Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Ремонт и замена блока предохранителей ВАЗ 2104 своими руками

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Одним из важных элементов электрооборудования ВАЗ 2104 являются предохранители, заключенные в специальный блок. Из-за низкой надежности, присущей этому устройству, периодически приходится не только менять плавкие вставки, но и ремонтировать печатную плату. Для восстановления монтажного блока не обязательно обращаться в сервис, так как ремонт под силу даже владельцу Жигулей без опыта.

Предохранители ВАЗ 2104

Предохранители ВАЗ «четверка», как и в любом другом автомобиле, предназначены для размыкания защищаемой ими электрической цепи в результате перегорания специальной вставки. Разрушение происходит в момент превышения тока, на который рассчитан защитный элемент. Сила тока предохранителя выбирается в зависимости от допустимой нагрузки в защищаемой им цепи и зависит от подключенных к нему потребителей. При возникновении аварийной ситуации сначала должна выйти из строя плавкая вставка, отключить электропитание и спасти машину от пожара. Предохранитель выходит из строя по нескольким причинам:

  • короткое замыкание, которое возможно при повреждении изоляции проводов либо неправильном монтаже электроприборов;
  • Предохранитель не соответствует цепи, в которой он установлен. Это возможно при неправильной установке плавкой вставки, рассчитанной на меньший ток.

На ВАЗ 2104 устанавливались разные предохранители, но назначение у них одно — защита электрических цепей

Поскольку от состояния предохранителей зависит работоспособность всех потребителей автомобиля, стоит остановиться на их замене, поиске и устранении возможных проблем.

Блок под капотом

ВАЗ 2104 оборудован блоком предохранителей (БП), который также называют монтажным блоком, расположенным под капотом со стороны пассажира. Узел содержит не только защитные элементы, но и реле, отвечающие за коммутацию тех или иных устройств.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Блок предохранителей на ВАЗ 2104 располагается в подкапотном пространстве напротив пассажирского сиденья

Как определить сгоревший предохранитель

При возникновении проблем с электрической частью «четверки» необходимо сначала заглянуть в монтажный блок и проверить целостность предохранителей, и только после этого приступать к более детальному поиску неисправности. Конструктивно элемент защиты может различаться, в зависимости от БП, установленного на машине. Проверить плавкую вставку на неисправность можно следующими способами:

  • визуально;
  • мультиметром.

Визуальный осмотр

Предохранители сконструированы таким образом, что по их внешнему виду можно определить их назначение. Для цилиндрических элементов снаружи ставится специальная вставка, и повреждение нельзя не заметить. Элементы флага оснащены с внутренней стороны плавкой вставкой, но благодаря прозрачному корпусу состояние можно оценить визуально на просвет. Перегоревший предохранитель будет иметь перегоревший предохранитель.

Определить целостность ножевого предохранителя довольно просто, поскольку элемент имеет прозрачный корпус

Проверка мультиметром или контролькой

С помощью прибора можно проверить предохранитель по напряжению и сопротивлению. В первом случае деталь диагностируется непосредственно в сборочном блоке. Для этого выполните следующие действия:

  1. Устанавливаем прибор на предел измерения напряжения.
  2. Включаем в автомобиле цепь, защищаемую плавкой вставкой (печку, фары и т. п.).
  3. Мультиметром или контрольной (контрольной лампочкой) проверяем напряжение на одном контакте предохранителя, а затем на другом. Если на одной из клемм нет напряжения, это означает, что предохранитель перегорел и его необходимо заменить.

Видео: проверка плавких вставок без демонтажа с машины

https://www.youtube.com/embed/Ath1RD4UWgI

Для диагностики защитных элементов по сопротивлению выполняют следующие шаги:

  1. На мультиметре выбираем режим измерения сопротивлений или прозвонки.Для проверки предохранителя выбираем соответствующий предел на приборе
    Для проверки предохранителя выбираем соответствующий предел на приборе
  2. Вынимаем из блока проверяемый элемент.
  3. Соединяем щупы прибора с контактами предохранителя.Выполняем проверку путём касания щупами прибора контактов предохранителя
    Выполняем проверку путём касания щупами прибора контактов предохранителя
  4. Если деталь исправна, мы увидим на экране показания нулевого сопротивления, что говорит о том, что вставка исправна. В случае обрыва сопротивление будет бесконечно большим, что будет свидетельствовать о необходимости замены элемента Бесконечное значение сопротивления будет свидетельствовать об обрыве плавкой вставки
    Бесконечное значение сопротивления укажет на обрыв плавкой вставки

Некоторые автовладельцы при повреждении предохранителя заменяют его монеткой или куском проволоки. Однако такое решение проблемы неправильно и опасно. Если в цепи произойдет короткое замыкание, то монета или провод не сгорят, как это было бы с предохранителем, а провода начнут плавиться.

