Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Особенности конструкции и самостоятельный ремонт трамблёра ВАЗ 2107

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Пропуски зажигания ВАЗ 2107, вне зависимости от типа самой системы (контактная или бесконтактная), часто связаны с переключателем-распределителем (трамблером). Несмотря на сложную электромеханическую конструкцию, практически все поломки можно устранить своими руками.

Прерыватель-распределитель зажигания «семёрки»

Распределитель служит для формирования пульсирующего напряжения в низковольтной цепи системы зажигания, а также для распределения высоковольтных импульсов на свечи зажигания. Кроме того, к особенностям можно отнести автоматическую регулировку угла опережения зажигания.

Какие трамблёры бывают

В ВАЗ 2107 в зависимости от типа системы зажигания могут применяться два типа трамблера: контактный и бесконтактный. По внешнему виду они практически не отличаются. Отличие между ними заключается в устройстве, отвечающем за формирование импульса в низковольтной цепи системы. У первых за эту функцию отвечает группа контактов, у вторых электромагнитный датчик, работа которого основана на эффекте Холла. Во всем остальном принцип работы агрегатов идентичен.

Контактный трамблёр

Дилеры контактного типа комплектовали все модели и модификации Жигулей до начала 90-х годов прошлого века. На ВАЗ 2107 устанавливался трамблер с заводским номером 30.3706.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Контактный трамблёр внешне ничем не отличается от бесконтактного

Конструкция контактного прерывателя-распределителя зажигания 30.3706

Контактный трамблёр состоит из следующих элементов:

  • корпус;
  • ротор (вал);
  • бегунок (вращающийся контакт);
  • контактный прерыватель;
  • конденсатор;
  • центробежный и вакуумный регуляторы угла опережения зажигания;
  • крышка с основными (центральными) и четырьмя боковыми контактами Отличие конструкции контактных и бесконтактных распределителей заключается только в устройстве, формирующем импульс
    Разница в конструкции контактного и бесконтактного трамблёров заключается лишь в устройстве, формирующем импульс

Корпус и вал

Основа устройства отлита из алюминия. В верхней части запрессована металлокерамическая втулка, играющая роль опорного подшипника вала распределителя. Боковая стенка корпуса оснащена масляным винтом, который смазывается через втулку для уменьшения трения. Нижняя часть вала (вала) имеет шлицы для соединения дополнительных элементов двигателя с ведущей шестерней. С их помощью он запускается.

Вал устройства приводится в движение шестернёй привода дополнительных агрегатов двигателя

Бегунок

В верхней части ротора установлен ползунок. Он изготовлен из пластика и имеет два контакта, соединенных через резистор. Их задача снимать напряжение с катушки через центральный электрод и передавать его на боковые контакты крышки распределителя. Резистор используется для устранения радиопомех.

Бегунок имеет два контакта, соединенных между собой через резистор

Прерыватель и конденсатор

Механизм переключателя включает в себя группу контактов и гребенку с четырьмя выступами. Контакты закреплены на подвижной пластине, вращение которой обеспечивается шарикоподшипником. Для регулировки зазора между контактами одно из монтажных отверстий выполнено в форме овала. Подвижный контакт расположен на подпружиненном рычаге. Другой контакт неподвижен. В покое они закрыты.

Кулачок представляет собой утолщенную часть оси. Его выступ служит для приведения в действие подвижного контакта. Когда вал переключателя-распределителя начинает вращаться, кулачок упирается в блок подвижного контакта одним из своих выступов, отводя его в сторону. При этом выступ обходит блок и контакт возвращается на место. Вот таким простым способом замыкается и размыкается низковольтная цепь в контактной системе зажигания.

Формирование импульса осуществляется за счет размыкания контактов прерывателя

Несмотря на то, что напряжение на контактах небольшое, при их размыкании все же образуется искра. Для устранения этого явления в цепи переключателя установлен конденсатор. Он прикручен к корпусу распределителя.

