Электронная искровая система появилась только на последних модификациях заднеприводной «классики» ВАЗ 2106. До середины 90-х годов эти автомобили оснащались зажиганием с механическим переключателем, что было очень ненадежно в эксплуатации. Проблема решается сравнительно легко – владельцы устаревших «шестерок» могут купить комплект бесконтактного зажигания и установить его на автомобиль самостоятельно, не обращаясь к электрикам.
- Устройство электронного зажигания ВАЗ 2106
- Бесконтактный трамблёр
- Управляющий коммутатор
- Схема и принцип работы БСЗ
- Видео: отличия БСЗ от механического прерывателя
- Неисправности бесконтактной системы
- Видео: как проверить исправность коммутатора
- Монтаж БСЗ на ВАЗ 2106
- Видео: инструкция по установке бесконтактного оборудования
- Установка момента зажигания
- Видео: регулировка зажигания «на слух»
- Свечи для электронного зажигания
Устройство электронного зажигания ВАЗ 2106
Бесконтактная система (сокращённо — БСЗ) «Жигулей» включает шесть устройств и деталей:
- основной распределитель импульсов зажигания — трамблёр;
- катушка, вырабатывающая высокое напряжение для искры;
- коммутатор;
- соединительный шлейф проводов с разъёмами;
- кабели высокого напряжения с усиленной изоляцией;
- свечи зажигания.
БСЗ унаследовал от контактной цепи только высоковольтные кабели и свечи. Несмотря на внешнее сходство со старыми деталями, катушка и трамблер конструктивно другие. Новыми элементами в системе являются выключатель управления и жгут проводов.
Катушка, работающая в составе бесконтактной цепи, отличается количеством витков на первичной и вторичной обмотках. Проще говоря, он мощнее старого варианта, так как рассчитан на создание импульсов в 22-24 тысячи вольт. Предшественник выдавал максимум 18 кВ на электроды фонарей.
Чтобы сэкономить на установке электронного зажигания, один мой знакомый заменил трамблер, но подключил коммутатор к старой катушке «шестерки». Эксперимент закончился неудачей — сгорели обмотки. В итоге мне все же пришлось купить новый тип катушки.
Кабель с разъемами используется для надежного соединения клемм распределителя зажигания и выключателя. Единство этих двух элементов следует рассматривать отдельно.
Бесконтактный трамблёр
Внутри корпуса распределителя располагаются следующие детали:
- вал с площадкой и бегунком на конце;
- опорная пластина, поворачивающаяся на подшипнике;
- магнитный датчик Холла;
- на валу закреплён металлический экран с просветами, вращающийся внутри зазора датчика.
Снаружи на боковой стенке установлен вакуумный узел опережения зажигания, соединенный с опорной площадкой при помощи тяги. Поверх замков закрепляется крышка, куда подключаются кабели от светильников.
Основным отличием от этого распределителя является отсутствие механической контактной группы. Роль прерывателя здесь играет электромагнитный датчик Холла, реагирующий на прохождение через зазор металлического экрана.
Когда пластина перекрывает магнитное поле между двумя элементами, устройство бездействует, но как только в зазоре открывается щель, датчик генерирует постоянный ток. Как работает трамблер в составе электронного зажигания, читайте ниже.
Управляющий коммутатор
Элемент представляет собой панель управления, защищенную пластиковой крышкой и закрепленную на алюминиевом радиаторе охлаждения. В последнем было сделано 2 отверстия для крепления детали к кузову. На ВАЗ 2106 переключатель находится внутри моторного отсека на правом боковом элементе (по ходу движения автомобиля), рядом с расширительным бачком охлаждающей жидкости.
Важнейшими функциональными деталями электронной схемы являются мощный транзистор и контроллер. Первый решает 2 задачи: усиливает сигнал от распределителя и управляет работой первичной обмотки катушки. Микросхема выполняет следующие функции:
- отдаёт команды транзистору разрывать цепь катушки;
- создаёт в цепи электромагнитного датчика опорное напряжение;
- считает обороты двигателя;
- защищает цепь от высоковольтных импульсов (свыше 24 В);
- корректирует угол опережения зажигания.
Переключатель не боится менять полярность, если автомобилист ошибочно перепутал плюсовой провод с «массой». В схеме есть диод, замыкающий линию в таких случаях. Контроллер не сгорит, а просто перестанет работать — на свечах не появится искра.
Схема и принцип работы БСЗ
Все элементы системы связаны между собой и с двигателем следующим образом:
- вал трамблёра вращается от приводной шестерни мотора;
- установленный внутри распределителя датчик Холла подключён к коммутатору;
- катушка соединяется линией низкого напряжения с контроллером, высокого — с центральным электродом крышки трамблёра;
- высоковольтные провода от свечей зажигания подключаются к боковым контактам крышки главного распределителя.
