Большинство современных автомобилей оснащены системами кондиционирования и вентиляции. Это позволяет водителю и пассажирам чувствовать себя комфортно в жаркое время года, особенно если речь идет о дальних поездках. Отсутствие кондиционера доставляет владельцам ВАЗ 2107 немало дискомфорта. Однако вы можете установить его самостоятельно.
- Устройство автомобильного кондиционера
- Компрессор
- Конденсатор
- Ресивер
- Испаритель и терморегулирующий вентиль
- Магистральные шланги
- Принцип действия автомобильного кондиционера
- Кондиционер для ВАЗ 2107
- Возможность установки кондиционера на ВАЗ 2107
- Выбор кондиционера
- Влияние кондиционера на работу двигателя
- Монтаж кондиционера с подвесным испарителем
- Дополнительный шкив
- Установка компрессора
- Монтаж конденсатора
- Установка ресивера
- Установка подвесного испарителя
- Прокладка магистрали
- Видео: кондиционер «Прохлада»
- Подключение кондиционера к бортовой сети
- Установка кондиционера с обычным испарителем
- Видео: установка кондиционера на классические модели ВАЗ
- Заправка кондиционера
- Возможность установки на ВАЗ 2107 системы климат-контроля
Устройство автомобильного кондиционера
Любой автомобильный кондиционер состоит из следующих элементов:
- компрессор с электромагнитной муфтой;
- конденсатор;
- ресивер;
- испаритель с терморегулирующим вентилем;
- магистральные шланги.
Хладагент внутри системы кондиционирования находится под давлением
Газообразный фреон используется в качестве хладагента в системах кондиционирования воздуха. Для уменьшения силы трения между движущимися частями при заправке в газ добавляется некоторое количество специального охлаждающего масла, стойкого к низким температурам и полностью растворяющегося в жидком фреоне.
Компрессор
В любой холодильной установке компрессор используется для создания направленного потока хладагента. Он действует как насос, сжижающий фреон и заставляющий его циркулировать по системе. Компрессор системы кондиционирования автомобиля представляет собой электромеханический узел. В основе конструкции несколько полых поршней и автомат перекоса, размещенный на оси. Именно этот диск заставляет поршни двигаться. Вал приводится в движение специальным ремнем от коленчатого вала. Кроме того, компрессор оснащен электромагнитной муфтой, которая зацепляет нажимной диск и приводной шкив насоса.
Конденсатор
Конденсатор обычно устанавливается в передней части моторного отсека рядом с основным радиатором. Иногда его называют радиатором кондиционера, так как он имеет аналогичную конструкцию и выполняет аналогичные функции. Радиатор охлаждает нагретый антифриз, а конденсатор охлаждает горячий фреон. Имеется электровентилятор для принудительного обдува конденсатора воздухом.
Ресивер
Другое название ресивера — фильтр-осушитель. Его роль заключается в очистке хладагента от влаги и продуктов износа. Состоит ресивер из:
- цилиндрического корпуса, заполненного адсорбентом;
- фильтрующего элемента;
- впускного и выпускного штуцеров.
В качестве адсорбента в автомобильных осушителях обычно используется силикагель или порошкообразный оксид алюминия.
Испаритель и терморегулирующий вентиль
Испаритель — это устройство, в котором хладагент переходит из жидкого состояния в газообразное. Генерирует и излучает холод, то есть выполняет функции, противоположные радиатору. Преобразование жидкого хладагента в газ происходит с помощью термостатического клапана, представляющего собой дроссель переменного сечения.
Испаритель обычно устанавливается в нагревательный модуль. Интенсивность потока холодного воздуха регулируется переключением режимов работы встроенного вентилятора.
Магистральные шланги
Хладагент перемещается от одного агрегата к другому по системе шлангов. В зависимости от конструкции кондиционера и расположения элементов они могут иметь разную длину и конфигурацию. Все соединения шлангов армированы уплотнителями.