Конденсатор предотвращает образование искры на контактах во время их размыкания

Центробежный регулятор

Первичная регулировка момента искрообразования на автомобилях ВАЗ 2107 осуществляется путем поворота всего трамблера. Дальнейшие настройки выполняются автоматически. Функция центробежного регулятора заключается в изменении угла опережения зажигания в зависимости от числа оборотов коленчатого вала двигателя.

Основой конструкции механизма является основание и токопроводящие пластины. Первый припаян к втулке, подвижно закрепленной на валу распределителя. Он может вращаться относительно вала с амплитудой 15°. Сверху он имеет два вала, на которых установлены грузы. Приводной диск расположен на верхнем конце вала. Пластины соединены двумя пружинами разной жесткости.

Центробежный регулятор корректирует угол зажигания в зависимости от оборотов коленвала

По мере увеличения оборотов двигателя увеличивается и центробежная сила. Он сначала преодолевает сопротивление более мягкой пружины, затем более жесткой. Грузики вращаются на своих осях и боковыми выступами упираются в донную пластину, заставляя ее поворачиваться ползунком вправо, увеличивая тем самым угол опережения зажигания.

Проворачивание опорной пластины обеспечивается центробежной силой
Это может быть интерено  Диагностика, установка и регулировка зажигания инжекторных и карбюраторных моделей ВАЗ 2107

Вакуумный регулятор

Вакуумный регулятор крепится к корпусу распределителя. Его роль заключается в регулировке угла зажигания в зависимости от нагрузки на силовую установку. Конструкция устройства состоит из бака, мембраны с размещенным в ней штоком, а также шланга, посредством которого регулятор соединяется с первичной камерой карбюратора.

Вакуумный регулятор корректирует угол зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель

Когда в карбюраторе возникает вакуум, он по шлангу передается в бачок нашего агрегата. Там создается вакуум. Когда это происходит, диафрагма перемещает шток, и он воздействует на вращающуюся пластину переключателя, поворачивая ее против часовой стрелки, увеличивая угол опережения зажигания.

Пластина прерывателя вращается под действием разрежения, создаваемого в карбюраторе

Неисправности трамблёра контактного типа и их признаки

С учетом того, что распределитель является достаточно сложным устройством, он подвержен влиянию ряда негативных факторов, способных вывести из строя его конструктивные элементы. Именно поэтому неисправностей в распределителе может быть много. Ну а если говорить о частых поломках устройства, то к ним относятся:

  • электрический пробой крышки;
  • износ центрального электрода или боковых контактов крышки;
  • подгорание контактов бегунка;
  • электрический пробой конденсатора;
  • нарушение зазора между контактами прерывателя;
  • износ подшипника подвижной пластины.При сильном износе контактов крышку нужно заменить
    При сильном износе контактов крышку нужно заменить

Каждая из перечисленных ошибок имеет свои симптомы, но в большинстве случаев они носят одинаковую природу. В случае поломки крышки трамблера, износа или обгорания контактов или контактов бегунка ухудшатся характеристики двигателя. То же самое произойдет, если зазор между контактами выключателя нарушен, они загрязнены или подгорели. При этом чаще всего наблюдаются:

  • вибрация;
  • перегрев;
  • пропуски зажигания;
  • изменение цвета выхлопа;
  • редкие «прострелы» в системе отвода газов;
  • увеличение расхода бензина.Неисправный бегунок можно заменить самостоятельно
    Неисправный бегунок можно заменить самостоятельно

Выход из строя подшипника подвижной пластины может сопровождаться характерным свистом или визгом, исходящим из-под крышки.

Ремонт бесконтактного распределителя

Для выявления и устранения неисправности требуется тщательная диагностика, предполагающая разборку и демонтаж устройства. Единственный элемент трамблера, который можно проверить, не разбирая его, это конденсатор. Начнем с него.