Резьбовая клемма «К» на катушке соединена с плюсовой клеммой реле блокировки зажигания и клеммой «4» на выключателе. Другая клемма с маркировкой «К» подключается к разъему «1» контроллера, сюда же приходит провод тахометра. Клеммы «3», «5» и «6» на выключателе используются для подключения датчика Холла.
Алгоритм работы БСЗ на «шестёрке» выглядит так:
- После поворота ключа в замке на электромагнитный датчик и первую обмотку трансформатора подается напряжение. Вокруг стального сердечника возникает магнитное поле.
- Стартер вращает коленчатый вал двигателя и привод распределителя. При прохождении экранной щели между сенсорными элементами генерируется импульс, который подается на переключатель. В этот момент один из поршней находится вблизи верхней точки.
- Контроллер через транзистор размыкает цепь на первичную обмотку катушки. Затем во вторичке формируется кратковременный импульс до 24 тысяч вольт, который по кабелю идет к центральному электроду крышки распределителя.
- Пройдя через подвижный контакт — бегунок, направленный на нужную клемму, ток поступает на боковой электрод, а оттуда — по кабелю на свечу. В камере сгорания образуется вспышка, горючая смесь воспламеняется и толкает поршень вниз. Двигатель запускается.
- Когда следующий поршень достигает ВМТ, цикл повторяется, только искра передаётся другой свече.
Для оптимального сгорания топлива при работе двигателя вспышка в цилиндре должна происходить за доли секунды до того, как поршень достигнет своего максимального верхнего положения. Для этого БСЗ обеспечивает искрообразование перед определенным углом. Величина зависит от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки на силовой агрегат.
Угол опережения корректируется переключателем и вакуумным блоком распределителя. Первый считывает количество импульсов с датчика, второй работает механически от разрежения, подаваемого от карбюратора.
Видео: отличия БСЗ от механического прерывателя
https://www.youtube.com/embed/Ud-nuLSxwvk
Неисправности бесконтактной системы
По надежности БСЗ значительно превосходит устаревшее контактное зажигание «шестерки», проблемы возникают гораздо реже и легче диагностируются. Признаки сбоя системы:
- полный отказ — мотор глохнет и больше не заводится;
- неравномерный холостой ход, выстрелы в карбюратор при резком нажатии педали газа;
- перебои и пропуски циклов во время езды.
Чаще всего встречается первый признак — отказ двигателя, сопровождающийся отсутствием искры. Распространённые причины неполадки:
- Сгорел резистор, встроенный в горелку распределителя. Перегорание резистора, установленного в бегунке, приводит к разрыву высоковольтной цепи и отсутствию искры на свечах
Перегорание резистора, установленного в бегунке, приводит к разрыву высоковольтной цепи и отсутствию искры на свечах - Вышел из строя датчик Холла.
- Обрыв проводов, соединяющий коммутатор с катушкой либо датчиком.
- Сгорел коммутатор, точнее, одна из деталей электронной платы.
Высоковольтная катушка приходит в негодность крайне редко. Симптомы аналогичные — полное отсутствие искры и «мёртвый» мотор.
Поиск «виновника» осуществляется методом последовательных измерений в разных точках. Включите зажигание и с помощью вольтметра проверьте напряжение на датчике Холла, контактах трансформатора и клеммах переключателя. Ток должен подаваться на первичную обмотку и 2 крайних контакта электромагнитного датчика.
Для проверки контроллера известный автоэлектрик предлагает воспользоваться одной из функций. После включения зажигания коммутатор подает питание на катушку, но если стартер не вращается, то напряжение пропадает. В этот момент нужно провести измерение с помощью прибора или контрольной лампочки.
Неисправность датчика Холла диагностируется так:
- Отсоедините высоковольтный кабель от центрального разъема на крышке распределителя и закрепите разъем в непосредственной близости от кузова, на расстоянии 5-10 мм.
- Отсоедините разъем от распределителя, вставьте оголенный конец провода в его центральный разъем. Тестовый провод для проверки датчика вставляется в средний разъем отсоединяемого разъема
Тестовый провод для проверки датчика вставляется в средний контакт отключенного разъёма - Вторым концом проводника касайтесь кузова, предварительно включив зажигание. Если раньше искры не было, а теперь она появилась, меняйте датчик.
