвано следующими причинами:

  • чрезмерный люфт в подшипниках ступицы. Для устранения проблемы необходима регулировка зазора или замена подшипников;
  • ослабло крепление пальцев рулевых тяг. Выход из ситуации — выполнить затяжку гаек;
  • большой люфт между маятником и втулками. Неисправность устраняется посредством замены втулок;
  • Износ червячных подшипников может проявляться скрипом при вращении колес. Для решения проблемы отрегулируйте зазор в подшипниках или замените их;
  • ослаб крепёж поворотных рычагов. Выход из ситуации — затянуть гайки при прямой постановке колёс.
Это может быть интерено  Назначение и установка электроусилителя руля на ВАЗ 2107

Течь масла

Подтекание смазки из рулевой колонки на «классике» – явление довольно частое. Обусловлено это следующим:

  • повреждение (износ) сальника на валу сошки или червяка. Проблема решается путём замены манжет;
  • ослабление болтов, фиксирующих крышку картера. Для устранения течи проводят затяжку болтов по диагонали, что обеспечивает герметичность соединения;
  • повреждение уплотнителя под крышкой картера. Потребуется демонтаж крышки и замена прокладки.

Одной из возможностей избавиться от течи масла при исправных сальниках является обработка крышки редуктора герметиком

Тугое вращение руля

Причин того, что руль вращается туго, может быть несколько:

  • неправильная регулировка развала-схождения передних колёс. Для устранения неполадки придётся посетить СТО и провести регулировочные работы;
  • деформация любой части рулевого управления. Рулевые тяги обычно подвержены деформации из-за низкого положения и механических воздействий, например, при наезде на препятствие. Перекрученные стержни подлежат замене;
  • неправильный зазор между роликом и червяком. Необходимый зазор устанавливается специальным болтом;
  • сильная затяжка гайки на маятнике. Выход из ситуации — слегка ослабить крепёж.

Ремонт рулевой колонки

Ремонт редуктора, как и любого другого узла, предполагает подготовку инструментов и следование пошаговой инструкции.

Демонтаж

Из инструментов понадобятся:

  • головка на 17 и на 30 мм;
  • длинный и мощный вороток;
  • монтировка;
  • молоток;
  • трещоточная рукоятка;
  • обычный рожковый ключ на 17.Для снятия рулевого редуктора понадобится стандартный набор инструментов
    Для снятия рулевого редуктора понадобится стандартный набор инструментов

Процедура снятия узла состоит из таких шагов:

  1. Выворачиваем болт, фиксирующий вал и рулевую колонку.Рулевая колонка соединяется с промежуточным валом при помощи болта на 17 мм
    Рулевая колонка соединяется с промежуточным валом при помощи болта на 17 мм
  2. Разгибаем и извлекаем шплинты, после чего отворачиваем гайки, которыми фиксируются рулевые тяги к сошке.
  3. Ударяем молотком по сошке для извлечения пальцев тяг.Открутив гайки, отсоединяем рулевые тяги от сошки рулевого редуктора
    Открутив гайки, отсоединяем рулевые тяги от сошки рулевого редуктора
  4. Откручиваем крепления механизма боковой балки предварительно демонтировав левое переднее колесо. Снимите левое переднее колесо и отверните гайки крепления коробки передач к боковой балке
    Снимаем левое переднее колесо и отворачиваем гайки крепления редуктора к лонжерону
  5. Для удержания болтов от проворачивания с внутренней стороны наставляем ключ.Для удержания болтов с противоположной стороны наставляем рожковый ключ
    Для удержания болтов с противоположной стороны наставляем рожковый ключ
  6. Отводим колонку в сторону и вынимаем её из-под капота.После отворачивания крепежа рулевую колонку извлекаем из-под капота
    После отворачивания крепежа рулевую колонку извлекаем из-под капота

Как разобрать

Разборку механизма проводят с целью дефектовки деталей и последующего ремонта. Из инструментов потребуются:

  • большая торцевая головка на 30 мм;
  • ключ или головка на 14 мм;
  • съёмник для редукторных сошек;
  • плоская отвёртка;
  • молоток;
  • тиски.