Проверка конденсатора

Как уже упоминалось, конденсатор работает как своеобразный искрогаситель. Предотвращает образование электрической дуги между контактами выключателя в момент их размыкания. Чтобы проверить его работоспособность, выполните следующие действия:

  1. Отсоединить провод низкого напряжения, соединяющий катушку и трамблёр.
  2. Отсоединить от трамблёра провод конденсатора.
  3. Эти два провода подключить к обычной двенадцативольтовой автомобильной лампе.
  4. Включить зажигание. Если лампа загорелась — конденсатор пробит.
  5. Заменить конденсатор, проверить, как работает двигатель.Горящая лампа свидетельствует о неисправности конденсатора
    Горящая лампа свидетельствует о неисправности конденсатора

Снятие трамблёра с двигателя

Распределитель установлен в блоке двигателя с левой стороны. Он крепится к специальному кронштейну с помощью одной гайки. Для разборки устройства необходимо:

  1. Отключить провод «-» от клеммы аккумулятора.
  2. Отстегнуть две защёлки, крепящие крышку прерывателя-распределителя к корпусу.
  3. Отсоединить от крышки все бронепровода.Провода высокого напряжения отсоединяются от крышки трамблёра
    Провода высокого напряжения отсоединяются от крышки трамблёра
  4. Снять шланг вакуумного регулятора со штуцера на резервуаре.Шланг легко снимается рукой
    Шланг легко снимается рукой
  5. С помощью ключа на «7» открутить гайку крепления низковольтного провода.Провод зафиксирован гайкой
    Провод зафиксирован гайкой
  6. Ключом на «13» открутить гайку крепления трамблёра.Гайка откручивается ключом на «13»
    Гайка откручивается ключом на «13»
  7. Вынуть трамблёр из его посадочного гнезда.Чтобы вынуть трамблёр из отверстия в блоке двигателя, аккуратно потяните его вверх
    Чтобы вынуть трамблёр из отверстия в блоке двигателя, аккуратно потяните его вверх

Разборка трамблёра и замена неисправных элементов

Определить работоспособность каждой детали устройства можно уже на этапе его разборки. Для этого нужно:

  1. Внимательно осмотрите крышку распределителя снаружи и изнутри. Особое внимание следует уделить центральному электроду (угольному) и боковым контактам. Если обнаружено, что они изношены, повреждены или сильно обожжены, крышку необходимо заменить. Если контакты повреждены, крышку необходимо заменить
    Если контакты разрушены, крышку нужно заменить
  2. С помощью омметра (мультиметр включен в режим омметра) измерить сопротивление ползунка. Для этого подключите щупы прибора к клеммам бегунка. Сопротивление хорошего резистора колеблется в пределах 4-6 кОм. Если показания прибора отличаются от указанных, замените резистор или бегунок. Сопротивление должно быть в пределах 4-6 кОм
    Сопротивление должно быть в пределах 4–6 кОм
  3. Тонкой плоской отвёрткой выкрутить два винта крепления бегунка. Демонтировать бегунок.Бегунок крепится двумя винтами
    Бегунок крепится двумя винтами
  4. Толкайте грузики в противоположные стороны, проверяйте амплитуду их движения и состояние пружин. При необходимости смажьте грузы и их валы антикоррозийным средством (WD-40 или подобным). Если вы чувствуете, что пружины растянуты, замените их. Если пружины растянуты и ослаблены, их необходимо заменить
    Если пружины растянуты и болтаются, их нужно заменить
  5. Очистить нижнюю часть корпуса и вала трамблёра от грязи, следов масла.
  6. С помощью молотка и пробойника выбейте соединительный штифт оси. Извлеките штифт с помощью плоскогубцев. Используйте молоток и пробойник, чтобы выбить стопорный штифт и снять его
    С помощью молотка и выколотки следует выбить фиксирующий штифт и извлечь его
  7. Снять муфту, вынуть вал из корпуса распределителя. Внимательно осмотрите ось на наличие износа шлицов в нижней части, а также следов деформации. После обнаружения таких дефектов замените ось. При наличии признаков деформации ось подлежит замене
    При выявлении следов деформации вал нужно заменить
  8. Используя ключ на «7», открутить гайку, фиксирующую наконечник провода, идущего от конденсатора. Отсоединить наконечник, отвести его в сторону.
  9. Плоской отвёрткой выкрутить винт фиксации конденсатора. Снять конденсатор.Конденсатор крепится к корпусу при помощи одного винта
    Конденсатор крепится к корпусу при помощи одного винта
  10. Проверьте работу регулятора вакуума. Для этого наденьте ранее снятый шланг на разъем. Используйте рот, чтобы создать вакуум на другом конце трубки. Наблюдайте за поведением подвижной пластины переключателя. Если он реагирует поворотом против часовой стрелки, регулятор работает. В противном случае регулятор следует заменить Для проверки регулятора необходимо создать вакуум
    Для проверки регулятора необходимо создать разрежение
  11. При помощи плоской отвёртки аккуратно сдвинуть шайбу с оси тяги вакуумного регулятора.Тяга крепится с помощью стопорной шайбы
    Тяга крепится с помощью стопорной шайбы
  12. Открутить два винта, фиксирующих регулятор к корпусу распределителя.Регулятор зафиксирован двумя винтами
    Регулятор зафиксирован двумя винтами
  13. Снять вакуумный регулятор.Регулятор снимается вместе с тягой
    Регулятор снимается вместе с тягой
  14. С помощью ключа на «7» и шлицевой отвертки откручиваем две гайки крепления контактной группы (винт нужно придерживать с другой стороны отверткой). При откручивании винтов держите гайки с противоположной стороны
    При откручивании винтов необходимо придержать гайки с обратной стороны
  15. Извлечь из корпуса винт со втулкой, снять с него наконечник группы контактов.
  16. Отсоединить контактную группу.Контактная группа зафиксирована при помощи двух винтов
    Контактная группа зафиксирована при помощи двух винтов
  17. Осмотрите контакты на предмет обгорания или деформации. При обнаружении существенных дефектов замените узел. Если контакты слегка подгорели, зачистите их мелкой наждачной бумагой.
  18. Используя отвёртку, открутить винты фиксации удерживающих пластин.Винты пластин откручиваются плоской отвёрткой
    Винты пластин откручиваются плоской отвёрткой
  19. Вынуть подвижную пластину и её подшипник из корпуса трамблёра.Подвижная пластина снимается вместе с подшипником
    Подвижная пластина снимается вместе с подшипником
  20. Проверьте состояние подшипника, повернув его пальцами. Он должен легко вращаться без заеданий. В противном случае деталь подлежит замене, подшипник должен вращаться легко, без заеданий
    Подшипник должен вращаться легко, без заеданий
Это может быть интерено  Как самому проверить и отремонтировать стартер ВАЗ 2105

Видео: разборка и ремонт контактного трамблёра

https://www.youtube.com/embed/Qbv3jNaL4iQ

Монтаж трамблёра и установка момента зажигания

Распределитель собирается после замены неисправных деталей в обратной последовательности. На данном этапе нет необходимости устанавливать крышку устройства. Чтобы установить трамблер и выставить правильный угол опережения зажигания, следует:

  1. Включить нейтральную передачу.
  2. Установите трамблер на место, не забудьте уплотнительное кольцо. Соединение блока и корпуса распределителя должно быть уплотнено специальным кольцом
    Соединение блока и корпуса трамблёра обязательно уплотняется специальным кольцом
  3. Зафиксировать устройство гайкой, не затягивая её до упора.На этапе установки гайку затягивать не нужно
    На этапе установки гайку затягивать не нужно
  4. Наденьте ключ «38» на гайку крепления шкива коленчатого вала. Используйте его, чтобы повернуть коленчатый вал по часовой стрелке, пока метка на шкиве не совпадет с центральной меткой на крышке ГРМ. При этом золотник распределителя должен быть направлен в сторону первого цилиндра. Золотник должен образовывать прямой угол с головкой блока
  5. Подключите провода (кроме высоковольтных) и шланг к вакуумному регулятору к распределителю. Чтобы было легче надевать шланг на муфту, конец можно немного смазать маслом
    Чтобы шланг легче было надеть на штуцер, его конец можно немного смазать маслом
  6. Возьмите контрольную лампу. Подсоедините от него один провод к контактному болту трамблера, другой – к «массе» автомобиля. Лампа подключается к «массе» автомобиля и контактному болту распределителя
    Лампа подключается к «массе» автомобиля и контактному болту распределителя
  7. Включить зажигание. Если лампа горит, возьмитесь руками за корпус распределителя и медленно поверните его против часовой стрелки, остановившись в момент выключения лампы. Если лампа не горит, поверните устройство по часовой стрелке, пока оно не включится. Распределитель необходимо медленно вращать, пока не загорится лампа
    Трамблёр нужно медленно вращать до включения лампы
  8. Зафиксировать трамблёр гайкой. Затянуть её ключом на «13».

Видео: установка момента зажигания

https://www.youtube.com/embed/k5qV2dOcz9Y

Установка угла замкнутого состояния контактов

От того, насколько правильно выставлен угол замкнутого состояния контактов (зазор между контактами), зависит стабильность работы двигателя. Для его настройки нужно:

  1. Ключом «на 38», накинутым на гайку шайбы коленчатого вала, провернуть вал до упора подвижного контактного рычага в один из выступов кулачка. Когда кулачок упрется одним из выступов в рычаг, стопорные контакты разомкнутся
    Когда кулачок упрётся одним из своих выступов в упор рычага, контакты разомкнутся
  2. Используя набор свечных щупов, измерить зазор между контактами. Он должен быть в пределах 0,3–0,45 мм.Зазор должен быть в пределах 0,3–0,45 мм
    Зазор должен быть в пределах 0,3–0,45 мм
  3. Если расстояние не соответствует указанному, ослабьте винт крепления контактной группы плоской отверткой. С помощью того же инструмента ослабьте винт регулировки зазора. Для установки правильного зазора необходимо ослабить крепление контактной группы и сдвинуть ее в правильном направлении. Расстояние устанавливается сдвигом контактной группы
    Зазор выставляется путём смещения контактной группы
  4. Затянуть винт регулировки отвёрткой.
  5. Повторно замерить зазор между контактами.
  6. При необходимости повторить регулировку.
Это может быть интерено  Бесконтактное зажигание ВАЗ 2106: устройство, схема работы, руководство по установке и настройке

После проведения этих работ можно устанавливать крышку на корпус трамблёра, подсоединять высоковольтные провода и пробовать запускать двигатель.

Бесконтактный трамблёр

В «семерках» с бесконтактной системой зажигания используется трамблер типа 38.3706. Как уже было сказано, конструкция бесконтактного распределителя аналогична контактному, за исключением механизма, отвечающего за создание электрических импульсов в низковольтной цепи системы. Здесь вместо контактной группы эту функцию выполняет датчик Холла. Что касается неисправностей бесконтактного распределителя, то они такие же, как и у контактного, поэтому рассматривать их повторно нецелесообразно. А вот о датчике стоит поговорить подробнее.

В бесконтактном трамблёре вместо контактной группы установлен датчик Холла

Датчик Холла

Работа датчика основана на явлении индукции. В основе конструкции устройства постоянный магнит и полый цилиндрический экран с четырьмя вырезами в форме короны. Сетка прочно прикреплена к валу распределителя. При вращении вала выступы и вырезы «венца» проходят через прорезь магнита. Это переключение вызывает изменение магнитного поля. Сигналы от датчика поступают на коммутатор, который преобразует их в электрические импульсы.

