Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Конструкция, неисправности и ремонт рулевого редуктора ВАЗ 2107

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Автомобиль всегда должен четко реагировать на движения рулевого колеса. Если этого не произойдет, ни о какой безопасности не может быть и речи. Это касается всех автомобилей, в том числе и ВАЗ 2107. Основным узлом управления является коробка передач, имеющая свои неисправности, которые можно выявить и устранить без посещения автосервиса.

Рулевой механизм ВАЗ 2107

Рулевой механизм «Жигулей» седьмой модели позволяет безопасно управлять автомобилем в различных дорожных ситуациях. Одна из основных проблем с рулевым механизмом – разболтанность и утечка смазки. Но при правильном подходе к эксплуатации срок службы этого механизма можно продлить. Как владельцу «семерки» нужно не только иметь представление о конструкции узла, но и знать о его возможных поломках и способах их устранения.

Рулевая колонка

Редуктор выполнен в виде отдельного узла с заключёнными внутри валами, подшипниками и другими конструктивными элементами.

Устройство рулевой колонки ВАЗ 2107

Несмотря на схожесть рулевых колонок «семерок» и прочих «классиков», дизайн первого автомобиля более современный. Одним из отличий коробки передач ВАЗ 2107 является несколько более длинный червячный вал, что связано с установкой карданного вала вместо прямого. Поэтому колонна рассматриваемого автомобиля более безопасна. При аварии с лобовым столкновением рулевой вал карданного типа просто складывается на шарнирах и не достает до водителя.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

На «семерке» установлена ​​червячная передача. Этот тип трансмиссии характеризуется отверстиями и подвержен износу. Поэтому в корпусе механизма установлен регулировочный винт, позволяющий регулировать зазор по мере выработки внутренних элементов. С помощью винта запрессовывается вал сошек, препятствуя проворачиванию колес. Конструктивные элементы редуктора помещены в масляную ванну, что значительно снижает износ. Рассматриваемый агрегат крепится к левой боковой балке при помощи трех болтов. Рулевая колонка представляет собой сложный механизм, состоящий из нескольких конструктивных элементов:

  • рулевого колеса;
  • карданной передачи;
  • редуктора.

Конструкция рулевого управления: 1 — картер рулевого механизма; 2 — уплотнитель вала; 3 — промежуточный вал; 4 — верхний вал; 5 — фиксирующая пластина передней части кронштейна; 6 — кронштейн крепления вала рулевого управления; 7 — верхняя часть облицовочного кожуха; 8 — втулка подшипника; 9 — подшипник; 10 — рулевое колесо; 11 — нижняя часть облицовочного кожуха; 12 — детали крепления кронштейна

Рулевое колесо

С помощью руля действие мышц передается на вал коробки передач для последующего изменения положения управляемых колес. Это дает возможность вовремя реагировать на дорожную ситуацию. Кроме того, руль «семерки» имеет диаметр 40 см, что позволяет без проблем маневрировать. Рулевое колесо обладает хорошей информативностью, что особенно заметно при преодолении дальних расстояний. На стоянке руль поворачивается с трудом, но во время движения руль становится мягче и улучшаются ходовые качества.

Рулевой вал

Вал рулевой колонки передает мощность на коробку передач и состоит из двух валов — верхнего и промежуточного, а также кронштейна. С помощью последнего вся конструкция крепится к кузову транспортного средства. Промвал установлен на шлицах на валу колонны.

Рулевой вал состоит из кронштейна, промежуточного и верхнего вала

Редуктор

Назначение рулевой колонки — преобразование вращения руля в движение рулевой трапеции. Работает редуктор следующим образом:

  1. Водитель, находясь в салоне, вращает руль.
  2. Через верхний и промежуточный вал начинает вращаться червячный вал.
  3. Червяк воздействует на двухгребневый ролик, расположенный на вторичном валу.
  4. Вал сошки поворачивается и посредством сошки тянет за собой систему тяг.
  5. Трапеция управляет поворотными кулаками, поворачивая колёса на нужный угол в требуемом направлении.