Процедура состоит из следующих действий:

  1. Отворачиваем ключом гайку, которой крепится сошка к валу, после чего зажимаем редуктор в тисках.Ключом на 30 мм откручиваем гайку крепления сошки
    Ключом на 30 мм откручиваем гайку крепления сошки
  2. При помощи съёмника сдвигаем сошку с вала.Устанавливаем съёмник и стягиваем с его помощью сошку с вала
    Устанавливаем съёмник и стягиваем с его помощью сошку с вала
  3. Выкручиваем пробку для заливки масла и сливаем смазку в подходящую ёмкость.
  4. Отворачиваем гайку, удерживающую шток регулировки, и снимаем шайбу.Регулировочный винт удерживается гайкой, откручиваем её
    Регулировочный винт удерживается гайкой, откручиваем её
  5. Ключом на 14 мм отворачиваем крепёж верхней крышки и снимаем её.Для снятия верхней крышки отворачивают 4 болта
    Для снятия верхней крышки отворачивают 4 болта
  6. Извлекаем ролик и ось сошки из корпуса.Из картера редуктора извлекаем вал сошки с роликом
    Из картера редуктора извлекаем вал сошки с роликом
  7. После откручивания креплений снимите крышку винта. Для снятия крышки червячного вала отверните соответствующие крепления и снимите деталь вместе с прокладками
    Для снятия крышки червячного вала откручиваем соответствующий крепёж и снимаем деталь вместе с прокладками
  8. Выбиваем червячный вал и вынимаем его вместе с подшипниками. Выбиваем молотком червячный вал, и вынимаем его из корпуса вместе с подшипниками
    Червячный вал выбиваем с помощью молотка, после чего извлекаем его из корпуса вместе с подшипниками
  9. Из отверстия вала достаём манжету, зацепив её плоской отвёрткой.Сальник редуктора извлекаем, поддев отвёрткой
    Сальник редуктора извлекаем, поддев отвёрткой
  10. Демонтируем подшипник червяка и выбиваем его наружное кольцо с помощью подходящего переходника. Для снятия наружного кольца подшипника вам понадобится подходящий переходник
    Чтобы снять наружную обойму подшипника, потребуется подходящая наставка
Это может быть интерено  Назначение, неисправности и ремонт рулевого редуктора ВАЗ 2107

Ремонт узла

Для устранения неполадок промывайте детали дизельным топливом или керосином. После этого проверяют состояние червячного вала и ролика. Они не причинят вреда. Вращение шарикоподшипников устройства должно быть свободным и без блокировки. Элементы конструкции в подшипниках должны быть в хорошем состоянии, т е без износа, вмятин и других дефектов. Недопустимо наличие трещин в корпусе редуктора. При выявлении деталей с износом их заменяют деталями, которые можно отремонтировать. Манжеты заменяются при любых ремонтных работах с колонкой.

Сборка

На внутренние элементы перед сборкой наносят трансмиссионное масло, а сам процесс состоит из таких действий:

  1. Слегка постучите по переходнику молотком, чтобы вдавить кольцо внутреннего шарикоподшипника в корпус механизма. Для запрессовки внутреннего кольца подшипника используйте отрезок трубы подходящего диаметра
    Для запрессовки обоймы внутреннего подшипника используем отрезок трубы подходящего диаметра
  2. Монтируем в обойму подшипника сепаратор вместе с шариками и ставим на место червяк.
  3. Надеваем сепаратор наружного шарикоподшипника на вал и устанавливаем наружное кольцо. После установки червячного вала и наружного подшипника запрессовываем наружное кольцо
    После установки червячного вала и наружного подшипника производим запрессовку наружной обоймы
  4. Устанавливаем уплотнитель и крышку.
  5. Запрессовываем новые сальники, после чего смазываем их рабочие поверхности смазкой «Литол-24».
  6. Ставим на место вал червяка.
  7. Используя прокладки для регулировки, подбираем момент вращения 2–5 кгс*см.
  8. Монтируем вал сошки.
  9. Устанавливаем редуктор в обратном порядке.

Видео: разборка и сборка рулевого механизма ВАЗ

https://www.youtube.com/embed/VUUuR80mBcw

Масло в рулевой колонке

Для уменьшения трения между деталями внутри агрегата в картер заливается смазка. В «Жигулях» для рассматриваемого продукта используется масло класса GL5 или GL4 с классом вязкости SAE80-W90. Однако некоторые автовладельцы вместо современных смазок используют ТАД-17. Рулевая колонка заполнена маслом в объеме 0,2 литра.

В рулевой редуктор «Жигулей» заливают 200 г масла класса GL5 или GL4 при классе вязкости SAE80-W90

Замена масла

На ВАЗ 2106, как и на другой «классике», менять смазку в рулевом механизме рекомендуется каждые 20-40 тыс км. Более частая замена — пустая трата времени и денег. Если было замечено, что масло сильно потемнело, а руль стал тяжелее на поворотах, смазку необходимо заменить как можно скорее. Из инструментов для работы вам понадобятся:

  • рожковый ключ на 8 мм;
  • 2 медицинских шприца большого объёма;
  • трубка или шланг небольшого диаметра;
  • подходящая ёмкость для слива отработанного масла.

