Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Стартер ВАЗ 2101: назначение, неполадки и их устранение

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Одним из важных узлов в автомобиле, который отвечает за безаварийный запуск силового агрегата, является стартер. При выходе из строя этого устройства машина становится неподвижной, что доставит много проблем владельцу. Однако выяснить, в чем причина того или иного отказа запуска на ВАЗ 2101, не составит труда.

Стартер ВАЗ 2101

Сегодня почти все автомобили оснащены стартером – устройством, обеспечивающим запуск силового агрегата и являющимся неотъемлемой частью электрооборудования. Как и любой другой механизм ВАЗ 2101, стартер со временем изнашивается и требует ремонта или полной замены. Для этого нужно знать, какой товар подходит для «копейки» и как ремонтировать в зависимости от возникшей проблемы.

Назначение и устройство

Основная функция стартера – проворачивать коленчатый вал двигателя с нужной частотой для запуска. Конструктивно устройство состоит из электродвигателя постоянного тока, напряжение питания которого подается от аккумуляторной батареи автомобиля. К основным конструктивным элементам стартера относятся:

  • корпус. Представляет собой деталь в форме цилиндра, в которой располагаются катушки возбуждения и сердечники;
  • якорь. Элемент изготовлен из легированной стали с запрессованным сердечником и пластинами;
  • втягивающее реле. Он подает питание на электродвигатель соответствующего механизма от замка зажигания и выбрасывает бендикс. Конструктивно реле использует два неподвижных и один подвижный токовый контакт;
  • Бендикс и приводное оборудование. Этот элемент предназначен для передачи крутящего момента от маховика к силовому агрегату через специальную шестерню, а также для разъединения ведущего колеса и маховика;
  • щётки и держатели щёток. Подают питание на контактные кольца якоря.

Устройство стартера ВАЗ 2101: 1 — крышка стартера со стороны привода; 2 — резиновая заглушка; 3 — рычаг привода; 4 — тяговое реле; 5 — полюс статора; 6 — сервисная катушка обмотки статора; 7 — шунтовая катушка обмотки статора; 8 — резиновая заглушка; 9 — защитная лента; 10 — втулка крышки; 11 — крышка со стороны коллектора; 12 — щётка; 13 — пружина щётки; 14 — тормозной диск крышки; 15 — корпус; 16 — стяжная шпилька;17 — якорь; 18 — ограничитель хода шестерни; 19 — обгонная муфта с шестерней привода; 20 — ограничительное кольцо; 21 — упорная шайба; 22 — регулировочная шайба

Принцип работы

Стартер работает кратковременно, так как не участвует в работе силового агрегата. Принцип работы соответствующего узла следующий:

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

  • водитель поворачивает ключ в замке зажигания в положение «старт», при этом ток идет от источника питания к замку и далее к тянущему реле пускового устройства;
  • бендикс зацепляется с маховиком;
  • замыкается цепь и питание подаётся на электромотор стартера;
  • запускается двигатель, а как только его обороты превысят обороты стартера, бендикс возвращается в начальное положение.

Схема соединений стартера ВАЗ 2101: 1 — стартер; 2 — удерживающая обмотка тягового реле; 3 — выключатель зажигания; 4 — генератор; 5 — блок предохранителей; 6 — втягивающая обмотка тягового реле; 7 — аккумуляторная батарея

Какие бывают

Стартеры подразделяются на два основных вида — редукторные и безредукторные.

Редукторные

Механизм с редуктором отличается меньшей потребляемой мощностью и размерами самого электродвигателя. Кроме того, устройство способно запускать силовой агрегат даже при минимальном заряде аккумулятора. В редукторном пускателе используются постоянные магниты. Поэтому возможные проблемы с катушечным блоком сведены к минимуму. Однако при интенсивном использовании механизма могут возникнуть проблемы с шестерней, обеспечивающей вращение. В большинстве случаев это связано с покупкой бракованного устройства.