Неполадки рулевого редуктора «семёрки»

Для бесперебойной работы системы управления необходимо постоянно контролировать ее состояние. При обнаружении признаков неполадок следует немедленно принять меры по их устранению. Так как неисправности могут быть разного характера, остановимся на них подробнее.

Это может быть интерено  Стоит ли ставить усилитель руля на ВАЗ 2107

Утечка смазки

Появление масла на поверхности редуктора свидетельствует о подтекании из корпуса. Это может быть вызвано следующим:

  • Износ или повреждение манжетных уплотнений на червячном валу или сошках. В этом случае необходимо будет заменить уплотнения вала; При течи масла наиболее распространенной причиной является поврежденный сальник
    При появлении течи масла наиболее частой причиной является повреждённый сальник
  • ослаб крепёж крышек рулевого редуктора. Потребуется проверить затяжку болтовых соединений и подтянуть крепление, если это необходимо;
  • повреждение уплотнителя. Прокладка нуждается в замене.

Большой люфт рулевого колеса

Если люфт руля увеличился, передние колеса будут реагировать на действия руля с некоторым опозданием. В этом случае не только ухудшается управление автомобилем, но и снижается безопасность. Чрезмерная азартная игра может возникнуть в результате следующих причин:

  • большой зазор между роликом и червяком. Требуется регулировка редуктора;
  • ослабло крепление шаровых пальцев на рулевых тягах. Необходимо проверить гайки и при необходимости поджать их;
  • тренировка работы с маятниковым механизмом. Втулки маятника, а возможно и весь механизм подлежат замене; Выработка маятника на вкладышах приводит к люфту
    Выработка маятника на втулках приводит к появлению люфта
  • чрезмерный зазор в ступичных подшипниках колёс передней оси. При такой неисправности нужно проверить и поджать подшипники.

Тугое вращение руля

Если при вращении руля приходится прилагать усилия, несколько большие, чем обычно, то неисправность может заключаться в следующем:

  • износ или поломка шарикоподшипников редуктора. Требуется разборка механизма и замена неисправных деталей;
  • отсутствие смазки в картере на колонке. Необходимо проверить уровень смазки и довести его до нормы. Также следует осмотреть узел на герметичность и при необходимости заменить уплотнители;
  • неправильный зазор между роликом и червяком. Колонку нужно отрегулировать;
  • передние колёса имеют неправильный угол установки. Чтобы устранить эту неполадку, требуется проверка и правильная установка углов;
  • гайка на оси маяка имеет чрезмерную затяжку. Необходимо отрегулировать степень затяжки гайки.

Проблема тугого вращения руля может также наблюдаться при низком давлении в передних колёсах.

Стуки в рулевой колонке

Симптомы появления посторонних звуков могут быть связаны не только с редуктором, но и в целом с рулевым механизмом ВАЗовской «семёрки»:

  • ослаб крепёж карданчика рулевой колонки. Элементы фиксации нуждаются в проверке и затяжке;
  • отпустились болты крепления редуктора или маятника. Крепёжные элементы нужно проверить и подтянуть;
  • большой люфт ступичных подшипников. Подшипники нуждаются в регулировке;Ступичной гайкой регулируется люфт ступичных подшипников
    Ступичной гайкой регулируется люфт ступичных подшипников
  • чрезмерный зазор в шарнирах рулевых тяг. Тяги следует проверить на предмет люфта, заменить наконечники, а возможно и полностью рулевую трапецию;
  • Ослаблена гайка маятникового вала. Необходимо отрегулировать затяжку гайки оси При наличии стука в рулевом механизме может потребоваться подтяжка гайки маятниковой оси
    При появлении стука в рулевом механизме, возможно потребуется подтянуть гайку оси маятника

К дополнительным неисправностям коробки передач можно отнести закусывание руля при вращении из стороны в сторону, то есть когда руль крутится рывками. Это можно наблюдать как в случае проблем с самой колонкой, так и с маятником. В обоих случаях узлы подлежат диагностике, сортировке или замене.