Старый образец блока предохранителей

Четвертая модель «Жигулей» оснащалась двумя типами монтажных блоков — старыми и новыми. Несмотря на некоторые различия, оба узла выполняют одну и ту же функцию. Внешне блоки отличаются разным расположением вставок и реле. Старая версия блока комплектовалась только карбюраторной «четверкой», хотя доработанный блок можно установить и на автомобиль с карбюраторным силовым агрегатом. Старая конструкция предусматривает установку 17 предохранителей подряд и 6 реле. Вкладыши удерживаются пружинными контактами, что отрицательно сказывается на надежности блока. В результате при больших токах и предохранитель, и контакты нагреваются, что постепенно приводит к деформации и окислению.

Это может быть интерено  Назначение искры на ВАЗ 2106, причины её отсутствия и устранение неисправностей

Старый монтажный блок состоит из 17 цилиндрических предохранителей и 6 реле

Блок предохранителей выполнен на двух печатных платах, размещенных в корпусе друг над другом и соединенных перемычками. Поскольку конструкция несовершенна, ремонт вызывает много вопросов. Основные сложности вызывает проблема отключения плат для восстановления, что иногда необходимо при перегорании дорожек.

Рассматриваемый узел подключается к электропроводке автомобиля с помощью цветных разъемов, что исключает путаницу при установке. Задний блок предохранителей входит в салон и находится за перчаточным ящиком. Провода от приборной панели подходят туда же. Нижняя часть устройства находится под крышкой и также для удобства оснащена разноцветными контактами.

Схема блока предохранителей ВАЗ 2104 может потребоваться во время проведения ремонтных работ

Корпус самого старого устройства выполнен из пластика, сверху установлена ​​прозрачная крышка. На сегодняшний день такой блок устарел, и найти его в хорошем состоянии будет довольно сложно.

Таблица: предохранители ВАЗ 2104 и защищаемые ими цепи

№ предохранителя Сила тока, А Защищаемые цепи
F1 10 Задние фонари (свет заднего хода)
Электродвигатель отопителя
Контрольная лампа и реле обогрева заднего стекла (обмотка)
F2 10 Электродвигатели стеклоочистителя и насоса омывателя ветрового стекла
Реле очистителя ветрового стекла
F3 10 Резервный
F4 10 Резервный
F5 20 Элемент обогрева заднего стекла и реле включения обогрева (контакты)
F6 10 Прикуриватель
Штепсельная розетка переносной лампы
F7 20 Звуковые сигналы и реле включения звуковых сигналов
Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя и реле включения электродвигателя (контакты)
F8 10 Указатели поворота в режиме аварийной сигнализации
Выключатель и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации в режиме аварийной сигнализации
F9 7.5 Регулятор напряжения генератора (на автомобилях с генератором Г-222)
F10 10 Указатели поворота в режиме указания поворота и соответствующая контрольная лампа
Реле-прерыватель указателей поворота
Сигнализатор указателей поворота
Тахометр
Указатель уровня топлива
Указатель температуры охлаждающей жидкости
Вольтметр
Реле включения электродвигателя вентилятора (обмотка)
Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи
Контрольные лампы резерва топлива и включения стояночного тормоза
Сигнальные лампы аварийного падения давления масла и недостаточного уровня тормозной жидкости
Контрольная лампа включения стояночного тормоза
Контрольная лампа прикрытия воздушной заслонки карбюратора (для карбюраторного двигателя)
Термовыключатель электровентилятора
Система управления пневмоклапаном карбюратора
Обмотка возбуждения генератора (генератор 37.3701)
F11 10 Задние фонари (лампы стоп-сигнала)
Плафон внутреннего освещения кузова
F12 10 Правая фара (дальний свет)
Обмотка реле включения очистителей фар (при включённом дальнем свете)
F13 10 Левая фара (дальний свет)
Контрольная лампа включения дальнего света фар
F14 10 Левая фара (габаритный свет)
Правый задний фонарь (габаритный свет)
Фонари освещения номерного знака
Подкапотная ламп
Контрольная лампа включения габаритного света
F15 10 Правая фара (габаритный свет)
Левый задний фонарь (габаритный свет)
Лампа освещения прикуривателя
Лампа освещения приборов
Лампа освещения вещевого ящика
F16 10 Правая фара (ближний свет)
Обмотка реле включения очистителей фар (при включённом ближнем свете)
F17 10 Левая фара (ближний свет)
Это может быть интерено  Устройство, принцип действия, ремонт и замена тахометра ВАЗ 2106

Новый образец блока предохранителей

Последние модели «четверок» с карбюраторными двигателями, а также инжекторные версии оснащались новым БП. Этот продукт решает проблему частой потери контакта. Использование лопастных взрывателей значительно повысило надежность сборки. Плавильные вставки располагаются в два ряда, а для их замены используется пинцет, который идет в комплекте с блоком. Для реле есть отдельный пинцет. Новая версия блока оснащена только одной платой, что значительно упрощает ремонт.

