Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Кузов ВАЗ 2101: описание, ремонт и покраска

КУЗОВ

ВАЗ 2101 – легендарная модель отечественного автомобилестроения, когда-то господствовавшая на дорогах СССР. И сегодня есть много владельцев этого автомобиля. Правда, ухаживать за телом им приходится бережно, над чем время берет свое. Учитывая, сколько лет прошло с даты выхода последней серии, это неудивительно.

Описание кузова ВАЗ 2101

Копейка, как и любой другой седан, оснащена несущим шасси. Другими словами, металлический каркас не только обеспечивает практичную тару для водителя, пассажиров и багажа, но и одновременно является носителем большого количества элементов, узлов и агрегатов. Поэтому седан, как никакой другой тип кузова, нуждается в своевременном осмотре и ремонте.

Размеры кузова

Под размерами остова автомобиля принято понимать габаритные данные. Габариты кузова «копейки» следующие:

  • ширина составляет 161 см;
  • длина — 407 см;
  • высота — 144 см.

Вес

Масса голого тела «копейки» ровно 280 кг. Это выяснилось путем несложных математических расчетов. Из суммы общей массы автомобиля необходимо вычесть вес двигателя, коробки передач, кардана, заднего моста и радиатора.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Что касается общего веса «копейки», то он составляет 955 кг.

Номер кузова

Как правило, он помещён на идентификационном шильдике, который надо искать в нескольких местах:

  • на правой чашке опоры телескопической стойки;
  • на верхней поперечине моторного отсека.Номер кузова ВАЗ 2101 можно прочитать на идентификационном шильдике
    Номер кузова ВАЗ 2101 можно прочитать на идентификационном шильдике

В некоторых случаях может быть выбит отдельно.

Кузовной номер ВАЗ 2101 в некоторых случаях может быть выбит отдельно

Дополнительные элементы

Части кузова принято делить на основные и вспомогательные элементы. В первую входят целые детали — крылья, крыша, пол, балки; ко второму — зеркала, пороги, площадка для аккумулятора и так далее

Зеркало ВАЗ 2101 предназначено для обеспечения водителю хорошей обзорности. Внутреннее салонное зеркало оснащено специальным антибликовым устройством. Что касается боковых зеркал, то их устанавливалось много, в зависимости от года выпуска «копейки». Старые версии оснащались круглыми моделями, новые – прямоугольными.

Зеркала ВАЗ 2101 устанавливались круглые и прямоугольные, в зависимости от года выпуска

Постепенно модернизировался и вариант крепления — вместо трёх отверстий для винтиков оставили только два.

На ВАЗ 2101 пороги — одно из слабых мест кузова. Они быстро ржавеют и гниют, так как подвергаются регулярным механическим воздействиям. Для защиты и продления срока службы их покрывают пластиковой накладкой.

Сегодня на рынке можно найти «обычные» пластиковые накладки на любую модификацию ВАЗ, в том числе и на «копейку». Так же можно установить вкладыши от более современных моделей на ВАЗ 2101 — ВАЗ 2107, Жигули и так далее

Фото ВАЗ 2101 в новом кузове

Ремонт кузова

Со временем любой автомобильный кузов страдает от коррозии, возникающей по различным причинам.

  1. Из-за механических воздействий (столкновения, аварии, удары).
  2. По причине образования конденсата, вызванного климатическими изменениями.
  3. Из-за скопления грязи и влаги в различных полостях конструкции.

Коррозия чаще всего возникает в глубоких и скрытых полостях кузова, откуда скопившаяся влага не может испаряться. К таким областям относятся колесные арки, дверные пороги, крышка багажника и капот. Восстановление кузова и его элементов зависит от степени распространения очагов коррозии (классифицируемых по 2-м общим категориям).

  1. Поверхностное повреждение — очаги коррозии равномерно распределены по поверхности металла. Процесс реставрации не требует особых навыков – достаточно очистить от ржавчины, нанести грунтовку и покрасить.
  2. Точечное повреждение — коррозия проникла в металлическую конструкцию. Такие очаги сложно восстановить и требуется более серьезный кузовной ремонт.