Принцип действия автомобильного кондиционера
Когда кондиционер находится в выключенном состоянии, шкив компрессора вращается вхолостую. При включении происходит следующее.
- Подаётся питание на электромагнитную муфту.
- Муфта срабатывает, и прижимной диск входит в зацепление со шкивом.
- В результате начинает работать компрессор, поршни которого сжимают газообразный фреон и превращают его в жидкое состояние.
- Хладагент нагревается и поступает в конденсатор.
- В конденсаторе фреон немного охлаждается и поступает в ресивер для очистки от влаги и продуктов износа.
- Из фильтра фреон под давлением проходит через терморегулирующий вентиль, где вновь переходит в газообразное состояние.
- Хладагент попадает в испаритель, где закипает и испаряется, охлаждая внутренние поверхности устройства.
- Охлаждённый металл испарителя снижает температуру воздуха, циркулирующего между его трубками и ламелями.
- С помощью электрического вентилятора формируется направленный поток холодного воздуха.
Кондиционер для ВАЗ 2107
Производитель никогда не оснащал ВАЗ 2107 кондиционером. Исключение составляют автомобили, произведенные в Египте партнером ВАЗ Lada Egypt. Однако любой владелец ВАЗ 2107 может установить кондиционер на свой автомобиль самостоятельно.
Возможность установки кондиционера на ВАЗ 2107
Любой автомобиль можно модифицировать в той или иной степени в соответствии со способностями и пожеланиями владельца. Особенности конструкции ВАЗ 2107 позволяют без особого труда установить кондиционер. Для этого в моторном отсеке достаточно свободного места.
Услуги по установке кондиционеров сегодня предлагают множество услуг. Однако не все берутся устанавливать их на «классику». Или возьмут, но попросят за него не менее 1500 долларов. Однако вы можете приобрести необходимое оборудование и установить его самостоятельно.
Выбор кондиционера
Есть два варианта, которые следует учитывать при выборе кондиционера. Первый предполагает покупку полной комплектации, снятой с любого импортного автомобиля. В этом случае, кроме установки основного оборудования, потребуется замена или смена модуля обогрева и адаптация к нему приборной панели. Такая установка только испортит и без того не очень эстетичный интерьер «семерки». Да и с вентиляцией будут проблемы — приспособить «иностранный» отопитель к воздуховодам ВАЗ 2107 достаточно сложно.
Во втором случае не нужно ничего менять или адаптировать. Достаточно купить комплект крутых кондиционеров, которые выпускались еще в девяностых годах. Купить его можно по объявлению — как новый, так и б/у. Такой набор будет стоить не более 5000 рублей. Он имеет все необходимые элементы, включая магистральный патрубок, и отличается только тем, что в конструкцию испарителя входит не только радиатор с термостатическим клапаном, но и вентилятор с пультом управления.
Похожими испарителями теперь оснащены некоторые модели пассажирских микроавтобусов. Поэтому купить такое устройство достаточно просто. Стоимость нового испарителя около 5-8 тысяч рублей, б/у 3-4 тысячи рублей. Поэтому, если вы не найдете в комплекте систему Coolness, вы можете купить все необходимые элементы отдельно.
Влияние кондиционера на работу двигателя
Очевидно, что установка кондиционера в любом случае увеличит нагрузку на силовой агрегат. В результате:
- мощность двигателя снизится примерно на 15–20%;
- расход топлива вырастет на 1–2 л на 100 км пробега.
Кроме того, два электрических вентилятора кондиционера увеличат нагрузку на генератор. Обычный источник питания карбюраторной «семерки», рассчитанный на 55 А, может с ним не справиться. Поэтому лучше заменить его на более производительный. Для этих целей подойдет генератор от инжекторного ВАЗ 2107, выдающий на выходе 73 А. В «семерке» с системой распределенного впрыска генератор менять не нужно.
