Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Электрическая система автомобиля ВАЗ 2106

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Развитие автомобилей тесно связано с развитием человечества. Становление транспорта развивалось медленно, так как самоходный автомобиль представляет собой сложную совокупность механических и электрических элементов, в которой сгруппированы основные узлы: кузов, шасси, двигатель и электропроводка, работающие в полной гармонии друг с другом. Конструкция и компоновка этих подсистем обеспечивает эффективное функционирование автомобиля, используя конструктивные особенности элементов и их назначение.

Содержание
  1. Схема электрического оборудования автомобиля ВАЗ 2106
  2. Схема проводки ВАЗ 2106 (карбюратор)
  3. Таблица: описание электрической схемы
  4. Схема проводки ВАЗ 2106 (инжектор)
  5. Таблица: описание электрической схемы инжектора
  6. Подкапотная проводка
  7. Жгут проводов в салоне
  8. Таблица: обозначение и мощность предохранителей в блоке ВАЗ 2106
  9. Особенности обслуживания электрооборудования и замена проводки ВАЗ 2106
  10. Меры предосторожности
  11. Неисправности электрооборудования ВАЗ 2106
  12. При включении омывателя глохнет мотор
  13. Неисправности контактной системы зажигания
  14. Неисправности катушки зажигания
  15. Схемы электрооборудования отдельных веток
  16. Схема регулятора оборотов электродвигателя печки
  17. Таблица: схема включения вентилятора отопителя салона
  18. Схема контактного зажигания
  19. Таблица: схема контактной системы зажигания ВАЗ 2106
  20. Схема бесконтактного зажигания
  21. Таблица: схема бесконтактной системы зажигания
  22. Схема электрооборудования ближнего света
  23. Схема подключения указателей поворота
  24. Таблица: условные обозначения схемы указателей поворота

Схема электрического оборудования автомобиля ВАЗ 2106

ВАЗ 2106 стал настоящей кульминацией многолетних инновационных исследований и разработок. Это машина с надежными механическими и электрическими узлами. При разработке ВАЗ 2106 специалисты Волжского автозавода руководствовались техническим заданием на обновление и доводку предыдущих моделей до европейских стандартов качества. Внося изменения в экстерьер, советские конструкторы разработали новый дизайн задних фонарей, боковых указателей поворотов и других элементов. Самый массовый и массовый автомобиль ВАЗ 2106 был принят на вооружение отечественных дорог в феврале 1976 года.

Дизайн модели ВАЗ 2106 включал множество внешних и внутренних разработок

Помимо изменений подвески и модификации двигателя, специалисты уделили внимание электропроводке в автомобиле, представляющей собой систему цветных проводов, уложенных рядом и связанных между собой изолентой. Электрическая схема является составной частью транспорта и включает в себя цепь, предназначенную для работы двигателя, и цепь передачи электрической энергии к потребителям освещения:

  • система запуска мотора;
  • элементы заряда аккумулятора;
  • система зажигания топливной смеси;
  • элементы наружного и салонного освещения;
  • система датчиков на панели приборов;
  • элементы звукового оповещения;
  • блок предохранителей.

Электросистема автомобиля представляет собой замкнутую цепь с независимым источником питания. Ток течет по кабелю от аккумулятора к ведомому компоненту, ток возвращается к аккумулятору через металлический корпус автомобиля, соединенный с аккумулятором толстым кабелем. Тонкие провода используются для аксессуаров и реле, требующих малой мощности.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Используя современные разработки в области дизайна и эргономики размещения органов управления, специалисты завода дополнили конструкцию ВАЗ 2106 сигнализацией, лопастным управлением дворниками, омывателем лобового стекла. Для эффективного отображения технических показателей панель приборов снабдили световым реостатом. Низкий уровень тормозной жидкости определялся отдельной сигнальной лампой. Модели в люксовой комплектации оснащались радио, обогревом заднего стекла и красной противотуманной фарой под задним бампером.

