Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Самостоятельно меняем рулевой редуктор на ВАЗ 2106

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Если в какой-то момент автомобиль не может повернуть в нужном направлении, его нельзя назвать безопасным. Это касается всех автомобилей, и ВАЗ 2106 не исключение. Система управления «шестерки» отличается повышенной сложностью. Сердцем системы является механизм управления, который, как и любое другое устройство, со временем приходит в негодность. К счастью, водитель может легко изменить его самостоятельно. Давайте узнаем, как это делается.

Устройство и принцип работы рулевого механизма ВАЗ 2106

Конструкция рулевого механизма ВАЗ 2106 очень сложная. Однако именно она позволяет водителю безопасно управлять машиной в ряде ситуаций. Все элементы системы управления показаны на рисунке ниже.

Система управления «шестёрки» очень сложна и состоит из многих элементов

Тут надо сказать о простом управлении «шестеркой». Чтобы повернуть руль, водитель прилагает минимум усилий. И поэтому меньше устаешь при дальних поездках. У управления «шестеркой» есть еще одна функция: отдача. Оно очень маленькое и не указывает на сбой в работе операционной системы. Люфт руля до «шестёрки» — обычное явление, он возникает из-за обилия различных тяг и мелких элементов в системе управления. Наконец, в последних моделях «шестерок» стали устанавливать безопасные рулевые колонки, которые можно было сложить в случае сильного удара, что повышает шансы водителя остаться в живых при серьезной аварии. Рулевой механизм ВАЗ 2106 работает следующим образом:

  1. Водитель поворачивает руль в нужную сторону.
  2. В рулевом редукторе начинает двигаться червячный вал, приводимый в движение системой шарниров.
  3. Шестерня, сопряжённая с червячным валом, тоже начинает вращаться и перемещает двухгребневый ролик.
  4. Под действием ролика начинает вращаться вторичный вал рулевого редуктора.
  5. К этому валу прикреплена сошка. В движение они приводили в движение важнейшие тяги управления. Через эти детали усилие водителя передается на передние колеса, которые поворачиваются на нужный угол.

Назначение рулевого редуктора ВАЗ 2106

Рулевой редуктор является неотъемлемой частью системы управления Six. А цель – обеспечить своевременный поворот рулей в нужном водителю направлении.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Рулевые редукторы всех «шестёрок» выполнены в стальных корпусах, полученных методом литья

Благодаря рулевому редуктору значительно снижается усилие, затрачиваемое водителем на поворот передних колес. И, наконец, коробка передач позволяет в несколько раз уменьшить количество оборотов руля, что значительно повышает управляемость автомобиля.

Устройство рулевого редуктора

Все детали рулевой машины находятся в герметичном стальном корпусе, который изготавливается методом литья. Основными частями редуктора являются шестерня и так называемый червяк. Эти части находятся в постоянном контакте. В корпусе также находится вал сошек с втулками, несколько шарикоподшипников и пружины. Также имеется несколько сальников и прокладок, препятствующих вытеканию масла из коробки. Подробно ознакомиться с деталями коробки передач «шестерки» можно, посмотрев на рисунок.

Главным звеном редуктора «шестёрки» является червячная передача

Признаки поломки редуктора и других элементов рулевой системы

Управляющая аппаратура на ВАЗ 2106 очень редко выходит из строя сама по себе. Как правило, поломке коробки передач предшествует выход из строя нескольких элементов в системе управления, после чего ломается сама коробка передач. Поэтому лучше рассматривать проблемы с этой системой в целом. Показываем самые известные признаки поломки системы управления «шестерки»:

  • при повороте рулевого колеса из-под рулевой колонки слышится характерный скрежет или громкий скрип;
  • водитель наблюдает постоянную утечку смазки из редуктора;
  • поворот руля стал требовать больше усилий, чем раньше.
Это может быть интерено  Стоит ли ставить усилитель руля на ВАЗ 2107

Теперь рассмотрим, чем именно могут быть вызваны приведённые выше признаки и как их устранить.

