Автомобильные дворники и механизм, управляющий ими – простая, но важная деталь любого автомобиля. Если по каким-то причинам устройство не работает или перестает работать совсем, видимость снижается, что может быть причиной аварии.
- Дворники ВАЗ 2107
- Принцип работы
- Составляющие
- Трапеция
- Моторчик
- Реле дворников
- Щётки
- Неисправности дворников ВАЗ 2107 и их устранение
- Вышел из строя моторчик
- Какой можно поставить
- Снятие моторчика
- Ремонт моторчика
- Неполадки трапеции
- Ремонт механизма
- Видео: замена трапеции на «семёрке»
- Правильная установка положения трапеции
- Видео: регулировка положения дворников
- Не работает реле дворников
- Замена реле
- Неисправность включателя дворников
- Замена переключателя
- Сгорел предохранитель
- Проверка и замена предохранителя
- Почему горит предохранитель
- Не работает омыватель лобового стекла
- Проверка моторчика
- Видео: проверка моторчика дворников на «классике»
- Форсунки
- Предохранитель и монтажный блок
- Подрулевой переключатель
- Видео: проверка переключателя режимов работы стеклоочистителя
- Дворники на фары
- Установка
Дворники ВАЗ 2107
Эксплуатация автомобиля происходит в различных климатических условиях и дорожных условиях. Для безопасного и комфортного вождения водитель должен иметь хороший обзор дорожной ситуации, а значит, лобовое стекло всегда должно содержаться в чистоте. Стеклоочистители (дворники) обеспечивают механическую очистку ветрового стекла от грязи и осадков, улучшают видимость и повышают уровень безопасности. Рассмотрим возможные неисправности в этом механизме и способы их устранения более подробно.
Принцип работы
Работа дворников довольно проста и состоит из следующей последовательности действий:
- Водитель выбирает необходимый режим работы стеклоочистителей подрулевым переключателем.
- Посредством моторчика весь механизм очистки ветрового стекла приводится в действие.
- Дворники движутся по стеклу влево и вправо с выбранной скоростью, очищая поверхность.
- Когда в работе механизма больше нет необходимости, подрулевой переключатель возвращается в исходное положение.
Составляющие
Стеклоочиститель ветрового стекла состоит из таких основных элементов:
- механизм рычагов (трапеция);
- электромотор;
- реле;
- щётки.
Трапеция
Одним из важных элементов в механизме стеклоочистителя является трапеция. Практически на всех автомобилях эта деталь одинаковая, а разница только в способах крепления, размере и форме элементов. Функция трапеции заключается в передаче вращательного движения от электродвигателя дворникам, а также в обеспечении синхронного движения последних для качественной очистки стекол. Трапеция состоит из стержней, корпуса и шарнира.
Моторчик
Моторчик стеклоочистителя ВАЗ «семерка» выполнен в виде единого узла с редуктором и является одним из основных звеньев рассматриваемого механизма. Двигатель состоит из статора с постоянными магнитами и якоря с удлиненным валом, на конце которого нарезан винт. Назначение этого узла — обеспечение движения щеток по лобовому стеклу. Устройство считается надежным и выходит из строя очень редко.
Реле дворников
На классических Жигулях стеклоочиститель имеет два режима работы — быстрый и прерывистый с интервалом 4-6 секунд. Именно для обеспечения периодического срабатывания и предназначен релейный переключатель РС 514. Отложенная замена дворников применяется при небольшом дожде, когда не требуется слишком частое использование дворников, а при полном выключении механизма стекло постепенно покрывается мелкими каплями дождя и нуждается в очистке. Изделие подключается к общей линии посредством четырехконтактного разъема. На ВАЗ 2107 реле переключателя расположено со стороны водителя на левой боковой стенке под пластиковой крышкой.
Щётки
Практически во всех легковых автомобилях используются две щетки стеклоочистителя. На «семерке» с завода устанавливаются элементы длиной 33 см. Можно установить и более длинные щетки, но на электродвигатель будет ложиться большая нагрузка, что приведет не только к более медленной работе механизма, но и к возможному выходу из строя мотора.