Работа сводится к следующим шагам:

  1. Выворачиваем пробку на редукторе.
  2. На шприц насаживаем трубку и с его помощью высасываем старую смазку, сливая её в ёмкость.Старую смазку удаляют из рулевой колонки с помощью шприца
    Старую смазку удаляют из рулевой колонки с помощью шприца
  3. Используя новый шприц, набираем новое масло и заливаем его в редуктор.В шприц набирают новую смазку, после чего заливают её в редуктор
    В шприц набирают новую смазку, после чего заливают её в редуктор
  4. Устанавливаем на место пробку и удаляем подтёки.

При заливке масла рекомендуется покачать рулевым колесом, чтобы вышел воздух из картера.

Видео: замена смазки в рулевой колонке «Жигулей»

https://www.youtube.com/embed/_mnQze5sOok

Проверка уровня

Опытные автовладельцы «классики» утверждают, что масло течет из коробки даже при установке нового механизма, поэтому периодически проверять уровень будет весьма полезно. Для определения уровня смазки выполните следующие действия:

  1. Протираем ветошью поверхность узла.
  2. Выкручиваем заливную пробку.Заливная пробка отворачивается при помощи ключа на 8 мм
    Заливная пробка отворачивается при помощи ключа на 8 мм
  3. Опускаем чистую отвертку или другой подходящий инструмент в отверстие и проверяем уровень смазки. Уровень чуть ниже края заливного отверстия считается нормальным. Для проверки уровня масла в редукторе подойдет отвертка или другой подручный инструмент
    Для проверки уровня масла в редукторе подойдёт отвёртка или другой подручный инструмент
  4. Если уровень оказался меньше необходимого, доводим его до нормы и вкручиваем пробку.

Регулировка люфта рулевой колонки

Необходимость регулировки возникает после ремонта узла или при наличии большого зазора при повороте руля. Если в механизме большой люфт, колеса несколько отстают от движения руля. Для выполнения регулировки необходимо:

  • плоская отвёртка;
  • ключ на 19 мм.

Руль выставляем по центру, после чего выполняем следующие действия:

  1. Ключом на 19 мм отворачиваем гайку, расположенную сверху рулевого редуктора.Шток регулировки фиксируется гайкой, откручиваем её
    Шток регулировки фиксируется гайкой, откручиваем её
  2. Извлекаем стопорную шайбу.
  3. Шпиндель механизма поворачиваем плоской отверткой по часовой стрелке на 180˚. С помощью плоской отвертки поверните шпиндель редуктора по часовой стрелке на 180˚
    При помощи плоской отвёртки проворачиваем шток редуктора по часовой стрелке на 180˚
  4. Поверните передние колеса влево и вправо. Процедуру можно считать завершенной, если нет регресса. В противном случае вращаем шток до тех пор, пока люфт не станет минимальным, а руль будет вращаться без особых усилий и блокировки.
  5. После регулировки устанавливаем на место шайбу и закручиваем гайку.
Это может быть интерено  Рулевое управление ВАЗ 2107: назначение, регулировка, неисправности и их устранение

Видео: регулировка люфта рулевой колонки на «классике»

https://www.youtube.com/embed/7O6vaza9sEI

Маятник ВАЗ 2106

Маятник или просто маятник — это деталь, которая соединяет рулевые тяги и рулевой механизм. Изделие размещено под капотом симметрично рулевой машине и закреплено на правой боковой балке.

Маятник предназначен для синхронного поворота колёс при вращении руля

Замена маятника

Как и другие части автомобиля, маятник подвержен износу и иногда требует ремонта или замены. Вот некоторые из признаков того, что у него есть проблемы:

  • при езде по неровной дороге слышны стуки;
  • большой люфт руля.

При поломке маятника иногда приходится прилагать большое усилие для вращения руля.

Следует учитывать, что перечисленные симптомы могут проявляться не только в случае неисправности маятникового рычага, но и в случае слабой затяжки кронштейна крепления или перетянутой регулировочной гайки.

Как снять

Для демонтажа понадобятся:

  • набор рожковых или накидных ключей;
  • съёмник шаровых пальцев.

Процедуру выполняем в следующей последовательности:

  1. Демонтируем правое переднее колесо.
  2. Отворачиваем крепление пальцев тяг к рычагу маятника.Отворачиваем гайки крепления пальцев рулевых тяг к рычагу маятника
    Отворачиваем гайки крепления пальцев рулевых тяг к рычагу маятника
  3. Съёмником стягиваем пальцы с рычага.
  4. Откручиваем крепление маятника к лонжерону.Маятник крепится к лонжерону двумя болтами
    Маятник крепится к лонжерону двумя болтами
  5. Нижний болт вынимаем сразу, а верхний — вместе с механизмом.Сперва вынимаем нижний болт, а затем верхний вместе с маятником
    Сперва вынимаем нижний болт, а затем верхний вместе с маятником
  6. Установку после ремонта либо замены маятника выполняем в обратном порядке.