Монтаж кондиционера с подвесным испарителем
Процесс установки кондиционера с подвесным модулем испарителя несколько проще, так как не требует изменения конструкции приборной панели и отопителя. Для этого потребуется:
- дополнительный шкив коленвала;
- компрессор;
- кронштейн компрессора с натяжным роликом;
- ремень привода компрессора;
- конденсатор с электровентилятором;
- ресивер;
- крепление ресивера;
- подвесной испаритель;
- кронштейн для испарителя;
- магистральные трубки.
Дополнительный шкив
Поскольку конструкцией не предусмотрена работа насоса охлаждающей жидкости на ВАЗ 2107, то его придется делать своими руками. Для этого соедините коленчатый вал и вал компрессора. Учитывая, что шкив коленчатого вала одновременно приводит в движение генератор и помпу одним ремнем, ставить туда компрессор было бы ошибкой. Поэтому понадобится дополнительный шкив, который будет крепиться к основному. Сделать такую деталь без специального оборудования невозможно – лучше обратиться к профессиональному гимнасту. Дополнительный диск должен иметь отверстия для крепления к основному и такой же паз, что и вал компрессора. В итоге должен получиться двойной шкив, который без проблем встанет на место штатной детали. После этого можно переходить к установке компрессора.
Установка компрессора
Кронштейн компрессора кондиционера ВАЗ 2107 лучше купить готовый. В продаже есть установочные комплекты, включающие:
- само крепление с натяжным роликом;
- приводной ремень;
- дополнительный шкив на коленвал.
Порядок установки компрессора следующий:
- Проверяем крепление и возможность фиксации натяжного ролика.
- Устанавливаем на кронштейн компрессор и, затянув гайки, фиксируем его.
Натяжной ролик закреплен на кронштейне - Примеряем конструкцию и определяем, к каким болтам и шпилькам на блоке цилиндров будем её крепить.
- Из блока цилиндров откручиваем болт на передней крышке двигателя, ещё один болт сверху и две гайки со шпилек.
- Совмещаем крепёжные отверстия и фиксируем конструкцию на блоке.
Кронштейн компрессора крепится к блоку цилиндров двигателя - Надеваем приводной ремень на ролик, шкивы коленвала и компрессора.
- Смещая ролик, натягиваем ремень.
Ремень компрессора еще не надет
Поскольку компрессор выключен, сразу проверить натяжение ремня невозможно. В этом положении шкив агрегата будет вращаться на холостом ходу.
Монтаж конденсатора
Конденсатор крепится к передней части моторного отсека перед радиатором охлаждения и частично перекрывает рабочую поверхность. Однако на работу системы охлаждения это не повлияет. Установка производится в таком порядке:
- Демонтируем решётку радиатора.
- Отсоединяем электровентилятор от конденсатора.
- Примеряем конденсатор и намечаем на левом ребре жёсткости кузова места под отверстия для коммуникационных шлангов.
- Убираем конденсатор. При помощи дрели и напильника делаем отверстия.
В правом ребре жесткости нужно сделать отверстия под магистральные шланги - Демонтируем вентилятор радиатора охлаждения. Если этого не сделать, он будет мешать дальнейшей установке.
- Устанавливаем конденсатор на место.
- Фиксируем конденсатор к кузову саморезами по металлу.
Конденсатор фиксируется на кузове с помощью саморезов по металлу - Устанавливаем вентилятор радиатора.
- Крепим вентилятор на переднюю часть конденсатора.
Вентилятор лучше устанавливать на переднюю часть конденсатора - Возвращаем на место решётку радиатора.
Установка ресивера
Монтаж ресивера довольно прост и осуществляется по следующему алгоритму:
- Находим в передней части моторного отсека свободное место.
- Сверлим отверстия под крепления кронштейна.
- Фиксируем кронштейн к кузову при помощи саморезов.