Шум системы рулевого управления

Вот основные причины возникновения шума за рулевой колонкой:

  • на подшипниках, установленных в ступицах рулевых колес, увеличился зазор. Решение: регулировка зазора, а при сильном износе подшипников — их полная замена;
  • на пальцах рулевых тяг ослабли крепёжные гайки. Именно эти гайки обычно вызывают громкий скрип и скрежет. Решение: затянуть гайки;
  • Увеличилось расстояние между втулками и маятниковым рычагом рулевого управления. Решение: замена втулок (иногда требуется замена кронштейнов втулок, если они сильно изношены);
  • Изношены подшипники червяка в редукторе. Из-за них также может возникать скрежет при повороте колес. Решение: заменить подшипники. И если подшипники не изношены, необходимо отрегулировать их зазоры;
  • ослабление крепёжных гаек на поворотных рычагах. Решение: затянуть гайки, предварительно поставив колёса автомобиля прямо.

Утечка смазки из редуктора

Утечка смазки говорит о нарушении герметичности устройства.

На корпусе рулевого редуктора отчётливо видны потёки масла

Вот как это происходит:

  • Прокладки на валу сошки или на червячном валу полностью изношены. Решение: заменить сальники (комплекты этих сальников можно приобрести в любом магазине запчастей);
  • Открутились болты крепления крышки к корпусу системы управления. Решение: затяните болты, и затяните их крест-накрест. То есть сначала затягивается правый болт, затем левый, затем верхний болт, затем нижний и т д. Только такая схема затяжки может гарантировать герметичность крышки картера;
  • повреждение уплотнительной прокладки под крышкой картера. Если применение описанной выше процедуры затяжки ни к чему не привело, значит, износился уплотнитель под крышкой картера. Поэтому необходимо снять крышку и заменить уплотнительную прокладку.

Руль туго поворачивается

Если водитель чувствует, что поворачивать рулевое колесо стало очень тяжело, то произойти это может вот почему:

  • неверная регулировка развала-схождения рулевых колёс. Решение очевидно: установить машину на стенд и выставить верные углы схождения и развала;
  • одна или несколько частей рулевого управления деформированы. Рулевые тяги обычно деформируются. И происходит это из-за внешних механических воздействий (отлетающие камни, регулярная езда по неровной дороге). Деформированные тяги необходимо удалить и заменить новыми;
  • Расстояние между червяком и роликом в рулевой машине увеличилось (или наоборот, уменьшилось). Со временем любое механическое соединение может ослабнуть. И червячные передачи не являются исключением. Для устранения проблемы зазор ролика регулируется с помощью специального болта, затем зазор проверяется щупом. Полученную цифру сравнивают с цифрой, указанной в инструкции по эксплуатации машины;
  • Гайка на маятниковом рычаге затянута слишком сильно. Особенность этой гайки в том, что она со временем не ослабевает, как другие крепления, а наоборот, затягивается. Это связано со специфическими условиями работы маятникового рычага. Решение очевидное: немного ослабить гайку.

Как поменять рулевой редуктор на ВАЗ 2106

Владельцы ВАЗ 2106 считают, что рули «шестерок» ремонту практически не подлежат. Исключение делается только для износа шариковых подшипников, прокладок и уплотнений. Затем автовладелец демонтирует коробку передач и заменяет вышеперечисленные детали на новые. А в случае износа червяка, шестерни или ролика решение только одно: замена всего редуктора, так как далеко не всегда удается найти, например, червячный вал от «шестерки» или шестеренку. Причина проста: автомобиль давно снят с производства и запчастей на него с каждым годом становится все меньше и меньше. Для снятия коробки передач нам понадобятся следующие инструменты:

  • набор торцевых головок и вороток;
  • специальный съёмник для рулевой тяги;
  • комплект накидных ключей;
  • новый рулевой редуктор;
  • ветошь.

Последовательность действий

Подготовив всё необходимое, автомобиль следует загнать на эстакаду (или на смотровую яму). Колёса машины следует надёжно зафиксировать башмаками.