Неисправности дворников ВАЗ 2107 и их устранение
Со стеклоочистителями могут возникать различные неисправности, которые и проявляются по-разному.
Вышел из строя моторчик
Часто стеклоочистители могут не работать из-за проблем с электродвигателем. Нередко отказы возникают из-за скопления продуктов трения в смазке во втулках, что приводит к загустеванию. В результате якорь двигателя вращается с трудом, что приводит к перегоранию обмотки или перегоранию лопаток ротора. Еще одна проблема – износ щеток двигателя. В этом случае при подаче напряжения дворники не работают, а иногда срабатывают и при ударе рукой по моторчику.
Какой можно поставить
Вместо обычного двигателя «семерки» некоторые автовладельцы устанавливают агрегат от ВАЗ 2110. Такая замена оправдана следующими положительными характеристиками:
- большая надёжность и мощность;
- доводчик дворников;
- 3 скорости (потребуется подрулевой переключатель от «Шевроле Нивы»).
Такой электродвигатель устанавливается без каких-либо доработок для крепления на штатное место. Несмотря на вышеперечисленные преимущества, некоторые владельцы «классики» отмечают, что из-за большей мощности электродвигателя трапеция выходит из строя гораздо быстрее. Поэтому, прежде чем вносить изменения в конструкцию дворника, стоит провести профилактику старого механизма (очистить трапецию от грязи и смазать трущиеся элементы и сам моторчик с редуктором).
Штатное устройство также вполне неплохо справляется со своими задачами, если оно работает должным образом.
Снятие моторчика
Электродвигатель стеклоочистителя расположен за перегородкой моторного отсека с левой стороны. Для разборки механизма необходимо подготовить следующий перечень инструментов:
- рожковый или накидной ключ на 22;
- головка торцевая на 10;
- небольшой удлинитель;
- вороток или трещоточная рукоятка.
Снимаем деталь в следующем порядке:
- Стягиваем клемму с минуса АКБ.
- Ключом на 10 отворачиваем гайки, удерживающие рычаги дворников.Откручиваем крепление рычагов дворников ключом или головкой на 10
Откручиваем крепление рычагов дворников ключом или головкой на 10 - Отгибаем рычаги и демонтируем их с осей трапеции.Отгибаем рычаги и снимаем их с осей трапеции
Отгибаем рычаги и снимаем их с осей трапеции - Откручиваем крепления трапеции ключом на 22.Трапеция удерживается гайками на 22, отворачиваем их
Трапеция удерживается гайками на 22, отворачиваем их - Снимаем пластмассовые втулки и уплотнители.Соединение между кузовом уплотняется соответствующими элементами, которые также снимаем
Соединение между кузовом уплотняется соответствующими элементами, которые также снимаем - Стягиваем уплотнитель капота.Для доступа к проводу приподнимаем уплотнитель капота
Для доступа к проводу приподнимаем уплотнитель капота - Отсоединяем разъём питания моторчика стеклоочистителя.Отсоединяем колодку питания на моторчик
Отсоединяем колодку питания на моторчик - Вынимаем жгут с проводами из прорези в перегородке моторного отсека.Жгут с проводами вынимаем из прорези в перегородке моторного отсека
Жгут с проводами вынимаем из прорези в перегородке моторного отсека - Отворачиваем крепление электромотора, отогнув защитный чехол.Трещоткой откручиваем крепление моторчика к кузову
Трещоткой откручиваем крепление моторчика к кузову - Выводим приводы стеклоочистителей из кузова и демонтируем механизм с автомобиля.Отвернув все элементы крепежа, демонтируем электромотор с машины
Отвернув все элементы крепежа, демонтируем электромотор с машины - Поддеваем его отверткой, после чего снимаем замок и диск с оси механизма и отсоединяем сам шток. Подденьте отверткой и снимите замок с шайбой, отсоедините шток
Поддеваем отвёрткой и снимаем фиксатор с шайбой, отсоединяя тягу - Откручиваем крепление кривошипа и снимаем его.Отвернув крепление кривошипа, снимаем его с вала двигателя
Отвернув крепление кривошипа, снимаем его с вала двигателя - Отворачиваем болты, удерживающие моторчик и снимаем кронштейн с тягами.Моторчик удерживается на кронштейне тремя болтами, откручиваем их
Моторчик удерживается на кронштейне тремя болтами, откручиваем их - После ремонта либо замены электродвигателя сборку выполняем в обратной последовательности, смазывая шарниры смазкой, например, Литол-24.