Работы по рихтовке кузовных деталей, восстановлению лака и другие операции требуют профессионального оборудования и специальных инструментов.

  1. Зажимы с гидравлическим приводом или зажим для крепления кузовных деталей при сварке. Зажимной зажим позволяет надежно закрепить деталь перед сваркой
    Струбцина-зажим позволяет надёжно зафиксировать деталь перед сварочными работами
  2. Насос.
  3. Ножовка по металлу и ножницы.
  4. Болгарка.Болгарка в кузовном ремонте нужна для резки и шлифования деталей
    Болгарка в кузовном ремонте нужна для резки и шлифования деталей
  5. Молотки и киянки.
  6. Упоры.
  7. Инструмент для вытягивания вмятин на кузове.Инструмент для вытягивания вмятин на кузове окажет во время ремонта ценную помощь
    Инструмент для вытягивания вмятин на кузове окажет во время ремонта ценную помощь
  8. Сварочные аппараты: полуавтомат и инвертор.
Это может быть интерено  Устройство и ремонт кузова ВАЗ 2107 своими руками

Установка пластиковых крыльев

Обычные крылья на ВАЗ 2101 металлические, но в связи со снижением общей массы кузова и для повышения аэродинамических характеристик многие владельцы проводят тюнинг. Устанавливают пластиковые крылья, более хрупкие, но красивые и очень легкие.

Чтобы хоть как-то усилить пластиковое крыло, многие производители делают его переднюю часть максимально жесткой. Шведские пластиковые экраны считаются лучшими в этом плане, но их сложно найти в магазинах. В основном это китайские коллеги.

Покупать тюнингованные крылья рекомендуется у производителя, который специализируется на выпуске кузовных деталей для «классики». Так вы сможете избежать проблем с настройкой и избавиться от ошибок.

Пластиковые крылья на «копейку» можно прикрепить двумя способами: приклеить или прикрепить саморезами. Перед началом замены рекомендуется выполнить полный эскиз будущей детали. Малейшее несоответствие пластикового крыла металлическому корпусу, увеличенные отверстия и их неровность будут крайне негативно сказываться на эксплуатации и безопасности. Поэтому все нужно тщательно проверить и состыковать.

Теперь можно приступать к снятию крыла (переднего).

  1. Демонтировать бампер, капот и переднюю дверь.
  2. Снять с крыла оптику: поворотник, фонарь и подфарник.Передняя фара ВАЗ 2101 должна быть демонтирована перед заменой крыла
    Передняя фара ВАЗ 2101 должна быть демонтирована перед заменой крыла
  3. Болгаркой срезать соединения крыла с нижней частью кузова, передней стойкой и панелью передка.
  4. Высверлить или вырезать острым зубилом сварочные точки, помеченные на фото красными стрелками.Сварные точки или швы должны быть вырезаны обязательно
    Сварные точки или швы должны быть вырезаны обязательно
  5. Снять крыло.

Теперь установка.

  1. Приложить пластиковое крыло, чтобы проверить, как оно встаёт на место.
  2. Промазать деталь клеем или специальной шпаклёвкой изнутри (те места, которые будут соприкасаться с кузовом).
  3. Временно зафиксируйте верхнюю кромку детали саморезами, аккуратно просверлите отверстия в крыле дрелью. В этих местах следует просверлить отверстия на кромке крыла
    Отверстия на кромке крыла должны быть высверлены в этих местах
  4. Установить капот. Заново проверить, как всё сидит, нет ли больших зазоров — при необходимости подогнать, выровнять.
  5. Потяните створку вниз, прикрепите нижние части, а также стыки с дверью с помощью шурупов или саморезов. Пластиковая створка фиксируется в нижних точках и на стыках с дверью
    Фиксация пластикового крыла осуществляется в нижних точках и в местах состыковки с дверью

После высыхания клея винты, которые заметны, можно снять, затем пустые отверстия зашпаклевать, загрунтовать и покрасить.