Отличительной особенностью редукторного стартера является наличие редуктора

Безредукторные

Основное отличие безредукторного механизма от редукторного заключается в прямом воздействии на вращение шестерни. Преимуществом такого устройства является более простая конструкция и доступный ремонт. Кроме того, безредукторные стартеры имеют более длительный срок службы. К недостаткам можно отнести сложную эксплуатацию при низких температурах.

Выбор стартера

Изначально ВАЗ 2101 и другие классические Жигули оснащались пусковым агрегатом СТ-221, имевшим цилиндрический коллектор и мощностью 1,3 кВт. С 1986 года на «классику» стали устанавливать новый стартер 35.3708, также имевший мощность 1,3 кВт. Модернизированная конструкция взаимозаменяема с ST-221. Последний имел 2 рабочие обмотки и 2 шунтирующие обмотки, а новая версия имела 3 рабочие обмотки и 1 шунтирующую обмотку.

За «копейки» можно поставить стартер от импортного автомобиля, главное, чтобы крепление и технические характеристики соответствовали. Из бытовой техники можно установить механизмы от Шевроле Нивы или от инжекторной «семерки». ВАЗ 2101 может комплектоваться стартером одного из следующих производителей:

  • КЗАТЭ (Россия);
  • Dynamo (Болгария);
  • LTD Electrical (Китай);
  • БАТЭ или 425.3708 (Беларусь);
  • FENOX (Беларусь);
  • Eldix (Болгария);
  • Oberkraft (Германия).

В целом производителей стартеров существует гораздо больше и их можно классифицировать следующим образом:

  • оригинальные: Bosch, Cav, Denso, Ford, Magneton, Prestolite;
  • вторичные: Protech, WPS, Cargo, UNIPOINT.
Это может быть интерено  Устройство, ремонт и замена замка зажигания ВАЗ 2107 своими руками

Неисправности стартера

При эксплуатации автомобиля со стартером могут возникать различные проблемы. Каждая поломка проявляется своими характерными признаками, позволяющими быстро и правильно определить проблему и устранить ее в короткие сроки.

Стартер работает, но двигатель не запускается

Если слышно, что стартер функционирует, но мотор при этом не крутится, то неполадки могут быть следующего характера:

  1. Износ шестерни свободного хода. Это означает, что зацепления с зубьями маховика нет и вращение не происходит. Стираемость зубов — это нормально. Однако использование густого моторного масла, неправильная работа реле или продолжительная прокрутка стартера после того, как двигатель уже завелся, могут ускорить выход этой детали из строя. При износе зубьев будет слышен характерный гул устройства без дальнейших действий. На маховике также могут стираться зубья, что бывает довольно редко. При поломке шестерни стартера бендикс подлежит замене.
  2. Может выйти из строя сама вилка, сцепляющая шестерню с маховиком. В такой ситуации будет слышно, что реле сработало, но ведущая шестерня не покинула своего места. При такой проблеме стартер будет крутить, но без передачи крутящего момента на маховик.
  3. Возможна неправильная регулировка ведущего колеса бендикса, при котором оно не будет полностью входить в маховик. Происходит это при деформации пружины бендикса, поддерживающей шестерню. Если в такой ситуации попытаться продолжить запуск двигателя, то могут сломаться зубья на бендиксе или на самом маховике.
  4. Возможно, стартер не успевает прокрутить коленчатый вал до того, как произойдет запуск. Неисправность сводится к проблемам с питанием (провода, щетки, окислившиеся клеммы аккумулятора). В такой ситуации стартеру просто будет не хватать напряжения из-за просадки.

При износе бендикса стартер будет крутить, но двигатель запустить не удастся

Стартер щёлкает, но не крутит

Если стартер издаёт щелчки, но при этом больше ничего не происходит, то причины нужно искать в следующем:

  1. По одному сильному щелчку можно судить о том, что втягивающее реле работает, но мощности этого блока недостаточно для проворачивания двигателя. Если было предпринято несколько неудачных попыток, стартер необходимо разобрать для дальнейшей разборки и дефектовки деталей. Вероятными причинами этого явления могут быть износ щеток и втулок стартера, короткое замыкание или обрыв катушек, плохой контакт со шнуром питания, проблемы с втягивающим устройством или бендиксом.
  2. При нескольких щелчках неисправность кроется в магнитном реле, ненадежный контакт между самим пускателем и реле или массой. Перед началом ремонтных работ со стартером необходимо проверить надежность соединений, начиная от аккумулятора и заканчивая соединением проводов на блоке стартера.
  3. Неисправности бендикса (поломка зубьев или вилки).

