Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Особенности конструкции и самостоятельный ремонт замка зажигания ВАЗ 2101

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Хотя замок зажигания не является основным элементом системы, его выход из строя может доставить массу неприятностей. В этой статье мы постараемся разобраться в конструктивных особенностях замка зажигания ВАЗ 2101, а также рассмотрим наиболее распространенные неисправности и способы их устранения.

Замок зажигания ВАЗ 2101

Не все водители, поворачивающие ключ зажигания в замке, представляют, как этот же замок запускает двигатель. У большинства автовладельцев это обычное действие, проводимое несколько раз в день, не вызывает никаких вопросов и ассоциаций. Но когда замок вдруг отказывается нормально функционировать, наступает момент отчаяния.

Но не все так печально, особенно если мы имеем дело с «копейкой», где абсолютно все узлы и механизмы настолько просты, что некоторые из них может отремонтировать даже новичок.

Замок зажигания ВАЗ 2101 имеет очень простую конструкцию

Предназначение замка зажигания ВАЗ 2101

Замок зажигания предназначен не только для запуска двигателя. На самом деле он выполняет сразу несколько функций:

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

  • подает напряжение в бортовую сеть автомобиля, замыкая цепи системы зажигания, освещения, звуковой сигнализации, дополнительных устройств и приборов;
  • по команде водителя включает стартер для запуска силовой установки и выключает его;
  • отключает питание бортовой цепи, сохраняя заряд аккумуляторной батареи;
  • защищает автомобиль от угона путем фиксации рулевого вала.

Расположение замка зажигания ВАЗ 2101

В «копейке», как и во всех остальных моделях «Жигулей», замок зажигания расположен слева от рулевой колонки. Он крепится непосредственно к нему с помощью двух крепежных болтов. Весь механизм устройства, кроме верхней части, где находится замочная скважина, скрыт от наших глаз пластиковым корпусом.

Замок зажигания расположен слева от рулевой колонки

Значение меток

На видимую часть корпуса замка зажигания в определенном порядке нанесены специальные метки, чтобы неопытные водители могли ориентироваться в режиме блокировки при нахождении ключа в колодце:

  • »0″ — метка, указывающая на то, что все системы, приборы и устройства, включенные с замком, выключены (к ним не относятся прикуриватель, плафон освещения салона, стоп-сигнал, в некоторых случаях магнитола);
  • »I» — метка, информирующая о том, что питание бортовой сети автомобиля осуществляется от аккумуляторной батареи. В этом положении ключ фиксируется самостоятельно, и подается питание на систему зажигания, на электродвигатели отопителя и омывателя лобового стекла, приборов, фар и световой сигнализации;
  • »II» — метка запуска двигателя. Это указывает на то, что загрузочное устройство активировано. Ключ не фиксируется в этом положении. Если его отпустить, он вернется в положение «I». Это сделано для того, чтобы не подвергать стартер ненужным нагрузкам;
  • »III» — знак парковки. Если вынуть ключ из замка зажигания в этом положении, рулевая колонка блокируется замком. Его можно разблокировать, только вставив ключ обратно и переместив его в положение «0» или «I».

Важно отметить, что не все метки расположены одна за другой: первые три из них идут по часовой стрелке, а «III» находится перед «0».

Метки служат для определения положения ключа

Распиновка выводов замка зажигания ВАЗ 2101

Замок зажигания «Копейка» имеет пять контактов и соответственно пять выводов, отвечающих за подачу напряжения на нужный узел. Все пронумерованы для удобства. Каждому выводу соответствует провод определенного цвета:

  • «50» – вывод, отвечающий за подачу тока на стартер (красный или пурпурный провод);
  • »15″ — клемма, через которую подается напряжение на систему зажигания, на электродвигатели отопителя, стиральной машины, приборной панели (двойной синий провод с черной полосой);
  • «30» и «30/1» – постоянный «плюс» (провода розового и коричневого цвета соответственно);
  • «INT» – наружное освещение и световая сигнализация (двойной черный провод).К каждому из выводов подведен провод определенного цвета
    К каждому из выводов подведен провод определенного цвета
Это может быть интерено  Разбираемся с блоком предохранителей ВАЗ 2105

Конструкция замка зажигания ВАЗ 2101

Замок зажигания «копейки» состоит из трех частей:

  • собственно замка (личинки);
  • механизма фиксации рулевой рейки;
  • контактные группы.1 — стопорная тяга; 2 — корпус; 3 — валик; 4 — контактный диск; 5 — контактная втулка; 6 — контактная колодка; а — широкий выступ контактного блока
    1 — запорный стержень; 2 — корпус; 3 — валик; 4 — контактный диск; 5 — контактная втулка; 6 — контактная колодка; а — широкий выступ контактной колодки

Личинка

Цилиндр замка (цилиндр) — это механизм, который идентифицирует ключ зажигания. Конструкция примерно такая же, как у обычных дверных замков, только немного проще. Когда мы вставляем «родной» ключ в колодец, зубья устанавливают штифты замка в положение, при котором он свободно вращается вместе с цилиндром. Если вставить другой ключ, штифты не встанут на место и гусеница останется неподвижной.

Личинка служит для идентификации ключа зажигания

Механизм фиксации рулевой рейки

Замки зажигания практически всех автомобилей оборудованы защитой от кражи такого типа. Принцип работы достаточно прост. Когда мы вынимаем ключ из замка, цилиндр которого находится в соответствующем положении, из цилиндра под действием пружины выдвигается запирающий стержень, изготовленный из стали. Он входит в специально приспособленную выемку в рулевом валу и фиксирует его. Если посторонний человек каким-то образом заведет двигатель автомобиля, вряд ли он сможет на нем далеко уехать.

Стержень служит своего рода противоугоном

Контактная группа

Группа контактов представляет собой своеобразный электрический выключатель. С его помощью, поворачивая ключ в зажигании, мы просто замыкаем нужные нам электрические цепи. В основе конструкции группы лежит блок контактов и проводов для соединения соответствующих проводов, а также контактный диск с контактом, запитанным от положительного полюса аккумулятора. При вращении гусеницы вращается и диск, замыкая или размыкая определенную цепь.

Контактная группа — это электрический переключатель

Неисправности замка зажигания ВАЗ 2101 и их признаки

Замок зажигания может выходить из строя по причине поломки одной из составляющих частей его конструкции. К таким неисправностям можно отнести:

  • поломку личинки (износ пинов, ослабление их пружин, износ посадочных гнезд пинов);
  • износ, механическое повреждение запорного стержня или его пружины;
  • окисление, пригорание, износ или механическое повреждение контактов, контактных выводов.

Поломка личинки

Признаком того, что сломалась именно гусеница, является невозможность вставить ключ в отверстие замка зажигания, или повернуть его в нужное положение. Иногда цилиндр выходит из строя, когда в него вставляется ключ. Так вот, наоборот, есть трудности с восстановлением. В таких случаях не следует применять силу и пытаться восстановить работоспособность замка. Так можно сломать ключ, и вместо замены части устройства придется менять запирающее устройство.

Если ключ не проворачивается или не вынимается из замка, скорее всего сломана личинка

Неисправность запорного стержня

Сама запорная планка сломается с трудом, но если приложить достаточное усилие и потянуть за руль при заблокированной оси, она может сломаться. И не факт, что в этом случае рулевой вал начнет свободно вращаться. Так что, если сломался замок при фиксации руля, ни в коем случае нельзя пытаться решить проблему силой. Лучше потратить некоторое время, разобрать и починить.

Может также случиться так, что из-за износа штока или ослабления пружины рулевой вал перестал фиксироваться в положении «III». Такая поломка не критична, разве что угнать машину будет немного проще.

Это может быть интерено  Замена торпеды ВАЗ 2107 своими руками: инструкции по замене панели и отдельных приборов

Запорный стержень также может сломаться

Неисправность контактной группы

Проблемы с группой контактов встречаются довольно часто. Обычно причиной неисправностей является подгорание, окисление или износ самих контактов, а также их выводов, к которым подключаются провода. Признаками того, что контактная группа вышла из строя, являются:

  • отсутствие признаков работы приборов, ламп освещения, световых сигналов, двигателей вентиляторов отопителя и омывателей стекол при нахождении ключа в положении «I»;
  • отсутствие реакции стартера при перемещении ключа в положение «II»;
  • постоянная подача напряжения в бортовую сеть автомобиля независимо от положения ключа (зажигание не выключается).