Сварочные работы по кузову

Кузов ВАЗ 2101 изначально выпускался для активной эксплуатации в течение определенного периода времени. Затем запускается коррозионный процесс, остановить который можно восстановлением или заменой детали. Конечно, при качественном и регулярном уходе за кузовом время начала ржавчины металла может значительно увеличиться, но рано или поздно потребуется реставрация, в том числе и сварка.

Как известно, голая машина не отливается на заводе, а штампуется рядом жестяных (металлических) деталей. Они соединяются сварным швом, что обеспечивает простой и прочный каркас. Современное производство, например, полностью или частично поставлено на конвейерную ленту — сварку выполняют роботы. В автомобилестроении в основном применяется технология точечной сварки, позволяющая повысить качество позиционирования элементов и устранить негативное влияние климатических изменений.

Сегодня кузовщики работают двумя сварочными аппаратами.

  1. Чаще всего при сварочных работах на кузове используется полуавтомат, способный имитировать заводскую точечную сварку. Его популярность обеспечивается еще и удобством – шов можно легко прошить практически в любом месте, в том числе и в труднодоступном месте. Для использования полуавтомата требуется углекислотный баллон и редуктор давления Полуавтомат с углекислотным баллоном чаще всего используется для сварки кузова
    Полуавтомат с баллоном углекислого газа чаще всего используется для сварки кузова
  2. Преобразователь стал чрезвычайно популярным из-за способа преобразования напряжения. Это устройство довольствуется обычной розеткой на 220 вольт. Он компактен, легок, нечувствителен к низкому напряжению и легко зажигает дугу. Преобразователь могут использовать и новички, которые впервые занимаются сваркой. С другой стороны, такое оборудование не способно обеспечить ровный и тонкий сварной шов из-за того, что металл сильнее нагревается, появляются температурные деформации. Впрочем, днище и другие невидимые части корпуса вполне подходят для преобразователя. Инвертор удобен для работы с днищем и другими невидимыми частями тела
    Инвертор удобен для работы с днищем и другими малозаметными частями кузова
Это может быть интерено  Установка фаркопа на ВАЗ 2107: назначение и пошаговый монтаж устройства

Пороги, как и говорилось выше, быстрее остальных кузовных деталей, подвергаются влиянию коррозии.

Порог ВАЗ 2101 чаще остальных кузовных элементов подвергается коррозии и гниёт

Это объясняется не только вредной окружающей средой и механическими воздействиями, но и отсутствием антикоррозийной обработки, низким качеством металла и наличием реагента на дорогах зимой. Перед началом работ на пороге необходимо проверить и при необходимости отремонтировать дверные петли. Расстояние между порогом и низом двери должно быть ровным. Если петли неисправны, то дверь висит, что легко может ввести в заблуждение после установки нового порога – она никак не встанет на место.

Замена и сварка порогов ВАЗ 2101 проводится следующим образом.

  1. Вырезать гниль внешней части порогов, используя ножовку по металлу (болгарку).
  2. Затем снимите усилитель — железную пластину с отверстиями по всей окружности. На каком-нибудь «копеечном» усилителе этого быть не может. Порог без усилителя — обычное явление, требующее срочной доработки
    Порог без усилителя обычное явление, требующее срочной доработки
  3. Тщательно зачистить рабочее место, убрав остатки гнилых частей.
  4. Примерить новый усилитель, изготовленный из металлической ленты.Усилитель из металлической ленты надо примерить на пороге, а уже затем установить
    Усилитель из металлической ленты надо примерить на пороге, а уже затем установить
  5. Зажать деталь струбцинами и приварить. Желательно применить способ параллельной сварки, фиксируя одновременно низ и верх порога.
  6. Примерить новый порог, лишнее вырезать и зафиксировать наружную часть детали саморезами.
  7. Заново проверить зазоры между дверью и порогом.
  8. Осуществить сваривание начиная от средней стойки автомобиля.
  9. Зачистить поверхность, прогрунтовать и покрасить в цвет кузова.