Кронштейн крепится к кузову при помощи саморезов - Закрепляем ресивер на кронштейне червячными хомутами.
Ресивер крепится к кронштейну при помощи червячных хомутов
Установка подвесного испарителя
Самое удобное место для установки подвесного испарителя – под панелью со стороны пассажира. Там он никому не помешает и облегчит общение. Монтажные работы выполняются в следующем порядке:
- Отодвигаем ковролин, закрывающий перегородку между салоном и моторным отсеком.
- Находим резиновую заглушку на перегородке и снимаем ее отверткой. Эта заглушка закрывает круглое отверстие, через которое должны проходить шланги.
Магистральные шланги и кабели питания проложены через отверстие в перегородке в моторный отсек
- Канцелярским ножом делаем такое же отверстие в ковролине.
- Возвращаем ковролин на место.
- Демонтируем полочку под перчаточным ящиком.
- За полочкой находим металлическое ребро каркаса кузова.
- При помощи саморезов по металлу крепим к ребру кронштейн испарителя.
Кронштейн испарителя крепится к ребру жесткости кузова саморезами - Устанавливаем испаритель на кронштейн.
Подвесной испаритель устанавливается под панелью со стороны пассажирского сиденья
Прокладка магистрали
Для прокладки кабеля нужны специальные шланги с фитингами, гайками и резиновыми прокладками. Они есть в продаже, но перед покупкой, чтобы не ошибиться с длиной, следует измерить расстояние между узлами. Вам понадобится четыре шланга, с помощью которых система закрывается по следующей схеме:
- испаритель-компрессор;
Шланг испаритель-компрессор служит для забора фреона из испарителя - компрессор-конденсатор;
Через шланг компрессор-конденсатор хладагент подается в конденсатор - конденсатор-ресивер;
Шланг конденсатор-ресивер служит для подачи хладагента с конденсатора к ресиверу - ресивер-испаритель.
По шлангу ресивер-испаритель фреон поступает с ресивера в испаритель через терморегулирующий вентиль
Монтаж шлангов можно производить в любой последовательности.
Видео: кондиционер «Прохлада»
https://www.youtube.com/embed/eRQK4gJG3xg
Подключение кондиционера к бортовой сети
Простой схемы подключения кондиционера не существует, поэтому электрическая часть установки может показаться сложной. Во-первых, вам нужно подключить блок испарителя. Питание (+) для него лучше взять от замка зажигания или прикуривателя через реле и предохранитель, а массу подключить к любой удобной части тела. Точно так же подключается к сети компрессор, а точнее его электромагнитная муфта. Вентилятор конденсатора можно подключить и без реле, но через предохранитель. Все устройства имеют одну пусковую кнопку, которую можно вывести на панель управления и установить в удобном месте.
При нажатии на кнопку запуска должен быть слышен щелчок электромагнитной муфты. Это означает, что компрессор начал работать. Одновременно должны включиться вентиляторы внутри испарителя и вентилятор конденсатора. Если все произошло именно так, то устройства подключены правильно. В противном случае обратитесь к профессиональному автоэлектрику.
Установка кондиционера с обычным испарителем
Рассмотрим установку кондиционера от другого автомобиля на примере BYD F-3 (китайский седан класса «С»). Его кондиционер имеет аналогичный блок и состоит из тех же компонентов. Исключением является испаритель, который выглядит не как блок, а как обычный радиатор с вентилятором.
Работы по установке начинаются с моторного отсека. Необходимо установить компрессор, конденсатор и ресивер в соответствии с приведенной выше инструкцией. При установке испарителя потребуется полностью снять панель и разобрать ТЭН. Испаритель нужно поместить в корпус и расположить под панелью, а сам корпус соединить толстым шлангом с нагревателем. В результате получается аналог дутьевого устройства, которое будет подавать охлажденный воздух в топку и распределять его по воздуховодам. Работа выполняется в следующем порядке:
- Разрезаем блок печки BYD F-3 и отделяем от него испаритель. Срез закрывается пластиковой или металлической пластиной. Герметизируем соединение автогерметиком.