Ремонт рулевой колонки

Рулевой механизм подвергается постоянному трению со стороны элементов внутри, что со временем приводит к износу. В результате необходимы ремонтные работы или полная замена устройства.

Как снять колонку

Снятие и ремонт коробки передач – сложная процедура, но ее можно выполнить самостоятельно, имея хоть какой-то опыт в ремонте автомобилей. Для выполнения операции потребуется следующий список инструментов:

  • ключи на 17 (накидной и рожковый);
  • торцовые головки на 17;
  • рукоятка с трещоткой;
  • монтировка;
  • молоток;
  • съёмник рулевых тяг;
  • вороток.

Демонтируем механизм в таком порядке:

  1. Снимаем с АКБ минусовой провод.
  2. Откручиваем крепление и демонтируем руль.Отворачиваем гайку воротком с головкой и демонтируем деталь
    Отворачиваем гайку воротком с головкой и демонтируем деталь
  3. Отворачиваем крепёж и снимаем декоративный кожух.Крестовой отвёрткой откручиваем крепление декоративного кожуха и снимаем его
    Крестовой отвёрткой откручиваем крепление декоративного кожуха и снимаем его
  4. С замка зажигания стягиваем разъём.
  5. Отвернув элементы крепления, снимаем замок.Отворачиваем крепление замка зажигания, после чего снимаем устройство
    Отворачиваем крепление замка зажигания, после чего снимаем устройство
  6. Демонтируем с вала подрулевые переключатели.
  7. Откручиваем крепление кронштейна вала и снимаем его с автомобиля.Кронштейн вала фиксируется к кузову болтами, откручиваем их
    Кронштейн вала фиксируется к кузову болтами, откручиваем их
  8. Ослабляем шаровые пальцы на тягах, откручиваем крепления и съемником выдавливаем пальцы. Отвернув гайки, отсоедините тяги управления от сошки рулевой машины
    Открутив гайки, отсоединяют рулевые тяги от сошки рулевого редуктора
  9. Кнопкой с головкой откручиваем крепление колонки к корпусу, ключом прикручиваем болты с другой стороны поворота. Ручкой или ключами откручиваем крепление редуктора к кузову
    Воротком или ключами откручивают крепление редуктора к кузову
  10. Демонтируем устройство.Отвернув крепление, снимаем редуктор с автомобиля
    Отвернув крепление, снимаем редуктор с автомобиля
Это может быть интерено  Рулевые тяги автомобиля ВАЗ 2107: устройство, неисправности и замена

Видео: как заменить рулевой редуктор на «классике»

https://www.youtube.com/embed/WWN2Pv6vWJg

Как разобрать колонку

К разборке редуктора можно приступать сразу после его снятия с автомобиля.

Детали картера рулевого механизма: 1 — картер; 2 — сошка; 3 — нижняя крышка картера; 4 — регулировочные прокладки; 5 — наружное кольцо подшипника вала червяка; 6 — сепаратор с шариками; 7 — вал сошки; 8 — регулировочный винт; 9 — регулировочная пластина;

Для этого нам понадобится определённый перечень инструментов:

  • стандартный набор ключей;
  • головка на 30;
  • вороток;
  • съёмник сошки;
  • тиски.