Внутренняя часть порога является частью ходовой части автомобиля. А также в этом месте кузов быстро гниет, вызывая коррозию разной степени. Ремонт подразумевает общее восстановление пола или днища, как говорят. Вместо порогового усилителя для усиления днища и обновления порога по всей окружности кузова наварены металлические полосы.

Внутренние металлические усилители привариваются по всему периметру днища

Помню, как гнил пол на моей первой машине — «копейке». Показал мастеру, который предложил единственный вариант — полностью заменить днище. «Ремонт не пройдет», — поставил диагноз один профессионал. Однако мне помог друг, который несколько лет назад купил инвертор и занялся сваркой. 2 дня работы и пол машины засиял как новый. Еще год проездил на ней, потом продал. Так что не всегда решение специалиста можно считать единственным выходом, и профессионалы часто преувеличивают для увеличения собственного дохода.

Чтобы самостоятельно восстановить днище своего автомобиля, достаточно иметь хорошее освещение и смотровую яму или подъемник. Повреждения на глаз определить сложно, поэтому любые подозрительные места на полу нужно постучать молотком. Проваривание дна не очень сложная процедура. Она может сделать это для всех. Подготовка занимает много времени и сил: подключение и настройка оборудования.

Пошаговый алгоритм действий по ремонту днища выглядит так.

  1. При помощи болгарки с насаженным абразивным кругом выполнить шлифовку всех проблемных зон пола.
  2. Вырезать ножницами или болгаркой чересчур ржавые участки пола.Ржавые участки днища надо вырезать ножницами или болгаркой
    Ржавые участки днища надо вырезать ножницами или болгаркой
  3. Подготовить из тонкого металла (1–2 мм) квадратные или прямоугольные латки, размером с вырезанные отверстия.
  4. Тщательно очистить поверхности, на которые будут вариться латки.
  5. Заварить латки, все швы аккуратно зачистить и обработать антикором.Большая латка на днище обязана быть заварена по всему периметру
    Большая латка на днище обязана быть заварена по всему периметру

Сварку лучше проводить с напарником, так как одному человеку сложно будет фиксировать латку перед завариванием.

В список сварочных работ по кузову обязательно входит работа с лонжеронами и балкой.

Сварка лонжеронов и балки входит в обязательный список сварочных работ по кузову

Для полноценной работы с этими нижними деталями рекомендуется снять двигатель. Можно купить ручную лебедку, если в гараже нет оборудования для быстрого снятия установки двигателя.

Ручная лебёдка вполне подойдёт для снятия двигателя

Такую лебедку необходимо прикрепить к крыше гаража, затем обвязать двигатель буксирным тросом и осторожно вытащить его. Конечно, сначала нужно будет освободить двигатель от креплений с кузовом и другими узлами автомобиля. Следующим этапом работы является демонтаж всего навесного из подкапотного пространства. Для удобства также рекомендуется снять переднюю решетку — телевизор.

Это может быть интерено  Давление в шинах ВАЗ 2107: от чего зависит и на что влияет

Телевизор ВАЗ 2101 снимается для удобства проведения сварочных работ по днищу

Тогда останется только скинуть балку и все, что на балках висит. Вырезать гнилые детали, вварить новые. Данную работу рекомендуется выполнять по частям – пройтись сначала по левой стороне, затем по правой. Новые балки рекомендуется дополнительно армировать.

Дополнительное усиление лонжеронов значительно продлит ресурс этих деталей

Видео: сварка днища и порогов

https://www.youtube.com/embed/b-62SyGmRb4

Капот

Капот — часть кузова, которую часто модернизируют из-за размещения двигателя под ним. Как известно, двигатели отечественного автопрома устанавливались на заводе без обеспечения хорошего охлаждения, и они не выдерживали длительной поездки на максимальной скорости, как иномарки. Чтобы исправить эту оплошность производителей, владельцам рекомендуется выполнить тюнинг.