Если двигатель заводится далеко не с первого раза, не стоит затягивать с диагностикой и ремонтом стартера, так как есть вероятность, что в ближайшее время двигатель просто не сможет запуститься.

Видео: стартер щёлкает, но не вращается на примере ВАЗ 2110

https://www.youtube.com/embed/M4lhK1TG-ZM

Треск при включении стартера

Случаются ситуации, когда стартер издает звуки в виде треска или скрежета при попытке запустить двигатель автомобиля. При этом неисправности могут носить следующий характер:

  1. Крепёж стартера к силовому агрегату ослаб, в результате чего возникает вибрация.
  2. Износился бендикс.
  3. Отсутствие либо недостаток смазывающего материала на валу, что привело к затруднённому перемещению бендикса.
  4. Поломка зубьев маховика.

Не включается стартер

Если стартер не реагирует на поворот ключа в замке зажигания, то причины нужно искать в следующем:

  1. Неисправность магнитного реле. Чтобы определить, что проблема именно в этом элементе, необходимо подать напряжение напрямую с аккумулятора на клемму пускового тока. Если мотор начинает крутить, причина очевидна – неисправно тяговое реле. В нем часто пригорает контактный никель, что потребует разборки устройства и очистки контактных элементов.
  2. Поломка замка зажигания. Иногда из строя выходит контактная группа, которую можно заменить без полной замены замка.
  3. Неисправности с подачей питания. Необходимо проверить всю цепь от источника напряжения до потребителя.
  4. Короткое замыкание в обмотке, что видно по характерному запаху гари и появлению дыма. В такой ситуации стартер необходимо демонтировать и заменить обмотки или перемотать старые.

Из-за подгорания контактов в контактной группе замка зажигания возможны проблемы с запуском стартера

Как проверить стартер на ВАЗ 2101

Если есть проблемы с «копеевым» стартером, проверить его можно обычным мультиметром после разборки изделия с автомобиля:

  1. После снятия устройства с машины очищаем его снаружи от загрязнений.
  2. Для проверки магнитного реле подключаем соответствующий вывод к «+» аккумуляторной батареи, а «-» к массе. Если механизм сработает, якорь будет толкать бендикс вперед. Если этого не произошло, продолжаем диагностику. Для проверки магнитного реле подаем питание на соответствующий вывод реле 1, а для проверки работоспособности стартера подключаем аккумулятор к другому контакту 2
    Чтобы проверить втягивающее реле, подаём питание на соответствующий вывод реле 1, а для проверки работоспособности стартера, АКБ соединяем с ещё одним контактом 2
  3. Для проверки цепей катушек статора разберите заднюю крышку агрегата и снимите щетки с направляющих, не касаясь корпуса. Включаем мультиметр на пределе прозвонки и подключаем щупы к корпусу и щеткам, меняя их поочередно. Если обрывов нет, прибор покажет сопротивление катушек в пределах 10 кОм. Если сопротивление больше, возможен обрыв или ненадежное соединение. При нулевом сопротивлении в обмотке произошло короткое замыкание. Нулевое сопротивление будет свидетельствовать о том, что в катушке произошло короткое замыкание
    Нулевое сопротивление укажет на то, что в катушке произошло замыкание
  4. Чтобы диагностировать стартер более детально, разбираем его.
  5. Проверяем якорь, которым соединяем один щуп блока с корпусом, другой по очереди с тяговыми кольцами. Если короткого замыкания нет, сопротивление должно быть в пределах 10 кОм. При отсутствии короткого замыкания прибор покажет около 10 кОм, а при обрыве бесконечное сопротивление
    При отсутстви замыкания прибор покажет около 10 кОм, а при обрыве — бесконечное сопротивление
Это может быть интерено  Разбираемся с блоком предохранителей ВАЗ 2105

Видео: диагностика ВАЗовского стартера

https://www.youtube.com/embed/_OyE9rnbmHQ

Ремонт стартера «копейки»

Определившись, что стартер нуждается в ремонте, изделие необходимо снять с машины. Для этого понадобится минимум инструментов:

  • ключ и головка на 13;
  • вороток;
  • отвёртки.