Впервые на моделях советского автопрома задние фонари объединены в единый корпус с указателями поворотов, габаритными огнями, стоп-сигналами, фонарями заднего хода, катафотами, конструктивно совмещенными со световой сигнализацией.

Схема проводки ВАЗ 2106 (карбюратор)

В автомобиле проходит сложная сеть проводов. Во избежание путаницы каждый провод, подключенный к отдельному элементу, имеет различное цветовое обозначение. Для трассировки проводов вся схема отражена в руководстве по эксплуатации автомобиля. Пучок проводов протянут по всей длине кузова от силового агрегата до багажника. Схема подключения электрооборудования проста и понятна, требует пояснений при возникновении проблем с идентификацией элементов. Цветовая маркировка используется для облегчения процесса смены электропотребителей, подробное подключение которых указано в схемах и руководствах.

Цветовая маркировка облегчает поиск конкретных электрических потребителей среди прочих элементов

Таблица: описание электрической схемы

Номер позиции Элемент электрической цепи
1 передние фонари
2 боковые указатели поворота
3 аккумуляторная батарея
4 реле лампы заряда аккумуляторной батареи
5 реле включения ближнего света фар
6 реле включения дальнего света фар
7 стартер
8 генератор
9 наружные фары

Система электрооборудования выполнена по однопроводной схеме, где минусовые выводы источников электропотребления подключаются к кузову автомобиля, выполняющему функцию «массы». Источниками питания являются динамо-машина и аккумуляторная батарея. Запуск двигателя обеспечивается стартером с электромагнитным тяговым реле.

Для работы силового агрегата с карбюратором используется механическая электрическая система зажигания. Последовательность работы системы начинается с формирования магнитного поля внутри сердечника катушки зажигания, образующего резервуар энергии, которая будет использоваться для зажигания свечей зажигания через высоковольтные провода.

Активация всего процесса запуска электрической цепи начинается с замка зажигания и контактной группы, управляющей системой зажигания автомобиля, системой освещения и световой сигнализации.

Важнейшими узлами наружного освещения являются ближний и дальний свет, указатели поворотов, задние фонари и освещение номерного знака. Для освещения салона используются два абажура. Кроме того, на стойках передних и задних дверей есть дверные выключатели. Электропроводка панели приборов включает в себя набор элементов для оповещения водителя о техническом состоянии автомобиля: тахометр, спидометр, указатели температуры, уровня топлива и давления масла. Для подсветки панели приборов в ночное время используются шесть контрольных ламп.

Это может быть интерено  Ремонт стартера ВАЗ 2106 своими руками

Основные характеристики схемы электрической проводки:

  • активация электрической цепи через замок зажигания;
  • коммутация потребителей тока через блок предохранителей;
  • соединение ключевых узлов с источником электроэнергии.

Схема проводки ВАЗ 2106 (инжектор)

Недостатком механической системы зажигания на карбюраторном двигателе является использование низковольтных точек обрыва на первичной обмотке катушки зажигания. Механический износ контактов на кулачке распределителя, их окисление и выгорание контактной поверхности от постоянного искрения. Постоянная регулировка для компенсации износа контактного выключателя исключает механические изменения. Сила искрового разряда зависит от состояния контактной группы, а плохое искрообразование приводит к снижению КПД двигателя. Механическая система не может обеспечить достаточный срок службы компонентов, ограничивая мощность искры и скорость двигателя.

Принципиальная схема с электронным управлением позволяет определить неисправный элемент