Работа датчика построена на явлении индуктивности

При выходе из строя датчика Холла двигатель может вообще не запускаться, либо запускаться с трудом и работать с перебоями. Датчик ремонту не подлежит, но проверить работоспособность можно самостоятельно.

Проверка датчика Холла

Существует несколько способов диагностики датчика. Самый простой из них предполагает замену тестируемого устройства на заведомо исправное. Второй способ заключается в измерении напряжения на клеммах датчика вольтметром. Измерения производятся на 2 и 3 выводах прибора. Напряжение между ними должно быть 0,4-11 В. Если напряжения нет или оно не соответствует заданным параметрам, датчик подлежит замене.

Напряжение между 2 и 3 выводами должно быть 0,4–11 В

Вы можете проверить работоспособность устройства, смоделировав его работу. Для этого от крышки трамблера отсоедините центральный высоковольтный провод, вставьте в него исправную свечу зажигания и установите ее так, чтобы «юбка» касалась «массы» автомобиля. Затем нужно отсоединить разъем датчика от трамблера, включить зажигание и замкнуть контакты 2 и 3 между собой. Если на свече появляется искра при коротком замыкании, датчик исправен, в противном случае блок подлежит замене.

Замена датчика Холла

Для замены датчика потребуется снять трамблёр с двигателя. Порядок дальнейших работ следующий:

  1. Снимаем крышку, отстегнув защёлки.
  2. Демонтируем бегунок.
  3. Выколоткой и пассатижами извлекаем штифт крепления муфты вала.
  4. Вынимаем вал из корпуса.
  5. Отсоединяем тягу вакуумного корректора.
  6. Выкручиваем плоской отвёрткой два винта, которые крепят датчик.Датчик прикручен двумя винтами
    Датчик прикручен двумя винтами
  7. Снимаем датчик Холла.Когда винты будут выкручены, датчик легко снимется
    Когда винты будут выкручены, датчик легко снимется
  8. Устанавливаем на его место новую деталь.
  9. Производим сборку и установку трамблёра в обратном порядке.

Октан-корректор

Не секрет, что бензин, который мы покупаем на АЗС, часто не соответствует стандартам, предъявляемым производителем автомобиля для нормальной работы двигателя. В результате использования такого топлива может произойти засорение топливной системы, увеличение количества отложений на деталях поршневой группы и снижение производительности двигателя. Но самое опасное для силового агрегата – это детонация, которая возникает из-за использования низкооктанового бензина.

В автомобилях с электронной системой управления детонация устраняется с помощью специального датчика и блока управления. Такие элементы есть в инжекторной «семерке». ЭБУ получает сигнал от датчика, обрабатывает его и автоматически корректирует угол опережения зажигания, увеличивая или уменьшая его. В карбюраторной ВАЗ 2107 такого оборудования нет. Водители должны сделать это вручную, повернув трамблер вышеописанным способом.

Электронный блок устанавливается в моторном отсеке

Но есть специальное электронное устройство, которое не позволяет регулировать угол зажигания после каждой заправки. Октан-корректор называется. Устройство состоит из двух частей: электронного блока, установленного в моторном отсеке, и панели управления, расположенной в салоне автомобиля.

Панель устанавливается в салоне автомобиля, в удобном и легкодоступном месте

Когда водитель замечает, что поршневые пальцы начинают «звенеть», водитель поворачивает кнопку на панели управления устройства, что рано или поздно производит включение зажигания. Стоит такое устройство около 200-400 рублей.

Распределитель «Семерка» на самом деле сложное устройство, но если вы понимаете его устройство и принцип работы, то сможете легко обслуживать, ремонтировать и настраивать его самостоятельно.

Оцените статью