Ремонт маятника

Ремонт узла сводится к замене втулок или подшипников (в зависимости от конструкции).

Замена втулок

Ремонт проводится следующими инструментами:

  • ключ на 19 мм;
  • тиски;
  • новые втулки;
  • смазка «Литол-24».

Последовательность ремонта такова:

  1. Зажимаем маятник в тисках. Вынимаем шплинт и откручиваем крепёж.Чтобы отвернуть регулировочную гайку, маятник зажимаем в тисках
    Чтобы отвернуть регулировочную гайку, маятник зажимаем в тисках
  2. Снимаем шайбу.Под гайкой находится небольшая шайба, снимаем её
  3. Демонтируем большую шайбу, поддев её отвёрткой.Для снятия большой шайбы нужно поддеть её отвёрткой
  4. Убираем втулку и уплотнительный элемент.Снимаем с оси втулку и уплотнительное кольцо
    Снимаем с оси втулку и уплотнительное кольцо
  5. Выводим кронштейн и снимаем второй уплотнитель.Выводим кронштейн и снимаем второе уплотнительное кольцо
    Выводим кронштейн и снимаем второе уплотнительное кольцо
  6. Подцепляем отвёрткой и снимаем вторую втулку.Поддев плоской отвёрткой, снимаем вторую втулку

Дефектовка и сборка

После демонтажа маятника проверяем состояние всех деталей. На валу и рычаге не должно быть дефектов (следов износа, деформации). Втулки с большим пробегом на автомобиле подлежат доработке. Поэтому их необходимо заменить на новые. На кронштейне не должно быть трещин и других повреждений. Маятник собирается в обратном порядке, при этом на ось маятника и отверстие под ним наносится Литол-24. Регулировочную гайку необходимо затянуть так, чтобы сошки вращались при приложении к концу усилия в 1-2 кг. Для определения силы используется динамометр.

Видео: замена втулок маятникового рычага на «классике»

https://www.youtube.com/embed/UOv_yWUBSrg

Замена подшипников

При большом пробеге подшипники в маятнике начинают закусывать, подклинивать, что требует замены. Из инструментов нужен тот же список, что и в предыдущем случае, только вместо втулок нужны подшипники. Ремонт состоит из следующих этапов:

  1. Зажимаем деталь в тиски и откручиваем регулировочную гайку, но не до конца.Зажав маятник в тисках, отворачиваем гайку, но не до конца
    Зажав маятник в тисках, отворачиваем гайку, но не до конца
  2. Устанавливаем маятник в тисках таким образом, чтобы ось была свободна, после чего наносим удары по ослабленной гайке молотком.
  3. Полностью отворачиваем гайку и вынимаем ось с сошкой и нижним подшипником.Отвернув гайку, вынимаем ось вместе с сошкой и нижним подшипником
    Отвернув гайку, вынимаем ось вместе с сошкой и нижним подшипником
  4. Откручиваем гайку, удерживающую сошку, зажав ось в тисках.Для отворачивания гайки, удерживающей сошку, зажимаем ось в тисках
    Для отворачивания гайки, удерживающей сошку, зажимаем ось в тисках
  5. Снимаем подшипник.Старый подшипник снимаем с оси
    Старый подшипник снимаем с оси
  6. Верхний подшипник выбиваем подходящей наставкой.Чтобы извлечь верхний подшипник, понадобится подходящая наставка
    Чтобы извлечь верхний подшипник, понадобится подходящая наставка
  7. Очищаем корпус маятника от загрязнений и старой смазки и запрессовываем подшипники в обратном порядке через деревянную наставку.
  8. Затягиваем гайки на оси.

При сборке маятника подшипники поджимают таким образом, чтобы вращение было свободным, но без люфта.

Видео: ремонт маятника на подшипниках ВАЗ 2101–07

https://www.youtube.com/embed/ak1Ax-PaceU

Отремонтировать рулевой механизм на ВАЗ «шестерку» можно гаражным набором инструментов, состоящим из молотка, ключей и отверток. Работа не требует особых знаний и навыков. Прочитав пошаговую инструкцию, ремонт сможет провести даже неопытный автомобилист. Самое главное – соблюдать осторожность при осмотре деталей и сборке механизма.

Оцените статью