Таблица: описание электрической схемы инжектора

Номер позиции Элемент электрической цепи
1 контроллер
2 электровентилятор системы охлаждения
3 колодка жгута системы зажигания к жгуту левого брызговика
4 колодка жгута системы зажигания к жгуту правого брызговика
5 указатель уровня топлива
6 колодка жгута уровня топлива к жгуту датчика уровня топлива
7 датчик кислорода
8 колодка жгута датчика уровня топлива к жгуту системы зажигания
9 электробензонасос
10 датчик скорости
11 регулятор холостого хода
12 датчик положения дроссельной заслонки
13 датчик температуры охлаждающей жидкости
14 датчик массового расхода воздуха
15 колодка диагностики
16 датчик положения коленчатого вала
17 электромагнитный клапан продувки адсорбера
18 катушка зажигания
19 свечи зажигания
20 форсунки
21 колодка жгута системы зажигания к жгуту панели приборов
22 реле электровентилятора
23 предохранитель цепи питания контроллера
24 реле зажигания
25 предохранитель реле зажигания
26 предохранитель цепи питания электробензонасоса
27 реле электробензонасоса
28 колодка жгута системы зажигания к жгуту форсунок
29 колодка жгута форсунок к жгуту системы зажигания
30 колодка жгута панели приборов к жгуту системы зажигания
31 выключатель зажигания
32 комбинация приборов
33 табло антитоксичной системы двигателя

Для решения проблем с механической системой зажигания введено электронное зажигание. В исходных системах контактные выключатели были заменены датчиком Холла, реагирующим на вращающийся магнит на распределительном валу. В новых автомобилях убрали механическую систему зажигания, заменив ее электронной системой без движущихся частей. Система полностью управляется бортовым компьютером. Вместо распределителя зажигания введен модуль зажигания, обслуживающий все свечи зажигания. Наряду с развитием транспортных технологий автомобили стали оснащаться системой впрыска топлива, которая требует точного и мощного искрообразования.

Система впрыска на ВАЗ 2106 для подачи топлива устанавливается с 2002 года. Используемая ранее механическая искра не позволяла улучшить работу двигателя. В обновленной схеме питания форсунок используется электронная схема управления работой всей системы. Электронный блок (ЭБУ) управляет многими процессами:

  • впрыск топлива через форсунки;
  • контроль состояния горючего;
  • воспламенение;
  • состояние выхлопных газов.

Функция системы начинается с показаний датчика положения коленчатого вала, который сигнализирует ЭБУ о подаче искры на фары. Электронная схема инжектора отличается от карбюраторной модели, предполагая включение в систему автомобиля различных электронных устройств, передающих сигналы о физико-технических параметрах. Благодаря наличию множества датчиков электронная схема форсунки работает четко и стабильно. После обработки всех сигналов и параметров от датчиков во внутренней памяти микроконтроллера проверяется работа исполнительных механизмов подачи топлива, момент искрообразования.

Подкапотная проводка

Основная часть электропроводки находится в моторном отсеке, где расположены основные элементы, электронные и механические датчики автомобиля. Значительное количество проводов снижает общий эстетический вид двигателя, окруженного чередой проводов кабеля. Для практического ухода за механическими узлами двигателя производитель укладывает провода в пластиковую оплетку, исключает натирание металлических элементов корпуса и прячет в полостях кузова с глаз долой, чтобы не отвлекать внимание от блок питания.

Под капотом электрическая проводка обеспечивает подключение основных элементов силового агрегата

Под капотом двигателя находится множество вспомогательных элементов, потребляющих или вырабатывающих электрическую энергию, таких как стартер, генератор, датчики. Все устройства соединены между собой определенным образом и в порядке, отраженном в электрической схеме. Провода закреплены в безопасном и незаметном месте, что предотвращает их запутывание в движущихся частях шасси и двигателя.

Внутри моторного отсека находятся провода заземления, герметичное соединение которых допускается только на гладкой металлической поверхности. Надежный контакт массы через кузов обеспечивает единую цепь обратного тока от минусовой клеммы аккумуляторной батареи, являющейся «массой» автомобиля. Входящие в комплект кабели от датчиков помещены в защитный кожух, обеспечивающий изоляцию от тепла, жидкостей и радиопомех.

В систему проводки, размещённой в подкапотном пространстве, входят:

  • аккумулятор;
  • стартер;
  • генератор;
  • модуль зажигания;
  • высоковольтные провода и свечи зажигания;
  • многочисленные датчики.

Жгут проводов в салоне

При электропроводке все датчики, узлы и приборные панели действуют как единый механизм, обеспечивая единую задачу: бесперебойную передачу электрических сигналов между взаимосвязанными элементами.