  1. Левое переднее колесо машины поднимается домкратом и снимается. Открывается доступ к рулевым тягам.
  2. С помощью ветоши пальцы на рулевых тягах тщательно очищаются от грязи.
  3. Звенья отсоединены от сошки. Для этого снимаются монтажные хомуты на тягах, затем ключом откручиваются гайки. После этого с помощью съемника штифты распорок выдавливаются из управляющих сошек. Чтобы снять тяги, нужен специальный съемник
    Чтобы снять тяговые пальцы, потребуется специальный съёмник
  4. Вал шестерни крепится к промежуточному валу, который необходимо ослабить. Делается это с помощью рожкового ключа на 13. Промежуточный вал смещен в сторону Промежуточный вал редуктора держится на одном болте на 14
    Промежуточный вал редуктора держится на одном болту на 14
  5. Сам редуктор крепится к кузову тремя болтами на 14. Их откручивают накидным ключом, редуктор снимается и заменяется новым. После этого рулевая система собирается обратно Рулевая машина держится на корпусе «шестерки» на трех болтах в 14
    Рулевой редуктор держится на кузове «шестёрки» на трёх болтах на 14
Это может быть интерено  Руль ВАЗ 2106: демонтаж и разборка

Видео: меняем рулевой редуктор на «классике»

https://www.youtube.com/embed/WWN2Pv6vWJg

Как разобрать рулевой редуктор «шестёрки»

Если водитель решил не менять коробку передач «шестерки», а только заменить в ней сальники или подшипники, коробку передач придется разбирать практически полностью. Для этого вам понадобятся следующие вещи:

  • большая торцевая головка на 30;
  • съёмник для редукторных сошек;
  • плоская отвёртка;
  • молоток;
  • тиски.

Последовательность работы

Сразу стоит сказать, что съемник и тиски являются основными инструментами при разборке коробки передач. Без них разборку лучше не начинать, так как ничто не заменит эти инструменты.

  1. На сошках редуктора есть гайка крепления. Он откручивается гаечным ключом. После этого редуктор устанавливают в тиски, на сошки надевают спусковой крючок так, как показано на фото, и осторожно сводят спусковой крючок с вала спускового крючка. Для снятия крышки не обойтись без съемника и тисков
    Для снятия тяги без съёмника и тисков не обойтись
  2. Сливная пробка выкручивается из маслоналивного отверстия. Масло из картера коробки передач сливается в пустую емкость. Далее с редуктора откручивается регулировочная гайка, также снимается стопорная шайба под ней. Верхняя крышка редуктора удерживается на месте четырьмя 13
    Верхняя крышка редуктора держится на четырёх болтах на 13
  3. На верхней крышке редуктора есть 4 крепёжных болта. Они выкручиваются ключом на 14. Крышка снимается.
  4. Тяговый вал и его ролик извлекаются из редуктора.Тяговый вал и ролик извлекаются из редуктора вручную
    Тяговый вал и ролик извлекаются из редуктора вручную
  5. Теперь крышка снята с червячной передачи. Держится он на четырех болтах на 14, под ним тонкая уплотнительная прокладка, которую также следует аккуратно снять. Крышка червячной передачи держится на четырех болтах на 14, под ней прокладка
    Крышка червячной передачи держится на четырёх болтах на 14, под ней находится прокладка
  6. Червячный вал уже ничего не держит и аккуратно выбивается молотком из картера редуктора вместе с шаровой опорой. Выбить червячный вал из редуктора можно молоточком
    Выбить червячный вал из редуктора можно небольшим молотком
  7. В отверстии червячного вала имеется большая резиновая прокладка. Его удобно снимать обычной плоской отверткой. Чтобы снять сальник, подденьте его плоской отверткой
    Чтобы извлечь сальник, его нужно поддеть плоской отвёрткой
  8. При помощи молотка и большого ключа на 30 выбивается второй подшипник червячного вала в картере редуктора. В качестве оправки можно использовать ключ на 30
    В качестве оправки для выбивания можно использовать ключ на 30
  9. Затем все детали коробки передач осматриваются на наличие поломок и механического износа. Изношенные детали меняют на новые, далее собирают коробку передач в обратном порядке.

Видео: разбираем рулевой редуктор «классики»

https://www.youtube.com/embed/VUUuR80mBcw

Как отрегулировать рулевой редуктор

Регулировка рулевого колеса может потребоваться, если рулевое колесо становится очень трудно поворачивать или если при повороте рулевого колеса ощущается легкое пощипывание. Регулировка осуществляется с помощью ключа на 19 мм и плоской отвертки. Кроме того, для тонкой настройки вам обязательно понадобится помощь напарника.