При периодической работе двигателя проверяйте целостность проводов, загрязнение клемм выключателя или высоковольтных проводов на пробой изоляции. Иногда возникает задержка сигнала переключения, что вызывает просадки и ухудшение разгонной динамики. Обнаружить такую проблему обычному владельцу ВАЗ 2106 достаточно сложно, лучше обратиться к мастеру-электрику.
Современные контроллеры, используемые на бесконтактном зажигании «шестерки», довольно редко перегорают. Но если проверка датчика Холла дала отрицательный результат, попробуйте заменить выключатель методом исключения. К счастью, цена новой запчасти не превышает 400 рублей.
Видео: как проверить исправность коммутатора
https://www.youtube.com/embed/grcKXKlJd9I
Монтаж БСЗ на ВАЗ 2106
При выборе комплекта бесконтактного зажигания обратите внимание на объем двигателя вашей «шестерки». Распределительный вал для двигателя объемом 1,3 литра должен быть на 7 мм короче, чем для более мощных силовых агрегатов объемом 1,5 и 1,6 литра.
Чтобы установить БСЗ на автомобиль ВАЗ 2106, следует подготовить такой набор инструментов:
- ключи рожковые либо накидные размерами 7—13 мм;
- отвёртки с плоским и крестообразным шлицем;
- плоскогубцы;
- дрель со сверлом 4 мм (для крепления электронного блока в лонжероне придётся сделать 2 отверстия под саморезы).
Я настоятельно рекомендую купить накидной ключ на 38 мм с длинной ручкой, чтобы открутить храповик. Он дешевый, в пределах 150 рублей, пригодится во многих ситуациях. Этим ключом легко проворачивать коленчатый вал и выставлять метки на шкиве для регулировки зажигания и опережения зажигания.
Первым делом нужно демонтировать старую систему — главный распределитель и катушку:
- Отсоедините высоковольтные провода от разъемов на крышке распределителя и отсоедините его от корпуса, разблокировав защелки. Демонтаж старого оборудования начинается с демонтажа трамблера – снятия крышки и проводов
Демонтаж старого оборудования начинается с разборки трамблёра — снятия крышки и проводов - При проворачивании коленчатого вала установите толкатель под углом примерно 90° к двигателю и сделайте отметку на клапанной крышке с противоположной стороны. Откручиваем гайку на 13мм, крепящую трамблер к блоку. Перед снятием распределителя зажигания отметьте положение ползунка мелом
Перед снятием распределителя зажигания нужно отметить мелом положение бегунка - Откручиваем хомуты старой катушки и отсоединяем провода. Распиновку рекомендуется запомнить или зарисовать.Наконечники проводов подключаются к контактам трансформатора на резьбовых клеммах
Клеммы проводов подсоединяются к контактам трансформатора на резьбовых зажимах - Ослабьте и открутите гайки крепления хомута, снимите катушку и трамблер с автомобиля. Корпус распределителя крепится к блоку цилиндров одной гайкой под ключ на 13
К блоку цилиндров корпус распределителя крепится единственной гайкой под ключ 13 мм
При снятии распределителя зажигания сохраняйте прокладку в виде шайбы, установленной между площадкой деталей и блоком цилиндров. Может быть полезно для бесконтактного дистрибьютора.
Перед установкой БСЗ стоит проверить состояние высоковольтных кабелей и светильников. Если вы сомневаетесь в работоспособности этих деталей, лучше их сразу поменять. Исправные свечи необходимо очистить и установить с отверстием 0,8-0,9 мм.
Установку бесконтактного комплекта выполняйте по инструкции:
- Снять крышку распределителя БСЗ, при необходимости переставить уплотнительную шайбу со старой запчасти. Поверните ползунок в нужное положение и вставьте вал распределителя в гнездо, слегка прижмите площадку гайкой. Перед установкой распределителя в гнездо поверните ползунок против нанесенных мелом меток на клапанной крышке
- Наденьте крышку, зафиксировав защёлки. Подсоедините кабели свечей согласно нумерации (цифры указаны на крышке).
- Прикрутите катушку бесконтактной системы к кузову ВАЗ 2106. Для того, чтобы клеммы «В» и «К» оказались в исходном положении, необходимо предварительно развернуть корпус изделия внутри монтажного хомута. При установке катушки отсоедините провода от реле зажигания и тахометра
При монтаже катушки подключите провода от реле зажигания и тахометра - Наденьте на контакты провода от замка зажигания и тахометра согласно приведённой выше схеме.