Чтобы разобрать рулевую колонку, необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Откручиваем гайку сошки воротком и головкой.Ключом или воротком с головкой откручиваем гайку сошки
    Ключом или воротком с головкой откручиваем гайку сошки
  2. Фиксируем редуктор в тисках и спрессовываем тягу съёмником.Отвернув гайку, съёмником спрессовывают тягу
    Отвернув гайку, съёмником спрессовывают тягу
  3. Отворачиваем маслозаливную пробку, контргайку, снимаем стопорный элемент и сливаем масло из корпуса.
  4. Выкручиваем крепление верхней крышки колонки.Для снятия верхней крышки отворачивают 4 болта
    Для снятия верхней крышки отворачивают 4 болта
  5. Отсоединяем регулировочный винт от выходного вала и снимаем крышку. Для снятия крышки необходимо отсоединить регулировочный винт от вала сошки
    Чтобы извлечь крышку, потребуется вывести из зацепления вала сошки винт регулировки
  6. Достаём из корпуса вторичный вал.Из картера редуктора извлекаем вал сошки с роликом
    Из картера редуктора извлекаем вал сошки с роликом
  7. Картер со стороны червячного вала также закрыт крышкой. Откручиваем крепеж и снимаем его вместе с металлическими пломбами. Для снятия крышки червячного вала отверните соответствующие крепления и снимите деталь вместе с прокладками
    Для снятия крышки червячного вала откручивают соответствующий крепёж и снимают деталь вместе с прокладками
  8. Легким ударом молотка по червячному валу извлекаем деталь из картера вместе с подшипником, червячный вал выдавливается молотком, после чего деталь вынимается из корпуса вместе с подшипником
    Червячный вал выпрессовывают с помощью молотка, после чего извлекают деталь из корпуса вместе с подшипником
  9. Зацепляем отвёрткой и достаём сальник червяка.Сальник редуктора извлекают, поддев его отвёрткой
    Сальник редуктора извлекают, поддев его отвёрткой
  10. Таким же образом демонтируем манжетное уплотнение со вторичного вала.
  11. Подходящей наставкой выбиваем внешнюю часть второго подшипника.Чтобы снять наружную обойму подшипника потребуется подходящая наставка
    Чтобы снять наружную обойму подшипника потребуется подходящая наставка

Видео: ремонт рулевой колонки классических «Жигулей»

https://www.youtube.com/embed/VUUuR80mBcw

Диагностика редуктора

При разборке агрегата необходимо визуально оценить состояние всех элементов на наличие повреждений. Для этого детали очищают и промывают керосином, бензином или дизельным топливом, после чего осматривают каждую из них и пытаются выявить возможный дефект (задиры, следы износа и т д.). Поверхности ролика и червяка постоянно взаимодействуют друг с другом, поэтому им следует уделить особое внимание. Подшипники механизма должны вращаться без намека на заедание. Любые повреждения наружных колец подшипников считаются недопустимыми. Корпус редуктора также должен быть в полностью рабочем состоянии, без трещин. Все детали с признаками износа должны быть заменены.

Сборка колонки

Перед сборкой агрегата мы наносим трансмиссионную смазку на все детали, установленные внутри агрегата. Манжетные уплотнения необходимо заменять при любом ремонте коробки передач. Порядок сборки узла следующий:

  1. Бьём молотком по оправке и загоняем внутреннюю обойму подшипника в корпус.
  2. Вставляем внутренние элементы в обойму подшипника и вставляем червячный вал. Надеваем на него детали наружного подшипника, запрессовываем наружное кольцо и фиксируем крышку прокладками После установки червячного вала и наружного подшипника запрессовываем наружное кольцо
    После установки червячного вала и наружного подшипника, производят запрессовку наружной обоймы
  3. Наносим на рабочие поверхности манжет Литол-24 и монтируем их в корпус.Новые сальники запрессовываем подходящей наставкой
    Новые сальники запрессовываем подходящей наставкой
  4. В картер колонки помещаем вал червяка. Подбираем прокладки для установки момента проворачивания вала 2–5 кгс*см.
  5. Помещаем вторичный вал в корпус и зацепляем зазор по моменту проворачивания вала. Величина должна быть в пределах 7-9 кгс*см при вращении червячного вала, затем должна снижаться до 5 кгс*см при вращении до упора.
  6. Окончательно собираем устройство и заливаем масло.
  7. Совмещаем метки на червячном валу и картере, после чего ставим сошки в среднее положение и монтируем узел на автомобиль. После монтажа редуктора совмещаем метки на червячном валу и на картере
    После сборки редуктора совмещаем метки на валу червяка и на картере

Во время установки механизма на место перед окончательной затяжкой креплений рекомендуется несколько раз резко повернуть руль влево-вправо, чтобы картер самоустанавливался.