Ремонт моторчика
Чтобы провести дефектовку элементов электродвигателя, его необходимо разобрать.
Из инструментов понадобится лишь набор отвёрток. Разбираем узел в следующем порядке:
- Отворачиваем винты крепления пластиковой крышки.Откручиваем крепление пластиковой крышки моторчика
Откручиваем крепление пластиковой крышки моторчика - Откручиваем винт, которым удерживается скоба крепления проводов.Отворачиваем винт, удерживающий скобу крепления проводов
Отворачиваем винт, удерживающий скобу крепления проводов - Снимаем панель и уплотнитель.Демонтируем панель вместе с уплотнителем
Демонтируем панель вместе с уплотнителем - Поддеваем отвёрткой и снимаем стопор, колпачок и шайбы.Поддеваем стопор отвёрткой и снимаем его вместе с колпачком и шайбами
Поддеваем стопор отвёрткой и снимаем его вместе с колпачком и шайбами - Нажимаем на ось и выталкиваем шестерню из редуктора.Надавливая на ось, вынимаем шестерню из редуктора
Надавливая на ось, вынимаем шестерню из редуктора - Демонтируем с оси металлическую и текстолитовую шайбы.На оси шестерни расположены шайбы, демонтируем их
На оси шестерни расположены шайбы, демонтируем их - Откручиваем крепёж редуктора.Откручиваем винты крепления редуктора
Откручиваем винты крепления редуктора - Извлекаем пластины.Вынимаем закладные пластины из корпуса
Вынимаем закладные пластины из корпуса - Демонтируем корпус моторчика.Разъединяем корпус электродвигателя и якорь
Разъединяем корпус электродвигателя и якорь - Вынимаем якорь из редуктора.Извлекаем якорь из редуктора
Извлекаем якорь из редуктора - Извлекаем щётки из щёткодержателей.Щётки электродвигателя вынимаем из щёткодержателей
Щётки электродвигателя вынимаем из щёткодержателей - Очищаем моторчик внутри от пыли при помощи сжатого воздуха.
- Проверяем состояние самих щеток, якоря и обмоток. Щетки должны свободно двигаться в щеткодержателях, пружины не должны иметь повреждений и оставаться упругими.
- Зачищаем контакты на анкере мелкой шкуркой и протираем чистой тряпкой, смоченной в растворителе. Если приспособление сильно изношено или обмотка сгорела, деталь подлежит замене Очищаем контакты на приспособлении от загрязнений наждачной бумагой
- Сборку выполняем в обратной последовательности.
Неполадки трапеции
О том, что есть проблемы с трапецией дворников, говорят перебои в работе дворников. Они могут проявляться в виде произвольной остановки во время работы или слишком медленного движения щеток. Кроме того, признаком трапециевидной поломки являются скачки или посторонние шумы при работе. Проблема связана с появлением окиси во втулках трапеции, а также коррозии на валах. Если пренебречь такими неисправностями, со временем электродвигатель выйдет из строя из-за большой нагрузки.
Ремонт механизма
Для снятия трапеции выполните ту же последовательность действий, что и при разборке моторчика стеклоочистителя. Из инструментов понадобится только плоская отвертка. Разбираем механизм в следующем порядке:
- С обоих валов снимаем стопоры, поддевая их отвёрткой.С осей снимаем стопоры, поддевая их отвёрткой
- Убираем шайбы для регулировки.Снимаем с валов регулировочные шайбы
- Вынимаем оси трапеции из кронштейна и снимаем регулировочные шайбы, расположенные снизу.После демонтажа осей, убираем нижние регулировочные шайбы
- Извлекаем уплотнители из углублений в кронштейнах.Ось уплотняется резиновым кольцом, вынимаем его
- Проверяем тягу. При повреждении резьбы, шлицев или при слишком сильном износе валов, а также отверстий в скобах трапециевидный узел заменяем
- Если элементы трапеции в нормальном состоянии и еще могут служить, при сборке механизма смажьте валы тяг. Перед сборкой смазываем оси смазкой Литол-24
- Монтаж проводим в обратной последовательности.