Как снять

Демонтируем устройство пуска следующим образом:

  1. Устанавливаем машину на смотровую яму.
  2. Снимаем с АКБ минусовую клемму.
  3. Ослабляем хомут и стягиваем патрубок забора тёплого воздуха.Ослабляем хомут патрубка забора тёплого воздуха
    Ослабляем хомут патрубка забора тёплого воздуха
  4. Отворачиваем гайки крепления щитка.Щиток воздухозаборника крепится двумя гайками на 13
    Щиток воздухозаборника крепится двумя гайками на 13
  5. Снимаем щиток.Отвернув крепёж, снимаем щиток
    Отвернув крепёж, снимаем щиток
  6. При помощи ключа на 13 откручиваем верхние болты крепления стартера к картеру сцепления. Стартер крепится тремя болтами к картеру сцепления, два верхних откручиваем
    Стартер крепится тремя болтами к картеру сцепления, откручиваем два верхних
  7. Опускаемся в яму и откручиваем воротком с головкой на 13 нижний крепёж.Нижний болт откручиваем при помощи головки и удлинителя
    Нижний болт откручиваем при помощи головки и удлинителя
  8. Смещаем устройство пуска вперёд и снимаем с реле разъём.С тягового реле снимаем разъём включения самого реле
    С тягового реле снимаем разъём включения самого реле
  9. Отворачиваем гайку, которой крепится провод, соединяющий втягивающее реле с плюсом АКБ.Силовую клемму с реле отворачиваем ключом на 13
    Силовую клемму с реле отворачиваем ключом на 13
  10. Демонтируем стартер с автомобиля, для чего выводим его между картером сцепления и приёмной трубой.Подав стартер в сторону, извлекаем его вверх
    Подав стартер в сторону, извлекаем его вверх
  11. После ремонта либо замены, установку производим в обратном порядке.

Как разобрать

Для разборки устройства понадобятся такие инструменты:

  • ключ рожковый на 10 и 13;
  • вороток или трещоточная рукоятка.

Для разборки стартера понадобится рожковый ключ на 10 и 13, а также вороток и трещотка

Сам процесс состоит из следующих шагов:

  1. Отпускаем гайку, удерживающую провод, идущий на втягивающее реле.Клемму питания обмотки стартера откручиваем ключом или головкой
    Клемму питания обмотки стартера откручиваем ключом или головкой
  2. Снимаем клемму.Ослабив гайку, вынимаем клемму из-под шайбы
    Ослабив гайку, вынимаем клемму из-под шайбы
  3. Крестовой отвёрткой откручиваем 3 винта.Реле к стартеру крепится тремя винтами, отворачиваем их отвёрткой
    Реле к стартеру крепится тремя винтами, отворачиваем их отвёрткой
  4. Демонтируем втягивающее устройство.Открутив крепёж, вынимаем тяговое реле из корпуса стартера
    Открутив крепёж, вынимаем тяговое реле из корпуса стартера
  5. Из корпуса извлекаем шток и пружину.Из корпуса втягивающего извлекаем пружину и шток
    Из корпуса втягивающего извлекаем пружину и шток
  6. Если ремонт сводится к замене реле, то ставим новое изделие и собираем всё обратно.
  7. Чтобы продолжить разборку стартера, откручиваем крепление задней крышки.Задняя крышка крепится двумя винтами. отворачиваем их
    Задняя крышка крепится двумя винтами. отворачиваем их
  8. Демонтируем крышку.После отворачивания винтов, снимаем заднюю крышку со стартера
    После отворачивания винтов, снимаем заднюю крышку со стартера
  9. Оцениваем состояние щёток, открутив винты крепления проводов плоской отвёрткой и поддев пружину. При необходимости меняем угли Щетки удерживаются в щеткодержателе, а шнур фиксируется винтом
    Щётки удерживаются в щеткодержателе, а провод фиксируется винтом
  10. Мультиметром диагностируем состояние обмоток стартера.
  11. Плоской отвёрткой поддеваем и снимаем стопор и шайбу.Стопор поддеваем отвёрткой, после чего снимаем его и шайбу
    Стопор поддеваем отвёрткой, после чего снимаем его и шайбу
  12. Ключом на 10 откручиваем крепёж и извлекаем его.Стяжные болты откручиваем ключом на 10
    Стяжные болты откручиваем ключом на 10
  13. Разбираем части корпуса.Отвернув болты, разъединяем части корпуса
    Отвернув болты, разъединяем части корпуса
  14. Проверяем состояние якоря и обмоток. Если есть частичное пригорание пластин, зачищаем их мелкой наждачной бумагой. Если ожог сильный, рекомендуется заменить деталь. Если есть царапины от втулок на анкере, их также зачищаем наждачной бумагой.
  15. Проверяем якорь на предмет замыканий.
  16. С передней крышки снимаем уплотнитель.На передней крышке находится уплотнитель, снимаем его
    На передней крышке находится уплотнитель, снимаем его
  17. С оси ротора удаляем регулировочную шайбу, не забывая установить её при монтаже.При разборке с якоря удаляем регулировочную шайбу
    При разборке с якоря удаляем регулировочную шайбу
  18. Вынимаем шплинт из оси рычага.Расшплинтовываем ось рычага
    Расшплинтовываем ось рычага
  19. Подходящим инструментом выбиваем ось.Бородком выбиваем ось
    Бородком выбиваем ось
  20. Демонтируем ротор вместе с вилкой и бендиксом.Снимаем якорь вместе с вилкой и бендиксом
    Снимаем якорь вместе с вилкой и бендиксом
  21. Поддевая отвёрткой, снимаем вилку.Поддев вилку отвёрткой, снимаем её с якоря
    Поддев вилку отвёрткой, снимаем её с якоря
  22. Вращение шестерни в одну сторону должно быть свободным и полностью отсутствовать при попытке провернуть ее в другую сторону. На нем не допускаются чипсы и горшки с зубьями. Если шестерня или сцепление неисправны, мы заменяем деталь.
  23. С помощью ключа на 13 и молотка сбиваем ограничивающий элемент со стопора.Наставив ключ на 13, сбиваем молотком ограничитель со стопора
    Наставив ключ на 13, сбиваем молотком ограничитель со стопора
  24. Зацепляем стопор отвёрткой и снимаем его.Поддеваем стопор отвёрткой и снимаем его с вала
    Поддеваем стопор отвёрткой и снимаем его с вала
  25. Стягиваем бендикс с оси ротора.Демонтируем бендикс с якоря
    Демонтируем бендикс с якоря
Это может быть интерено  Самостоятельный ремонт и замена блока предохранителей на ВАЗ 2107 карбюратор и инжектор

Видео: как разобрать стартер на «классике»

https://www.youtube.com/embed/XcI4wjL6Dto

Замена втулок

При износе втулок стартер будет туго вращаться из-за перекоса якоря. Для их замены понадобится следующий перечень:

  • новые втулки;
  • молоток;
  • наставка;
  • развёртка на 12 мм.