С такими поломками бороться можно двумя способами: ремонтом контактной группы, либо ее заменой. В том случае, если контакты только окислились или слегка подгорели, их можно очистить, после чего замок снова заработает в штатном режиме. Если они полностью сгорели, или изношены настолько, что не могут выполнять свои функции, контактную группу необходимо заменить.

Если контакты подгорели или окислились незначительно, их можно зачистить

Ремонт замка зажигания ВАЗ 2101

В любом случае, чтобы понять точную причину поломки замка зажигания, а также решить, стоит ли его ремонтировать или сразу заменить, блок необходимо разобрать и разобрать. Об этом мы поговорим дальше.

Снятие замка зажигания ВАЗ 2101

Чтобы демонтировать замок, нам понадобятся такие инструменты:

  • гаечный ключ на 10;
  • отвертка с крестовидным лезвием (лучше короткая);
  • небольшая шлицевая отвертка;
  • кусачки или ножницы;
  • шило.

Порядок работ следующий:

  1. Ставим машину на ровной площадке, включаем передачу.
  2. При помощи ключа на 10 откручиваем и отсоединяем клемму «-» от аккумуляторной батареи.
  3. Переходим в салон. Используя отвертку с крестовидной битой, отворачиваем четыре винта крепления двух половин кожуха рулевой колонки.
  4. Этим же инструментом откручиваем саморез фиксации кожуха к подрулевому выключателю
  5. Кнопку выключателя световой сигнализации снимаем с сиденья. Корпус состоит из двух половин, соединенных винтами. А — саморез, Б — тревожная кнопка
    Кожух состоит из двух половин, соединенных винтами. А — саморез, Б — кнопка аварийной сигнализации
  6. Отводим нижнюю половину кожуха и кусачками или ножницами перерезаем пластиковый хомут крепления проводов.Хомут нужно перекусить кусачками
    Хомут нужно перекусить кусачками
  7. Снимаем нижнюю половину кожуха.
  8. Тонкой шлицевой отверткой поддеваем уплотнительное кольцо замка зажигания. Снимаем уплотнитель.Чтобы снять кольцо, его нужно поддеть отверткой
    Чтобы снять кольцо, его нужно поддеть отверткой
  9. Отсоединяем верхнюю половину рулевого кожуха.
  10. Рукой аккуратно отсоединяем разъем с проводами от замка зажигания.Разъем легко снимается рукой
    Разъем легко снимается рукой
  11. Вставляем ключ зажигания в скважину
  12. Устанавливаем ключ в положение «0», покачивая рулевое колесо, чтобы оно разблокировалось.
  13. С помощью отвертки Phillips открутите два винта, которые крепят замок к скобе на рулевом валу. Замок крепится к кронштейну двумя винтами
    Замок крепится в кронштейне при помощи двух винтов
  14. С помощью шила опускаем стопорный стержень через боковое отверстие в кронштейне. Для снятия замка с кронштейна необходимо шилом утопить стержень замка внутрь корпуса
    Чтобы извлечь замок из кронштейна, нужно утопить запорный стержень внутрь корпуса шилом
  15. Извлекаем замок зажигания из кронштейна.

Разборка замка

Для разборки замка зажигания понадобится только тонкая шлицевая отвертка. Порядок разборки следующий:

  1. Используя отвертку, поддеваем стопорное кольцо, расположенное в проточке корпуса устройства.
  2. Снимаем кольцо.Чтобы снять контактную группу, нужно снять стопорное кольцо
    Чтобы снять контактную группу, нужно снять стопорное кольцо
  3. Вынимаем контактную группу из корпуса замка.

О том, как снять личинку, мы поговорим чуть позже.

Когда целесообразен ремонт

После разборки замка стоит внимательно осмотреть колодец, механизм блокировки и контакты. В зависимости от признаков неисправности устройства следует обратить особое внимание на узел, которому оно принадлежит. Если ключ в зажигании не повернулся из-за поломки гусеницы, вряд ли у вас получится ее починить. Но его можно заменить. К счастью, они продаются и стоят недорого.

Это может быть интерено  Ремонт стартера ВАЗ 2106 своими руками

Если причиной неисправности в замке стал износ или окисление контактов, можно попробовать восстановить их с помощью специальных антикоррозийных средств, таких как WD-40 и сухой грубой тряпки. Для этих целей нежелательно использовать абразивы, так как глубокие царапины на контактных поверхностях спровоцируют их дальнейшее пригорание. При критическом повреждении контактов можно купить саму контактную группу.