Расположение элементов в новом монтажном блоке: R1 — реле включения обогрева заднего стекла; R2 — реле включения дальнего света фар; R3 — реле включения ближнего света фар; R4 — реле включения звукового сигнала; 1 — разъём для реле включения очистителей и омывателей фар; 2 — разъём для реле включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения; 3 — пинцет для предохранителей; 4 — пинцет для реле

Как снять монтажный блок

Блок предохранителей ВАЗ 2104 нужно снимать редко. Если такая необходимость возникает, то это связано с ремонтом или заменой устройства. Для разборки потребуются следующие инструменты:

  • ключ на 10;
  • торцевая головка на 10;
  • удлинитель.

Снимается блок в следующей последовательности:

  1. С источника питания снимаем минусовую клемму.
  2. Открываем бардачок и откручиваем крепления на боковых стенках, после чего снимаем накладку с передней панели. Крестовой отверткой откручиваем крепление на бардачке и снимаем накладку с торпеды
    Крестовой отвёрткой откручиваем крепление вещевого ящика и вынимаем корпус из торпеды
  3. Стягиваем колодки с БП под капотом.В подкапотном пространстве разъёмы с проводами к монтажному блоку подходят снизу
    В подкапотном пространстве разъёмы с проводами к монтажному блоку подходят снизу
  4. В салоне также снимаем фишки с устройства.Снимаем колодки с проводами, которые соединяются с блоком из салона
    Снимаем колодки с проводами, которые соединяются с блоком из салона
  5. Отворачиваем крепление узла к кузову, снимаем блок и резиновый уплотнитель.Блок удерживается четырьмя гайками — откручиваем их
    Блок удерживается четырьмя гайками — откручиваем их
  6. Выполнив необходимые работы, производим установку в порядке, обратном демонтажу.

Видео: как снять БП на примере ВАЗовской «семёрки»

https://www.youtube.com/embed/Y0YWb0ykspQ

Ремонт монтажного блока

Поскольку рассматриваемое устройство выполнено на печатной плате, ремонт осуществляется только после разборки. Чтобы разобрать корпус, вам понадобится только плоская отвертка. Мероприятие состоит из следующих шагов:

  1. Извлекаем все реле и плавкие вставки из блока.Чтобы разобрать монтажный блок сперва нужно извлечь все реле и предохранители
    Чтобы разобрать монтажный блок сперва нужно извлечь все реле и предохранители
  2. Верхняя крышка удерживается четырьмя винтами, отворачиваем их.Верхняя крышка крепится на четырёх винтах
    Верхняя крышка крепится на четырёх винтах
  3. Отвёрткой поддеваем фиксирующие элементы.Со стороны разъёмов корпус удерживается фиксаторами
    Со стороны разъёмов корпус удерживается фиксаторами
  4. Сдвигаем часть корпуса в сторону.После разъединения фиксаторов, сдвигаем корпус блока
    После разъединения фиксаторов, сдвигаем корпус блока
  5. Надавливаем пальцами на контакты блока.Чтобы вынуть плату, необходимо нажать на разъёмы
    Чтобы вынуть плату, необходимо нажать на разъёмы
  6. Демонтируем плату из корпуса.Снимаем плату, извлекая её из корпуса
    Снимаем плату, извлекая её из корпуса
  7. Внимательно проверяем состояние платы на наличие повреждений (плохая пайка контактов, целостность дорожек). При обнаружении проблемных мест на плате исправляем вылет. При значительных повреждениях, не подлежащих ремонту, заменяем деталь на исправную, осматриваем плату на наличие повреждений дорожек
    Осматриваем плату на предмет повреждения дорожек

Как заменить сгоревшую дорожку

Для блока ВАЗ 2104 характерна такая неисправность, как перегорание дорожки на плате. В этом случае нет необходимости заменять плату, так как путь можно восстановить. Для ремонта необходимо подготовить следующий список:

  • паяльник 40–60 Вт;
  • припой;
  • отрезок провода;
  • нож.