Это может быть интерено  Особенности конструкции и самостоятельный ремонт трамблёра ВАЗ 2107

Сложная система проводов в салоне обеспечивает подключение панели приборов с прочими узлами и датчиками

В салоне автомобиля находится большая часть элементов, обеспечивающих управление технологическим процессом, контроль выполнения и диагностику технического состояния датчиков.

Органы управления автомобильных систем, расположенные внутри салона, включают:

  • панель контрольно-измерительных приборов и её подсветку;
  • внешние осветительные элементы дорожного полотна;
  • сигнализаторы поворота, остановки и звукового оповещения;
  • салонное освещение;
  • прочих электронных помощников как стеклоочистители, отопитель, радио и навигационная система.

Электропроводка в салоне обеспечивает подключение всех элементов в автомобиле через блок предохранителей, который, независимо от количества блоков, является основным элементом в электропроводке в салоне. Блок предохранителей, расположенный слева от водителя под торпедой, часто вызывал серьезные нарекания со стороны владельцев ВАЗ 2106.

Плавкие предохранители обеспечивают защиту важных элементов электрической цепи от замыкания

При потере физического контакта с проводом предохранители перегреваются и перегорают. Данным фактом стало наличие проблемы в электрической цепи автомобиля.

Предохранители являются основными элементами электрической системы

Таблица: обозначение и мощность предохранителей в блоке ВАЗ 2106

Название Назначение предохранителей
F1(16А) Клаксон, розетка для лампы, прикуриватель, лампы торможения, часы и освещения в салоне (плафоны)
F2(8A) Реле стеклоочистителя, электродвигатели отопителя и стеклоочистителя, омывателя лобового стекла
F3(8А) Дальний свет левой фары и лампа оповещения включённого дальнего света
F4(8А) Дальний свет правой фары
F5(8А) Предохранитель ближнего света левой фары
F6(8А) Ближний свет правой фары и задний противотуманная фара
F7(8А) Этот предохранитель в блоке ВАЗ 2106 отвечает за габаритный свет (левый подфарник, правый задний фонарь), лампочка багажника, освещение номера правая лампочка, лампы освещения приборов и подсветка прикуривателя
F8(8А) Габаритный свет (правый подфарник, левый задний фонарь), освещение номера левая лампочка, подкапотная лампа и лампочка оповещения о габаритном свете
F9(8А) Указатель давления масла с лампой оповещения, указатель температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива, лампа оповещения заряда аккумулятора, указатели поворота, сигнализатор открытия воздушной заслонки карбюратора, обогрев заднего стекла
F10(8А) Регулятор напряжения и обмотка возбуждения генератора
F11(8А) Резерв
F12(8 ) Резерв
F13(8А) Резерв
F14(16А) обогрев заднего стекла
F15(16А) Электродвигатель вентилятора системы охлаждения
F16(8А) Указатели поворота в режиме аварийной сигнализации

Жгут проводов проложен под ковром и проходит через технологические отверстия в металлическом кузове автомобиля от приборной панели до багажника.

Особенности обслуживания электрооборудования и замена проводки ВАЗ 2106

Правильно проложенные кабели по салону и под капотом не требуют особого внимания и обслуживания. Но после ремонтных работ кабель может быть пережат, изоляция повреждена, что приведет к короткому замыканию. Плохой контакт приведет к нагреву кабеля и расплавлению изоляции. Аналогичный результат будет при неправильной установке приборов и датчиков.

Длительный период эксплуатации автомобиля влияет на состояние изоляции проводов, которая становится твердой и ломкой, особенно при воздействии значительного тепла в моторном отсеке. Повреждения, вызванные оборванными проводами, найти непросто. Если повреждение общего имущества без оплетки, ремонт осуществляется без демонтажа проводов.

При замене одного провода следует обозначить этикетками концы провода, находящиеся в колодках, при необходимости сделав чертёж подключения.