  1. Автомобиль устанавливается на ровном асфальте. Рулевые колёса устанавливаются прямо.
  2. Капот открывается, рулевой механизм тряпкой очищается от грязи. На крышке картера коробки передач находится регулировочный винт с контргайкой. Этот винт закрыт пластиковой заглушкой, которую нужно поддеть отверткой и снять. Под винтом находится стопорная гайка и стопорное кольцо
    Под винтом находится контргайка и стопорное кольцо
  3. Контргайка на винте ослабляется рожковым ключом.Для начала регулирования редуктора придётся ослабить контргайку регулировочного болта
    Для начала регулирования редуктора придётся ослабить контргайку регулировочного болта
  4. Регулировочный винт затем вращается сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. В этот момент напарник, сидящий в кабине, несколько раз поворачивает передние колеса вправо, затем несколько раз влево. Необходимо добиться ситуации, когда заедание руля исчезнет полностью, само колесо будет поворачиваться без дополнительных усилий, а его люфт будет минимальным. Как только напарник убедится, что все вышеперечисленные условия соблюдены, регулировка прекращается и контргайка на винте затягивается. Для регулировки редуктора лучше использовать большую плоскую отвертку
    Для регулирования редуктора лучше воспользоваться большой плоской отвёрткой
Это может быть интерено  Назначение, неисправности и ремонт рулевого редуктора ВАЗ 2107

Видео: как отрегулировать рулевой редуктор «классики»

https://www.youtube.com/embed/7O6vaza9sEI

Заливка масла в рулевой редуктор

Как упоминалось выше, корпус рулевого колеса герметичен. С внутренней стороны залито масло, что позволяет значительно снизить трение деталей. Для коробки передач ВАЗ подойдет любое масло класса GL5 или GL4. Класс вязкости должен быть SAE80-W90. Многие владельцы «шестерок» заливают старое советское масло ТАД17, которое также имеет приемлемую вязкость и стоит дешевле. Для полной заливки коробки передач необходимо 0,22 литра трансмиссионного масла.

Как проверить уровень масла в рулевом редукторе

Чтобы детали рулевого оборудования функционировали как можно дольше, водитель должен периодически проверять уровень масла в данном узле и при необходимости доливать смазку.

  1. На крышке редуктора имеется маслозаливное отверстие, закрытое пробкой. Пробка откручивается ключом на 8. Чтобы открутить сливную пробку, понадобится ключ на 8
    Чтобы выкрутить сливную пробку, потребуется ключ на 8
  2. В отверстие до упора вставляется тонкая длинная отвертка или масломерный щуп. Масло должно доходить до нижнего края маслосливного отверстия. Для проверки уровня масла в редукторе понадобится тонкая отвертка или щуп
    Чтобы проверить уровень масла в редукторе, потребуется тонкая отвёртка или щуп
  3. Если уровень масла в норме, пробка возвращается на место, проворачивается, а потеки масла на крышке вытираются ветошью. Если уровень низкий, долейте масло.

Последовательность заливки масла

Если водителю необходимо долить немного масла в коробку передач или заменить масло полностью, ему понадобится пустая пластиковая бутылка, кусок пластикового шланга и медицинский шприц самого большого объема. Здесь же следует отметить, что в руководстве по эксплуатации машины сказано: масло в рулевом механизме нужно менять с периодичностью раз в год.

  1. Откручена масляная пробка на крышке коробки передач. На шприц надевается пластиковая трубка. Другой конец трубки вставляется в сливное отверстие редуктора, масло набирается в шприц и сливается в пустую пластиковую бутылку. Старое масло удобно сливать в пластиковую бутылку, разрезанную пополам
    Сливать старое масло удобно в пластиковую бутылку, разрезанную пополам
  2. После полного слива новое масло заливается в коробку передач тем же шприцем. Заливайте до тех пор, пока масло не начнет капать из сливного отверстия. После этого пробка закручивается на место, а крышка редуктора тщательно протирается ветошью.Обычно достаточно трех больших струй масла, чтобы залить редуктор
    Для заполнения редуктора обычно хватает трёх больших шприцев с маслом

Видео: самостоятельно меняем масло в рулевом редукторе «классики»

https://www.youtube.com/embed/_mnQze5sOok

Так что рулевой механизм на «шестерке» — очень важная деталь. От его состояния зависит не только управляемость автомобиля, но и безопасность водителя и пассажиров. Заменить коробку передач сможет даже начинающий водитель. Особых навыков и знаний для этого не требуется. Нужно лишь уметь пользоваться гаечными ключами и точно следовать рекомендациям, изложенным выше.

Оцените статью