Видео: замена трапеции на «семёрке»
https://www.youtube.com/embed/vo5eWIvma2s
Правильная установка положения трапеции
После проведения ремонтных работ с трапецией, нужно выставить правильное положение механизма. Для этого выполняем следующие действия:
- Выставляем двигатель в исходное положение, к которому подключаем колодку с проводами, подрулевым переключателем включаем режим дворников, выключаем и ждем пока остановится электродвигатель. Перед монтажом двигателя на место необходимо подать на него питание для установки исходного положения
Перед монтажом моторчика на место необходимо подать на него питание для установки начального положения - Располагаем кривошип и короткую тягу параллельно друг другу, после чего прикрепляем мотор к трапеции
Кривошип перед закреплением на оси электродвигателя нужно расположить параллельно короткой тяге
Видео: регулировка положения дворников
https://www.youtube.com/embed/4yDtClL5NLk
Не работает реле дворников
Когда при работе стеклоочистителя нет прерывистого режима, основная причина – поломка реле переключателя. Выход — замена блока.
Замена реле
Для снятия реле понадобится крестовая и плоская отвёртки. Работу проводим в таком порядке:
- Отвёрткой поддеваем держатели боковины и снимаем её.Отвёрткой поддеваем пластиковую отделку и снимаем её
Отвёрткой поддеваем пластиковую отделку и снимаем её - Разъединяем колодку с проводкой, которая идет от реле. Соединяем колодку с проводкой от реле (щиток приборов разобран для наглядности)
Разъединяем колодку со жгутами проводов от реле (панель приборов для наглядности демонтирована) - Крестовой отвёрткой отворачиваем крепление реле и снимаем его с автомобиля.Реле-прерыватель крепится двумя саморезами к кузову, откручиваем их
Реле-прерыватель крепится двумя саморезами к кузову, откручиваем их - Устанавливаем новую деталь и все демонтированные элементы в обратном порядке.
Неисправность включателя дворников
Подрулевой переключатель «семёрки» отвечает за включение следующих функций:
- повороты;
- головное освещение;
- дворники и омыватель ветрового стекла.
Переключатель очень надежен и редко выходит из строя. Однако иногда его все же необходимо поменять, и происходит это из-за подгорания контактов или износа отдельных элементов механизма. Для работы потребуется следующий список инструментов:
- головка на 24;
- головка или ключ на 8;
- вороток или трещотка;
- плоская отвёртка.
Замена переключателя
Для замены переключателя выполняем следующую последовательность действий:
- Поддеваем отвёрткой декоративную накладку рулевого колеса и снимаем её.Снимаем с руля декоративную накладку, поддевая её отвёрткой
Снимаем с руля декоративную накладку, поддевая её отвёрткой - Головкой на 24 откручиваем гайку руля, но не до конца. Руль на оси держится гайкой на 24, откручиваем воротком и головкой, но не до конца
Руль на валу удерживается гайкой на 24, откручиваем её при помощи воротка и головки, но не полностью - Сбиваем рулевое колесо, нанося удары ладонями на себя.Ударами ладоней на себя сбиваем рулевое колесо с вала
Ударами ладоней на себя сбиваем рулевое колесо с вала - Откручиваем полностью гайку и снимаем руль с вала.