Отверстие в нагревателе необходимо закрыть пластиковой или металлической пластиной и загерметизировать место соединения герметиком
- Удлиняем воздуховод гофрой. Можно использовать любой резиновый шланг подходящего диаметра.
Патрубок воздуховода необходимо удлинить гофрой - Прикрепляем вентилятор с корпусом к приточному окну. В нашем случае это «улитка» от ВАЗ 2108. Промазываем стыки герметиком.
В качестве вентилятора можно использовать «улитку» от ВАЗ 2108
- Из алюминиевой планки изготавливаем кронштейн.
- Собранный испаритель устанавливаем в отсек со стороны пассажирского сиденья. Прикрепляем его к скобе на корпусе.
Корпус испарителя крепится через кронштейн к распорке кузова под панелью со стороны пассажирского сиденья
- Болгаркой делается вырез в перегородке моторного отсека под патрубки устройства.
Чтобы вывести шланги в переборку моторного отсека, нужно сделать отверстие
- Проделываем отверстие в нагревательном блоке под гофру и устанавливаем ТЭН. Подключаем испаритель к печке.
Соединение между шлангом и корпусом печи необходимо смазать герметиком
- Примеряем панель и вырезаем из неё участки, которые будут мешать установке. Устанавливаем панель на место.
- Замыкаем систему в круг при помощи магистральных шлангов.
Магистральные шланги можно подсоединять в любом порядке - Прокладываем проводку и подключаем кондиционер к бортовой сети.
Видео: установка кондиционера на классические модели ВАЗ
https://www.youtube.com/embed/oJL1pGuGZzk
Заправка кондиционера
После завершения монтажа и проверки работы электрической цепи кондиционер необходимо заправить фреоном. В домашних условиях сделать это невозможно. Поэтому необходимо обратиться в сервисный центр, где специалисты проверят правильность монтажа и герметичность системы и заправят ее хладагентом.
Возможность установки на ВАЗ 2107 системы климат-контроля
Климат-контроль – это система поддержания определенной температуры в салоне автомобиля. Водителю достаточно установить комфортную для себя температуру, а система будет ее поддерживать, автоматически включать отопление или кондиционер и регулировать интенсивность воздушного потока.
Первым отечественным автомобилем с климат-контролем стал ВАЗ 2110. Управление системой осуществлялось примитивным пятипозиционным регулятором САУО ВАЗ 2110 с двумя рукоятками на панели управления. С помощью первого водитель задает температуру, а второго — давление воздуха, поступающего в салон. Контроллер получал данные о температуре в салоне от специального датчика и отправлял сигнал на микромоторный редуктор, который, в свою очередь, приводил в движение тепловой демпфер. Таким образом, в салоне ВАЗ 2110 был обеспечен комфортный микроклимат. Современные системы климат-контроля намного сложнее. Они регулируют не только температуру воздуха, но и его влажность и загрязненность.
Автомобили ВАЗ 2107 никогда не оснащались таким оборудованием. Однако некоторые умельцы до сих пор устанавливают в свои автомобили модули климат-контроля от ВАЗ 2110. О целесообразности такого тюнинга можно спорить, ведь весь смысл в том, чтобы не отвлекаться на регулировку положения заслонки отопления и запорного механизма крана печки. А летом климат-контроль от «десятки» вообще бесполезен — кондиционер к нему не подключишь, и автоматической регулировки работы не добьешься. Если рассматривать возможность установки на ВАЗ 2107 систем климат-контроля от иномарок, то проще купить новый автомобиль со всем необходимым оборудованием.
Таким образом, установить кондиционер на ВАЗ 2107 вполне реально. Для этого нужно только желание, свободное время, минимальные слесарные навыки и внимательное выполнение инструкций специалистов.