Для восстановления печатной платы понадобится паяльник, припой с флюсом, а также нож и кусачки
Это может быть интерено  Разбираемся с блоком предохранителей ВАЗ 2105

Последовательность ремонта может отличаться в зависимости от повреждений, но в целом он выполняется следующим образом:

  1. Поврежденную гусеницу чистим до полного удаления краски в месте поломки. Поврежденную часть гусеницы необходимо зачистить ножом
    Повреждённый участок дорожки необходимо зачистить ножом
  2. Подносим паяльник с каплей припоя и соединяем оборванную дорожку.Залудив дорожку, восстанавливаем её каплей припоя
    Залудив дорожку, восстанавливаем её каплей припоя
  3. В случае серьезного повреждения токопроводящей дорожки, для восстановления используем кусок провода, посредством которого соединяем контакты между собой. При значительном повреждении дорожки ее восстанавливают куском проволоки
    При значительных повреждениях дорожки её восстанавливают отрезком провода
  4. По окончании ремонта монтируем плату в корпус и ставим блок на место.

Видео: ремонт монтажного блока «Жигулей»

https://www.youtube.com/embed/VY98IHZ5VnE

Как проверить реле

Иногда возникают проблемы с реле в монтажном блоке «четверки». Часто проблема вызвана плохим контактом в контактах, что можно определить по цвету релейных выходов: белый или зеленый налет свидетельствует об окислении и необходимости очистки. Для этих целей используется мелкая наждачная бумага. Проверить реле можно, заменив его на заведомо исправный элемент или подав питание на контакты обмотки. Если после замены функция переключающего элемента восстанавливается, старая деталь вышла из строя.

Во втором случае на катушку реле подается напряжение от аккумулятора, а замыкание и размыкание контактов проверяется мультиметром. Наличие сопротивления при замыкании контактов будет свидетельствовать о неисправности переключающего элемента и необходимости его замены.

Для проверки реле на его обмотку подают напряжение от АКБ, а мультиметром проверяют, замыкаются контакты или нет

Блок предохранителей в салоне «четвёрки»

Большинство модификаций ВАЗ 2104 оснащены только одним БП — в моторном отсеке. Однако инжекторные версии этого автомобиля имеют дополнительный блок, который находится в салоне под бардачком. Этот блок представляет собой полосу с размещенными на ней несколькими предметами:

  • главное реле;
  • реле топливного насоса;
  • реле вентилятора.

Плавкие вставки обеспечивают защиту:

  • главного реле;
  • электробензонасоса;
  • электронного блока управления двигателем.

Блок предохранителей и реле в салоне: 1 — предохранитель, защищающий силовые цепи главного реле; 2 — главное реле; 3 — предохранитель, защищающий цепь постоянного питания контроллера; 4 — предохранитель, защищающий силовую цепь реле электробензонасоса; 5 — реле электробензонасоса; 6 — реле электровентилятора; 7 — диагностический разъём

Как снять блок предохранителей

Необходимость снятия БП может возникнуть при замене реле или элементов защиты системы управления двигателем. Для этого демонтируется сам брус, на котором держатся детали. Процедура следующая:

  1. Обесточиваем бортовую сеть, снимая клемму с минуса АКБ.
  2. Отворачиваем крепёж кронштейна к кузову.Кронштейн крепится двумя гайками под ключ на 8
    Кронштейн крепится двумя гайками под ключ на 8
  3. Снимаем планку с элементами.Отвернув гайки, снимаем кронштейн вместе с реле, предохранителями и диагностическим разъёмом
    Отвернув гайки, снимаем кронштейн вместе с реле, предохранителями и диагностическим разъёмом
  4. С помощью специальных пассатижей вынимаем поврежденный предохранитель и меняем его на новый с учетом номинала. Для извлечения предохранителя вам понадобится специальный пинцет
    Чтобы извлечь предохранитель, потребуется специальный пинцет
  5. Если вам нужно заменить реле, используйте отрицательную отвертку, чтобы отсоединить разъем и переключающий элемент. Чтобы снять контакты с блока реле, подденьте их плоской отверткой
    Для снятия разъёмов с блока реле поддеваем их плоской отвёрткой
  6. Откручиваем крепление и снимаем реле.Реле крепится к кронштейну гайкой под ключ на 8
    Реле крепится к кронштейну гайкой под ключ на 8
  7. Меняем деталь и производим сборку в обратном порядке.После снятия вышедшего из строя реле на его место устанавливаем новое
    После снятия вышедшего из строя реле на его место устанавливаем новое

Соединение элементов в дополнительном блоке ВАЗ 2104 выполнено на разъёмах и в случае возникновения неполадок меняются только детали.

Для повышения надежности электрооборудования ВАЗ «четверка» целесообразно установить блок предохранителей нового образца. Если такой возможности нет, периодический ремонт старого блока можно проводить минимальным набором инструментов и без специальных знаний. Достаточно будет ознакомиться с пошаговой инструкцией и следовать ей в процессе ремонта.

Оцените статью