Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Устройство, принцип действия, ремонт и замена тахометра ВАЗ 2106

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Такой прибор, как тахометр, не влияет ни на работу двигателя, ни на ходовые качества автомобиля, но без него приборная панель современного автомобиля была бы неполноценной. В этой статье мы рассмотрим зачем он нужен, как он работает, какие у него есть неисправности и как с ними бороться без помощи специалистов.

Содержание
  1. Тахометр ВАЗ 2106
  2. Предназначение тахометра
  3. Какой тахометр установлен на ВАЗ 2106
  4. Таблица: основные технические характеристики тахометра ТХ-193
  5. Устройство и принцип работы тахометра ТХ-193
  6. Электрическая схема подключения тахометра ВАЗ 2106
  7. Подключение тахометра в карбюраторных ВАЗ 2106
  8. Подключение тахометра в инжекторных ВАЗ 2106
  9. Неисправности тахометра
  10. Стрелка не реагирует на измерение количества оборотов
  11. Видео: стрелка тахометра не реагирует на обороты двигателя
  12. Стрелка тахометра хаотично скачет
  13. Видео: скачки стрелки тахометра
  14. Тахометр занижает или завышает показания
  15. Несовместимость тахометра ТХ-193 с бесконтактной системой зажигания
  16. Видео: решение проблемы несовместимости ТХ-193 с бесконтактной системой зажигания
  17. Проверка правильности работы тахометра
  18. Таблица: Расчётные данные для проверки тахометра
  19. Датчик тахометра
  20. Что представляет собой датчик положения коленвала
  21. Где расположен датчик положения коленвала
  22. Как проверить ДПКВ на работоспособность
  23. Замена тахометра ВАЗ 2106

Тахометр ВАЗ 2106

Первым автомобилем из семейства Жигулей, оснащенным тахометром, стал ВАЗ 2103. Ни на «копейке», ни на «двойке» такого устройства не было, но ездили без проблем и ездят по сей день без него. Зачем конструкторам понадобилось устанавливать его на панель?

Предназначение тахометра

Тахометр используется для измерения скорости вращения коленчатого вала. По сути, это тахометр, который отображает водителю их количество, отклоняя стрелку шкалы на определенный угол. С его помощью человек, сидящий за рулем, видит, в каком режиме работает двигатель автомобиля, а также есть ли на него дополнительная нагрузка. На основе полученной информации водителю легче выбрать нужную передачу. Кроме того, тахометр незаменим при настройке карбюратора. Именно его показатели учитываются при регулировке оборотов холостого хода и качества топливной смеси.

Тахометр расположен слева от спидометра

Какой тахометр установлен на ВАЗ 2106

На «шестерки» устанавливался такой же тахометр, как и на «тройки». Это была модель ТХ-193. Точность, надежность и превосходный спортивный дизайн сделали его эталоном автомобильного приборостроения. Неудивительно, что многие автовладельцы сегодня устанавливают эти тахометры в качестве дополнительных приборов. Более того, они оснащены мотоциклетными и даже лодочными двигателями. Что касается Жигулей, то устройство без изменений можно установить на такие модели ВАЗ, как 2103, 21032, 2121.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

ТХ-193 отличаются точностью, надежностью и универсальностью

Таблица: основные технические характеристики тахометра ТХ-193

Характеристика Показатель
Каталожный номер 2103–3815010–01
Посадочный диаметр, мм 100
Масса, г 357
Диапазон показаний, об/мин 0 – 8000
Диапазон измерения, об/мин 1000 – 8000
Рабочее напряжение, В 12

TX-193 все еще продается сегодня. Стоимость нового устройства в зависимости от производителя варьируется в пределах 890-1200 рублей. Б/у тахометр этой модели будет стоить вдвое дешевле.

Устройство и принцип работы тахометра ТХ-193

Тахометр «шестёрки» состоит из:

  • пластикового цилиндрического корпуса со стеклодержателем;
  • шкалы, разделённой на зоны безопасного и опасных режимов;
  • лампы подсветки;
  • миллиамперметра, на валу которого закреплена стрелка;
  • электронной печатной платы.

Тахометр ТХ-193 по конструкции электромеханический. Принцип работы основан на измерении количества импульсов электрического тока в первичной (низковольтной) цепи системы зажигания автомобиля. В двигателе ВАЗ 2106 за один оборот вала распределителя, соответствующий двум оборотам коленчатого вала, контакты в переключателе замыкаются и размыкаются ровно четыре раза. Эти импульсы снимаются устройством с конечного вывода первичной обмотки катушки зажигания. По мере прохождения через детали электронной карты их форма преобразуется из синусоидальной в прямоугольную с постоянной амплитудой. С платы ток поступает на обмотку миллиамперметра, где в зависимости от частоты следования импульсов увеличивается или уменьшается. Стрелка на устройстве реагирует именно на эти изменения. Чем больше ток, тем больше стрелка отклоняется вправо и наоборот.