- Отворачиваем винты крепления кожуха крестовой отвёрткой и снимаем пластиковые накладки.Откручиваем винты крепления пластикового кожуха
Откручиваем винты крепления пластикового кожуха - Отсоединяем колодки с проводами под передней панелью.Отсоединяем разъёмы подрулевого переключателя
Отсоединяем разъёмы подрулевого переключателя - Головкой на 8 откручиваем крепление переключателя к рулевому валу.Ключом или головкой на 8 откручиваем крепление переключателя к рулевому валу
Ключом или головкой на 8 откручиваем крепление переключателя к рулевому валу - Снимаем переключатель вместе с проводами.Демонтируем переключатель с рулевого вала
Демонтируем переключатель с рулевого вала - Новую деталь устанавливаем в обратном порядке.
Сгорел предохранитель
Частая причина неработающих стеклоочистителей – перегоревший предохранитель. На ВАЗ 2107 за работу дворников отвечает плавкая вставка F2 на 10 А в блоке предохранителей.
Проверка и замена предохранителя
Если перестали работать дворники, в первую очередь стоит проверить целостность защитного элемента. Для этого можно воспользоваться мультиметром, включив его в кольцевой режим. Если деталь исправна, сопротивление будет равно нулю. В противном случае элемент необходимо заменить.
Почему горит предохранитель
Иногда бывает так, что плавкая вставка перегорает без видимой причины. В этом случае нужно проверить всю электрическую цепь от источника питания до двигателя. Неисправность предохранителя свидетельствует о коротком замыкании, т е о чрезмерном потреблении тока, превышающем номинал элемента защиты. Проблема также может быть вызвана замыканием проводов на корпус, заклиниванием трапеции из-за отсутствия смазки в тягах, что говорит о необходимости осмотра и профилактики механической части узла.
Не работает омыватель лобового стекла
Для удаления грязи с ветрового стекла омыватель включается вместе со стеклоочистителем. Устройство распыляет воду или специальную жидкость. Основными элементами этого механизма являются:
- бачок для жидкости;
- моторчик;
- форсунки;
- соединительные трубки.
В процессе эксплуатации автомобиля с омывателем могут возникать различные неполадки, которые приводят к отсутствию его работоспособности:
- выход из строя моторчика;
- перегорание предохранителя;
- перегибания трубок;
- поломка подрулевого переключателя;
- плохой контакт по цепи питания.
Проверка моторчика
Проверить, не работает ли насос омывателя, легко. Для этого достаточно открыть капот и потянуть за рычажок подрулевого переключателя, который отвечает за функцию подачи жидкости на лобовое стекло. В это время будет отчетливо слышна работа двигателя. Если этого не происходит, неисправность может возникнуть как в самой помпе, так и в предохранителе или другом звене электрической цепи. Чтобы убедиться, что проблема кроется именно в двигателе, измеряем напряжение щупами мультиметра при включенной стиральной машине. Если напряжение есть, но насос не работает, обязательно замените его.
Видео: проверка моторчика дворников на «классике»
https://www.youtube.com/embed/9bxYTCDPOZc
Форсунки
Если моторчик работает, а жидкость через форсунки не подаётся, то проблему выявить будет несложно, поскольку причин такого явления всего несколько:
- засор штуцеров форсунок;
- соскочила подающая трубка;
- перегибание трубки.
Определить неисправность можно при осмотре трубок от двигателя к форсункам. Если участков с перегибами нет и труба не отвалилась, причина кроется в засорении патрубков, которые можно прочистить швейной иглой и продуть компрессором.
Предохранитель и монтажный блок
Целостность предохранителя проверяется так же, как и для стеклоочистителей. За работу стиральной машины отвечает тот же защитный элемент, что и за стеклоочистители. Помимо предохранителя иногда перегорает гнездо в монтажном блоке, через которое подается питание на стиральную машину. В этом случае нужно разобрать блок предохранителей и восстановить токопроводящий элемент пайкой, предварительно зачистив дорожку от лака.
Подрулевой переключатель
Начинать проверку подрулевого переключателя на ВАЗ 2107 стоит, если предохранитель, моторчик и вся электрическая цепь, подающая напряжение на помпу, исправна. Провода при этом не должны иметь обрывов, оплавления изоляции и других видимых повреждений. Для проверки подрулевого переключателя будет достаточно только мультиметра. После отключения контактов от рассматриваемого устройства подключаем щупы к устройству в режиме прозвонки двухконтактной колодкой. Если переключатель сработает, прибор покажет нулевое сопротивление в режиме стиральной машины. В противном случае механизм подлежит замене.