- Установите контроллер на боковой балке, просверлив 2 отверстия. Снимите расширительный бачок для удобства. Контроллер крепится к отверстиям в боковой балке с помощью саморезов
Контроллер крепится к отверстиям в лонжероне с помощью саморезов - Подсоедините жгут проводов к распределителю, выключателю и трансформатору. Синий провод подключается к выводу «В» катушки, коричневый провод подключается к выводу «К». Проложите высоковольтный кабель между крышкой распределителя и центральным электродом трансформатора Световоды подключаются согласно нумерации на крышке, центральный провод подключается к электроду катушки
Свечные кабели подсоединяются согласно нумерации на крышке, центральный провод подключается к электроду катушки
Если в процессе установки не было досадных ошибок, машина сразу заведется. Зажигание можно отрегулировать «на слух», ослабив гайку трамблера и медленно поворачивая корпус на холостом ходу. Добейтесь максимально стабильной работы мотора и затяните гайку. Установка завершена.
Видео: инструкция по установке бесконтактного оборудования
https://www.youtube.com/embed/Gqj1OHKVOus
Установка момента зажигания
Если вы перед разборкой забыли поставить риску на клапанной крышке либо не совместили метки, момент искрообразования придётся настроить заново:
- Выверните свечу первого цилиндра и сбросьте крышку главного распределителя.Чтобы отследить ход поршня, нужно выкрутить свечу первого цилиндра
Чтобы отследить ход поршня, нужно выкрутить свечу первого цилиндра - Вставьте длинную отвертку в свечной колодец и ключом поверните коленчатый вал за храповик по часовой стрелке (вид спереди машины). Цель найти ВМТ поршня, что максимально вытолкнет отвертку из колодца Метка на шкиве ставится напротив длинной риски на корпусе двигателя
Метка на шкиве выставляется напротив длинной риски на корпусе мотора - Ослабьте гайку, которая крепит распределитель к блоку. Поворачивая крышку, убедитесь, что одна из прорезей на экране находится в зазоре датчика Холла. При этом подвижный контакт ползунка должен быть четко совмещен с боковым контактом «1» на крышке распределителя. Корпус распределителя нужно повернуть в нужное положение и зафиксировать гайкой
Корпус трамблёра следует повернуть в нужное положение и зафиксировать гайкой - Затяните гайку крепления распределителя, установите крышку и свечу зажигания, затем запустите двигатель. Когда прогреется до 50-60 градусов, отрегулируйте зажигание «на слух» или стробоскопом.
ВНИМАНИЕ! Когда поршень цилиндра 1 достигнет своего верхнего положения, насечка на шкиве коленчатого вала должна совпасть с первой длинной риской на крышке узла газораспределения. Для начала нужно дать угол опережения 5°, затем поставить метку шкива напротив второй риски.
Таким же образом осуществляется настройка с помощью лампочки, подключенной к массе автомобиля и низковольтной обмотке катушки. Момент зажигания определяется по вспышке лампы при срабатывании датчика Холла, и переключающий транзистор размыкает цепь.
Когда мне довелось оказаться на оптовом рынке автозапчастей, я купил недорогой стробоскоп. Это устройство значительно упрощает настройку зажигания, показывая положение насечки на шкиве при работающем двигателе. Стробоскоп подключается к распределителю и мигает одновременно с образованием искры в цилиндрах. Направив лампу на шкив, можно увидеть положение метки и ее изменение с увеличением скорости.
Видео: регулировка зажигания «на слух»
https://www.youtube.com/embed/KgoWV_cy5as
Свечи для электронного зажигания
При установке БСЗ на автомобиль модели ВАЗ 2106 рекомендуется выбирать и устанавливать свечи, оптимально подходящие для электронного зажигания. Наряду с российскими запчастями допускается использование импортных аналогов известных брендов:
- рекомендуемые производителем оригинальные свечи — А17ДВР (М);
- NGK — BCPR6ES-9, BPR6ES-9;
- Bosch — FR7DCU, WR7DC;
- Brisk — DR15YC, LR15YC;
- Beru — 14FR-7DU, 14R-7DU.
Буква М в маркировке бытовой детали указывает на омедненные электроды. В продаже имеется комплект А17ДВР без медного покрытия, вполне подходит для БСЗ.
Расстояние между рабочими электродами свечи зажигания устанавливают плоским щупом 0,8-0,9 мм. Превышение или уменьшение рекомендуемого зазора приводит к падению мощности двигателя и увеличению расхода топлива.
Установка бесконтактной искровой системы значительно улучшает характеристики карбюраторных Жигулей, оснащенных задним приводом. Ненадежные, вечно подгорающие контакты доставляли немало хлопот владельцам «шестерок». В самые неподходящие моменты приходилось чистить выключатель, да и руки пачкались. Первое электронное зажигание появилось на переднеприводных моделях «восьмого» семейства, затем перекочевало на ВАЗ 2101-2107.