Основные этапы замены проводки:

  • новый жгут проводов для модели ВАЗ 2106;
  • отключённая батарея от сети автомобиля;
  • разбор панели приборов;
  • разбор торпеды;
  • снятие сидений;
  • удаление шумоизолирующего покрытия для удобного доступа к жгуту проводов;
  • очистить коррозию, которая может вызвать плохой контакт;
  • по окончании работ не рекомендуется оставлять оголённые провода.

Процедуру замены проводки не следует производить без электрической схемы подключения приборов, чтобы исключить путаницы во время монтажных работ.

При замене одного провода используйте новый того же цвета и размера. После замены проверьте исправленный провод тестером, подключенным к ближайшим контактам с обеих сторон.

Меры предосторожности

Перед проведением работ отключите аккумуляторную батарею и изолируйте острые края технологических отверстий в корпусе в местах прохождения проводов во избежание коротких замыканий.

Неисправности электрооборудования ВАЗ 2106

Устранение проблем с электрическими элементами требует особых навыков и соблюдения простых правил:

  • для работы системы необходим источник питания;
  • электрическим устройствам требуется постоянное напряжение;
  • электрическая цепь не должна прерываться.

При включении омывателя глохнет мотор

Стеклоомыватель оснащен выключателем, который управляет двигателем подачи жидкости. Неисправность двигателя может быть вызвана заземлением силового кабеля, коррозией клеммы, грязной и поврежденной проводкой. Для устранения неполадок стоит проверить все эти элементы и устранить недостатки.

Неисправности контактной системы зажигания

Вероятными причинами возникновения неисправностей служат:

  • обгорание/окисление контактов распределителя зажигания (трамблёра);
  • обгорание или даже частичное разрушение крышки распределителя зажигания;
  • обгорание контакта бегунка и его износ;
  • выход из строя сопротивления бегунка;
  • выход из строя конденсатора.

Эти причины ослабляют работу двигателя и влияют на его запуск, особенно в холодный период. Одна из рекомендаций — почистить контактную группу свечей и бегунок. При возникновении этой причины контакты трамблера необходимо заменить.

Это может быть интерено  Разбираемся с блоком предохранителей ВАЗ 2105

Износ крышки зажигания вызывает повреждение бегунка. В этом случае детали подлежат замене.

Другая причина заключается в неисправности помехоподавляющего конденсатора распределителя зажигания. В любом случае деталь необходимо заменить.

Износ механической части трамблёра вызывает биение вала, что проявляется в различных зазорах контактов. Причина — износ подшипника.

Неисправности катушки зажигания

Запуск двигателя затруднен при выходе из строя катушки зажигания, которая начинает значительно нагреваться при выключении зажигания из-за короткого замыкания. Причина поломки катушки зажигания заключается в том, что катушка длительное время находится под напряжением при неработающем двигателе, что приводит к выходу обмотки из строя и ее короткому замыканию. Неисправную катушку зажигания необходимо заменить.

Схемы электрооборудования отдельных веток

Небольшим изменениям подверглось электрооборудование ВАЗ 2106. На машине был звуковой сигнал без реле включения, задние противотуманные фары. На автомобилях люксовых модификаций устанавливалась система обогрева заднего стекла. Большинство потребителей тока подключаются через ключ зажигания, что позволяет им работать только при включенном зажигании, предотвращая случайное отключение или разрядку аккумулятора.

Вспомогательные элементы работают без включения зажигания, когда ключ повернут в положение «I».

Выключатель зажигания имеет 4 позиции, включение которых возбуждает ток в конкретных разъёмах:

  • в позиции «0» от батареи запитаны только на разъёмы 30 и 30/1, другие обесточены.
  • в положении «I» ток подается на контакты 30-INT и 30/1-15, при этом включаются «габариты», стеклоочиститель, вентилятор отопителя, система обогрева, дневные ходовые огни и противотуманные фары;
  • В положении «II» к ранее использовавшимся контактам дополнительно подключаются контакты 30–50. При этом в цепь включаются система зажигания, стартер, датчики панели и «поворотники».
  • в позиции «III» задействуется только стартер автомобиля. При этом ток доступен только разъёмам 30-INT и 30/1.