Это может быть интерено  Блок предохранителей ВАЗ 2101: назначение, неисправности и ремонт

В основе конструкции ТХ-193 лежит миллиамперметр

Электрическая схема подключения тахометра ВАЗ 2106

Учитывая, что ВАЗ 2106 выпускался как с карбюраторным, так и с инжекторным двигателем, подключение тахометра было разным. Рассмотрим оба варианта.

Подключение тахометра в карбюраторных ВАЗ 2106

Электрическая цепь счётчика оборотов карбюраторной «шестёрки» довольно проста. Сам прибор, имеет три основных провода подключения:

  • к плюсовой клемме аккумуляторной батареи через контактную группу замка зажигания (красного цвета);
  • к «массе» машины (белый провод с чёрной полосой);
  • к выводу «К» катушки зажигания, подключенной к выключателю (коричневый). Тахометр имеет три основных соединения: к замку зажигания, к катушке зажигания и к «массе» автомобиля
    Тахометр имеет три основных подключения: к замку зажигания, к катушке зажигания и к «массе» автомобиля

Также есть дополнительные провода. Они служат для:

  • подачи напряжения на лампу подсветки (белый);
  • соединения с реле индикатора заряда аккумуляторной батареи (чёрный);
  • контакта с прибором датчика давления масла (серый с чёрной полосой).

Провода могут подключаться как при помощи колодки, так и по отдельности, в зависимости от года выпуска прибора и его производителя.

В карбюраторных «шестерках» с бесконтактным зажиганием схема подключения тахометра аналогична, за исключением того, что вывод «К» катушки подключается не к переключателю, а к контакту «1» переключателя.

В бесконтактной системе зажигания тахометр подключается не к катушке, а к коммутатору

Подключение тахометра в инжекторных ВАЗ 2106

В ВАЗ 2106, оснащенных двигателями с распределенным впрыском, схема подключения несколько иная. Нет ни переключателя, ни переключателя, ни катушки зажигания. Блок уже получает предварительно обработанные данные от электронного блока управления двигателем (ЭБУ). Последний, в свою очередь, считывает информацию о количестве оборотов на коленчатом валу со специального датчика. Здесь тахометр подключается к цепи через замок зажигания, массу автомобиля, ЭБУ и датчик положения коленчатого вала.

В инжекторных ВАЗ 2106 тахометр, кроме замка зажигания, имеет подключение к ЭБУ и датчику положения коленвала

Неисправности тахометра

Несмотря на то что тахометр ТХ-193 считается довольно надёжным, неисправности бывают и у него. Их признаками являются:

  • отсутствие реакции стрелки на изменение количества оборотов двигателя;
  • хаотическое движение стрелки вверх-вниз, независимо от режима работы двигателя;
  • явное занижение или завышение показаний.

О каких же поломках свидетельствуют перечисленные признаки?

Стрелка не реагирует на измерение количества оборотов

Обычно отсутствие реакции стрелки связано с обрывом контакта в контактах основных проводов соединения, либо повреждением провода цепи. Первое, что вам нужно сделать, это:

  1. Проверьте крепление провода в коричневой изоляции к выводу «К» на катушке зажигания. При обнаружении плохого контакта, следов окисления, подгорания провода или вывода устранить проблему, зачистив проблемные места, обработав их антикоррозийной жидкостью и подтянув гайку крепления.
  2. Проверьте надежность соединения черно-белого провода с «массой» автомобиля. Если коннектор сломан, очистите провод и поверхность, к которой он прикреплен.
  3. С помощью тестера определить, подается ли напряжение на красный провод при включенном зажигании. При отсутствии напряжения проверьте предохранитель F-9, отвечающий за целостность цепи панели приборов, а также состояние контактов замка зажигания.
  4. Разобрать панель приборов и проверить соединения контактов в колодке жгута проводов тахометра. «Прозвонить» тестером все провода, идущие к прибору.