Однако, если сломается запорная планка, вам нужно будет приобрести замок в сборе, так как кейс не продается. Замок устанавливается в порядке, обратном указанному в инструкции по снятию.

Таблица: примерные цена за замок зажигания, личинку и контактную группу для ВАЗ 21201

Наименование детали Каталожный номер Примерная цена, руб.
Замок зажигания в сборе 2101–3704000 500–700
Личинка замка зажигания 2101–6100045 50–100
Контактная группа 2101–3704100 100–180

Замена контактной группы

Для замены контактной группы замка зажигания ВАЗ 2101 инструменты не требуются. Достаточно вставить его в корпус разобранного устройства, сравнить размеры вырезов на корпусе и выступов на контактной части. После этого необходимо зафиксировать его стопорным кольцом, установив в канавку.

Замена личинки

А вот с личинкой придется немного повозиться. Из инструментов здесь пригодятся:

  • электродрель со сверлом диаметром 0,8–1 мм;
  • штифт такого же диаметра длиной 8–10 мм;
  • шило;
  • тонкая шлицевая отвертка;
  • жидкость типа WD-40;
  • небольшой молоток.

Порядок работ такой:

  1. Шлицевой отверткой поддеваем накладку личинки снизу и снимаем ее.Чтобы снять накладку, ее нужно поддеть отверткой
    Чтобы снять накладку, ее нужно поддеть отверткой
  2. Находим на корпусе замка штифт, фиксирующий личинку.
  3. Высверливаем штифт при помощи электродрели, стараясь не повредить корпус замка.Штифт можно только высверлить
    Штифт можно только высверлить
  4. При помощи шила извлекаем остатки штифта из отверстия.После того, как штифт будет высверлен, личинку можно извлекать
    После того, как штифт будет высверлен, личинку можно извлекать
  5. Вынимаем личинку из корпуса.
  6. Жидкостью WD-40 обрабатываем рабочие части новой личинки.
  7. Устанавливаем новую личинку в корпус.
  8. Фиксируем ее при помощи нового штифта.
  9. Утапливаем штифт полностью при помощи небольшого молотка.На место старого стального штифта лучше установить новый алюминиевый
    На место старого стального штифта лучше установить новый алюминиевый
  10. Устанавливаем накладку на место.

Видео: замена группы контактов и цилиндра замка зажигания ВАЗ 2101

https://www.youtube.com/embed/VyKXE5zDmxY

Установка кнопки «Старт»

Некоторые владельцы «копеек» регулируют систему зажигания своих автомобилей, устанавливая вместо штатного замка зажигания кнопку «Пуск». Но что дает такой тюнинг?

Суть таких изменений заключается в упрощении процесса запуска двигателя. С кнопкой вместо замка водителю не надо вставлять ключ в замок и пытаться войти в гусеницу, тем более без привычки и без прикуривания. Кроме того, вам не нужно носить с собой ключ зажигания и беспокоиться о его потере. Но это не главное. Главное – возможность получить удовольствие от процесса запуска двигателя нажатием кнопки, а также удивить этим пассажира.

При помощи такой кнопки двигатель можно запускать без замка зажигания и ключа

В автомобильных магазинах можно приобрести комплект для запуска силового агрегата с кнопки примерно за 1500–2000 рублей.

Комплект для запуска двигателя с кнопки можно купить в автомагазинах

Но можно не тратить деньги, а собрать аналог самостоятельно. Для этого вам всего лишь понадобится двухпозиционный кулисный переключатель и кнопка (не утопленная), которая подходит по размеру к корпусу замка зажигания. Простейшая схема подключения показана на рисунке.

Тумблер и кнопку можно установить в любом удобном месте

Включая кулисный переключатель, мы тем самым подаем напряжение на все устройства и на систему зажигания. Нажатием кнопки запускаем стартер. Тумблер и саму кнопку в принципе можно разместить где угодно, лишь бы это было практично.

Как видите, ничего сложного нет ни в конструкции замка зажигания ВАЗ 2101, ни в его ремонте. В случае поломки вы легко сможете отремонтировать или заменить его.

Оцените статью