Масло в редукторе

Смазку в рулевой колонке «семерки» меняют хоть и редко, но все же стоит делать эту процедуру каждые 60 тыс км пробега. В рассматриваемом механизме используется масло GL-4, GL-5. Производитель рекомендует использовать масло следующих классов вязкости:

  • SAE75W90;
  • SAE80W90;
  • SAE85W90.
Это может быть интерено  Ремонт рулевого редуктора ВАЗ 2106: устройство, неисправности и их устранение

Для смазки рулевого редуктора следует использовать масло вязкостью от 75W90 до 85W90

Для замены потребуется всего 0,215 л вещества. Проверка уровня и замена смазочного материала выполняется следующим образом:

  1. Откручиваем маслозаливную пробку.Заливная пробка отворачивается при помощи ключа на 8
    Заливная пробка отворачивается при помощи ключа на 8
  2. Проверьте уровень масла в картере с помощью отвертки. Оно не должно быть ниже резьбовой части отверстия. Для проверки уровня масла в коробке передач подойдет отвертка или другой инструмент
    Для проверки уровня масла в редукторе подойдёт отвёртка или другой инструмент
  3. Если уровень не соответствует норме, доводим объем до нужного уровня путем наполнения медицинским шприцем. Если уровень ниже нормы, набираем в шприц свежее масло и заливаем его в редуктор
    Если уровень ниже нормы, набираем в шприц свежее масло и заливаем в редуктор
  4. Если смазка в устройстве нуждается в замене, шприцем с гибкой трубкой выкачиваем её из механизма. После чего другим шприцем закачиваем новое масло.
  5. Закручиваем пробку и протираем поверхность колонки ветошью.

Видео: как заменить масло в рулевой колонке

https://www.youtube.com/embed/tq47yuMytd8

Регулировка рулевого редуктора ВАЗ 2107

Определить, что рассматриваемый агрегат нуждается в регулировке, можно по самопроизвольному отклонению машины от намеченной траектории движения при наезде на ямы, холмы и другие препятствия.

Для регулировки рулевого управления нужно знать, какой элемент за что отвечает

Для проведения регулировочных работ потребуется плоская отвёртка и ключ на 19. Операция осуществляется следующим образом:

  1. Транспортное средство ставим на ровную площадку и выравниваем колёса, выставляя их в положение, которое соответствует прямолинейному движению.
  2. Очищаем крышку механизма от загрязнений.
  3. Снимаем с винта регулировки защитный колпачок.Перед регулировкой редуктора снимают пластиковую пробку
    Перед регулировкой редуктора снимают пластиковую пробку
  4. Слегка отворачиваем гайку, фиксирующую винт.Чтобы регулировочный винт самопроизвольно не ослабился, используется специальная гайка
    Чтобы регулировочный винт самопроизвольно не ослабился, используется специальная гайка
  5. Отверткой постепенно подкручиваем винт, что уменьшает зазор до рулевого механизма. Зазор регулируется поворотом регулировочного винта отверткой
    Регулировка зазора осуществляется путём вращения регулировочного винта с помощью отвёртки
  6. Закручиваем гайку, удерживая регулировочный винт от проворачивания.
  7. По окончании процедуры проверяем, насколько легко крутится руль. При тугом вращении рулевого колеса или ощущении люфта, регулировку повторяем.

Видео: как уменьшить люфт в рулевом редукторе «классики»

https://www.youtube.com/embed/7O6vaza9sEI

Рулевой редуктор ВАЗ «семерка» — ответственный узел, без которого было бы невозможно управление передними колесами и автомобилем в целом. Несмотря на несовершенство механизма и различные проблемы, возникающие с ним, отремонтировать или заменить механизм вполне под силу владельцу данной модели. Для этого не требуется специальных инструментов и навыков. Достаточно подготовить стандартный гаражный набор с гаечными ключами, молотком с отверткой и пассатижами и следовать пошаговым рекомендациям.

Оцените статью