Видео: проверка переключателя режимов работы стеклоочистителя
https://www.youtube.com/embed/q5wmDzgmlxg
Дворники на фары
Некоторые владельцы «семерок» для удобства пользования фарами устанавливают дворники на фары. С помощью этих элементов нет необходимости постоянно очищать оптику от грязи вручную, что особенно актуально в дождливую погоду. Для реализации механизма понадобится следующий список:
- двигатели фароочистителей 2 шт. (левый и правый);
- две переходные планки;
- поводки щёток;
- щётки;
- бачок омывателя с двумя насосами;
- пятиконтактное реле;
- проводка с колодками;
- электроклапан от «восьмёрки»;
- тройник и трубка омывателя около 2 м.
Что касается самих щёток, то их можно установить как от ВАЗ 2107, так и от ВАЗ 2105.
Установка
Последовательность действий по монтажу фароочистителей такова:
- Отворачиваем крепёж и снимаем решётку радиатора.Демонтируем радиаторную решётку, отвернув соответствующий крепёж
Демонтируем радиаторную решётку, отвернув соответствующий крепёж - Вставляем моторчики в родные пазы.Моторчики устанавливаем в родные пазы
Моторчики устанавливаем в родные пазы - Электродвигатели крепим снаружи гайкой на 14. Чтобы ось не закисала, снимите резиновый колпачок, залейте под него смазку Литол-24 и замените. Двигатели крепятся 14 гайками
Крепятся моторчики гайками на 14 - Монтируем на вал поводки со щётками.Поводки крепятся на вал электродвигателей
Поводки крепятся на вал электродвигателей - Протягиваем под капот трубки омывателя и ставим на место радиаторную решётку.Трубки от щёток протягиваем под капот
Трубки от щёток протягиваем под капот - Вместо стандартного промывочного бачка ставим бачок с двумя моторчиками. Один патрубок соединяется с одним идущим на лобовое стекло, один патрубок от фар соединяется с другим через тройник и вентиль. Плюс клапан подводится от блока питания к насосу Заменяем нормальный бак на новый с двумя насосами
Штатный бачок заменяем новым с двумя насосами - Подключаем провода согласно схеме.Омыватель фар подключаем в соответствии со схемой
Омыватель фар подключаем в соответствии со схемой - Реле устанавливаем на штатное место в монтажном блоке.Реле очистителей и омывателей фар устанавливаем в монтажный блок в соответствующий разъём
Реле очистителей и омывателей фар устанавливаем в монтажный блок в соответствующий разъём
Поскольку по описанной выше инструкции омыватель фар работает одновременно с омывателем стекол, то в весенний и осенний периоды жидкость из бачка расходуется в течение дня достаточно быстро, что не устраивает многих автовладельцев. Для более рационального использования жидкости следует установить на омыватель фар отдельную кнопку.
Для этого выполняем следующие действия:
- Выдергиваем провода из Ш3 | 2 в кабине и вставляем пустой блок Ш2 | 8 по схеме. Для раздельного управления омывателем и очистителем фар необходимо внести некоторые изменения в электрическую схему
Для отдельного управления омывателем и очистителем фар необходимо внести некоторые изменения в электрическую схему - Вынимаем провода с Ш7 | 8 в салоне и ставим в пустую колодку Ш8 | 7.
- В свободный контакт блока Ш3 | 2 запускаем минус через любую кнопку которую устанавливаем в удобном для водителя месте. Кнопку управления омывателями и очистителями фар можно разместить в любом удобном месте салона
Кнопку управления омывателями и очистителями фар можно расположить в любом удобном месте в салоне
Механизм дворников «семерки» нуждается в периодическом обслуживании, так как работа элементов связана с постоянным трением. При возникновении неполадок их можно выявить и устранить самостоятельно, при этом вам не потребуются специальные инструменты и большой опыт в ремонте автомобилей.