Работу проводим на разобранном стартере в таком порядке:

  1. Втулки расположены в передней крышке и задней части механизма.Втулки стартера находятся в передней и задней крышке
    Втулки стартера находятся в передней и задней крышке
  2. Аккуратно выбиваем их при помощи молотка и подходящей наставки, избегая перекосов.Демонтируем втулки, используя подходящую наставку
  3. После удаления старой втулки сравниваем её с новой деталью.Старая втулка имеет сильную выработку
    Старая втулка имеет сильную выработку
  4. На новые элементы наносим любую смазку и вдавливаем их молотком в монтажные отверстия. Деталь должна влезать без особых усилий. Если он забился, края следует обработать мелкой наждачной бумагой. В противном случае корпус может треснуть, если вы приложите слишком большое усилие.
  5. После запрессовки втулок обрабатываем их изнутри специальной разверткой. После этого якорь должен свободно проворачиваться во втулке без люфта.Для подгонки внутреннего диаметра втулок под ось ротора используем развертку на 12 мм
    Для подгонки внутреннего диаметра втулок под ось ротора используем развёртку на 12 мм

Видео: замена втулок стартера

https://www.youtube.com/embed/L8-pZO5mkd4

Ремонт втягивающего реле

Для проведения ремонта тягового реле понадобится глубокая торцевая головка на 8, трещотка и мелкая наждачка. Процедуру выполняем следующим образом:

  1. Откручиваем три гайки головкой на 8.Откручиваем крепление крышки реле к корпусу
    Откручиваем крепление крышки реле к корпусу
  2. Вынимаем болты.Отвернув гайки, надавливаем на болты и извлекаем их из корпуса
    Отвернув гайки, надавливаем на болты и извлекаем их из корпуса
  3. Ключом на 13 отворачиваем контактные пятаки.Силовые контакты крепятся гайками под ключ на 13
    Силовые контакты крепятся гайками под ключ на 13
  4. Аккуратно демонтируем крышку, чтобы не оторвать проводок.Аккуратно снимаем крышку реле, чтобы не повредить проводок
    Аккуратно снимаем крышку реле, чтобы не повредить проводок
  5. Вынимаем контакты наружу.Контактные пятаки вынимаем из крышки
    Контактные пятаки вынимаем из крышки
  6. Оба пятака и центральную медную пластину зачищаем наждачкой.Контакты зачищаем при помощи мелкой наждачки, чтобы удалить подгоревшие участки
    Контакты зачищаем при помощи мелкой наждачки, чтобы удалить подгоревшие участки
  7. Собираем втягивающее устройство в обратном порядке.

Замена щёток

На стартере ВАЗ 2101 используются 4 щетки. Каждый из них можно снять через отверстие при условии, что стартер снят с автомобиля. Щетки изготовлены из графита со встроенной медной проволокой и алюминиевым наконечником. Минимально допустимая длина угольков должна быть 12 мм, если меньше, то изменим. Для замены щеток необходимо открутить крепления в соответствии с пунктом 9 разобрать стартер, а затем установить все на место.

На стартере ВАЗ 2101 используется 4 щётки из графита

Сборка устройства

Процесс монтажа производим таким образом:

  1. Если нужно, меняем муфту и ставим её в обратной последовательности.
  2. Стопорное кольцо монтируем на место помощи молотка и ключа.Стопорное кольцо монтируем на ось якоря
    Стопорное кольцо монтируем на ось якоря
  3. С помощью воздуха под давлением мы удаляем пыль от древесного угля из щеткодержателя и корпуса. На пластиковые поверхности и ведущее кольцо наносим Литол-24, а на втулки якоря, шлицы винтов и ступицы бендикса муфты моторное масло.
  4. Прежде чем собрать корпус, вставляем болты в отверстия.Перед сборкой корпуса вставляем стяжные болты
    Перед сборкой корпуса вставляем стяжные болты
  5. Для установки стопора надавливаем на ротор со стороны бендикса.Чтобы установить стопор необходимо надавить на якорь со стороны бендикса
    Чтобы установить стопор необходимо надавить на якорь со стороны бендикса
  6. Последующий монтаж выполняем в обратном порядке.

При сборке пускового устройства изоляцию надеваем на тот болт, который может коротить на медную шину, соединяющую катушки статора.

Любая проблема, возникшая со стартером «копейки», может быть выявлена ​​и устранена без каких-либо специальных приспособлений. Для этого понадобится мультиметр и стандартный набор инструментов, которые есть у каждого автовладельца. При соблюдении пошаговой инструкции ремонт возможен даже в гаражных условиях.

Оцените статью