Схема регулятора оборотов электродвигателя печки

Если автономный отопитель работает недостаточно эффективно, стоит обратить внимание на вентилятор печки. Технология обогрева автомобиля проста и доступна для анализа.

Проблема с работой вентилятора отопителя возможно заключается в плохом контакте или перегоревшем предохранителе

Таблица: схема включения вентилятора отопителя салона

Номер позиции Элемент электрической цепи
1 генератор
2 аккумуляторная батарея
3 замок зажигания
4 блок предохранителей
5 переключатель вентилятора отопителя
6 дополнительный резистор скорости
7 электродвигатель вентилятора печки

Проблема может заключаться в плохом контакте, который приводит к тому, что вентилятор перестаёт работать.

Схема контактного зажигания

Простая система контактного зажигания представляла значительные проблемы при выгорании контакта бегунка в трамблёре

Таблица: схема контактной системы зажигания ВАЗ 2106

Номер позиции Элемент электрической цепи
1 генератор
2 замок зажигания
3 распределитель зажигания
4 кулачок прерывателя
5 свечи зажигания
6 катушка зажигания
7 аккумуляторная батарея

Схема бесконтактного зажигания

Установка бесконтактной системы зажигания – инновационная опция при модификации модели ВАЗ 2106. От такого новаторского подхода чувствуется ровный рокот двигателя, устраняются ошибки при резком увеличении скорости, облегчается запуск в холодное время года.

Установка бесконтактной системы зажигания сказывается на расходе топлива

Таблица: схема бесконтактной системы зажигания

Номер позиции Элемент электрической цепи
1 датчик-распределитель зажигания
2 свечи зажигания
3 экран
4 бесконтактный датчик
5 катушка зажигания
6 генератор
7 выключатель зажигания
8 аккумуляторная батарея
9 коммутатор

Основным отличием от бесконтактной системы является наличие датчика пульса, установленного вместо распределителя. Датчик вырабатывает импульсы, посылает их на коммутатор, который вырабатывает импульсы как в первичной обмотке катушки зажигания. Кроме того, вторичная обмотка вырабатывает ток высокого напряжения, который в определенной последовательности подает его на свечи зажигания.

Схема электрооборудования ближнего света

Фары являются важным элементом безопасности, отвечающим за улучшение видимости транспортных средств днем ​​и ночью. При длительном использовании светоизлучающая нить приходит в негодность, что мешает работе системы освещения.

Поиск неисправности в работе системы освещения следует начинать с блока предохранителей

Потеря света влияет на ночное вождение. Поэтому лампу, пришедшую в негодность, следует заменить для увеличения освещения. Помимо ламп причинами неисправности могут стать переключающие реле и предохранители. Включите эти элементы в контрольный список проверки при устранении неполадок.

Схема подключения указателей поворота

При создании модели ВАЗ 2106 конструкторы включили в список необходимых элементов сигнализацию, которая активируется отдельной кнопкой и активирует все поворотники.

Анализ схемы подключения поворотов позволит найти причину неисправности

Таблица: условные обозначения схемы указателей поворота

Номер позиции Элемент электрической цепи
1 Передние указатели поворота
2 Боковые повторители указателей поворота на передних крыльях
3 Аккумуляторная батарея
4 Генератор ВАЗ-2106
5 Замок зажигания
6 Блок предохранителей
7 Дополнительная колодка предохранителей
8 Реле прерыватель аварийной сигнализации и указателей поворота
9 Индикаторная лампа неисправности зарядки в комбинации приборов
10 Кнопка включения аварийной сигнализации
11 Указатели поворота в задних фонарях

Особых сложностей в работе с электросистемой автомобиля ВАЗ 2106 не возникает. Необходим постоянный тщательный уход и забота о чистоте контактов. Важно сделать все грамотно и аккуратно, продлить срок службы важных узлов и агрегатов.

Оцените статью