Воздухозаборник на капот

Это именно то, что нужно для обеспечения хорошего охлаждения. Сегодня в магазинах можно купить готовый вариант такого шноркеля. Весит всего 460 г, может быть специально окрашен в цвет автомобиля, крепится на саморезы или малярный скотч. Элемент изготовлен из пластика толщиной 2 мм.

Воздухозаборник или шноркель продаётся готовым в магазинах

Вот как проводится установка пошагово.

  1. Снять капот.
  2. Просверлить крышку в этих местах.Капот ВАЗ 2101 надо снять и просверлить в 2-х местах
    Капот ВАЗ 2101 надо снять и просверлить в 2-х местах
  3. Просверлить отверстия и на шноркеле, если их там уже нет.
  4. Закрепить воздухозаборник болтами.

Можно установить и такой вариант, благо моделей для выбора на продажу масса.

Шноркель на капоте ВАЗ 2101 смотрится как родной

Замок капота

Отремонтировать замок капота ВАЗ 2101 вполне по силам каждому. Механизм редко выходит из строя внезапно, ухудшение закрытия происходит постепенно. Основной вариант блокировки – фиксация капота. В рабочем состоянии он это делает отлично, но со временем портится: приходится несколько раз хлопать капотом, чтобы его закрыть. Крышка может греметь и подпрыгивать на выбоинах, что тоже неприятно.

Существует 3 варианта исправления проблемы.

  1. Регулировка. Замок изредка заедает, капот дребезжит еле заметно.
  2. Ремонт и смазка. Постоянное заедание, тщетные попытки настройки.
  3. Замена. Серьёзные повреждения механизма.

Как правило, ремонт замка подразумевает замену пружины. Она является главной виновницей самопроизвольного открывания капота.

Пружина замка капота является главной виновницей самопроизвольного открывания

Часто подвергается ремонту также тросик замка капота, заедающий или портящийся со временем. Старый элемент легко срезается вот отсюда.

Тросик замка капота при замене срезается в этом месте

Затем тросик надо вывести из оболочки, в которой он сидит. Установить новый, хорошенько смазав его маслом.

Как покрасить ВАЗ 2101

Любой владелец «копейки» хочет, чтобы его машина сияла как новая. Однако минимальный возраст ВАЗ 2101 – тридцать лет, а кузов наверняка пережил не одну сварку. Чтобы довести его до совершенства, нужно выполнить качественную покраску. Принято различать два вида таких работ: местную и частичную роспись. В обоих случаях перед основной операцией потребуется кропотливая и длительная подготовительная работа. Включает в себя шлифовку и грунтовку. При частичной покраске работают исключительно с поврежденными поверхностями кузова — капот, двери, багажник и так далее

Особое внимание уделяется выбору краски. На сегодняшний день существует несколько вариантов состава, отличающихся качеством, производителем и ценой. Все будет зависеть от финансовых возможностей владельца – самое дорогое – это порошок. В необходимый набор новой краски должны входить: грунтовка, краска и лак.

В перечень работ по покраске входят.

  1. Полная или частичная разборка элементов кузова.
  2. Мойка и механическая очистка.
  3. Проведение рихтовочных и сварочных работ.
  4. Обезжиривание поверхностей.
  5. Шпатлевание.Шпатлевание кузова ВАЗ 2101 может быть проведено частично
    Шпатлевание кузова ВАЗ 2101 может быть проведено частично
  6. Грунтование.
  7. Обезжиривание.
  8. Покраска и сушка в специальной камере.ВАЗ 2101 после покраски надо оставить высыхать в специальной камере или в закрытом гараже
    ВАЗ 2101 после покраски надо оставить высыхать в специальной камере или в закрытом гараже
  9. Сборка узлов и элементов.
  10. Окончательная доводка и полировка.

За кузовом автомобиля нужен глаз да глаз. Особенно это касается модели ВАЗ 2101, с момента последнего выпуска которой прошло больше 25 лет.

Оцените статью