Видео: стрелка тахометра не реагирует на обороты двигателя

https://www.youtube.com/embed/LxOmhzEmkx8

Стрелка тахометра хаотично скачет

Скачки стрелки ТХ-193 в большинстве случаев также являются признаком неисправности, связанной с его электрической цепью. Причинами такого поведения устройства могут быть:

  • отсутствие хорошего контакта на минусовой клемме аккумулятора;
  • окисление или подгорание коричневого провода на катушке зажигания;
  • подгорание или износ контактов крышки распределителя зажигания, или бегунка;
  • износ подшипника вала трамблёра;
  • замыкание красного провода, питающего прибор, на «массу» автомобиля;
  • неисправность датчика положения коленчатого вала (для инжекторных двигателей).
Это может быть интерено  Электросхема ВАЗ 2101: что скрывает электропроводка с пятидесятилетней историей

Аналогичная проблема решается зачисткой контактов, заменой крышки распределителя зажигания, бегунка, подпятника, восстановлением целостности изоляции питающей магистрали агрегата, заменой датчика коленвала.

Видео: скачки стрелки тахометра

https://www.youtube.com/embed/J_o11amsthE

Тахометр занижает или завышает показания

Если агрегат честно врет, проблема скорее всего в системе зажигания. Другими словами, он показывает правильно, просто количество импульсов, создаваемых прерывателем за один оборот вала распределителя, больше или меньше четырех. Если показания тахометра неверны, обычно наблюдается ухудшение характеристик двигателя. При этом могут плавать обороты, периодически случаются пропуски зажигания, которые сопровождаются троением двигателя, выхлопом белого или серого цвета.

Неисправность в этом случае следует искать в выключателе, а точнее в контактной группе или конденсаторе. Чтобы устранить такую ​​проблему, вам необходимо:

  1. Разобрать распределитель зажигания.
  2. Проверить состояние контактов прерывателя.
  3. Зачистить контакты.
  4. Произвести регулировку зазоров между контактами.
  5. Проверить исправность конденсатора, установленного в прерывателе.
  6. Проверить исправность датчика положения коленвала. В случае неисправности — заменить его.

Впрочем, причина может быть и в самом тахометре. Встречаются неисправности, связанные с деталями электронной платы, а также с обмоткой миллиамперметра. Здесь без знаний в электронике не обойтись.

Несовместимость тахометра ТХ-193 с бесконтактной системой зажигания

Агрегаты старшей модели ТХ-193 предназначены исключительно для контактных систем зажигания. Все владельцы «шестерок», которые самостоятельно переоборудовали свои автомобили на бесконтактную систему, потом сталкивались с проблемами в работе тахометра. Речь идет о разной форме электрических импульсов, поступающих на устройство от прерывателя (в контактной системе) и выключателя (в бесконтактной системе). Самый простой способ решить эту проблему — установить конденсатор через тот же коричневый провод, который идет от выключателя. Но и здесь требуется опыт, чтобы правильно подобрать емкость. В противном случае тахометр останется. Так что, если у вас нет желания участвовать в таких экспериментах, просто купите устройство для бесконтактной системы зажигания.

Видео: решение проблемы несовместимости ТХ-193 с бесконтактной системой зажигания

https://www.youtube.com/embed/jRNHjGYud9Q

Проверка правильности работы тахометра

В условиях автосервиса правильность показаний тахометра проверяется на специальном стенде, имитирующем систему зажигания. В конструкцию стенда входит распределитель электропитания и счетчик оборотов на валу. В таблице ниже приведены расчетные значения частоты вращения ротора распределителя и соответствующие показания тахометра.

Таблица: Расчётные данные для проверки тахометра

Количество оборотов вала распределителя, об/мин Правильные показания тахометра, об/мин
450–550 1000
870–1050 2000
1350–1550 3000
1800–2050 4000
2300–2500 5000
2900–3000 6000
3300–3500 7000

Вы можете самостоятельно проверить, где лежит устройство, подключив к нему параллельно автотестер, в функционал которого входит тахометр. Нужно включить его в нужный режим, подключить плюсовой щуп к выводу «К» катушки зажигания, а другой к «массе» автомобиля. Потом смотрим показания обоих приборов и делаем выводы. Вместо автотестера можно использовать известный тахометр ТХ-193. Он также подключен параллельно с тестируемым.

Датчик тахометра

Отдельно стоит рассмотреть такой элемент цепи тахометра, как датчик, а точнее датчик положения коленчатого вала (ДПКВ). Это устройство служит не только для подсчета оборотов коленчатого вала, но и для определения его положения в определенный момент, что необходимо электронному блоку управления для обеспечения корректной работы силового агрегата.

Что представляет собой датчик положения коленвала

ДПКВ — электромагнитное устройство, принцип работы которого основан на явлении индукции. При прохождении металлического предмета вблизи сердечника датчика в нем генерируется электрический импульс, который передается на электронный блок управления двигателем. Роль такого объекта в силовом агрегате «шестерки» играет шестерня коленчатого вала. Именно на ее зубы реагирует датчик.

Это может быть интерено  Звуковой сигнал ВАЗ 2107: устройство, неисправности и ремонт

Принцип работы датчика основан на явлении индукции

Где расположен датчик положения коленвала

ДПКВ на ВАЗ 2106 закрепляется в отверстии на специальном кулачке на крышке привода распредвала в нижней части двигателя рядом с шестерней коленвала. Жгут проводов, идущий к нему, может помочь определить его местонахождение. Сам датчик заключен в черный пластиковый корпус. Он крепится к крышке распределительного механизма одним винтом.

Отверстие для крепления датчика отмечено синей стрелкой

Как проверить ДПКВ на работоспособность

Для того чтобы определить, рабочий ли датчик, можно двумя методами. Для этого нам понадобятся:

  • гаечный ключ на 10;
  • отвёртка с крестовидной битой;
  • мультиметр.

Процесс проверки состоит из следующих этапов:

  1. При помощи ключа на 10 ослабляем крепление минусовой клеммы на аккумуляторе. Снимаем её.
  2. Поднимаем капот, находим датчик положения коленвала.
  3. Отсоединяем от него разъем.Разъем можно отсоединить рукой, или при помощи отвертки
    Разъем можно отсоединить рукой, или при помощи отвертки
  4. Отвёрткой откручиваем винт крепления устройства.Для отсоединения ДПКВ нужно открутить один винт
    Для отсоединения ДПКВ нужно открутить один винт
  5. Снимаем датчик.Датчик легко извлекается из посадочного отверстия
    Датчик легко извлекается из посадочного отверстия
  6. Включаем мультиметр в режиме вольтметра с пределом измерения 0–10 В.
  7. Подсоединяем его щупы к выводам датчика.
  8. Мощным движением проводим лезвие отвертки возле торца устройства. В этот момент на экране прибора должен наблюдаться скачок напряжения до 0,5 В. При приближении металлического предмета к сердечнику датчика должен наблюдаться небольшой скачок напряжения
    При приближении металлического предмета к сердечнику датчика должен наблюдаться небольшой скачок напряжения
  9. Переключаем мультиметр в режим омметра с пределом измерения 0–2 КОм.
  10. Подключаем щупы прибора к выводам датчика.
  11. Сопротивление обмотки датчика должно быть в пределах 500–750 Ом.Сопротивление обмотки должно составлять 500–750 Ом
    Сопротивление обмотки должно составлять 500–750 Ом

Если показания отличаются от указанных, датчик неисправен и подлежит замене. Устройство заменяется в соответствии с пп. 1-5 инструкции выше, только в обратном порядке.

Замена тахометра ВАЗ 2106

Если неисправность обнаружена в самом тахометре, вряд ли стоит пытаться отремонтировать его своими руками. Даже если он послужит, не факт, что его показания будут правильными. Гораздо проще купить и установить новое устройство. Для замены тахометра ВАЗ 2106 потребуются:

  • отвёртка с плоским лезвием;
  • пассатижи;
  • карандаш, фломастер или маркер.

Чтобы произвести замену тахометра, необходимо:

  1. Снять накладку приборного щитка, поддев её отвёрткой.Для снятия накладки ее нужно поддеть отверткой
    Для снятия накладки ее нужно поддеть отверткой
  2. Отвести панель в сторону.
  3. Отсоедините колодку жгута проводов от блока, а также разъемы дополнительных проводов, предварительно отметив их расположение маркером или карандашом. Перед отсоединением проводов рекомендуется пометить их расположение
    Перед отсоединением проводов рекомендуется пометить их расположение
  4. Руками, или при помощи пассатижей открутить гайки крепления тахометра к панели.Гайки можно открутить рукой или при помощи пассатижей
    Гайки можно открутить рукой или при помощи пассатижей
  5. Вынуть прибор из накладки.Чтобы извлечь прибор из накладки, его нужно подтолкнуть с обратной стороны
    Чтобы извлечь прибор из накладки, его нужно подтолкнуть с обратной стороны
  6. Установить новый тахометр, закрепить его при помощи гаек.
  7. Произвести подключение и монтаж панели в обратном порядке.

Как видите, тахометр не такой уж и сложный прибор. Ничего сложного ни в конструкции, ни в схеме подключения нет. Так что если с ним возникнут проблемы, вы легко справитесь с ними без посторонней помощи.

Оцените статью